Здравствуй, Осень-Краса! |
…Унеслось на закат ясно солнышко, яро-купальское,
Лето красное с ним улетело за горы за синие…
И слетела Жар-птица чудесная с неба туманного,
Опереньем горящим взмахнула над красными соснами,
И ударившись оземь, явилася Девою странною -
Золотою порой, плодородною яркою Осенью!
Распустила по ветру Краса косу рыжую, длинную,
Чтоб трепал ее Ветер студеный, Стрибожич неистовый,
И рассыпалось золото листьями в роще рябиновой,
И заплакала Осень над лесом дождями искристыми.
Все дорожки в садах, все тропинки в лесу очарованном
Устелила коврами златыми Хозяюшка щедрая,
И под теплым багряным покровом, в туман замурованным,
Мать-Сырая-Земля дышит томно богатыми недрами.
Дева-Осень, с очами печальнее месяца белого,
Звездопадом в ночи Новолетья украсив пришествие,
И, Царицей ступая по свету, прекрасная, смелая,
С ночью день повенчала в роскошном своем равноденствии.
Здравствуй, Осень-Краса!
Марина Волкова
|
Овсень... День осеннего равноденствия... День Рождества Богородицы... |
В древнейшей северной русской народной традиции главными календарными праздниками года были Коляда, Яро, Красная Горка и Овсень. Мы знаем, что отмечали они Крест Года: зимнее и летнее солнцестояния и весеннее и осеннее равноденствия.
Коляда - это Зимние Святки (19 декабря - 19 января).
Яро - это Троицко-Купальский цикл (22 мая – 22 июня).
Красная Горка – это Масленица (22 февраля – 22 марта).
Логика подсказывает, что последний из важнейших праздников года Овсень должен быть приурочен ко дню осеннего равноденствия. 21 сентября в православной христианской традиции – день Рождества Богородицы. Но, в отличие от всех вышеназванных праздников, его почему-то не предваряют никакие длящиеся целый месяц архаические обрядовые действия.
Почему? В чем здесь дело?
Для выяснения этой странной ситуации нам имеет смысл вспомнить, что сам термин «oвсень» (aвсень, усень, таусень) восходят к глубочайшей индоевропейской древности и близок к балтийским (литовским, латышским) наименованиям зари – Усиньш, Аушра. И все они, в свою очередь, восходит к имени древнеарийской богини – Ушас, воспетой во множестве гимнов Ригведы. Причем, воспевалась Ушас не в одной, а в двух ипостасях: 30 дневная вечерняя заря, предваряющая полярную ночь, и 30 дневная утренняя заря, знаменующая собой рождение и приход нового молодого Солнца.
Однако, прославленная в гимнах Ригведы, богиня Ушас в послеведический (индийский) период жизни арьев теряет свое значение, что вызывает закономерное удивление у современных исследователей. Так, В.Н. Топоров пишет: «… вне Ригведы она появляется очень редко и вскоре в послеведийскую эпоху полностью исчезает», хотя «архаичность образа Ушас несомненна; её сравнивали с ипостасями женских божеств типа Великой Матери».
Объяснение этому феномену мы попробуем найти, как это бывало уже не раз, в севернорусской народной традиции, сохранившей до наших дней такие архаические черты, которые древнее не только древнеегипетской и древнегреческой, но и ведической архаики. Итак, если все обряды важнейших календарных праздников года длятся, как правило, не менее месяца, то остается предположить, что обряды, предваряющие день Осеннего Равноденствия, тоже должны были длиться не менее месяца. То есть, начинаться 21-22 августа. День 22 августа в русской народной традиции ничем особенным вроде бы не отмечен. Но 19 августа на Руси праздновали Яблочный Спас, а перед ним 14 августа – Медовый. Весь цикл этих праздников завершался Третьим Спасом – Льняным или «Спасом на полотне» 29 августа.
|
Воздух ясен и чуть горьковат... Любовь Сирота. |
Нынче ветер. Душа не в себе,
Всё-то мается, как от недуга.
Не с того ль, что на старом столбе
Неприкаянно зябнет пичуга?
Хлопнешь дверью. Пойдёшь наугад
Сквозь листвы торопливые всплески.
Воздух ясен и чуть горьковат.
Узнаёшь этот привкус нерезкий?
Это значит - дымит костерок,
Палых листьев возносятся души.
Это осени шаг. Это срок
Говорить сокровенней и глуше.
Бросишь ветку сухую - костру,
Тихим птицам - нехитрые крохи
И замрёшь на осеннем ветру
Посредине Земли и эпохи.
Не глуши в себе боль, не туши -
И настанет прозренья минута:
Не отрава, а хлеб для души -
Маета, беспокойство и смута.
Эту вечную ношу неси
Сквозь лишенья, свершенья, крушенья
И у мира себе не проси
Ни спасения, ни утешенья.
А пока - да пребудет в тебе
Этот день, что тревожен и светел,
Эта птаха на древнем столбе
Да осенний мятущийся ветер,
Что замрёт, изготовясь к броску, -
И опять окаянно засвищет,
Чтоб не дать твоему костерку
Обратиться в немое кострище.
Любовь Сирота
|
Не много мудрости... |
«Встречались народы, которые перелицовывали историю других народов ради присвоения оной себе.
Но не было такого, чтобы отрекались от собственной истории и рядились в чужеземные наряды».
(Жан Сильвен Байи)
|
НАЧЕРТАНИЯ РУНИЦ НА ХРИСТИАНСКИХ ИКОНАХ... |
|
Хризолит осенний и пьянящий... М.Волошин |
Гаснет день. В соборе всё поблёкло
Дымный камень лиловат и сер
И цветами отцветают стёкла
В глубине готических пещер...
Хризолит осенний и пьянящий
Мёд полудней - царственный янтарь
Аметист - молитвенный алтарь
И сапфир испуганный и зрящий..
В них горит вечерний Океан
В них призыв далёкого набата
В них глухой торжественный орган
В них душа стоцветная распята...
Тем, чей путь таинственно суров
Чья душа тоскою осиянна
Вы - цветы осенних вечеров
Поздних зорь далёкая осанна...
Дух пронзают острые пилястры
Мрак ужален пчёлами свечей
О,сердца, расцветшие как астры
Золотым сиянием мечей!
Вся душа - как своды и порталы
И как синий ладан в ней испуг
Знаю вас - священные кораллы
На ладонях распростёртых рук...
М.Волошин
|
Тайна Готторпского глобуса - Гиперборея... |
|
Велико, знать, о, Русь, твоё значенье!... Ф. И. Тютчев |
«Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят мы бьёмся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Веков уж двадцать* длятся эти битвы,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.
И целый мир, как опьянённый ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала!..
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова –
Всё поднялось, и всё грозит тебе.
О край родной! – такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней…
Велико, знать, о, Русь, твоё значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!»
Ф. И. Тютчев
|
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА |
|
Притча: Счастье для детей... |
Как-то шел по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей.
- Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? - Спросил мудрец.
- Я страдаю для счастья своих детей и внуков. - Ответил человек. - Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.
- А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? - спросил мудрец.
- Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! - ответил несчастный человек.
- Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! - Сказал мудрец. - Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймешь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!
|
День почитания богини Карны (сестры Жели). |
|
Росится тонкий дождь, осенний и лесной... М.Волошин |
В молочных сумерках за сизой пеленой
Мерцает золото, как желтый огнь в опалах.
На бурый войлок мха, на шелк листов опалых
Росится тонкий дождь, осенний и лесной.
Сквозящих даль аллей струится сединой.
Прель дышит влагою и тленьем трав увялых.
Края раздвинувши завес линяло-алых,
Сквозь окна вечера синеет свод ночной.
Но поздний луч зари возжег благоговейно
Зеленый свет лампад на мутном дне бассейна,
Орозовил углы карнизов и колонн,
Зардел в слепом окне, златые кинул блики
На бронзы черные, на мраморные лики,
И темным пламенем дымится Трианон.
М.Волошин
|
Из истории цитат... Власть лежит на улице.. |
«Революционеры не делают революций. Революционеры лишь замечают, что власть лежит на улице, и поднимают ее», — заметила как-то Ханна Арендт, немецко-американский философ и политолог.
В России это выражение связывается прежде всего с 1917 годом и нередко приписывается Ленину. Первое верно — так стали у нас говорить именно после Февраля 17-го. Однако Ленин, хотя и подобрал бесхозную власть, выражением этим не пользовался. Зато к нему неоднократно прибегали эсеры. Их лидер Виктор Чернов вспоминал: «Очень часто даже от министров (Временного правительства) приходилось слышать: если власть не валяется на улице, то она будет валяться, что всякий, кому не лень, может нагнуться и эту власть подобрать и ею овладеть».
Это выражение было заимствовано из французского языка («Le pouvoir est dans la rue»). В XIX веке власть не раз и не два лежала на улицах Парижа — в июле 1830-го, в феврале и июне 1848-го, осенью 1870-го. Последний раз это случилось — так, во всяком случае, казалось участникам событий, — в 1968 году, когда парижская «Фигаро» от 15 мая вышла под шапкой «ВЛАСТЬ ЛЕЖИТ НА УЛИЦЕ».
Можно вспомнить предсказание Гитлера: «Национал-социализм станет хозяином улицы, а потом и хозяином государства» («Моя борьба», 1925–1927). Геббельс превратил эту мысль в лозунг: «Кто овладеет улицей, овладеет и государством» (речь на съезде нацистской партии в Нюрнберге, август 1927 г.).
Но вернемся в XIX век. Родион Раскольников, русский студент 60-х годов, восклицал: «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь!» («Преступление и наказание», 1866). Раскольников, как известно, равнялся на Наполеона: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».
|
Значит, даль не на век занавешена... Н. Заболоцкий |
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Николай Заболоцкий.
|
Любовь и мужество |
|
Романтика романса... Алла Баянова... |
Алла Баянова выдающаяся певица ХХ столетия, современница Петра Лещенко и Александра Вертинского, человек удивительной судьбы и очень обаятельная женщина даже в преклонном возрасте. В исполнении Аллы Николаевны звучат русские романсы, песни...
Романс просто не может не нравиться. Слушайте, наслаждайтесь...
|
Это древо в веках называлось Россия... К.Бальмонт |
Я любил вознесённое сказками древо,
На котором звенели всегда соловьи,
А под древом раскинулось море посева,
И шумели колосья, и пели ручьи.
Я любил переклички, от ветки до ветки,
Легкокрылых, цветистых, играющих птиц.
Были древние горы ему однолетки,
И ровесницы степи, и пряжа зарниц.
Я любил в этом древе тот говор вершинный,
Что вещает пришествие близкой грозы,
И шуршанье листвы перекатно-лавинной,
И паденье заоблачной первой слезы.
Я любил в этом древе с ресницами Вия,
Между мхами, старинного лешего взор.
Это древо в веках называлось Россия,
И на ствол его — острый наточен топор.
К. Бальмонт
|
Как хорошо начинается русская Осень... Славянская поэзия |
В Вещем лесу красным золотом крыты дорожки,
Чёрным агатом блестят Лешачихи зрачки.
Здесь от берлоги до самой избы Бабки Ёжки
Светят таёжной брусники глаза-маячки.
В пасмурном небе гремят запоздалые грозы,
Стрелы пускает сердитый и грозный Перун.
Клонятся вниз белоликие девы-берёзы,
Словно приветствуют ветреный месяц Ревун.
Милый мой, слушай, пойдём, прогуляемся в поле!
В злате осеннем затеряны нити дорог…
Нынче студёные ветры гуляют на воле,
Пляшет в кострах синекрылый Семаргл-Огнебог,
К полночи ближе на Землю спускается темень,
Праздник неся и сердечный будя непокой…
Ты подари мне резной, разукрашенный гребень,
Косы мои расчеши крепкой, нежной рукой….
Тучи рассеются, вспыхнет небесная просинь
Ярим огнём ослепительных звёздных зарниц.
Как хорошо начинается русская Осень -
Праздником Рода и солнечных дев-Рожаниц!
Липы надели, красуясь, златые мониста,
Веток сплетение – тайнопись огненных рун.
Праздника ради играйте, Ветра-гармонисты!
Батюшка-Дождь, не жалей ты серебряных струн!
Други родные, возьмёмся покрепче за руки,
Встанем в широкий и дружный, большой хоровод.
Пойте рассветные песни, ВелЕсовы внуки!
Славься во веки, наш славный прадедушка Род!
Марина Царь Волкова
|
Праздник Рода и Рожаниц... Осенины |
|
Алла Баянова "Белой акации гроздья душистые..." |
|