В мемуарах канцлера Германии Бисмарка описывается случай, весьма ярко характеризующий именно такую систему управления. Будучи военным атташе в России, Бисмарк однажды прогуливался с Николаем I по Летнему саду в Петербурге. На одной из лужаек стоял часовой. «Что охраняешь? — спросил царь. «Не могу знать», — отвечал солдат. Стали выяснять. Никто не мог точно ответить. Наконец, после долгих расспросов удалось выяснить, что около 100 лет тому назад по этому же саду ранней весной гуляла императрица Екатерина и заметила на лужайке первые подснежники. Будучи сентиментальной, она приказала поставить на лужайке часового, чтобы тот оберегал подснежники от мальчишек. С тех пор этот приказ неукоснительно выполнялся.
Таких «часовых» бюрократическая система управления порождала в массовом масштабе.
В связи с обнаружением серьезных недостатков бюрократической системы она стала со второй половины XX в. объектом острой критики со стороны ряда экономистов в этом особенно преуспели английские экономисты С. Паркинсон и А. Блох, сформулировавшие ряд «законов», содержавших в себе, несмотря на их шутливую форму, немалую долю истины о действительных пороках бюрократической системы.
Вот некоторые из этих «законов»:
Следствие Джонсона.
Никто не знает в действительности, что происходит в пределах данной организации.
Принцип Питера.
В любой иерархической системе каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности.
Следствия.
1. С течением времени каждая должность будет занята служащим, который некомпетентен в выполнении своих обязанностей.
2. Работа выполняется теми служащими, которые еще не достигли своего уровня некомпетентности.
Преобразование Питера.
Внутренняя согласованность ценится выше эффективной работы.
Наблюдение Питера.
Сверхкомпетентность более нежелательна, чем некомпетентность.
Закон заменяемости Питера.
Проявляйте заботу о мухах, а слоны сами о себе позаботятся.
Плацебо Питера.
Унция репутации стоит фунта работы.
Аксиома Вэйля.
В любой организации работа тяготеет к самому низкому уровню иерархии.
Закон Имхоффа,
Всякая бюрократическая организация похожа на отстойник: самые крупные куски всегда стремятся подняться наверх.
Третий закон Паркинсона.
Расширение означает усложнение, а усложнение — разложение.
Четвертый закон Паркинсона.
Число людей в рабочей группе имеет тенденцию возрастать независимо от объема работы, которую надо выполнить.
Пятый закон Паркинсона.
Если есть способ отложить принятие важного решения, настоящий бюрократ всегда им воспользуется.
Еще более ощутимый удар по догмам бюрократической системы был нанесен сформировавшейся к середине прошлого века новой концепцией управления, получивший название теории человеческих отношений.
Теория человеческих отношений
Недостатки бюрократического направления попыталась преодолеть еще одна школа в теории менеджмента, получившая название психотехники, а позднее — теории человеческих отношений.
| Gobo |
|
|