-Рубрики

 -Метки

derek chisora ibf ibo showtime strikeforce wba wbc wbo wladimir klitschko александр емельяненко александр поветкин александр поветкин vs. руслан чагаев англия антонио силва бог братья кличко валуев валуев - кличко великобритания виталий кличко виталий кличко vs. томаш адамек владимир кличко владимир кличко vs. дэвид хэй вселенная выпечка германия грибы денис лебедев дерек чизора джон руис друзья дэвид хэй египет женщина живопись животные жизнь индия ирландия картофель кекс кефир китай кличко леннокс льюис лондон любовь мёд майк тайсон мануэль чарр марко хук молоко морковь мудрость мужчина мэнни пакьяо мясо николай валуев новый год одланьер солис одли харрисон орехи отношения париж пасха печенье пирог поветкин помидоры притча рамка рой джонс руслан чагаев рыба самюэль питер свадьба секс сливки сметана солнце схема счастье сша сыр творог тедди атлас тест томаш адамек торт фёдор емельяненко фабрицио вердум федор емельяненко франкфурт франция хэй цветы шейн мозли эдди чемберс эрфурт япония

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии братья Кличко
братья Кличко
00:45 16.11.2013
Фотографий: 60
Посмотреть все фотографии серии Галерея искусств
Галерея искусств
23:30 06.10.2013
Фотографий: 66
Посмотреть все фотографии серии бои без правил
бои без правил
13:25 06.10.2013
Фотографий: 27

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ell_BAGIRA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.08.2008
Записей: 5415
Комментариев: 23843
Написано: 49960


Олеськая твердыня

Воскресенье, 14 Июня 2015 г. 23:11 + в цитатник
Цитата сообщения Лена_Иванова-Стопко
9uMyLmkZ2qg (700x466, 63Kb)


Среди четырнадцати крупнейших жемчужин оборонного зодчества Львовщины Олеський замок, историческое величие которого черпает начало еще с княжеских времен, несомненно, удерживает лидерство не только на территории Украины. Он давно и безоглядно признан Восточной Европой замком-красавцем, замком-легендой, замком-загадкой...



Почему замок привлекает к себе сотни тысяч путешествующих со всего мира? Возможно, ответ найдем в древних манускриптах, захватывающих дух легендах, преданиях стариков, которые тем или иным способом доносят потомкам трагизм борьбы, жажду к порабощению чужих земель, предательство и верность любви, развратность вельмож, беспокойство зодчих – из всего понемногу и вырастает на фундаменте веков величественная сущность строптивой крепости, ее хозяев и защитников.

Olesko_zamok_2-650x433 (650x433, 102Kb)

И все это происходило за 75-80 километров к востоку от Львова по нынешней киевской трассе. Здесь, на пятидесятиметровом возвышении юго-восточной части Бугской низменности, где начинается холмистая прядь Вороняки, с XIII века мощной твердыней высится Олеський замок. В безоблачную, тихую погоду его видно даже с неблизкой Волыни. Почему именно Олеський замок? Олесько – поселок с таким названием – неподалеку. Ищем ключ к разгадке.

DSC01041_thumb (700x511, 55Kb)

Сама судьба, расположившая твердыню на перекрестке сфер влияния трех воинствующих держав – Литвы, Польши и России, уготовила Олесскому замку бурную жизнь со взлетами и падениями, разрушениями и возрождениями…
В древнерусский период в этих краях славился своим величием, богатством и могуществом город Плиснеск, он упоминается в Галицко-Волынской летописи и в «Слове о полку Игореве». Летописцы парафразой занесли повествование в «Слово...» о яростном сопротивлении местных вооруженных отрядов войскам хана Батыя и связанный с этим эпизодом трагизм его жителей.
Не заставила себя ждать и легенда...

...Хан Батый надолго уединялся. В такие минуты ни один из приближенных не решался беспокоить властителя. Понимали: хан замышляет очередную военную кампанию. На этот раз, на подступах к Плиснеску, что-то не складывалось. Потому и рвала злость его воспаленный мозг. Не глядя ни на кого, изрек, прибегнув к отчаянному шагу: дать знак к атаке резервов, пленных не брать, добычу разделить поровну, местность утопить в огне.
Подчиняясь воле повелителя, армада двинулась в наступление, сметая все живое и недвижимое на своем пути. Плиснеск пылал одним исполинским кострищем. Грабеж и шум продолжался всю ночь.
Ордынская орава ловко опустошала один из крупнейших городов Европы, рубя головы мужам и отрокам, насилуя женщин и девушек...
Красавица Олеся нырнула к тайнику в самом дальнем уголке давно обрушившейся пивной предков. Дрожь пронзала тело. Когда же страх пропал, тихо присела на сырую землю, поджав к подбородку округлые девичьи коленки, плотно натянув на них полотняную рубашку. Вдруг, в миг затишья, кто-то мощным ударом выбил входные дубовые двери.
Со страхом наблюдала девушка огонь факела, что, подчиняясь крепкой руке, парил закоулками погреба. Громадная черная тень страшного незваного гостя внезапно выросла перед ней, поднесла к лицу факел, радостно заржала на чужом языке. В лицо ударил дух крепкого перегара, человеческого и конского пота, дух крови. Последнее, что услышала, теряя сознание – жалобный звук раздираемой рубашки...
Вскоре, кое-как приведя себя в порядок, опасливо озираясь, выбралась из погреба и как сомнамбула двинулась куда глаза глядят, помня, что верст за десять есть непроходимое болото. В тех дебрях и погубила свою жизнь галицкая юнка, не стерпев насилия хищного янычара. Вскоре вокруг непроходимой топи, начавшейся струиться маленькими ручейками, сливаясь в озерца, обосновались обездоленные беженцы из Плиснеского пожарища, называя водную гладь Олеськиными слезами, а эту дорогу из Галиции на Волынь − Черным путем.


DSC01041_thumb (700x476, 69Kb)

Когда начали строить замок - никто толком не знает, а первое упоминание про Олеський замок относится к 1327 году, когда он перешел во владение Юрия — сына мазовецкого князя Тройдена и русской княжны Марии..
Юрия пригласили бояре на галицко-волынский княжеский престол после того, как погас род Романовичей. Эта дата позволяет допустить, что замок построили сыновья галицко-волынского князя Юрия Львовича — Андрей и Лев.
...Потомкам славного рода, галицким князьям Андрею и Льву история Плиснеского трагизма помнилась едва ли не ежедневно, требовала сплочения, побуждала забыть местечковый гонор, наставляла ум и дух на поиски путей для вооруженного отпора захватчикам. В спорах оба сошлись на мысли: необходимо построить на Черном пути крепость, которая бы защищала грядущие поколения от падких на чужое добро, − начал один. − Им еще отольются Олеськины слезы, − закончил мысль второй князь. Свои требования перед строителями выразили лапидарно: крепость должна быть на возвышении, стена эллипсовидная, оборонительные валы толщиной пять, высотой в двадцать локтей, длиной 140 аршин...
Вот на одиноком довольно крутом холме, который со всех сторон окружен топкими болотами, и стала возноситься твердыня с толщиной стен два метра и высотой – десять.

DSC01041_thumb (640x480, 94Kb)

Возвышение, на котором построили замок, было основой укрепления. Ниже, по склону горы, кольцом проходил вал с частоколом, а дальше - еще одна линия обороны - вал с водяным рвом. Холм окружала заболоченная непроходимая равнинная территория.
Внутрь можно было попасть через сеть крепких ворот, которые открывались только с соответствующего разрешения.

05-1 (700x525, 74Kb)

Изначально это массивное и угрюмое сооружение служило галицко-волынским князьям, потом литовцам, после - полякам. Именно в это время тут служил отец Богдана Хмельницкого - Михась Хмель, так что вполне вероятно, что истертые булыжники замкового двора помнят босые ноги маленького Хмельницкого.
Этот героический период писатель Роман Иванычук описал в историческом романе «Черлене вино».

005y7g7z_thumb (700x525, 66Kb)

Прошлое городка и его укреплений, которые были расположены на рубеже между Галицией и Волынью еще в княжеский период, определило дальнейшую судьбу Олесько во времена иноземных завоеваний.
Борьба между Литвой, Польшей и Венгрией за выгодное распределение украинского наследия в 14 в. вынесла Олесько на политический горизонт, по которому размежевывалась экспансия ближайших соседей. Тогда битвы за Олеський замок имели важное стратегическое значение как ключ к Волыни и Галичине, и собственно здесь проходила демаркационная линия государственных границ.

Олеськая крепость времен Киевской Руси на протяжении веков принадлежала различным фамилиям. Ее память хранит шаги галицко-волынского князя литовца Дмитрия-Любарта Гедиминовича, польского короля Казимира, украинских семейств Гербуртов, Даниловичей, Жолкевских, затем им владели Собеские.

005y7g7z_thumb (700x525, 131Kb)

С 1340 года обладателем Олеськой крепости стал литовский князь Любарт, а в 1366 году ее отвоевал польский король Казимир Великий. Впоследствии Казимира на польском королевском престоле сменил Людовик, который одновременно был и венгерским королем, который передал Олеський замок в собственность Опольскому князю Владиславу - последнему князю Галичины. Владислав Опольский проводил политику окатоличивания галицких земель. Он добивался от Рима права на создание отдельной галицкой митрополии, но поняв бесперспективность своих планов, в 1375 году передал Олеський замок, вместе с Рогатином и Тустанью, в собственность галицкому епископу.
Это вызвало протест русского населения. Разразился бунт и замок на два года (до 1377) перешел в руки повстанцев. Король, обуздав восстание разместил в замке венгерский гарнизон, который должен был охранять окружающие земли от посягательств литовцев.
Литовский князь Любарт не терял надежды вернуть себе Олесько, его отряды зачастую проверяли прочность замковых стен и уровень готовности гарнизонных солдат. Венграм это очень не нравилось, поэтому сразу после смерти Людовика, в 1382 году за выкуп они отдали замок литовцам....

Olesko_zamok_3-600x450 (600x450, 76Kb)

В 1385 году Польша и Литва заключили Кревскую унию - договор по которому они объединились в одно государство - Речь Посполитую. Очень большие изменения произошли в Украине после Кревской унии. Витовт и Ягайло начали делить русские княжества, которые до сих пор жили почти не чувствуя, что они принадлежат к Великому княжеству Литовскому. Олеський замок во время этих бурных событий оставался пограничным форпостом Свидригайло. Почти полвека он был неприступным для польских магнатов.
В 1431 году сторонник Ягайла, князь Казимир Мазовецкий со значительным войском двинулся на Олесько. Началась осада, которая длилась шесть недель. Но замок, оборону которого возглавлял Ивашко Преслужич из Рогатина, в то время староста Олеська, так и не смогли захватить.

DSC_0136 (464x700, 79Kb)

После заключения перемирия между Ягайло и Свидригайло (2 сентября 1431) Волынь, Галичина и Западное Подолье были окончательно присоединены к Польше. Но Олеський замок официально остался собственностью Свидригайло и его бояр. 18 октября 1431 король официально выдал Олеським боярам документы на владение землями. Но уже 26 октября Олеськая крепость нарушила соглашение - ее гарнизон напал на владение польского судьи Давыдовского.
В 1432 году Олеский замок после длительной осады был взят войсками польского короля Владислава Варненьчика и передан вместе с окружающими землями в вечное пользование Яну из Сенна, сыну Добеслава, потомки которого начали называться Олесскими. Так упала последняя русская крепость на галицких землях. Начались жестокие притеснения населения. Как символ окатоличивания в конце XV века в Олесько возвели костел.

После смерти Яна из Сенна, Олесько вместе с замком получил его сын Петр, после него получили замок в наследство (каждой по половине) две его дочери, а за их мужьями замок перешел к семьям Каменецких и Гербуртов.

005y7g7z_thumb (700x464, 239Kb)

Вторая половина XV — первая половина XVI веков отразились постоянными набегами татарских орд на украинские (в том числе и на галицкие) земли. В 1442 и 1453 годах Олесский замок отбивал нападения, но в 1512 году не выдержал осады и был разрушен. Его отстроили, но простоял он недолго — до 1519 года, когда татары опять появились на олеских землях.
В середине XVI века татарские набеги прекратились — жизнь в Олеське и округе несколько стабилизировалась. Началась достройка и укрепление Олесского замка. Внутри стен, в восточной части, построили двухэтажное помещение (до наших дней сохранились готические порталы и обрамления окон) и часовню, в юго-восточной — башни, посредине детинца — студни.
С развитием огнестрельного оружия изменился характер укреплений. Средства обороны вынесли за стены, усовершенствовали валы, в системе которых были сведены бастионные сооружения. Замковые помещения расширились и приобрели жилищный характер (раньше в пределах крепости люди жили лишь во время осад) и стали преимущественно двухэтажными. Внутреннее пространство детинца сильно уменьшилось.
Во второй половине XVI века ожили торговые пути, которые проходили через Олесько. Город начал брать пошлину с чумаков, которые везли соль из Долины на Волынь. Возникли ремесленные цеха.

005y7g7z_thumb (503x378, 103Kb)

В 1605 году Олесский замок со всеми окружающими землями и поместьями перешел в руки большого украинского магната Ивана Даниловича. Последний представитель рода Даниловичей – помещик Олеського замка, воевода земли Русской и одновременно староста Чигиринский, Корсуньский, Бугский и Бельский, – решил перестроить крепость.

Он приглашает итальянского архитектора Галеаццо Апиани, и капитально перестраивает замковое подворье, придав ему современный вид: разворачивает новые корпуса, обустраивает двор, совершенствует башни.
Здание приобрело более жилой вид с чертами присущими стилю эпохи возрождения. Заметно уменьшился детинец (внутренний двор), который занимал склон холма, было увеличено количество этажей, с северной стороны был достроен новый корпус, была построена башня. Замок приобрел черты того строения, которое мы наблюдаем в наше время.

Olesko_zamok_3-600x450 (700x464, 84Kb)

Под замком, там, где есть причудливые скульптуры и немного дальше, там где журчит небольшая река с мостиком, которая напоминает болото, говорят можно услышать вздохи и плач души, что не может найти покоя...
Существует романтическая и трагическая легенда с тех времен о несчастной любви молодого магната Жолкевского, сына коронного гетмана Речи Посполитой.
По преданию, у одного из хозяев замка, Ивана Даниловича была дивной красоты дочь Марианна. Молодой Жолкевский был страстно влюблён в девушку и постоянно просил её руки.
Данилович же хотел видеть своего зятя богатым и влиятельным, однако Адам Жолкевский, по его мнению, совсем не отвечал этим критериям.
И, когда Адам Жолкевский во время игры в карты захотел получить согласие отца на брак, Данилович высмеял его и категорически отказал. Услышав отказ, молодой человек обезумел от горя и в том же зале покончил с собой.
Его как самоубийцу не похоронили на кладбище, а просто выбросили в болото, которое было возле замка....Поэтому его тень бродит по окрестностям Олеська, а его душа, которую погубила любовь, до сих пор ищет свою возлюбленную.
Невеста, отвечающая молодому человеку взаимностью, тоже не стала жить. С той поры их тени ищут друг друга в многочисленных переходах древней твердыни.
Охранники замка божатся, что не раз видели смутный девичий силуэт, блуждающий в ночи с канделябром. А то, что кто-то периодически срывает внутренние пломбы при запертых дверях музея и ничего не похищает - факт, зафиксированный в протоколах...

005y7g7z_thumb (700x525, 61Kb)

В древнерусской крепости, перестроенной Даниловичем, решалась судьба многих, включая и Чигиринского старосту Михаила Хмеля, отца Богдана Хмельницкого, плененного турками в бою. Изуверы оценили своего пленника в 500 красных золотых. Данилович начал переговоры о его обмене на родовитого турецкого военачальника Абдрахмана, но тот при невыясненных обстоятельствах сумел бежать из замковых подземелий.

005y7g7z_thumb (560x700, 54Kb)

Олеский замок известный в польской истории еще и тем, что в 1629 году здесь родился внук Даниловича, будущий король Польши Ян (Иван) III Собеский.
В 1629 году дочь Ивана Даниловича Теофилия, в замужестве за Яковом Собеским, родила здесь сына, которого нарекли Иваном − в честь деда. Рождение ребенка также окутано легендой: якобы во время родов начался ливень с громами и молниями. Повитуха положила младенца на мраморный стол и в этот момент раздался страшной силы гром − стол раскололся, а бабка оглохла.
Сразу же появилось пророчество о том, что новорожденный будет необычным человеком ...

005y7g7z_thumb (464x700, 123Kb)

По установившимся обычаям обряд крещения младенца совершил священник Плиснеского монастыря. Через 45 лет сын Теофилии Данилович Иван (Ян) Собеский провозглашается польским королем. Во время своего правления он был признан одним из самых выдающихся польских правителей.
Впоследствии королевская династия имела продолжение: в 1639 году в Олеськом замке родился другой польский король Михал Корибут Вишневецкий. Достоверно известно, что он умер во Львове, на площади Рынок, дом №9.

005y7g7z_thumb (700x525, 74Kb)

Хранит древний замок и реальную историю любви — это история о страсти всей жизни великого полководца и славного короля Яна Третьего Собеского и Марии Казимиры, прекрасной Марысеньки...
Она – прелестная француженка, фрейлина при дворе королевы Марии Людовики. Он – потомок знатного польского рода. Прежде, чем они познакомились, королева, памятуя об обещании устроить судьбу Марии, выдала красавицу за крупного магната, уже немолодого Яна Замойского.
Брак был не равным и вскоре молодой женщине приглянулся светловолосый, с льяными усами хорунжий Ян Собеский.

images (194x259, 8Kb) images (1) (202x249, 4Kb)

Ян Собеский и Марыся

Они тайно обмениваются нежными письмами, в которых она из конспиративных соображений выступает под именем Роза или Заря, он – Порох.

Судьба благоволит к этой паре: старый муж умирает как по заказу, а они в 1665 году соединяют свои судьбы. Вскоре Ян становится великим коронным маршалом, затем – гетманом, и наконец – великим коронным гетманом. В 1673 году кудрявую, темноволосую головку Марии Собеской увенчала польская корона.

Разгром войском Яна Собеского в сентябре 1683 года турецкой армии под Веной вернул польскому народу веру в свои силы и помог отстоять Польшу. Прославленный монарх-военачальник, мастер эпистолярного искусства, пишет жене отовсюду: с полей брани, из других стран и городов. После победного сражения под Веной Ян Собесский шлет своей Марии письмо: «Господь даровал нам победу и славу народу нашему, о какой в минувшие века никогда и не слыхивали...».
В заключении таких как-никак исторических посланий приписывает: «Можешь быть уверена, моя единственная, что твой Яхничек умерет самым влюбленным и самым верным из всех, кто жил и будет жить на свете...».
А вот выдержки из еще одного письма: «Женушка моя распрекрасная, души и сердца моего величайшее утешение! Люблю тебя, как в первый день нашей встречи, когда пробудилось ото сна мое сердце и так любить буду (ведь более любить невозможно!) до самой моей кончины...».
Многие письма Яна Собеского сохранились до наших дней. Они изданы в Польше отдельной книгой.

На руке король носил браслет, сплетенный из волос Марысинки – так, на польский манер, называли королеву Марию-Казимиру, урожденную Мари Лагранж д‘Аркьен. Несмотря на уговоры панов бросить жену и жениться на Элеоноре Австрийской, он пронес любовь к Марии через всю жизнь. Любовницы, фавориты – весь этот «антураж», как правило, сопровождающий королевских особ – все это было не про них.
Так продолжается целых 18 лет. От брака с Собеским у Марысинки родилось 14 детей, в том числе Тереза Кунегунда Собеская, которая станет матерью императора Карла VII.

Экскурсоводы рассказывают разные истории о том, как жили супруги в замке. Мол, король Ян, возвращаясь из очередного похода, всё своё время хотел проводить с женой, и очень досадовал из-за того, что гости не оставляют его в покое. И для борьбы с чужой навязчивостью он построил разводные мосты через текущую рядом речку и норовил даже выкупать непрошеных гостей в воде - чтобы неповадно было нахальничать.
А поскольку в его отсутствие королева, как правило, ходила беременной, статуи двух львов, охранявших вход в парк, сделали улыбающимися, - чтобы они не напугали Марысю.

005y7g7z_thumb (500x350, 99Kb)

Ян Собесский умер 17 июня 1696 года. Похоронили короля в монастыре капуцинов в Варшаве. Тело Собеского было в мантии на горностае, в руках скипетр, но на челе вместо короны - стальной шлем простого солдата.
Ни один из троих сыновей Марии-Казимиры не стал серьезным претендентом на польский трон, вдобавок, старший, Якуб открыто неприязненно относился к матери. Семья Собеских распалась - в раздорах, в ненависти.
Марысенька покинула Варшаву, отправилась на некоторое время в Рим, а оставшись без средств к существованию выехала на родину, во Францию.
Король Людовик разрешил ей приехать, но с условием, чтобы она проживала в Блуа. Апартаменты, предназначенные для нее, не были готовы, и ей пришлось поместиться в нижнем этаже дворца, где не топили. Зима выдалась суровой, и 30 января 1716 года Мария Казимира Собеская скончалась от воспаления легких. Польша о ней забыла.

В одну из темных осенних ночей, привратник варшавского монастыря капуцинов проснулся, встревоженный стуком калитки. Он зажег фонарь и вышел наружу. В саду шумел ветер. Возле усыпальницы Собеского был обнаружен ... гроб. Мучимый страхом и тайной, привратник открыл его. В гробу лежала королева Марысенка, уже иссохшая, страшная в своем безобразии. Кто привез ее прах из Блуа - осталось тайной. Но, очевидно, это сделал человек, знавший о чувствах Собеского, который любил ее в красоте молодости и, наверное, любил бы ее даже сейчас - лежащую в этом гробу.

Она была похоронена рядом с мужем. Но даже после смерти военная слава Яна Собеского разлучила их - В 1733 году его прах перенесли в усыпальницу польских королей в Вавельском соборе.
Мраморные бюсты Марии-Казимиры и Яна Собеских украшают Летний сад в Петербурге. Они появились там в 1710-1711 г. Их автор неизвестен. Скульптура Летнего сада выполнялась и закупалась по указанию Петра I, в основном, в Италии (главным образом в Венеции и Риме).

big (450x600, 38Kb)

С 1647 Олесько перешло в собственность Андрея Конецпольского, а 1725 один из сыновей Собеского, Константин, продал Олесько Жевуским. Этот род довел замок, в сущности, к руинам. Несмотря на огромные прибыли Жевуских, они вели слишком «веселый» образ жизни. Из-за этого попали в долги, и их имения в конце 18 века ушли с молотка.
...Современные исследователи олеськие легенды того периода передают по-своему, впрочем не отходя от концептуальных основ. Вот одна из них. В излишне деловом XXI веке это поверье покажется сказочным, чем-то невероятным. Впрочем, чем черт не шутит.
Итак...
Когда темнеет, ближе к полуночи, дорогой, ведущей к главным замковым воротам, стремительно движется карета. Пара резвых белых лошадей замирает у входа. Ворота неслышно отворяются, и экипаж исчезает за толстыми стенами. Тотчас внутренний двор освещается десятками горящих факелов, из подвалов доносится музыка, в вальсе кружатся пары, другие пируют за накрытыми столами, третьи отчаянно флиртуют, не стесняясь любовных ласк. Между ними от зала к залу призраком движется путник из кареты. Настороженно вглядывается в лица, словно кого-то ищет − то ли забытую любовь, то ли потерянные года. А крепость предается веселью и разврату. Здесь никто никому не мешает. С первыми петухами все исчезает...

В 1882 году Олеськую крепость выкупили власти самоуправления Галицкой провинции Австро-Венгерской империи. Бытовали разные мысли относительно его использования: передать монастырю, сделать музеем Яна Собеского, превратить в интернат для студентов учительской семинарии. Но, в силу разных причин замок так и не отреставрировали, долгое время он стоял полуразрушенный, а до 1939 года здесь была сельскохозяйственная женская школа.
В своей последующей истории замок многократно страдал от разрушений: несколько пожаров и сильное 15-минутное землетрясение 1838 привели к разрушению стен замка, также было сильно повреждено его левое крыло. Несмотря на все это, замок выстоял.

dvorzamka (447x700, 60Kb)

Новая эпоха идеологического перераспределения мира вошла в ворота Олеського замка, неся на своих плечах жесткий порядок: здесь содержались польские пленники, которые сооружали трассу Львов-Киев, располагалось советское, а затем немецкое войско. Последние превратили прилегающий к замку костел и монастырь капуцинов, построенный в 30-е годы XVIII века Северином Жевуским, в еврейский концлагерь, впоследствии − в военное хранилище.
Отступая на запад, немцы предприняли попытку разрушить памятник истории славян.
Долгое время замок пустовал. Его развалинами в трудные послевоенные времена интересовалось множество искателей сокровищ − таким образом уничтожалась история руками неблагодарных потомков. Кому-то из местных жителей, история не сохранила его имени, для хозяйства понадобился кусок проволоки. Тот отправился к молчаливой, обожженной крепости и, не долго думая, оторвал кусок громоотвода. При обильном дожде молния и огонь довершили разрушение: от Олеськой крепости остались только мертвые каменные стены. Почти четверть века ее кропили ливни, секли метели, выжигало солнце и суховеи.

oles`ko (700x488, 193Kb)

В начале своей искусствоведческой деятельности неутомимый (к сожалению, ныне покойный) Борис Возницкий, директор тогдашней львовской картинной галереи, десятки раз приезжал к руинам Олеського замка, в задумчивости ходил разрушенными залами, думал, сопоставлял, мечтал. О чем? Даже приближенные не ведали. А он уже бредил реставрацией − где набирать людей и строительные материалы, что выставлять из фондохранилищ. Мечты постепенно воплотились в реалии. Прежде всего − обязательно перед Олеським замком должны были предстать скульптурные фигуры «Защитников Олеська». Эта идея не давала покоя. Нашел и исполнителей − молодые выпускники института прикладного и декоративного искусства Николай Посикира и Михаил Саныч взялись за дипломную работу на эту тему. Сейчас величественные фигуры известных украинских зодчих стали единым целым с замковым комплексом.
Возницкий не унимался, двинулся в высокопоставленные кабинеты, добиваясь разрешения, убеждая в необходимости начать восстановление всеукраинской святыни. К счастью, к его голосу прислушались...

005y7g7z_thumb (700x525, 100Kb)

Возницкий не был бы Возницким, если бы оставил на произвол судьбы монастырь капуцинов с костелом Святого Антония, который расположен здесь же, неподалеку от Олеського замка.
У монастыря имеются свои легенды. Одну из них записал краевед Илько Лемко:
«Когда-то давно, в день Святого Антония (а это середина июня) монах, чех по происхождению, Ян Каспер прыгнул в глубокий колодец, который по поверью, исцелял от недугов. Он испортил праздник тысячам паломников, пришедшим в монастырь на богослужение. Братья по вере были уверены, что Бог простит ему этот грех, ведь Ян был душевнобольным. Об этом случае существует запись в летописи замка. Однако, говорят, что дух монаха не успокоился.
Народная же версия этой легенды немного другая. Она говорит, что при жизни монах Ян имел дурную славу, потому что ходил к легкомысленным женщинам. За это его замуровали живьем где-то между толстенными стенами, обрекая на голодную смерть. Во время реконструкции вроде был найден его скелет. И, по чьей-то неразумной затее, кости сожгли. Поверье очень популярно в Олеське: его жители утверждают, будто часто видят тень монаха под монастырскими стенами... »

Может и вам когда-то посчастливится увидеть тень легендарного монаха, если вы посетите замечательный Олеський замок?

005y7g7z_thumb (700x525, 72Kb)

В 1974 году, после десяти лет восстановительных работ − Олеський замок гостеприимно распахнул свои двери не легендам, а ценителям украинской национальной древности. Здесь выставлена экспозиция Львовской Галереи Искусств.
Внутри Олеського замка веет дух средневековья. Тут хранится удивительная коллекция деревянной скульптуры львовских мастеров XIV-XIX века, в том числе и работы Иоганна Георга Пинзеля.

005y7g7z_thumb (610x700, 119Kb)

Деревянная скульптура Иоганна Георга Пинзеля отличается экспрессией, динамикой и кристаллическим моделированием одежды. Фигуры правда очень динамичны и необычны. Стиль сразу бросается в глаза и запоминается.

005y7g7z_thumb (700x623, 110Kb)

Это что-то невероятное!

005y7g7z_thumb (700x464, 108Kb)

Другой жемчужиной коллекции замка является масштабное батальное полотно «Битва под Веной» (закончена в 1692, итальянский художник немецкого происхождения Мартино Альтомонте), выполненное по заказу Яна III Собеского. Картина просто огромна и занимает два этажа! Во времена Собеского замки часто украшались картинами с батальными сценами, на которых были изображены победы владельца замка.

005y7g7z_thumb (700x463, 153Kb)

Кроме того, тут хранится живописная коллекция портретов XVI-X VIII веков, иконостас Федора Сеньковича. В экспозиции музея представлены уникальные шпалеры брюссельской мануфактуры XVI века – «Одиссей на охоте» и «Полифем». Над дверью замка красуется изящное панно, которое выглядит как барельеф.

11-thumb(11) (550x700, 48Kb)

Теперь все желающие могут любоваться этими коллекциями уникальных произведений живописи, прикладного искусства Х-XIX веков, старинной деревянной скульптуры, мебели, удивительной красоты гобеленов. В костеле и монастыре капуцинов, в свое время одного из богатейших в Польше, выставлены многочисленные сокровища фондохранилища Львовской галереи искусств.

f0-1321178890 (700x525, 99Kb)

Удивительное зрелище представляет собой 42-метровый внутренний колодец замка: то, что вода в осажденном замка была очень важна - ясно, но кто и зачем нарисовал на стене колодца чудовищного дьявола?

005y7g7z_thumb (464x700, 142Kb)

Ни один средневековый замок не обходился без подземелья и потайных ходов, и Олеський не исключение. Об их существовании знали только посвященные. Исследователи пытались отыскать подземный ход в огромном колодце с изображением дьявола, глубина которого 42 метра, а диаметр 3 метра, но из-за землетрясения 1838 года часть колодца обвалилась, и до сих пор удалось расчистить только 25 метров.
А это вход в подземелья замка, где, в частности, находится колодец.

005y7g7z_thumb (464x700, 102Kb)

Все тот же колодец, но вид сверху.

005y7g7z_thumb (483x700, 103Kb)

Туристическая жемчужина Галичины часто оккупируется киностудиями. Здесь снимались фильмы «Пастух Янко», «Дикая охота короля Стаха», «Королева Бона», «Три мушкетера», «Борис Годунов», эпизоды к фильму «Овод», знаменитый «Огнем и мечем», где Олеський замок играет самого себя..

lol_8177-537c5b575accd (700x463, 158Kb)

А мы еще прогуляемся по старинному кладбищу и пройдемся по околозамковому парку. Это чудесное место для прогулок и отдыха. Извилистые, прямые, облагороженные и не очень тропки и аллеи замкового парка Олесько площадью 13 га открывают солнечным лучам в густой зелени экзотических олеандров и кипарисов, цитрусовых и фруктовых деревьев каменные изваяния святых да хранителей покоя – львов, готические кресты полуразрушенного кладбища и современные скульптуры как продолжение традиции увековечивания в камне символов эпохи и времени.

005y7g7z_thumb (700x525, 64Kb)

И как много лет тому назад речка Либерция питает хрустальную гладь прудов и озер зеленого обода короны имения, которые привносят дух умиротворения и покоя в колыбель времени, убаюкивающую в своих объятиях частичку украинской истории...






Материал взят здесь
Здесь
Здесь
Здесь
И здесь

Серия сообщений "Замки Южной Европы и Азии":
Часть 1 - Вифлеемская башня — символ Лиссабона
Часть 2 - Замок Palacio da Pena
...
Часть 25 - Cetatea Medievala din Sighisoara (Крепость Сигишоара)
Часть 26 - Подгорецкий замок: история и мистика
Часть 27 - Олеськая твердыня
Часть 28 - Замок Мирамаре
Часть 29 - Крепость в Аланье

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку