-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Hlenka

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 933


Надежда Ламанова. И императорское платье и народный костюм.

Среда, 07 Января 2015 г. 15:07 + в цитатник
Цитата сообщения Антонина_Николаевна И императорское платье и народный костюм. Надежда Ламанова.

Экстравагантную итальянку в Париже звали просто Скиап, а для всего остального мира она была Эльза Скиапарелли - "Шокирующая Эльза", законодательница Парижской моды 1930-х. Надежда Ламанова - в начале ХХ века это имя было знакомо в России каждому. Сочетание слов "платье от Ламановой" звучало так же естественно, как "булки от Филиппова", "фрукты от Елисеева" или "коньяк от Шустова". Мода кратковременна. Эпоха в моде исчисляется десятилетиями. Имена этих женщин почти забыты. Но они создали не просто моду. Они создали стиль. И образ их жизни стал отражением стиля. Сюрреализм Эльзы Скиапарелли и Русский модерн Надежды Ламановой.

Ламанова Надежда Петровна ( 1861-1941 гг. )


Валентин Серов. Незаконченный портрет Н.П.Ламановой. 1911

Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец - Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника. К сожалению, о матери Надежды Петровны никаких сведений до нас не дошло.

Семья была на грани разорения (остались огромные долги после кончины старшего брата отца), когда двадцатилетняя Надя после окончания курса местной гимназии решила уехать из родительского дома в Москву, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь. Надо было помочь поставить на ноги четырех младших сестер.

Проучившись два года в школе кройки О. Суворовой, Ламанoва в 1879 году переходит на самостоятельную работу - закройщицей в известную мастерскую Войткевичей. И буквально сразу делает большие успехи - профессия была выбрана верно.
Знаменитые женщины
Денег, которые она зарабатывала, хватало и на то, чтобы растить младших сестер (надо отметить, что глубокую привязанность друг к другу сестры Ламановы сохранили на всю жизнь), и на то, чтобы откладывать на будущее.

Её первые работы появились в ателье у мадам Войткевич, где в конце XIX века одевались модницы двух столиц. Слава о «модистке, которая замучает Вас примеркой, но сделает божественное платье» быстро распространилась среди российской аристократии. Московские модницы того времени говорили: «Шить теперь надо только у мадам Войткевич - там есть одна новенькая закройщица мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа».
img182
В 1880 году она выходит замуж за молодого юриста красавца Андрея Павловича Каютова. Впоследствии он стал очень богатым человеком, управляющим московским отделением «России» - знаменитого страхового общества. А тогда Каютов был более известен как актер-любитель с громким псевдонимом Вронский. Он познакомил Ламанову со своими друзьями-актерами, среди которых были и знаменитая актриса Малого театра Гликерия Федотова, и начинающий актер Константин Алексеев (позднее прославившийся под именем Станиславский).

Надежда Петровна была в браке с Андреем Павловичем 51 год, до самой его смерти в 1931 году. В 1931 году он был арестован и расстрелян. Детей у них не было, их заменяли четыре младшие сестры Надежды Петровны и множество учениц, которые называли ее «мама Надя».

Фирменный знак на изделиях Н.Ламановой.

Актрисы русских театров стали со временем для Ламановой основной клиентурой - у неё одевались Мария Ермолова и Ольга Книппер-Чехова, её платья появлялись не только на балах высшего света, но и на сцене. Модельер творила костюмы для героинь «Вишнёвого сада», «Мёртвых душ» и «Анны Карениной». Сам Станиславский назвал Ламанову знатоком театрального костюма.

Прошло ещё немного времени, и Надежда Ламанова стала именоваться «поставщицей Двора Его Императорского Величества».

В 1896 году Надежда Ламанова была представлена императрице Александре Федоровне, которая выразила желание посетить ее модную мастерскую на Большой Дмитровке. Увидев процесс создания платья, напоминающий работу над уникальным произведением искусства, государыня была поражена. Она стала заказывать у московской мастерицы наряды и позволила Ламановой впредь именоваться «поставщиком Двора Его Императорского Величества».

Звания выше, конечно же, быть не могло. В платьях от Ламановой появлялась императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая II. Последняя русская императрица Александра Фёдоровна считалась настоящей красавицей и одевалась, хотя и по моде, но весьма умеренно. Царица предпочитала одеваться не только у братьев Ворт (сыновей знаменитого французского кутюрье Чарльза Ворта) или, скажем, у сестёр Калло, но и у русской «портнихи» Надежды Ламановой.

С этого дня шить в модном салоне Ламановой стало не менее престижно, чем у известных парижских кутюрье. К ней приезжали аристократки, жены крупных предпринимателей и банкиров, а также правительственных чиновников самого высокого ранга, особы из придворных кругов и члены императорской фамилии.

Каждая богатая женщина мечтала заказать свой портрет модному живописцу Валентину Серову, причем позировать следовало непременно в платье от Ламановой. Это было высшим шиком.

Надежда Ламанова и сама позировала Серову, причем в самом скромном "офисном" наряде, но портрет остался незаконченным из-за внезапной смерти художника.

Скопив достаточно средств и приобретя немало полезных связей, Надежда Петровна решилась открыть свое дело. В 1885 году 24-летняя Ламанова стала хозяйкой собственного ателье, расположившегося в самом престижном торговом районе Москвы - на Большой Дмитровке, в доме Адельгейма. До конца жизни говорила, что сама шить не умеет - эту работу выполняли нанятые закройщицы и швеи. По свидетельству очевидцев, метресса отечественной моды создавала свои платья без эскизов, по вдохновению, «накалывая» ткань булавками прямо на модели.

Неудач в своём ремесле молодая женщина не терпела - однажды, когда актриса на примерке от долгого стояния в корсете потеряла сознание, Надежда Ламанова сама от переживаний упала в обморок. И сказала, что больше с неудачливой моделью работать не будет. Прошло всего несколько лет - и об этой молодой женщине с безупречным вкусом, огромным художественным талантом и блестящими организаторскими способностями заговорила вся Россия.

Дом Ламановой на Тверском бульваре, современная фотография (фасад позже был несколько изменен и надстроены два верхних этажа)

По проекту своего друга, архитектора Н.Г. Лазарева, лидера русского «модерна», позже Надежда Ламанова построила дом на Тверском бульваре, на нижнем этаже которого располагалось ателье с залом для дефиле, ставшее настоящим центром моды. Ламанова работала не только в Москве, но и в северной столице, где тоже существовало ее ателье.
Ольга Леонардовна Книппер-Чехова в роли Раневской в спектакле М.Х.Т. "Вишневый сад". Художественная Фотография К.Фишера, Москва. Фотооткрытка.
Ольга Книппер-Чехова в платье мастерской Ламановой в спекткале М.Х.Т. «Вишневый сад».

В 1885 году Н. П. Ламанова открывает в Москве не только свое дело, но и школу прикладного искусства, а уже через 2-3 года ее портновская мастерская приобретает широкую известность в среде живописцев, актеров, режиссеров. Уже будучи не только владелицей собственного ателье, но и директором преуспевающей школы, Ламанова продолжает обучаться искусству дизайна одежды. Она ездит в Париж знакомиться с последними модными коллекциями признанных мастеров и читает книги по истории, живописи и этнографии.

С завидным упрямством, так свойственным ее натуре, она зубрит историю национального костюма - и вовсе не считает это занятие пустой тратой времени (этнические мотивы были в 1880-1900х на высоте, и в самых продвинутых кругах считались официозным мэйнстримом).

Бетти Тверская из "Анны Карениной", 1937

В 1901 году К. С. Станиславский приглашает Ламанову в Московский Художественный театр. В 1902-1903 годах Н.Ламанова, наряду с признанными французскими фирмами П.Пуаре, Редферн, сестер Калло и др., с успехом участвует в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге.

Эскизы Надежды Ламановой.

«Архитектор моды» Ламанова не следовала слепо парижским стандартам, правившим в России уже больше века. Имея колоссальную практику в Москве и Петербурге, много работая для театра и балета (спектакли Художественного театра она обшивала с 1901 года до самой смерти), сотрудничая с выдающимися художниками (Бакст, Головин), она рождала свой собственный стиль. Произведения ее искусства хранятся во многих частных коллекциях, театрах, музеях, в том числе и в Эрмитаже; Валентин Серов писал ее портрет.

Актрисы МХАТа в платьях Надежды Ламановой. 1934 год.

Русской модой заинтересовался великий французский модельер Поль Пуаре. Потрясенный «Русскими Сезонами» во Франции, он приехал в Москву со своими новыми моделями в ориентальном стиле, который таким образом как бы вернулся на родину. Дефиле проходило в доме у Ламановой и, конечно, привлекло весь художественный свет России.

В ознаменование окончания Рождественского поста 11 и 13 февраля 1903 года Петербургский высший свет был приглашен на костюмированный бал. Все участники бала должны были явиться в костюмах XVII века - времен царя Алексея Михайловича.

В создании исторических костюмов принимали участие самые знаменитые мастера того времени - С. С. Соломко, Н. П. Ламанова, А. Бризак.

Александра Федоровна в бальном платье.

Художница была первой, кто оценил идеи знаменитого французского модельера П. Пуаре. Она начала создавать модели без корсета уже во второй половине 1900-х годов. Кажущаяся свобода фигуры в костюме модерна не более чем иллюзия, создаваемая легкостью и подвижностью тканей, перетеканием причудливых орнаментов с поверхности одной детали на другую. Силуэт же создавался жестким длинным корсетом.

Отказ от корсета требовал совсем иной конструкции, справедливо называемой стилем "неогрек" или "неоклассицизм" (термин, принятый для этой эпохи только в России). Знаменитая туника "a la russe" (тончайшая кисейная рубашка, отделанная мехом и столь популярная в Европе 1810 года) возродилась в 1910 году усилиями и Пуаре, и Ламановой.

Мария Николаевна Ермолова в платье мастерской Ламановой в роли Агнесы де Крусси в спектакле Императорского Малого театра по пьесе А.Бернштейна.

  В 1917г., после революции, Ламанова, дворянкой по рождению, остается в России. Судьба Ламановой после революции была печальна. Она была единственной из российских модельеров, не эмигрировавшей за границу - не только потому, что ко времени революции ей было уже 56 лет. Ее муж, крупнейший русский бизнесмен и благотворитель Каютов, был арестован большевиками в числе первых, и Ламанова надеялась, что ей удастся добиться его освобождения. Этим надеждам не суждено было сбыться, Каютов был уничтожен, и сама Ламанова была в 1918 г. арестована и посажена в Бутырскую тюрьму за то, что шила наряды для самой императрицы. Через несколько месяцев она была освобождена по ходатайствам Горького и Станиславского, и приказом Луначарского назначена руководить ателье по пошиву "новой советской одежды".

Любовь Орлова в платье от Ламановой фильме «Цирк». 1936 год.

Среди спасителей был и Максим Горький, чья супруга одевалась у бывшей поставщицы императорского двора. В стране, где сменилась власть, и о моде почти никто не думал, нужно было продолжать чем-то жить. Надежда Ламанова, уже немолодая женщина, смогла остаться верной своему делу. Для этого ей пришлось пользоваться буквально подручными материалами.

В 1925 году на Всемирной выставке в Париже "Art Decoratifs" её коллекция поразила всех присутствующих. В отделке платьев использовались народные мотивы, ручная вышивка, и те материалы, которые были тогда доступны - платья приходилось шить буквально из мешковины, штор и матрасной ткани. Платья Ламановой, были представлены на выставке с полагающимися аксессуарами - обувью, поясами, шляпами и бусами, скатанными из хлебного мякиша.  Наряды от Ламановой можно было видеть не только на подиуме - в них выходила в город муза Владимира Маяковского, Лиля Брик.

Саму Надежду Петровну в Париж не пустили... Но ее модель получила «Гран-при» за «национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». В журнале «Красная нива» Н.П. Ламанова опубликовала серию статей по вопросам реформирования модельного дела. Вместе с ней над созданием одежды для советских женщин работали Александра Экстер и Вера Мухина.
МХАТ "Женитьба Фигаро".
Ольга Андровская (Сюзанна) с Николаем Баталовым (Фигаро) в костюмах мастерской Надежды Ламановой.

По инициативе художницы в 1919 году организуется Мастерская современного костюма (при Главнауке) с широкой новаторской программой, в которой нашли обоснование принципы моделирования костюма для трудящихся масс. Она принимает участие в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности», «Устава Сокольничьих советских учебных художественно-промышленных мастерских».

Лидия Корнеева.

В период с 1919 по 1924 годы Надежда Ламанова разрабатывает на базе логически обоснованного кроя многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. Одновременно она занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма.

С 1921 года она работает в театре Вахтангова. С 1922 года художница состоит членом Академии Художественных наук (в кустарной секции). Ее награждают специальным дипломом за участие в I Всероссийской художественно-промышленной выставке.

В то же время Надежда Ламанова и Вера Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту». Окрыленная успехом, Ламанова совершает попытку создать школу моды в Советской России - Студию художественного производственного костюма. Она выступает со статьями в "Ателье" и "Красной ниве", где формулирует принципы реформирования модельного дела, прежде всего в статьях: «Русская мода» («Красная Нива», № 30, 1923 г.) и «О современном костюме» («Красная Нива», № 27, 1924 г.), «О целесообразном костюме».

Платье женское. Мастерская Надежды Ламановой. Принадлежало скульптору Надежде Мухиной. Было выставлено в Париже в 1925 году.

Надежда Ламанова на даче у Веры Мухиной. 1930-е годы.

С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-Йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината. В середине 20-х годов Ламанова возглавила кустарную мастерскую, выполнявшую заказы Кустэкспорта и других организаций для внутренних и международных выставок, и продолжала работу в Кустэкспорте вплоть до 1932 года.

Л.Целиковская с мужем М.Жаровым на пробах к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» в роли царицы Анастасии. Алма-Ата, 1944 год. Костюмы Надежды Ламановой. Фото из архива Светланы Жаровой.

Несмотря на большую разницу в возрасте, соавтором и близкой подругой Надежды Ламановой надолго стала скульптор Вера Мухина. Надежда Петровна сотрудничала и с зарождающимся советским кинематографом. Именно её костюмы можно видеть в фильмах, ставших классикой - «Александр Невский», «Цирк» и «Аэлита». В первой четверти XX века Надежда Ламанова стала членом Академии Художественных Наук.

Платье вечернее из шифона с вышивкой бисером, стеклярусом в стиле модерн. Мастерская Н.П.Ламановой 1920-е гг. Принадлежало актрисе М.Андреевой, считающейся прообразом Маргариты из романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".

До конца жизни (15.10.1941) Ламанова продолжает создавать костюмы для театра и кино. Она одевает актеров в первых советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», "Иван грозный", «Ревизор»; в глубоко пенсионном возрасте создает шедевры театрального костюма для «Женитьбы Фигаро», «Вассы Железновой», "Последних дней Турбиных", оперы "Борис Годунов" и т.д.

Ей было восемьдесят, а она ухаживала за руками и делала маникюр, носила авторские костюмы и шелковые чулки, ходила на шпильках, а главное, продолжала работать.

Прожив долгую жизнь, полную творчества, Надежда Петровна Ламанова умерла в первый год Великой Отечественной войны. Незадолго до этого она поделилась с Верой Мухиной мыслью о скорой смерти. На вопрос о причинах таких мыслей, модельер ответила с грустью: «У меня остались всего две капли «Коти». Французских духов в военное время в Москве было не достать - даже для знаменитостей. Её слова оказались пророчеством. Придя очередной раз во МХАТ, создательница половины его гардероба увидела запертые двери. Это было осенью 1941 года, театр эвакуировали.

Труппа была эвакуирована, а Ламанову... забыли, как Фирса из «Вишневого сада». Расстроенная художница пошла домой и по дороге присев на скамейку перед Большим театром, Надежда Ламанова умерла от сердечного приступа.

Это случилось 15 октября 1941 года.
Великая Ламанова похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
Надежда Ламанова
Сегодня почти не осталось её эскизов, ведь она творила по вдохновению. 14 платьев последней российской императрицы от Надежды Ламановой выставлены в музее Эрмитаж. И они поистине являются произведениями искусства.

Заказчицами Надежды Ламановой были: Императрица Александра Федоровна, Ирина Юсупова, княжна Мария Павловна Романова, кузина Николая Второго, Бетти Врангель, Мария Кшесинская, Анна Павлова, Вера Холодная, Александра Хохлова, Анель Судакевич, Лиля Брик, ее сестра Эльза Триолепр и д.р.

Работы Ламановой.
Платье визитное из сукна бежевого цвета.

Строгое визитное платье бежевого цвета - наиболее ранняя работа Ламановой из хранящихся в Эрмитаже. По своей конструкции, цветовому решению и характеру декора этот костюм является ярким воплощением моды середины 1890-х гг. Платье цельнокроеное, типа "принцесс", сильно приталенное, закрытое, с воротником-стойкой из бархата в тон платья, с расклешенной, свободно расширяющейся книзу юбкой. Длинные рукава покроя «жиго» - очень густо собраны у плеча, узкие у кисти.

Юбка расклешена, с двойной мягкой складкой по центру спинки, со шлейфом. О развитом чувстве формы и большом художественном вкусе мастера свидетельствует и характер орнаментального декора платья, решенного в виде гирлянд мелких цветов, исполненных тамбурным швом, как бы обвивающих вертикальные, идущие от плеча полосы, расшитые блестками. Полосы сужаются к талии и далее расширяются к подолу юбки, подчеркивая ее форму.

Платье принадлежало императрице Александре Федоровне.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х.

Платье вечернее из розового шифона на атласном чехле.

Платье покроя «принцесс», приталенное, с большим декольте, рукав короткий - фонарик, в духе времени. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вышивкой бисером и блестками, по декольте и подолу - гирлянды искусственных цветов и бантов. Выполнено оно из бледно-розового атласа и шифона. В этой работе художник использует сопоставление фактур различных тканей - прием, которому суждено получить дальнейшее развитие в костюмах начала XX в.

Шифон, положенный на атлас, смягчает блеск этой ткани, приглушая его, заставляет мерцать в зависимости от освещения, чем достигается особый декоративный эффект. Отделка платья - вышивка растительного узора из вьющихся стеблей с поникшими побегами - решена в стиле модерн, создавшем сложную систему линейного орнамента. В основу его положены мотивы стилизованных цветов и растений с характерной для стиля модерн графической гибкостью линий.

Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х.

Платье вечернее (два лифа и юбка) из черного тюля на белом атласном чехле.

Лиф 1 - притален, на косточках, со шнипом, декольте формы каре, рукав до локтя, с широким воланом. Лиф 2 - притален, на косточках, со шнипом, очень открытый, с большим декольте и коротким рукавом. Юбка расклешена, по спинке с мягкими складками по центру, со шлейфом. Украшено кружевом, вышивкой стальными блестками разной формы и стразами орнамента из венков, лент и гирлянд.

В этом платье редкое сочетание работ двух ведущих мастерских - Москвы и Петербурга. Вероятно, первоначально платье было заказано с одним лифом, а затем в соответствии с модой этого времени был выполнен второй лиф.

Платье принадлежало императрице Александре Федоровне.
Москва, мастерская Н. Ламановой. Петербург, мастерская А. Бризак (второй лиф). Начало XX в.

Платье вечернее (лиф и юбка) из белого тюля и шифона на атласном чехле.

Изящное бальное платье из белого тюля и шифона на двойном чехле из атласа. Лиф очень открытый, с большим овальным декольте и коротким рукавом, притален, со шнипом, с небольшим напуском спереди, на драпированном поясе из серебряной парчи. Декорировано кружевом, «мушками» из бити по тюлю и вышивкой блестками и фасонными шишками цветочного узора. Костюм решен в единой колористической гамме серебристых тонов, столь модных в эпоху господства модерна.

Мерцание атласа сквозь слои шифона и тюля создает эффектный фон для юбки, украшенной широкой гирляндой фантастических цветов с объемным контуром, вышитых серебристыми блестками в сочетании с золотой канителью и бисером. Инкрустация кружевом в виде перистых листьев удачно дополняет орнамент. В целом это очень нарядное платье как бы пронизано призрачным лунным светом.

Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.

Платье вечернее (лиф и юбка) из желтого бархата и шифона.

Лиф открытый, с большим овальным декольте, удлиненный, притален, со шнипом, на драпированном поясе из желтого атласа, с небольшим напуском спереди. Рукава короткие, с двойным воланом из шифона. Юбка расклешена, с мягкой встречной складкой по центру спинки, со шлейфом. Отделано инкрустацией белым машинным кружевом, имитирующим филейную вышивку, аппликацией из бархата и вышивкой синелью цветущих веток гортензии.

Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.

Платье вечернее (лиф и юбка) из бархата цвета морской волны.

Лиф притален, со шнипом, на широком поясе углом, спереди с небольшим напуском. Рукава короткие из шифона. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вставками шифона и кружева, с широким кружевным воланом по подолу. По всему платью вышивка бисером, блестками и стразами.

Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.

Платье парадное придворное из розового муара.

Лиф, шлейф, пелерина, юбка - реконструкция. Лиф очень открытый, с большим овальным декольте, удлиненный, со шнипом, сильно притален, рукава длинные, откидные, с частично открытой проймой. Шлейф съемный, на поясе, с мягкими складками по центру спинки. Короткая круглая пелерина с воротником-стойкой. Платье богато декорировано вышивкой серебряной нитью и канителью растительного орнамента.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. Рубеж ХIХ-ХХ вв.

Платье вечернее (лиф и юбка) из зеленого атласа и черного шифона.

Эффектное вечернее платье из ярко-зеленого атласа и черного шифона. Лиф с небольшим декольте углом, мягкий, без косточек, с напуском у талии. Рукав короткий, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, с асимметричной драпировкой и тюником, переходящим в остроконечный шлейф. Отделка - шелковая бахрома и вышивка цветным шелком и металлической нитью.  В нем мастерски использованы ткани контрастных цветов и разных фактур.

За счет мерцания зеленого атласа сквозь прозрачный черный шифон здесь достигается особый декоративный эффект - смягчается резкость тона зелени, и лишь низ юбки, не закрытый шифоном, является своего рода цветовым акцентом всей композиции костюма. Строгий, стройный силуэт со слегка завышенной талией явно свидетельствует о влиянии костюмов эпохи ампира, а украшающая платье вышивка золотисто-зеленым шелком и золотой нитью орнамента из цветов и листьев хризантем характерна для искусства стиля модерн - и по трактовке растительных форм, и по цветовому решению.

Оригинально и решение юбки этого платья, драпированного по спирали. Плотно охватывающий бедра тюник, имитирующий шаль с кистями, переходит в небольшой остроугольный шлейф.

Принадлежало В.В. Карахан - жене известного дипломата.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е годы.

Платье вечернее (лиф и юбка) из белого атласа и тюля.

Лиф открытый, с большим овальным декольте, мягкий, без косточек, с напуском у талии, на поясе, рукава короткие - кимоно. Юбка прямая, узкая, по спинке собрана, с тюником. Отделано вышивкой по тюлю шелком в тон ткани растительного орнамента в стиле модерн. То разреженная, с едва намеченным контуром, то с густым сплошным настилом глади, вышивка очень богата по фактуре и эффектно выделяется на фоне мерцающего сквозь тюль атласа. В платье сочетаются неоклассические веяния, характерные для 1910-х гг., с элементами модерна и японскими мотивами.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е.

Платье вечернее из плотного белого шелка и шифона.

Лиф мягкий, без косточек, с напуском спереди, с декольте формы каре, рукав короткий, покроя кимоно. Юбка узкая. прямая, спереди с тюником, по спинке слегка собрана, с асимметричной драпировкой. Лиф и юбка соединены широким драпированным кушаком из ткани платья. Декорировано серебряным галуном (декольте и пояс) и вышивкой белым шелком и серебряной нитью растительного узора, расположенного по границе соединения тканей.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е

Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и черного машинного кружева.

Лиф мягкий, с небольшим напуском, с декольте формы каре, рукава короткие, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, немного собрана по спинке, пришита к лифу, с двумя тюниками. Один - из белого шифона с оригинальной, вышитой бисером, стеклярусом и стразами, широкой каймой из букетов роз в вазонах двух типов с характерной для позднего модерна геометризированной графикой форм. Другой - из черного кружева, удлиненный, сзади переходящий в шлейф. Платье гармонично решено по цвету, сочетание бежевого атласа с белым шифоном и черным кружевом тюников поддерживается изысканной тональностью вышивки.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1912-1913.

Платье вечернее черного машинного кружева с мелким растительным узором.

Лиф удлиненный, свободный, без косточек, немного притален, с фигурным декольте и воротником-стойкой, без рукавов, на лямках. Юбка слегка собрана по линии соединения с лифом, с небольшим шлейфом. Отделка - вышивка черным бисером по всему платью, вертикальные полосы, вышитые цветным бисером, и декоративная бисерная кисть, из того же бисера, спереди юбки. Судя по силуэту, декору и цветовому решению, платье явно создано под влиянием восточных балетных костюмов Л. Бакста и А. Бенуа.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. Конец 1910-х.

Платье вечернее из легкого черного шелкового крепа и атласа.

Лиф мягкий, без косточек, талия занижена, ворот вырезан в форме фигурного каре, воротник-стойка, рукав покроя кимоно до локтя. Юбка прямая, собрана по талии. Декорировано кистями из ляссе спереди и на боках, спинка без кистей. Пояс отсутствует.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е.

Платье вечернее (лиф и юбка) из белого кружева и черного тюля на черном шелковом чехле.

Лиф мягкий, без косточек, свободный вверху, у талии заложен складками, двойной: нижний, из белого кружева и тюля - открытый, на лямках; верхний - из черного тюля, с декольте углом и рукавом покроя кимоно за локоть. Юбка из белого кружева, густо собрана по талии, на черном шелковом чехле, с двойным тюником из черного тюля с неровной линией подола.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е.

Свадебное платье от Ламановой 1910 Хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Актриса Ольга Книппер-Чехова в манто работы Надежды Ламановой. 1913 год
Александра Хохлова в вечернем платье с поясом из бус. (1924)

Платье по мотивам народного костюма (1919-1925) Лиля Брик и Эльза Триоле (сестра Лили)

Платье по мотивам народного костюма (1919-1925)

Пальто из коллекции, созданной по мотивам костюмов народа севера. Модель актриса Александра Хохлова. (1923)

Валентин Серов. Портрет артистки М.Н.Ермоловой.1905

(Платье мастерской Н.Ламановой)
Константин Сомов. Евфимия Носова (московская миллионерша, близкая к богемным кругам.)

(Платье мастерской Н.Ламановой)

В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту».


И ее модели:

О ней писал В.С.Пикуль. Закройных дел мастерица.
Рубрики:  Из старой тетради.../Дагеротип
Старинные фото
истоки
Цитаты и находки
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку