-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 4197
Комментариев: 3
Написано: 4198


Здесь при раскопках были обнаружены кресты и плиты с изображением креста, а также медная икона.

Четверг, 19 Мая 2016 г. 20:34 + в цитатник

У аула Кармовского, Нальчикского округа, на
горе было найдено пять каменных крестов. Здесь при раскопках были
обнаружены кресты и плиты с изображением креста, а также медная икона.
По-видимому, тут находилось древнее христианское кладбище.

Ширяев в уже упоминавшейся книге «По Северному Кавказу» тоже
касается ряда христианских древних храмов Кабардино-Балкарии: руин
христианской базилики XV в. на берегу р. Кестанты, развалин двух
христианских храмов в Чегемском ущелье и у с. Ишканты. В далеком прошлом
здесь также жили аланы, унаследовавшие от христианской Византии более
высокую культуру. Впоследствии сами аланы были ассимилированы или
уничтожены новыми пришельцами.

Первым, кто обратил внимание на древнехристианские памятники
этого района, был ученый И. Гюльденштедт, побывавший здесь в 1771 г. Он
описал увиденный им в Кабарде замечательный крестообразный монумент,
стоявший вблизи знаменитого Татартупского минарета. На этом кресте было два
рельефных изображения. С одной стороны—православного священника со
сложенными на груди руками в долгополой ризе, с крестами на одежде. С
другой—всадника, поражающего копьем одну из глав дракона. Греческая
надпись, по мнению Гюльденштедта, касалась некоего Федота, сына Ноя. В 1850
г. археолог Фиркович поставил крест в числе других археологических
памятников у Елизаветинской галереи в Пятигорске, создав своеобразный музей
для посетителей Кавказских Минеральных Вод.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98504984_arheolog-Firkovic-postavil-krest-v-cisle-drugih-arheologiceskih-pamatnikov-u-Elizavetinskoj-galerei-v-Patigorske-sozdav-svoeobraznyj-muzej-dla-posetitelej-Kavkazskih-Mineralnyh-Vod. (400x209, 6Kb)

Тут же расположен, вероятнее всего, византийский могильник, известный под названием «Город мертвых».

Четверг, 19 Мая 2016 г. 12:34 + в цитатник

В Балкарском ущелье на одной из старинных
боевых башен хорошо заметен крест. Тут же расположен, вероятнее всего,
византийский могильник, известный под названием «Город мертвых».

Вблизи же нынешнего Нальчика, в урочище Лесной Курган, находилась
в древности епископская кафедра. Ногмов в своей книге «История адыгейского
народа» приводит песню об епископе, называвшемся горцами шехником: «Шехник
наш защитник и воспитатель. Шехник наш свет. Воспитатель рассуждал о Законе
Божием с вершины Лесистого Кургана. И на Лесистом Кургане скован ему дом из
жести с дверями из литого серебра, и там-то обитал Светлый Божий Дух. И
ангелы беседовали с мудрым старцем, свет от бороды его уподоблялся свету
факела. Он парит в воздухе, как земная птица поднимается в облака и видит
творящих беззакония. Ребра его не простая кость, но кость слоновая и
благородный золотой крест сияет на его груди» 60.

Эта выразительная песня ярко свидетельствует о том благотворном
влиянии, которое христианство оказывало на духовную жизнь горцев.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D1%83%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98501847_Nogmov-v-svoej-knige-_Istoria-adygejskogo-naroda_-privodit-pesnue-ob-episkope-nazyvavsemsa-gorcami-sehnikom_-_Sehnik-nas-zasitnik-i-vospitatel. (400x209, 5Kb)

Акритаса проливает свет на многие прежде неведомые страницы истории христианства в этой части Северного Кавказ

Четверг, 19 Мая 2016 г. 10:34 + в цитатник

Труд археолога П. Акритаса проливает свет на
многие прежде неведомые страницы истории христианства в этой части
Северного Кавказа.

Следуя по древнему караванному пути от Кислого колодца (г.
Кисловодска) в глубь гор, он нашел много христианских памятников —
восьмиконечный крест на отвесной скале у Гунделенской крепости, плиту с
высеченным на ней крестом в старинном доме в Чегемском ущелье. Здесь же
археолог обнаружил так называемую «Греческую лестницу»—сложную систему
фортификационных сооружений с четырьмя башнями. Прилепленные известковым
раствором к отвесной скале каменные ступеньки ведут к узкой горизонтальной
террасе, где из скалы течет струя воды. По горскому преданию, византийцы в
этом надежном месте хранили добываемое в горах золото. Прежде на
искусственной подпорной стене «лестницы» можно было видеть надписи.
Неподалеку от этого сооружения находился небольшой христианский храм.
Внутри храма — сложенный из камня престол. «Судя по размерам этого
храма,—пишет Акритас,— христианская община, которую он обслуживал, была
небольшая. Над храмом есть древний могильник из развалин какого-то
здания»59.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90%D0%BA%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98500784_Kislovodska-v-glub-gor-on-nasel-mnogo-hristianskih-pamatnikov-_-vosmikonecnyj-krest-na-otvesnoj-skale-u-Gundelenskoj-kreposti-plitu-s-vysecennym-na-nej-krestom-v-starinnom-dome-v-Cegems (400x209, 6Kb)

Это и есть знаменитая Рим-гора, где в катакомбах крепости находилась христианская церковь с изображениями

Четверг, 19 Мая 2016 г. 09:34 + в цитатник

Преосвященный Владимир считал живописные
развалины на берегу Подкумка одним из замечательнейших памятников древнего
христианства на Северном Кавказе. Это и есть знаменитая Рим-гора, где в
катакомбах крепости находилась христианская церковь с изображениями креста,
а в самой крепости стоял каменный крест с греческой надписью, относящийся к
VII—VIII векам57.

Дюбуа де Монперэ так описывал древний Бергусант: «Крепость этого
города, расположенная на уединенной скалистой горе зеленого цвета
песчаника, имела около одной версты в длину; к ней вели две или три
лестницы, высеченные в скале; вход на главную из них закрывался дверью,
укрепленной в расселине. Вершина горы покрыта щебнем, развалинами жилищ,
едва уже сохранившимися, костьми и т. д.; не сохранилось руин больших
размеров. Здесь были произведены небольшие раскопки, найдены различные
предметы, между ними маленькие медные кресты... Согласно преданию местных
жителей времен Палласа эта уединенная крепость служила убежищем для
франков»58. Франками горцы называли генуэзцев.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98500007_Duebua-de-Monpere-tak-opisyval-drevnij-Bergusant_-_Krepost-etogo-goroda-raspolozennaa-na-uedinennoj-skalistoj-gore-zelenogo-cveta-pescanika-imela-okolo-odnoj-versty-v-dlinu_-k-nej-veli- (400x209, 8Kb)

Древний Севастополис, где, по словам Плиния, еще в I веке было до 300 переводчиков для торговых сношений с

Четверг, 19 Мая 2016 г. 05:24 + в цитатник

Древнему торговому пути по горам Центрального
Кавказа от Черного моря к Каспийскому посвящена работа археолога П. Г.
Акритаса, изданная в 1959 г. Автор высказывает предположение, что наиболее
оживленное движение по нему происходило в IX—XII веках, т. е. в эпоху
наиболее интенсивного распространения христианства на Северном Кавказе.
Древний Севастополис, где, по словам Плиния, еще в I веке было до 300
переводчиков для торговых сношений с народами Кавказа, был еще одним
пунктом, откуда Византия направляла своих миссионеров для распространения
христианства среди горцев. В дальнейшем греков заменили здесь генуэзцы.

На торговом караванном пути из Севастополиса первым крупным
пунктом после Клухорского перевала было укрепление с Сентинским храмом на
вершине. Затем уже шла Хумара. Словно грозный страж, здесь стояла одинокая
Шаонинская скала, на отроге которой высился Хумаринский храм. Это был
крупный укрепленный пункт, построенный на пересечении караванных путей,
шедших из Византии в Среднюю Азию, Индию и Китай. Одна из дорог вела в
ущелье Б. Зеленчука. Отсюда же по Маринскому ущелью через перевал Кум-баши
караваны добирались до древней крепости Рум-Кале, что означает «крепость
румов» — так горцы называли византийцев.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98498195_Drevnij-Sevastopolis-gde-po-slovam-Plinia-ese-v-I-veke-bylo-do-300-perevodcikov-dla-torgovyh-snosenij-s-narodami-Kavkaza-byl-ese-odnim-punktom-otkuda-Vizantia-napravlala-svoih-missioner (400x209, 7Kb)

Малыхин: «Весьма вероятно, что именно крупное городище Нижний Архыз, с четырьмя расположенными на нем храмами,

Четверг, 19 Мая 2016 г. 00:14 + в цитатник

Этой же точки зрения придерживается и другой
автор — С. Малыхин: «Весьма вероятно, что именно крупное городище Нижний
Архыз, с четырьмя расположенными на нем храмами, и было центром этой
епархии»52.

Многочисленные каменные столбы, кресты, изваяния, встречающиеся в
лесах по ущелью Б. Зеленчука, прежде, видимо, служили указателями пути к
религиозному центру аланов. Еще недавно в Архызском ущелье на так
называемой Азиатской поляне, стояли три древних статуи. Одна из них
изображала воина—в левой руке меч, в правой чаша, голова увенчана шлемом.
Этот высеченный из цельного камня воин стоял стражем у входа в ущелье.
«Ученые предполагают, что каменный воин был изготовлен аланами... Возможно,
что изваяние было поставлено как памятник какому-либо выдающемуся воину
аланов»53.

Другой район Северного Кавказа—долина Теберды — также служил
первоначальной дорогой из степей и ущелий Северного Кавказа к восточному
побережью Черного моря. Не удивительно, что здесь был выстроен крупнейший
византийский храм. Отсюда караванные торговые дороги вели в разных
направлениях к Клухорскому перевалу и далее к Черному морю, вниз по р.
Кубани, по р. Маре в долину Подкумка, к хозарскому городу Маджары и к
крепости Рум-Кале. Один из этих караванных путей через Клухорский перевал
изображен на старинной карте, составленной венецианцем Франческо Пиццигани
в 1367 г. Этот древний торговый путь отмечен и на немецкой карте Георга
Трайтеля, изданной в XVIII веке в Страсбурге. Именно здесь, в месте, где
соединялись дороги, ведущие в ущелье рек Кубани, Теберды и Мары, в густо
населенной долине, для «Византии важно было прочно насадить христианство,
чтобы поддерживать свои экономические и политические интересы» 54.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98488736_Imenno-zdes-v-meste-gde-soedinalis-dorogi-vedusie-v-usele-rek-Kubani-Teberdy-i-Mary-v-gusto-naselennoj-doline-dla-_Vizantii-vazno-bylo-procno-nasadit-hristianstvo-ctoby-podderzivat-svoi (400x209, 7Kb)

В реставрированном храме в алтаре была архиерейская кафедра, а сбоку сиденье для священников—видимо, этот

Среда, 18 Мая 2016 г. 23:14 + в цитатник

Другой исследователь, Б. В. Скитский, писал о
Зеленчукских храмах: «Сооружены они в византийском стиле, походя по формам
и размерам на храмы соседней Абхазии. В реставрированном храме в алтаре
была архиерейская кафедра, а сбоку сиденье для священников—видимо, этот
храм был Кафедральным Собором Аланской митрополии. Храмы сделаны из
прочного тесаного камня и кирпича. Внутри храмы были расписаны фресками,
большая часть коих погибла. Совершенство архитектурных форм храмов и
росписей, наличие следов большого города говорит, что здесь был центр
Аланской державы. В пользу этого говорит и удобное географическое
положение—на дороге через Клухор-ский перевал в Абхазию, а по Б. Зеленчуку
и Лабе к устью Кубани»50.

По мнению профессора В. Ф. Миллера, верховья Кубани издавна были
заселены аланами. Это подтверждается и находкой надмогильной плиты на р. Б.
Зеленчук с надписью на аланском языке.

Одним из первых исторических свидетельств об аланах служит
указание византийского историка Прокопия Кесарийского на то, что аланы
некогда занимали центральную часть Северного Кавказа. Он именовал алан
«друзьями христиан и ромеев» (греков.—М. Г.). Археологические памятники
также указывают на довольно раннее проникновение христианства в среду алан.
Судя по развалинам древних храмов и многочисленным погребениям, в Х веке
вся Алания была христианской страной.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%80...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98488428_Odnim-iz-pervyh-istoriceskih-svidetelstv-ob-alanah-sluzit-ukazanie-vizantijskogo-istorika-Prokopia-Kesarijskogo-na-to-cto-alany-nekogda-zanimali-centralnuue-cast-Severnogo-Kavkaza. (400x209, 6Kb)

Он только удостоверяет, что на некоторых плитах изображены львы и как будто «царские персоны».

Среда, 18 Мая 2016 г. 15:14 + в цитатник

Настоятель монастыря о. Зосима не мог дать
никаких указаний относительно языка, на каком сделаны эти надписи. Он
только удостоверяет, что на некоторых плитах изображены львы и как будто
«царские персоны».

В 1921 году в этом районе побывал в составе офтальмологической
экспедиции известный врач, профессор С. Очаповский. Дивной красоты природа
Северного Кавказа, Зеленчукский монастырь, основанный на месте старинных
византийских храмов, поразили его воображение. «Это—исторический
путь,—писал он,— дорога народов, с незапамятных времен двигавшихся с
побережья Понта на равнины нынешней Южной России и обратно. Эта
дорога—сплошной археологический музей, где руины времени, разорванные
горными потоками каменные хребты, скалы, застывшие в своем падении, чудесно
сплетаются с руинами человеческими— развалинами храмов, целых городов,
остатками некрополей и т. п.»48.

В советское время верховья Б. Зеленчука стали предметом
археологического изучения в 1939—1940 гг. Археолог Т. М. Минаева, обследуя
Старое Жилище в южной части развалин древнего поселения, нашла остатки
маленькой христианской церкви. На правом берегу Б. Зеленчука она обнаружила
каменный крест со следами сильно истертых греческих букв. Тогда же в
алтарной части одного из Зеленчукских храмов были найдены бронзовые цепочки
от кадил, бубенчики с риз, золотое кольцо с выгравированной надписью.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98485686_Eta-doroga_splosnoj-arheologiceskij-muzej-gde-ruiny-vremeni-razorvannye-gornymi-potokami-kamennye-hrebty-skaly-zastyvsie-v-svoem-padenii-cudesno-spletauetsa-s-ruinami-celoveceskimi_-raz (400x209, 7Kb)

), а также интересная греческая надпись, с обозначением XIII века, на каменном памятнике, находящемся в лесу

Среда, 18 Мая 2016 г. 11:54 + в цитатник

В своей работе Успенский высказывает
предположение, что «эти христианские памятники существуют ранее Х века и
всего скорее со времен Юстиниана (527— 565 гг. от Р. X.)». С ним
полемизирует побывавший в Зеленчукском ущелье в конце прошлого века
известный исследователь Кавказа Н. Динник. «Успенский считает, неизвестно
на основании каких соображений, что эти храмы должны быть отнесены к VI
веку, ко времени Юстиниана». Между тем «указателем их древности служит
крест, найденный на берегу Зеленчука с греческой надписью и обозначением
6521 г. от Сотворения мира (соответствующим 1013 г. от Р. X.), а также
интересная греческая надпись, с обозначением XIII века, на каменном
памятнике, находящемся в лесу по правому берегу Зеленчука, в 15 верстах
выше монастыря»46.

Архитектура храмов и немногие уцелевшие изображения святых в
чисто греческом стиле, по мнению Динника, показывают, что храмы эти были
построены под руководящим влиянием греческого духовенства. Прекрасные,
здоровые климатические условия, обилие леса и воды, отсутствие сильных
ветров и метелей способствовали возникновению здесь поселений. При
посещении Динником Зеленчукского монастыря два менее пострадавших от
времени храма были уже возобновлены, и в них отправлялось богослужение.
Первый же, считая вверх по течению Б. Зеленчука, храм, примыкающий к
древнему христианскому кладбищу, по-прежнему оставался в полуразрушенном
состоянии.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%2C-%D0%B0-%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98484433_Arhitektura-hramov-i-nemnogie-ucelevsie-izobrazenia-svatyh-v-cisto-greceskom-stile-po-mneniue-Dinnika-pokazyvauet-cto-hramy-eti-byli-postroeny-pod-rukovodasim-vlianiem-greceskogo-duhove (400x209, 6Kb)

Между тем по рассказам казаков, еще лет за 30—40 до учреждения обители «внутренность обоих храмов была покрыта

Среда, 18 Мая 2016 г. 04:14 + в цитатник

Успенский подробно описывает расположенные на
расстоянии двух верст древние Зеленчукские храмы. Первый из них, самый
крупный, отличался сложной архитектурой и сохранился меньше других. В
среднем храме находилась архиерейская кафедра. Под его куполом сохранился
железный стержень для подвески паникадила. Третий, маленький храм был ранее
других восстановлен по времени и расширился за счет небольшой пристройки,
исказившей его облик. В первых двух храмах в конце прошлого века еще видны
были остатки фресковой живописи, хотя их стены сильно пострадали. «Многие
места живописи от этого так закопчены, что совершенно невозможно определить
изображенных на них ликов святых». Между тем по рассказам казаков, еще лет
за 30—40 до учреждения обители «внутренность обоих храмов была покрыта
сплошной штукатуркой, по которой отчетливо были видны все изображения
святых и с надписями, но не на славянском языке».

Автор сообщает интересные подробности о кресте, найденном майором
Потемкиным в 1802 г. около церкви, на кладбище. Впоследствии он был завален
камнями, и лишь после открытия обители снова вымыт наружу. Монахи, найдя на
берегу реки это единственное документальное свидетельство древности храмов,
поставили его в обновленной церкви.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98481077_Mezdu-tem-po-rasskazam-kazakov-ese-let-za-30_40-do-ucrezdenia-obiteli-_vnutrennost-oboih-hramov-byla-pokryta-splosnoj-stukaturkoj-po-kotoroj-otcetlivo-byli-vidny-vse-izobrazenia-svatyh- (400x209, 7Kb)

Владимира, находились остатки другого древнего христианского поселения, носившего среди местных жителей название

Среда, 18 Мая 2016 г. 02:54 + в цитатник

В этом месте оканчивался колесный путь и
дальше к Марухскому перевалу через Кавказский хребет шла вьючная и верховая
тропа. Выше по течению реки, в 20-30 км, по словам преосв. Владимира,
находились остатки другого древнего христианского поселения, носившего
среди местных жителей название Старого Жилища. «Урочище это зовется
аркыс-архыс, полнее ару-кыс, что значит прекрасная девица, или чистая,
непорочная дева. Может быть, здесь погребена в свое время чтимая за свою
святость девица подвижница? Или потому, что тут был храм (может быть, и
иноческая обитель) в честь Пресвятой Девы Марии?»43

Зеленчукским храмам посвящен интересный труд Д. Успенского,
написанный с целью привлечь внимание читателей к древнехристианским
святыням на реке Б. Зеленчук, для охраны и восстановления которых в 1889 г.
была учреждена Александро-Афонская Зеленчукская пустынь. «Развалины около
церквей,— пишет автор,—множество гробниц в горах вблизи древних храмов
говорят, что место это было заселено христианскими народами. Но история
древнего Зеленчукского поселения покрыта мраком неизвестности»44.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98472658_Razvaliny-okolo-cerkvej_-piset-avtor_mnozestvo-grobnic-v-gorah-vblizi-drevnih-hramov-govorat-cto-mesto-eto-bylo-zaseleno-hristianskimi-narodami. (400x209, 5Kb)

Владимира, оказалась достопримечательной потому, что «на горнем месте в алтаре сохранились остатки каменной

Среда, 18 Мая 2016 г. 01:34 + в цитатник

Вторая Зеленчукская церковь была самой
вместительной. Она, по словам преосв. Владимира, оказалась
достопримечательной потому, что «на горнем месте в алтаре сохранились
остатки каменной архиерейской кафедры и иерейских сопрестолий каменных,
чего в Других церквах и намека нет: явно, что это была церковь
кафедральная, архиерейская».

К приезду владыки Владимира на храмах виднелись небольшие
деревья. «Несколько лет тому назад,—пишет он,—жил здесь отшельник. В его
время на первой церкви росли три громадных сосны, пустившие корни в
расщелинах крыши. Приходя помолиться, он видел, что во время сильного ветра
три сосны, раскачиваясь, расшатывали и кровлю; опасаясь, что они падением
от бури разрушат кровлю, он их спилил и убрал»41.

При осмотре оказалось, что этот храм стоит буквально на «гробех».
Его окружали устроенные в несколько этажей каменные гробницы. Над отвесной
скалой возвышались остатки сторожевой башни. «Здесь, - пишет владыка
Владимир в другой книге,—на узкой, но длинной прибрежной междугорной
равнине, на протяжении нескольких верст—развалины древних зданий со следами
крепостных рвов и стен. Около этих развалин в разных местах несколько
кладбищ, с фундаментами часовен или маленьких церквей (пароклисы) и среди
развалин высятся три древнейших храма греческих, некогда внутри украшенных
сплошной стенной иконописью, ныне или уничтожившейся или едва сохранившей
свои следы...»42

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98472549_Okolo-etih-razvalin-v-raznyh-mestah-neskolko-kladbis-s-fundamentami-casoven-ili-malenkih-cerkvej-paroklisy-i-sredi-razvalin-vysatsa-tri-drevnejsih-hrama-greceskih-nekogda-vnutri-ukrasen (400x209, 7Kb)

По-видимому, храм разделял судьбу ряда других древних археологических памятников: был разобран горцами на

Среда, 18 Мая 2016 г. 00:54 + в цитатник

В 1951 г. на городище Адиюх, вблизи старинной
башни, действительно были найдены остатки христианской церкви. Возле башни
и вокруг храма находилось кладбище с христианскими погребениями. Судя по
топографической карте, найденной Прозрителевым, этот храм был в начале XIX
века еще цел. На более же поздней карте Е. Фелицына (1882) он не значится.
По-видимому, храм разделял судьбу ряда других древних археологических
памятников: был разобран горцами на их хозяйственные надобности.

Одним из первых по поводу варварского разрушения храмов забил
тревогу преосв. Владимир, епископ Ставропольский и Екатеринодарский, лично
познакомившийся в 1886 г. с состоянием древних христианских святынь.
Особенный интерес представляют для нас его труды, в которых он описывает
Зеленчукские храмы. «Еще немного—и нашим взорам на пригорке является первая
церковь... Но мы не останавливаясь проехали дальше. Видим другую церковь
побольше, разрушенную меньше, минуем и эту, и едем все среди непрерывных.
развалин разной величины зданий»40.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98472472_Po-vidimomu-hram-razdelal-sudbu-rada-drugih-drevnih-arheologiceskih-pamatnikov_-byl-razobran-gorcami-na-ih-hozajstvennye-nadobnosti. (400x209, 5Kb)

На ней были отмечены многие археологические памятники: развалины древнего поселка с церковью и христианским

Среда, 18 Мая 2016 г. 00:14 + в цитатник

Надо, однако, заметить, что в отличие от
Сентинского и Хумаринского древних храмов, археологические памятники рек
Большого и Малого Зеленчука на некоторое время выпали из поля зрения
археологов. В 1906 году краевед Г. Прозрителев в магазине торговца старыми
вещами обнаруживает топографическую карту рек Кефара и Бежгона,
составленную, видимо, не позже 40-х годов прошлого века. На ней были
отмечены многие археологические памятники: развалины древнего поселка с
церковью и христианским кладбищем у аула Сидова, укрепленные лагеря, статуи
христианских рыцарей, камень с надписью и каменный крест. На двух статуях,
изображенных неизвестным автором на обороте карты, видны кресты,
расположенные на плечах и на лбу рыцаря. У одного воина «в руках чаша, что
говорит о намерении изобразить человека, воевавшего за веру и погибшего за
нее, испив чашу страданий»38.

Благодаря найденной карте археологи узнали о местонахождении еще
одного, до того времени неведомого, христианского храма на реке М.
Зеленчук. Между тем еще И. Бернардацци в своем отчете сообщал о намерении
посетить Малый Зеленчук, чтобы осмотреть развалины древнего строения,
именуемого Акбилек. В 40-х годах XIX в. о развалинах церкви, которую
ногайцы называли Акбилек, писал К. Сталь39.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98472328_Na-nej-byli-otmeceny-mnogie-arheologiceskie-pamatniki_-razvaliny-drevnego-poselka-s-cerkovue-i-hristianskim-kladbisem-u-aula-Sidova-ukreplennye-lagera-statui-hristianskih-rycarej-kamen- (400x209, 6Kb)

В советское время обстоятельный обзор археологических памятников на территории Карачая сделал Д.

Вторник, 17 Мая 2016 г. 22:14 + в цитатник

В советское время обстоятельный обзор
археологических памятников на территории Карачая сделал Д. М. Павлов37.

Ссылаясь на статью П. Хицунова («Об остатках древних памятников
христианства на Сев. Кавказе», сборник газеты «Кавказ», Тифлис, 1847), он
писал, что в Сентинском храме было до 50 хорошо сохранившихся фресок с
греческими надписями. К сожалению, при реставрации храма монахини
уничтожили в нем притвор, после чего древний памятник утратил свой колорит.
То же произошло и с Хумаринским храмом после приспособления его под
Георгиевский скит.

До восстановления храмов горцы использовали их как загоны для
скота. Стены и потолки были черны от копоти разжигаемых в церквах костров.
Известный русский живописец Н. Ярошенко, побывав в горах Карачая, на одной
из картин изобразил стадо овец в развалинах древнего храма.
Реставрированный Сентинский храм был увенчан вызолоченным платом и крестом,
внутри церкви поставлен иконостас, а вблизи храма сооружена небольшая
звонница. По словам Д. М. Павлова, монахини собрали в часовне черепа из
могильников возле храма, сделав над ними надпись: «Мы были такими, как вы,
вы будете такими, как мы». В Сентинской усыпальнице были также найдены
бубенчики от омофора и кусок полуистлевшей парчи, принадлежавшие, видимо,
епископу. Впоследствии в притворе храма нашли остатки митры, серебряную
лжицу, кусок стекла от чаши, кадильницу с цепью и, очень любопытная
находка, греческую монету Х века.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%81...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98471728_Vposledstvii-v-pritvore-hrama-nasli-ostatki-mitry-serebranuue-lzicu-kusok-stekla-ot-casi-kadilnicu-s-cepue-i-ocen-luebopytnaa-nahodka-greceskuue-monetu-H-veka. (400x209, 6Kb)

Редакционное примечание к этой статье, в свою очередь, дает очерк исследований этих древних христианских храмов

Вторник, 17 Мая 2016 г. 14:44 + в цитатник

Редакционное примечание к этой статье, в свою
очередь, дает очерк исследований этих древних христианских храмов и
оспаривает некоторые положения автора о происхождении христианства на
Северном Кавказе. Редакция «Кубанского сборника» считает более вероятным
наличие византийского влияния на этот район, нежели грузинского. Грекам, а
не грузинам она приписывает и сооружение древних храмов. Следы же
разработанной древней дороги через Клухорский перевал прямо указывают на
проникновение христианства на Северный Кавказ из Абхазии. Время сооружения
Сентинского храма редакция «Кубанского сборника» относит к эпохе не позднее
XI века, отмечая поразительное сходство его фресок с росписью храма Св.
Софии, сооруженного в VI веке в Константинополе. Их «писала твердая
уверенная рука, никакого отступления от схоластических образцов себе не
позволявшая и не умевшая, вероятно, писать иначе. Художник, очевидно, был
грек»35.

В 1899 г. по поручению Археологической комиссии Сентинский храм
описал художник И. Владимиров. «Некоторые развалины, - говорит он, - еще
поныне поражают удивительной правильностью пропорции, прочностью постройки,
а также яркостью и стильностью фресок и стенной росписи»36.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98469129_Redakcionnoe-primecanie-k-etoj-state-v-svoue-ocered-daet-ocerk-issledovanij-etih-drevnih-hristianskih-hramov-i-osparivaet-nekotorye-polozenia-avtora-o-proishozdenii-hristianstva-na-Seve (400x209, 6Kb)

Одна находилась на горе Кала-Сырты, другая же стояла на вершине соседней горы и была разобрана местными жителями

Вторник, 17 Мая 2016 г. 13:24 + в цитатник

Другой крупный археолог—Сысоев—делает в
1895 году подробное описание уже всех древних храмов региона. Сентинский
храм он относит к центральному поселению всей округи. На основании
византийского стиля его архитектуры В. Сысоев делает вывод, что он сооружен
в Х—XI веках. В районе Сентинского храма Сысоев нашел развалины двух
небольших христианских часовен. Одна находилась на горе Кала-Сырты, другая
же стояла на вершине соседней горы и была разобрана местными жителями на
устройство кошей — загонов для скота. В стенах одной из них был обнаружен
большой камень с высеченным изображением креста.

Сысоев неоднократно бывал здесь и в последующие годы, обнаружив
вместе с краеведом А. Дьячковым-Тарасовым остатки часовни на плоскогорье
Индыш-Баши. Сысоев составил детальный обзор всех археологических памятников
по течению рек Теберды и Кубани. Он первым подвел итоги археологических
обследований в этом районе.

Дьячков-Тарасов, оставив подробное описание Сентинского храма и
определяя время его возникновения IX—Х веками, пытался установить и путь,
по которому христианство распространялось по Северному Кавказу34.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98468745_Dackov-Tarasov-ostaviv-podrobnoe-opisanie-Sentinskogo-hrama-i-opredelaa-vrema-ego-vozniknovenia-IX_H-vekami-pytalsa-ustanovit-i-put-po-kotoromu-hristianstvo-rasprostranalos-po-Severnomu (400x209, 7Kb)

Он заново описал Хумаринский храм на горе Шоана, включив в научные обзоры ряд других древнехристианских археологических

Вторник, 17 Мая 2016 г. 12:34 + в цитатник

Публикация на русском языке описания
Сентинского и Хумаринского храмов, сделанного Бернардацци, вызывает к ним
большой интерес в научных кругах. В 1848 г. храмы посетил археолог А.
Фиркович. Он заново описал Хумаринский храм на горе Шоана, включив в
научные обзоры ряд других древнехристианских археологических памятников:
каменный крест с греческой надписью из ограды церкви станицы Сторожевой,
два креста с такими же греческими надписями у Сидова аула, крест вблизи
станицы Сторожевой. Тогда же Фирковичу сообщили об остатках древнего храма
у аула Карт-Джюрт, вблизи Эльбруса.

В 1882 г. известный кубанский исследователь Е. Д. Фелицын
составил археологическую карту Кубани, на которую он внес все известные к
тому времени древние археологические памятники. Особенно много их обнаружил
Фелицын в окрестностях станицы Сторожевой. По его мнению, сохранившиеся на
Кубани остатки каменных башен, развалины колоний и древнего укрепления у
Хумаринской крепости носят следы генуэзского происхождения.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98468295_On-zanovo-opisal-Humarinskij-hram-na-gore-Soana-vklueciv-v-naucnye-obzory-rad-drugih-drevnehristianskih-arheologiceskih-pamatnikov_-kamennyj-krest-s-greceskoj-nadpisue-iz-ogrady-cerkvi- (400x209, 8Kb)

Построенные в ранний период христианства, возведенного здесь первыми миссионерами, учениками и последователями

Вторник, 17 Мая 2016 г. 11:54 + в цитатник

Впрочем, древние горные храмы начинают
привлекать внимание ученых еще раньше. И это неудивительно. Построенные в
ранний период христианства, возведенного здесь первыми миссионерами,
учениками и последователями апостолов Андрея Первозванного и Симона
Кананита, уцелевшие счастливым образом в эпоху монгольского нашествия,
беспощадно сметавшего все вещественные признаки христианской религии, эти
храмы имеют огромное историческое значение.

Первое упоминание о закубанских храмах принадлежит немцу Я.
Рейнеггсу, побывавшему в этом районе во второй половине XVIII в. Он описал
развалины монастыря на Зеленчуке и два каменных храма за Кубанью. Ему
удалось достать две книги из этих церквей. Одна из книг была на славянском
языке.

В 1802 году майор Потемкин составил описание трех храмов на Б.
Зеленчуке. Он первым зарисовал обнаруженный им знаменитый крест с греческой
надписью, датированной 1013 г.

В 1829 году, как уже говорилось, снаряжается первая российская
экспедиция. Ее организатор, генерал Эмануэль, изучив отчет Бернардацци,
начинает думать о возможности открытия храмов в верховьях Кубани. Он первым
доносит министру внутренних дел графу Закревскому о хорошей сохранности
церквей, полагая необходимым восстановить одну из них, построив для ее
защиты военное укрепление. «Военные и гражданские чины могли бы
пользоваться этой церковью,— писал Эмануэль,— а при восстановлении
богослужения и абазинцы, как бывшие христиане, обратились бы в православие,
а со временем и другие горские народы, почему он полагал бы устроить там
монастырь и странноприимный дом»32.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98467765_Postroennye-v-rannij-period-hristianstva-vozvedennogo-zdes-pervymi-missionerami-ucenikami-i-posledovatelami-apostolov-Andrea-Pervozvannogo-i-Simona-Kananita-ucelevsie-scastlivym-obrazom (400x209, 8Kb)

В глухих горных трущобах Северного Кавказа незыблемые древние христианские храмы служили горцам постоянным

Вторник, 17 Мая 2016 г. 08:34 + в цитатник

Начиная от проповеди апостола Андрея
Первозванного в 40-м году от Рождества Христова, христианство в течение
ряда веков пробивало себе дорогу в горах и ущельях Северного Кавказа. Эта
волнующая история, донесенная до нас в разного рода письменных памятниках,
полна драматическими эпизодами. Временное торжество ислама не могло,
однако, загасить окончательно зажженный здесь в годы раннего христианства
светоносный очаг православия. В глухих горных трущобах Северного Кавказа
незыблемые древние христианские храмы служили горцам постоянным
напоминанием об утраченной ими под натиском завоевателей христианской вере
своих предков. Наряду с письменными источниками, сохранившиеся в большом
числе древние христианские археологические памятники Северного Кавказа
воссоздают перед нами славные страницы его церковной старины.

ГЛАВА II ДРЕВНЕХРИСТИАНСКИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА

В 1829 году командующий войсками Кавказской линии и Черномории
генерал Эмануэль снаряжает по своей личной инициативе научную экспедицию
для изучения древних храмов Северного Кавказа. Их осмотр и описание он
поручает известному архитектору Иосифу Бернардацци. Сопровождаемый казачьим
конвоем и карачаевскими князьями Бернардацци отправляется в путь. К
сожалению, ему удается осмотреть и зарисовать лишь Сентинский и Хумаринский
храмы. Из-за рано наступившей зимы добраться до ущелья Б. Зеленчука
оказалось невозможным. Вернувшись, Бернардацци представляет генералу
Эмануэлю отчет о своей поездке с чертежами и рисунками церквей. Сам
искусный зодчий, Иосиф Бернардацци поражается замечательной архитектурой
храмов и их удивительной прочностью. Его восхищают сохранившие живость
своих красок фрески Сентинского храма. Бернардацци был первым европейцем,
посетившим эту церковь. Он признает храм византийским и относит его
сооружение ко времени Константина Великого.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%B3...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98466114_GLAVA-II-DREVNEHRISTIANSKIE-ARHEOLOGICESKIE-PAMATNIKI-SEVERNOGO-KAVKAZA--V-1829-godu-komanduuesij-vojskami-Kavkazskoj-linii-i-Cernomorii-general-Emanuel-snarazaet-po-svoej-licnoj-inicia (400x209, 9Kb)



Процитировано 1 раз

Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 210 ... 108 107 [106] 105 104 ..
.. 1 Календарь