-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 4197
Комментариев: 3
Написано: 4198


Чепиги епископу Феодосийскому Гервасию по поводу кандидатов в священники: «Ваше преосвященство, милостивый

Четверг, 26 Мая 2016 г. 06:14 + в цитатник

Сохранился выразительный документ—письмо от
1796 г. кошевого атамана Зах. Чепиги епископу Феодосийскому Гервасию по
поводу кандидатов в священники: «Ваше преосвященство, милостивый батько,
для стола вашего преосвященства икры свежей 2 бочонка, балыков пар 10 и
часть вязиги при сем посылаем и покорнейше прошу прислать архимандриту
Екатерино-Лебяжьей пустыни Феофану в помощь иеромонаха и диакона, а
подносителей сего кандидатов—диакона Григория Стрещенко, Алексея
Волынского, Гавриила Куса, Ивана Сулиму и Федора Соболя святительским
рукоположением во священников милостиво не оставить».122

В ответ Духовная консистория сообщила об этих кандидатах, «что
все они с помощью Божиею пресвитерами отпущены при грамотах». Обычно
ставленники подвергались архиереем испытанию: их заставляли читать, писать,
петь и излагать, как отправляется то или другое богослужение. Войсковое
правительство, казачье население и духовные власти были единодушны в
стремлении создать выборное духовенство Черномории из людей, излюбленных в
приходах, «доброго состояния», по своим нравственным качествам. Выборное
начало прикрепляло духовного пастыря к приходу. Духовенство, избранное из
казачьей среды, оставалось вместе с тем в казачьем сословии, получая землю
наравне со всеми казаками, а дети его числились в казачьем звании и несли
военную службу. Уже в первые годы существования Черноморского войска на
таких началах возникло казачье духовенство. По списку 1797 г., в ведении
войскового протоиерея было 16 отстроенных церквей, 9 строящихся и 2
предположенных к сооружению. Всего же в Черномории насчитывалось тогда 27
приходов.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98614189_Cepigi-episkopu-Feodosijskomu-Gervasiue-po-povodu-kandidatov-v-svasenniki_-_Vase-preosvasenstvo-milostivyj-batko-dla-stola-vasego-preosvasenstva-ikry-svezej-2-boconka-balykov-par-10-i-c (400x209, 12Kb)

Синод дал указание епископу Иову: 1) рукоположить в священники столько лиц, сколько потребно и одного диакона,

Четверг, 26 Мая 2016 г. 04:14 + в цитатник

Тогда же Св. Синод дал указание епископу Иову:
1) рукоположить в священники столько лиц, сколько потребно и одного
диакона, 2) устроить при церквах для духовенства особые дома, 3) назначать
постройку церквей только в селениях, имеющих не менее 100 дворов, 4)
требовать отвода для каждой церкви не менее 33 десятин земли. Возводить в
священники позволялось лиц, не обязанных воинской службой и
государственными податями, православных по вере и надлежаще подготовленных
для служения в храмах. Там, где не имелось еще построенных церквей,
разрешалось ставить походные церкви, но при условии сооружения для
духовенства «выгодных домов непременно».

Епископу Иову поручено было смотреть, чтобы не было излишества в
количестве церквей, донося Св. Синоду о ходе строительства храмов в
Черномории и определенных к ним священников. Уже 30 апреля 1794 года во
исполнение указов Св. Синода Феодосийская Духовная консистория известила
Войсковое правительство о том, что присланные от войска три казака
посвящены во стихари. Так было положено начало выборному казачьему
духовенству в Черномории. Вскоре и сам владыка Иов приехал через Тамань в
Екатеринодар для обозрения своей епархии. Одновременно Екатерина II, по
ходатайству Черноморских властей, повелела назначить войсковым протоиереем
отца Романа Порохню, положив ему и причту войскового храма особое жалованье
от казны. В лице отца Романа Порохни черноморцы получили энергичного
духовного пастыря, очень много сделавшего для их религиозного устройства. В
ноябре 1794 г. Войсковое правительство просило епископа Иова разрешить
поставить 4 походные церкви в новых казачьих куренях, выдать антиминсы и
рукоположить в священники двух дьячков. Владыка Иов, однако, разрешил
поставить лишь 2 походные церкви, т. к. оказалось, что для других церквей
присланные ставленниками в священники дьячки Андриевский и Белый были
совершенно не подготовлены к священническому сану.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98613785_Sinod-dal-ukazanie-episkopu-Iovu_-1-rukopolozit-v-svasenniki-stolko-lic-skolko-potrebno-i-odnogo-diakona-2-ustroit-pri-cerkvah-dla-duhovenstva-osobye-doma-3-naznacat-postrojku-cerkvej-t (400x209, 8Kb)

Тотчас же после поселения на Кубани казаки Старого Копыла собрали 280 рублей на строительство храма, попросили

Четверг, 26 Мая 2016 г. 03:44 + в цитатник

Учреждение в Восточной части Северного
Кавказа Моздокско-Маджарской епархии совпало по времени еще с одним
выдающимся событием: возникновением на берегах Кубани нового оплота
христианства—черноморского казачества. Заселение Кубани казаками началось с
1792 г. Потомки запорожцев—черноморские казаки отличались редкой
приверженностью к православной вере, что выгодно их выделяло от остального
пестрого русского населения края, легко поддававшегося влиянию
старообрядчества и сектантства. Черноморцы переселились первоначально с
Украины на Кубань без духовенства, которое осталось при храмах, возведенных
казаками за Бугом. С собой они взяли одну только походную церковь, оставив
также на Украине служившего в ней престарелого и немощного иеремонаха
Антония. Сразу же после высадки первых черноморцев в Тамани встал вопрос об
удовлетворении их религиозных нужд. Вскоре, по просьбе войскового судьи А.
Головатого, епископ Феодосийский и Мариупольский Иов прислал в войско
иеромонаха Исаию. За ним прибыл еще один священник. Тотчас же после
поселения на Кубани казаки Старого Копыла собрали 280 рублей на
строительство храма, попросили у Войскового правительства разрешить им
постройку церкви и ходатайствовали о рукоположении в священники местного
казака Михаила Костенко, «доброго состояния человека».

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98613356_Totcas-ze-posle-poselenia-na-Kubani-kazaki-Starogo-Kopyla-sobrali-280-rublej-na-stroitelstvo-hrama-poprosili-u-Vojskovogo-pravitelstva-razresit-im-postrojku-cerkvi-i-hodatajstvovali-o-r (400x209, 8Kb)

Открытие штатов при новых церквах обуславливалось численностью населения новых приходов и тем, «все ли положенное

Четверг, 26 Мая 2016 г. 02:54 + в цитатник

Открытие штатов при новых церквах
обуславливалось численностью населения новых приходов и тем, «все ли
положенное для священноцерковнослужителей отведено...». Например, прежде
чем открыть в 1799 г. церковь при слободе Старо-Марьевке, вблизи г.
Ставрополя, Владыка Гаий потребовал определенных средств для содержания
причта.

После открытия в Моздоке архиерейской кафедры выросло и значение
этого города. В 1794 г. тут было 3 православных и 2 армянских храма. В
первые же годы архипастырского служения епископа Гаия из Куртатинского
ущелья в Моздок была привезена осетинами-переселенцами древняя кавказская
святыня — икона Иверской Божией Матери. Владыка Гаий вышел навстречу из
города с крестным ходом. Первоначально эта икона находилась в часовне, а
затем в 1797 г. перенесена в построенный Успенский храм. В течение многих
десятилетий эта глубоко почитаемая на Кавказе святыня притягивала множество
паломников. В праздник Успения к ней стекались тысячи молящихся — русских,
осетин, грузин, армян. Местно-чтимая Моздокская икона Божией матери
оказывала тем самым огромную благодатную помощь в утверждении и
распространении христианства среди народов Северного Кавказа. К сожалению,
существование Моздокской епархии оказалось весьма кратковременным, не
позволив развернуться с полным блеском дарованиям епископа Гаия.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98605447_V-pervye-ze-gody-arhipastyrskogo-sluzenia-episkopa-Gaia-iz-Kurtatinskogo-usela-v-Mozdok-byla-privezena-osetinami-pereselencami-drevnaa-kavkazskaa-svatyna-_-ikona-Iverskoj-Boziej-Materi. (400x209, 6Kb)

На основе церковнославянской азбуки—кириллицы он впервые составил осетинский алфавит и применил его при составлении

Четверг, 26 Мая 2016 г. 01:44 + в цитатник

Таким образом, действия преосвященного Гаия
облекались в довольно стеснительные рамки. Не удивительно, что, будучи по
натуре ученым человеком, он главное внимание сосредоточил на научной
работе. На основе церковнославянской азбуки—кириллицы он впервые составил
осетинский алфавит и применил его при составлении катехизиса, называвшегося
«Начальное учение человекам, хотящим учиться книг божественного писания».
Судя по языку этой книги, епископ Гаий хорошо владел осетинской речью.
Катехизис на осетинском языке вышел в мае 1797 г. По мнению Г. Цаголова,
издание не обошлось без участия «первых интеллигентных осетин, которые к
тому времени окончили уже курс в Астраханской духовной семинарии».

Эта редкостная книга долгое время считалась совершенно
затерянной, и только в 1920 г. в количестве около 40 экземпляров была
обнаружена в архиве Моздокского собора. Она была рассчитана не только на
миссионеров-осетин, но и также на русских и грузинских священников, будучи
напечатанной на двух языках: осетинский и русский тексты шли параллельно.
Этот труд явился первенцем осетинской книжной литературы. Он приобщал
осетин к русской грамоте, к русскому просвещению, положив начало развитию
осетинской письменности.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98605319_Na-osnove-cerkovnoslavanskoj-azbuki_kirillicy-on-vpervye-sostavil-osetinskij-alfavit-i-primenil-ego-pri-sostavlenii-katehizisa-nazyvavsegosa-_Nacalnoe-ucenie-celovekam-hotasim-ucitsa-kn (400x209, 6Kb)

В управление епископу новой епархии тем же указом поручались «церкви селений: по линии тамошней лежащих, которые

Среда, 25 Мая 2016 г. 23:04 + в цитатник

Штат архиерейскому дому с жалованьем и
содержанием епископа в новой епархии устраивался в 3-м классе. Заведенная
прежде школа для обучения горских детей оставлялась на том же, что и
раньше, содержании. В управление епископу новой епархии тем же указом
поручались «церкви селений: по линии тамошней лежащих, которые ближе и
удобнее, по сношению о том с генералом Рязанским, Тамбовским и Кавказским
генерал-губернатором Гудовичем, снабдя его от Св. Синода потребными
наставлениями относительно управления церквами, заведения оных по мере
надобности в горских жилищах, производства из тамошних обитателей в
священники и причетники». Для пользы дела епископу повелевалось, «смотря по
возможности и безопасности», посещать новопросвещенные селения. В Моздоке,
где должен был находиться Архиерейский дом, предписывалось также завести
мужской и женский монастыри 2-го класса «для обучения юношества тамошнего
обоего пола закону и мастерствам, в общежитии потребным».

Говоря о кандидатах для определения во вновь учреждаемую епархию,
царский указ предписывал Св. Синоду «наблюсти, чтобы они, при прочих
достоинствах, знали и язык там употребляемый». Выбор Св. Синода пал на
архимандрита Гаия, который тогда же был посвящен в сан епископа.
Преосвященный Гаий Бараташвили (по другим сведениям—Такаов) был яркой,
незаурядной личностью. Родом грузин118 (по другой версии—осетин), он одно
время находился при грузинском посольстве в России, а также по поручению
русского правительства участвовал в переговорах с грузинским царем
Ираклием. Есть сведения, что он закончил Московскую духовную академию. Гаий
был известным грузинским ученым. Он автор «Истории Грузии» и «Грузинской
грамматики». Ему принадлежат переводы на грузинский язык сочинения Марка
Аврелия «К самому себе», «Регламента» Петра I, «Истории древнего востока»,
«Истории Египта» и др. трудов. По представлению Кавказского наместника П.
Потемкина, в 1784 г. он был принят на русскую службу и посвящен в
архимандриты, а в следующем году возглавил Осетинскую духовную комиссию.
Архивные материалы Северо-Осетинского научно-исследовательского института
(«Архиерей Астраханской епархии») показывают, что владыка Гаий обладал
«проницательным и дальновидным умом». На свою Моздокскую кафедру он приехал
в мае 1793 г., в праздник Вознесения Господня, и в первый же день своего
прибытия совершил Божественную литургию. Св. Синод распорядился передать
преосвященному Гаию в управление храмы Моздока, Кизляра и других городов
Кавказской линии с их уездами, а также Кизлярский Крестовоздвиженский
монастырь. При епископе была учреждена Духовная консистория, созданы штат
архиерейского дома и певческий хор. Образование в Моздоке Духовной
консистории, данное Св. Синодом преосвященному Гаию разрешение строить
церкви для обращенных в христианство горцев и назначать к ним священников
свидетельствует о том, что официально именовавшаяся викарной
Моздокско-Маджарская епархия фактически являлась самостоятельной. Ее
подчинение Астраханской епархии носило номинальный характер. Даже сам Св.
Синод в некоторых своих указах называл Моздокское викариатство особой
Моздокской епархией.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%83...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98604696_Sinodom-preosvasennomu-Gaiue-razresenie-stroit-cerkvi-dla-obrasennyh-v-hristianstvo-gorcev-i-naznacat-k-nim-svasennikov-svidetelstvuet-o-tom-cto-oficialno-imenovavsaasa-vikarnoj-Mozdoks (400x209, 7Kb)

Комиссия содействовала сближению Северной Осетии с Россией путем насаждения и проповеди христианства, а также

Среда, 25 Мая 2016 г. 21:24 + в цитатник

Тогда же Екатериной II был вызван в Петербург
архимандрит Гаий, ученый монах, состоявший с 1784 г. на российской службе и
являвшийся в то время главным членом Осетинской духовной комиссии. Этой
поездкой, пожалуй, открылась новая страница в истории распространения
христианства на Северном Кавказе. В 1793 г. была учреждена
Моздокско-Маджарская викарная епархия и упразднена просуществовавшая почти
полвека Осетинская духовная комиссия. Несмотря на ряд крупных недочетов в
ее миссионерской деятельности, даже современная историческая наука даст
высокую оценку трудам этой комиссии. «В деятельности этой комиссии,—пишет
осетинский историк М. С. Тотоев,— были известные и положительные стороны.
Комиссия содействовала сближению Северной Осетии с Россией путем насаждения
и проповеди христианства, а также внедрению первых начатков просвещения
среди осетин... Благодаря этой миссии среди осетин появились грамотные
люди, знавшие азбуку, умевшие читать часослов, псалтырь и др. книги»115.

А вот мнение осетинского поэта и общественного деятеля К. Л.
Хетагурова: «Немногое могла совершить в то время моздокская комиссия для
успешного распространения евангельского учения, но если принять во
внимание, что ею отпечатана первая церковная книга на осетинском языке,
создано несколько церковнослужителей из природных же осетин, то и эти
результаты нужно признать довольно значительными, судя по времени и
обстоятельствах тогдашней военной жизни края»116.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98604076_Hetagurova_-_Nemnogoe-mogla-soversit-v-to-vrema-mozdokskaa-komissia-dla-uspesnogo-rasprostranenia-evangelskogo-ucenia-no-esli-prinat-vo-vnimanie-cto-eue-otpecatana-pervaa-cerkovnaa-knig (400x209, 9Kb)

Не только эти храмы, но и предания о прежней принадлежности к христианству, полуязыческие празднования христианских

Среда, 25 Мая 2016 г. 19:54 + в цитатник

Не только эти храмы, но и предания о прежней
принадлежности к христианству, полуязыческие празднования христианских
постов и чтимых православной церковью праздничных дней, почитание Иисуса
Христа, Божией Матери, Ильи Пророка, Георгия Победоносца и др. святых—все
это и прежде благоприятствовало миссионерской деятельности. Теперь же,
после присоединения всей Кабарды к России, появилось еще более возможностей
для распространения христианства. Не удивительно, что если с 1745 по 1769
гг. было крещено 2142 осетина, то с 1771 по 1792 гг. уже 6057 человек. В
Моздоке из числа крещеных горцев была образована казачья осетинская сотня.

Осетинской духовной комиссии в своей миссионерской деятельности
приходилось, кроме всего, парировать происки католических проповедников. Об
одном таком случае в 1765 г. рассказывает П. Бутков: «Явились на Осетинское
подворье к игумену Григорию с кистинским старшиною два католических патера
и один переводчик, что они имеют от папы позволение проповедовать Слово
Божие. Полковник Гак, начальник в Моздоке, приказал не допускать их к
проповеди и водворению в Осетии; а между тем донес и о сем обстоятельстве
Коллегии иностранных дел. Указом ее от 29 августа того же года Кизлярскому
коменданту генерал-майору Потапову поступок Гака опробован, предписано и
впредь иноверных проповедников стараться удалять и разведать, откуда
приехали, и не те ли они, которые в 1756 году были в Астрахани два капуцина
Франциск-Мария и Сотер, на коих были от армянского архиерея многие жалобы в
том, что обращают армян в католицкий закон. Оба тогда же высланы из России,
но капуцин Сотер в 1758 году через Гданск морем опять сюда прокрался и
вторично выслан. Точно ли были те самые патеры, не получено известия.
Разведано только, что они приезжали из Ахалциха, под видом купцов для
обозрения кистинского народа и православной церкви у них построенной при
реке Балсу, и когда увидели в предприятии своем препятствие, то уехали
обратно»113.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98603708_Ukazom-ee-ot-29-avgusta-togo-ze-goda-Kizlarskomu-komendantu-general-majoru-Potapovu-postupok-Gaka-oprobovan-predpisano-i-vpred-inovernyh-propovednikov-staratsa-udalat-i-razvedat-otkuda- (400x209, 10Kb)

В результате в 1777 году последовал рескрипт Екатерины II на имя Астраханского губернатора Якобия, в которой

Среда, 25 Мая 2016 г. 12:04 + в цитатник

До этого книги печатались в типографии
грузинского царя Ираклия II. В одном из рапортов Св. Синоду протопоп
Афанасий Лебедев писал, что наличие в штате Осетинской духовной комиссии
лишь четырех священников затрудняет обращение осетин в христианство. В
результате в 1777 году последовал рескрипт Екатерины II на имя
Астраханского губернатора Якобия, в которой повелевалось: «От Святейшего
Синода Протопопу Осетинской комиссии дать наставление в том, чтоб он не
считал исполненным звание и долг в торопливом сподоблении крещения, а
старался бы внушить им силу Христианского учения, и руководствовать ко
всякому благонравию; без чего крещение, диким людям преподаваемое, едва ли
не может быть названо злоупотреблением из величайших таинств веры
христианской». На основании этого рескрипта Св. Синод дал новые указания
Осетинской духовной комиссии:

«1) Проповедники Слова Божия отнюдь не должны говорить, что
присланы по указу, 2) предлагать крещение по довольном научении и
утверждении в вере, 3) никаких непристойных и до звания проповеднического
разглашении не чинить».

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%80...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98600875_V-rezultate-v-1777-godu-posledoval-reskript-Ekateriny-II-na-ima-Astrahanskogo-gubernatora-Akobia-v-kotoroj-povelevalos_-_Ot-Svatejsego-Sinoda-Protopopu-Osetinskoj-komissii-dat-nastavlen (400x209, 11Kb)

По замыслу архимандрита Пахомия в школе сперва намечалось вести обучение на грузинском диалекте, но сменивший

Среда, 25 Мая 2016 г. 06:34 + в цитатник

Вместо предполагавшегося первоначально
открытия школы на 30 человек в Куртатинском ущелье решено было открыть
школу в Моздоке. Находившемуся в этом поселении полковнику Гаку было в 1765
г. предписано «о скорейшем заведении особливой школы для преподавания
обучения новокрещенным осетинским детям закона христианского и российской
грамоте». В этой первой в истории осетинского народа школе детей учили
псалтырю и молитве. Она, как пишут осетинские историки, подготовила первых
грамотных осетин, умевших читать и писать по-русски. По замыслу
архимандрита Пахомия в школе сперва намечалось вести обучение на грузинском
диалекте, но сменивший его архимандрит Григорий счел нужным учить детей и
русской грамоте. Св. Синод поддержал последнее мнение, чтоб осетины учились
«на российском диалекте, а не на другом». Первым преподавателем в школе
стал дьячок Романов (из грузинских духовных лиц). Пособиями служили
первоначально переведенные архимандритом Пахомием в 1753 г. с грузинского
на осетинский язык некоторые духовные книги. В 1753 г. вышла в свет и
первая богослужебная книга на осетинском языке с применением грузинских
литер. К ним лишь добавлялись знаки, свойственные осетинскому языку. Эта
книга, вышедшая на основе грузинского алфавита, положила начало осетинскому
книгопечатанию. Вслед за ней стали появляться и новые церковные книги, как
об этом можно судить по челобитной архимандрита Григория, в которой он в
1767 г. писал Екатерине II: «...в прошлом 745 г. по просьбе бывшего в
осетинской комиссии архимандрита Пахомия с братиею, по знанию моему
азиатских четырех языков комиссии для способности призван... чего ради
принужден был и нужда требовала—осетинский язык через два года научиться...
и на осетинский язык некоторые духовные книги перевел»111.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98598116_Po-zamyslu-arhimandrita-Pahomia-v-skole-sperva-namecalos-vesti-obucenie-na-gruzinskom-dialekte-no-smenivsij-ego-arhimandrit-Grigorij-scel-nuznym-ucit-detej-i-russkoj-gramote. (400x209, 6Kb)

«Самое трудное дело есть при проповеди иноязычным неразумение взаимное языка, для чего надобно, во-первых,

Среда, 25 Мая 2016 г. 04:24 + в цитатник

Инструкция оговаривала, что служба церковная
среди осетин могла быть отправляема на русском языке, предписывая, однако,
«символ веры, десятословие и молитву Господню, с кратким объяснением
предать иноверным вразумительным всем им языком». Важное значение имел
пункт, касавшийся деятельности Моздокской школы. «Самое трудное дело есть
при проповеди иноязычным неразумение взаимное языка, для чего надобно,
во-первых, сколько возможно стараться, чтобы из обращенных принимать в
учрежденную в Моздоке школу учеников с тем, чтобы они никогда своего не
забывали, и чтоб таких со временем, по обучении российской грамоте, и по
способности мест, можно было бы посвящать к церквам обращенных во
священники и посылать для проповеди»108.

Задолго до создания в 1764 г. циколы в Моздоке была предпринята
попытка открыть миссионерскую школу при Осетинском подворье. Архимандрит
Пахомий еще в 1753 г. доносил Св. Синоду: «Понеже ныне мы, нижайшие, двух
малолетних осетинцев обучили грузинской грамоте, которых держим при себе на
своем коште, и они нам в крещении своего народа великое вспомоществование
чинят». Архимандрит Григорий в 1767 г. по этому же поводу писал: «Я с
прежде взятых... малолетних три человека уже грамоте совершенно мною и моим
коштом обучил, из которых один в нынешнем 767 г. в Астрахань мною привезен
был, который от его преосвященства Мефодия, епископа Астраханского, во
иерея посвящен и в Осетию отправлен, а двое к тому еще обученные
приготовлены к посвящению»109.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%A1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98597413_Samoe-trudnoe-delo-est-pri-propovedi-inoazycnym-nerazumenie-vzaimnoe-azyka-dla-cego-nadobno-vo-pervyh-skolko-vozmozno-staratsa-ctoby-iz-obrasennyh-prinimat-v-ucrezdennuue-v-Mozdoke-sko (400x209, 10Kb)

Синоде ему выдали секретную инструкцию, как он «вместе с прочими находящимися в Осетии священнослужителями

Среда, 25 Мая 2016 г. 02:04 + в цитатник

Действительным учреждением Осетинской
духовной комиссии надо считать 1771 год, когда ее главой был назначен
русский священник из Тверской епархии протопоп Афанасий Лебедев105. В Св.
Синоде ему выдали секретную инструкцию, как он «вместе с прочими
находящимися в Осетии священнослужителями поступать должен в обращении
тамошнего народа в православную, греко-российскую веру».

Одно из главных наставлений гласило: «Учение иноверным
преподавать вы должны из единого Евангелия, Деяний и Посланий апостольских,
не отягощая обращаемых разума, яко во младенчестве веры еще сущего,
преданиями, кроме самых нужнейших и к основанию веры служащих догматов».
Самому Афанасию Лебедеву инструкция предписывала иметь свое пребывание в
Моздоке, «в поселении для новокрещенных горских жителей заведенном и
осетинских людей наставлять в законе и иметь за ними присмотр». Всем прочим
духовным лицам предлагалось остаться навсегда в Осетии. Протопопу Лебедеву
вменялось в обязанность ездить в Осетию «для очевидного свидетельства и
наставления», при том, однако, условии, что «порядок в пути и самое
продолжение времени в положенном на вас деле зависит не от вашего выбора и
произволения, но единственно от распоряжения и наставления Кизлярского
коменданта, которому все обстоятельства тамошних народов известны быть
могут и без ведома его ничего собою не предпринимать»106.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98589043_Protopopu-Lebedevu-vmenalos-v-obazannost-ezdit-v-Osetiue-_dla-ocevidnogo-svidetelstva-i-nastavlenia_-pri-tom-odnako-uslovii-cto-_poradok-v-puti-i-samoe-prodolzenie-vremeni-v-polozennom- (400x209, 10Kb)

Крещением с чрезвычайной поспешностью и, чтобы склонить их к принятию сего таинства, употребляли средства

Вторник, 24 Мая 2016 г. 20:04 + в цитатник

По словам Буткова, «с 1746 по 1764 г. из
Осетинской комиссии показывали 2085 душ обоего пола, обращенных в
христианство. Но Астраханский преосвященный тогда же доносил, что за
нерадением тех духовных лиц и за неисправлением служб, едва ли сей
новопросвещенный народ имеет какое понятие о христианском законе»101.
Проповедь христианства среди осетин и ингушей «худой успех имела от
грузинских духовных». Последние «обращающихся удостаивали Св. Крещением с
чрезвычайной поспешностью и, чтобы склонить их к принятию сего таинства,
употребляли средства более мирские, нежели духовные, между тем, входили
часто в разбирательство мирских дел, делали разные друг на друга доносы; а
тем самым не исполняли в точности возложенного на них звания»102.

Знаток истории Осетии проф. Б. В. Скитский в своих «Очерках по
истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 г.» также считает,
что служившее в Осетинской комиссии духовенство оказалось не на высоте.
Усвоение христианства осетинами было чисто внешним. Стимулом к принятию
христианства было желание получить выдаваемые при крещении холст на рубашки
и 50 копеек денег, а женщинам сверх того зеркальце и ножницы. «Желание
получить эти дары было так велико, что некоторые крестились по нескольку
раз, переменяя для этого свое имя и переходя из своего прежнего
местожительства в другое»103.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98587452_Kreseniem-s-crezvycajnoj-pospesnostue-i-ctoby-sklonit-ih-k-prinatiue-sego-tainstva-upotreblali-sredstva-bolee-mirskie-nezeli-duhovnye-mezdu-tem-vhodili-casto-v-razbiratelstvo-mirskih-de (400x209, 8Kb)

Синод разрешил возводить храмы на Азовско-Моздокской линии: «Постройка оных позволяется при том однако ж условии,

Вторник, 24 Мая 2016 г. 18:04 + в цитатник

Только в результате усиленного ходатайства
Саратовского и Кавказского генерал-губернатора П. С. Потемкина Св. Синод
разрешил возводить храмы на Азовско-Моздокской линии: «Постройка оных
позволяется при том однако ж условии, чтоб они строились только в потребных
местах (в селах не менее 500 душ), а также, чтоб и к содержанию будущих при
них священно-церковнослужителей были изыскиваемы средства». Сооружение
Азовско-Моздокской линии заметно увеличило приток новых поселенцев на
Северный Кавказ, повлекло бурный рост новых сел на р. Куме и вблизи
Ставрополя, что в дальнейшем благотворно сказалось на церковном
строительстве и положении Кавказского духовенства.

В распространении христианства среди народов Северного Кавказа
большую роль сыграло образование в 1745 г. в Кизляре Осетинской духовной
комиссии. Именно она положила начало миссионерской деятельности среди
осетинского народа. Инициатива учреждения этой миссии принадлежала
грузинским духовным лицам—архиепископу Иосифу и архимандриту Николаю,
подавшим в 1743 г. царице Елисавете Петровне челобитную о посылке—для
проповеди христианства среди 200 тысяч осетин — находившихся в Москве
грузин архимандрита Пахомия и игуменов Христофора и Николая98. Они
объясняли необходимость этого тем, что осетины издавна придерживались
христианской веры. «То доказывают состоящие и поныне в жительствах их
каменные со святыми иконами церкви, к коим они охотно прибегают, и посты
содержат и когда по случаю увидят какую христианскую духовную персону, с
оною поступают ласково, и желательно в дом к себе для посещения неотступно
просят, и к принятию греческого вероисповедания весьма склонны, да и
мольбищ идолопоклоннических у них нет, но не получая проповеди Слова Божия,
молитву творят, взирая только на небо»99.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98586881_To-dokazyvauet-sostoasie-i-ponyne-v-zitelstvah-ih-kamennye-so-svatymi-ikonami-cerkvi-k-koim-oni-ohotno-pribegauet-i-posty-soderzat-i-kogda-po-slucaue-uvidat-kakuue-hristianskuue-duhovn (400x209, 10Kb)

Вот одно из них: «Мы, нижеподписавшиеся Александровского уезда, слободы Калиновки атаман Петр Шунько, первые

Вторник, 24 Мая 2016 г. 13:34 + в цитатник

Не на высоте был тогда культурный и
нравственный уровень Кавказского духовенства. Большинство священников было
малограмотно, некоторые не могли даже подписаться под донесениями
епархиальному начальству. Кадры духовенства пополнялись исключительно за
счет детей священнослужителей, определявшихся иногда на церковные должности
в возрасте 9—11 лет. "Приток иносословных в духовное звание был крайне
ограничен, хотя епархиальные архиереи благожелательно отнеслись к так
называемым «заручным постановлениям» прихожан в отношении кандидатов на
церковнослужительские должности. Такие одобрения писались по особой
печатной форме. Вот одно из них: «Мы, нижеподписавшиеся Александровского
уезда, слободы Калиновки атаман Петр Шунько, первые люди и все прихожане,
свидетельствуем по чистой нашей совести, что желающий быть при нашей церкви
житель Николай Степанов Вышневецкий — человек добрый, не пьяница, в
домостроительстве своем не ленивый, не клеветник, не сварлив, не любодейца,
не убийца, в воровстве и обманах не изобличен, добронравен и поведения
честного, а потому мы желаем иметь его при нашей церкви,— в чем сие
одобрение даем». Лишь в последней четверти XVIII века по распоряжению Св.
Синода, кроме предоставления такого одобрения, ставленников проверяли в
знании краткого катехизиса. В их документах однообразные отметки:
«Катехизис знает и силу его понимает». Однако по недостатку кандидатов на
священнослужительские должности, эти испытания нередко производились только
для формы. Одобрение же получал тот, кто соглашался поступить на более
выгодных для прихода условиях. И только в 1797 году Указом Св. Синода
представление приходских заручных прошений было запрещено. Беспрерывные
набеги горцев, бедность и малочисленность приходов, скудное обеспечение
духовенства, его приниженное положение—все это создавало исключительно
тяжелую обстановку для распространения и развития христианских идей на
Северном Кавказе. Священникам, особенно в казачьих старообрядческих
приходах, нередко приходилось зарабатывать себе и семье на пропитание
дневное поденной работой у казаков. Многие из них, прося Астраханских
епископов о представлении денежного и хлебного жалованья, просили
«смиловаться» и «не дать умереть с женою и детьми голодной смертью», ибо
«дохода никакого нет». Приверженные старообрядчеству казачьи старшины и
атаманы глумились над православным духовенством и даже избивали его, не
встречая должного отпора от далекой епархиальной власти. Глава Осетинской
комиссии протоиерей А. Лебедев писал Астраханскому владыке: «Не
соблаговолено ли будет нашу Моздокскую соборную церковь освободить от
власти коменданта, понеже он у нас — в лице вашего преосвященства — имеет
власть отдавать всякие приказания, когда, куда и которому священнику ехать
не только в приход свой, но и в городки для исправления мирских треб; даже
ключи от церкви хранит у себя».

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98584434_Vot-odno-iz-nih_-_My-nizepodpisavsiesa-Aleksandrovskogo-uezda-slobody-Kalinovki-ataman-Petr-Sunko-pervye-luedi-i-vse-prihozane-svidetelstvuem-po-cistoj-nasej-sovesti-cto-zelauesij-byt-p (400x209, 11Kb)

благочинный Георгиевска священник Казьмин в жалобе на имя епархиального архиерея писал: «Приход мой состоит

Вторник, 24 Мая 2016 г. 06:44 + в цитатник

Обширность Астраханской епархии и
отдаленность от центра вновь создаваемых в Кавказском наместничестве
русских поселений вносили много трудностей в духовную жизнь русского
православного населения на Северном Кавказе. Церковному строительству
препятствовал сильный недостаток духовенства. В 1777 г., когда начали
создаваться крепости Азовско-Моздокской линии, при 15 церквах Северного
Кавказа недоставало: священников—5, диаконов—7, дьячков—9, пономарей—14.
Нередко одному священнику приходилось обслуживать несколько приходов,
удаленных друг от друга на большое расстояние. В 1773 г. благочинный
Георгиевска священник Казьмин в жалобе на имя епархиального архиерея писал:
«Приход мой состоит из пяти станиц, яко то: Екатериноградская, Павловская,
Марьинская, Георгиевская, Андреевская расстоянием не менее 200 верст. Кроме
того, по долгу звания моего, благовременно и безвременно приходится
исправлять мирские требы во вновь появляющихся селениях по Потемкинской
линии... Приходится переезжать от одной станицы или селения до другого
необитаемыми и совсем дикими степями не менее как по 50 верст расстоянием,
подвергая почти при всяком таком переезде

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98581514_blagocinnyj-Georgievska-svasennik-Kazmin-v-zalobe-na-ima-eparhialnogo-arhierea-pisal_-_Prihod-moj-sostoit-iz-pati-stanic-ako-to_-Ekaterinogradskaa-Pavlovskaa-Marinskaa-Georgievskaa-Andr (400x209, 7Kb)

В донесениях войскового начальства шла речь о том, что «в гребенских городках не имеется ни одного попа, за

Вторник, 24 Мая 2016 г. 06:14 + в цитатник

К 1725 г. на Тереке было не более 4—6
церквей. В донесениях войскового начальства шла речь о том, что «в
гребенских городках не имеется ни одного попа, за исключением Терской
крепости». На «гребне» тогда уже существовали Червленый, Щедринский,
Курдюковский, Старогладковский и Новогладковский казачьи городки.
Укрепление и расширение позиций России на Северном Кавказе привело к
постройке в 1735 г. Кизлярской крепости и созданию в 1739 г. Кизлярской
укрепленной линии, состоявшей из нескольких новых станиц. В результате
увеличилось число церковных приходов с православным русским населением.

Обширность Астраханской епархии не позволяла ее архиереям лично
наблюдать и руководить церковной жизнью своей паствы в отдаленных и опасных
местах Терека. Безводные степи, грабежи и разбои на тракте» соединявшем
Астрахань с Кизляром, затрудняли сношения архипастырей с ее Кавказской
паствой. За XVIII в. астраханские архиереи посетили Терек всего четыре
раза. Причем поездка епископа Мефодия, побывавшего в Кизляре, Моздоке и
Гребенских станицах, завершилась трагической гибелью архиерея вблизи
станицы Червленой. Он по неосторожности сварился в горячих источниках,
принимая ванны. Возникла необходимость в назначении для Кавказской паствы
Астраханской епархии, «духовных персон, доверия достойных». Они получили
название «закащики». Этому доверенному лицу епископа поручалось наблюдение
над церковной жизнью определенного района (заказа) и управление его
духовенством. Впервые эта должность появилась вскоре после присоединения
гребенских городов к Астраханской епархии. Первым закащиком стал священник
Федор Иванов, которому поручалось «смотрение церковного благочиния» и сбор
налогов в виде венечных и лазаретных пошлин. Первоначально, кроме закащика,
за церковным благочинием должен был смотреть также протопоп Терской
соборной церкви, но затем этот собор был выделен из заказа. Инструкция,
выданная в 1732 году Астраханским архиереем закащику, давала ему широкие
полномочия в наблюдении за, духовенством и паствой. В указе архиерея на имя
войскового атамана гребенских казаков говорилось, чтобы закащику «никакого
помешательства не чинилось». Однако большие права, предоставленные
закащикам, привели вскоре к неблагоприятным последствиям. Епархиальным
властям не раз приходилось умерять чрезмерную строгость своих доверенных
лиц, граничащую с произволом и жестокостью. Один из закащиков соборной
Кизлярской церкви священник Г. Федотов за лихоимство, вымогательство,
произвольные аресты некоторых казачьих старшин, щедрое применение к
духовной братии батогов и плетей был отставлен в 1747 г. от своей
должности. Институт закащиков тем не менее просуществовал довольно долго.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%B4...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98581295_Obsirnost-Astrahanskoj-eparhii-ne-pozvolala-ee-arhieream-licno-nabluedat-i-rukovodit-cerkovnoj-ziznue-svoej-pastvy-v-otdalennyh-i-opasnyh-mestah-Tereka. (400x209, 5Kb)

Все они свидетельствуют о большой живучести среди горцев христианских религиозных традиций.

Вторник, 24 Мая 2016 г. 05:35 + в цитатник

Подобных фактов можно привести множество. Все
они свидетельствуют о большой живучести среди горцев христианских
религиозных традиций.


Часть II ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К
РОССИИ


ГЛАВА I КАВКАЗСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ПАСТВА ДО УЧРЕЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ЕПАРХИИ

Преемница основанной в 1261 г. Саранской епархии, учрежденная в
1602 г. Астраханская епархия долгое время распространяла свою деятельность
на территорию Северного Кавказа. Ее первому епископу Феодосию было
присвоено царем Борисом Годуновым наименование Астраханского и Терского по
имени двух главных ее городов. До этого Астраханский край в церковном
отношении подчинялся Казанской епархии. В 1664 г. в Терки уже был монастырь
и два храма. Терки стали первым форпостом православия на Северном Кавказе.

С конца XVII в. в прикаспийские области Северного Кавказа стало
прибывать большое число казаков-старообрядцев. В 1723 г. казачьи поселения
Гребенской линии были официально подчинены Астраханской епархии. С этого
времени, по воле царя Петра I, тогдашний епископ Астраханский преосвященный
Лаврентий стал также именоваться Ставропольским (по названию построенной
Петром I крепости Святого Креста на р. Сулак). Этот титул вслед за владыкой
Лаврентием на протяжении XVIII в. последовательно носили епископы:

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98581141_Cast-II-HRISTIANSTVO-NA-SEVERNOM-KAVKAZE-POSLE-PRISOEDINENIA-K-ROSSII-GLAVA-I-KAVKAZSKAA-HRISTIANSKAA-PASTVA-DO-UCREZDENIA-SAMOSTOATELNOI-EPARHII--Preemnica-osnovannoj-v-1261-g. (400x209, 7Kb)

Понадобились многие десятилетия, чтобы склонить горские народы под зеленое знамя Мухаммеда, но даже и после

Вторник, 24 Мая 2016 г. 03:54 + в цитатник

С другой стороны, прививаемые идеи
воинствующего ислама не смогли до конца вытравить и искоренить у горцев
пережитки христианской религии. В этом несомненно сказалось моральное
превосходство христианства перед мусульманством. Понадобились многие
десятилетия, чтобы склонить горские народы под зеленое знамя Мухаммеда, но
даже и после этого у них сохранились многие понятия, навеянные религией
предков—христианством.

Горцы продолжали тайно держать передаваемые из поколения в
поколение священные для них христианские книги. Одна из таких книг попала в
конце XVIII века в руки академика П. С. Палласа и была им передана в
Гейдельбергский университет. Шора-Бек-мурзин Ногмов в своем труде приводит
интересный рассказ об уздене Исмаиле Шогенове, который имел рукописную
книгу, принадлежавшую его предкам и переходившую по наследству в их семье
от отца к сыну. «Он был последний из умевших читать ее и скончался в 1830
г., в глубокой старости. Покойный академик Шогрен, которому я посылал
несколько листов из этой книги, утверждал, что она писана на греческом
языке и что посланные ему листы заключали в себе начало Евангелия. Может
быть, уцелели еще несколько подобных книг, но страх, наводимый
мусульманским духовенством, заставляет их скрывать»94.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98578068_Sora-Bek-murzin-Nogmov-v-svoem-trude-privodit-interesnyj-rasskaz-ob-uzdene-Ismaile-Sogenove-kotoryj-imel-rukopisnuue-knigu-prinadlezavsuue-ego-predkam-i-perehodivsuue-po-nasledstvu-v-ih (400x209, 6Kb)

В действительности, как и в их нравах, так и в религиозных проявлениях продолжают господствовать древнеязыческие

Вторник, 24 Мая 2016 г. 02:04 + в цитатник

Через 100 лет после этого ученый Мерцбахер
писал: «По имени и по известным наружным обычаям и обрядам осетины отчасти
магометане, в преобладающем числе—христиане. В действительности, как и в их
нравах, так и в религиозных проявлениях продолжают господствовать
древнеязыческие обряды, указывающие на прежний элементарный культ и не
забытые еще и по введении впоследствии христианства и ислама, только в
последнее время распространяется с большим успехом православие»93.

Надо сказать, что осетины не всегда в точности следовали обрядам
и правилам своей веры. Все было перемешано и перепутано. Так, христиане
исполняли многие языческие обряды на свадьбах и похоронах, брили, подобно
мусульманам, голову и совершали омовение. Зато мусульмане ели свинину и
пили вино, смеясь над своими обрядами. Язычники же во многом следовали
христианским установлениям. В то же время осетины, считавшие себя
христианами, не ходили в церковь, приносили жертву дзуарам и допускали
многоженство. Большую роль в их религиозных обрядах играли жрецы-деканозы,
совершавшие в дзуарах жертвоприношения и избиравшиеся из самых почтенных
стариков.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%B4...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98572330_V-dejstvitelnosti-kak-i-v-ih-nravah-tak-i-v-religioznyh-proavleniah-prodolzauet-gospodstvovat-drevneazyceskie-obrady-ukazyvauesie-na-preznij-elementarnyj-kult-i-ne-zabytye-ese-i-po-vved (400x209, 8Kb)


Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 210 ... 110 109 [108] 107 106 ..
.. 1 Календарь