При использовании этих 10 правил композиции, Ваши картины (или фотографии, т.к. эта статья пригодится как художникам так и фотографам) будут более притягательны для зрителя. Здесь нет никакой мистики, просто человеческий глаз устроен определенным образом, и данная подборка правил — это свод наблюдений за следствиями этого устройства)))
1. Золотое сечение Очень важно перед началом работы правильно скомпоновать Вашу картину. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта на картине — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.
2. Размещение или расстановка. Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.
3. Равновесие Объекты, расположенные в разных частях Вашей картины, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.
4. Диагонали Один из самых эффективных композиционных приемов — это диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты на картине мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю картину
5. Контраст Контрастные места картины притягивают внимание зрителя! Поэтому за светлыми объектами картины прокладывают тень, а темные предметы подсвечивают. Это помогает создать объем на картине. Еще один совет по поводу фона — не пишите портреты на пестром фоне. Фон должен быть постельных тонов, приглушенным и не прорисованным, чтоб не отвлекать внимание зрителя от объекта.
6. Формат Если в картине преобладают вертикальные объекты — пишите на вертикальном холсте. Если пишете пейзаж — ставьте холст горизонтально.
7. Направление Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и любое изображение, любую картину. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части картину. Таким образом взгляд и главный объект на картине как бы движутся навстречу друг другу. Но если мы хотим показать много воздуха и пространства, объект располагается слева. При построении композиции всегда учитывайте этот момент.
8. Цветовое пятно Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.
9. Движение на картине Рисуя движущийся объект (автомобиль, идущая девушка, летящая птица), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Чтоб ему было куда идти.
10. Значимость объекта Если Вам необходимо подчеркнуть величие объекта — пишите пейзаж за ним мелкий, если напротив нужно подчеркнуть ничтожность объекта — он должен находиться на фоне больших угнетающих его своей величиной предметов.