Цитата сообщения Перуанка
Счастливый случай чудом сохранил три кодекса древней цивилизации.
Один из них хранится в библиотеке г. Дрезден и известен как Дрезденский кодекс. Он содержит в основном астрономические сведения.
Второй свиток, называемый кодексом Тро-Кортезианус, хранится сейчас в Музее истории и археологии в Мадриде (иногда его называют также Мадридским кодексом).
Третий кодекс хранится в Национальной библиотеке в Париже и называется Парижским кодексом.
Даже это небольшое наследие свидетельствует об очень интересных достижениях цивилизации американских индейцев, обитавших в свое время на территориях современных Гватемалы, Мексики, Гондураса и части Сальвадора. Однако их духовные ценности не произвели никакого впечатления на алчных испанских завоевателей. Интерес к этой цивилизации стал проявляться значительно позднее. Разыскав в джунглях заброшенные архитектурные памятники, ученые увидели на них те же иероглифы, что и в письменных кодексах. Для расшифровки загадочных знаков привлекли книгу печально известного Диего де Ланда. Стремясь, по-видимому, «ввести в курс» своих последователей, он описал многое из жизни, обычаев, религии и даже истории народа майя. Сам того не подозревая, он стал первым исследователем древней культуры, несмотря на организованное им же чудовищное аутодафе. В его книге воспроизведены иероглифы, означающие дни, месяцы и годы, т.е. он первым соприкоснулся со сложной системой измерения времени, созданной на далеком от Европы континенте.
Долгое время целый ряд ученых вел осаду загадочной письменности майя. Последним, и наиболее удачливым, в этой цепочке оказался Юрий Кнорозов.
В книге Диего де Ланда содержалась транскрипция иероглифов майя буквами испанского языка, правда довольно неточная. Старания миссионеров обучить местное население испанскому языку все-таки также не пропали даром. После колонизации были написаны книги на разговорном языке майя, но латинскими буквами. Эти книги носят несколько забавное общее название «Чилам-Балам», и в них обучившиеся грамоте индейцы изложили свои мифы и религиозные верования. Но кроме легенд, сохранившихся в памяти индейцев, в этих книгах встречаются отрывки из старых кодексов майя. Конечно, эти отрывки были включены в книги тайно от завоевателей, и их основой послужили тщательно скрываемые оригиналы. Все эти обстоятельства в совокупности и помогли Кнорозову в разгадке древних иероглифов.
Книги, написанные индейцами после покорения их земель, служат теперь основным источником, позволяющим специалистам-историкам исследовать культуру и знания одной из выдающихся цивилизаций древности.