-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 4197
Комментариев: 3
Написано: 4198


Сохранившиеся среди осетин предания о принадлежности их в прошлом к христианству, почитание Иисуса Христа,

Понедельник, 23 Мая 2016 г. 23:44 + в цитатник

Сохранившиеся среди осетин предания о
принадлежности их в прошлом к христианству, почитание Иисуса Христа, Божией
Матери, ангелов и святых угодников, полуязыческое празднование христианских
постов и праздников служили одним из благоприятных обстоятельств в
миссионерской деятельности Осетинской духовной комиссии и «Общества
восстановления православного христианства на Кавказе». Осетины наравне-с
языческими божествами (Овсати, Аларды, Саурег, Махамат) почитали Чиристи
(Иисуса Христа) и Мади-Майрам (Богородицу), Уастырджи (св. Георгия) и
Уациллу (св. Илию). Они также признавали многие христианские праздники:
Пасху, Богоявление—«взятие воды» и Сошествие Святого Духа—«сбор трав»,
довольно строго соблюдали посты—великий (марко), успенский (майрам-мархо) и
предрождественский (шапурс-мархо). В одну из суббот великого поста они
справляли на кладбище общие поминки по усопшим. «С вечера Страстной
Субботы,—пишет историк Н. Дубровин,— накануне Светлого Христова
воскресенья, каждый осетин старается провести предстоящую ночь один, потому
что, по сказанию народа, Иисус Христос ежегодно в эту ночь сходит с неба на
пегой лошади и показывается только одному достойному осетину, который будет
после того счастливейшим из смертных»91.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98571996_Sohranivsiesa-sredi-osetin-predania-o-prinadleznosti-ih-v-proslom-k-hristianstvu-pocitanie-Iisusa-Hrista-Boziej-Materi-angelov-i-svatyh-ugodnikov-poluazyceskoe-prazdnovanie-hristianskih (400x209, 9Kb)

В этот дзуар осетины собирались раз в год, в Троицын день, чтобы отпраздновать праздник св.

Понедельник, 23 Мая 2016 г. 15:54 + в цитатник

В этот дзуар осетины собирались раз в год, в
Троицын день, чтобы отпраздновать праздник св. Георгия.

Превращенные в святилища прежние христианские храмы, наряду с
православными реликвиями-крестами и иконами, имели предметы языческого
культа, медные котлы, вертелы, турьи рога для питья и жертвенные
приношения—рога оленей и серн, наконечники стрел, ленточки из разных тканей
и пр. Все эти святилища еще в конце прошлого и начале нашего века
обслуживались жрецами. В наше время Реком в 1936 г. подвергся реставрации.

По словам священника А. Гатуева, автора исторического очерка
«Христианство в Осетии», Георгий Победоносец у осетин наиболее чтимый
святой, в его честь сооружено много дзуаров. «Развалины старых церквей,
достроенных в честь св. Георгия, почитаются у осетин местами особенно
святыми; икону св. Георгия Победоносца на коне осетин чтит больше других
икон. К св. Георгию осетины издавна питали не только уважение, но и
благоговейное обожание»89.

Вместе с Уациллой (св. Ильей) Уастырджи (св. Георгий) считается
главным покровителем осетинских дзуаров. Деканозы — жрецы дзуаров,
возносили Уацилле следующие молитвы: «Уацилла, сегодня твой день, и мы
усердно молим тебя, помоги нам, сделай так, чтобы житницы наши были набиты
пшеницей, просом и овсом до верха с остатками». В Осетии с именем св.
Георгия связана священная роща Хетаг, у с. Ногкау. К этому дзуару один раз
в год стекалось население окружающих сел для жертвоприношения, которое
состояло из трех пирогов, бутылки араки и барашка. При этом в дупло
определенного дерева опускали по одному или по два гривенника. В этой роще
были вековые деревья. «Рука человеческая никогда их не касалась,— пишет
священник М. Кацоев,— никто не смеет их рубить, даже взять одну
хворостинку, ибо этим нарушается святость Дзуара и виновник наказывается им
самым лютейшим образом»90.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%8D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98569122_Prevrasennye-v-svatilisa-preznie-hristianskie-hramy-naradu-s-pravoslavnymi-relikviami-krestami-i-ikonami-imeli-predmety-azyceskogo-kulta-mednye-kotly-vertely-turi-roga-dla-pita-i-zertve (400x209, 7Kb)

Георгию в Куртатинском ущелье так называемом Дзигвис-дзуаре, открывавшимся только один раз в год в праздник

Понедельник, 23 Мая 2016 г. 11:44 + в цитатник

Клапрот рассказывает также о посвященном св.
Георгию в Куртатинском ущелье так называемом Дзигвис-дзуаре, открывавшимся
только один раз в год в праздник этого святого. В этот день около дзуара
устраивался большой пир. Если в это время кого-либо убивала молния, его
считали святым, полагая, что св. Илья взял этого человека к себе на небо.
Оставшиеся в живых поднимали радостный крик, пели и танцевали вокруг
пораженного молнией.

«Кроме старинных церквей и часовен у них есть в горах другие
священные места, вроде пещер, скал и куч камней, расположенных в опасных
местах дорог, около которых они молятся и гадают у стариков. Эти святые
места посвящены или пророку Илье, их главному покровителю, или св. Георгию,
св. Николаю или архангелу Михаилу... Там, где пещера или другие места
посвящены Илье, они приносят ему в жертву коз, мясо которых они поедают, а
шкуру растягивают на высокое дерево. Этой шкуре козы они поклоняются в день
св. Ильи, чтобы он отвратил от полей град и послал бы им плодородие»87.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98567145_Krome-starinnyh-cerkvej-i-casoven-u-nih-est-v-gorah-drugie-svasennye-mesta-vrode-peser-skal-i-kuc-kamnej-raspolozennyh-v-opasnyh-mestah-dorog-okolo-kotoryh-oni-molatsa-i-gadauet-u-star (400x209, 6Kb)

Георгий Победоносец почитается покровителем путешествующих по всем дорогам; ему молятся и приносят жертвы,

Понедельник, 23 Мая 2016 г. 09:34 + в цитатник

Все без исключения горцы — почитатели
христианских святых. «Михаил Архангел почитаем даже верными
идолопоклонниками-галгаями. Пророк Илья в уважении у всех: он считается
покровителем скотоводства и земледелия, везде ему воздают особые почести,
празднуют день его и приносят жертвы. В честь св. Матфея у кистинов
называется гора его именем. Св. Георгий Победоносец почитается покровителем
путешествующих по всем дорогам; ему молятся и приносят жертвы, особенно
отправляясь на войну, в набег или в дорогу»85.

Особенно причудливо переплетались пережитки христианских
верований с языческими представлениями у осетин, которые к XVIII веку в
значительной части утратили прежнюю духовную связь с христианством.
«Религия осетин одинакова для всех племен,— писал путешествовавший в начале
прошлого века ученый Ю. Клапрот,— и представляет из себя смешение
христианства и старых суеверий... Еще теперь осетины соблюдают великий пост
греческой церкви, имеющий место перед Пасхой и длящийся 6 недель; в это
время они воздерживаются не только от мяса, но и от молока и масла и едят
исключительно хлеб, бобы и горох, сваренные с солью, и лук. Некоторые
соблюдают также Петровский пост. После великого поста они собираются на
торжественное собрание около старых церквей и часовен, где старейшины
произносят молитвы; после этого они съедают все вместе в первый раз мясо...
Кроме великого поста, они приносят жертвоприношения также на масленице,
состоящие из барана и масла. В день св. Михаила они убивают быков и баранов
и варят пиво. На Рождество они закалывают и приносят в жертву коз, а в день
Нового года — свиней»86.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98565923_Ese-teper-osetiny-sobluedauet-velikij-post-greceskoj-cerkvi-imeuesij-mesto-pered-Pashoj-i-dlasijsa-6-nedel_-v-eto-vrema-oni-vozderzivauetsa-ne-tolko-ot-masa-no-i-ot-moloka-i-masla-i-eda (400x209, 7Kb)

у черкесов существовал пантеон языческих богов, наряду с почитанием Ауса Гирге (Иисуса Греческого) и покровительницы

Воскресенье, 22 Мая 2016 г. 21:14 + в цитатник

С течением времени употреблявшийся прежде в
религиозных церемониях черкесов крест приобрел форму двузубых и трезубых
вил. Во время пиршеств черкесы в священных рощах продолжали совершать
возлияния в честь старых языческих божеств. Практиковались также
жертвоприношения, при которых кололи домашних животных. Убитый молнией
считался счастливцем, отмеченным божеством. Еще в XVIII—XIX вв. у черкесов
существовал пантеон языческих богов, наряду с почитанием Ауса Гирге (Иисуса
Греческого) и покровительницы пчел Мериам, называвшейся также Матерью
Божией. «Различные суеверия, пережитки язычества,— замечает Е.
Алексеева,—были сильны и при распространении христианской веры и после
введения магометанства. Многие из них дожили до XIX века»83.

Французский путешественник Тетбу де Мариньи, посетивший Черкесию
в 1818 г., отзывается о черкесах как об одичалых христианах. Знаток
черкесов англичанин Белль в 1838 г. писал, что на Черноморском побережье
столько же приверженцев языческо-христианской религии, сколько и мусульман.
Среди ингушей также довольно долго удерживались синкретические смешанные
религиозные понятия. Кистинское племя ингушей несколько раз принимало
христианство, оставаясь, однако, в душе язычниками, ходя на поклонение
своему кумиру Гальерду и принося ему жертвы. «Ингуши, кистины и
галганы,—говорит М. Селезнев,—для празднования Нового года собираются в
горы и там приносят жертвы Гальерду, который не имеет никакого
олицетворения, считается духом, но в честь его посвящены церкви и часовни,
оставшиеся от христианства... Мулла,— замечает Селезнев,— свободно кричит
при колокольном звоне, кистинский кумир Гальерд покойно стоит в старой,
оставленной церкви царицы Тамары»84.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%83-%D1%87...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98553578_Seleznev_dla-prazdnovania-Novogo-goda-sobirauetsa-v-gory-i-tam-prinosat-zertvy-Galerdu-kotoryj-ne-imeet-nikakogo-olicetvorenia-scitaetsa-duhom-no-v-cest-ego-posvaseny-cerkvi-i-casovni-o (400x209, 6Kb)

«Черкесы,—говорит Селезнев,—праздновали Рождество Христово, Сретение Господне, в начале года постились целую

Воскресенье, 22 Мая 2016 г. 19:34 + в цитатник

«Черкесы,—говорит Селезнев,—праздновали
Рождество Христово, Сретение Господне, в начале года постились целую
неделю, питаясь одними бобами, праздновали также масленицу, соблюдали 48
дней Великого Поста... В продолжение Поста собирали яйца, не употребляя их
даже по надобности, разбить яйцо считали преступлением. Накануне Пасхи
красили яйца, сперва разговлялись ими, потом уже другими яствами. Говорят,
что даже и теперь (т. е. в середине прошлого века.—М. Г.) во многих местах,
в горах соблюдают эти обряды»81.

Горцы праздновали также день Воскресения мертвых и день
Вознесения Господня. О прошлой их христианской религии свидетельствовали и
названия некоторых дней недели: воскресенье именовалось Днем Божиим,
среда—Малым постом, пятница—Большим постом. Особенно стойко придерживались
христианства натухайцы, враждуя с принявшими ислам шапсугами. Предание
повествует, что в конце XVIII века шапсуги, напав на натухайцев, сожгли их
кресты. В ответ последние разрушили их мечети. Обе стороны неоднократно
обращались с жалобами к турецкому паше в Анапе: одни требовали
удовлетворения за истребление крестов, другие за уничтожение мечетей.
Натухайцы непреклонно отклоняли призывы пашей о принятии магометанской
веры, заявляя, что поклонение распятию старее ислама, что все горцы
исповедуют христианство и что шапсуги, отказавшись от закона предков,
первыми подали повод к вражде. Только в начале прошлого века турецкому
Гасан-паше удалось посулами и угрозами склонить всех черкесов к переходу в
ислам, хотя они и сохраняли еще долго после того пережитки христианского
учения. «Турецкие муллы,— говорит П. Короленко,— читали черкесам коран на
арабском языке, который не только черкесы, но и самые муллы едва ли
понимали. Догматы новой веры черкесы усваивали очень поверхностно —
настолько, насколько это требовалось наружной обрядностью при совершении
намазов»82.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%A7%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98552883_Natuhajcy-nepreklonno-otklonali-prizyvy-pasej-o-prinatii-magometanskoj-very-zaavlaa-cto-poklonenie-raspatiue-staree-islama-cto-vse-gorcy-ispoveduuet-hristianstvo-i-cto-sapsugi-otkazavsi (400x209, 6Kb)

Отзвуки прежних христианских верований горцев Северного Кавказа в течение ряда столетий сохранялись в соблюдении

Воскресенье, 22 Мая 2016 г. 15:04 + в цитатник

Г. Прозрителев высказывал предположение, что
эти горцы погибли в заложенных камнями гротах, спасаясь от гонений на
христиан. Отзвуки прежних христианских верований горцев Северного Кавказа в
течение ряда столетий сохранялись в соблюдении праздников и постов,
названии святых, в почитании остатков древних христианских храмов,
богослужебных, священных книг и пр. «Указать религию черкесов,— писал Ф.
Дюбуа де Монперэ в 30-х годах прошлого столетия,— очень трудно, настолько
тесно слились у них христианство, магометанство и язычество». Он считает,
что черкесско-кабардинские князья были магометанами, явившимися из Крыма в
XV веке, чтобы завоевать и подчинить горцев.

Борьба между христианством и исламом привела горцев к возврату к
древним их суевериям. «Черкес из народа в сущности все тот же
язычник,—замечает Дюбуа де Монперэ,— обитатели морских берегов еще
празднуют по традиции Пасху, сами не зная в память какого события, и в
течение 15 дней перед праздником не едят яиц, как бы в подражание посту. У
них имеются деревья, отмеченные крестом, которые они почитают; топор
никогда не прикасается к ним; эти деревья находятся в священных лесах,
всеми охраняемых; в определенные дни устраивается празднование вокруг
них... Их своеобразные священники не умели ни читать, ни писать и только
довольствовались повторением нескольких установленных молитв, которые они
передавали своим преемникам». Еще в 20-х годах прошлого века в окрестностях
Геленджика можно было видеть, как «священники в простых бурках, или
войлочных плащах, приближаются, окруженные толпой народа, хранящего
глубокое молчание, к кресту, который стоит в лесу, придавая ему священное
значение, здесь они возносят Творцу моление»...80

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98551362_Ese-v-20-h-godah-proslogo-veka-v-okrestnostah-Gelendzika-mozno-bylo-videt-kak-_svasenniki-v-prostyh-burkah-ili-vojlocnyh-plasah-priblizauetsa-okruzennye-tolpoj-naroda-hranasego-glubokoe (400x209, 8Kb)

Едва одно-два поколения успевали усвоить новую веру, проникнуться ее духовными основами, как новая кровопролитная

Воскресенье, 22 Мая 2016 г. 13:14 + в цитатник

Разгоревшаяся в средние века на Северном
Кавказе борьба между исламом и христианством отразилась и на религиозных
представлениях горцев. Как мы уже говорили, для них был характерен
синкретизм—смешение верований языческих, христианских и мусульманских. Это
было особенно распространено среди горцев Северного Кавказа потому, что
Кавказ издавна служил «этнической шахматной доской» народов, несущих вместе
со своей культурой и свои верования, которые в то время часто служили
основным выражением духовной культуры людей. С другой стороны,
труднодоступность многих районов Северного Кавказа также способствовала
сохранению остатков прежних верований и последовательному смешению их. Едва
одно-два поколения успевали усвоить новую веру, проникнуться ее духовными
основами, как новая кровопролитная стычка загоняла отдельные племена в
глухие ущелья, где отрезанные от всех влияний потомки этого племени теряли
воспринятое их отцами или дедами вероучение, сохраняя только внешние черты
обрядов.

В таких условиях кровопролитных войн с пришельцами угасали идеи
присущего христианству гуманизма и определялись воинственные черты горских
народов Северного Кавказа. Этой постоянной борьбой за независимость отчасти
объясняется и проникновение в среду православных горцев исламизма,
заимствованного у их новых завоевателей — магометан. Взамен христианского
православного гуманнейшего света распространялись проповедь фатализма,
непримиримости, жесточайшей борьбы с неверными гяурами и благословение
насилию над ними.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98550807_Edva-odno-dva-pokolenia-uspevali-usvoit-novuue-veru-proniknutsa-ee-duhovnymi-osnovami-kak-novaa-krovoprolitnaa-stycka-zagonala-otdelnye-plemena-v-gluhie-usela-gde-otrezannye-ot-vseh-vli (400x209, 7Kb)

На левом берегу Кубани, около села имени Коста Хетагурова, словно страж стоит величественная Шаонинская скала

Воскресенье, 22 Мая 2016 г. 12:14 + в цитатник

На левом берегу Кубани, около села имени
Коста Хетагурова, словно страж стоит величественная Шаонинская скала с
редкостной тисовой рощей на вершине. На одном из отрогов отвесной скалы
высится Хумаринский храм, к которому можно легко доехать на автомобиле.
Благодаря этому сюда приезжает большое число экскурсантов, едущих на
Теберду, на Домбайскую поляну и к Клухорскому перевалу. В 1895 г. этот храм
был реставрирован и 22 апреля освящен в честь св. Георгия Победоносца. Еще
сохранились стены строений Георгиевского скита, несшего охрану храма. Под
храмом находится обширный бассейн для сбора дождевой воды. Храм, словно
ласточкино гнездо, прилепился к скале. С трех сторон его разверзаются
глубокие пропасти. Вблизи храма на одиноком утесе чья-то рука водрузила
железный крест. Им осенена эта древняя святыня Северного Кавказа.

Пожалуй, Хумаринский Георгиевский храм находится сегодня в самом
лучшем состоянии по сравнению с другими. Причина этого—почитание жителями
соседнего села имени Коста Хетагурова (бывшего села
Георгиевско-Осетинского). Свято чтя своего патрона, они ежегодно в день
памяти св. Георгия Победоносца приходят сюда помолиться. Под древнейшими
сводами храма св. Георгия в этот день раздаются слова христианской молитвы.
В алтарной части мы видели скромные букеты цветов. В этом находит свое
проявление глубочайшее уважение жителей села—осетин (потомков алан)—к
христианской святыне своих предков.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98550329_Na-levom-beregu-Kubani-okolo-sela-imeni-Kosta-Hetagurova-slovno-straz-stoit-velicestvennaa-Saoninskaa-skala-s-redkostnoj-tisovoj-rosej-na-versine. (400x209, 5Kb)

Во время нашей поездки нам посчастливилось быть свидетелями транспортировки из теснин горного ущелья уникального

Суббота, 21 Мая 2016 г. 18:54 + в цитатник

Во время нашей поездки нам посчастливилось
быть свидетелями транспортировки из теснин горного ущелья уникального
древнехристианского археологического памятника—мавзолея одного знатного
алана.

Еще в начале нынешнего века известный исследователь Северного
Кавказа Е. Д. Фелицын впервые изучил древний аланский некрополь,
располагавшийся в одной из балок Зеленчукского ущелья в дремучем буковом
лесу. Он обратил внимание на огромный каменный мавзолей, в котором был
похоронен какой-то знатный алан. В советское время на руинах мавзолея
побывали археологи П. Г. Акритас и Л. Н. Глушков. Сооружение состояло из
колоссальных, как попало разбросанных каменных плит весом каждая 3—4 тонны.
В 1960 г. этот редчайший памятник аланской старины был извлечен из горных
трущоб. Плиты были на тракторах вывезены из труднодоступного ущелья и
доставлены в Ставрополь. По мнению археологов, в мавзолее был погребен
аланский военачальник. Об этом говорят многочисленные рельефные изображения
на плитах. Время постройки его относят к Х—XI векам новой эры. На одной из
плит хорошо видны высеченные три креста, свидетельствующие о христианском
происхождении мавзолея 79.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98536405_Vo-vrema-nasej-poezdki-nam-poscastlivilos-byt-svidetelami-transportirovki-iz-tesnin-gornogo-usela-unikalnogo-drevnehristianskogo-arheologiceskogo-pamatnika_mavzolea-odnogo-znatnogo-alan (400x209, 5Kb)

Северный и Южный Зеленчукские храмы также построены в византийском стиле.

Суббота, 21 Мая 2016 г. 13:44 + в цитатник

Северный и Южный Зеленчукские храмы также
построены в византийском стиле.

Обе церкви трехнефные, построенные в форме разностороннего
греческого креста. Северный храм выделяется особенно сложной архитектурой.
Конструкция Южного проще, он лишен внутренних опорных столбов. Над ним
возвышается невысокий купол с барабаном и четырьмя просветами. Третий имеет
четырехугольную форму, его купол опирается на четыре столба. К сожалению,
храм сильно исказила неумелая реставрация, сделанная руками монахов. Сюда,
к этим замечательным храмам, и лежал наш путь. В 22 км от станицы
Зеленчукской, за бурной шумливой рекой, сквозь купы деревьев проглядывают
очертания построек бывшего Александро-Афонского монастыря.

Вдоль долины Б. Зеленчука, на расстоянии около километра друг от
друга, расположились Северный и Южный храмы. Северный наиболее пострадал от
времени, и поэтому в 1959 году были проведены противоаварийные работы по
его консервации. Для этого его оконные и дверные проемы заложили кирпичом.
В очень тяжелых условиях проходила реставрация арок, сделанных из кирпича,
и особенно сильно поврежденной арки центральной абсиды. В любую минуту арка
могла «разомкнуться» и повлечь полное разрушение храма. Однако благодаря
научной консультации главного архитектора Центральных
научно-реставрационных мастерских Академии архитектуры и строительства СССР
В. Бородина все завершилось благополучно.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98534733_V-22-km-ot-stanicy-Zelencukskoj-za-burnoj-sumlivoj-rekoj-skvoz-kupy-derevev-progladyvauet-ocertania-postroek-byvsego-Aleksandro-Afonskogo-monastyra. (400x209, 6Kb)

Храмы греческой и византийской постройки служат памятниками этого векового исторического процесса, отмеченного

Суббота, 21 Мая 2016 г. 12:14 + в цитатник

Христианство, неся в горы Кавказа передовую
культуру, сыграло великую роль в утверждении могущественной Аланской
державы. Независимо от различных мнений о времени сооружения древних
христианских храмов, можно сказать одно, что питательной почвой, на которой
расцвело христианство среди алан, служило могущественное влияние Византии,
позднее в других центральных районах Северного Кавказа сменившееся влиянием
православной Грузии. Храмы греческой и византийской постройки служат
памятниками этого векового исторического процесса, отмеченного бурными,
драматическими событиями—монголо-татарским нашествием, ожесточенной борьбой
Креста с Полумесяцем, падением Византии, установлением татарского ига над
Русью, истреблением и вытеснением в горы непокорных христиан—алан.
Прошедшие через все эти испытания древние храмы, уединенно стоящие на
вершинах угрюмых скал, среди дремучей лесной чащи,— незыблемые вечные
памятники христианства, привлекающие к себе и доныне православных людей.

Предпринятая автором в июле 1960 г. поездка к некоторым древним
святыням Северного Кавказа дала возможность воочию познакомиться с их
современным состоянием. Наш маршрут лежал из г. Кисловодска в горные ущелья
Кубани, Б. Зеленчука и Теберды к пяти наиболее выдающимся
храмам—Зеленчукским, Хумаринскому и Сентинскому. С глубоким волнением и
благоговением мы переступали через пороги этих изумительных творений
искусных византийских зодчих. Благодаря своей прекрасной конструкции они
простояли свыше 1000 лет. В архитектурном отношении эти храмы имеют все
признаки византийского стиля. Так, Сентинский храм имеет однонефную форму,
представляющую типичное изображение византийского равноконечного креста.
Кровля храма шатровая. Все верхние части крыши отделаны сводами, которые
арками соединяются в центре храма. Барабан строго цилиндрической формы с
8-ю окнами и сегментовидным куполом.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A5%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98534191_Hramy-greceskoj-i-vizantijskoj-postrojki-sluzat-pamatnikami-etogo-vekovogo-istoriceskogo-processa-otmecennogo-burnymi-dramaticeskimi-sobytiami_mongolo-tatarskim-nasestviem-ozestocennoj- (400x209, 8Kb)

Много христианских погребальных мест обнаружено во время раскопок у так называемого Северного—первого древнего

Суббота, 21 Мая 2016 г. 08:24 + в цитатник

Много христианских погребальных мест
обнаружено во время раскопок у так называемого Северного—первого древнего
Зеленчукского храма. В июле 1960 г. автору лично удалось тут видеть остатки
костей, извлеченных из многоярусных каменных гробниц в приалтарной части
храма.

Кроме научно-исторической ценности, древние памятники служат
блестящим подтверждением огромного культурного и морального влияния
христианства, оказанного в древние времена на народы Северного Кавказа.
Камни его древнехристианских храмов, особенности их архитектурного стиля,
фресковая роспись, надписи на надгробиях и т. п. рассказывают о
благотворном воздействии передовой византийской христианской культуры на
приобщенных к христианскому вероучению адыгов, алан и других древних
обитателей Северного Кавказа. Христианство не только прививало им более
высокие, гуманистические моральные принципы, но и обогащало их более
высокой культурой, что находило отражение в архитектуре зданий, живописи,
церковной музыке, зарождении начатков письменности и пр. Интересно, что
христианские священники перед отправкой из Византии на Кавказ приобретали
некоторые познания в медицине, дабы заниматься не только духовным, но и
лечебным врачеванием своей паствы. Преосвященный Владимир в «Исторической
записке о христианстве на Северном Кавказе» пишет, что, несмотря на вековое
господство магометанства, греческое влияние на горцев оказалось более
глубоким, могущественным и плодотворным. Он также обращает внимание на то,
что обычно при древних храмах встречаются и развалины каменных зданий,
именовавшихся «домами эллинов». «Быть может,—замечает владыка Владимир,—то
были греческие монастырские подворья, с устроенными при них
караван-сараями»78.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98532666_Hristianstvo-ne-tolko-privivalo-im-bolee-vysokie-gumanisticeskie-moralnye-principy-no-i-obogasalo-ih-bolee-vysokoj-kulturoj-cto-nahodilo-otrazenie-v-arhitekture-zdanij-zivopisi-cerkovno (400x209, 6Kb)

Теперь обратимся к древнехристианским памятникам западной части Северного Кавказа.

Суббота, 21 Мая 2016 г. 06:54 + в цитатник

Теперь обратимся к древнехристианским
памятникам западной части Северного Кавказа. Один из наиболее известных—это
открытые в 1869 г. Н. Каменевым развалины церкви св. Георгия на р. Белой,
вблизи станиц Белореченской и Ханской. При исследовании руин был найден
камень с рельефным изображением св. Георгия и с греческой надписью76.

Очень богат археологическими памятниками Таманский
полуостров—один из древнейших очагов христианства на Северном Кавказе. В
стенах старинной Покровской церкви в Тамани были вделаны мраморные плиты с
надписями на греческом языке и крестом. Здесь же был найден знаменитый
«тмутараканский камень» — мраморная плита с надписью: «В лето 6576 (1068)
индикта 6, Глеб князь мерил море по леду от Тмутараканя до Кърчева 8054
сажени».

Этот камень — один из памятников княжения в Тмутаракани Глеба.
При нем был основан вблизи нынешней станицы Ахтанивовской на высоком
уступе, омываемом лиманом, храм в честь святых Бориса и Глеба. Таманский
полуостров, несомненно, еще хранит много тайн, связанных с историей его
христианизации.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98532057_Zdes-ze-byl-najden-znamenityj-_tmutarakanskij-kamen_-_-mramornaa-plita-s-nadpisue_-_V-leto-6576-1068-indikta-6-Gleb-knaz-meril-more-po-ledu-ot-Tmutarakana-do-Krceva-8054-sazeni_. (400x209, 7Kb)

Селезнев—также говорит, что «остатки большого числа церквей в ущельях Кистинских и Куртинских, находимые там

Суббота, 21 Мая 2016 г. 06:24 + в цитатник

Другой ученый—М. Селезнев—также говорит, что
«остатки большого числа церквей в ущельях Кистинских и Куртинских,
находимые там книги, сосуды, вещи и деньги, почитание язычниками
христианских святых и названия их ясно доказывают, что жители этого округа
были прежде христиане, отступившие от веры...»74.

Недалеко от аула Чечень, на р. Аргунь в кургане при раскопках был
найден символ христианства—крест. В Аргунском ущелье на куполообразном
потолке одной из башен находился крест лепной работы. Там же, в одном из
могильников, нашли бронзовый полушарик с рельефным изображением женского
лица, окруженного венчиком. В Хасавюрте было прежде место, носившее у
горцев-магометан название Кладбища неверующих, где также при пахоте
находили небольшие металлические кресты.

На одном из горных перевалов, ведущих в Сванетию, среди вечных
снегов стояло сооружение из больших шиферных плит. Внутри его находились
иконы, окруженные турьими рогами и наконечниками стрел. На Северном Кавказе
даже на заоблачных высотах, среди суровых утесов можно еще набрести на
каменные, поросшие мхом кресты или на руины древней часовни. Под самыми
глетчерами Казбека стоят развалины Вифлеемова скита, где некогда жили
христиане-отшельники. В глухих дебрях Дагестана, в мрачном ущелье Аварского
Кой-Су притаился небольшой древних храм. «Мне известна,—пишет А. Берже,—во
внутреннем Дагестане только одна церковь, да и она, судя по архитектуре,
принадлежит к позднейшей эпохе. Она лежит в 25 верстах от Хунзаха, на левом
берегу Аварского Кой-Су, в теснинах ущелья Гатана-Кол (церковное ущелье),
близ небольшого ручья»75.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98531887_Seleznev_takze-govorit-cto-_ostatki-bolsogo-cisla-cerkvej-v-uselah-Kistinskih-i-Kurtinskih-nahodimye-tam-knigi-sosudy-vesi-i-dengi-pocitanie-azycnikami-hristianskih-svatyh-i-nazvania-ih (400x209, 7Kb)

На надгробном камне, найденном у одной церкви, было высечено изображение духовного лица в священнической одежде

Суббота, 21 Мая 2016 г. 05:04 + в цитатник

Историк П. Бутков в 80-х годах прошлого
столетия писал об увиденных им в верховьях р. Ассы двух христианских
храмах. На надгробном камне, найденном у одной церкви, было высечено
изображение духовного лица в священнической одежде и в шапке с крестом. В
1933 г. Л. П. Семенову удалось обнаружить в Ассинском ущелье третий древний
храм грузинского типа, до того неведомый археологам. Назвал он его
Таргимским72.

Другой из трех храмов носит название Тхаба-Ерды, что значит «2000
святых». На его стене было несколько рельефных изображений с орнаментом и
изображением человеческих фигур, привезенных из Грузии.

В 1871 г. археолог Бакрадзе расшифровал высеченные на камнях
надписи на древнем грузинском языке: «Христе, прослави строителя (храма
сего) патрона Давида»; «Господи, благослови Георгия епископа»; «Господь
Саваоф, помяни епископа Георгия». На одном из камней стояла дата—830 год.
Скорее всего, храм был построен в IX в. неким патроном Давидом из местной
грузинской епархии, возглавляемой епископом Георгием. Несмотря на
подчинение горцев влиянию ислама, они долго почитали церковь Тхабы-Ерды,
как одну из своих святынь. Именем этого храма клялись. Однако в конце
прошлого века горцы стали использовать его как загон для овец. В советское
время подробное описание этого уникального грузинского храма сделал
археолог Е. Крупнов. Он настаивал на его реставрации, как не имеющего по
историческому значению себе равных на Северном Кавказе.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98531242_arheolog-Bakradze-rassifroval-vysecennye-na-kamnah-nadpisi-na-drevnem-gruzinskom-azyke_-_Hriste-proslavi-stroitela-hrama-sego-patrona-Davida_-_Gospodi-blagoslovi-Georgia-episkopa_-_Go (400x209, 7Kb)

Кроме Нузальcкой часовни и Рекома, в горах Северной Осетии находится довольно много развалин древних храмов,

Пятница, 20 Мая 2016 г. 16:54 + в цитатник

Пожалуй, самый знаменитый древний памятник
Северной Осетии — это находящееся в Цейском ущелье святилище Реком. Оно
было создано в честь св. Георгия. На одном из бронзовых колоколов было
написано на грузинском языке, что он принесен в дар храму «за спасение
нашей души и победы над нашими врагами» грузинским царевичем Георгием.
Здесь прежде хранился шлем легендарного осетинского героя Ос-богатыря. «По
преданию,—пишет Вертепов,—храм этот выстроился сам собою без помощи
человеческих рук. Вероятно, христианские миссионеры освятили здесь прежнее
языческое капище построением на его месте христианского храма. Осетины
собираются к Рекому раз в год и справляют праздник св. Георгия в Троицын
день». Его постройку Б. Скитский относит к XVII веку. Кроме Нузальcкой
часовни и Рекома, в горах Северной Осетии находится довольно много развалин
древних храмов, некоторые из них сохранились полностью (например, церковь в
селе Майрамахау).

В горах Чечни в 1844 г. военный отряд, строя крепость у
Чахкиринского аула, нашел на возвышении большой каменный крест. Он был
высечен из глыбы известкового камня и, по-видимому, привезен из другого
региона, т. к. вблизи аула такой горной породы нет. «Когда и кем водружен
крест, достоверно неизвестно. Жители Чахкиринского аула, хотя и магометане,
однако же, оказывали с незапамятных времен особенное благоволение к этой
древней христианской святыне, вследствие чего она и сохранилась
неприкосновенной»71.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98520150_Ziteli-Cahkirinskogo-aula-hota-i-magometane-odnako-ze-okazyvali-s-nezapamatnyh-vremen-osobennoe-blagovolenie-k-etoj-drevnej-hristianskoj-svatyne-vsledstvie-cego-ona-i-sohranilas-nepriko (400x209, 6Kb)

Прозрителев в начале этого века,— смотрят с укором на нас, русских, взявших Кавказ в свои руки, эти свидетели

Пятница, 20 Мая 2016 г. 02:54 + в цитатник

«Все эти остатки прошлого и развалины,— писал
Г. Прозрителев в начале этого века,— смотрят с укором на нас, русских,
взявших Кавказ в свои руки, эти свидетели отдаленных времен зовут к себе
исследователя, чтобы рассказать ему историю погибшего народа, задолго еще
до нас внесшего сюда слова любви, заповеданные Христом, и свет его
учения»67.

Много древнехристианских памятников находится в горных ущельях
Северной Осетии, Ингушетии и Чечни. В отличие от византийского стиля храмов
Карачая и Кабарды, они носят следы грузинского происхождения. Это
объясняется влиянием Грузинской церкви на эти районы, имевшим место в
древности. В. Миллер приписывает сооружение большинства храмов Северной
Осетии царице Тамаре. Видный археолог профессор Л. П. Семенов древнейшие из
этих храмов также относит к XII—XIII вв., т. е. ко времени правления царицы
Тамары (1184—1212). К древним каменным храмам грузинской архитектуры он
относит: часовни в селах Нузал и Галиат и церкви в селах Дзивгис и Гули.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98506521_Prozritelev-v-nacale-etogo-veka_-smotrat-s-ukorom-na-nas-russkih-vzavsih-Kavkaz-v-svoi-ruki-eti-svideteli-otdalennyh-vremen-zovut-k-sebe-issledovatela-ctoby-rasskazat-emu-istoriue-pogib (400x209, 8Kb)

Еще один уникальный археологический памятник Северного Кавказа—древний город Маджары (на месте которого находится

Пятница, 20 Мая 2016 г. 02:04 + в цитатник

Еще один уникальный археологический памятник
Северного Кавказа—древний город Маджары (на месте которого находится г.
Прикумск). Судьба этого хазарского города необычайно интересна. Посетивший
его в 1726—1727 гг. полковник Гербер составил рисунок сохранившихся,
правда, в полуразрушенном состоянии, городских строений. Ученый П. Паллас в
1780 году также еще застал тут 32 больших дома и 10 башен. Кроме того, он
обнаружил крупные мавзолеи. Одно из каменных сооружений по своей
архитектуре очень напоминало христианский храм 64.

Находки на развалинах металлических крестов, употребляемых в
православных храмах, надгробных плит с изображением креста говорят о том,
что и здесь некогда пустило корни христианское учение. Однако начавшаяся в
конце XVIII века русская колонизация края пагубным образом отразилась на
участи Маджарских строений. Русские поселенцы на реке Куме варварски
истребили остатки городских зданий, употребив их на свои постройки. После
основания тут в 1799 году города Святой Крест из кирпича, взятого с
маджарских развалин, были построены армянская церковь св. Георгия и ряд
домов. Превосходный квадратный кирпич, каменные плиты с надписями были
безжалостно расхищены местными жителями на печи и дома. Священник
Семилуцкий снял клинообразную надпись с каменной плиты, служившей порогом в
крестьянском доме65. В 1889 году, после основания в г. Святой Крест
Мамай-Маджарского монастыря часть кирпичей была использована для сооружения
монастырских зданий. Древние руины таяли на глазах. Если в 1837 г., по
словам Прозрителева, в развалинах церкви еще видны были на стенах
изображения святых, то побывавшая в этом районе в 1839 г. француженка Адель
Омер де Гелль в своей книге «Путешествие по прикаспийским степям и Южной
России» пишет, что от знаменитых Маджар «теперь ничего не осталось, даже
кирпича—все унесли жители для своих построек». Правда, в 1848 г. архитектор
А. Архипов обнаружил развалины христианского храма с фресковой живописью на
стенах. Он пишет о найденном при съемке местности углублении, имевшем вид
правильного восьмиугольного креста, и считает его основанием древнего
христианского храма66.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%89%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98506438_francuzenka-Adel-Omer-de-Gell-v-svoej-knige-_Putesestvie-po-prikaspijskim-stepam-i-UEznoj-Rossii_-piset-cto-ot-znamenityh-Madzar-_teper-nicego-ne-ostalos-daze-kirpica_vse-unesli-ziteli- (400x209, 7Kb)

Броневским: «Между Бештовыми горами, на полугоре Темир-Кубшока при ручье Етока стоит каменный поясной истукан

Пятница, 20 Мая 2016 г. 01:34 + в цитатник

В 1773 г. на берегу реки Этока, у станицы
Зольской, Гюльденштедт обнаружил знаменитую каменную статую Дука-Бек с
изображением четырехконечного креста. Рисунок этой статуи можно видеть в
Пятигорском краеведческом музее. Гюльденштедт писал, что «кресты и всадник
Георгий, высеченные на этом памятнике, ясно указывают на то, что они
исполнены греческими христианами. Сама же статуя с плотно прислоненными
руками к туловищу, вместе с его нижней частью и головой образует подобие
креста». Интересно описание статуи, сделанное С. Броневским: «Между
Бештовыми горами, на полугоре Темир-Кубшока при ручье Етока стоит каменный
поясной истукан вышиной в 8 футов, 8 дюймов, называемый кабардинцами
Дука-Бек, с надписью, коея буквы имеют сходство с греческими или
славянскими, и с разными изображениями людей и зверей, высеченных на
подножии оного. Надписи никто не мог разобрать, и кому воздвигнут этот
памятник также неизвестно. По некоторым изображениям догадываются только,
что рыцарь Дука-Бек был христианин» 62.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98506360_Bronevskim_-_Mezdu-Bestovymi-gorami-na-polugore-Temir-Kubsoka-pri-ruce-Etoka-stoit-kamennyj-poasnoj-istukan-vysinoj-v-8-futov-8-duejmov-nazyvaemyj-kabardincami-Duka-Bek-s-nadpisue-koea- (400x209, 8Kb)


Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 210 ... 109 108 [107] 106 105 ..
.. 1 Календарь