-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 3460
Комментариев: 3
Написано: 3461


По этому поводу преосвященный Иеремия писал, что владыка Феофилакт, будучи четвертым епископом на Кавказской

Понедельник, 30 Мая 2016 г. 17:14 + в цитатник

Владыке Феофилакту выпало управлять
Кавказской епархией в переломный период ее истории. Это нашло отражение и в
изменении титула епископа. Прежнее наименование «Кавказский и Черноморский»
было заменено новым: «Кавказский и Екатеринодарсиий». Непосильные
епархиальные труды, к сожалению, преждевременно свели преосвященного
Феофилакта в могилу. Он скончался в 1872 г. в возрасте 55 лет. 13 мая 1872
г. его останки были погребены под сводами Казанского кафедрального собора в
Ставрополе. По этому поводу преосвященный Иеремия писал, что владыка
Феофилакт, будучи четвертым епископом на Кавказской кафедре, даже после
кончины пребывает неразлучно со своей паствой.

В ее глазах он долгие годы пользовался репутацией подвижника,
неутомимого труженика на Ниве Христовой. Его могила на протяжении многих
десятилетий служила местом глубокого почитания. Тут постоянно служились
панихиды, а в 1912 г.—в 40-ю годовщину со дня смерти этого Кавказского
архипастыря — поднимался даже вопрос об его канонизации156.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98685700_Po-etomu-povodu-preosvasennyj-Ieremia-pisal-cto-vladyka-Feofilakt-buduci-cetvertym-episkopom-na-Kavkazskoj-kafedre-daze-posle-konciny-prebyvaet-nerazlucno-so-svoej-pastvoj. (400x209, 6Kb)

На все просьбы поберечь свое слабое здоровье следовал неизменный ответ владыки Феофилакта: «Нет, други, не

Понедельник, 30 Мая 2016 г. 15:34 + в цитатник

На все просьбы поберечь свое слабое здоровье
следовал неизменный ответ владыки Феофилакта: «Нет, други, не так! Не таков
я, пока не во гробе, не выпущу своего жезла из рук!»

Чтобы направить церковную жизнь епархии на правильный путь, он
сам в здании духовной семинарии стал вести назидательные беседы с
преподавателями и воспитанниками этого духовно-учебного заведения, с
городским духовенством, с посещавшими кафедральный город по делам службы
сельскими и станичными священниками. Темой обычно служило разъяснение
высокой миссии пастырского служения. Большое внимание преосвященный
Феофилакт в своих поучениях уделял исповеди прихожан, видя в ней
могущественное средство воспитания Кавказской паствы в строго нравственном
духе.

С присоединением церквей Кавказского линейного духовенства
невероятно усложнилось и управление Кавказской епархией, число церквей в
которой достигло 400. Одна лишь переписка по церковным делам с военными и
гражданскими властями Кавказа поглощала массу времени у владыки Феофилакта,
доводя его нередко до полного изнеможения. В новых условиях возникла
настоятельная необходимость в учреждении в Кавказской епархии викариатства.
Эта мысль, за которую ратовал еще первый епископ Кавказский Иеремия,
получила, наконец, осуществление в 1870 году, когда состоялось открытие
Моздокского викариатства. Достойным преемником знаменитого Гаия стал ректор
Кавказской духовной семинарии архимандрит Исаакий (впоследствии епископ
Томский и Семипалатинский). Он оказывал существенную помощь владыке
Феофилакту в управлении обширной епархией, живя постоянно в Ставрополе при
приписанной к архиерейскому дому Андреевской церкви.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98684967_--Ctoby-napravit-cerkovnuue-zizn-eparhii-na-pravilnyj-put-on-sam-v-zdanii-duhovnoj-seminarii-stal-vesti-nazidatelnye-besedy-s-prepodavatelami-i-vospitannikami-etogo-duhovno-ucebnogo-za (400x209, 8Kb)

Живя вдали от духовного начальства (местопребывание главного военного священника Кавказской армии было в Тифлисе),

Понедельник, 30 Мая 2016 г. 14:44 + в цитатник

После присоединения линейного духовенства к
Кавказской епархии владыка Феофилакт воочию убедился в его
неблагоустроенной жизни. Во время обозрения новых приходов в 1868 и 1869
гг. он заметил среди этого духовенства много уклонений от правил
благоповедения и церковного порядка. Многие священники, особенно в глухих
горных станицах, оказались малоопытными не только в пастырской
деятельности, но даже в совершении богослужения и в отправлении обычных
треб. Живя вдали от духовного начальства (местопребывание главного военного
священника Кавказской армии было в Тифлисе), лишенные опытных руководителей
в лице благочинных, они отвыкли даже от церковности.

Казачье линейное духовенство не находило ни нравственной, ни
материальной поддержки. Нередко оно становилось жертвой произвола военных
властей и станичного начальства, не встречая защиты и покровительства от
далекой канцелярии главного военного священника Кавказской армии. В станице
Холмской, например, доход молитвенного дома расхищался местной
администрацией, а церковный причт подвергался преследованиям со стороны
командира Абинского полка Есакова. По его наущению, станичное общество
вынесло даже приговор об изгнании священника за то, что он добился закрытия
ветхого, грозившего падением молитвенного дома154.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%96%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98684741_Ziva-vdali-ot-duhovnogo-nacalstva-mestoprebyvanie-glavnogo-voennogo-svasennika-Kavkazskoj-armii-bylo-v-Tiflise-lisennye-opytnyh-rukovoditelej-v-lice-blagocinnyh-oni-otvykli-daze-ot-cerk (400x209, 6Kb)

Таким образом, процесс создания духовенства в Закубанском крае должен был складываться совершенно иначе, нежели

Понедельник, 30 Мая 2016 г. 12:34 + в цитатник

Таким образом, процесс создания духовенства в
Закубанском крае должен был складываться совершенно иначе, нежели это было
за 70 лет до того в Черномории, где оно выбиралось из среды самих казаков.
Однако «охотников» ехать на Кубань из России оказалось мало, и в новые
Закубанские станицы были назначены священники и причетники из Владимирской,
Калужской, Костромской и Тверской епархий. Но на Кубани они попали в такие
тяжелые условия из-за недостатка материальных средств, болезней и военных
опасностей, что вскоре стали бежать обратно в Россию. В станице Натухайской
благочинный Алагумского казачьего полка священник И. Полчанинов, ехавший с
конвоем из 15 казаков, был захвачен горцами в плен, и его лишь с большим
трудом удалось выкупить. Дело грозило упразднением церковных причтов в
большинстве новых станиц, которые были не в состоянии содержать свое
духовенство.

Острый недостаток священников в приходах Закубанского края
вынудил военное начальство сделать в 1866 году представление Кавказскому
наместнику о назначении в станицы иеромонахов. Однако представление не
получило благоприятного для края решения. Среди «охотников» оказалось
немало людей со слабой нравственностью. В канцелярии главного священника
Кавказской армии находились дела об удалении из Кубанского войска 24
священников за порочное поведение. Кубанский историк П. П. Короленко
приводит такой пример: «В станице Самурской в 1867 году офицеры, пьянствуя
со священником, напоили его до бесчувствия и носили по улицам на мертвецких
носилках, говоря всем встречным, что их духовный пастырь внезапно скончался
и они его сами отпевают...»153

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98683964_Korolenko-privodit-takoj-primer_-_V-stanice-Samurskoj-v-1867-godu-oficery-panstvua-so-svasennikom-napoili-ego-do-bescuvstvia-i-nosili-po-ulicam-na-mertveckih-nosilkah-govora-vsem-vstrec (400x209, 7Kb)

Уже в самом начале массового заселения Закубанского края военные власти принимали в расчет угрозу активизации

Понедельник, 30 Мая 2016 г. 05:34 + в цитатник

Количество нерешенных дел особенно
увеличилось после воссоединения с епархией приходов линейных станиц. В 1845
году в ведомство главного священника Кавказского отдельного корпуса перешло
82 церкви. Накануне воссоединения в 1867 году в епархии числилось 167
церквей, из которых 67 подчинялись непосредственно Екатеринодарскому
Духовному Правлению. Теперь к Кавказской епархии сразу присоединились 220
церквей. Эти цифры свидетельствуют о бурном развитии на Северном Кавказе
нового церковного строительства, что в первую очередь было связано с
интенсивным заселением Закубанского края. В течение нескольких лет здесь
возникли десятки новых станиц. Уже в самом начале массового заселения
Закубанского края военные власти принимали в расчет угрозу активизации
фанатически настроенных элементов сектантства и старообрядчества среди
жителей новых казачьих станиц в случае длительного отсутствия в них
православных священников и церквей. Это обстоятельство заставило на этот
раз военное начальство позаботиться, чтобы в каждой новой станице
непременно был священник, который, кроме совершения треб, следил бы за
упрочением нравственности среди жителей и наблюдал за устройством
молитвенного дома. Генерал Евдокимов, излагая эти соображения штабу
Кавказской армии, считал необходимым, чтобы на каждые 200 душ переселенцев
в обязательном порядке назначался один военный священник.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D0%B6%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98680195_Uze-v-samom-nacale-massovogo-zaselenia-Zakubanskogo-kraa-voennye-vlasti-prinimali-v-rascet-ugrozu-aktivizacii-fanaticeski-nastroennyh-elementov-sektantstva-i-staroobradcestva-sredi-zite (400x209, 8Kb)

Владыка Иеремия, находясь вдали от своей бывшей паствы, тем не менее понимал, что осуществление широких задач

Понедельник, 30 Мая 2016 г. 04:54 + в цитатник

Владыка Иеремия, находясь вдали от своей
бывшей паствы, тем не менее понимал, что осуществление широких задач нового
общества среди исповедовавших ислам горцев Кавказа стало возможным лишь
после военного разгрома фанатического мюридизма, объявившего русским
священную войну—газават, и сдачи Шамиля в руки князя Александра
Барятинского. Он считал, что теперь не за горами и тот день, когда будет
устранена вопиющая и неразумная мера по отделению церквей Кавказского
линейного войска от юной тогда Кавказской епархии, мера, продиктованная
отнюдь не интересами церкви, а происками против него лично гребенских
старообрядцев и казачьего атамана Николаева.

Этот день настал 14 сентября 1867 года, когда в Ставрополе
получили указ Св. Синода о подчинении духовенства Кавказского линейного
казачьего войска Кавказской епархии. «Слава и благодарение Богу,
положившему конец войне Кавказской и затем даровавшему возможность положить
конец и разделению духовенства кавказского, так много порождавшему
затруднений и недостатков!» Таковы были слова об этом, знаменательном
событии тогдашнего епископа Кавказского Феофилакта (1863—1872). Он вступил
в управление Кавказской епархией в исключительно сложный и тяжелый момент.
После ухода преосвященного Игнатия, епархия более года была на
«вдовствующем» положении, что привело к скоплению в Духовной консистории:
огромного числа не разобранных дел. На плечи нового архиерея легла
невероятно тяжелая ноша епархиальных забот. О времени приезда
преосвященного Феофилакта на новую кафедру есть свидетельство уже
упомянутого ранее В. Инсарского, писавшего из Ставрополя своей жене 9
февраля 1863 года: «Завтра ожидают прибытия нового архиерея». В другом
письме от 25 февраля 1863 г. он сообщал: «Здесь за все это время ничего
достопримечательного не происходило, если не считать таковым прибытие сюда
из Новгорода нового архиерея Феофилакта, которого и я видел вчера за
обедней»151.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98680049_Vladyka-Ieremia-nahodas-vdali-ot-svoej-byvsej-pastvy-tem-ne-menee-ponimal-cto-osusestvlenie-sirokih-zadac-novogo-obsestva-sredi-ispovedovavsih-islam-gorcev-Kavkaza-stalo-vozmoznym-lis-p (400x209, 9Kb)

В своем труде преосвященный Иеремия с большим знанием дела говорит о тех опасностях и бедах, которые могут

Понедельник, 30 Мая 2016 г. 02:44 + в цитатник

В своем труде преосвященный Иеремия с большим
знанием дела говорит о тех опасностях и бедах, которые могут встретиться в
трудном Апостольском деле при миссионерских разъездах «по горам и удолиям
Кавказским». «Беды на Тереке, беды на Кубани, беды на Урупе и Белой, беды у
Эльбруса, беды от непокорных горцев, беды и от мирных, изъявивших
готовность свою быть покорными. Беды от палящего зноя, беды от холода,
который как острая и смертоносная стрела излетает от вечных льдовых высот
Кавказских». «Не знаю как теперь по взятии Шамиля, а прежде всего за
несколько лет не было места во всем Подкавказье, где не угрожали бы или
плен, или меч, или шашка и меткая пуля черкесская. Посему всякий путник
почти на всех путях. Кавказа непременно должен был иметь и память о смерти
и готовность встретить смерть по-христиански. А для сего некоторые из
священнослужителей Кавказских в путешествии своем имели при себе Святые
Дары»148.

Эта рукопись—живой отклик владыки Иеремии на два взволновавших
его события: пленение 25 августа 1859 года в Гунибе князем А. Барятинским
духовного вождя горцев имама Шамиля и учреждение «Общества восстановления
Православного христианства на Кавказе». «Кто во всей России не порадовался,
услышав об учреждении у вас благодатного, священного общества для
восстановления в народах Кавказских Святейшего Христианства, подавленного
там исламизмом? Кто от всея души не поблагодарил юного, но доблестнейшего
вашего князя Александра (Барятинского.—М. Г.), который без пролития крови
одною мудростию и личною отвагою, низложил сильного, доселе недоступного
вождя племен черкесских? Кто не вознес к Господу Богу молитву и
благодарность о Победоносном, внезапным успехом своим удивившим не Россию
только, но всю Европу, князе Александре славном по предкам своим и еще
славнейшим по собственной его великой царю, церкви, краю и царству
заслуге?»149

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%81...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98671682_Kto-ne-voznes-k-Gospodu-Bogu-molitvu-i-blagodarnost-o-Pobedonosnom-vnezapnym-uspehom-svoim-udivivsim-ne-Rossiue-tolko-no-vsue-Evropu-knaze-Aleksandre-slavnom-po-predkam-svoim-i-ese-slav (400x209, 7Kb)

Учреждая с этой целью особое общество, под названием: общество восстановления православного христианства на

Воскресенье, 29 Мая 2016 г. 20:14 + в цитатник

«Православная христианская вера,—говорилось в
царском указе на имя Барятинского,—в древние времена была господствующей в
тех местах Кавказа, где ныне преобладает магометанство. В горах, однако же,
до сих пор сохранились многие остатки бывшего, но не угасшего еще там света
Христианства. С покорением Кавказа, желая действовать путем убеждений,
распространяя в горах Слова Евангелия, мы признаем полезным призвать к
участию в этом великом деле всех ревнителей православия. Учреждая с этой
целью особое общество, под названием: общество восстановления православного
христианства на Кавказе, мы утвердили составленный вами и рассмотренный
Кавказским комитетом проект устава сего общества».

Учреждение этого общества вызвало большую радость среди
Кавказского духовенства. Горячо откликнулся на это событие и первый епископ
Кавказский и Черноморский Иеремия, живший тогда на покое в Нижнем
Новгороде. В своих «24 письмах на Кавказ» он по этому поводу писал: «И по
христианским чувствам, и наипаче по нерасторжимому, вечному союзу моему с
Кавказом, как первый, еще и недостойный епископ Кавказский, общество для
распространения и восстановления христианства в горах Кавказских столь для
меня важно, священно, близко к сердцу, любезно и почтенно, что я желал бы
быть в нем последним служкою, последним клириком, последним священосцем в
последнем из тех храмов Господних, кои даст вам Бог восстановить или вновь
соорудить под Эльбрусом или Казбеком или иной дивной высотой Кавказа. Но и
по летам и по настоящему положению моему это уже совершенно невозможно. Что
же мне делать? Отказаться ли от участия в вашем апостольском деле? Не могу?
Участвовать ли в нем посильным приношением? Мало? Молиться ли, да воссияет
свет Христов во тьме Кавказской? Молился о сем, когда жил у подножия
Кавказа, молюся и теперь о нем, вдали от него, нося его в персях и на
персях»147.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D1%87%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98670285_V-svoih-_24-pismah-na-Kavkaz_-on-po-etomu-povodu-pisal_-_I-po-hristianskim-cuvstvam-i-naipace-po-nerastorzimomu-vecnomu-souezu-moemu-s-Kavkazom-kak-pervyj-ese-i-nedostojnyj-episkop-Kavk (400x209, 12Kb)

Не имея высшего духовного образования, владыка Игнатий прошел путь от послушника до игумена, изложив с большим

Воскресенье, 29 Мая 2016 г. 11:14 + в цитатник

В 1859 году владыка Игнатий, совершая
торжественное открытие в Ставрополе Иоанно-Мариинского женского монастыря,
произнес прекрасное прочувствованное слово, в котором изложил свои взгляды
на значение монашества. К этому времени преосвященный Игнатий стал
знаменитым наставником русского иночества. Его вдохновенными сочинениями
десятилетиями руководствовалось все наше монашество. Не имея высшего
духовного образования, владыка Игнатий прошел путь от послушника до
игумена, изложив с большим блеском свои аскетические воззрения во многих
духовных произведениях, среди которых наибольшей известностью до сих пор
пользуются его «Аскетические опыты» и «Отечник»146.

Время управления епископа Игнатия представляет значительный
интерес еще и потому, что в этот период в жизни Северного Кавказа произошли
важные исторические события. Все эти годы велась усиленная военная
колонизация края. В 1858 году была учреждена в Кавказском линейном войске
новая Урупская бригада, в которую вошли станицы, основанные на реке Урупе.
Ряд новых укреплений возник на кордонной линии за Кубанью. В 1859 году в
ауле Гуниб капитулировал перед русскими войсками князя А. И. Барятинского
грозный имам Шамиль, что означало завершение длительной войны в восточной
части Кавказа. В 1860 году произошла перемена и в устройстве казачьих
войск. Правое крыло Кавказской линии стало именоваться Кубанской областью.
Новое Кубанское казачье войско составилось из Кавказского линейного и
Черноморского войск.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98666821_Ne-imea-vyssego-duhovnogo-obrazovania-vladyka-Ignatij-prosel-put-ot-poslusnika-do-igumena-izloziv-s-bolsim-bleskom-svoi-asketiceskie-vozzrenia-vo-mnogih-duhovnyh-proizvedeniah-sredi-kot (400x209, 8Kb)

Благосостояние духовной семинарии всегда было предметом особых забот владыки Игнатия, разделявшего мнение

Воскресенье, 29 Мая 2016 г. 08:14 + в цитатник

Благосостояние духовной семинарии всегда было
предметом особых забот владыки Игнатия, разделявшего мнение своих
предшественников об исключительном значении этого питомника духовного
просвещения для молодой Кавказской епархии. Его также постоянно
интересовало надлежащее воспитание детей духовенства в епархиальных
духовных училищах. При нем в 1858 году Екатеринодарское духовное училище
было, наконец, преобразовано из приходского в уездное. Лишь из-за бедности
епархии не смогла быть осуществлена идея преосвященного Игнатия об
учреждении епархиального женского училища.

Большое значение владыка Игнатий придавал строительству храмов. К
его прибытию в Ставрополь там уже было 13 церквей, кроме старого Троицкого
собора, воздвигнутых усилиями владыки Иеремии. В 1847 году Ставрополь
украсил кафедральный собор, построенный по указанию царя Николая I
известным архитектором Тоном. При владыке Игнатии в 1859—1860 гг. у
кафедрального собора по проекту архитектора Воскресенского была сооружена
грандиозная колокольня. Для нее был отлит огромный колокол, весивший 523
пуда. Величественная пятиэтажная колокольня с ее позолоченным куполом была
видна за десятки верст, служа как бы светоносным христианским маяком на
необозримых просторах Кавказской епархии145.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98665439_Blagosostoanie-duhovnoj-seminarii-vsegda-bylo-predmetom-osobyh-zabot-vladyki-Ignatia-razdelavsego-mnenie-svoih-predsestvennikov-ob-iskluecitelnom-znacenii-etogo-pitomnika-duhovnogo-pros (400x209, 7Kb)

При нем множество следственных кляузных дел Духовной консистории, тянувшихся годами, были разобраны, благодаря

Воскресенье, 29 Мая 2016 г. 05:34 + в цитатник

Преосвященный Игнатий отличался также
необыкновенной доступностью. Особенным его вниманием пользовалось
епархиальное духовенство, с которым он был очень приветлив, постоянно
заботясь об улучшении его материального быта, повышении образовательного
уровня. При нем множество следственных кляузных дел Духовной консистории,
тянувшихся годами, были разобраны, благодаря чему Кавказская епархия
покончила со многими недоразумениями, возникшими между духовенством и
местными гражданскими властями, между церковными причтами и прихожанами.

Уже в первый год, по прибытии в Кавказскую епархию, владыка
Игнатий посетил Пятигорск, Кизляр и Моздок. В Пятигорске он совершил
торжественное освящение грота известного Большого Провала, ставшего
доступным для обозрения и для лечения, благодаря проведенному в 1858 году к
этому замечательному творению природы тоннеля. После погружения владыкой
Игнатием креста в воды подземного озера Провала и окропления стен его грота
освященной водой, здесь был поставлен образ Скорбящей Божией Матери.
Впоследствии, в память о торжестве открытия тоннеля и освящения Провала,
Управление Кавказских Минеральных Вод поставило в гроте киот с иконой
целителя страждущих св. Пантелеймона. На следующее лето владыка Игнатий
побывал в Черномории.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98664733_Pri-nem-mnozestvo-sledstvennyh-klauznyh-del-Duhovnoj-konsistorii-tanuvsihsa-godami-byli-razobrany-blagodara-cemu-Kavkazskaa-eparhia-pokoncila-so-mnogimi-nedorazumeniami-vozniksimi-mezdu (400x209, 7Kb)

Краснова заставляют с сомнением отнестись к его высказываниям о том, что этот епископ, променявший военный

Воскресенье, 29 Мая 2016 г. 01:24 + в цитатник

Владыка Игнатий по своей натуре был
бессребреником, человеком строгой аскетической жизни. Ему, чтобы совершить
после своей хиротонии и назначения на Кавказскую кафедру поездку в
Ставрополь, пришлось взять взаймы 1000 рублей на дорогу. Покидая Кавказскую
паству в 1861 году, он также не имел никаких средств и вынужден был
прибегнуть к займу, чтобы расплатиться с долгами и покрыть свои путевые
издержки. Голословные выдумки М. Краснова заставляют с сомнением отнестись
к его высказываниям о том, что этот епископ, променявший военный мундир на
монашескую рясу и клобук, «любил блестящую обстановку, экипажи, лошадей,
шелковые и бархатные рясы и всегда свежие белые перчатки, в которых он даже
благословлял благочестивую публику».

В связи с этими враждебными и предвзятыми высказываниями М.
Краснова в адрес владыки Игнатия представляет интерес мнение кавказского
деятеля В. А. Инсарского. В своих записках он стремится разрушить
существовавшее в то время убеждение, что Игнатий Брянчанинов поменял,
якобы, эполеты на архиерейскую панагию «по расчетам земной нашей жизни».
«Красота его, тщательность одеяния, изысканность и манерность
богослужения,—замечает Инсарский,—сильно содействовали к распространению и
ускорению этого убеждения»144.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98655652_Krasnova-zastavlauet-s-somneniem-otnestis-k-ego-vyskazyvaniam-o-tom-cto-etot-episkop-promenavsij-voennyj-mundir-na-monaseskuue-rasu-i-klobuk-_luebil-blestasuue-obstanovku-ekipazi-losade (400x209, 8Kb)

Кавказский наместник просил царя Александра II назначить Кавказскому епархиальному управлению (епископу с

Воскресенье, 29 Мая 2016 г. 00:04 + в цитатник

Кавказский наместник просил царя Александра
II назначить Кавказскому епархиальному управлению (епископу с его штатом —
священноцерковнослужителям кафедрального собора, членам Духовной
консистории и членам ее канцелярии) того же содержания, что и духовенству
западных губерний России, чтобы духовные особы не находились в материальном
отношении в зависимости от мирян. Он напомнил о сделанном ранее владыкой
Игнатием представлении в Св. Синод о назначении содержания духовенству
Моздока и Кизляра. Такая поддержка была особенно ценна для владыки Игнатия
в связи с возникшими ложными представлениями о его широком образе жизни,
нашедшими отражение в книге М. Краснова «Просветители Кавказа». Автор,
говоря о владыке Игнатии, беззастенчиво пишет о том, что «последний так
широко жил, что Святейший Синод вынужден был указать размер суммы, которую
может на себя расходовать епископ Кавказский. Из 24—28 тысяч рублей
прежнего дохода Кавказского архиерейского дома, Игнатию предложено было
расходовать только 12 тысяч рублей, не более»143.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98655440_Kavkazskij-namestnik-prosil-cara-Aleksandra-II-naznacit-Kavkazskomu-eparhialnomu-upravleniue-episkopu-s-ego-statom-_-svasennocerkovnosluzitelam-kafedralnogo-sobora-clenam-Duhovnoj-konsi (400x209, 9Kb)

Игнатий, пользуясь своими светскими связями, намеревался исправить неблагоприятно сложившееся для Кавказской

Суббота, 28 Мая 2016 г. 17:04 + в цитатник

На жизнь Кавказской паствы по-прежнему
накладывала отпечаток затянувшаяся на несколько десятилетий война.
Сменивший владыку Иоанникия преосв. Игнатий, пользуясь своими светскими
связями, намеревался исправить неблагоприятно сложившееся для Кавказской
епархии положение. Однако и он оказался бессилен что-либо изменить. Именно
в это время близилась к развязке борьба с Шамилем и так называемое
«покорение Кавказа». Не в интересах командования Кавказской армии было
возбуждать недовольство среди линейных казаков-старооорядцев.

В этих условиях архиереям приходилось терпеливо ждать того дня,
когда военные дела отойдут на второй план и можно будет спокойно заняться
упорядочением церковной жизни в епархии и христианским просвещением
иноверческих народов Кавказского края. Прибыв 4 января 1858 года в
Ставрополь, владыка Игнатий был очень удручен скудостью средств
архиерейского дома. Кстати, его предшественники вынуждены были ютиться в
ветхом, жалком домике, к которому была пристроена небольшая каменная
крестовая архиерейская церковь. «Лучше закрыть кафедру,— писал владыка
Игнатий наместнику Кавказа Барятинскому,—чем оставлять ее в таком положении
нищенском, понуждающем чиновников и лиц, коими обставлен епископ, искать
неправедных средств к существованию»141.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B3%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98653494_V-etih-usloviah-arhieream-prihodilos-terpelivo-zdat-togo-dna-kogda-voennye-dela-otojdut-na-vtoroj-plan-i-mozno-budet-spokojno-zanatsa-uporadoceniem-cerkovnoj-zizni-v-eparhii-i-hristians (400x209, 7Kb)

Пламенный призыв к Кавказскому духовенству епископа Иеремии на торжественном открытии духовной семинарии «воплощать

Суббота, 28 Мая 2016 г. 16:34 + в цитатник

Славное детище владыки Иеремии — Кавказская
духовная семинария—только за 50 лет своего существования подготовило 850
образованных священников, внесших значительный вклад в развитие
христианства на Северном Кавказе. Пламенный призыв к Кавказскому
духовенству епископа Иеремии на торжественном открытии духовной семинарии
«воплощать в своей жизни идеал чистоты и духовной непорочности, строгого
воздержания и проникнутого любовью самоотречения, глубокой преданности воле
Божией и крепкой веры в святость своего дела», на многие десятилетия
определил деятельность питомцев семинарии на их Кавказской свешнице.

Некоторые из замыслов и намерений преосвященного Иеремии были
осуществлены ближайшими его преемниками на Кавказской кафедре — владыками
Иоанникием Образцовым (1849—1857) и Игнатием Брянчаниновым. (1857—1861).
Однако тяжелые материальные условия, малочисленность церковных приходов
Черномории и Ставрополья самым неблагоприятным образом отражались на
деятельности епархиальных учреждений, на состоянии духовного образования и
миссионерской работы.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98653376_Plamennyj-prizyv-k-Kavkazskomu-duhovenstvu-episkopa-Ieremii-na-torzestvennom-otkrytii-duhovnoj-seminarii-_voplosat-v-svoej-zizni-ideal-cistoty-i-duhovnoj-neporocnosti-strogogo-vozderzan (400x209, 9Kb)

Ясно, что преосвященный Иеремия не понял положения края, но вместо того, чтобы объяснить ему это и иначе направить

Суббота, 28 Мая 2016 г. 15:24 + в цитатник

Этот случай показывает, в каких условиях
протекали частые поездки преосвященного Иеремии по епархии и на
подстерегавшие его опасности. Большую ценность представляет для нас
свидетельство видного кавказского деятеля тех лет Г. И. Филипсона. «Первым
епископом Кавказским и Черноморским был назначен Иеремия, лет 45, человек
ученый, строгой монашеской жизни, но желчный, честолюбивый и склонный к
фанатизму. Он принялся слишком усердно и резко за благоустройство своей
епархии и за обращение иноверцев, чем вооружил против себя особенно
раскольников, между которыми были люди почтенные и заслуженные. Новый
епископ стал принимать крутые и не совсем разумные меры. Доходило дело до
соблазнительных сцен, тем более возбуждавших неудовольствие казаков, что
офицеры их были тоже раскольники, полковые командиры хотя и из регулярных
войск, но или из иноверцев или по расчету равнодушно относившиеся к делам
веры. Наконец, наказного атамана линейного войска генерала Николаева, из
Донского войска, подозревали, что он сам втайне держится старой веры. Ясно,
что преосвященный Иеремия не понял положения края, но вместо того, чтобы
объяснить ему это и иначе направить его деятельность или, наконец, заменить
его другим лицом, князь Воронцов исходатайствовал высочайший указ об
изъятии линейного казачьего войска из епархии и подчинении его снова
обер-священнику. Дело велось втайне, и указ неожиданно разрушил только что
образованную епархию»140.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98652641_Asno-cto-preosvasennyj-Ieremia-ne-ponal-polozenia-kraa-no-vmesto-togo-ctoby-obasnit-emu-eto-i-inace-napravit-ego-deatelnost-ili-nakonec-zamenit-ego-drugim-licom-knaz-Voroncov-ishodatajs (400x209, 8Kb)

Однако Протасов просил владыку не оставлять Кавказской епархии, говоря, что «он не сомневается в том, что

Суббота, 28 Мая 2016 г. 11:44 + в цитатник

В Ставрополе — «городе креста» — на плечи
владыки Иеремии поистине выпало несение тяжелого креста. Эта тяжкая ноша
настолько подломила его, что он стал ходатайствовать об увольнении его с
Кавказской кафедры. Однако Протасов просил владыку не оставлять Кавказской
епархии, говоря, что «он не сомневается в том, что пламенное усердие
преосвященного Иеремии к церкви придает ему силы к новым подвигам на
поприще, на котором Святейший Синод признает служение его истинно
полезным». В ответ владыка Иеремия писал, что «если исполнение его желания
признается несвоевременным и сам он еще почитается небесполезным, то готов
остаться на настоящем поприще сколько то будет возможно»138.

Преосвященный Иеремия тогда еще надеялся, что ему удастся
возвратить линейные казачьи церкви в Кавказскую епархию. С этой целью он в
начале 1849 года послал Кавказскому наместнику Воронцову докладную записку,
в которой убедительно указывал на весьма вредные последствия состоявшегося
отделения церквей для духовной жизни края. Но все его усилия оказались
тщетными, и он, твердо решив удалиться на покой, в октябре 1849 года послал
об этом прошение в Св. Синод. В декабре того же года владыка Иеремия
расстался со своей паствой, так и не исполнив многих своих замечательных
замыслов по обновлению и оживлению всей духовной жизни Северного Кавказа и
христианскому просвещению его иноверцев. Но и покинув Кавказскую паству,
епископ никогда, до самой смерти не забывал о ней. В 1853 году он прислал в
основанный им в Ставрополе Иоанно-Мариинский женский монастырь прекрасные
образцы иконописи, чтобы положить начало иконописной мастерской в этой
обители. После пленения Шамиля и учреждения «Общества восстановления
православного христианства на Кавказе» он в 1860 году пишет свои пламенные
«24 письма на Кавказ». Позже, собираясь возглавить Алтайскую духовную
миссию, владыка Иеремия обратился к своей бывшей пастве с призывом помочь
своими пожертвованиями устроению на Алтае Благовещенской миссионерской
обители.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98651291_Odnako-Protasov-prosil-vladyku-ne-ostavlat-Kavkazskoj-eparhii-govora-cto-_on-ne-somnevaetsa-v-tom-cto-plamennoe-userdie-preosvasennogo-Ieremii-k-cerkvi-pridaet-emu-sily-k-novym-podvigam (400x209, 7Kb)

Синода от 19 июля 1845 года неожиданно все православное духовенство около 100 линейных казачьих станиц было

Суббота, 28 Мая 2016 г. 10:24 + в цитатник

При деятельном участии Николаева, в связи с
утверждением нового положения о Кавказском линейном войске, указом Св.
Синода от 19 июля 1845 года неожиданно все православное духовенство около
100 линейных казачьих станиц было отделено от Кавказской епархии и
подчинено обер-священнику Кавказского отдельного корпуса Михайловскому.
Центром церковного управления для него теперь стал Тифлис, который во время
кавказских войн был даже менее доступен, чем прежние центры Астрахань и
Новочеркасск. Количество приходов, оставшихся в Кавказской епархии после
этого «разделения» церквей стало совсем незначительным, охватывая лишь
Черноморию и часть Ставрополья. Отпали и замыслы о восстановлении
Моздокского викариатства для руководства линейным духовенством. Гребенские
старообрядцы ликовали, одержав «победу» над архиереем. Среди смущенных
единоверцев началось движение в сторону сближения со старообрядцами.
Единоверческая церковь в станице Ессентукской стала пустеть и приходить в
упадок. Старообрядцы, побывав на архиерейской службе владыки Иеремии, дошли
до того, что стали его самого склонять перейти на их сторону...

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98650502_Sinoda-ot-19-iuela-1845-goda-neozidanno-vse-pravoslavnoe-duhovenstvo-okolo-100-linejnyh-kazacih-stanic-bylo-otdeleno-ot-Kavkazskoj-eparhii-i-podcineno-ober-svasenniku-Kavkazskogo-otdeln (400x209, 7Kb)

В условиях тех лет, когда Кавказская воина была еще в полном разгаре, с точки зрения Николаева, было крайне

Суббота, 28 Мая 2016 г. 09:44 + в цитатник

В условиях тех лет, когда Кавказская воина
была еще в полном разгаре, с точки зрения Николаева, было крайне
рискованным шагом возбуждать против военных властей раскольничью часть
линейных казаков. Пример некрасовцев, оказавших упорное сопротивление
русским войскам на Кубани и впоследствии эмигрировавших в Турцию, был еще
свеж в памяти... Не редки были также и случаи перехода
казаков-старообрядцев к Шамилю, где образовалась даже целая станица из
таких беглецов.

Владыке Иеремии пришлось вступить в нескончаемую переписку по
поводу возводимых на него обвинений. Неоднократно и настойчиво теребил его
запросами обер-прокурор Св. Синода граф Протасов: кем был взят беглый поп
от гребенских казаков и по чьему распоряжению? В ответ владыка Иеремия
резонно сообщал, что полицейские меры по взятию попа силою от него никак не
зависели и что о применении таких мер, вообще не состоявших в его
распоряжении, он ни у кого никогда не просил. По его мнению, два написанных
о беглом попе секретных отношения к военному начальству, конечно, не могли
быть сочтены «таковым распоряжением или мерою». В категорической форме
владыка Иеремия отвергал самую возможность какого-либо бывшего у него
намерения о взятии беглого попа силою. Он также твердо заверял графа
Протасова о том, что и других стеснений гребенским казакам в отношении
старообрядческого богослужения от него «чинимо не было». «Обвинения во всем
этом епархиального начальства — есть некая подстройка ревностной и слепой
приверженности некоторых к расколу»137.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%83...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98650293_V-otvet-vladyka-Ieremia-rezonno-soobsal-cto-policejskie-mery-po-vzatiue-popa-siloue-ot-nego-nikak-ne-zaviseli-i-cto-o-primenenii-takih-mer-voobse-ne-sostoavsih-v-ego-rasporazenii-on-ni- (400x209, 6Kb)

Он предполагал изыскать средства к восстановлению и украшению православных храмов в Кавказском линейном войске,

Суббота, 28 Мая 2016 г. 08:24 + в цитатник

По возвращении в Ставрополь владыка Иеремия
горячо взялся за дело подъема религиозно-нравственного состояния линейного
казачества. Он предполагал изыскать средства к восстановлению и украшению
православных храмов в Кавказском линейном войске, заменить полуграмотное и
невежественное духовенство богословски образованный, ходатайствовать об
открытии упраздненного в свое время Моздокского викариатства. К сожалению,
эта сторона его деятельности была грубо прервана в самом начале и владыку
Иеремию постигло жестокое разочарование. Все началось с того, что он
сообщил Кавказскому военному начальству о проживании в станице Червленой
беглого попа — факт, который не мог быть терпим при сложившихся в
Гребенском полку обстоятельствах. Командиру полка Суслову было приказано в
связи с этим произвести дознание. Предупрежденному беглому попу удалось
скрыться. Тем не менее среди казаков-гребенцев начались волнения. Они
написали на архиерея жалобу, в которой обвиняли его в применении
полицейских мер при удалении беглого попа. Введенный в заблуждение этим
доносом Кавказский наместник Воронцов доложил Николаю I о том, что
преосвященный Иеремия теснит гребенских линейных казаков, запрещает им
разрешенное в 1836 г. царем богослужение по их обряду, не позволяет чинить
их молитвенных домов и что, наконец, священник, служивший по их обрядам,
«полицейскими мерами силой от них взят»... В действительности, владыка
Иеремия никогда даже не помышлял о таком запрещении, он хотел лишь оградить
свою православную паству от темного влияния никому не ведомых личностей.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98649036_On-predpolagal-izyskat-sredstva-k-vosstanovleniue-i-ukraseniue-pravoslavnyh-hramov-v-Kavkazskom-linejnom-vojske-zamenit-polugramotnoe-i-nevezestvennoe-duhovenstvo-bogoslovski-obrazovann (400x209, 7Kb)


Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 173 ... 112 111 [110] 109 108 ..
.. 1 Календарь