-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Hironda

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Camelot_Club Fiery_World

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.04.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 590


Эбла - одна из древнейших цивилизаций

Суббота, 28 Апреля 2007 г. 15:56 + в цитатник
ЭБЛА

ЭБЛА—одна из древнейших цивилизаций. III тыс. до н. э. Сирия. Открыта недавно. Все началось с того, что в 1964 г. в Сирии на холме Телль Мар-дих нашли таз 4-тысячелетней давности. Это давало надежду, что в Сирии могут быть столь древние памятники. В 1968 г. там же нашли бюст эблаитского царевича Иббит-Лима, который был посвящен богине Иштар Эблаитской.
Э.? Что это такое? Город? Страна? Никто не знал. Вспомнили, что в клинописных табличках Аккада III тыс. до н. э. упоминалась Э. Может быть, остатки Э. здесь, в Сирии, под землей этого холма Телль Мардиха. Раскопки ит. археолога Паоло Маттиэ в 1974—1975 г. подтвердили, что остатки Э. находятся здесь. Это было самостоятельное крупное государство.
Э. была расположена в 75 км от ближайших рек, причем таких маленьких, что они никак не годились для сооружения плотин. Значит, столетиями утверждаемая догма, что только в долинах крупных рек—Нила, Тигра, Евфрата, Инда могли создаваться государства и первые цивилизации, неверна? Конечно, и раньше были известны неречные цивилизации — хеттская напр., но она на тысячу лет позднее древнеегипетской и месопотамской, а ацтеки, майя, инки, которые создавали свои государства в Америке, так и не достигли уровня Египта и Шумера.
Самое интересное в Э.—архив. Найдено 17 тыс. табличек, написанных шумерской клинописью, но на совершенно неизвестном до сих пор языке. Датируются они 5 тыс. лет назад, т. е. так же, как и шумерские и древнеегипетские. До сих пор считалось, что цивилизации за пределами рек могли возникать только под влиянием древнеегипетской или месопотамской. А здесь одновременно с Шумером и такая мощная цивилизация, письменность, огромные библиотеки!
Верхние слои холма относились ко времени царя Хаммурапи. Но когда стали раскапывать нижние слои, то наткнулись на надпись — “Ибби-Закир — царь Эблы”. Так узнали древнее название города — Э. Та самая Э., которая упоминалась в надписях царей Аккада XXIV— XXIII вв. до н. э. Саргона Древнего и Нарам-Суэна.
17 тыс. клинописных книг-табличек вначале казались неразгадываемыми. Язык неизвестный, как будто бы родственный аккадскому или эфиопскому, а может быть, финикийскому или ивриту. Но вот однажды этнограф экспедиции Дж. Петтинато обнаружил обломки словарей. В них были слова эблаитские и их значение по-шумерски. Потом среди эблаитских слов он нашел слова, известные из арабского и иврита, но неизвестные из ассиро-вавилонского (аккадского). Он стал читать названия — и сразу сенсация: города Ашшур (на р. Тигр), Каниш (в центре Малой Азии), которые все знали по Библии, но никто не верил в их существование. Упоминались и другие города—Сихем, Меггидо, Самария. Газа, Содом и Гоморра. Библейский рассказ о сожжении Богом за грехи Содома и Гоморры нашел подтверждение? Получилось, что Э. была огромной империей, больше месопотамских государств и египетского царства. Ее владения простирались от Газы и Содома в Палестине до центра совр. Турции. В 1979 г. в Милане вышла книга Петтинато “Эбла — империя, оттиснутая на глине”. Начальник экспедиции П. Маттиэ в Турине в 1977 г. издал книгу “Эбла — вновь найденная империя”.
Найден был документ, в котором как будто бы указывалось, что царь Мари посылает дань царю Э. золотом и серебром. А Мари — это древний город на Среднем Евфрате! Там был громадный дворец. Во дворце Мари найден огромный царский архив. Значит, цари Э. владели и Месопотамией? Это было сенсацией. В короткий, срок были изданы сотни работ об империи Э., но тут засомневались в правильности прочтения текстов. Филологи стали внимательнее изучать тексты, и оказалось, что Каниш—это совсем другой Каниш, а не знаменитый торговый центр Малой Азии. Исчезли Ашшур, Газа, Содом и Гоморра, Сигор, Сихем и Меггидо. Появились документы, где говорилось, что не только царь Мари посылал дары, но и царь Э. посылал их ему. Это была не дань, а обмен подарками. “Империя” оказалась небольшой, всего 180—200 км в диаметре. Это был типичный для того времени город-государство типа шумерского Лагаша. Однако это была новая цивилизация, сверстница речных египетской и шумерской,третья зачинательница великих культур, существовавшая еще ок. 6 тыс. лет назад. Открыт был и новый язык, о существовании которого никто не подозревал.
Э. была центрально-управляемым государством, хотя вначале здесь были и частные владения. Во главе государства был маликум — жрец-царь. Он правил не единолично, рядом с ним были 2 либо" 3 лица—советники. В целом было своеобразное “политбюро”. Такое же управление существовало в то время и в Мари, Лагоше и других государствах. Вся продукция получалась от местных “начальников”, которые присылали с отдельных “хуторов” царю скот, шерсть, кожу и молочные продукты. Земледельческие “начальники” сдавали царю зерно, бобы, горох, муку, виноград, оливки и т.п.
“Хутора” объединялись в “кварталы”. Все хозяйство было государственным. Трудящиеся получали пайки. Они делились на “работников”, “молодцов”, старших пахарей, рабов. Иногда упоминаются просто “люди”. Отдельные владения для сбора податей на определенный срок сдавались различным вельможам. Царский дворец был местом их общих собраний и торгов.
***
Следует отметить, что женщины Эблы играли большую роль в жизни общества. Так, например, посвящала царя в должность и вводила его на престол "маликтум" (царица). Ни в какой другой древневосточной цивилизации женщины не выполняли такие функции.
Царский дворец был не только официальной резиденцией правителей страны, но и центром её экономической и культурной жизни. В многочисленных дворах и помещениях его располагались мастерские скульпторов и живописцев, краснодеревщиков, ювелиров, гончаров и других ремесленников. Во дворце была и школа, в которой готовили государственных писцов и чиновников, причём обучение велось на двух языках - шумерском и эблаитском. Здесь на глиняные таблички переписывали литературные тексты, заносили в хронику важнейшие исторические события из жизни государства. На некоторых табличках, написанных неуверенной рукой учеников, сохранились даже пометки учителей. Глиняные таблички рассказали, например, и о том, как проходили экзамены в этой школе. Школьник-писец писал табличку под контролем "старшего брата" - "дуб-зузу". Затем учитель проверял написанную табличку, согласовывал отметку с "директором" школы и только после такого обсуждения ставилась окончательная отметка.

Дешифровка глиняных табличек помогла учёным установить и классово-социальную структуру эблаитского общества. Жители Эблы делились на две группы - думуниты (привилегированные горожане) и бар-аны ("гости города", т.е. немногочисленные иностранцы). Думуниты (что означает "сыны Эблы") были коренными эблаитами, родились в Эбле и пользовались всеми правами и привилегиями своей страны. К ним относились представители самых разных профессий: гончары, скульпторы, плотники, текстильщики, мельники, пекари и др. Вторая группа - собственно иностранцы, а также рабы, военнопленные, купцы и состоявшие в эблаитской армии наёмники. В самой Эбле проживало около 40 000 человек, остальные 220 000 - в других местах.

В Эбле было много храмов, посвященных различным богам. Обслуживанием храмов занимались жрецы и жрицы, но из глиняных текстов видно, что духовенство и храмы не играли ведущей роли в политике и экономике государства: в основном они занимались религиозной деятельностью. В древний период Эблы жрецы были заняты не только поклонением богам и отправлением их культов в храмах. Жрецы занимались также пророчеством, ходили из города в город, предсказывая события и провозглашая послания богов, а их в эблаитском пантеоне было около 500.

Жители древней Эблы обычно старались задобрить своих богов путём жертвоприношений их статуям. Как правило, дарили пиво, хлеб, масло, овец, коз и другую живность. Однако были дары и из драгоценных металлов - золота и серебра: кубки, браслеты, кинжалы, фигурки животных, миниатюрные колесницы и тележки. Встречались золотые и серебряные статуи богов, например, одна из глиняных табличек сообщает, что статуя бога Дагана отлита из пяти килограммов серебра. Кроме подношения богам даров, эблаиты отмечали и различные праздники, посвящённые им: очищение - праздник бога Сикип, помазание - праздник бога Игиш. В праздники статуи богов переносили из города в деревни, а потом бережно возвращали их назад.

После каждого сезона археологических раскопок в районе Алеппо учёный мир все больше и больше узнавал об Эбле. До этих открытий учёные не могли и предполагать, как в ту далекую эпоху заключались и разрывались международные договоры. В одном их документов говорилось, что царь Эблы обращается с просьбой к царю Ассирии, чтобы тот гарантировал и облегчил торговлю Эблы в самых далеких районах от её границ, хотя Эбла и сама осуществляла политический и экономический контроль над 17 тогдашними государствами.

Периодом расцвета города было время с 2400 по 2250 год до нашей эры. Эбла тогда настолько окрепла, что подчинила своему влиянию огромную территорию - от побережья Средиземного моря до границ Аккадского царства. Причём не путем завоеваний, а с помощью высокой культуры, блестящей дипломатии, развитой экономики и торговли. Эбла находилась на скрещении торговых путей между Месопотамией и Анатолией (современная Турция), поэтому именно торговля обеспечивала городу процветание. В столицу везли лес с прибрежных гор, шитые золотом ткани, керамику и шкуры, подчас товары доставляли из очень отдалённых мест.

Без сомнения Эбла была крупным центром международной торговли; в документах часто упоминаются странствующие торговцы, лукар - "люди пристани (или рынка)". Во дворце были найдены большие запасы необработанного бадашанского лазурита (из Афганистана) и обломки алебастровых сосудов из Египта, в том числе с надписями фараонов Хефрена и Пепи I, а также многочисленные изделия из драгоценных камней и слоновой кости. Однако, возможно, что эти товары привозили не только эблаитские купцы, но и иноземцы: просмотр документов показывает тесные связи Эблы с городами Северной (сирийской) Месопотамии (Абарсаль, Мари), а также с областью за Тигром (Гасур) и с северным Шумером (Киш, близ Вавилона). Среди торговых партнеров Эблы названы средиземноморские города Бейрут и Библос (Библ), а также Дамаск и Газа, наряду с двумя библейскими - Содомом и Гоморрой, а также неизвестным городом Ирам, однажды упомянутом в Коране. Купцы, жители Эблы, везли в столицу металлы из Анатолии и древесину из средиземноморских лесов Ливана, а вывозили за границу дорогие пурпурные с золотыми нитями ткани, изготовлявшиеся местными мастерами. Ткани эти, видимо, мало отличались от атласа и парчи, которые до сих пор производятся в Сирии. Эбла вела активную торговлю древесиной, тканями и металлическими изделиями также и с другими небольшими государствами-городами долины Евфрата и северной Персии, а также с Кипром и Египтом. Хотя, не исключено, что египетские изделия попадали в Эблу, через многих посредников. Между Эблой, с одной стороны, и ассирийским городом Ашшур на севере Месопотамии и городом Хамази на севере Персии – с другой, были заключены договоры о дружбе.

По мнению Паоло Маттие, Эбла к 2400 году превратилась в огромный богатый полис. Постепенно цари Эблы стали настолько могущественными, что вступили в соперничество с Саргоном I Великого (иначе Шаррумкен, Шарру-кин, ок. 2334-2279 гг. до н.э.), царем Аккада и завоевателем Шумера, за господство над рекой Евфрат. Эбла стремилась поставить под свой контроль важнейшие торговые пути, жизненно необходимые для экономики и развития страны. Из сообщений царей династии Аккада (Саргона и Нарамсина) следует, что они совершали походы против Эблы. Борьба между двумя соперниками закончилась поражением Эблы около 2230 года. Нарамсин (Нарам-Син, Нарам-Суэн, внук Саргона, ок. 2254-2218 гг. до н.э.) захватил Эблу и предал город огню. В память о содеянном он приказал воздвигнуть монумент и высечь на нём надпись: «Нарамсин, могущественный завоеватель Эблы, которую раньше никому не удавалось покорить». Нарамсин и его дед Саргон Великий вошли в позднейшие легенды в качестве могущественных воителей древности. Нарамсин на время восстановил и укрепил завоевания Саргона от Средиземноморья до Персидского залива. Но вскоре и его Аккадское царство рухнуло под ударами гутиев (кутиев). Эбла же вновь возродилась в начале II тысячелетия до н.э., но уже никогда не имела прежнего значения. Население её к этому времени вероятно слилось с окружающими амореями. Просуществовав ещё два-три столетия, она, вероятно, погибла под ударами кочевников или постепенно пришла в запустение.

КЛИНОПИСНЫЕ КНИГИ ЭБЛЫ

Самое интересное в истории ранее неизвестного города и государства связано с табличками Эблы. В клинописном архиве обнаружены списки, рассказывающие о богах, царях, профессиях (названо свыше 60), растениях, минералах, птицах, млекопитающих, рыбах, личных именах, тексты с перечислением названий городов, наименований различных инструментов. Найдены и шумерско-эблаитские словари, содержащие свыше трёх тысяч слов, а также поэтическое повествование о создании мира, рассказ о Всемирном потопе.

В Эбле собирались научные конференции, отчёты о которых обнаружены в дворцовых архивах. Учёные из других стран приезжали в Эблу и преподавали там. Существовала также специальная школа, где обучали клинописи.

Клинописные архивы Эблы содержат сведения о нескольких царях, правивших здесь с 2575 до 2250 года до нашей эры: Игриш-Калам (Идриш-Халам, ок. 2575/2500 до н.э.), Иркаб-Даму (ок. 2450), Ар-Эннум (Реши-Эннум, ок. 2400), Эбриум (Ибриум, ок. 2350), Ибби-Сипиш (сын Эбриума, ок. 2290), Дубуха-Адда (сын Ибби-Сипиша, ок. 2270), Ибби-Зикир (ок. 2250). Ещё можно с уверенностью добавить упомянутых выше царей Игриш-Хепа (Игриш-Чеп, Идриш-Хип, ок. 2030) и его сына Иббит-Лима (ок. 2000), "подсказавшего" учёным название найденного города.

Особенно любопытны упоминаемые в табличках собственные имена: Аб-ра-му (Авраам), Е-са-ум (Исайя), Са-у-лум (Саул). Нигде в древних письменных памятниках, кроме Ветхого Завета, не было отмечено имя Давида, но здесь оно вроде имеется: Да-у-дум. Имя упомянутого выше царя Эбриума, удивительно похоже на Эбера из библейской книги Бытия. Согласно Писанию, Эбер доводился прапраправнуком Ною и дедушкой Аврааму. Но об этом подробнее см. "Библия и Эбла: прямая связь или совпадение".

Три мировые религии - иудаизм, христианство и ислам - ведут свою родословную от патриарха Авраама. Книга Бытия представляет его как уроженца халдейского города Ура, находившегося в южной части Месопотамии (от Урука вниз по течению Евфрата). Большинство учёных-богословов считали, что примерно в 1800 году до 5 н.э. Авраам со своим народом ушёл из Ура на север и через землю Сирии достиг Ханаана.

Глиняные таблички Эблы, будто бросая вызов толкователям ветхозаветных текстов, упоминают о соседнем Уре, в котором кипела деловая жизнь, по меньшей мере на 500 лет раньше библейского города. Находки Маттие произвели сильное впечатление на исследователей Святого Писания.

- Судите сами, - говорит Митчел Дахуд, декан восточного факультета Ватиканского института библейских исследований. - В наиболее ранних частях Ветхого Завета Бог называется именем Эль. Во время исхода евреев и Египта он открыл Моисею своё настоящее имя - Яхве (или Иегова). В то же время таблички Эблы свидетельствуют о том, что за тысячу лет до описанных в Библии событий имена Эль и Яхве уже существовали среди северо-западных семитских народностей Сирии.

Учёные полагают, что после исчезновения Эблы её язык и культура возродились в таких городских культурах как Угарит - портовый город на берегу Средиземного моря, расцвет которого приходится на XIV век до нашей эры. Профессор Петтинато установил, что язык жителей Эблы являлся предшественником всех ханаанских языков, таких, как угаритский, финикийский, древнееврейский.

Надписи Эблы представляют собой классическую месопотамскую клинопись с использованием многочисленных шумерских идеограмм. Короткие слова типа союзов или предлогов переданы шумеро-аккадскими слоговыми знаками, поддающимися произнесению. Силлабическим письмом написаны также имена собственные и топонимы. Очень часто слоговыми знаками выражены суффиксы в конце слова, служившие для выражения падежных и временных форм. Такие же слоговые знаки применяются для обозначения местоименных суффиксов при существительных для выражения притяжательности, а при глаголах для обозначения объекта. Все эти изменяющиеся формы слов служат ключом к реконструкции эблаитского языка. Они более полезны, чем обширные двуязычные словари из Эблы, в которых для толкования шумерского слова приводится его эблаитский перевод. Эти двуязычные словари пригодны лишь для ограниченного использования, потому что включают в себя преимущественно специальные термины, а не повседневную лексику. В текстах из Эблы, даже в тех, что составлены целиком из шумерских идеограмм, соблюдается эблаитский порядок слов, сильно отличающийся от шумерского, что дает важную информацию об эблаитском синтаксисе.

Эблаитский язык, вероятно, не был разговорным языком населения Эблы. Им пользовались и в других местах – таких, как Мари, Киш и Телль-Абу-Салабих, и он выполнял функцию международного письменного языка по всему «клинописному миру» Сиро-Палестинского региона и Месопотамии. Тексты составляли писцы для нужд купцов и дипломатов. Вполне вероятно, что люди названных профессий между собой говорили на этом языке, но они могли и не пользоваться им дома, в кругу семьи.

Архив Эблы заставил пересмотреть представления о зарождении цивилизации в Передней Азии. Ведь, долгое время считалось, что в III и II тысячелетиях до н.э. Сиро-Палестинский регион был отсталой территорией, разделявшей две области с развитой цивилизацией – Месопотамию и Египет; что единственными обитателями Сиро-Палестины были кочевники амореи; древнейшие письменные источники были написаны в Месопотамии на шумерском языке. Теперь, благодаря открытиям в Эбле, мы знаем, что этот регион был населён не только кочевыми или полукочевыми племенами, а в нём существовали высокоразвитые города-государства, подобные Эбле, которые поддерживали торговые и дипломатические отношения как с Месопотамией, так и с Египтом.
***
В документах Эблы, как и позднее в ТАНАХе, говорится об оплате за покупки серебром, что подтверждает правдивость Святого писания и в этом вопросе. Религия в таблицах Эблы дает нам представление о семитских, ургитских и шумерских божествах древней Эблы. Ценнейшей информацией является литературное творчество того времени в виде мифов, воспеваний божеств. В таблицах Эблы приведены тексты о создании Земли и всего окружающего - неба, солнца, луны, и все это приписывается творению одного божества. Ниже приведен отрывок из стихотворного текста одной из таблиц:
"Властелин неба и земли
Земли не было, ты ее создал,
Не было дневного света,
ты его создал,
Утреннего света не было,
ты его создал".

Правда, число богов, которым поклонялись жители Эблы, составляет несколько сотен. Содержат глиняные таблицы и первый рассказ о потопе, его описание предшествует описанному в Торе. Подтверждается и древность слова "Ханаан", которое упоминается затем в Торе, хотя к моменту появления Торы современники Авраама - ханаанеи - уже не жили в районе нынешней Сирии. Имена, встречаемые в Торе, за тысячу лет до этого использовали жители Эблы: Микаил, Ишмаил, Аврам, Саул, Ишраил, Даудум (Давид). Известно, что Микаил переводится с иврита как "Кто подобен Б-гу". Соответствует ли окончание "ил" слову Б-г в эблаите, как это имеет место в иврите? Это утверждение оспаривается целым рядом ученых, которые утверждают, что окончание "ил" должно быть прочитано иначе и приводят соответствующие версии.
Весьма интересным представляется и наличие у самого могущественного из царей Эблы имени Эврум. Ассоциации возникают с двумя словами: одно - это имя праотца евреев, и другое - "иври" (еврей). Но царя Эблы от праотца евреев отделяет слишком большой временной интервал, чтобы говорить о тождественности. Также в текстах Эблы встречается слово "нави-тум" ("нави" на иврите - "пророк"). В таком же смысле "пророк", как и в Торе, это слово было использовано в Эбле, что свидетельствует о том, что пророчество у семитов имело место намного раньше. Мир Торы, культура, представленная в ней, тесно увязаны с миром более древней Эблы....

http://piratyy.h14.ru/artikle/ebla.html
Рубрики:  Цивилизации
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Вторник, 14 Июня 2016 г. 18:11 (ссылка)
За несколько минут нашел уже несколько ошибок...Имена Персия и Анатолия...Слово Персия до 6 века нашей эри не существовало, а Анатолия еще позднее...



Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Вторник, 14 Июня 2016 г. 18:12 (ссылка)
По моему в тексте много лжи и много скрытого...
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Вторник, 14 Июня 2016 г. 18:14 (ссылка)
И еще, так и не сказали, на каком языке там было написано...
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку