Обработка дерева – одно из самых древних ремесел, которым овладел человек. Резьба по дереву – это целый вид искусства. С давних времен ремесленики открыли для себя этот материал, который можно легко поддать обработке. Из него получаются не только всевозможные полезные бытовые вещи и так же и красивые, изящные изделия. Сегодня в основах классического дизайна интерьера являются всевозможные резные элементы резьбы по дереву. Для каждого изделия мастер применяет все свое мастерство, которые он приобрел за долгие годы работы, и конечно положительные искренние эмоции, чтобы Вы могли по достоинству оценить труд и остались довольны приобретенными изделиями.
Ручная художественная резьба позволяет создать уникальную вещь, при этом никто не сможет сказать, что у кого-то есть такое же изделие, в отличии от станочной и машинной резки. Ни один искусственный материал не сможет дать то тепло, которое передает дерево. Используются различные виды древесины в зависимости от размера и функциональности ожидаемого изделия, а так же вида резьбы.
Для оформления мебели и отдельных предметов интерьера используют плоскорельефную и рельефную резьбу в 2х ее главных подвидах – барельефную (низкий рельеф) и горельефную (высокий рельеф); прорезную или пропильную, обращая внимание на то, какими инструментами пользовался мастер – долотом или пилой, с плоским или рельефным орнаментом (ажурная); накладную, т.е. прорезную резьбу, которую наклеевают на деревянную поверхность.
- При использовании геометрической техники резьбы применяют орнамент из геометрических фигур;
- При скобчатой технике резьбы – узоры растений, геометрических фигур, каких-то сценок;
- При контурной технике резьбы – сюжетные сценки, растительные узоры, изображения зверей, птиц, людей, мифических существ и т.д.
Процесс обработки дерева сохранился с давнейших времен почти без изменений: при помощи пилы дерево распиливают, рубанком поверхность выравнивается, буравом делаются отверстия, или стамеской или долотом.
Для мебели в классическом стиле особенно применяют накладную рельефную резьбу из-за своей разнообразности и декоративности. Она бывает 2х подвидов: ажурной или прорезной. Особенность ажурного вида в том, что его элементы изготовляются отдельно, а потом складываются и накладываются к нужной поверхности. В этой технике задействуются мастерами все виды резьбы: и прорезная, и скульптурная, и геометрическая, и контурная. Соединяя эти виды мастер может создать истинный шедевр.
Кроме интерьера еще украшается и экстерьер: балконы, двери, окна, карнизы, ставни, веранды и др. Эти детали изготовляются отдельно, а потом крепятся к дому. Для этого используют прорезную резьбу, ее легче и быстрее, что важно при большом объеме работы.
При выборе древесины советуется обращать внимание не только на ее плотность, но и на ее рисунок. У каждого вида имеется свой собственный.
- К примеру, груша и липа (черные деревья) отличаются тем, что имеют древесину без выраженного рисунка по направлению волокон. Хотя безтекстурные участки имеются почти у каждой породы дерева, их применяют для плоскости, или изготовлении отдельных деталей.
- Волнистый узор дерева получают при специальной его обработке с помощью специального ножа. Не принято применять для мелких деталей, а для крупных, что бы было видно особую текстуру.
- V-образный рисунок существует у всех видов деревьев, в независимости от их окраски или возраста и достигается путем тангенциального разреза годичных слоев. Применяем в сюжетных изображениях.
- Криволинейные узоры видны в случаи неправильных условий роста, искривлений ствола, наростов и т.д., и при тангенциальном разрезе таких пород, как орех, ясень, карагач. Хорошо виде такой узор при изображении птиц и зверей, пейзажей.
- Мелкокрапчатый рисунок дерева существует при разрезе сердцевинных лучей.Такой текстурой - Муаровую текстуру умеют серый клен, береза волнистая, красные виды деревьев, т.е. та древесина, которая имеет шелковистый волнообразный отлив. Применима в крупных растительных и пейзажных композициях.
- Полосатые рисунки видны у ореха или полисандра. При радиальной плоскости разреза данных пород их текстура состоит из узких или широких темных полосочек.
- «Птичий глаз» - всем известный прием в деревообработке. Это хаотично разбросанные пятна различных размеров с линиями вокруг. Получают от непроросших почек, которые обрезают под корой. К примеру, клен, ясень, тополь, карельская береза.
- И напоследок, наплывные узоры дерева считаются самыми живописными. Капв и наплывы дают мастеру сплошной узор из перепутанных линий и пятен между собой. Как правило это самый ценный материал для сюжетных наборов.
Благодаря разнообразности этого древнего искусства в своей технике, материалах, стилях исполнения достигается такое разнообразие в изделиях. Кроме всего это, это и приобщение к природе. Мастер обрабатывает материал, который создан не человеком, а самой матушкой природой. Сегодня окружающий нас мир можно назвать «пластмассовым миром», ведь все деревянные и металлические изделия заменяют на пластиковые – более дешевые и практичные, но не самые экологически безопасные для нашего здоровья.
Однако, как и в массах населения есть люди высокой культуры, так и существуют поклонники изделий из дерева, благодаря которым этот вид искусства не исчезает.
http://raycol.com.ua/ Резьба по дереву1.
2.
3.
4.
5.