Цитата сообщения Alexandra-Victoria
Британский художник нидерландского происхождения Сэр Лоуренс Альма-Тадема - прославился своими описаниями роскоши и упадка Римской империи. (часть-1)
Сэр Ло́уренс А́льма-Таде́ма (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema [ˈælmə ˈtædɪmə]; 1836—1912) — британский художник нидерландского происхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. Он прославился своими описаниями роскоши и упадка Римской империи, пейзажей Средиземноморья. Его картины точно воссоздавали детали ушедшей эпохи и пользовались большой популярностью в Великобритании, о чём свидетельствует и факт присвоения ему рыцарского звания в 1899 году. После кончины Альма-Тадема был забыт, и только в 1960-е годы с подъёмом интереса к салонной и декоративной живописи, был оценён его вклад в развитие британского и мирового искусства.
Лоуренс Альма Тадема родился 8 января 1836 года в небольшой деревне Дронрийп, в Фрисландии на севере Нидерландов. Шестой ребёнок деревенского нотариуса Петера Тадема и третий ребёнок от его второй жены — Хинке Диркс Брауэр, которая была сводной сестрой первой жены П. Тадема. Тадема — старая фризская фамилия, означающая «Адамов сын». Имена Лоуренс и Альма были даны его крёстными, но после переезда в Великобританию второе имя было включено в фамилию, чтобы в каталогах выставок оказываться в самом начале.
Обучение детей Хлодвига. 1861. Частное собрание
В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Мать имела склонность к искусству, и решила, что дети должны учиться рисованию, Лоуренс получил первые уроки вместе со старшими сводными братьями у местного художника. Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. В 1852 году он поступил в Королевскую академию Антверпена, где обучался четыре года. Главным его наставником был Эгидиус Вапперс, Альма-Тадема получил несколько наград за успехи в учении. Он также ассистировал профессору Людвику Яну де Тейе, у которого слушал курсы истории и исторического костюма; их сотрудничество длилось около трёх лет.
В ноябре 1858 года Альма-Тадема стал работать с художником Хендриком Лейсом, чья школа была одной из самой известной в Бельгии. Под его руководством Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу — «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Успех работы заложил основу дальнейшей популярности художника, картину одобрили не только критики и коллеги по художественному цеху, но и король Леопольд.
При жизни Альма-Тадема был успешным бизнесменом и одним из самых процветающих викторианских художников. Это достигалось многими способами: он угождал вкусам современников, изображая викторианцев в классической обстановке, а также декоративностью своих работ, где много мрамора, солнечного света и проч. Во многом картины Альма-Тадемы позволяли викторианцам отождествлять себя с римлянами периода расцвета империи.
Она напоминала тех древнеримских дам с идеально правильными чертами лица, которых писал Альма Тадема и в которых вопреки их античным одеждам сразу можно узнать англичанок.
Анна Альма Тадема (дочь художника от первого брака)
Печатные воспроизведения его работ приносили больше доходов, чем собственно картины, но гонорары Альма-Тадема тоже были велики. Его контракт с Гамбаром 1874 года принёс ему 10 000 фунтов стерлингов. Средняя стоимость его картины в 1880 году составляла от 2 до 3 тысяч фунтов, а портрета, им выполненного, — от 600 до 800 фунтов. В 1900-е годы по крайней мере три произведения художника были проданы за сумму, превышающую 5000 фунтов. Сам Альма-Тадема застал постимпрессионизм, кубизм, фовизм и футуризм, искренне принял новые направления в искусстве и одобрял их, но примирить его искусство с авангардом было совершенно невозможно. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм, викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории».
Восхитительная ирония — картины, которые викторианцы считали произведениями искусства, всего через несколько десятков лет превратились в порнографию и стали служить украшением спальни проституток.
Только в 1960-е годы к работам Альма-Тадема вновь возник интерес, и цены на его работы вновь достигли уровня 4000 фунтов, однако фунт стерлингов к тому времени девальвировался.
Интерьер Гая Martius дом
Гостиная в доме Тауншенд
Кьеза Сан-Клементе
Практически все работы Альма-Тадема оказались в частных собраниях. В конце ХХ века он стал оцениваться как один из важнейших живописцев-академистов XIX века. Впрочем, ещё в 1910-е годы декоративные возможности его картин были оценены в Голливуде, поэтому живопись Альма-Тадема использовалась голливудскими режиссёрами как источник зрительного материала для постановки фильмов на античные темы. Работами Альма-Тадема вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль, и другие. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадема, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Большая часть его художников-постановщиков были англичанами, очевидно, знакомыми с наследием художника. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадема находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино» (Вся биография здесь:)
Интересные факты
Многие члены семьи Лоуренса Альма-Тадема также занимались живописью — его вторая жена Лаура, сестра жены Эллен Нелли Госс и дочь художника от первого брака Анна. На Всемирной Выставке в Париже в 1878 году картины Лауры Альма-Тадема были удостоены серебряной медали. В 1896 году в Берлине прошла большая выставка её работ, отмеченная золотой медалью.
В российских художественных музеях хранится значительное количество работ другого мастера той эпохи, Генриха Семирадского, сюжеты и манера исполнения которых близки к картинам Альма-Тадемы.
В доме Альма-Тадемы интерьеры были оформлены так, как это было принято в Римской империи. Художник посещал раскопки в Помпеях и Геркулануме и знакомился с бытом той эпохи. Таким образом изображая бани, жилища римлян он фактически писал с натуры то, что действительно находилось в его собственном доме.
Пандора
Вакханалия
Посвящение вакха
Превращение Паула в Санкт Джером
Смерть первенца фараона
Нахождение Моисея
Смерть Ипполита
Праздник урожая (Танцующие вакханки во время сбора урожая)
Антоний и Клеопатра (литературное)
Фауст и Маргарита (литературное)
Поэзия (аллегория)
Проза (аллегория)
Серия сообщений "ДРЕВНЕ-ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ.":МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ
Часть 1 - ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ-Легенда о Бабочке.
Часть 2 - Греческая мифология: ГАРПИЯ.
...
Часть 19 - Жак Луи Давид (Jacques-Louis David: 30.08.1748 — 29.12.1825) — французский художник, основоположник французского неоклассицизма.
Часть 20 - Франсуа Буше (29.09.1703 — 30.05.1770) — французский живописец, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века.
Часть 21 - Британский художник нидерландского происхождения Сэр Лоуренс Альма-Тадема - прославился своими описаниями роскоши и упадка Римской империи. (часть-1)
Серия сообщений "ХУДОЖНИКИ-ПРЕРАФАЭЛИТЫ":ПРЕРАФАЭЛИТЫ
Часть 1 - Английский художник Эдуард Бёрн-Джонс - последователь Данте Габриэл Россетти .
Часть 2 - Фредерик Лейтон (Frederick Leighton) | Ты, женщина - цветок, источник и звезда.
...
Часть 10 - John Maler Collier (1850-1934) - британский писатель и художник прерафаэлит.
Часть 11 - Уильям Холман Хант (William Holman Hunt) - английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.
Часть 12 - Британский художник нидерландского происхождения Сэр Лоуренс Альма-Тадема - прославился своими описаниями роскоши и упадка Римской империи. (часть-1)