оружие УШУ |
Об ушу в целом Прилагая усилия для стандартизации китайских боевых искусств, Китай установил систему рангов для мастеров ушу - систему Дуань. Официально появившаяся в 1997г. Эта система имеет 9 уровней (дуаней). При этом только четыре ныне здравствующих мастера известны как учителя, имеющие девятый дуань. Самый молодой из них это мастер Ма Сяньда из Сианя - древней столицы Китая.
Более 20 лучших студентов мастера Ма Сяньда получили звание Воин-герой - звание, которое дается спортсменам, повторно занимающим одно из трех первых мест в национальных соревнованиях. Сыновья мастера Ма Юй и Ма Лунь также являются мастерами и национальными чемпионами.Ма Сяньда родился в 1932 году в мусульманской семье, которая на шесть поколений прослеживает корни в практике боевых искусств. Ма Сяньда учился у своего отца Ма Фэнту и дяди Ма Инту, оба были признанными независимыми мастерами. Ма Сяньда изучал многие традиционные формы ушу, включая Тунбэй Пигуа, Каймэнь Бацзи, Ба шань фэн и Гуо чжао, а также европейский бокс. В действительности, Ма Сяньда был одним из самых первых китайцев, приступивших к освоению западных боевых видов спорта.
В 1952 проводился первый, после основания китайской республики в 1949, чемпионат по боевым искусствам. Ма Сяньда выиграл чемпионат по Лэйтай (свободному бою), где бойцы сбивали друг друга с приподнятой платформы. Он также выиграл чемпионат по бою с коротким оружием и Большой чемпионат по ушу. Ма Сяньда достиг этих побед, когда ему было 19 лет. В этом же году Ма выиграл в турнире Хэбэя по короткому оружию. В нем принимали участие соперники из разных городов и провинций. Ма выиграл все схватки.
Ма "Сяньда" решил посвятить свою жизнь боевым искусствам. После окончания педагогического колледжа он получил место преподавателя ушу, бокса и борьбы в физкультурном колледже города Сиань. Там он стал профессором и преподавал в течение 30 лет. Ма подсчитал, что он обучил приблизительно 10000 студентов китайцев и не китайцев за время своей карьеры, включая многих национальных тренеров и чемпионов. Ма написал много книг и статей по ушу, включая издание китайской энциклопедии ушу, (zhongguo wushu da cidian 1990.pdf) и заслужил много почетных званий за свою долгую карьеру. Возможно, самый славный титул он получил в 1995 году, когда он был признан одним из десяти лучших профессоров боевых искусств в Китае.О развитии китайских боевых искусств
Я, если использовать жаргон китайских коммунистов, − Я лаобин (старый солдат) Вся моя жизнь посвящена боевым искусствам. Я − профессиональный боец. Ушу развивается в Китае с 1949 года. Очевидно, что китайское правительство посвятило себя делу совершенствования, но некоторые из этих улучшений идут во вред. Как говорят наши старики: даже если у тебя доброе сердце ты не получишь лучшей награды, − так и мы не видим положительного эффекта. Я могу пойти дальше и сказать, что, из-за неправильной политики правительства, нашему древнему культурному наследию причинен определенный вред. Например, в 1949 году у нас была политика Ва Шань Динь (дословный перевод: "трехногий кубок династии Шань", что можно перевести как откопаем древние сокровища). Все шло хорошо до 1955 года, когда вся политика повернулась на 180 градусов. Правительство отменило все, что было сделано, и задавило ушу, особенно древнюю, традиционную часть ушу. Это продолжалось долгое время. Ведь оно пыталось развивать современное (спортивное) ушу, а не старый, традиционный, добротный материал.
Например, можно вспомнить китайского исторического героя, генерала Ци Цзигуана. Объективно, его роль в истории была даже важнее, чем у легендарного Юэ Фэя. Юэ "Фэй" боролся против людей народности Чжин. Ци Цзигуан боролся против японских пиратов. Он привел свои войска численностью 7000 на защиту "Жэйчжианя", продолжавшуюся 10 лет, и полностью уничтожил там японских пиратов. Даже многие японцы уважают его признавая, что он был великим генералом. Также он был мастером и учителем китайского ушу. В своей известной книге Чжи Шоу Цинь Хуа, включающей 14 глав, четыре главы он посвятил ушу.
[вырезано]Я был первым чемпионом по саньда в 1952 г. Мне было тогда 19 лет. На этих соревнованиях было представлено три весовые категории: легкий вес (менее 54 кг), средний (54-80 кг) и тяжелый (более 80 кг). Я выступал в среднем весе. На это соревнование приехали представители разных школ: Шаолинь, "Удан", Син-и, Багуа и других. И можно было определить к какой системе принадлежит тот или иной приехавший боец. Сейчас в саньда вы не сможете этого сделать. Вы не найдете специфики. Хотя даже в боксе вы можете различить разные стили, например, британский от американского. Сейчас никто не тратит время, на то, чтобы изучать основы ушу. Проблема в том, что тренировки по базе ушу слишком слабые. Никто не удосужится узнать, чем отличается саньда от ушу.
Нам надо вложить в саньда больше от китайских традиционных боевых искусств. Фактически на протяжении последних 100 лет о китайских боевых искусствах только писали в газетах, но реальные поединки не проводились. Сейчас мы снова можем сражаться. Это хорошо. Как бы то ни было, в последнее время некоторые китайские медиа службы преувеличивают, говоря, что ушу настолько хорошо, что наш боец победил русского бойца. Но этот русский не был боксером, он был спортсменом по поднятию тяжестей. Китайцы любят хвастаться, потому, что у нас есть национальная гордость. Причиной этому то, что мы были так слабы последние 50 лет. Британцы и японцы приходили и забирали наши земли. Наш дух ослаб. Теперь мы преувеличиваем результат любого, пусть даже небольшого события, потому, что мы хотим компенсации.
Сейчас мы должны использовать настоящие научные методы в нашем ушу. Если вы говорите, что у вас есть невероятно эффективная техника, вы должны проверить ее научными методами и выяснить, чего она стоит. Вы не можете ограничиться устным заявлением или оставить это на бумаге. Это не пройдет в реальной жизни. А что представляет собой лаборатория ушу? Это турнир или поле боя.
О тайцзи
Я люблю шутить по поводу последователей тайцзи. Говорят, что основателю этого стиля – Чэнь Вантину приснилось, что он изучил тайцзи у мистического даосского воина Жэнь У и, овладев им, победил сто человек. Некоторые люди верят в эту легенду. Но по сути это всего лишь шутка. Это ненаучная сторона ушу. Сейчас ушу должно быть научно доказано. Это культура. Это знания. И эти знания должны быть проверены. Если они не могут быть проверены, то это ненастоящее ушу.
В 60-е годы люди привезли тайцзи в Японию, и теперь вы можете видеть ассоциации тайцзи по всей Японии. В 1985 году я провел семинар в Осаке, где я рассказал им, что по идее они должны называться не ассоциациями тайцзи, а ассоциациями ушу. Это похоже на отношения матери и сына. Ранее они включали в тайцзи даже техники Шаолиня. Теперь ассоциации называются ушу.
О технике владения коротким оружием История короткого оружия в Китае знает свои взлеты и падения. В 1949 году у него был очень хороший момент развития. Затем, во времена культурной революции был тяжелый период. Пару лет развитие продолжалось, но затем снова был упадок. Я целиком и полностью убежден, что мы должны в первую очередь тренировать базу, включая первичные навыки боя. Если вы этого не делаете, вы просто идете на бой неподготовленным. Мы должны знать корни. Навыки реального применения, должны быть категорией ушу.История Цзянь (прямой меч) уходит корнями в период Весны и Осени (770-476 гг. до н.э.) и Сражающихся Царств (476-221 гг. до н.э.). По легенде исторический воитель Жоу Вэн убил таким мечом 300 человек. Использование техники меча всегда вызывала смертельные исходы, что замедляло её развитие. Не так уж многие её практиковали. Как мы можем улучшить практику владения коротким оружием, не травмируя людей, и в то же время, чтобы они могли показать свою технику? Это направление, в котором нам надо двигаться. Сегодня ушу в основном культивируется для обретения и поддержания здоровья, так что это - наш первый приоритет.
В 1928 г. у нас было государственное искусство, возглавляемое генералом Жань Цзичжианем. Под его руководством мой отец Ма Фэнту и мой дядя Ма Инту пытались развивать короткое и длинное оружие. В это же время они также основали Гошу. Стандарт качества обучения тамошних студентов был очень высоким. Они комбинировали китайские боевые искусства и спорт, выпустив много студентов, оказавших влияние на дальнейшее развитие ушу. Эта практика всемерно влияла на Индонезию и Сингапур. Даже сегодня люди на Филиппинах говорят гошу вместо ушу. Они также изучают длинное и короткое оружие и саньшоу. В США все еще нет настоящих соревнований по короткому оружию, проводятся только отдельные поединки. В Китае мы уже начали проводить соревнования на коротком оружии и скоро начнем на длинном. Я слышал, что в Канаде и Японии соревнования по длинному оружию уже существуют в виде турниров.Чжань Цзэмин говорил, что вы должны использовать Дэ как политику, чтобы вести страну. Чан Кайши также уделял много внимания Дэ. В то время у нас были: 4 силы, 8 принципов, (этикет, вежливость, правдивость, этика, патриотизм, почитание родителей, доброжелательность, сострадание, надёжность, изящество, справедливость, добродетельность, гармония). В совокупности это и есть Дэ. Мы китайцы постоянно видели эти лозунги, но сейчас мы даже не знаем, что значит вежливость или изящество. Так как же мы можем говорить о Дэ? В первую очередь мы должны уважать своих родителей. Сегодня множество людей даже не знают, как уважать своих собственных родителей, так как же мы можем говорить, что у нас есть Дэ? Дэ это то, чему мы действительно должны придавать особое значение. Дэ включает Удэ (боевую этику). Удэ - не просто пустой звук, не просто название. У вас должно быть Удэ. Только после этого у вас может возникнуть боевое умение. Только тогда вы сможете показать ваши умения в боевых искусствах.
Мы все знаем правителей, Чжан Фэя и Лю Бэя периода трех царств (220-265 гг.). Эти три героя вместе не смогли одержать победу над Лу Бу. При этом вы можете найти храмы, посвященные Гуаню, Чжан Фэя и Лю Бэю, но ни одного – Лу Бу. Почему? Ведь Лу Бу был лучшим как воин. Это потому, что Лу Бу совершенно не обладал никаким Дэ. Он убил своего отчима из-за женщины. У него было три отчима, и он убил их всех. Вот почему у Ло Гуаньчжуна в его романе Троецарствие первой личностью, выставленной в плохом свете, является Лу Бу. Итак, Дэ и Кай должны сочетаться и быть едины.
Перед всеми боевыми сообществами, включая американское и российское, встает важный вопрос: как нам установить более высокий стандарт Удэ? Как мы собираемся развивать и стимулировать это? Если Удэ сильно и все следуют ему, то все сообщество становится сильным, постепенно поднимаясь на всё более высокий уровень.Уже опубликована новая книга старшего мастера Ма по китайскому спортивному оружию. Он также планирует издать книги по Бацзи, Мацзя Фаньцзы, Мацзя Пигуа и китайскому длинному оружию.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |