-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в IRINA_PO

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.06.2011
Записей: 1979
Комментариев: 291
Написано: 2520


Кустодиев Борис Михайлович. Из серии «Русь. Русские типы».

Среда, 03 Апреля 2013 г. 13:01 + в цитатник
Это цитата сообщения DONNA_FLORA [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



Купчиха с зеркалом, 1920 год
Холст, масло. 141x108 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
 (480x646, 60Kb)

Читать далее...
Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Что носили в древности новгородские модницы

Среда, 03 Апреля 2013 г. 13:00 + в цитатник
Это цитата сообщения Arcivescovo_Ambrosio [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



 

Ажурная туфля, Новгород, середина XIII века


 

Туфля с прорезным ажурным орнаментом, Новгород, XIV век

700

 

Еще одна не менее изящная туфелька с прорезями, Новгород, XIV век

700

 

 

Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Крестьянская праздничная одежда

Среда, 03 Апреля 2013 г. 13:00 + в цитатник
Это цитата сообщения Roman_FRF [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



У меня много солидных книг по истории костюма, но эта, тонюсенькая с плохой печатью, пользуется особым уважением.  Праздничная одежда, как сложное архитектурное сооружение, состоит из множества элементов, сочетает в себе различные по фактуре ткани, в её отделке используются камни, жемчуг, золотая и серебряная нити, грубая и тонкая вышивка, бусы и многое другое. Самое интересное в богатстве фасонов костюма. Русь огромна, и каждая земля хранила  традиции своих предков. Картинки, невзрачные на первый взгляд, выполнены с большим мастерством и вкусом.


 

 РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА
 
в рисунках B. ГОРДЕЕВОЙ
 
ИЗДАТЕЛЬСТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 
МОСКВА. 1974 

 


 
Читать далее...
Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Этнографическое описание народов России

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:59 + в цитатник
Это цитата сообщения mayskaya [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



Густав-Теодор Паули

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ СТРАНЫ В ГОД ЕЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

В итоге многолетних научных экспедиций, путешествий, сбора вещественных, письменных и изобразительных материалов российская наука к концу XVIII века накопила большой запас этнографических сведений. Обобщающим трудом по всем народам Российской империи, описанию их хозяйства, образа жизни, внешности, одежды, то есть первой сводной этнографической работой, стало «Описание всех обитающих в Российском государстве народов…» Иоганна-Готлиба Георги.

Кругосветные экспедиции начала XIX века, путешествия в страны Азии, Африки, Америки, Океании существенно раздвинули рамки известного мира. Наряду с изучением среднеазиатских и кавказских народов постепенно нарастал возникший в последние десятилетия XVIII века исследовательский интерес к быту русского народа. Накапливаемый фактический материал частично публиковался в отчетах о путешествиях, частично попадал в периодические издания, большая же часть его оставалась неизвестной широкой публике.

С 1840-х годов начался новый этап становления этнографической науки, связанный с поисками путей дальнейшего развития России. Важной вехой в этой связи является 1845 год — дата основания Русского географического общества. Среди его учредителей были видные деятели науки того времени: мореплаватели и адмиралы Иван Крузенштерн и Фердинанд Врангель, естествоиспытатель, основоположник эмбриологии, антрополог Карл Бэр, астроном и геодезист Василий Струве, геолог Григорий Гельмерсен, статистик и этнограф Петр Кеппен, писатель, лексикограф и этнограф Владимир Даль. Этнография сразу заняла почетное место в системе Русского географического общества, и уже в первые годы его деятельности была составлена и издана первая «Этнографическая карта Европейской России» (1851). Географическое общество, получившее поддержку правительства, организовывало многочисленные экспедиции и путешествия, рассылало программы для сбора этнографического материала, обрабатывало полученные данные и публиковало их в своих изданиях, ставило вопрос об организации Этнографического музея.

Образы людей из народа продолжали оставаться в поле зрения художников второй трети XIX века. В 1840-х годах публиковались литографии Игнатия Щедровского, Рудольфа Жуковского, представляющие русские народные типы. Группа художников под руководством Василия Тимма участвовала в издании альманаха «Наши, списанные с натуры русскими» (1841–1842), где были представлены типажи петербургских улиц от светских франтов до дворников и разносчиков. Но изображений этнографических типов Российской империи, помимо приведенных в классическом сочинении Георги и в альбомах «Народы России» с гравюрами Емельяна Корнеева и «Бытовые сцены, пейзажи, обычаи и костюмы Кавказа» с рисунками князя Григория Гагарина, практически не существовало. Научная ценность этих изданий оставалась неизменной. Что касается самих типажно-костюмных образов, то они, в свое время бывшие художественным явлением, к середине XIX века сохранили лишь значение иллюстраций в этнографических трудах.

Восполнить пробел в изучении и отображении костюмов, быта и образа жизни народов Российской империи в тот момент, когда имевшиеся публикации уже не соответствовали уровню этнографической науки, художественным требованиям и полиграфическим возможностям новой эпохи, позволило фундаментальное исследование, подготовленное Густавом-Теодором Паули. Этот новый сводный труд по этнографии всех народов России увидел свет под заглавием «Description ethnographique des Peuples de la Russie» («Этнографическое описание народов России»). Издание, которое часто называют сокращенно «Народы России», было выполнено на основе самых свежих данных, какими располагала наука того времени, преимущественно по материалам Русского географического общества.

Читать далее...
Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Палех Александра Куркина.

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:59 + в цитатник
Это цитата сообщения socker [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]





Александр Куркин


Сказка о мертвой царевне


+14
Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Открытки. Русский народный костюм.

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:59 + в цитатник
Это цитата сообщения Tomash_Design [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Узоры русской старинной вышивки.

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:58 + в цитатник
Это цитата сообщения Tomash_Design [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Иллюстрации к книге "Описание всех в Российском государстве, обитающих народов" 1772-1776 гг.

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:58 + в цитатник
Это цитата сообщения Tomash_Design [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Русский костюм. Картинки с выставки

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:57 + в цитатник
Это цитата сообщения Ирина_Сивкова [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



Осенью этого года меня пригласили на небольшую экспозицию русского костюма в рамках Недели  моды в Гостином дворе. Экспонаты были из разных коллекций, в том числе из частной коллекции Сергея Глебушкина, а так же современные вариации на народную тему. Показывал экспонаты Глебушкин, и когда я его спросила, можно ли фотографировать, он сказал - "Нужно! Чем больше людей это увидят, тем лучше!"

Говорить о народном костюме можно много и долго, но я ограничусь здесь только двумя цитатами:

"Сохранились записи 40-х годов XIX века путешественника барона Гакстгаузена, в которых он описывает поразившее его необычайное зрелище. Это было в воскресный летний день в Вологодской губернии. Он увидел, как по дороге, пролегавшей мимо имения, где гостил Гакстгаузен, медленно и плавно двигалась небольшая толпа женщин разного возраста, одетых так нарядно, так великолепно, так не похоже на всё известное ему до сих пор, что они показались Гакстгаузену скорее видением, миражем, чем женщинами из плоти и крови. Каково же было удивление барона, когда ему объяснили, что это местные крестьянки в праздничной одежде идут в церковь к обедне." (Из книги М.Н.Мерцаловой  "Поэзия народного костюма")

И, словно отвечая Гакстгаузену, вот что говорит св. Николай Сербский (Велимирович):

"Своими возвышенными творениями народ свидетельствовал о существовании Бога и Его Промысла, Ибо без Божиего содействия невозможно объяснить весь этот непостижимый по красоте и мудрости труд простого народа, крестьян  крестьянок, безграмотных пастухов и мельников. Разгадка тайны в том, что народ во всём полагался на Бога и Ему молился, и дал Бог Духа Своего Святаго, Который направлял мысли, чувства, слова и дела народа. А человека образованного, который лишь на себя надеется, Господь самому себе и предоставляет, и он создаёт то, что может создать человек без Бога."


 

К сожалению, времени было немного и я не смогла снять все пояснительные таблички. Но и без пояснений можно бесконечно любоваться произведением народных мастериц...

Добавлю только, что рост манекенов существенно выше, чем тех, кто носил эти костюмы; в более адекватном виде костюмы можно увидеть в книге Сергея Глебушкина "Традиционный русский костюм"  

 http://tradtextil.livejournal.com/50568.html

и на его сайте:

http://www.glebushkin.ru/index.html 

 (462x700, 132Kb) 

смотреть ещё
Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

русский костюм из ЖЖ ...большая подборка

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:57 + в цитатник
Это цитата сообщения НАТАЛИЯ_ПОЛТАВСКАЯ [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

русские доспехи... книжка..

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:56 + в цитатник
Это цитата сообщения НАТАЛИЯ_ПОЛТАВСКАЯ [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

.

Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Русские красавицы от И.Билибина

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:56 + в цитатник
Это цитата сообщения rodich2007 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Русский боярский костюм XXI века-Альбом.

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:56 + в цитатник
Это цитата сообщения Veralex [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



  Каталог боярских костюмов в современном исполнении,издан в Москве в
в 2011 году.Все костюмы представленной коллекции сшиты по моде XVII в.
Образцами послужили фотографии,сделанные на костюмированном балу
1903 года в Зимнем дворце,на котором русская знать предстала в боярских
одеждах,созданных в том же 1903 году в театральных мастерских Москвы и
Санкт-Петербурга на основе старинных образцов.

 

1 (528x700, 268Kb)

смотрим дальше

Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

СЕВЕРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:55 + в цитатник
Это цитата сообщения Алефтина_Рыжкова [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]




Северный русский народный костюм
Северный русский народный костюм
конца XIX — начала XX ВЕКА из собрания Архангельского государственного музея
деревянного зодчества и народного искусства.
Комплект из восемнадцати открыток.


Славу заповедника народной культуры и ее национальных традиций снискали Северу многочисленные памятники народного крестьянского искусства. Среди них ярким самобытным элементом является народный костюм. В нем наиболее полно воплотилось незаурядное мастерство северных женщин.

Собрание северного народного костюма представлено в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства материалами конца XVIII — начала XX веков. Этнографическая направленность музея определила принципы формирования коллекции. За 20 лет существования музея многочисленные экспедиции изучали народный быт в Каргопольском, Коношском, Пинежском, Мезенском, Красноборском, Ленском и других районах области. Собраны костюмные комплексы, отдельные предметы, всевозможные дополнения: головные уборы, украшения, обувь, всего более 3 тысяч единиц хранения.

Достаточно полно в коллекции представлена крестьянская одежда конца XIX — начала XX веков.

Преобладает женская.
По сравнению с мужской она ярче выявляет черты местного своеобразия костюма. Материалы коллекции дают возможность изучить типичные для Севера черты, выявить региональные особенности, проследить изменения в одежде, происходящие на рубеже веков.

Характер северного костюма соответствовал крестьянской эстетике. Северорусский комплекс с сарафаном складывался и видоизменялся на протяжении многих веков. В конце XIX — начале XX века он имел множество вариантов. Состоял он по-прежнему из рубахи, сарафана, пояса, головного убора, обуви. Иногда его дополнял передник. Одежда была тесно связана с обычаями и традициями деревни. Неписаными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в престольные праздники, на свадьбу, по случаю траура.

Будничный костюм был удобным и прочным. Наиболее архаичной частью его была рубаха. Туникообразный, свободный крой с ластовицами не стеснял движения. Региональные различия можно проследить на примере каргопольских, пинежских, Вологодских рубах, имеющихся в коллекции. Разнообразны будничные сарафаны, представленные в коллекции. Наиболее древний, косоклинный, до начала XX века бытовавший в Пинеге, соседствовал с более поздним прямым, распространенным в других регионах области. Материалом для будничной одежды служили льняное полотно, пестрядь, набойка. Позже они были вытеснены ситцем.

Одежда несла не только утилитарные и эстетические функции. Отзвуки древних языческих представлений о мире сохранились в костюме. Одежда оберегала человека от внешней среды, и каждая деталь ансамбля имела определенный смысл. Обережную роль играл пояс. Коллекция дает представление о разнообразных техниках их изготовления, бытовавших на Севере.

Важную роль играли головные уборы. Девичьи оставляли теменную часть и волосы открытыми, а женские их полностью скрывали. Они подчеркивали не только изменение семейного положения, но и имущественного состояния. Украшенные жемчугом и золотым шитьем кокошники, повязки занимают особое место в коллекции. Сохранились комплексы обрядовой одежды.

Значительную роль в жизни крестьян играли трудовые праздники: жатва, первый выгон скота, сенокос. От них зависело благополучие крестьянской семьи. Льняные каргопольские рубахи с архаичной вышивкой, жатвенные поподолицы представляют большую ценность в собрании. Магические знаки, заключенные в рисунках орнамента, по мнению предков, усиливали обережную роль одежды, служили данью кормилице-земле.

Наиболее выразительна в художественно-образном решении праздничная одежда. Костюм сохранял традиционный покрой, но шили его преимущественно из более дорогих, покупных шелковых тканей. Он больше испытывал городское влияние.

Городской костюм также представлен в коллекции музея Он сформировался в последней четверти XIX века и следовал дворянской и европейской моде.

Данное издание — первая публикация материалов коллекции, как результат экспедиционной работы музея. При подготовке использованы материалы научного архива музея, собранные Н. Власихиной, Н. Лютиковой и другими научными сотрудниками.

Комплексы костюмов составлены на основании научной реконструкции Л. Калининой. Учтена возможность сосуществования отдельных частей костюма: хронология, регион бытования, возрастные различия и назначение одежды. Представленный в экспозиции музея вместе с другими экспонатами народный костюм помогает понять духовный мир прошлого, богатую культуру русского народа.

А.И.Иванова

Северный русский народный костюм

Читать далее...
Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Запон-занавеска-фартук-Русский костюм.Часть 1.

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:55 + в цитатник
Это цитата сообщения Veralex [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



  Материал к этому посту взят с диска,выпущенного к выставке впервые пред-
ставляющей уникальную коллекцию передников из собрания Российского
этногафического музея в городе Санкт-Петербурге в 2009 году.

 

img596 (700x361, 177Kb)

1 (700x335, 52Kb)

 

смотрим дальше

Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Запон-занавеска-фартук-Русский костюм.Часть 2

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:54 + в цитатник
Это цитата сообщения Veralex [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

.

Продолжение поста,который находится

здесь

14 (700x294, 36Kb)

15 (597x700, 121Kb)

 

15-а (700x183, 41Kb)

смотрим дальше

Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

русские уборы Елены Пелевиной

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:54 + в цитатник
Это цитата сообщения keb59 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:53 + в цитатник
Это цитата сообщения красавицаумница [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



 

 

7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены

Как можно было легко и быстро понять статус незнакомой девушки во времена, когда общение противоположных полов было строго регламентировано.

Читать далее...
Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Женские головные уборы... 6. Кокошник «Златоглав»

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:51 + в цитатник
Это цитата сообщения KYKOLNIK [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



Эти кокошники я выделила отдельно, так как их было два вида -

 Однорогий (одногребенной, одногребенчатый) «Златоглав»

 Однорогий представлял собой твердую, округлую спереди шапочку, с высоким широким прямоугольным гребнем сзади. Кокошник обычно обтягивался парчой или шелком, вышитым золотными нитками. Обычно он надевался на молодуху сразу после венчания. Использовался обычно только по большим праздникам ...

 

Сергей Сергеевич Соломко «Нежности»

 ...

 

Двурогий (двугребенной, двухгребенчатый) «Златоглав» («Шеломок»)

Второй тип отличается от описанного выше тем, что здесь поперёк головы (в направлении от уха до уха) имеется не один, а два параллельно расположенных гребня. Задний из этих двух гребней всегда прямой, а передний кругловатый. Этот тип кокошника известен только южновеликоруссам.

Встречается и другое название - «седлообразный златоглав»

  (273x360, 73Kb)

Маковский (какой?) «Боярышня»

 

  (377x600, 29Kb)

Г. С. Седов «Курская мещанка»

 

 Сергей Сергеевич Соломко «Залог любви»

 

далее...
Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Женские головные уборы... 7. «Сборник»

Среда, 03 Апреля 2013 г. 12:51 + в цитатник
Это цитата сообщения KYKOLNIK [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



У этого повседневного головного убора множество названий -  «сборник», «борчатка»,  «борушка», «кокошник боярский», «здоровканье», «шапка», «мохнатка», «моршень»,  «очипок».

 Конструкция его проста. Круг, собранный по внешнему краю (сморщенный, отсюда - «моршень»), пришивался к полоске ткани - и как бы представлял собой шапочку. От ширины полоски ткани зависела высота головного убора.  Часто шили из бархата, украшали золотым шитьём, ширина лобной части, очелья, колебалась от 5 до 8 см.

Виктор Алексеевич Бобров (1842 - 1918) «Боярышня» 1915

 

Константин Вещилов (1877-1918) «Пасха (Нина)» 1918 *click 1274×1802, 526 Кб

  

Андрей Ремнёв «Кедровые орешки» *click  1774×1600, 532 Кб

 

+ много...
Рубрики:  история народного костюма

Метки:  

Поиск сообщений в IRINA_PO
Страницы: 62 ... 36 35 [34] 33 32 ..
.. 1 Календарь