-Рубрики

 -Я - фотограф

Наивные картины Ирины Мартиашвили

Музыкант из Тифлиса холст/масло 50Х60 смДегустация вина Холст/масло 60Х80 см 2013 год"Сон златовласого мальчика" холст/масло 60х50 см. 2013 год"Продавец ковров" холст/масло 60Х50  2013 год"Колыбельная" холст/масло 60х50 см. 2013 годМелодия любви холст/масло 80Х60 2013 год"Свадьба в Тифлисе" холст/масло,  80Х60 см.  2013 годУ родника холст/масло 60Х50Шарманщик холст/масло 25Х90 см

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Iruyna

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.11.2010
Записей: 7449
Комментариев: 133
Написано: 7720


сгущенка как в СССР

Суббота, 07 Января 2012 г. 13:30 + в цитатник
Это цитата сообщения галина5819 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

сгущенка как в СССР

3456_300 (225x300, 49 Kb)

      Сгущенка! Как много в этом звуке для сердца нашего слилось!

       Редкий ребенок в то время не мечтал открыть баночку сладенького молочка и съесть ее всю, вплоть до последней капли.


Рецепт сгущенки достаточно прост, и не требует особых продуктов.

 

 

 

 

 

рецепт
Рубрики:  Кулинария
выпечка, готовка, еда

Славянские обереги

Суббота, 07 Января 2012 г. 13:27 + в цитатник
Это цитата сообщения Светояра [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Славянские обереги

 

ЗВЕЗДА ИНГЛИИ

Символизирует не только Изначальный Чистый СветПервичный Огонь Божественного Творения и Сияющий Свет Ярилы – Солнца нашего, но и белого гармоничного Человека, потомка Древних Светлых Богов.

Три треугольника, символизирующие Божественное Начало, означают одного из Великих Триглавов, который покровительствует Божьему Миру (Яви, Нави, Слави, Прави); обрамляющий Великий Триглав внешний Круг – Единую Жизньродящую Инглию, а внешнее за Кругом безконечное пространство говорит нам о Едином Творце – Созидателе, именация которому – Великий Ра-М-Ха.

Три треугольника, символизирующие Человеческое Начало, означают Здоровое Тело, Крепкий Дух и Светлую Душу, а обрамляющий их внешний Круг – Чистую Совесть. Внешнее за Кругом безконечное пространство символизирует Божий многогранный Мир, в котором живет и созидает потомок Древних Богов – Человек. Три треугольника, символизирующие Природное Начало, означают Землю, Воду и Огонь, а обрамляющий их внешний Круг – Воздух. Внешнее за Кругом безконечное пространство символизирует Сваргу Пречистую, т.е. Небеса.

Вы можете увеличивать и перемещать фотографии для сравнения.

 

Символ Рода
СИМВОЛ РОДА (НОВЫЙ) - Божественная Небесная символика. Резной вязью из сих символов украшали Куммиры Рода, а так же Обереги, амулеты и ладанки. Считается, что если человек носит на теле или одежде Символ Рода, то никакая сила не сможет его одолеть.

 

Рубрики:  Это интересно

Ювелирное искусство Древнего Египта- 4.

Суббота, 07 Января 2012 г. 13:19 + в цитатник
Это цитата сообщения A-delina [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ювелирное искусство Древнего Египта- 4.



Браслет Конец 1 века до н. э. Золото, стекло 4,5 х 9 х 4,5 см
Из Мерое (Северный Некрополь). Государственное собрание египетского искусства. Мюнхен
далее...
Рубрики:  Это интересно

Ювелирное искусство Древнего Египта- 3

Суббота, 07 Января 2012 г. 13:19 + в цитатник
Это цитата сообщения A-delina [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ювелирное искусство Древнего Египта- 3.


Браслет с амулетом "уджат"Около 1334 - 1328 до н. э.Золото, сердолик, стекло
Длина 16,2 см; ширина 2,7 см Египетский музей Каир
Читать далее...
Рубрики:  Это интересно

Ювелирное искусство древнего Египта-2

Суббота, 07 Января 2012 г. 13:19 + в цитатник
Это цитата сообщения A-delina [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ювелирное искусство древнего Египта-2.



Сокровища жен Тутмоса III Около 1504 - 1450 до н. э. Золото, сердолик, стекло
Музей Метрополитен Нью-Йорк
Сандалии и браслеты происходят из погребения трех жен царя Тутмоса III - Менхет, Мерти и Менваи
Читать далее...
Рубрики:  Это интересно

Ювелирное искусство древнего Египта

Суббота, 07 Января 2012 г. 13:19 + в цитатник
Это цитата сообщения A-delina [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ювелирное искусство древнего Египта.

Для древних ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями.


Браслет царицы Аххотеп.Около 1530 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза.
Длина 15 см; ширина 4,3 см. Египетский музей, Каир.
На застежке выгравировано имя царицы

Читать далее...
Рубрики:  Это интересно

Древнеегипетские украшения.

Суббота, 07 Января 2012 г. 13:18 + в цитатник
Это цитата сообщения A-delina [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Древнеегипетские украшения.

Царская диадема Тутанхамона.


Читать далее...
Рубрики:  Это интересно

Хочу все знать и ... щелчок по картинке

Пятница, 06 Января 2012 г. 22:51 + в цитатник
Это цитата сообщения Алевтина_Князева [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Хочу все знать и ... щелчок по картинке.

              Просто щелкнуть по картинке. Информация  тут как тут!           

Всевозможные энциклопедии, словари  


Жми на картинку
 
 
 
 
Юлия П.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рубрики:  Это интересно

95 Abstract Backgrounds

Пятница, 06 Января 2012 г. 22:46 + в цитатник
Это цитата сообщения Жагуара [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

95 Abstract Backgrounds

Шикарные абстрактные фоны

Размер 1900х1200, все фоны кликабельны до оригинального размера. 

+ 84 абстрактных фона
Рубрики:  Трафареты
интерьер

Шнуруем кроссовки по-японски

Пятница, 06 Января 2012 г. 22:45 + в цитатник
Это цитата сообщения Karinalin [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Шнуруем кроссовки по-японски

 

靴紐の結び «Куцухимо-но-мусуби» - узлы шнурков обуви:

 

1) 格子結び «Коуши-мусуби»  - сетка.

 

Читать далее...
Рубрики:  Это интересно

Загадки Нефертити

Пятница, 06 Января 2012 г. 22:36 + в цитатник
Это цитата сообщения Leonsija [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Загадки Нефертити

Мир искусства в замешательстве - знаменитый бюст Нефертити, хранящийся в Берлинском музее, якобы подделка и никакого отношения с старым артефактам Египта не имеет. История запутанная и конечно же не может быть полностью достоверной, но  если все же удастся исследователю доказать, что это так и есть, то облик Нефертити тоже можно будет поставить под сомнение. Оказывается загадки Египта, так и остаются загадками.

Нефертити (фото увеличивается)

Как пишет The Guardian, швейцарский историк искусства Генри Стирлин пришел к выводу о том, что знаменитому бюсту египетской царицы Нефертити менее 100 лет. Совсем недавно вышла его книга "Le Buste de Nefertiti - une Imposture de l'Egyptologie?" ("Бюст Нефертити - египтологическое надувательство?")

В Берлинский музей бюст поступил от Людвига Борхардта, немецкого археолога, обнаружившего этот скульптурный портрет Нефертити в 1912 году в ходе раскопок в Амарне.  Бюст до 1924 года находился у археолога дома, в его гостиной и лишь затем был передан в Берлинский музей...  Известно, что поклонником этого артефакта являлся и Адольф Гитлер, называвший его "уникальным шедевром" и "подлинным сокровищем".

В своей книге Стирлин утверждает, что бюст был создан для того, чтобы опробовать древние краски. Однако когда красоту "памятника" оценил прусский принц Иоганн Георг, Борхардт "не осмелился позволить своему гостю выглядеть глупо" и сделал вид, будто это действительно древняя скульптура. Пигментными же красками и их возрастом объясняет историк и результаты радиоуглеродных анализов. Саму же статую датировать невозможно, поскольку она сделана из известняка.

Интересная история с бюстом фактически является продолжением загадочной жизни самой  египетской царицы, все построено лишь на предположениях и домыслах. Так предполагают, что  отцом Нефертити был один из старших офицеров армии фараона Аменхотепа III и соответственно в ее жилах нет королевской крови.  Тем не менее Нефертити была одной из самых почитаемых древнеегипетских цариц. Считается, что именно Нефертити придумала новую религию - религию единого Бога. Через 15 лет после начала правления своего супруга фараона Эхнатона Нефертити вдруг  таинствено исчезает... и саркофаг с ее телом  так и не был найден.  Загадки так и остались загадками и вот еще добавилась загадка с бюстом Нефертити... 

Хотите быстро, выгодно и надежно осуществить обмен wmz на wmr  через системы webmoney?  Для этого просто воспользуйтесь мониторингом лучших обменных пунктов eMoneyChange.net и выберите лучший курс для обмена валют.

Рубрики:  Это интересно

Платье с запахом и драпировками на средней части полочки

Пятница, 06 Января 2012 г. 22:34 + в цитатник
Это цитата сообщения Nudeloper [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Платье с запахом и драпировками на средней части полочки

 

1. На выкройку-основу нанесем фасонные линии.
2. Отрежем верхнюю фигурную "планочку" и нанесем дополнительные линии для формирования сборки и складочек.
3. Верхняя часть на груди собрана центральной сборкой, поэтому в верхней части раскроем выкройку по центральной линии. А вот нижние складочки будем раскрывать попеременно, полагаясь на простейший принцип: где складка, там раскрытие.

www.osinka.ru

Рубрики:  шитье/Шитьё одежды
Выкройка, ткань, одежда, нитки, идеи

Юбка с асимметричной драпировкой

Пятница, 06 Января 2012 г. 22:33 + в цитатник
Это цитата сообщения Nudeloper [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Юбка с асимметричной драпировкой

 

 

Моделируем на основе прямой юбки:

 

  1. Для начала проводим анализ пропорций и драпировки.
  2. Намечаем линии драпировки, исходя из модели и собственных пропорций. Нумеруем детали.                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Рисунок 1.
  3. Вытачку на детали № 1 переносим так, чтобы ее можно было закрыть, т.е. так, чтобы конец вытачки совпал с линией драпировки. Даже если вытачка будет не на своем месте по телосложению, то в данном случае посадка не пострадает, потому что между деталями № 1 и № 3 у нас располагается складка, которая, расходясь, нивелирует нарушение посадки. В случае, если бы у нас вместо складки был бы рельефный шов, то мы еще подумали бы, переносить нам вытачку или оставить, чтобы посадка юбки не пострадала. Рис.1
  4. Вытачку на детали № 6 делим на две и переносим их в складки между деталями № 4 и № 5, № 5 и № 6. Ставим контрольные метки, до которых стачиваются вертикальные складки.Рис. 1.
  5. Анализ складок показал, что складка между деталями № 5 и № 4 как минимум в два раза глубже складки между деталями № 5 и № 6. Поэтому выбрав глубину меньшей складки (берем кусок ткани и закладываем складку, выбирая ее глубину визуально, учитывая свойства ткани и вид на картинке), припуск центральную складку делаем в 2-2,5 раза больше.
  6. Делаем разведение деталей № 3 и № 4 на величину, равную припуску на центральную складку. Рис.2.
  7. Перед разведением деталей № 3 и № 1 закрываем вытачку и смотрим, какая получается складка от закрытия вытачки без разведения. Если складка достаточна, т.е. примерно равна соседним складкам, то на этом и заканчиваем. Если припуска на складку недостаточно, то разводим детали на необходимую величину (см. рисунок 2). Ставим контрольные метки в местах соединения складок. Рис.2.
  8. Закрываем складки на выкройке в соответствии с рисунком и вычерчиваем контуры деталей. Делаем припуски на швы. Красными стрелками показан порядок сборки.

Рисунок 2

 

 

Красивой вам юбки!

 

http://tvorim.e-gloryon.com

 

Рубрики:  шитье/Шитьё одежды
Выкройка, ткань, одежда, нитки, идеи

Торт “Прага” по-домашнему

Пятница, 06 Января 2012 г. 22:33 + в цитатник
Это цитата сообщения Лилёша [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Торт “Прага” по-домашнему


Читать далее...
Рубрики:  Кулинария
выпечка, готовка, еда

Эмалево-филигранная красота

Пятница, 06 Января 2012 г. 16:25 + в цитатник
Это цитата сообщения Деда-еу [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Эмалево-филигранная красота

Деда-еу
Филигранная красота


филигранные изделия

филигранные изделия

филигранные изделия

Серия сообщений "Декорирование бутылок и ваз":
Бутылки, декор, нитки, блесточки, паетки, клей, лак, декор ваз, ручная работа, авторские работы, декор бутылок, обмотка нитками, Ирина Мартиашвили, http://iraart.blogspot.com/ , хорошее настроение, бутылка, ваза, декупаж
Часть 1 - Мастер-класс росписи стекла. Бутылка с серебряным узором
Часть 2 - Ручная роспись бокалов
...
Часть 10 - Тубы «Восточные кувшины и лампы»
Часть 11 - Нежная, красивая роспись Оксаны Васильевой
Часть 12 - Эмалево-филигранная красота
Часть 13 - Мастер-класс «Декорируем тарелку из стекла»
Часть 14 - Работа с яичной скорлупой МК
...
Часть 38 - Декор винных бутылок и кухонной утвари
Часть 39 - Домашний вариант мраморирования.
Часть 40 - Роспись бутылки акриловыми красками "КОТЫ". МК.



Понравилось: 1 пользователю

Нежная, красивая роспись Оксаны Васильевой

Пятница, 06 Января 2012 г. 16:19 + в цитатник
Это цитата сообщения Алиса_Кузнецова [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Нежная, красивая роспись Оксаны Васильевой

http://cs2.livemaster.ru/foto/large/fd41700935n7340.jpg

!!!!!!!!!!!!!!!!!

Серия сообщений "Декорирование бутылок и ваз":
Бутылки, декор, нитки, блесточки, паетки, клей, лак, декор ваз, ручная работа, авторские работы, декор бутылок, обмотка нитками, Ирина Мартиашвили, http://iraart.blogspot.com/ , хорошее настроение, бутылка, ваза, декупаж
Часть 1 - Мастер-класс росписи стекла. Бутылка с серебряным узором
Часть 2 - Ручная роспись бокалов
...
Часть 9 - Папье - маше.Береза
Часть 10 - Тубы «Восточные кувшины и лампы»
Часть 11 - Нежная, красивая роспись Оксаны Васильевой
Часть 12 - Эмалево-филигранная красота
Часть 13 - Мастер-класс «Декорируем тарелку из стекла»
...
Часть 38 - Декор винных бутылок и кухонной утвари
Часть 39 - Домашний вариант мраморирования.
Часть 40 - Роспись бутылки акриловыми красками "КОТЫ". МК.


Тубы «Восточные кувшины и лампы»

Пятница, 06 Января 2012 г. 16:18 + в цитатник
Это цитата сообщения FlorMary [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Тубы «Восточные кувшины и лампы»



Смотрим дальше

Серия сообщений "Декорирование бутылок и ваз":
Бутылки, декор, нитки, блесточки, паетки, клей, лак, декор ваз, ручная работа, авторские работы, декор бутылок, обмотка нитками, Ирина Мартиашвили, http://iraart.blogspot.com/ , хорошее настроение, бутылка, ваза, декупаж
Часть 1 - Мастер-класс росписи стекла. Бутылка с серебряным узором
Часть 2 - Ручная роспись бокалов
...
Часть 8 - Вазы
Часть 9 - Папье - маше.Береза
Часть 10 - Тубы «Восточные кувшины и лампы»
Часть 11 - Нежная, красивая роспись Оксаны Васильевой
Часть 12 - Эмалево-филигранная красота
...
Часть 38 - Декор винных бутылок и кухонной утвари
Часть 39 - Домашний вариант мраморирования.
Часть 40 - Роспись бутылки акриловыми красками "КОТЫ". МК.



Понравилось: 1 пользователю

Папье - маше.Береза

Пятница, 06 Января 2012 г. 16:17 + в цитатник
Это цитата сообщения подружка5 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Папье - маше.Береза.



Серия сообщений "Декорирование бутылок и ваз":
Бутылки, декор, нитки, блесточки, паетки, клей, лак, декор ваз, ручная работа, авторские работы, декор бутылок, обмотка нитками, Ирина Мартиашвили, http://iraart.blogspot.com/ , хорошее настроение, бутылка, ваза, декупаж
Часть 1 - Мастер-класс росписи стекла. Бутылка с серебряным узором
Часть 2 - Ручная роспись бокалов
...
Часть 7 - Идеи росписи ваз
Часть 8 - Вазы
Часть 9 - Папье - маше.Береза
Часть 10 - Тубы «Восточные кувшины и лампы»
Часть 11 - Нежная, красивая роспись Оксаны Васильевой
...
Часть 38 - Декор винных бутылок и кухонной утвари
Часть 39 - Домашний вариант мраморирования.
Часть 40 - Роспись бутылки акриловыми красками "КОТЫ". МК.


Вазы

Пятница, 06 Января 2012 г. 16:11 + в цитатник
Это цитата сообщения ttalu [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Вазы

Нажимаем правой кнопкой "Открыть изображение" и смотрим увеличенный размер фото.

Смотрим далее >>>

Серия сообщений "Декорирование бутылок и ваз":
Бутылки, декор, нитки, блесточки, паетки, клей, лак, декор ваз, ручная работа, авторские работы, декор бутылок, обмотка нитками, Ирина Мартиашвили, http://iraart.blogspot.com/ , хорошее настроение, бутылка, ваза, декупаж
Часть 1 - Мастер-класс росписи стекла. Бутылка с серебряным узором
Часть 2 - Ручная роспись бокалов
...
Часть 6 - Роспись по стеклу
Часть 7 - Идеи росписи ваз
Часть 8 - Вазы
Часть 9 - Папье - маше.Береза
Часть 10 - Тубы «Восточные кувшины и лампы»
...
Часть 38 - Декор винных бутылок и кухонной утвари
Часть 39 - Домашний вариант мраморирования.
Часть 40 - Роспись бутылки акриловыми красками "КОТЫ". МК.


Фрески Тассилин Адджера. По книге Анри Лота.

Пятница, 06 Января 2012 г. 15:57 + в цитатник
Это цитата сообщения mazs_taurenis [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Фрески Тассилин Адджера. По книге Анри Лота.

Тассилин-Адджер (Tassili n’Ajjer, в переводе с туарегского — «Плато рек», араб. طاسيلي ناجّر‎‎) — плато в юго-восточной части Алжира, в пустыне Сахара. На плато в разные годы были найдены петроглифы, датируемые от 7 тысячелетия до н. э. до VII века н. э. Объект ЮНЕСКО с 1982. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары.

Лот А. 'В поисках фресок Тассили' - Москва: Издательство восточной литературы, 1962 - с.140

Доступно на http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000086/index.shtml

1. Тамрит. Фреска с изображениями охотников (деталь). Скотоводческий период (42X25 см).

1. Тамрит. Фреска с изображением охотников (деталь). Скотоводческий период
1. Тамрит. Фреска с изображением охотников (деталь). Скотоводческий период
 

Фрагмент большой фрески в Тамрите с изображениями охотников. Найдена А. Лотом в 1934 г. Эта фреска обнаружена в убежище или, скорее, пещере. Глубина пещеры - 9 м, поэтому там довольно темно. В ней находятся и другие рисунки, относящиеся к периоду "круглоголовых", в частности большой муфлон. Тела охотников покрыты рисунками; они вооружены луками и метательными копьями. На фреске изображены лишь головы животных, преследуемых охотниками; это, по-видимому, головы баранов, хотя пятна на них несколько необычны. Фреске присуща одна техническая особенность: контуры изображений были слегка обозначены до нанесения красок. Она, вероятно, относится к древнему скотоводческому периоду. В качестве красок использована красная, желтая и белая охра. Это произведение полно большого изящества и примечательно по своей композиции и качеству выполнения рисунка.

2. Верхний Тамрит. Египетская лодка. Скотоводческий период (103X76 см).

2. Верхний Тамрит. Египетская лодка. Скотоводческий период
2. Верхний Тамрит. Египетская лодка. Скотоводческий период
 

Фреска Верхнего Тамрита. Нарисована на потолке очень низкого убежища, куда можно попасть только ползком, Внутри можно с трудом находиться в сидячем положении. Там было еще два рисунка такого же типа, и мы приняли их вначале за oизображение змей. Однако другие находки в Джаббарене и Тин-Тазарифте позволяют мне утверждать, что это - лодка с Нила; подобные выбитые на камне наскальные изображения были найдены в Верхнем Египте и датировались додинасти-ческой эпохой (см. Н. A. Winkler, Rock-drewings of Southern Egypt, London, 1938, t. I, pi. XXXIII a XL). Эти фрески с лодками относятся к скотоводческому периоду и подтверждают связи людей той эпохи с Верхним Египтом, откуда они, возможно, и пришли в Сахару.

3. Тамрит. Две Венеры. Скотоводческий период (30X57 см).

3. Тамрит. Две Венеры. Скотоводческий период
3. Тамрит. Две Венеры. Скотоводческий период
 

Маленькая фреска в Тамрите (деталь). Найдена на поверхности отвесной скалы в лощине, параллельной вади Тамрит, с которым она соединяется проходом, расположенным на 80 м ниже убежища с "охотниками" (рис. 1). Фреска "Две Венеры", выполненная красной охрой в стиле Майоля, свидетельствует о превосходном знании пропорций человеческого тела. Тут же - изображение быка, нанесенное штрихами.

4. Верхний Тамрит. Лошадиные антилопы. Скотоводческий период (100X137 см).

4. Верхний Тамрит. Лошадиные антилопы. Скотоводческий период
4. Верхний Тамрит. Лошадиные антилопы. Скотоводческий период
 

Фреска находится на вертикальной стекке небольшого убежища, возвышающегося над верхним руслом вади рядом с тарутом, растущим среди скал, неподалеку от маленькой гельты. Изображения лошадиных антилоп выполнены красной и белой охрой. Это - самое значительное произведение скотоводческого периода. Внизу - газель, нарисованная желтой охрой; рисунок был слегка подправлен.

5. Тимензузин. Человеческие фигуры с рисунками на теле. Скотоводческий период (55X70 см).

5. Тимензузин. Человеческие фигуры с рисунками на теле (деталь). Скотоводческий период
5. Тимензузин. Человеческие фигуры с рисунками на теле (деталь). Скотоводческий период
 

Фреска в большом убежище в Тимензузине (деталь). Эти фигуры с рисунками на теле напоминают охотников из Тамрита. Однако выполнены они грубее. В руках у них орудия, похожие на топоры неолитической эпохи. Между ногами верхней фигуры висит конец набедренной повязки. Внизу, слева направо - голова гиппопотама, три жирафы и дикий буйвол. Наверху - изображение животного, напоминающего лошадь. Весь ансамбль относится к скотоводческому периоду.

6. Тимензузин. Слон, высеченный на скале. Период буйвола (236X219 см).

6 Тимензузин. Слон, высеченный на скале Период буйвола
6 Тимензузин. Слон, высеченный на скале Период буйвола
 

На правом берегу вади Тимензузин. Выгравированный рисунок был обведен мелом для того, чтобы выделить его контур на фотографии. Он относится к периоду буйвола; возможно, что этот рисунок древнее всех прочих найденных нами фресок. В осмотренной нами местности было очень мало высеченных наскальных изображений. Вот их перечень: фигура в Тимензузине, группа баранов рядом с вади Амаццар, человеческая фигура в Уан-Абу, носорог близ Уан-Мулен, непонятное изображение в Джаббарене. И это - все. Ранее уже было высказано предположение о том, что высеченные и нарисованные наскальные рисунки - результат творчества различных племен, по крайней мере в скотоводческий и доскотоводческий периоды. Эту точку зрения подтверждает отсутствие высеченных изображений быков в тщательно обследованном нами районе.

7. Джаббарен. Антилопа с туловищем слона. Стадия упадка стиля "круглоголовых" (105X130 см).

7. Джаббарен, Антилопа с туловищем слона. Стадия упадка стиля 'круглоголовых'
7. Джаббарен, Антилопа с туловищем слона. Стадия упадка стиля 'круглоголовых'
 

Контур фигуры выполнен красной охрой, затем линия обведена белым. Этот рисунок находился не в убежище, а в углублении скалы, возвышающейся над вади Джаббарен (левый берег). Фреска относится к "круглоголовому" стилю типа "великого марсианского бога".

8. Джаббарен. "Великий марсианский бог". Период "круглоголовых" людей. Стадия упадка (уменьшена до 93X130 см).

8. Джаббарен. 'Великий марсианский бог'. Период 'круглоголовых' людей. Стадия упадка
8. Джаббарен. 'Великий марсианский бог'. Период 'круглоголовых' людей. Стадия упадка
 

"Великий марсианский бог" Джаббарена занимал всю стенку "большого убежища" на левом берегу. Стенка сильно вогнута; голова нарисована на потолке. Вся фигура различалась с трудом. Наш лагерь был разбит неподалеку от этого места, и мы в течение пятнадцати дней не замечали фрески. Однако эта огромная фигура, при учете нижней разрушенной ее части, достигала около 6 м в высоту. Многочисленные фрески, относящиеся к этому слою, найдены не только в Джаббарене, айв Аджефу, Тин-Тазарифте и Сефаре. Повсюду - изображения больших размеров, выполненные в одной и той же манере: основной белый фон, контур в виде красной линии, иногда вторично обведенной желтой. Кроме подобных фигур, встречаются изображения диких животных (см. рис. 7): слона, антилопы, бородавочника, жирафы, муфлона, страуса, льва, фантастических зверей.

9. Джаббарен. Лучник с головой, украшенной перьями. Расцвет стиля "круглоголовых" людей (100X105 см).

9. Джаббарен. Лучник с головой, украшенной перьями. Расцвет стиля 'круглоголовых'  людей
9. Джаббарен. Лучник с головой, украшенной перьями. Расцвет стиля 'круглоголовых' людей
 

Фреска в "коридоре столовой" в Джаббарене. Здесь воспроизведена лишь часть фрески, которая полностью была скрыта под плотным налетом глинистой пыли; пришлось потратить полдня, чтобы смыть пыль и "проявить" рисунок. Оказалось, что фреска состоит из нескольких слоев, относящихся к различным периодам: 1) три маленькие фигуры, расположенные по вертикали между огромными изображениями женщины и мужчины, выполнены лиловато-краской охрой; 2) четыре еще больших по размерам фигуры нарисованы кирпично-красной охрой, причем их контуры и украшения даны темной охрой; они принадлежат к "марсианскому" типу. На теле женщины видны рисунки в виде пунктира, по-видимому, изображающие насечки; мужчина держит короткий, слегка согнутый лук. Это группа фресок предшествует слою "великого марсианского бога", выполненного белой охрой и обведенного красной; 3) слон, расположенный над большой фигурой с луком, нарисован желтой охрой и обведен белой; 4) маленькая согнутая фигура, выполненная красной охрой и расположенная под ногами женщины, относится к скотоводческому периоду; 5) другие маленькие фигуры нарисованы белой охрой.

10. Джаббарен. Дьяволята. Средняя стадия периода "круглоголовых" людей (100X67 см).

10. Джаббарен. Дьяволята. Средняя стадия периода 'круглоголовых' людей
10. Джаббарен. Дьяволята. Средняя стадия периода 'круглоголовых' людей
 

Дьяволята Джаббарена нарисованы на поверхности отдельно стоящей (левый берег вади). Эти маленькие танцующие рогатые фигурки в набедренных повязках держат в руках цимбалы. Им предшествуют более древние маленькие "круглоголовые" фигуры с рогами; однако они испытали на себе более позднее влияние "круглоголовых" фигур средних размеров, выполненных в основном желтой охрой и с белой контурной линией. Дьяволята выполнены лиловато-красной и желтой охрой. Другие изображения, нарисованные несколько иначе, по всей вероятности, относятся к тому же периоду.

11. Джаббарен. Фреска с маленькими лучниками. Древняя стадия периода "круглоголовых" людей (62X85 см).

11. Джаббарен. Фреска с маленькими лучниками. Древняя стадия периода 'круглоголовых' людей
11. Джаббарен. Фреска с маленькими лучниками. Древняя стадия периода 'круглоголовых' людей
 

Маленькие "круглоголовые" фигуры в Верхнем Джаббарене нарисованы лило-ватой охрой. У некоторых из них набедренные повязки треугольной формы^ с украшением в виде креста; другие, очевидно, наги. Все они относятся к одной школе. Если крестообразное украшение и вызывает предположение о том, что это изображение ножа, то выполнение его неудачно. Скорее всего, это часть набедренной повязки. В руках фигурок небольшие луки с тройным изгибом.

12. Джаббарен. Лучник из большой охотничьей сцены. Скотоводческий период (20X18 см).

12. Джаббарен. Лучник из большой охотничьей сцены. Скотоводческий период
12. Джаббарен. Лучник из большой охотничьей сцены. Скотоводческий период
 

На лучнике полосатый колпачок и четырехугольная набедренная пов; зка. Аук средних размеров имеет форму полуокружности. Обращает на себя внимание, что здесь лучник держит лук иначе, чем на рис. 11. В том случае приемы обращения с луком характерны для лесных жителей, а на рассматриваемом нами рисунке - для племен, живущих в степи.

13. Джаббарен. Женщина с маленькой головой. Скотоводческий период (70X75 см).

13. Джаббарен. Женщина с маленькой головой. Скотоводческий период
13. Джаббарен. Женщина с маленькой головой. Скотоводческий период
 

Женщина со шлемообразной прической найдена на так называемой "стене крольчат" очень низко над уровнем земли. Ее туловище, нарисованное красной охрой, очень массивно, а шея и голова непропорционально малы. Гребень прически приплюснут, как это бывает у женщин фульбе, когда они вынимают поддерживающую волосы подкладку. Покрывающие все тело беловатые пятна явно не служат украшениями. Скорее всегп: это следы болезни, вроде ветряной оспы. Профиль нельзя назвать негроидным. Нос вздернут, губы умеренной толщины, подбородок хорошо очерчен. Очень высокий лоб, напротив, имеет выпуклую форму. Подобный тип лица встречается в настоящее время среди фульбе.

14. Джаббарен. Антинея. Послескотоводческий период с признаками египетского влияния (115X185 см).

14. Джаббарен. Антинея. Послескотоводческий период с признаками египетского влияния
14. Джаббарен. Антинея. Послескотоводческий период с признаками египетского влияния
 

Эта великолепная женская фигура была обнаружена в пещере "трубкозуба" в Джаббарене. Она находилась в наименее доступном месте пещеры, за огромной скалой. Когда-то здесь жили пастухи-скотоводы, оставившие после себя многочисленные орудия и "кухонные остатки". Справа, за большим силуэтом женщины, виднеется маленькая "круглоголовая" фигурка; кроме того, в прическе "Антинеи" можно разглядеть изображение человека, выполненное красной охрой. По-видимому, оно относится к скотоводческому периоду. Профиль женщины - типично европейский^ можно даже сказать, греческий. Он контрастирует с примитивными лицами "судей мира" и женщин Верхнего Джаббарена (см. таблицу стилей, а; этот рисунок принадлежит той же~ школе и выполнен в тех же тонах). Головной убор свидетельствует, по-видимому, о знатности женщины. На ее голове характерная для этой школы повязка или подобие венца; однако верхняя часть убора имеет иной вид: ее форма напоминает египетский пшент. На руку надето подобие нарукавника.

15. Джаббарен. Девушки фульбе. Скотоводческий период (90X130 см).

15. Джаббарен. Девушки фульбе Скотоводческий период
15. Джаббарен. Девушки фульбе Скотоводческий период
 

Эти прекрасные изображения были найдены на боковой поверхности отвесной скалы на левом берегу вади Джаббарека. Обнаженные части тела выполнены красной охрой, а головные уборы и платья - белой. Профили фигур - не негроидного типа; их лица и головные уборы напоминают женщин фульбе. Руки и кисти рук нарисованы в манере некоторых египетских фресок XVIII-XX династий (см. Andre Lhote. Les chef d'oeuvre de la peintare egyptienne}. Большинство женщин той эпохи носили именно такие платья. Слева видно наслоение - изображение лошади, относящееся к периоду всадников.

16. Ауанрхет. Рогатая богиня, или "Белая дама". Расцвет стиля "круглоголовых" с признаками египетского влияния (100X150 см).

16. Ауанрхет. Рогатая богиня или 'Белая дама'. Расцвет стиля 'круглоголовых' с признаками египетского влияния
16. Ауанрхет. Рогатая богиня или 'Белая дама'. Расцвет стиля 'круглоголовых' с признаками египетского влияния
 

Эта фреска, отличающаяся от других мастерством выполнения, была найдена на отдельно стоявшей скале; у ее подножия образовались небольшие негодные для жилья впадины. Фреска выполнена желтой и белой охрой. Точки на теле, плечах и груди, по всей вероятности, - насечки. Набедренная повязка и атрибуты для танцев, подвязки на руках и ногах, а также нарукавники сплетены из волокон или шерстяных нитей. Лодыжки украшены широкой тесьмой, которая, видимо, сделана из того же материала, что и прочие украшения. На голове рога, которые как бы поддерживают поле с растущими злаками, откуда падают зерна. Возможно, это жрица или богиня культа земледелия, предвосхищающая или воспроизводящая богиню Исиду, которая в Египте считалась родоначальницей земледелия. Маленькое поясное изображение внизу, под дугообразной линией, относится к той же эпохе, то есть к более позднему периоду "круглоголовых". Нарисованные красной охрой фигурки принадлежат к скотоводческому периоду. Создается впечатление, что они перекрыты "Белой дамой"; это особенно заметно на набедренной повязке и ниспадающих с рук нитях, через которые просвечивают эти фигурки. В действительности они нарисованы поверх основного изображения: красная охра, которой нарисованы фигурки, не пристала к белой краске, была поглощена ею, и потому создается впечатление того, что они находятся в нижнем слое. Небольшая белая фигура слева относится к послескс-товодческому периоду.

17. Ауанрхет. Африканская маска. Период "круглоголовых" людей. Стиль, предшествовавший стадии упадка (90x130 см).

17. Ауанрхет. Африканская маска. Период 'круглоголовых' людей. Стиль, предшествовавший стадии упадка
17. Ауанрхет. Африканская маска. Период 'круглоголовых' людей. Стиль, предшествовавший стадии упадка
 

Эта фреска была нарисована в центре глубокой и довольно темной впадины. Большая белая женская фигура справа относится к ранней стадии стиля "круглоголовых". Видна часть второй фигуры, на которую наслаивается изображение человека в маске. Последнее выполнено кирпично-красной охрой, причем туловище покрыто белым рисунком в клетку. Его поза напоминает положение человека, сидящего верхом на лошади. Следует отметить, что кисти рук и ступни не нарисованы. Единственной одеждой служит длинная набедренная треугольная повязка, держащаяся вокруг пояса на шнурке. Маска удлиненной формы увенчана рогами; ее стиль напоминает современные маски жителей Западной Африки. Сенуфо с Берега Слоновой Кости надевают такие маски во время обряда инициации, но у них рога направлены в противоположную сторону. Растения (цветы?) растут на руках и бедрах. Это фреска более ранняя, нежели слой с изображением "великого марсианского бога" в Джаб-барене.

18. Ауанрхет. Марафонский бег. Послескотоводческий период с признаками египетского влияния (155X60 см).

18. Ауанрхет. 'Марафонский бег'. Послескотоводческий период с признаками египетского влияния
18. Ауанрхет. 'Марафонский бег'. Послескотоводческий период с признаками египетского влияния
 

Эта группа бегущих фигур расположена на внутренней поверхности углубления, почти на уровне земли. Она выполнена в белом, серовато-голубом и красном тонах, характерных для слоя "судей мира". Кроме того, там же были обнаружены изображения, подобные фигурам Верхнего Джаббарена (таблица стилей, а). К сожалению, они в большинстве своем стерты и потому скопировать их не удалось. Следует отметить, что их головной убор отличается от уборов "судей мира" и напоминает египетские повязки.

19. Ауанрхет. Африканка с татуированной грудью. Послескотоводческий период с признаками египетского влияния (110X95 см).

19. Ауанрхет. Африканка с татуированной грудью. Послескотоводческий период с признаками египетского влияния
19. Ауанрхет. Африканка с татуированной грудью. Послескотоводческий период с признаками египетского влияния
 

Фреска, найденная в той же впадине, где находится "пловчиха с грудями на спине". Несмотря на утяжеленные формы, эта африканка (слева) имеет кое-что общего с "Белой дамой" (груди и насечки). С другой стороны, ее головной убор аналогичен убору наслаивающейся на нее белой фигуры, относящейся к слою "пловчихи".

20. Ауанрхет. Охота на гиппопотамов. Скотоводческий период (95X105 см).

20. Ауанрхет. Охота на гиппопотамов. Скотоводческий период
20. Ауанрхет. Охота на гиппопотамов. Скотоводческий период
 

Фрагмент. На фреске изображены три гиппопотама и три пироги. Образцом для них, вероятно, послужили изображения на некоторых египетских памятниках. Возможно, что у этих пирог были паруса. Слева, под гиппопотамом, видна фигура человека, стоящего на быке. Все выполнено красной охрой,

21. Тин-Тазарифт. Лучники. Скотоводческий период (65X87 см).

21. Тин-Тазарифт. Лучники. Скотоводческий период
21. Тин-Тазарифт. Лучники. Скотоводческий период
 

Фрагмент прекрасной фрески, изображающей битву лучников. У многих фигур головы и набедренные повязки лишь намечены, на некоторых их вообще нет. Лук имеет тройной изгиб. Манера натягивать тетиву характерна для степных племен. Один из воинов потрясает каким-то изогнутым предметом, возможно, метательным ножом. Фреска выполнена красной охрой.

22 и 23. Тин-Тазарифт. Пловец. Лучники. Расцвет стиля "круглоголовых" людей (180X155 и 110X150 см).

22. Тин-Тазарифт. Пловец. Расцвет стиля 'круглоголовых' людей
22. Тин-Тазарифт. Пловец. Расцвет стиля 'круглоголовых' людей
 

"Круглоголовые" фигуры из большой фрески в углублении скалы. Верхняя фигура слева, по-видимому, плывет в воде; следует отметить ее четко очерченный профиль, что довольно редко встречается у "круглоголовых" фигур. Профиль - негроидного типа.

23. Тин-Тазарифт, Лучники. Расцвет стиля 'круглоголовых' людей
23. Тин-Тазарифт, Лучники. Расцвет стиля 'круглоголовых' людей
 

На головном уборе четыре сильно заостренных рожка. На груди и левом плече видны насечки. Украшением на правой руке служит нечто, похожее на перо; подобная деталь наблюдается также на рис. 9 и других фресках той же школы, в частности в Аджефу. Как и у фигур на рис. 9, на левом запястье очень большие браслеты (кольца из камня?). Зато лук здесь иной формы: если на других фресках он невелик и имеет вид полуокружности, то тут он средних размеров и с тройным изгибом. Из этого, однако, не следует, что и другие луки принадлежали различным народностям. Быть может, существовало два типа луков; возможно, что форма лука на рис. 9 представляет всего лишь упрощенное изображение. Хорошо видна набедренная повязка, а также крестообразный рисунок над поясницей, который ни в коем случае не может быть оружием. Обе фигуры выполнены светло-желтой охрой и обведены белой глиной; и та и другая относятся к эпохе расцвета стиля "круглоголовых". Маленькая антилопа, изображенная поверх руки "пловца", принадлежит последующему периоду.

24. Тин-Тазарифт. Танцующий африканец с лентами на ногах. Доскотоводческий период, не рассматриваемый в книге (23X70 см).

24. Тин-Тазарифт. Танцующий африканец с лентами на ногах. Доскотоводческий период, не рассматриваемый в книге
24. Тин-Тазарифт. Танцующий африканец с лентами на ногах. Доскотоводческий период, не рассматриваемый в книге
 

Деталь фрески, обнаруженной в большом углублении. Высокая человеческая фигура с негроидным профилем; на ее ногах ленты, на голове - белые и красные перья. Это единственное в своем роде изображение среди всех найденных нами рисунков. Отсутствие наслоений не позволяет установить время создания фрески. Наверху маленькая фигурка человека, гонящего перед собой быка; относится к скотоводческому периоду.

25. Тин-Тазарифт. Танцующие женщины. Послескотоводческий период с признаками египетского влияния (150X90 см).

25. Тин-Тазарифт. Танцующие женщины Послескотоводческий период с признаками египетского влияния
25. Тин-Тазарифт. Танцующие женщины Послескотоводческий период с признаками египетского влияния
 

Фрагмент. Слева большая черная женская фигура. Красной охрой и белой контурной линией выполнены лишь набедренная повязка и некоторые украшения. Всем своим обликом, пропорциями, увенчивающими голову рогами фигура обнаруживает большое сходство с "Белой дамой" из Ауанрхета. Другие фигуры, из которых одна наслаивается на описанное выше изображение, выполнены красной, желтой oxpoir и белой глиной. Судя по форме тел, груди и поясов, легко установить их несомненное родство с большой женской фигурой с рогами; по-видимому, весь этот ансамбль создан одними и теми же художниками. В то же время можно отметить их сходство с найденными в Ауанрхете изображениями бегущих людей (рис. 18): та же прическа, те же браслеты на руках и коленях, тот же пояс или набедренная повязка (фигура слева). Обе фрески, бесспорно, относятся к одному и тому же периоду. Однако здесь мы имеем дело с выдающимся художественным произведением. Особым изяществом отличается изображение танцовщицы справа. Муфлон, нарисованный желтой охрой и с белой контурной линией, датируется более поздней эпохой.

26. Тин-Тазарифт. Гиппопотамы. Скотоводческий период (165X80 см).

26. Тин-Тазарифт. Гиппопотамы. Скотоводческий период
26. Тин-Тазарифт. Гиппопотамы. Скотоводческий период
 

Фреска выполнена красной охрой.

27. Тин-Тазарифт. Лежащая женщина. Период упадка стиля "круглоголовых" людей (280X108 см).

27. Тин-Тазарифт. Лежащая женщина. Период упадка стиля 'круглоголовых' людей
27. Тин-Тазарифт. Лежащая женщина. Период упадка стиля 'круглоголовых' людей
 

Изображение находится в 3 м над уровнем земли, на своде большого убежища, пол которого был усеян множеством граненых шаров (молоточков?). Фигура выполнена в белом цвете и обведена красной охрой; она относится к тому же слою, что и "великий марсианский бог" из Джаббарена. Нарисованные желтой охрой муфлоны обведены белым; они относятся к более раннему периоду.

28. Тин-Тазарифт. Схематическое изображение стада быков. Скотоводческий период (230X108 см).

28. Тин-Тазарифт.  Схематическое изображение  стада быков. Скотоводческий период
28. Тин-Тазарифт. Схематическое изображение стада быков. Скотоводческий период
 

Укороченные ноги и головы создают совершенно своеобразный стиль. У изображенных внизу маленьких фигурок с головами животных нет ног; они вытянуты вереницей, как в сцене ритуального танца. Поделенный на части геометрический рисунок решен тонко и изящно. Внутри него видны фигурки; похоже, что некоторые из них (справа) исполняют какой-то быстрый танец, образуя цепочку в виде буквы S. В качестве красок использована красная и желтая охра, а также белая краска. Рисунок справа, возможно, является изображением стилизованной освежеванной головы быка.

29. Сефар. Великий бог с воздетыми руками. Период упадка стиля "круглоголовых" (фотография поверхности скалы) (190X250 см).

29. Сефар. Великий бог с воздетыми руками. Период упадка стиля 'круглоголовых' людей (фотография поверхности стены)
29. Сефар. Великий бог с воздетыми руками. Период упадка стиля 'круглоголовых' людей (фотография поверхности стены)
 

Фрагмент. Площадь фрески 30 кв. м. Период "великого марсианского бога" из Джаббарена. Здесь воспроизведена фотография. На фигуру гиганта наслаивается изображение антилопы, на которое в свою очередь нанесен какой-то контур с фестонами.

30. Сефар. Убежище амазонок. Козы и нарисованная рука. Послескотоводческий период (88X108 см.).

30. Сефар. Убежище амазонок. Козы и нарисованная рука. Послескотоводческий период
30. Сефар. Убежище амазонок. Козы и нарисованная рука. Послескотоводческий период
 

В довольно глубокой впадине с вогнутым сводом огромное множество рисунков самых различных эпох. Среди них наиболее древним изображением следует считать нарисованную до локтя руку. Она выполнена лиловатой охрой и относится к эпохе расцвета стиля "круглоголовых".

Следующий в хронологическом порядке рисунок - начертанное в центре светло-красной охрой изображение какого-то земноводного или черепахи. Среди этой группы рисунков встречаются изображения таких животных, как слон, муфлон, антилопа; однако изображений людей нет. Третий слой представлен человеческой фигурой с длинным носом, типичным для одного из стилей скотоводческого периода, названного нами "юмористическим". Последний слой составляют козы, выполненные лилозато-красной охрой; они тоже относятся к скотоводческому периоду.

31. Сефар. Убежище детей. Скотоводческий период (50X23 см).

31. Сефар. Убежище детей. Скотоводческий период
31. Сефар. Убежище детей. Скотоводческий период
 

Фреска нарисована на поверхности небольшой впадины в одном из проходов, тянущихся через массив. Здесь изображена сцена из жизни в стойбище. Черта, проведенная вокруг л.ежащей на спине фигуры, изображает хижину. Лежащий человек играет с ребенком, который прыгает ему на живот. Лук и стрелы положены на какое-то подобие стола. На земле стоят котелки и кувшины для воды. Перед хижиной сидят две женщины: подле них играют дети. Дальше - человек, приготовившийся доить корову. Эта фреска выполнена красной охрой.

32. Аджефу. Большая жирафа. Различные периоды (105X160 см).

32. Аджефу. Большая жирафа. Различные периоды
32. Аджефу. Большая жирафа. Различные периоды
 

Фреска найдена во впадине с вогнутым сводом, которая могла тем не менее служить временным убежищем для двух-трех людей. Тут видны шесть слоев рисунков: 1) маленькие "круглоголовые" фигурки, написанные между ног жирафа светло-красной охрой; 2) на них наслаиваются другие фигуры большей величины; они выполнены в том же стиле, лиловатой охрой; у двух из них на голове перья; 3) фигура удлиненной формы, расположенная в нижней части рисунка. Она более позднего периода, чем первый слой, но трудно сказать, куда следует ее отнести: между первым и вторым слоями или после второго; 4) написанная желтой охрой и обведенная красной линией "круглоголовая" фигура. Она наслаивается на фигуру второго слоя, но сама частично скрыта за ногами жирафы; 5) написанная белым и обведенная красной охрой жирафа, относящаяся к тому же слою, что и "великий марсианский бог" из Джаббарена; 6) антилопы, преследуемые охотником с луком; они относятся к скотоводческому периоду.

33. Аджефу. Охота на жирафу. Период верховой лошади (85X54 см).

33. Аджефу. Охота на жирафу. Период верховой лошади
33. Аджефу. Охота на жирафу. Период верховой лошади
 

Маленькая фреска, найденная на скале около одной из впадин. Жирафа защищает своего детеныша от нападения собаки. Вооруженный простым луком охотник написан в одном стиле с изображениями людей "битреугольного" стиля с палочками вместо головы. Нужно отметить головной убор, нарисованный красной охрой. Эта сцена относится к периоду верховой лошади.

34. Аджефу. Страусы и антилопы. Стиль "круглоголовых" людей (160X87 см).

34. Аджефу. Страусы и антилопы. Стиль 'круглоголовых' людей
34. Аджефу. Страусы и антилопы. Стиль 'круглоголовых' людей
 

Эта фреска была найдена в неглубокой впадине рядом с небольшим цирком, нависающим над вади Аджефу (правый берег). Оба страуса написаны красной охрой. На них наслаивается изображение какого-то зверя из семейства кошачьих, а его в свою очередь частично покрывает рисунок одной из антилоп. В Джаббарене есть фреска с большим белым страусом в том же стиле; несмотря на то что тот страус и эти антилопы написаны в разном цвете, они принадлежат к одному периоду.

35. Уан-Абу. Битва жираф. Скотоводческий период (100X80 см).

35. Уан-Абу. Битва жираф. Скотоводческий период
35. Уан-Абу. Битва жираф. Скотоводческий период
 

Фреска находится во впадине на площадке над вади, где встречались фрески лишь скотоводческого периода. Небольшая кольцеобразная стенка, служившая, вероятно, оградой или загоном, полностью скрывал площадку и убежище. Его пол усеян наконечниками стрел, множеством каменных осколков и черепками глиняной посуды. Расположение ног у двух из трех жираф создает впечатление, что животные дерутся. По-видимому, это битва двух самцов, а рядом стоит самка (третья жирафа). Между их ногами две газели и наслаивающееся изображение страуса. На переднем плане вооруженный луком охотник, держа на поводу антилопу, прячется за нее, подманивая других животных.

Основные стили

Здесь дается обзор различных слоев, отмеченных при исследовании тассилийских фресок. Его следует считать схемой, неполной и предварительной. При таком обилии материалов итог можно подвести только после многочисленных сверок и сопоставлений.

а) Стиль маленьких "круглоголовых" рогатых фигурок.

а) Стиль маленьких 'круглоголовых' рогатых фигурок
а) Стиль маленьких 'круглоголовых' рогатых фигурок
 

Рогатая фигура с перьями. Наиболее древний слой.

б) Стиль "дьяволят".

б) Стиль 'дьяволят'
б) Стиль 'дьяволят'
 

Более совершенное изображение. Наблюдается влияние "марсианского" стиля "круглоголовых" людей. Выполнено желтой охрой с красной контурной линией.

в) Стиль "круглоголовых" людей Средняя стадия.

в) Стиль 'круглоголовых' людей Средняя стадия
в) Стиль 'круглоголовых' людей Средняя стадия
 

"Марсианский" стиль. Выполнение желтой охрой с красной контурной линией.

г) Стиль "круглоголовых" людей. Стадия расцвета.

г) Стиль 'круглоголовых' людей. Стадия расцвета
г) Стиль 'круглоголовых' людей. Стадия расцвета
 

Расцвет "марсианского" стиля. Речь идет о центральной фигуре; о других см. примечание к рис. 9.

д) Стиль "круглоголовых" людей. Стадия упадка.

д) Стиль 'круглоголовых' людей. Стадия упадка
д) Стиль 'круглоголовых' людей. Стадия упадка
 

"Марсианский" стиль в период упадка. Более интенсивное использование белого цвета с контуром желтой охрой.

е) Стиль "круглоголовых" людей с признаками египетского влияния.

е) Стиль 'круглоголовых' людей с признаками египетского влияния
е) Стиль 'круглоголовых' людей с признаками египетского влияния
 

Последний период (слой "Белой дамы" из Ауанрхета).

ж) Стиль охотников с татуировкой. Древний скотоводческий период.

ж) Стиль охотников с татуировкой Древний скотоводческий период
ж) Стиль охотников с татуировкой Древний скотоводческий период
 

з) Стиль скотоводческого периода.

з) Стиль скотоводческого периода
з) Стиль скотоводческого периода
 

Классический стиль. Фигура хамитского типа.

и) Стиль "судей", Послескотоводческий период.

и) Стиль 'судей'. Послескотоводческий период
и) Стиль 'судей'. Послескотоводческий период
 

Фигуры типа "судей мира" и "Антинеи". Египетское влияние.

к) Стиль "белых людей" с удлиненными конечностями. Послескотоводческий период.

к) Стиль 'белых людей' с удлиненными конечностями. Послескотоводческий период
к) Стиль 'белых людей' с удлиненными конечностями. Послескотоводческий период
 

Фигуры линейного стиля. Они, несомненно, относятся к послескотоводческому периоду, однако нельзя утверждать, что они следуют за слоем "судей мира".

л) Стиль периода колесниц.

л) Стиль периода колесниц
л) Стиль периода колесниц
 

Тип "вихревого галопа".

м) Стиль "битреугольных" людей. Период верховой лошади.

м) Стиль 'битреугольных' людей. Период верховой лошади
м) Стиль 'битреугольных' людей. Период верховой лошади

Серия сообщений "Первобытное исскуство. Африка.":
Часть 1 - Фрески Тассилин Адджера. По книге Анри Лота.
Часть 2 - Искусство тропической Африки
Часть 3 - Восточная и Южная Африка. Наскальные изображения. Петроглифы.
...
Часть 5 - Петроглифы. Фрески. Разные периоды и стили.
Часть 6 - Петроглифы. Фрески. Разные периоды и стили. Часть 2.
Часть 7 - Петроглифы. Фрески. Разные периоды и стили. Часть 3.
Рубрики:  Это интересно


Поиск сообщений в Iruyna
Страницы: 366 ... 49 48 [47] 46 45 ..
.. 1 Календарь