-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в igorinna

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 65045

Фаюмские портреты

Вторник, 05 Октября 2010 г. 04:58 + в цитатник

Египет навсегда останется богатой сокровищницей для всех веков и народов, для ученых многих отраслей наук, которых интересовали искусство, богатая культура, своеобразная природа этой страны. Так и Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое название в Египте, где она была известна еще за 6000 лет до греков. Этим искусством занимался знаменитый Гермес Трисмегист, а ему его передал последний потомок Ноя. Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами.


 

Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.

 К числу произведений древней египетской живописи относятся знаменитые фаюмские портреты


 

Свое название портреты получили по области Фаюм (от египетского слова, означавшего озеро), расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».
Единичные фаюмские портреты в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекали.


 

 

Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту
К 1887 Теодор Граф составил большую коллекцию портретов. У него с ними познакомился известный немецкий египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.


 

 После публикации им данных о коллекции, в 1888 Фаюмский портрет вошел в мировую историю искусства.
В некоторых городах Западной Европы (Вене, Берлине, Париже и др.) были устроены выставки фаюмских портретов, и тогда портретами заинтересовались ученые.


 


Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины Нила, не мог не создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.


 

Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.


 


Помимо чисто научного способа датировки портретов, время их исполнения помогли установить... прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне определенную величину. Эпоха правления каждого императора отмечалась новой модой в этой области, более того императрица или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок. Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта.


 

Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.


 

 Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустика (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске.
Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).


 

Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта.
Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.


 

 Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна чем в энкаустических панелях.
Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.


 

Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве. Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице улыбкой.

В Копенгагенском музее хранится портрет мужчины, изображенного в расцвете сил. В таком же среднем возрасте находился и некий Деметрий из Бруклинского музея, хотя письменные источники свидетельствуют, что оба они умерли глубокими стариками.


 

 Греческое население Фаюма было многочисленным и появилось здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В конечном счете они переняли многое из обычаев Египтян, также, как и римляне, которые прибыли в сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э. Население города смешанное, состоявшее из египтян, греков, сирийцев и римлян, египтяне были главным образом торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Аристократию же составляли иностранцы, некоторые из которых были римскими должностными лицами, а другие потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют их могилы — мумии богачей, покрытые золочением были главным образом надписанным греческими и римскими именами, такими как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.


 

 Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
Этот принцип был использован и развит до предела в византийском иконописном каноне Фаюмский портрет - настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас "живые" облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.


 

В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.


 

Рубрики:  Художественная галерея живопись, фотографии.
История,ЖЗЛ
Метки:  

Процитировано 117 раз
Понравилось: 45 пользователям



Nora_Eleo   обратиться по имени доброе утро! Вторник, 05 Октября 2010 г. 09:20 (ссылка)
очень интересный
познавательный пост
спасибо

удачи
Ответить С цитатой В цитатник
Dirpit   обратиться по имени Вторник, 05 Октября 2010 г. 10:21 (ссылка)
Лица очень живые и видна индивидуальность каждого)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 05 Октября 2010 г. 10:44ссылка
Dirpit, да очень интересные работы!
milana07   обратиться по имени Вторник, 05 Октября 2010 г. 10:45 (ссылка)
Как интересно! Спасибо за такой познавательный материал.
Ответить С цитатой В цитатник
Алиция_Гадовская   обратиться по имени Вторник, 05 Октября 2010 г. 10:51 (ссылка)
благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Ольга_Воронцова   обратиться по имени Вторник, 05 Октября 2010 г. 11:20 (ссылка)
Просто невероятно. Лица живые!Спасибо!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Резеда_Хамзовна   обратиться по имени Вторник, 05 Октября 2010 г. 11:50 (ссылка)
Потрясающе живые лица! И как они прекрасны!!! Спасибо, милая за очень интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Sergey1958   обратиться по имени Вторник, 05 Октября 2010 г. 14:12 (ссылка)
Спасибо тебе, Иннуся! Процитирую обязательно.
Ответить С цитатой В цитатник
lina_aminova   обратиться по имени Вторник, 05 Октября 2010 г. 19:24 (ссылка)
Благодарю!!!
Ответить С цитатой В цитатник
IRIS   обратиться по имени Среда, 06 Октября 2010 г. 08:06 (ссылка)
Спасибо, Нюсенька, за информативный экскурс в историю.
Прихватизирую с благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Anasbora   обратиться по имени Среда, 06 Октября 2010 г. 14:25 (ссылка)
Я вгляделась в лица людей живших когда-то - меня потрясло выражение глаз .... они и сейчас живы спустя тысячелетия! Вот это мастерство художников!:give_rose : Спасибо!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Grif-studio   обратиться по имени Среда, 06 Октября 2010 г. 14:30 (ссылка)
Познавательный пост. Спасибо за интересную информацию!
Ответить С цитатой В цитатник
dead_pichto   обратиться по имени Среда, 06 Октября 2010 г. 14:47 (ссылка)
Очень хорошо! Я всегда это знал, Вы приятно напомнили мне эти лица. Я выставку когда - то видел. В Париже, насколько помню.
Зашел сегодня за фруктами на рынок, боже, все из Фаюма! Один я, смущенный, пожилой викинг...
P.S. Людей рисуют моложе и эллинистически "красивше". На выставке я уродов не наблюдал.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльвин   обратиться по имени Среда, 06 Октября 2010 г. 15:19 (ссылка)
Спасибо большое, Инночка. Низкий поклон.
Ответить С цитатой В цитатник
Hairin   обратиться по имени Четверг, 07 Октября 2010 г. 00:05 (ссылка)
Ух, ты... Словно в душу смотрят =)) Обалдеть... Спасибо, дорогая моя... Это чудесно =))
Ответить С цитатой В цитатник
Альбина_Кано   обратиться по имени Четверг, 07 Октября 2010 г. 00:39 (ссылка)
СПАСИБО!!! ТАЛАНТЛИВО!!
Ответить С цитатой В цитатник
Matrioshka   обратиться по имени Четверг, 07 Октября 2010 г. 09:15 (ссылка)
Инночка,забрала.Не могу пройти мимо такого материала.Спасибо,моя хорошая!!
Ответить С цитатой В цитатник
Старая_чашка   обратиться по имени Воскресенье, 10 Октября 2010 г. 16:11 (ссылка)
Замечательный пост. При посещении пушкинского всегда надолго задерживаюсь около этих портретов.
Ответить С цитатой В цитатник
A-delina   обратиться по имени Вторник, 12 Октября 2010 г. 04:07 (ссылка)
Большое спасибо!!
Ответить С цитатой В цитатник
RuslanBobrov   обратиться по имени Понедельник, 18 Октября 2010 г. 17:20 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 29 Ноября 2010 г. 15:04 (ссылка)
Потомки этих красивейших людей подозрительно точно похожи на нынешних израилитян. Фоты 8, 9, 10, и 11 - просто наши современники, нынешние жители от Верхней галилеи до Эйлата.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 22 Декабря 2010 г. 14:22ссылка
Еще одно подтверждение тому, что древние египтяне были семиты.
julia_prefizid   обратиться по имени Вторник, 07 Декабря 2010 г. 22:00 (ссылка)
Фаюм от Па-юм, что значит - море. Фаюмский портрет нельзя отнести к древнеегипетскому периоду, а к эллинистическому, когда Египет завоевали греки. Они, в основном, и изображены на этих портретах.
Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Среда, 08 Декабря 2010 г. 21:22 (ссылка)
Пост ВЕЛИКОЛЕПНЕЙШИЙ!!! Забираю с ОГРОМНОЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
tantana   обратиться по имени Четверг, 09 Декабря 2010 г. 00:21 (ссылка)
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!
Ответить С цитатой В цитатник
ТаМаРа_ТАРАНЬжина   обратиться по имени Воскресенье, 19 Декабря 2010 г. 01:30 (ссылка)
Спасибо! Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Hatshepsoot   обратиться по имени Воскресенье, 19 Декабря 2010 г. 11:44 (ссылка)
Спасибо, тема живописи в Египте поднимаетя крайне редко, зациклились на пирамидах ( которые, кстати, древние египтяне не строили), фараонах, мумиях.
Ответить С цитатой В цитатник
Наталия_Гладовская   обратиться по имени Пятница, 24 Декабря 2010 г. 09:20 (ссылка)
Спасибо, процитирую!
Ответить С цитатой В цитатник
Tolsky   обратиться по имени Вторник, 28 Декабря 2010 г. 23:41 (ссылка)
Devochka, nemoya, gdezh ty ran'she byla, a? Pridetsia opiat' ehat' i smotret'. Mona Liza otdyhaet.., dvazhdy razgliadyval-netronula, a eto... bol'she chem ekona. Spasibo, tebe, rodnen'kaya. Dai Tebe Bozhe vsego horoshego i mnogo. Ah da!
Vseh s nastupaushim Novy Godom! ! !
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 02 Января 2011 г. 18:36 (ссылка)
Великолепный пост! Спасибо за потрясающую информацию.Бесподобное мастерство!!!
Ответить С цитатой В цитатник
wariag   обратиться по имени Четверг, 06 Января 2011 г. 00:25 (ссылка)
И каким боком к древнему, столь развитому Египту "примазываются" арабы, теперь называя заселённую собой(т.е., типично дундуками в арафатках и хиджабах) територию Египтом. Это же не их Египет? Арабы до сих пор не умеют рисовать людей.. животных.. Могут только "финтифлюшки" рисовать растительные завитушки и геометрические орнаменты в своих мечетях.
 (500x352, 29Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 3 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку