-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в IamLenci

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Дом_Кукол Decor_Rospis

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2012
Записей: 3134
Комментариев: 84
Написано: 3248


Без заголовка

Понедельник, 20 Августа 2012 г. 18:01 + в цитатник
Цитата сообщения Cymylau Веер - скипетр на владение миром

"Прежде хорошенькая женщина имела 2-3 веера, теперь 20, 30! - писал в 1909 году журнал "Дамский мир". - Надо иметь один или два богатых веера для больших приемов или балов, а для более простых собраний - несколько простых, но изящных, подходящих к туалету".






Слово «веер» произошло от глагола «веять», и означает «дуть, обдавать потоком воздуха».
Точное время возникновения веера определить, наверное, невозможно.
О существовании веера доподлинно известно с древнейших времен – изображения вееров встречаются в памятниках изобразительного искусства, об их использовании упоминается в старинных текстах.

Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к глубокой древности. Это рисунки и фрагменты найденных частей веера. Они относятся к восьмому-второму векам до нашей эры. На рисунках мы видим своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями.        Затем с годами этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также веера из тростника, лотоса.


 

В императорском дворце веера украшались шелковыми вышивками – картинками, каллиграфией. В шестом веке опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом. Японские мастера меняли, совершенствовали формы и создали в результате складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной бумаги. Они назывались сэнсу. И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров.




Искусство вееров в Китае постоянно развивалось и совершенствовалось. Появились веера, похожие на лист знаменитого дерева гингко, другие своей формой напоминают резные листья другого южного дерева софоры. Они становятся все разнообразнее и дороже. Особого расцвета мастерство изготовления вееров приходится на 1300-1700 годы, время правления династий Мин и Цин. Веера делаются из слоновой кости, бамбука, душистого сандалового дерева, фарфора, нефрита. Они украшаются лаком, необыкновенно тонкой резьбой. А в качестве полотен используются самые дорогие материалы, в первую очередь, шелка, которые украшаются произведениями известных художников, каллиграфов. Среди них особенно знаменитые в династию Сун Хуан Цинцзянь и Ли Фэй, а уже в наше время, в двадцатом веке, например, Ци Байши.




Появились веера-ширмы, веера-шляпы. Среди ученой публики особенно ценились веера из специальной черной и белой бумаги, несущие извечную символику Китая – инь и янь – темное и светлое начало. Во дворце Гугун в Пекине хранится ценный экспонат – веер императора Чжу Чжанцзи династии Мин, правившего с 1425 по 1435 годы. С обеих его сторон украшают великолепные картины «Читать книгу под сосной» и «Любоваться цветами в тени ивы». Его высота около 60 сантиметров, а ширина чуть больше полутора метров. Веера часто становятся предметом, украшающим не только людей, но и дома богатой знати.


 


Так, в силу того, что веера пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук. Литераторам очень полюбились веера с резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, а также портреты. Искусная каллиграфия тоже стала непременной спутницей изящного веера.


 


На веерах было принято помещать стихи:

Только что вытканный белый прохладный шелк
Свежий и чистый, будто иней иль снег,
Сделали веером нашей согласной любви
Круглым-округлым, подобным яркой луне…
Вечно боюсь, — c приходом осенних дней
Стылые бури прогонят погожий зной —
Спрячешь тот веер в шкатулку или сундук,
Доброе чувство прервется на полпути».

Эти «Стихи об осеннем веере», по преданию, были написаны на веере, преподнесенном в знак укора поэтессой государю после охлаждения его к ней.


 

Искусная каллиграфия стала непременной спутницей изящноЖанр китайской живописи на веерах, что назывался «цветы и птицы» — «хуан-няо», получившая свое огромное распространение уже в VIII—XII веках и живет по сей день. При взгляде на эти маленькие пейзажи рождается вполне осязаемое ощущение шелковистости перьев изображенной маленькой птички или прохлады воздуха, потревоженного полетом бабочек над цветущим деревом. Есть и довольно сложные изображения, на тему быта старого Китая — люди в национальных одеждах, пагоды.



 

Очень дорогим изделием был резной веер из слоновой кости. Он олицетворял богатство и власть. Любой, самый простой веер из бумаги, которая пропитывалась особым составом, служил десятки лет.

Но сегодня, пожалуй, только в Китае и Японии сохраняется еще культура веера. В Китае, в провинции Шаньдун, есть даже праздник веера, приходящийся на конец ноября.





Где-то в середине шестнадцатого века португальские купцы завозят веер из Китая в Европу, где он начинает свое победное шествие. Во Франции говорили: «Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром». Наряду со складывающимися веерами из пергамента, использовались разноцветные веера из перьев павлина или страуса. Веер носили подвешенным к поясу при помощи золотой цепочки.
В Англии была создана Академия по обучению манерам, пользования веером. А в Испании дамы придумали «веерный язык», путем которого они могли изъясняться со своими кавалерами, меняя положение веера. В конце восемнадцатого столетия ни одна светская дама в Англии не выходила из дома, не прихватив с собой этот изящный предмет гардероба.



 

Цинский император Гаоцзун подарил Англии 240 вееров необычайной красоты, украшенных драгоценностями. Весь королевский двор был покорен этим подарком. Из Китая были приглашены триста мастеров для организации производства вееров в Англии.




Но настоящий бум был впереди. В XVII веке появились веера из кружева, украшенные зеркальцем или драгоценными камнями; веера в стиле «бризе», сработанные из тонких, изящно обработанных пластинок слоновой кости, поддерживаемых вверху с помощью натянутой ленты, а внизу перстнем. Украшения становились все более фантастическими, на веерах писали настоящие художественные миниатюры. Все больше использовались драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи.

 



 

В эпоху Людовика XIV (1638–1715) веера во Франции достигли необыкновенного совершенства и играли немаловажную роль в сложном дворцовом церемониале.В 1673 году Людовик XIV учредил корпорацию мастеров по изготовлению вееров, творения которых шли нарасхват у парижских кокеток. Эти салонные дамы, по словам Мольера, были просто «смешными фантазерками», скрывавшими тщательно расписанные лица за «ширмами целомудрия».

 
 

 

Мой веер изящен и легок,

послушен ему ветерок. 

Ах, дамы! Пусть воздух немного 

обдует вам пудру со щек.

Послушная штучка такая.

Мой пленник! Гуляю я с ним.

Пусть вам он лицо приласкает

хоть чуть дуновеньем своим.

Взмахну веерком понежнее, 

а локон взовьется и — ох! —

от вздоха ушко покраснеет,

такой будет пламенный вздох.

Винюсь, но шальная потеха

взбодрит, может статься, и вас.

Когда не взорветесь от смеха,

так слезы польются из глаз.


Сюлли-Прюдом. «Веер» (пер. Владимира Кормана)



 

 

Благодаря влиянию блистательной маркизы де Помпадур, всесильной фаворитки Людовика XV, веера расписывают великолепные живописцы, такие как Ватто, Буше и др. С революционными событиями цветы, амуры и пастушки, изображенные на веерах, уступают место портретам современных политических деятелей Мирабо и Марату или изображениям текущих событий. В этот период веера изготавливают из грубой материи, и они становятся доступными для горожанок и мещан. В период Директории в моду входят веера-лилипуты небольших размеров, причем мода на них держится довольно долго.




В XVI веке в Европу приходит складной веер, в форме полукруга, открывая совершенно новую блестящую эпоху жизни веера. XVII век – расцвет складного веера в Европе. Перечень вещей из гардероба Елизаветы начала XVII века содержит следующие предметы: «один веере из белых перьев с ручкой из золота с двумя змейками ,обернутыми вокруг, украшенной шаром из бриллиантов на конце и короной на каждой стороне с парой крыльев, украшенных бриллиантами», и «один веер разных цветов с золотой ручкой с медведем и зеркальцем на внутренней стороне».



 

В Истории России веера известны с XVII века и главным образом в обиходе царской семьи и придворных кругов. Для Московской Руси в это время характерно еще опахало круглой формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным на ручке из дерева, кости, серебра или золота с финифтью, драгоценными камнями и проч. Такое опахало, если судить по описям царского имущества, было, например, у царицы Натальи Кирилловны (1651-1694), матери Петра I – из черных страусовых перьев на яшмовом с золотом черенке, украшенном изумрудами, рубинами и жемчугом. Его «прислал в дарех Государь Цареградский патриарх Кирилл с Архимандритом Филофеем». Опахала привозили из Турции, они часто появлялись в России как дипломатические подарки. В Москве, как свидетельствуют документы того времени, мастера Оружейной палаты тоже умели делать опахала.


 


Складные веера в России XVII века появлялись лишь как иноземная диковина. Редкие экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается "опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве". Веер в России только в XVIII веке становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета.


 


С начала XVIII века, с решительными преобразованиями при Петре I, в числе многих заимствований с Запада в обиход высших сословий прочно входит и веер. Он был завезен Петром 1 из Голландии и стал любимым предметом гардероба знатных дам.
Настоящий же расцвет русского веера наступает с середины XVIII века, особенно в царствование Екатерины. Веер в это время становится неотъемлемой принадлежностью парадного и вечернего туалета дам. На веера появляется большой спрос, и они в изрядном количестве ввозятся в Россию из разных стран Европы.
Спрос на веера расширил их производство в самой России. В изготовлении вееров принимали участие мастера самых различных специальностей: живописцы, граверы, ювелиры, резчики по дереву и кости и другие мастера. Веера русского производства в XVIII веке по своим художественным достоинствам не уступали западноевропейским изделиям. Но в их оформлении наблюдаются некоторые особенности, присущие национальным художественным вкусам того времени.
В XVIII веке веер становится настолько обязательной и активной деталью тех театрализованных действ, какими были торжественные церемонии, празднества, балы , что он как бы утрачивает свое первоначальное предназначение и приобретает новые функции.




Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков, как предполагает Соам Дженинс в «Искусстве танца» (1730):

«Его триумфальная дрожь, победоносный хлопок,
Его сердитый шепот и игривое легкое постукивание.»

Так, появляется специальный веерный язык, при помощи которого прекрасный пол мог выражать свои чувства, желания, намерения, Веера нередко служили своеобразной «библиотекой» нот, афоризмов, любовных стихов.


 
 


 

Но наибольший расцвет веера пришелся на XVIII век. Соучастник женского кокетства, он превратился в тайное оружие соблазна, за его легким крылом скрывались томные взгляды. Веер стал средством общения. Он давал возможность говорить о многом более красноречиво и с меньшим риском. Тогдашнее высшее общество, живущее лихорадочной светской жизнью, испытывало постоянную потребность в ухаживании, комплиментах, в рассказах о любовных приключениях. Это было известно Гольдони, который в своих комедиях использовал возможности игры двусмысленностей посредством этого нового любовного инструмента.



В XVIII веке, веке свободных нравов, также были созданы новые веера: с пикантными рисунками, запрещенными для детей; со стратегическими дырочками, которые позволяли незаметно наблюдать за людьми; со сложными механизмами, посредством которых дама могла выразить свое согласие, назначить час встречи, и эти действия не были понятны другим. Для серьезных людей были серьезные веера, расписанные знаменитыми художниками, о которых коллекционеры спорят до сих пор.



 

На выставке "Парижские веера 1889-1914" в Музее истории Москвы совсем нет мужчин, только вздыхающие женщины, которые представляют себя в той эпохе роскошных платьев, кружев и блесток. Именно на конец ХIХ - начало ХХ веков пришелся пик моды на карнавалы, роскошные, почти театральные наряды и веера, представленные музеем Гальера - музеем моды города Парижа. Каждый веер - это не только произведение искусства, но и история женщины. Вот - этот - серый из лебяжьих перьев - скорее всего, принадлежал совсем юной барышне, а этот - черный кружевной с золотыми блестками - наверняка жене полковника.



 

У вееров, как и у нарядов, существовал строгий регламент: с вечерним не стоило появляться днем, с дневным - вечером. О назначении "говорил" рисунок: например, изображенные розы символизировали день, а маки - вечер. Существовали веера для "первого бала" - пастельных тонов, украшенные кружевом, "свадебные" - из белых перьев или кружев, с сентиментальным сюжетом, "траурные" и даже "полутраурные" - белый веер со строгим рисунком, показывающий, что траур его владелицы подходит к концу. Зато всем подходил веер "а ля мадам Сан-Жен" - с отверстиями, позволяющими дамам незаметно рассматривать окружающих. Сама мадам Сан-Жен - мадам "без стеснения" - героиня комедии, отличавшаяся чрезмерной простотой манер и прямыми высказываниями.У экстравагантных дам были популярны веера "фантэзи" в виде раковины, прямоугольника или овала. И даже веера-лорнеты, веера-театральные бинокли и... ручные вентиляторы.




Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу - ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой...

Мимо веерного бума не могли пройти предприимчивые люди. Владельцы ресторанов дарили веера-"меню" своим завсегдатаям, мадам Пакен (потом в ее Доме моды начнет работать Кристиан Диор) посылала веера-ballon своим постоянным клиентам. Парфюмеры пропитывали веера духами, железнодорожные компании рекламировали на веерах модные курорты. А на балах всем участникам танца "котильон" вручался специальный маленький веер. Веера изготавливались из дерева, черепахового панциря и слоновой кости, кружева и муслина, бумаги и перьев. А рисунки охватывали все темы жизни: от цветов и амуров до женского спорта и Всемирной выставки в Париже.




В XIX и XX веках веер вернулся к своей прежней роли – стал средством для охлаждения, для создания легкого искусственного ветра в знойные летние вечера.

И, конечно, веер – один из самых эффектных модных аксессуаров. Карл Лагерфельд, например, вообще с ним не расстается, он считает, что энергетика веера приносит ему удачу, энергию и новые свежие идеи. Не остают и другие Модные Дома – Christian Dior, Vivienne Westwood, Giafranko Ferre очень часто прибегают к веерам в своих коллекциях, а этнический стиль вообще взял его на вечное вооружение. И все-таки больше всех от применения веера выиграл гламур – ни какая сумочка, ремень и вообще аксессуар не смогут сделать женщину такой необычной, загадочной, привлекательной, сексуальной и непохожей на других, как это делает даже самый обычный веер, что уж говорить о дизайнерких моделях.




А вы хотите поймать ветер, блистать в обществе и быть неотразимой?

Язык Веера

Значение цвета веера

белый означает невинность; черный - печаль; красный - радость, счастье; лиловый - смирение, искренность; голубой - постоянство, верность; желтый - отказ; зеленый - надежду; коричневый - недолговременное счастье; черный с белым - нарушенный мир; розовый с голубым - любовь и верность; веер, вышитый золотом - богатство; шитый серебром - скромность; убранный блестками - твердость и доверие.

Движения веером

"Чтобы выразить веером согласие "да"- следует приложить веер левой рукой к правой щеке.

"Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.

"Ты мой идеал" - дотронуться открытым веером до губ и сердца.

"Я тебя люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце.

"Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение в сторону.

"Я к вам не чувствую приязни" - открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.

"Мои мысли всегда с тобою>"- наполовину открыть веер и провести им несколько раз по лбу.

"Верить ли вашим словам?" - закрытый веер держать у левого локтя.

"Будьте осторожны, за нами следят" - открытым веером дотронуться до левого уха.

"Мои слова не должны быть переданы другим" - правой рукой держать открытый веер и прикрыть им левую руку.

"Твои слова умны" - приложить закрытый веер ко лбу.

"Хочешь меня выслушать?" - открыть и закрыть веер.

"Выскажись яснее" - наклонить голову, рассматривая закрытый веер.

"Не приходи поздно" - правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а затем быстро закрыть его.

"Я не приду" - держа веер левой стороной перед тем, с кем идет речь, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.

"Я жду ответа" - ударить веером по ладони.

"Я буду исполнять твои желания" - открыть веер правой рукой и снова закрыть.

"Мужайся!" - открытый веер приложить к груди.

"Делай как я хочу" - закрытый веер держать посередине.

"Не приходи сегодня" - провести закрытым веером по наружной стороне руки.

"Ты меня огорчил" - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.

"Прости меня" - сложить руки под открытым веером.

"Я хочу с тобой танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе,

т.е. поманить.

"Я сделалась недоверчива" - барабанить закрытым веером по ладони левой руки.

"Молчи, нас подслушивают" - дотронуться закрытым веером до губ.

"Приходи я буду довольна> - держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой.

Если собеседник, пользующийся особенным расположением просит веер, то ему следует подать его верхним концом, что означает не только симпатию, но и любовь.

Для выражения же презрения, веер подается ручкой, т.е. нижним концом.

Подать же веер открытым не следует, так как это означает просьбу или же просто напрашивание на любовь".
 


 

Открою веер черный с серебром,
Игра закончилась, пора себе признаться,
И эта связь туманным миражом
Уже не будет в стеклах отражаться...

За ширмой перьев спрячу глаз печаль,
Скрывая слезы, наберусь терпения...
Мой веер - очень важная деталь
Моей защиты - перевоплощение...

Игрушка, неотъемлемая часть -
Оружие для женского кокетства,
И взмахами его, скрывая страсть,
Для флирта - неожиданное средство...

Искусство веера - признание в любви,
Без слов и писем - дуновеньем ветра,
Сияньем глаз, изгибами брови,
Отточено в веках до миллиметра...

Раскрытый веер - "я тебя люблю",
Полураскрыт, опущен - "невозможно"...
С наклоном головы - "благодарю",
Закрытый - "я в сомненье, осторожно"...

Следи глазами за моей игрой!
Волшебный танец исполняют руки...
И рукоятью - жест перед собой...
Закрою веер в знак моей разлуки...


© Copyright: Бойкова Марина, 2010

 

 
 

 







 

Серия сообщений "Веера":
Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Без заголовка
...
Часть 38 - Без заголовка
Часть 39 - Без заголовка
Часть 40 - Без заголовка
Часть 41 - Без заголовка
Часть 42 - Без заголовка


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку