-Метки

susan wheeler ШАНЕЛЬ амигуруми ананасы ангел апликация араны бабочки безотрывное вязание бисер блэкворк бохо брошь брюггское кружево ванесса монторо воротничёк вышивка вышивка крестом джованна диас диета дуплет жаккард зайка здоровый образ жизни здоровье игольница кайма карман квадраты книги коврики костюм кот коты кошки крючок крючок и ткань кукла курица лён ленточное кружево листья митенки мишка тедди мода молитва монохром море мохер музыка мясо обувь овощи остатки пряжи пейсли пинетки пирог подушка покрывало птицы пэчворк реглан рельефный столбик роза розы ромашки рыба рыбка салат секционная пряжа сердечко сказочная страна сладкое слонёнок снежинки собака сова соус спираль спицы спицы и крючок сэмплер тапочки творог торт туника уборка упражнения филейное вязание фотография франция цвет цветы цветы крючком шетландские узоры шитьё шторы юбка юмор яйцо японские модели

 -Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Ledi_Shen:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ledi_Shen

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.04.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 16829


Мария Стюарт.

Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 11:38 + в цитатник
Цитата сообщения Эльдис Мария Стюарт.



Долго собиралась написать пост о ней, и каждый раз останавливалась. Не уверена, что готова обсуждать, хотя изложить, пожалуй, стоит.

Хочу сразу предупредить, что моя позиция относительно этой личности - субьективная, и что убедить или переубедить меня в чём-либо невозможно, требовать "правильного" подхода и изложения - тоже самое - смысла нет.

Я решила избежать последовательного рассказа событий и фактов, так же не хотелось бы высказывать какие-либо версии и мнения. Мой пост будет подчиняться внутреннему своему смыслу и порядку.

Так же должна предупредить, что пост будет крайне длинным и может быть приемлем для тех, кто заинтересован в теме.


1. Я не верю портретам.

Я верю посмертным маскам. Именно посмертные маски свободны от условностей живописных школ и стилей, от канонов придворного образа жизни и образа мысли. Посмертные маски не врут. Есть мнение, что с Марии Стюарт было снято четыре посмертных маски, неизвестно - все ли четыре снимались непосредственно с лица, или каждая последующая - с предыдущей. Это важно. Суть в том, что найденные две посмертные маски, значащиеся как посмертные маски Марии Стюарт - разного размера и несколько расходятся между собой.

Итак, сохранились два слепка. Один находится в музее шотландского города Джедбург, другой - в частной коллекции дворца Леннокслав (Lennoxlove House), в Шотландии.

 

Музей, который представляет в экспозиции эту маску  – «Дом Марии Стюарт» (Mary, Queen of Scots house) в Джедбурге (Jedburgh). Эта маска была обнаружена Чарльзом Хэпберном, известным искателем и коллекционером, в Питерборо. Происхождение находки значимо, ведь прах Марии был первоначально захоронен именно там. Маска украшена ручной росписью – нарисованы брови, ресницы, губы.

Ручная роспись - вещь неоднозначная. Но на мой взгляд в данном случае всё не так плохо.

 

 

 (631x640, 58Kb)

 (400x300, 10Kb)

 (500x333, 80Kb)

Относительно этой маски я могу сказать вот что: эта маска женщины, которой отрубили голову, женщины, которая всё ещё пытается что-то сказать окровавленными губами, захлёбываясь кровью. Она пытается глотать, но горла нет... Именно так и было с МС: после того, как с третьей попытки голова наконец была отрублена - она вдруг стала что-то говорить, но что - ни кто не понял. Одновременно эта маска - маска долгожданного успокоения, принятия мира в себя и... даже загадочной женской сущности, женской улыбки. Такое странное и трагичное сочетание. Я признаю эту маску как маску МС.

Вторая маска находится в частной коллекции дворца Леннокслав в Шотландии.

Поместье Леннокслав было куплено 14-ым герцогом Гамильтоном в 1947 году, и тогда в доме разместилась коллекция артефактов XVI века. Среди них есть серебряный ларец Марии Стюарт и сапфировое кольцо королевы, подаренное лорду Джону Гамильтону, 1-му маркизу Гамильтон. К этой же коллекции относится и слепок с лица королевы. Он сделан из воска, детали – брови и ресницы - были добавлены позже, для придания лицу жизненного подобия. Гамильтоны утверждают, что маска хранилась в коллекции семьи около 250 лет.

 (700x343, 32Kb)

 (450x305, 13Kb)

Отсутствие макияжа сильно меняет впечатление.

Почему-то в этой маске я не совсем уверена. Одна из масок больше другой, что может говорить о том, что это разные маски или о том, что слепки делались один с другого, и четвёртый по счёту слепок заметно больше первого. Кроме того, критики говорят о том, что маски выглядят так, как будто они были сняты с молодой женщины, тогда как МС было уже за 40 и она в последние годы болела. Для меня это не является аргументом, потому что совершенно не обязательно у женщины за 40 должно быть лицо, изборождённое глубокими морщинами, отвисшее и т.д. МС страдала от ревматизма, вызванного сыростью в помещениях, где она была заключена в последние годы. Это не значит, что непременно должны быть следы старости на лице.

Застывшей маски естество.

Скрывают губы восковые

Смертельной длани торжество

И узы мрака вековые.

 

Под воском век надежды нет,

Погасли солнечные зори,

Там нет ни радости ни горя

Лишь хладный запредельный свет.

 

Но чаша, полная дождя,

Забыта в храме на ступенях,

И плачут струи, в синих тенях

Свою обитель находя.

 

То милость неба льётся в чашу

Благословеньем запоздавшим.

 

 И, наконец, третье, что можно представить в этой части - это скульптурное изображение на надгробии.

Скульптурное изображение королевы, украсившее гробницу, было создано Корнелиусом Кюре в период между 1606 и 1616 годами. Фрагментарные копии этой скульптуры также украшают музейные экспозиции шотландских замков Линлитгоу и Фолкланд. Изображения иногда именуются «посмертными масками», поскольку были созданы для гробницы.Точно неизвестно, пользовался ли мастер посмертной маской МС или её портретами или просто создал условный образ.

 (500x333, 103Kb)

Так же имеется камея с её портретом, видимо тоже чисто условное изображение. (Италия, 1570е)

 (350x376, 54Kb)

Заканчивая главу о посмертных масках, я хотела бы представить тут так же посмертную маску Елизаветы I Тюдор.

Если я верно поняла, это надгробное изображение было сделано с посмертной маски королевы. Здесь тоже можно заметить, что маска чуть моложе, чем можно было бы ожидать. Маска немного сглаживает морщины и складки, что и делает лицо моложе. Так мне кажется...

 (420x485, 59Kb)

Заканчивая эту часть, я ещё раз хочу повторить, что ни что так не выявляет внутреннюю сущность - как посмертная маска.

 2. Я не верю портретам. Более всего я не верю придворным живописцам.

Рассмотрим некоторые имеющиеся портреты МС. Прежде всего те, которые касаются её детского и подросткового возраста. Даже придворный живописец не может сильно исказить образ ребёнка, поэтому детские портреты МС мне кажутся более достоверными.

François Clouet 1549-1550

 (160x213, 22Kb)

1555года, автор ??

 (304x500, 66Kb)

Неизвестный автор. Франция, предположительно 1558 год

 (401x594, 79Kb)

Далее идут многочисленные клоны Француа Клуэ, выполненные строго канонически, и порой кажется, что не с оригинала, а с одного выбранного эталона. Предположительно, портреты были написаны в 1559-1560г.

 (200x267, 32Kb)  (200x272, 28Kb)  (200x238, 26Kb)


 (200x278, 29Kb)  (200x307, 27Kb)

Портреты практически одинаковые, различаются только длинной носа: от длинного до очень длинного. Вопрос: возможно ли с натуры за год написать 5 почти одинаковых портретов молодой вдовы? Думаю, с натуры писался один из них, а потом зачем-то растиражировался.

Так же имеется портрет того же мастера, относящийся к 1558г.

 (344x509, 55Kb)

Возникает пара вопросов: откуда за год у МС взялся длинный нос? В самом деле, когда мы смотрим на портрет другого автора за 1558год - ни что не предвещает длинного носа, а вот у Француа Клуэ с носом просто беда... К тому же, глядя на выше показанные портреты в его исполнении ни как не скажешь, что это девочка 16ти лет, а вот портрет неизвестного автора за тот же год соответствует возрасту изображённой королевы. Но откуда взялся длинный нос? Его нет на ранних портретах, нет у посмертных масок. Но есть у Француа Клуэ и некоторых других художников. Быть может этой чертой лица художник хотел обратить внимание на французское происхождение МС, на её мать - Маию де Гиз? Художник хотел подчеркнуть родовую приемственность?

Однако и матери МС достался от художников в разной степени длинный нос.

На портретах: Мария де Гиз (мать МС) и Яков V король Шотландии (отец МС)

 (661x555, 80Kb)

 (640x480, 68Kb)

Но продолжу о портретах МС.

Имеется ещё один портрет МС кисти Франсуа Клуэ. Совершенно другой, трудно представить, что это тот же автор! Словно другой рукой исполнено, другими глазами увидено.

 (425x591, 79Kb)

А здесь ей 17 лет, то-есть через год - опять нос нормальный. Jean Decourt.1559.

 (410x600, 44Kb)

Очаровательный портрет без комментариев, у меня нет записей к нему, к сожалению...

 (364x596, 103Kb)

Все портреты между тем очень похожи, словно один с другого писались. Я всё же думаю, что это влияние канона придворной живописи.

На этом портрете МС изображена вместе со своим вторым мужем.

Henry Stewart, Lord Darnley, Maria Stuart. Здесь снова произошла метаморфоза с носом.

 (650x497, 98Kb)

Шотландия, 1565г.

 (450x586, 84Kb)

Опять же, ничего не могу сказать об авторе, и даже точная дата неизвестна.

 (416x575, 93Kb)

Надо сказать, что и у Елизаветы с носом на портретах происходят некоторые метаморфозы. И тут речь идёт не только о длинне носа, но и о горбинке. Похоже, что художники того времени всё же считали, что у королев нос должен быть значительным :) Вот ряд её портретов:

 (435x640, 86Kb)

e31182809d5e (471x640, 71 Kb)

 (523x640, 114Kb)

Канон - есть канон. Вот несколько красавиц того времени (или близко к тому):

Диана де Пуатье.

 (370x525, 50Kb)

Маргарита Валуа. (обратите внимание на нос!)

 (170x238, 9Kb)

Жанна де Альбре (мать Генриха IV)

 (370x507, 60Kb)

Ну хватит с нас носов, оставим их наконец. И закончим пока портретную часть.

3. Почему МС могла претендовать на английскую корону.

Мария Стюарт была дочерью шотландского короля Иакова V и французской принцессы Марии Лотарингской. Кровь Гизов и Бурбонов по линии матери, кровь Тюдоров по линии отца – роковые дары, полученные королевой от родителей. Царский венец достался ей с колыбели: Иаков V умер через несколько дней после рождения дочери, оставив наследнице престол и царство. При том она являлась внучатой племянницей Генриха VIII, и на этом основании могла считаться законной наследницей английского престола, в противовес незаконнорожденной еретичке Елизавете, которую сам отец - Генрих VIII объявил бастардом.

Согласно некоторым генеалогическим исследованиям, например проведённым Гарднером - род МС происходит от рода Меровингов. У меня есть родословная, показывающая каким образом это происходит, однако я решила её сюда не помещать, потому что тогда пост будет просто непомерно огромным.

4. Продолжу портретную галерею действующих лиц трагедии...

 Джеймс Стюарт, граф Меррей. (сводный брат Марии)

 (426x555, 26Kb)

Франциск II, первый муж МС, король Франции.

 (509x600, 35Kb)

Задаются вопросы: почему МС не стала после смерти королевой Франции или "вдовствующей королевой", но в спешном порядке удалилась назад в Шотландию? Потому что Екатерина Медичи её бы отравила так же, как отравила её мужа, убирая со своего пути...

Екатерина Медичи.

 (422x600, 54Kb)

Генрих II.

Генрих II (370x605, 92 Kb)

Генрих VIII Тюдор.

 (480x699, 62Kb)

Анна Болейн.

proshloe_003 (445x600, 73 Kb)

Мария Кровавая.

 (180x224, 17Kb)

Henry Stuart, Lord Darnley. Второй муж МС.

 (458x590, 52Kb)

Филипп II Испанский.

 (400x560, 51Kb)

Давид Риччо.

 (298x389, 46Kb)

Другой портрет.

pers-riccioДавид Риччо (166x206, 12 Kb)

Джон Нокс.

Джон Нокс (231x348, 35 Kb)

Джеймс Хэпберн, граф Босуэлл. Третий муж МС.

 (450x446, 46Kb)

Френсис Уолсингем.

 (454x640, 27Kb)

Материалов ещё очень много, но пока ограничусь этими портретами.

5. Я не буду излагать ход истории, подробности происходящего. Думаю, все приблизительно знают ситуацию.

Итак, по указу Елизаветы 8 февраля 1587 года Мария Стюарт была казнена путем обезглавливания в замке Фотерингей.

Она отказалась отречься от своих прав на английский престол даже во имя жизни, хотя Елизавета предлагала ей свободу в обмен на титул. Мария Стюарт предпочла умереть королевой.

Копия указа о казни Марии Стюарт, подписанного Елизаветой.

 (698x356, 74Kb)

6. Предсмертное письмо и последние слова.

Она пишет Елизавете:

«Государыня, от всего моего сердца благодарю бога за то, что ему угодно, посредством Вашего приговора, положить конец томительному странствованию моей жизни. Я не прошу продлить ее: я имела слишком много времени на то, чтобы изведать все ее горечи…»

 

Мария Стюарт в свой последний час сказала Эндрю Мелвиллу, специально прибывшему на казнь посланнику Иакова, следующие слова: "Только сообщи, что я умерла верная своей религии, истинной католичкой, истинной дочерью Шотландии, истинной дочерью королей. Да простит бог тех, кто пожелал моей смерти. И скажи моему сыну, что никогда я не сделала ничего, что могло бы повредить ему, никогда ни в чем не поступилась нашими державными правами".

7. Предсмертное письмо (исповедь) Босуэла. Многие оспаривают его подлинность. Однако, в этой истории кажется все оспаривают всё, так что совершенно доказанного и подлинного ничего нет.

Летом 1573 года граф Босуэлл был перемещен из крепости Мальме в тюрьму замка Драгсхольм. Согласно некоторым сведениям, еще находясь в Мальме Босуэлл тяжело заболел. Он решил составить завещание и раскрыть наиболее загадочные обстоятельства своей жизни. В присутствии свидетелей он продиктовал свою последнюю волю и исповедался. Признания графа, зафиксированные на бумаге современниками, ныне хранятся в Библиотеке Эдинбургского Университета. «Завещание Босуэлла» стало предметом пристального изучения историков. Что же сообщает миру этот документ?

В «завещании» Босуэлл признавался, что королева Шотландская не принимала никакого участия в заговоре, направленном против короля Шотландии, лорда Дарнли. Убийство Дарнли было подготовлено и совершено им самим, а также другими людьми, чьи имена указаны в документе – лордами Мортоном, Аргайлом, Бойдом, Хантли, Крауфордом и прочими. Также Босуэлл утверждал, что использовал колдовство для достижения желанного брака с королевой, и любовное чувство Марии Стюарт было следствием этой магии. Далее следовало раскаяние во множестве нечестных поступков, совершенных по отношению многим дамам и девицам, которых граф обольстил. Как гласит документ, после признания всех своих злодеяний Босуэлл получил последнее причастие и умер.

Казалось бы, эта удивительная бумага проливает свет на самые таинственные события истории. Однако большинство исследователей считают «завещание Босуэлла» подделкой, сфабрикованной сторонниками Марии Стюарт с целью восстановить репутацию королевы. На чем строятся эти опровержения подлинности?

Сохранившееся «завещание» известно в двух копиях, - на латинском и датском языках. Само существование копий вызывает вопрос, - кто и зачем скопировал документ?

Из документа следует, что Босуэлл умер в Мальме в 1573 году. Однако это не соответствует действительности. В 1573 году граф был переведен из Мальме в тюрьму замка Драгсхольм, где скончался пять лет спустя, 14 апреля 1578 года.

Также в документе называются имена свидетелей, присутствовавших при составлении завещания и оглашении последней воли. Исследователи биографии Босуэлла, историки Роберт Гор-Браун и Хэмфри Драммонд отмечают, что двое из указанных в этом списке людей к моменту «составления завещания» уже были мертвы - Отто Брах (Otto Brahe) умер 1571 году, Гильденстерн Фултоф (Gyldenstjerne Fultofte) в 1569 году. Таким образом, эти люди никак не могли присутствовать при смерти графа.

Роберт Гор-Браун, историк и биограф графа Босуэлла, утверждал, что «завещание» является абсолютной подделкой. Сфабриковавшие его люди имели устаревшие сведения о положении дел в Дании, - именно поэтому в список «свидетелей смерти» графа попали ранее умершие личности. Роберт Гор-Браун полагал, что подлинное завещание Босуэлла могло существовать. Возможно, что оно даже относилось к указанному 1573 году. Если учесть сведения о тяжелой болезни Босуэлла, начавшейся в Мальме, то можно предположить, что в определенный момент граф действительно стал готовиться к смерти. Он вполне мог составить завещание, продиктовав его кому-то из свидетелей. Если эта подлинная бумага когда-то существовала, то она могла быть положена в основу подделки.

8. К вопросу о нравственности.

МС упрекают в том, что она вела безнравственный образ жизни, имея в виду подозрение, что она забеременела прежде того, как вышла за Босуэла и прежде того, как умер её второй муж - Дарнлей.

Что же на это сказать? Стоит вспомнить самого Генриха Тюдора и зачатие Елизаветы. Вспомним, как Елизавета сватает МС в мужья вместо короля Испании - своего любовника Цыгана! 

Одна из первых дам шотландского двора Mary Fleming:

Родословная ее была не только благородной, но и королевской. Король Иаков IV приходился ей дедушкой, - так же, как и Марии Стюарт. О бабушке Мэри Флэминг известно очень мало. Она была любовницей короля, и ее имя не упоминается в архивах. Возможно, это была Джейн Кеннеди или Агнес Стюарт (позже графиня Босуэлл). Мать Мэри Флэминг, леди Джанет, имела шесть детей от мужа и одного ребенка от короля Франции Генриха II.

Битоны были одним из самых могущественных кланов Шотландии в 16-м столетии. Это фамильное древо имело много ветвей, и в хрониках встречаются различные варианты написания фамилии - Beaton, Betoun или Bethune. Ближайшие родственники Мэри Битон не имели благородной крови, но занимали высокие посты в государстве. Предки по мужской линии служили казначеями у королей Иакова IV и Иакова V, а мать была фрейлиной королевы Марии де Гиз. Отец Мэри Битон имел много сестер, которые выделялись среди других придворных дам. Одна из этих сестер, Элизабет, была любовницей Иакова V, отца Марии Стюарт. Она родила королю дочь Джанет, графиню Аргайл.

Старшая из сестер, тоже Джанет, по некоторым данным имела связь с графом Босуэллом. Ее имя связывали с убийством лорда Дарнли.

И т.д. и т.п. Таким образом, кто без греха?

8. Послесловие.

Знаменитая балерина Майя Плисецкая в одном из интервью:

- Вас всегда терзала неудовлетворенность: хотелось делать что-то новое, необычайное, рвать цепи традиций. Есть ли такой образ, который вам хотелось бы воплотить, есть ли такая личность, которая волнует сейчас ваше воображение?

- Да, есть такой образ. Это - королева Шотландии Мария Стюарт. Считаю ее единственной, самой гениальной женщиной всех времен. Ее судьба привлекает мое внимание не только пленом и трагической гибелью на эшафоте. Ведь головы рубили многим... В ней есть то особое, что выделяет гения. Как известно, она писала дивные сонеты, поэтические письма, вела дневники, увлекалась театром, играла на музыкальных инструментах, в совершенстве владела многими иностранными языками, в том числе итальянским. Она, я повторяю, только она одна в свое время могла прочитать в оригинале новеллы итальянца Банделло, которые впоследствии стали основой, по моей версии, приписываемых Шекспиру знаменитых пьес. Иначе как объяснить факт пропажи огромных баулов со стихами и записями Марии Стюарт в день ее казни, которые она писала на протяжении 18 лет, находясь в заточении. Эта загадка мучает меня.


9. Некоторые вещи МС.

Тартан Стюартов:

 (180x180, 35Kb)

Арфа МС.

 (309x588, 16Kb)

Кольцо с сапфиром, принадлежавшее Марии Стюарт

Кольцо с сапфиром, принадлежавшее Марии Стюарт (150x122, 5 Kb)

Молитвенник

 (611x400, 88Kb)

Украшения

 (450x300, 15Kb)

Знаменитый ларец.

 (343x250, 31Kb)

Чётки с распятием и молитвенник, бывшие с ней на эшафоте.

 (379x294, 64Kb)

Часы.

ms-things-02 (231x285, 14 Kb)

Кулон.

 (505x451, 51Kb)

Футляр для благовоний и медальон.

 (279x227, 66Kb)  (259x182, 22Kb)

Корона, скипетр и меч, которые использовались на коронации Марии Стюарт.

 (160x202, 8Kb)

Детали одежды Марии Стюарт

 (304x493, 62Kb)

Предположительно - мяч, принадлежащий МС, самый старый сохранившийся мяч...

 (203x152, 13Kb)

SERVER-114840603-1 (371x529, 59 Kb)

Rosary shown on the Mary Stuart Society webpage prior to showing her grave at Westminster Abbey.

Rosary shown on the Mary Stuart Society webpage prior to showing her grave at Westminster Abbey (229x331, 11 Kb)

Вестминстерское аббатсство - место захоронения обеих королев.

 (659x443, 57Kb)

Scotland The Brave


Прошу извинить меня за то, что не даю ссылок. Я давно занимаюсь этой темой, и боюсь, что сейчас уже не соберу всех ссылок, которые послужили мне для этого поста.

Многие материалы были взяты здесь:

 

http://www.maria-stuart.ru/

Рубрики:  красота
история
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку