-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Hironda

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.04.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 574

Ёбла - одна из древнейших цивилизаций

—уббота, 28 јпрел€ 2007 г. 15:56 + в цитатник
ЁЅЋј

ЁЅЋјЧодна из древнейших цивилизаций. III тыс. до н. э. —ири€. ќткрыта недавно. ¬се началось с того, что в 1964 г. в —ирии на холме “елль ћар-дих нашли таз 4-тыс€челетней давности. Ёто давало надежду, что в —ирии могут быть столь древние пам€тники. ¬ 1968 г. там же нашли бюст эблаитского царевича »ббит-Ћима, который был посв€щен богине »штар Ёблаитской.
Ё.? „то это такое? √ород? —трана? Ќикто не знал. ¬спомнили, что в клинописных табличках јккада III тыс. до н. э. упоминалась Ё. ћожет быть, остатки Ё. здесь, в —ирии, под землей этого холма “елль ћардиха. –аскопки ит. археолога ѕаоло ћаттиэ в 1974Ч1975 г. подтвердили, что остатки Ё. наход€тс€ здесь. Ёто было самосто€тельное крупное государство.
Ё. была расположена в 75 км от ближайших рек, причем таких маленьких, что они никак не годились дл€ сооружени€ плотин. «начит, столети€ми утверждаема€ догма, что только в долинах крупных рекЧЌила, “игра, ≈вфрата, »нда могли создаватьс€ государства и первые цивилизации, неверна?  онечно, и раньше были известны неречные цивилизации Ч хеттска€ напр., но она на тыс€чу лет позднее древнеегипетской и месопотамской, а ацтеки, май€, инки, которые создавали свои государства в јмерике, так и не достигли уровн€ ≈гипта и Ўумера.
—амое интересное в Ё.Чархив. Ќайдено 17 тыс. табличек, написанных шумерской клинописью, но на совершенно неизвестном до сих пор €зыке. ƒатируютс€ они 5 тыс. лет назад, т. е. так же, как и шумерские и древнеегипетские. ƒо сих пор считалось, что цивилизации за пределами рек могли возникать только под вли€нием древнеегипетской или месопотамской. ј здесь одновременно с Ўумером и така€ мощна€ цивилизаци€, письменность, огромные библиотеки!
¬ерхние слои холма относились ко времени цар€ ’аммурапи. Ќо когда стали раскапывать нижние слои, то наткнулись на надпись Ч У»бби-«акир Ч царь ЁблыФ. “ак узнали древнее название города Ч Ё. “а сама€ Ё., котора€ упоминалась в надпис€х царей јккада XXIVЧ XXIII вв. до н. э. —аргона ƒревнего и Ќарам-—уэна.
17 тыс. клинописных книг-табличек вначале казались неразгадываемыми. язык неизвестный, как будто бы родственный аккадскому или эфиопскому, а может быть, финикийскому или ивриту. Ќо вот однажды этнограф экспедиции ƒж. ѕеттинато обнаружил обломки словарей. ¬ них были слова эблаитские и их значение по-шумерски. ѕотом среди эблаитских слов он нашел слова, известные из арабского и иврита, но неизвестные из ассиро-вавилонского (аккадского). ќн стал читать названи€ Ч и сразу сенсаци€: города јшшур (на р. “игр),  аниш (в центре ћалой јзии), которые все знали по Ѕиблии, но никто не верил в их существование. ”поминались и другие городаЧ—ихем, ћеггидо, —амари€. √аза, —одом и √оморра. Ѕиблейский рассказ о сожжении Ѕогом за грехи —одома и √оморры нашел подтверждение? ѕолучилось, что Ё. была огромной империей, больше месопотамских государств и египетского царства. ≈е владени€ простирались от √азы и —одома в ѕалестине до центра совр. “урции. ¬ 1979 г. в ћилане вышла книга ѕеттинато УЁбла Ч импери€, оттиснута€ на глинеФ. Ќачальник экспедиции ѕ. ћаттиэ в “урине в 1977 г. издал книгу УЁбла Ч вновь найденна€ импери€Ф.
Ќайден был документ, в котором как будто бы указывалось, что царь ћари посылает дань царю Ё. золотом и серебром. ј ћари Ч это древний город на —реднем ≈вфрате! “ам был громадный дворец. ¬о дворце ћари найден огромный царский архив. «начит, цари Ё. владели и ћесопотамией? Ёто было сенсацией. ¬ короткий, срок были изданы сотни работ об империи Ё., но тут засомневались в правильности прочтени€ текстов. ‘илологи стали внимательнее изучать тексты, и оказалось, что  анишЧэто совсем другой  аниш, а не знаменитый торговый центр ћалой јзии. »счезли јшшур, √аза, —одом и √оморра, —игор, —ихем и ћеггидо. ѕо€вились документы, где говорилось, что не только царь ћари посылал дары, но и царь Ё. посылал их ему. Ёто была не дань, а обмен подарками. У»мпери€Ф оказалась небольшой, всего 180Ч200 км в диаметре. Ёто был типичный дл€ того времени город-государство типа шумерского Ћагаша. ќднако это была нова€ цивилизаци€, сверстница речных египетской и шумерской,треть€ зачинательница великих культур, существовавша€ еще ок. 6 тыс. лет назад. ќткрыт был и новый €зык, о существовании которого никто не подозревал.
Ё. была центрально-управл€емым государством, хот€ вначале здесь были и частные владени€. ¬о главе государства был маликум Ч жрец-царь. ќн правил не единолично, р€дом с ним были 2 либо" 3 лицаЧсоветники. ¬ целом было своеобразное УполитбюроФ. “акое же управление существовало в то врем€ и в ћари, Ћагоше и других государствах. ¬с€ продукци€ получалась от местных УначальниковФ, которые присылали с отдельных УхуторовФ царю скот, шерсть, кожу и молочные продукты. «емледельческие УначальникиФ сдавали царю зерно, бобы, горох, муку, виноград, оливки и т.п.
У’утораФ объедин€лись в УкварталыФ. ¬се хоз€йство было государственным. “руд€щиес€ получали пайки. ќни делились на УработниковФ, УмолодцовФ, старших пахарей, рабов. »ногда упоминаютс€ просто УлюдиФ. ќтдельные владени€ дл€ сбора податей на определенный срок сдавались различным вельможам. ÷арский дворец был местом их общих собраний и торгов.
***
—ледует отметить, что женщины Ёблы играли большую роль в жизни общества. “ак, например, посв€щала цар€ в должность и вводила его на престол "маликтум" (царица). Ќи в какой другой древневосточной цивилизации женщины не выполн€ли такие функции.
÷арский дворец был не только официальной резиденцией правителей страны, но и центром еЄ экономической и культурной жизни. ¬ многочисленных дворах и помещени€х его располагались мастерские скульпторов и живописцев, краснодеревщиков, ювелиров, гончаров и других ремесленников. ¬о дворце была и школа, в которой готовили государственных писцов и чиновников, причЄм обучение велось на двух €зыках - шумерском и эблаитском. «десь на глин€ные таблички переписывали литературные тексты, заносили в хронику важнейшие исторические событи€ из жизни государства. Ќа некоторых табличках, написанных неуверенной рукой учеников, сохранились даже пометки учителей. √лин€ные таблички рассказали, например, и о том, как проходили экзамены в этой школе. Ўкольник-писец писал табличку под контролем "старшего брата" - "дуб-зузу". «атем учитель провер€л написанную табличку, согласовывал отметку с "директором" школы и только после такого обсуждени€ ставилась окончательна€ отметка.

ƒешифровка глин€ных табличек помогла учЄным установить и классово-социальную структуру эблаитского общества. ∆ители Ёблы делились на две группы - думуниты (привилегированные горожане) и бар-аны ("гости города", т.е. немногочисленные иностранцы). ƒумуниты (что означает "сыны Ёблы") были коренными эблаитами, родились в Ёбле и пользовались всеми правами и привилеги€ми своей страны.   ним относились представители самых разных профессий: гончары, скульпторы, плотники, текстильщики, мельники, пекари и др. ¬тора€ группа - собственно иностранцы, а также рабы, военнопленные, купцы и состо€вшие в эблаитской армии наЄмники. ¬ самой Ёбле проживало около 40 000 человек, остальные 220 000 - в других местах.

¬ Ёбле было много храмов, посв€щенных различным богам. ќбслуживанием храмов занимались жрецы и жрицы, но из глин€ных текстов видно, что духовенство и храмы не играли ведущей роли в политике и экономике государства: в основном они занимались религиозной де€тельностью. ¬ древний период Ёблы жрецы были зан€ты не только поклонением богам и отправлением их культов в храмах. ∆рецы занимались также пророчеством, ходили из города в город, предсказыва€ событи€ и провозглаша€ послани€ богов, а их в эблаитском пантеоне было около 500.

∆ители древней Ёблы обычно старались задобрить своих богов путЄм жертвоприношений их стату€м.  ак правило, дарили пиво, хлеб, масло, овец, коз и другую живность. ќднако были дары и из драгоценных металлов - золота и серебра: кубки, браслеты, кинжалы, фигурки животных, миниатюрные колесницы и тележки. ¬стречались золотые и серебр€ные статуи богов, например, одна из глин€ных табличек сообщает, что стату€ бога ƒагана отлита из п€ти килограммов серебра.  роме подношени€ богам даров, эблаиты отмечали и различные праздники, посв€щЄнные им: очищение - праздник бога —икип, помазание - праздник бога »гиш. ¬ праздники статуи богов переносили из города в деревни, а потом бережно возвращали их назад.

ѕосле каждого сезона археологических раскопок в районе јлеппо учЄный мир все больше и больше узнавал об Ёбле. ƒо этих открытий учЄные не могли и предполагать, как в ту далекую эпоху заключались и разрывались международные договоры. ¬ одном их документов говорилось, что царь Ёблы обращаетс€ с просьбой к царю јссирии, чтобы тот гарантировал и облегчил торговлю Ёблы в самых далеких районах от еЄ границ, хот€ Ёбла и сама осуществл€ла политический и экономический контроль над 17 тогдашними государствами.

ѕериодом расцвета города было врем€ с 2400 по 2250 год до нашей эры. Ёбла тогда настолько окрепла, что подчинила своему вли€нию огромную территорию - от побережь€ —редиземного мор€ до границ јккадского царства. ѕричЄм не путем завоеваний, а с помощью высокой культуры, блест€щей дипломатии, развитой экономики и торговли. Ёбла находилась на скрещении торговых путей между ћесопотамией и јнатолией (современна€ “урци€), поэтому именно торговл€ обеспечивала городу процветание. ¬ столицу везли лес с прибрежных гор, шитые золотом ткани, керамику и шкуры, подчас товары доставл€ли из очень отдалЄнных мест.

Ѕез сомнени€ Ёбла была крупным центром международной торговли; в документах часто упоминаютс€ странствующие торговцы, лукар - "люди пристани (или рынка)". ¬о дворце были найдены большие запасы необработанного бадашанского лазурита (из јфганистана) и обломки алебастровых сосудов из ≈гипта, в том числе с надпис€ми фараонов ’ефрена и ѕепи I, а также многочисленные издели€ из драгоценных камней и слоновой кости. ќднако, возможно, что эти товары привозили не только эблаитские купцы, но и иноземцы: просмотр документов показывает тесные св€зи Ёблы с городами —еверной (сирийской) ћесопотамии (јбарсаль, ћари), а также с областью за “игром (√асур) и с северным Ўумером ( иш, близ ¬авилона). —реди торговых партнеров Ёблы названы средиземноморские города Ѕейрут и Ѕиблос (Ѕибл), а также ƒамаск и √аза, нар€ду с двум€ библейскими - —одомом и √оморрой, а также неизвестным городом »рам, однажды упом€нутом в  оране.  упцы, жители Ёблы, везли в столицу металлы из јнатолии и древесину из средиземноморских лесов Ћивана, а вывозили за границу дорогие пурпурные с золотыми нит€ми ткани, изготовл€вшиес€ местными мастерами. “кани эти, видимо, мало отличались от атласа и парчи, которые до сих пор производ€тс€ в —ирии. Ёбла вела активную торговлю древесиной, ткан€ми и металлическими издели€ми также и с другими небольшими государствами-городами долины ≈вфрата и северной ѕерсии, а также с  ипром и ≈гиптом. ’от€, не исключено, что египетские издели€ попадали в Ёблу, через многих посредников. ћежду Ёблой, с одной стороны, и ассирийским городом јшшур на севере ћесопотамии и городом ’амази на севере ѕерсии Ц с другой, были заключены договоры о дружбе.

ѕо мнению ѕаоло ћаттие, Ёбла к 2400 году превратилась в огромный богатый полис. ѕостепенно цари Ёблы стали настолько могущественными, что вступили в соперничество с —аргоном I ¬еликого (иначе Ўаррумкен, Ўарру-кин, ок. 2334-2279 гг. до н.э.), царем јккада и завоевателем Ўумера, за господство над рекой ≈вфрат. Ёбла стремилась поставить под свой контроль важнейшие торговые пути, жизненно необходимые дл€ экономики и развити€ страны. »з сообщений царей династии јккада (—аргона и Ќарамсина) следует, что они совершали походы против Ёблы. Ѕорьба между двум€ соперниками закончилась поражением Ёблы около 2230 года. Ќарамсин (Ќарам-—ин, Ќарам-—уэн, внук —аргона, ок. 2254-2218 гг. до н.э.) захватил Ёблу и предал город огню. ¬ пам€ть о соде€нном он приказал воздвигнуть монумент и высечь на нЄм надпись: ЂЌарамсин, могущественный завоеватель Ёблы, которую раньше никому не удавалось покоритьї. Ќарамсин и его дед —аргон ¬еликий вошли в позднейшие легенды в качестве могущественных воителей древности. Ќарамсин на врем€ восстановил и укрепил завоевани€ —аргона от —редиземноморь€ до ѕерсидского залива. Ќо вскоре и его јккадское царство рухнуло под ударами гутиев (кутиев). Ёбла же вновь возродилась в начале II тыс€челети€ до н.э., но уже никогда не имела прежнего значени€. Ќаселение еЄ к этому времени веро€тно слилось с окружающими аморе€ми. ѕросуществовав ещЄ два-три столети€, она, веро€тно, погибла под ударами кочевников или постепенно пришла в запустение.

 Ћ»Ќќѕ»—Ќџ≈  Ќ»√» ЁЅЋџ

—амое интересное в истории ранее неизвестного города и государства св€зано с табличками Ёблы. ¬ клинописном архиве обнаружены списки, рассказывающие о богах, цар€х, професси€х (названо свыше 60), растени€х, минералах, птицах, млекопитающих, рыбах, личных именах, тексты с перечислением названий городов, наименований различных инструментов. Ќайдены и шумерско-эблаитские словари, содержащие свыше трЄх тыс€ч слов, а также поэтическое повествование о создании мира, рассказ о ¬семирном потопе.

¬ Ёбле собирались научные конференции, отчЄты о которых обнаружены в дворцовых архивах. ”чЄные из других стран приезжали в Ёблу и преподавали там. —уществовала также специальна€ школа, где обучали клинописи.

 линописные архивы Ёблы содержат сведени€ о нескольких цар€х, правивших здесь с 2575 до 2250 года до нашей эры: »гриш- алам (»дриш-’алам, ок. 2575/2500 до н.э.), »ркаб-ƒаму (ок. 2450), јр-Ённум (–еши-Ённум, ок. 2400), Ёбриум (»бриум, ок. 2350), »бби-—ипиш (сын Ёбриума, ок. 2290), ƒубуха-јдда (сын »бби-—ипиша, ок. 2270), »бби-«икир (ок. 2250). ≈щЄ можно с уверенностью добавить упом€нутых выше царей »гриш-’епа (»гриш-„еп, »дриш-’ип, ок. 2030) и его сына »ббит-Ћима (ок. 2000), "подсказавшего" учЄным название найденного города.

ќсобенно любопытны упоминаемые в табличках собственные имена: јб-ра-му (јвраам), ≈-са-ум (»сай€), —а-у-лум (—аул). Ќигде в древних письменных пам€тниках, кроме ¬етхого «авета, не было отмечено им€ ƒавида, но здесь оно вроде имеетс€: ƒа-у-дум. »м€ упом€нутого выше цар€ Ёбриума, удивительно похоже на Ёбера из библейской книги Ѕыти€. —огласно ѕисанию, Ёбер доводилс€ прапраправнуком Ќою и дедушкой јврааму. Ќо об этом подробнее см. "Ѕибли€ и Ёбла: пр€ма€ св€зь или совпадение".

“ри мировые религии - иудаизм, христианство и ислам - ведут свою родословную от патриарха јвраама.  нига Ѕыти€ представл€ет его как уроженца халдейского города ”ра, находившегос€ в южной части ћесопотамии (от ”рука вниз по течению ≈вфрата). Ѕольшинство учЄных-богословов считали, что примерно в 1800 году до 5 н.э. јвраам со своим народом ушЄл из ”ра на север и через землю —ирии достиг ’анаана.

√лин€ные таблички Ёблы, будто броса€ вызов толковател€м ветхозаветных текстов, упоминают о соседнем ”ре, в котором кипела делова€ жизнь, по меньшей мере на 500 лет раньше библейского города. Ќаходки ћаттие произвели сильное впечатление на исследователей —в€того ѕисани€.

- —удите сами, - говорит ћитчел ƒахуд, декан восточного факультета ¬атиканского института библейских исследований. - ¬ наиболее ранних част€х ¬етхого «авета Ѕог называетс€ именем Ёль. ¬о врем€ исхода евреев и ≈гипта он открыл ћоисею своЄ насто€щее им€ - яхве (или »егова). ¬ то же врем€ таблички Ёблы свидетельствуют о том, что за тыс€чу лет до описанных в Ѕиблии событий имена Ёль и яхве уже существовали среди северо-западных семитских народностей —ирии.

”чЄные полагают, что после исчезновени€ Ёблы еЄ €зык и культура возродились в таких городских культурах как ”гарит - портовый город на берегу —редиземного мор€, расцвет которого приходитс€ на XIV век до нашей эры. ѕрофессор ѕеттинато установил, что €зык жителей Ёблы €вл€лс€ предшественником всех ханаанских €зыков, таких, как угаритский, финикийский, древнееврейский.

Ќадписи Ёблы представл€ют собой классическую месопотамскую клинопись с использованием многочисленных шумерских идеограмм.  ороткие слова типа союзов или предлогов переданы шумеро-аккадскими слоговыми знаками, поддающимис€ произнесению. —иллабическим письмом написаны также имена собственные и топонимы. ќчень часто слоговыми знаками выражены суффиксы в конце слова, служившие дл€ выражени€ падежных и временных форм. “акие же слоговые знаки примен€ютс€ дл€ обозначени€ местоименных суффиксов при существительных дл€ выражени€ прит€жательности, а при глаголах дл€ обозначени€ объекта. ¬се эти измен€ющиес€ формы слов служат ключом к реконструкции эблаитского €зыка. ќни более полезны, чем обширные дву€зычные словари из Ёблы, в которых дл€ толковани€ шумерского слова приводитс€ его эблаитский перевод. Ёти дву€зычные словари пригодны лишь дл€ ограниченного использовани€, потому что включают в себ€ преимущественно специальные термины, а не повседневную лексику. ¬ текстах из Ёблы, даже в тех, что составлены целиком из шумерских идеограмм, соблюдаетс€ эблаитский пор€док слов, сильно отличающийс€ от шумерского, что дает важную информацию об эблаитском синтаксисе.

Ёблаитский €зык, веро€тно, не был разговорным €зыком населени€ Ёблы. »м пользовались и в других местах Ц таких, как ћари,  иш и “елль-јбу-—алабих, и он выполн€л функцию международного письменного €зыка по всему Ђклинописному мируї —иро-ѕалестинского региона и ћесопотамии. “ексты составл€ли писцы дл€ нужд купцов и дипломатов. ¬полне веро€тно, что люди названных профессий между собой говорили на этом €зыке, но они могли и не пользоватьс€ им дома, в кругу семьи.

јрхив Ёблы заставил пересмотреть представлени€ о зарождении цивилизации в ѕередней јзии. ¬едь, долгое врем€ считалось, что в III и II тыс€челети€х до н.э. —иро-ѕалестинский регион был отсталой территорией, раздел€вшей две области с развитой цивилизацией Ц ћесопотамию и ≈гипет; что единственными обитател€ми —иро-ѕалестины были кочевники амореи; древнейшие письменные источники были написаны в ћесопотамии на шумерском €зыке. “еперь, благодар€ открыти€м в Ёбле, мы знаем, что этот регион был населЄн не только кочевыми или полукочевыми племенами, а в нЄм существовали высокоразвитые города-государства, подобные Ёбле, которые поддерживали торговые и дипломатические отношени€ как с ћесопотамией, так и с ≈гиптом.
***
¬ документах Ёблы, как и позднее в “јЌј’е, говоритс€ об оплате за покупки серебром, что подтверждает правдивость —в€того писани€ и в этом вопросе. –елиги€ в таблицах Ёблы дает нам представление о семитских, ургитских и шумерских божествах древней Ёблы. ÷еннейшей информацией €вл€етс€ литературное творчество того времени в виде мифов, воспеваний божеств. ¬ таблицах Ёблы приведены тексты о создании «емли и всего окружающего - неба, солнца, луны, и все это приписываетс€ творению одного божества. Ќиже приведен отрывок из стихотворного текста одной из таблиц:
"¬ластелин неба и земли
«емли не было, ты ее создал,
Ќе было дневного света,
ты его создал,
”треннего света не было,
ты его создал".

ѕравда, число богов, которым поклон€лись жители Ёблы, составл€ет несколько сотен. —одержат глин€ные таблицы и первый рассказ о потопе, его описание предшествует описанному в “оре. ѕодтверждаетс€ и древность слова "’анаан", которое упоминаетс€ затем в “оре, хот€ к моменту по€влени€ “оры современники јвраама - ханаанеи - уже не жили в районе нынешней —ирии. »мена, встречаемые в “оре, за тыс€чу лет до этого использовали жители Ёблы: ћикаил, »шмаил, јврам, —аул, »шраил, ƒаудум (ƒавид). »звестно, что ћикаил переводитс€ с иврита как " то подобен Ѕ-гу". —оответствует ли окончание "ил" слову Ѕ-г в эблаите, как это имеет место в иврите? Ёто утверждение оспариваетс€ целым р€дом ученых, которые утверждают, что окончание "ил" должно быть прочитано иначе и привод€т соответствующие версии.
¬есьма интересным представл€етс€ и наличие у самого могущественного из царей Ёблы имени Ёврум. јссоциации возникают с двум€ словами: одно - это им€ праотца евреев, и другое - "иври" (еврей). Ќо цар€ Ёблы от праотца евреев отдел€ет слишком большой временной интервал, чтобы говорить о тождественности. “акже в текстах Ёблы встречаетс€ слово "нави-тум" ("нави" на иврите - "пророк"). ¬ таком же смысле "пророк", как и в “оре, это слово было использовано в Ёбле, что свидетельствует о том, что пророчество у семитов имело место намного раньше. ћир “оры, культура, представленна€ в ней, тесно ув€заны с миром более древней Ёблы....

http://piratyy.h14.ru/artikle/ebla.html
–убрики:  ÷ивилизации
ћетки:  



јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 14 »юн€ 2016 г. 18:11 (ссылка)
«а несколько минут нашел уже несколько ошибок...»мена ѕерси€ и јнатоли€...—лово ѕерси€ до 6 века нашей эри не существовало, а јнатоли€ еще позднее...



ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 14 »юн€ 2016 г. 18:12 (ссылка)
ѕо моему в тексте много лжи и много скрытого...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 14 »юн€ 2016 г. 18:14 (ссылка)
» еще, так и не сказали, на каком €зыке там было написано...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку