Соловьи
В этой публикации о соловьях.
Соловьи у нас здесь поют весь май, можно сказать, под нашими окнами. Хотя это не совсем так. То есть не прямо под окнами, а в некотором отдалении, там, где их своеобразное соловьиное поселение, но всё равно совсем рядом, и поют с вечера, всю ночь и утро. Очень хорошо их слышно. А один раз соловейка пел, а я начал рассказывать о них, и он замолчал, как будто начал прислушиваться - что о нём говорят. Я завершил рассказ - он не поёт. Потом говорю: "Ну всё. Лекция завершена". И он снова запел. Забавно получилось.
Они давно здесь, так я понимаю. Ещё с тех времён, когда здесь деревня была. Я не знаю, но так предполагаю. А вообще чудесно: май, соловьи поют - значит, жизнь продолжается. Хорошо.
А здесь цитата о знатоках соловьиного пения.
"И. С. Тургенев в рассказе "О соловьях" словами простого птицелова-любителя очень метко и точно описал песню этого замечательного певца.
"Соловьи у нас дрянные: поют дурно, понять ничего нельзя, все колена мешают, трещат, спешат. А то вот ещё у них самая гадкая есть штука: сделают этак: "тру" и вдруг: "ви!" - этак взвизгнет, словно в воду окунётся. Это самая гадкая штука. Плюнешь и пойдёшь. Даже досадно станет. Хороший соловей должен петь разборчиво и не мешать колена. А колена вот какие бывают.
Первое: пульканье - этак - "пуль-пуль-пуль-пуль...".
Второе: клыканье - "клы-клы-клы", как желна (дятел).
Третье: дробь - выходит примерно, как по земле разом дробь рассыпать.
Четвёртое: раскат - "трррррр...".
Пятое: пленьканье - почти понять можно: "плень-плень-пленъ...".
Шестое: лешева дудка - этак протяжно: "го-го-го-го-го", а там коротко: "ту!".
Седьмое: кукушкин перелёт - самое редкое колено. Кукушка, когда полетит, таким манером кричит. Сильный такой, звонкий свист.
Восьмое: гусачек - "га-га-га-га..." У малоархангельских соловьёв хорошо это колено выходит.
Девятое: юлиная стукотня - как юла (есть птица, на жаворонка похожа) или как вот органчики бывают - этакий круглый свист: "фюиюи-юиюи...".
Десятое: почин - этак: "тии-вить", нежно, малиновкой. Это по-настоящему не колено, а соловьи обыкновенно так начинают.
У хорошего нотного соловья ещё вот как бывает: начнёт "тиивить", а там "тук". Это оттолочкой называется. Потом опять - "тии-вить... тук-тук". Два раза оттолочка и в полудара, этак лучше. В третий раз: "тии-вить", да как рассыплет вдруг, сукин сын, дробью или раскатом - едва на ногах устоишь, обожжёт. У хорошего соловья каждое колено длинно выходит, отчётливо, сильно; чем отчётливей, тем длинней. Дурной спешит: сделал колено, оттрубил, скорее другое - и смешался...”.
Д. Н. Кайгородов, много наблюдавший эту птицу, приводит в своём описании соловья запись 12 колен песни, которые повторялись и перестанавливались в различном порядке. Знатоки соловьёв отлично разбирались даже в местных особенностях песни. Недаром славились курские соловьи, ценившиеся втридорога.
Один из замечательных охотников-любителей, И. К. Шамон, в своих воспоминаниях о соловьях рассказывает: "Наши (московские) соловьи отлично кричали лягушками, тремя песнями - кваканье, дудка, вроде червяковой россыпи, и гремушка - волчковой дудкой и раскатом (волчок-поползень). Раскат исполнялся не глухо вниз, но сильно и длинно. Кроме этих местных соловьев, встречавшихся у нас в окрестных лесах и садах, в конце 20-х годов были новосельские (тульские) соловьи, прекрасно кричавшие стукотнями и кукушкиным перелётом; малоархангельские, с хорошей песнью “гусачек” - “га-га-га-га”. Но лучшими были привозные из южных губерний, курские и черниговские... Курская, каменовская птица удивляла своими дробями и привлекала к себе весь тогдашний охотничий мир. Их было девять манеров; особенно выдавались дроби “в оборот”. Из дробей замечательна “зеленухой” (лесной канарейкой), затем “тревога” (вроде барабана), желна, дудка, трелевая, стукотня, свист, клыканье, кукушкин перелёт. Бердичевские соловьи кричали всеми дудками: польской, дешевой, водопойной, лягушечьей. Кроме того, кричали журавликом (“курлы”). Польские отличались своей типичной песней - трелевой дудкой, кричали и другими дудками и дробями, также стукотнями; выдавалась “овсяночная”. Относительно польского соловья надо заметить, что это совсем особенный сорт соловья. Его “ход” и самые песни резко отличаются от всех других (светлая дудка, стукотня, катушка, подъемный свист), хотя при этом он и кричит общими с другими песнями. В половине прошлого столетия очень ценились ещё так называемые “свистовые” соловьи, тоже с большим разнообразием колен.
Читатель, может быть, спросит, почему меняются голоса соловьёв в средней полосе и на юге. Вероятной причиной этому, кажется, изменение местности, где держатся птицы, находя себе подходящие условия жизни, вырубка или расчистка леса, особенно уничтожение кустарников и вообще мелких зарослей среди леса, причем птица или выпугивается, или население её уменьшается, а при этом у неё уменьшаются и средства выработки песни, так как полнота песни каждой отдельной птицы зависит от общего хора в данной местности".
Читать всё о соловьях полностью здесь:
Обыкновенный соловей - Luscinia luscinia
Захотелось о соловьях сказать. Пусть так и остаётся.