Анри де Тулуз-Лотрек в Третьяковке
Испорченный ребенок из богатой семьи, променявший аристократичную жизнь на романтику Монмартра... Комичный уродец, обожаемый женщинами... Прославившийся откровенностью своими афишами к выступлениям в "Мулен Руж", и превративший плакат в настоящее искусство...
Ах, вы еще о нем не слышали?? Какой ужас.. Ну хоть фильм-то "Мулен Руж" видели? Тот самый, где Николь Кидман.. Если видели, то представляете, что это было за время, место и нравы - "зеленая фея", художники, писатели, танцовщицы... Тулуз-Лотрек кстати из "Мулен Руж" не вылезал практически.
Даже среди известнейших современников, Тулуз-Лотрек остается одним из самых харизматичных, интересных и гротескных персонажей.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года. Он был единственным ребенком в одной из самых знаменитых аристократических семей Франции.
Родители Анри были двоюродными братом и сестрой. Совершенно непохожие и чужие друг другу, они жили каждый своей жизнью. Граф Альфонс отличался эксцентричностью и волочился за каждой юбкой. Графиня Адель, напротив, была тихой и набожной женщиной. Пока ее муж пропадал вне дома, она целиком посвящала себя своему сыну.
В 14 лет, упав с лошади, он сломал левую ногу, а год спустя (при тех же обстоятельствах) - правую. После этого он остался калекой - ноги перестали расти, и всю оставшуюся жизнь художник с трудом передвигался, опираясь на трость. Причиной этого называли несчастные случаи; на самом же деле проблема заключалась в генетическом пороке. Браки близких родственников, общепринятые в аристократической среде, не могли не отразиться на здоровье потомства.
В зрелом возрасте рост Лотрека едва достигал 150 сантиметров, его голова была непропорционально большой, и создавалось впечатление, что тело взрослого мужчины поставлено на детские ноги. Странное впечатление производила и походка Лотрека, ходившего враскачку, по-утиному. Впрочем, он не только никогда не стремился скрыть свои физические недостатки, но сам же и посмеивался над ними.
Родители будущего живописца не имели ничего против его увлечения искусством. Первые художественные уроки мальчик получил от своего дяди Шарля, художника-любителя, и от друга их семьи Рене Пренсто, профессионального художника и скульптора. В начале 1882 года Анри вместе с матерью перебрался в Париж. Не стесненный в деньгах, он сумел попасть в мастерскую необыкновенно популярного Леона Бонна. В письме к дяде Шарлю Лотрек писал, что
Бонна сказал ему: "Ты рисуешь неплохо, даже элегантно, но твои рисунки слишком откровенны и жестоки".
Впрочем, у Бонна, предельно загруженного педагогической работой в Школе изящных искусств, Тулуз-Лотрек занимался недолго. В том же году он перешел в мастерскую Фернана Кормона. Здесь он познакомился с Эмилем Бернаром, много писавшим впоследствии о Поле Гогене и Винсенте Ван Гоге. Сам Ван Гог, приехавший в Париж в 1886 году, тоже учился у Кормона, и Лотрек дружил с ним.
В 1884 Лотрек открыл собственную мастерскую на Монмартре. Район считался богемным. Родителям Лотрека не нравился выбор местожительства, сделанный их сыном. Граф Альфонс полагал, что жить в таком районе - значит позорить имя Лотреков. Он убеждал Анри взять себе псевдоним, и тот подписал несколько своих работ анаграммой "Трекло", впрочем, его хватило ненадолго.
Благодаря своей комичной внешности, Лотрек вскоре стал известен всему Монмартру. Он отличался обаянием и живым умом, делавшими его душой любой компании. Более того, уродливое тело не мешало художнику пользоваться расположением женщин, многие из которых находили Анри очень привлекательным.
В круг его друзей входили не только писатели и художники; там находилось место и очень странным персонажам. К людям, потерпевшим жизненное крушение, Лотрек относился с особой симпатией, чувствуя себя таким же изгоем, как и они. Близкую дружбу водил он и с многочисленными местными проститутками.
Денег Лотреку хватало, но он мечтал о славе и пытался продавать свои работы. Одним из первых покупателей его картин был брат Ван Гога, Тео. Критики довольно благосклонно относились к его творчеству, но известность среди широкой публики принесла Лотреку не живопись, а его "сопутствующие" труды - декорации и костюмы к спектаклям, рекламные плакаты, обложки для нотных изданий и т.д. В 25-летнем возрасте
он по-настоящему прославился в качестве автора афиши к выступлениям в "Мулен Руж" знаменитой Ла Гулю.
Образ жизни художник вел очень рассеянный; это и стало причиной его ранней смерти.
К 30 годам он был законченным алкоголиком и страдал от сифилиса. Друзья старались помочь ему. Несколько раз они устраивали Лотреку поездки в Лондон, но по возвращении он всякий раз принимался за старое. В начале 1899 года мать Анри наняла для него двоих мужчин-сиделок, а после очередного приступа белой горячки настояла на том, чтобы сын
лег в психиатрическую лечебницу, расположенную неподалеку от Парижа. Там Лотрек лечился с 27 февраля по 17 мая 1899 года.
Выйдя из клиники, Лотрек уехал на атлантическое побережье. Он продолжал писать, но работа шла вяло и медленно. Вскоре художник снова запил - да так, словно желал поскорее свести себя в могилу. Проведя зиму 1900-1901 годов в Бордо, он в апреле 1901 года возвратился в Париж, и, возможно, предчувствуя, что этот год станет последним в его жизни, начал приводить в порядок свои дела, завершив ряд незаконченных картин и подписав те работы, которые считал достойными внимания. Один из его приятелей писал, что в Париж художник приехал "исхудавшим, слабым, с плохим аппетитом, но сохранившим разум и присутствие духа".
15 июля Лотрек в последний раз покинул Париж. В августе, на атлантическом побережье, его настиг инсульт, парализовавший половину тела. Графиня Адель жила в то время в замке неподалеку от Бордо, и художник попросил ее забрать его к себе. Там он и
скончался 9 сентября 1901 года, в возрасте 36 лет.
Еще о Тулуз-Лотреке читайте на
impressionnisme.narod.ru и на
ssga.ru
О выставке в Третьяковке на сайте газеты
"Коммерсантъ"