Китайские кисти в акварели. |
Китайские кисти в акварели.
Автор статьи: Марина Трушникова
Получив очередной вопрос по китайским кистям: "...какие подходят для акварели, где купить?", я решила наконец написать статью и собрать в нее ссылки на интернет-магазины, где можно приобрести качественные кисти.
Традиционные китайские кисти, используемые в каллиграфии и живописи гохуа, предназначаются для туши и минеральных красок. В соответствии с их назначением, все они имеют разную форму и состав ворса. Ворс в таких кистях только натуральный. Кисти собираются вручную. Именно поэтому в китайской живописи кисть считается «драгоценностью», наряду с тушью и рисовой бумагой. Стоимость хороших (действительно хороших, профессиональных кистей) даже в Китае сильно кусается.
Однако для акварели можно подобрать вполне бюджетные кисти. По крайней мере они будут очень сильно выигрывать в цене между профессионального качества белкой или колонком, ничем не уступая в качестве.
Однако, запомните, хорошая китайская кисть не может стоить дешевле 200 рублей!
Кисти, продаваемые в канцтоварах или сувенирных магазинах — именно сувенирные, для профессиональной работы не предназначены.
Я не претендую на глубокое знание китайских кистей. В данном случае покажу вам те, что есть у меня, и выскажу свое сугубо субъективное мнение.
КАКИЕ КИТАЙСКИЕ КИСТИ ХОРОШИ ДЛЯ АКВАРЕЛИ?
Это часть моей коллекции китайских кистей. Поскольку я несколько раз выезжала в Китай на обучение гохуа и каллиграфии, то что-то покупала сама, что-то нам давали преподаватели. У каждого из них были свои требования к кистям, и они приносили нужные именно для их сюжетов или стиля.
-----------------------------------------------
1. Итак, кисть первая. Вернее, «кисти». У меня их кучка. Поскольку они действительно дешевые. Относятся к ученическим, для детей и студентов, для обычного ежедневного письма.
Это кисть из ворса козы. Она достаточно мягкая, при работе ворс держит плохо, требует постоянного заполнения раствором туши — краски. Аналог нашей белки.
Обратите внимание, что у такой кисти ворс напрямую вставлен в бамбуковую палочку. По моим наблюдениям в большинстве случаев с крупными кистями это признак ученических, дешевых кистей.
-----------------------------------------------
2. Профессиональные идут с пластмассовым наконечником. Как эта:
Белое облако — диаметр 14 мм, длина ворса — 50 мм
Это кисть «Белое облако». Тоже полностью из ворса козы. Но в отличие от предыдущей она лучше собрана, отлично держит форму за счет более упругого ворса в середине. В гохуа обычно используется для изображения цветов. Считается мягкой. Поэтому в акварели ее можно рекомендовать для больших заливок. Она будет аналогом хорошей дорогой белки, хотя чуть более упруга.
-----------------------------------------------
3. Идем дальше. Моя любимая. Чаще всего появляется в моих видео. :)
Диаметр 11 мм, длина ворса — 38 мм.
Кисть смешанного ворса, коза сверху, внутри — волк.
Вот так выглядит, если распушить:
Она отлично держит воду, упругая. Будет аналогом хорошо собранного колонка. Я ей делаю все: и заливки, и детали, и мелкие детали. Одну такую уже «износила», она начала вылезать. Вторая пока держится…
-----------------------------------------------
4. Еще одна кисть такого же рода, но крупнее: Диаметр 15 мм, длина 55 мм.
-----------------------------------------------
5. Кисть из темного ворса. Не знаю, что за зверь. Должен быть волк, но вполне может быть, что нет. Потому как мягкая. Похожа на не очень упругую кисть из колонка.
Диаметр 8 мм, длина 30 мм.
Не вразумительная кисть. Хотя были у меня более крупные кисти из волка, раздала ученикам. Вот они были хорошие, упругие. И для заливок, и для письма мазками.
-----------------------------------------------
6. Немного о тонких каллиграфических кистях.
Они имеют длинный ворс и тонкий кончик. Хороши для рисования тонких линий, веточек деревьев.
Первая по ворсу это, наверно, барсук.. Держит ворс, не переламывается в работе. Исконное ее назначение — кисть для гунби, для контурной обводки рисунка. Диаметр 2,5 мм, длина — 20 мм
Вторая кисть здесь — коза и волк. Но она более тонкая, с длинным тонким кончиком. Обе кисти можно считать аналогом линеарных кистей.
Диаметр 6 мм, длина 28 мм.
-----------------------------------------------
Вопросы - ответы (из комментариев):
"...Единственно, года через полтора использования даже хорошие поначалу кисти начинают сильно лезть. Я так потеряла две в общем любимые кисти." Александра
"...полагаю, лезут кисти оттого, что мы их неправильно используем. Крупные кисти долго сохнут. Сушить их нужно в подвешенном за петельку состоянии, чтобы вода не уходила в корень ворса. Но я делаю так далеко не всегда. Поэтому вот первая у меня и начала лезть — корень кисти просто загнивает от сырости, и волоски выпадают." Марина
"... Кстати, колпачками никогда пользоваться не надо! Марина правильно говорит — надо сушить в подвешенном состоянии, если петельки нет, можно в горизонтальном положении до полного высыхания.
Мыть под прохладной проточной водой, без мыла!!! можно после промокнуть воду о салфетку. Следите чтобы после мыться кисточка сохраняла форму — прогладьте ее пальцами вдоль ворса.
Если используете матик-пенал для китайских кисточек — то это только для переноски их, а не для хранения.
Немного выпадает ворса — это нормально, особенно у новых.
Нельзя рисовать акрилом — кисточки портятся, их будет уже не спасти! После рисования гуашью — надо мыть очень тшательно, иначе кисточка может быть тоже испорчена. " Светлана
Повторюсь, данная статья содержит мои рекомендации по работе этими кистями именно в акварели. В магазинах есть и другие кисти. Ассортимент меняется.
Интернет-магазины где можно приобрести такие кисти: Две Империи, Синий Феникс, Bai Mao
|
-----------------------------------------------
-----------------------------------------------
Рубрики: | Рисование |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |