gzhelka11 обратиться по имени
Пятница, 15 Февраля 2008 г. 02:50 (ссылка)
Добавлено artss
Коллекционирование серебра - дело настолько привычное, что об этом предмете собирательства вроде бы и забывают: настолько органично серебряные ложки вписались в современный обиход. В России столовое серебро появилось благодаря реформам Петра I в начале XVIII века. Русскому придворному обществу, дабы не прогневать царя, волей-неволей пришлось свыкаться с нововведениями. С середины XIX века в Петербурге и Москве стали продаваться каталоги и журналы столового серебра европейских и американских фирм. В них помещались рисунки и давались детальные объяснения непонятливому русскому человеку по использованию каждого предмета: ножей, десертных и фруктовых вилок, вилок для сыра, спаржи, устриц и рыбы, а также лопаток для мороженого, ложек для чая, яиц сахара, колец для салфеток.
У нас тоже начали изготовлять серебряные приборы. Русские мастера, конечно, копировали западноевропейские образцы, но и изобретали собственную оригинальную посуду. Русские серебряники славились своим мастерством, недаром фирме И.П. Хлебникова, фабрике В. Семенова, фабрике А.М. Постникова и некоторым другим московским предприятиям, поручали восполнять старинные сервизы, такие, как "Золоченый", "Десертный" - с вензелем Екатерины II, "Четвертый походный сервиз", поступивший в Зимний дворец в 1797 году. Для Зимнего дворца фирма И.П. Хлебникова исполняла по старым образцам самые разные столовые принадлежности - кофейники, чайники, сахарницы, молочники, ложки для соли, чайные ложки.
Надо отметить, что фирма Хлебникова производила не только уникальные произведения, но и была крупнейшим в стране производителем серебряных столовых приборов во второй половине XIX - начале ХХ века. Совсем простые, массовые предметы, практические лишенные декора, выделялись чистотой формы, тщательностью исполнения и пользовались спросом. Словом, в итоге, разнообразные чайники, кофейники, подносы, сливочники, чашки, стопы, солонки, судки, миски для супа и перечницы стали привычными не только во дворцах, но и в домах обывателей.
Петербургские фирмы работали большей частью в западноевропейской стилистике. Это фирмы Болина, Грачевых и знаменитейшая фирма Карла Фабереже, чье клеймо сразу же делает изделие на несколько порядков дороже. По крайней мере, так происходит в Москве. Например, в сентябре на аукционе Гелос, основной темой которого стало серебро, две парные рюмки с растительным орнаментом начала ХХ века, изготовленные фирмой Фаберже, превзошли стартовую цену в более чем в 2 раза и были проданы за 100 000 руб.
Следует отметить, что фирма Фаберже выполняла не только высочайшие заказы, но и делала достаточно обычные предметы. Но в столице России даже за рядовую солонку мастерской Фаберже сразу попросят не меньше $ 500, а в Париже такая же оценивается всего в € 100-150! То есть получается, что в Москве русское серебро дороже, чем на мировых аукционах.
Надо полагать, что предприимчивые люди извлекут выгоду из подобного дисбаланса цен. Вывод напрашивается сам собой: за "своим" же серебром российскому покупателю следует лететь в Париж.