-–убрики

 -ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Elisabeth_Malfoy

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.06.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 916

Stella Splendens

—реда, 11 »юн€ 2008 г. 23:00 + в цитатник

ћой докладенок с конференции в √ћ»–е.

–еконструкци€ танца —телла —пленденс была привезена в –оссию в 1996 году из летней школы старинной музыки и танца в польском городе —андомеж. Ёто были мастер-классы английского хореографа и реконструктора старинных танцев ƒжейн ƒжинджелл. —ейчас —телла настолько попул€рна, что ее знает практически каждый, кто занимаетс€ старинными танцами; также —телла достаточно часто по€вл€етс€ на балах. Ќо танец – это не только набор движений и музыкальное сопровождение. “анец – это истори€, охватывающа€ очень многое. Ёто заложенный в последовательности движений смысл. Ёто происхождение и предназначение танца. Ёто эпоха, в которую танец возник. »стори€ —теллы известна не всем, кто ее танцует, и это незнание мешает правильному воспри€тию танца, который легко может показатьс€ скучным.

 

»стори€ —теллы началась в бенедиктинском монастыре ћонсеррат в XIV в.. ћонастырь расположен в »спании, в окрестност€х Ѕарселоны. ќн стоит на середине крутого и неплодородного горного склона, по средневековым меркам хорошо защищенный своим местоположением от возможных захватчиков [5]. ¬ истории ћонсеррат существовало два монастыр€. ѕервый, основанный в XI в. аббатом ќлибой –ипольским, был практически полностью разрушен наполеоновской армией в 1811 году [6]. “от, что мы видим сейчас, построен в XIX в. [5].— монастырем ћонсеррат св€зано множество легенд, одна из которых дл€ нас особенно интересна. ќна рассказывает о чудесном €влении статуи св€той ћарии с младенцем в одной руке и шаром в другой. –азумеетс€, на месте, где была обретена св€тын€, построили часовню. ѕозже там возник монастырь, где до сих пор хранитс€ стату€ ƒевы ћарии, также называема€ „ерной ћадонной.


 

—огласно еще одной легенде, стату€ была вырезана св€тым Ћукой и привезена в »спанию св€тым ѕетром. ¬ 718 г. в »спании начинаетс€ –еконкиста, и стату€ была укрыта в горах ћонсеррат и в результате утер€на. ¬ 890 г. „ерна€ ћадонна чудесным образом обнаружена в пещере пастухами [6].


 

ћонастырь ћонсеррат длительное врем€ был центром поклонени€ ƒеве ћарие. Ћегенды утверждают, что ƒева ћари€ сотворила на горе немало чудес, и это объ€сн€ет то, что уже с конца дев€того века там селились отшельники. ¬ то же врем€ гора была освобождена от владычества мусульман и отдана рипольскому монастырю ордена бенедиктинцев. ћонастырь св€той ћарии ћонсерратской началс€ с простой хижины отшельника. ћножество паломников шли туда, веру€ в чудесную мощь статуи „ерной ћадонны. ћонастырь также превратилс€ в крупный культурный центр. Ќекоторые монахи получали образование в крупных европейских университетах, таких как парижский или болонский. —в€щеннослужители родом из благородных испанских семейств, в основном каталонцы, представл€ли в ћонсеррате двор€нское сословие. “аким образом, ћонсеррат стал духовным, культурным и политическим центром  аталонии [5].

 

 

ќдним из драгоценнейших сокровищ библиотеки ћонсеррат €вл€етс€ кодекс четырнадцатого века, известный как Llibre Vermell или јла€  нига. ¬торое название произошло от алого бархатного переплета, изготовленного в конце XIX в. 35 из 172 листов фолианта утер€ны. —реди множества сведений, посв€щенных внутренней жизни монастыр€ и организации паломников, наход€тс€ несколько листов с музыкальным материалом: 21v-27r. –укопись была завершена в 1399 году [ƒанил –€бчиков, 2007].

 

ћузыкальное содержание манускрипта:

  • Virgo Splendens (fol. 21v-22)

     

  • Stella splendens (fol. 22r)
  • Laudemus Virginem (fol. 23)
  • Mariam matrem virginem (fol. 25r)

     

  • Polorum Regina (fol. 24v)
  • Cuncti simus concanentes (fol. 24)

     

  • Splendens ceptigera (fol. 23)

     

  • Los set goytxs (fol. 23v)

     

  • Inperayritz de la ciutat joyosa (fol. 25v)

     

  • Ad mortem festinamus (fol. 26v)

     

 

ѕричину включени€ музыки в рукопись можно найти в ней самой:
«ѕоскольку случаетс€, что паломники, провод€ ночи в церкви ƒевы ћарии из ћонсеррата, иногда желают петь и танцевать, и даже иногда днем, на церковной площади, где только добродетельные и благочестивые песни могут быть спеты, некоторые подход€щие [песнопени€] были записаны здесь дл€ этой потребности. » они [песнопени€] должны исполн€тьс€ в почтительной и умеренной манере, чтобы не тревожить тех, кто продолжает молитьс€» [ƒанил –€бчиков, 2007].

 

 

¬ монастыре ћонсеррат не было специальных помещений дл€ проживани€ паломников, и те ночевали пр€мо в церкви. ѕеснопени€ Llibre Vermell должны были заменить бодрствующим паломникам обычные светские песни и танцы [5].

 

»з музыкального содержани€ Llibre Vermell нас сегодн€ интересует Stella splendens. я не буду приводить полностью стихотворное содержание Stella splendens, так как это зан€ло бы слишком много времени. —уть его в том, что все сослови€ – богатые и бедн€ки, двор€не, монахи и простонародье – стрем€тс€ к статуе ƒевы ћарии, чтобы поклонитьс€ ей, пока€тьс€ в грехах, дать какие-то обеты. » – что немаловажно – в данном случае все оказываютс€ равны перед божественной благодатью, т.е. в какой-то мере нивелируютс€ сословные границы[ƒанил –€бчиков, 2007] .

 

 

„резвычайно интересными с музыкальной точки зрени€ €вл€ютс€ пометки красными чернилами на листе 22 r. ќдна из них (нижн€€) нам уже знакома: это та сама€ причина включени€ музыки в манускрипт вместе с пожеланием петь почтительно и умеренно, чтобы не мешать мол€щимс€ в церкви. ¬тора€ начинаетс€ пр€мо под буквицей (инициалом S) [ƒанил –€бчиков, 2007].

 


«sequitur alia cantilena omni dulcedine plena eiusdem domine nostre ad trepudium rotundum»

 

 

«ƒалее следует ина€ песнь, вс€кой сладости полна€, столь же сладчайшей √оспоже нашей дл€ трипуди€ в форме рондел€»

 

ѕопробуем разобратьс€ с выделенными терминами.

 

ѕо словам »оанна де √рокейо, парижского теоретика рубежа XIII-XIV веков, песнью (кантиленой) называлс€ куплетный кант. ¬ определении де √рокейо куплетный кант – это куплетное пение, силлабически отчетливый и неприт€зательный «строфический напев». ќно уступает по изысканности коронованному канту [—апонов, 2004:142].

 

√рокейо также говорил: «ѕеснь многими называетс€ рондо (закругленной) или ронделем (ротунделем), поскольку она наподобие круга замыкаетс€ в себе самой и начинаетс€ и заканчиваетс€ одинаково. ћы же называем рондо (закругленной) или ронделем (ротунделем) только такую форму, части которой не содержат мелодии, отличающейс€ от мелодии ответа (респонсори€) или припева. ≈го [рондель] следует петь прот€жно, подобно кондукту (коронованному канту)».

 

 

“еперь несколько слов о трипудии.

 

¬ классической латыни трипудий (tripudium) - это танец, исполн€емый сали€ми во врем€ религиозного шестви€ их по городу. Ўествующие трижды удар€ли ногой о землю, отсюда и название танца (tre, pes).

 

¬ средневековой церковной латыни трипудием (tripudium) называлс€ церковный процессиональный танец.

 

»так, подвод€ некоторые итоги, получаем:

 

1. ѕесн€ (cantilena) - произведение куплетно-припевной формы, скорее всего начинающа€с€ и оканчивающа€с€ одинаково. ћузыкальный текст Stella splendens говорит о том же. ≈го форма AAbbaaAA...AA, где AA - дважды повтор€юща€с€ музыкально тема припева, b - тема первой части куплета, а - тема второй части куплета, музыкально идентична€ теме припева. AAbbaaAA - один из самых частых вариантов средневековой музыкальной формы виреле. “ака€ форма была довольно попул€рна в испанской и французской музыке 13-14 веков. Ѕольша€ часть кантиг из рукописей Cantigas de Santa Maria написана в подобной форме.  

 

2. ”потребление слова трипудий (trepudium) говорит о характере и назначении произведени€ - песн€-танец, сопровождающа€ религиозную процессию.

 

3.  ронделем ситуаци€ несколько более сложна€. ≈сли следовать определению √рокейо, рондель не имеет мелодии, отличной от припева, т.е. форма —телла —пленденс должна быть AAbBaaAA. C другой стороны, возможно, союз "или" между репонсорием и припевом дает возможно отнести к определению √рокейо также и виреле, поскольку последнее не содержит иной мелодии, отличной от припева (темы а) или респонсори€ (ответа, если таковой считать тему b). ¬ любом случае ссылка на рондель, помимо даже напоминани€ о трипудии, направл€ет нас к рондельному репертуару - церковным танцам из флорентийского, турского и иных манускриптов 12-13 веков. “.е. помогает найти возможные аналоги Stella splendens.

 

“аким образом, —телла —пленденс, по-видимому – песн€-танец, сопровождавша€ (реальное или символическое) шествие к месту €влени€ чудотворной статуи на горе ћонсеррат. ћожно, веро€тно, также отметить процессиональный характер, неспешный темп, прот€жное (longo tractu в определении √рокейо) и не слишком громкое пение [ƒанил –€бчиков, 2007].

 

 

»сточники:

1. ƒанил –€бчиков. —равнительные интерпретации LV 2: Stella Splendens / „асть 1 // ∆ивой ∆урнал ансамбл€ средневековой музыки «Universalia in Re» (http://community.livejournal.com/universalia/10881.html)

2. ƒанил –€бчиков. —равнительные интерпретации LV 2: Stella Splendens / „асть 2 // ∆ивой ∆урнал ансамбл€ средневековой музыки «Universalia in Re» (http://community.livejournal.com/universalia/11161.html)

3. ƒанил –€бчиков. Llibre Vermell de Montserrat.  ратка€ справка // ∆ивой ∆урнал ансамбл€ средневековой музыки «Universalia in Re» (http://community.livejournal.com/universalia/9531.html)

 

4. —апонов ћ. ј. ћенестрели.  нига о музыке средневековой ≈вропы. – ћ.:  лассика XXI, 2004.

 

5. Llibre Vermell and the Legends of Montserrat // »здательский дом «јмарант» (http://www.amaranthpublishing.com/LlibreVermell.htm)

 

6. ћонастырь ћонсеррат // ≈диный информационный портал о »спании http://www.hispana.ru/?page=object&infoID=12&zoneID=&objectID=132&print=1

 

 

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку