-Я - фотограф

Учимся у природы


2 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в childly

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.12.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 193


Дарю идею.

Среда, 30 Апреля 2014 г. 20:37 + в цитатник
Несколько раз мы ходили по линии с пасхальными яйцами в ложках, но нужной концентрации, как мне казалось, не достигали. Сегодня группа была украшена воздушными шарами, и я предложила детям носить перед собой шары на длинных веревочках так, чтобы они совсем не качались. Эффект был замечательный! Пятилетки ходили непрерывно 25 минут и стали сияющими и умиротворенными. Видимо, современным детям требуется что-то поярче деревянных яиц и спортивных мешочков на отягощение.

Метки:  

Терпение

Пятница, 13 Декабря 2013 г. 18:56 + в цитатник
"Физическая и психическая сущность человека имеет один непреходящий источник – саму жизнь. Мы не должны разрушать и подавлять эти таинственные силы, стоящие за развитием души и тела ребенка, но должны дожидаться от них проявлений, которые, как мы знаем, должны последовать одно за другим" (М.М. "Мой Метод", гл.5).

За три месяца мы прочитали и осмыслили 5-ую главу. Ровно столько времени потребовалось нашим детям для нормализации (понятие, введенное Марией Монтессори для обозначения процесса выработки у ребенка навыков сознательной дисциплины). Мы терпеливо предоставляли детям возможность делать свой выбор, ощущать его последствия и вот, наконец, любуемся результатом. На занятиях у нас теперь устанавливается Монтессори-тишина, а мы день за днем наблюдаем Монтессори-взрывы (коллективные увлечения одним видом деятельности в группе) то в письме, то в лепке, то в уборке.
От всей души поздравляю педагогов, родителей и наших дорогих деток с завершением первого этапа становления нашей группы! Желаю всем хорошо отдохнуть и плодотворно провести праздники!

Метки:  

Без заголовка

Среда, 04 Декабря 2013 г. 19:23 + в цитатник
"Воспитатель должен испытывать благоговение перед жизнью, и только такое отношение даст ему возможность с уважением и живым интересом наблюдать за развитием ребенка. Жизнь детей не является чем-то абстрактным – это жизнь отдельно взятых детей. Существует только одно подлинное биологическое проявление – это живущий индивид; и воспитание должно иметь своим объектом каждую личность в отдельности"( М.М.гл.5).
В стандартных требованиях, которые школа предъявляет к нашим детям, не осталось благоговения перед их жизнью. Нам предстоит стать хранителями уникальности каждого ребенка и помочь каждому реализовать его индивидуальные потребности в развитии, тем самым обеспечив свободу наших детей.

Метки:  

Свобода

Четверг, 21 Ноября 2013 г. 22:24 + в цитатник
"С биологической точки зрения концепция свободы в воспитании ребенка в ранние годы его жизни должна пониматься как совокупность наиболее благоприятных условий, необходимых для всестороннего развития его личности" (М.М., гл. 5). В другой работе М. Монтессори мне встретилось такое уточнение: "Свобода в воспитании - это свобода от всего, что препятствует всестороннему развитию". От каких препятствий мы готовы освободить наших детей?

Метки:  

Течение жизни

Среда, 13 Ноября 2013 г. 20:26 + в цитатник
"Если мы когда-нибудь примем все вышеизложенные принципы, естественным следствием станет отмена поощрений и наказаний. Человеку, дисциплинированному посредством свободы, захочется получить единственную в своем роде награду, которая никогда не унизит и не разочарует его, а именно зарождение человеческой силы и свободы внутри самой личности, из которой проистекает всяческая активность" (М.М., гл.5). Позволяя детям пережить последствия их самостоятельных действий, мы предоставляем им возможность получить естественные награды и наказания, которые преподносит сама жизнь. Безусловно, мы корректируем ход событий, но у ребенка не должно складываться ложного впечатления, что все в его жизни происходит только по нашей воле. Его победы и поражения принадлежат ему самому.

Метки:  

Настоящая помощь

Четверг, 07 Ноября 2013 г. 21:05 + в цитатник
"Кто не знает, что научить ребенка самостоятельно есть, умываться и одеваться – это кропотливый труд, требующий такого бесконечного терпения, что порой легче самому его накормить, умыть и одеть. Но, если в первом случае мы имеем дело с педагогической деятельностью, то в последнем – с элементарной обязанностью слуги. Такое обращение с ребенком проще для матери, но таит большую опасность для самого малыша, поскольку возводит препятствия на пути зарождающейся жизни" (М.Монтессори, "Мой метод").
Пожалуйста, не забывайте о том, что, помогая ребенку одеваться дома, вы продлеваете время его самостоятельного одевания в группе. Предупредите ребенка заранее, что идете с ним на прогулку, и предоставьте возможность одеться самостоятельно. Результатом такой помощи станет не только развитый навык переодевания, но и ощущение ребенком своей независимости и успешности в группе.

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Самостоятельность

Воскресенье, 13 Октября 2013 г. 15:56 + в цитатник
"Любое педагогическое воздействие в процессе обучения маленьких детей должно включать некую помощь в процессе их продвижения к самостоятельности."
В связи с этим предлагаю на будущей неделе проанализировать все рекомендации и запреты, с которыми мы обращаемся к нашим детям. Ведут ли они к обретению детьми самостоятельности?
Буду очень рада, если некоторые прямые запреты удастся заменить на альтернативные варианты действий, а строгие указания - на подсказки, ведущие к цели.

Метки:  

Путь к дисциплине

Пятница, 27 Сентября 2013 г. 00:11 + в цитатник
"Самое главное, чему должен научиться ребенок для того, чтобы стать активно дисциплинированным, - это понимание разницы между добром и злом"(М.М. гл.5). И здесь перед нами встает центральный вопрос воспитания: на что наш ребенок будет опираться, делая выбор между добром и злом: религиозные представления, любовь или страх.

Метки:  

Хозяин самому себе

Пятница, 20 Сентября 2013 г. 22:04 + в цитатник
"Мы называем индивидуума дисциплинированным, если он является хозяином самому себе и если он способен регулировать собственное поведение сообразно возникающей жизненной ситуации".
Позволим нашим детям сталкиваться с последствиями их собственных действий (в пределах разумного, разумеется). Не будем корректировать их действия прежде, чем они осознают их результат.
Заигрался в раздевалке - остальные дети быстро оделись и пошли на прогулку.
Размахивал чашкой - компот пролился на пол - вытирает пол.
При этом взрослый не позволяет себе негативных комментариев, всегда сочувствует ребенку и готов ему помочь.


Понравилось: 1 пользователю

Свобода

Четверг, 12 Сентября 2013 г. 22:04 + в цитатник
Здравствуйте!
В течение трех лет я имела возможность ежедневно общаться с родителями в нашей группе. Теперь у меня другой график работы, и я возвращаюсь к своему дневнику.
Предлагаю всем вместе читать и обсуждать книгу Марии Монтессори «Мой метод».
Итак, глава V - Дисциплина:
"Дисциплина должна проводиться через свободу. В этом состоит главный принцип нашей педагогики, который нелегко понять приверженцам традиционной школы воспитания."
А как часто мы предоставляем возможность нашим детям сделать свой выбор ( одежды, еды, вида деятельности) ? Предлагаю с сегодняшнего дня бороться за свободу, - т.е. почаще предлагать ребенку выбрать, что съесть, что надеть, куда пойти гулять ( из двух конкретных вариантов!).

Метки:  

Рождение новой группы

Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 19:41 + в цитатник
Сегодня прошло первое занятие в группе 1-3. Большое спасибо всем участникам, - и большим, и маленьким - за создание атмосферы сотрудничества и воодушевления!

Метки:  

Эффект треугольников

Воскресенье, 04 Ноября 2012 г. 21:30 + в цитатник
Когда-то у меня была похожая запись. Я вспомнила о ней недавно, когда Ваня, которому почти 4 года, поработал с треугольниками. Поставив коробку с материалом на полку, он задумчиво произнес: "Когда-то я был маленьким..."
Все те же конструктивные треугольники N3. И после работы с ними ребенок чувствует себя повзрослевшим. Что же в них такого особенного? :)

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

С Новым годом!

Воскресенье, 01 Января 2012 г. 21:41 + в цитатник


1.
card1 (501x338, 350Kb)

Метки:  

Эффекты билингвизма

Воскресенье, 25 Сентября 2011 г. 12:34 + в цитатник
Когда-то шестилетняя японская девочка училась у нас читать по-английски. И вот после первых успехов ее мама радостно сообщает:
- Она читает!
- Да, читает, -подтверждаем мы.
- Читает по-японски книгу за книгой!!! Внезапно начала,- продолжает мама.
Никто специально этим не занимался. Ребенок на родном языке "дозрел" сам.
Недавно опять столкнулась с подобным эффектом. Занималась письмом (отдельных английских слов) с японским мальчиком. Недели через три он написал маме письмо по-японски. Мама была поражена.

Метки:  

Порадовали!

Четверг, 09 Июня 2011 г. 22:42 + в цитатник
Вчера закончили очередной коллаж. Совершенно удивительный! Причем, настолько быстро его сделали, что появление на пустом листе картона (А2) множества цветов и даже одной бабочки, восприняли как чудо. Цветная и оберточная бумага, 7 человек от 2-х до 5-ти лет. Постараюсь разместить фотографию. Долго стояли и любовались, а потом дети ушли в спортивную комнату. Но когда я туда зашла, мне пришлось еще раз удивиться. Дети молча и сосредоточенно складывали маты и крупные мягкие модули в высоченную ровненькую стопочку! Никто их никогда об этом не просил. Мы сами это делаем, и дети только утром видят, как все уложено. Что их так вдохновило? Красота получившегося коллажа или особая слаженность совместной работы?.. Это и есть внутреннее стремление к порядку, о котором писала М.Монтессори?

Метки:  

Понравилась статья

Среда, 13 Апреля 2011 г. 20:08 + в цитатник
Почему дети не проявляют свои врожденные способности?

Практически всех интересует этот вопрос. Родители думают, что дети обязательно должны проявить однозначно (т.е. видимо и легко распознаваемо для родителей) свои способности. И когда ребенок проявляет себя неким образом, делают из этого выводы часто прямо противоположные действительному положению вещей.

Если ребенок с удовольствием играет на музыкальном инструменте (занимается музыкой) это еще не значит, что у него есть врожденные способности к профессиональной деятельности в этой области, и профессии композитора, музыканта или звукорежиссера как раз то, что нужно. Даже наличие абсолютного музыкального слуха не гарантирует успех в профессии, ибо никак не связано с наличием ресурса для работы в этой области и не убережет от истощения психики и нарушения здоровья организма в целом. Вот один из возможных вариантов реальной подоплеки такого интереса ребенка к музыке. При долговременном эмоциональном типе памяти музыка необходима для активного использования долговременного канала памяти, и многие дети интуитивно это чувствуют. Все дети хотят быть умными и успешными, такая потребность заложена во всех, а для достижения этой цели необходимо активное использование долговременного канала памяти. Итак, занятия музыкой в данном случае не цель, а средство достижения успеха в изучении других предметов. Но при попытке превратить музыкальные уроки из приятного, полного удовольствий и полезного занятия, в профессию, возможны негативные последствия не только для психики ребенка, но и для здоровья. Это один из сотни примеров неправильного толкования родителями поведения своего ребенка. Хорошо если родители не давят на ребенка, а действуют по принципу «ну нравится, так позанимайся немного», а если оказывается давление на неокрепшую психику?

Задумайтесь, к каким последствиям это может привести. На востоке говорят: «только знающим дано понять вкус плода по его цветку». Очень важно вовремя спохватиться и понять, что психика ребенка не тренажер для начинающих родителей по отработке знаний, полученных из книжек «Сам себе психолог». Предлагаем Вашему вниманию притчу, которая наглядно показывает, что собственно происходит со многими родителями и их детьми.

Птица и яйцо

Жила-была птица, которая не умела летать. Подобно бескрылым созданиям, она ходила по земле — хотя и знала, что некоторые птицы летают. Однажды в ее гнездо случайно попало яйцо летающей птицы, и она высидела его вместе со своими яйцами. Вылупившийся птенец стал расти и развиваться, но присущая ему способность летать никак не проявлялась. Иногда он спрашивал свою приемную мать:

— Когда же я полечу?

И птица, привязанная к земле, отвечала:

— Чтобы взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все птицы.

Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок полета; она даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы он мог убедиться в своих силах. Странно, но птенец не замечал этого; чувство благодарности к приемной матери не позволяло ему осознать свое положение.

«Если бы не она, рассуждал он сам с собой, — я до сих пор оставался бы в яйце».

А иногда он говорил себе так: «Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени или, возможно, все зависит от моих собственных усилий; а может быть, для этого надо обладать какой-то высшей мудростью — других причин не существует. В один прекрасный день птица, которая привела меня к моему теперешнему состоянию, поднимет меня на следующую ступень».

Идрис Шах 12 век

Эта притча кажется простой и очевидной и комментарии вроде бы излишни. Однако постарайтесь воспринять ее не только поверхностно, но и осознайте чувства и ощущения, которые возникают. По мнению самого Идрис Шаха человек может истолковать ее интуитивно, соответственно тому уровню сознания, которого он достиг. Эта притча не только поучительна, но помимо всего прочего иллюстрирует подоплеку современной цивилизации. В ней выделяются две идеи. Первая идея: предположение, что одно обязательно вытекает из другого, может оказаться абсурдным и помешать дальнейшему прогрессу. Вторая: если человек может справится с какой-нибудь одной задачей («высидеть яйцо»), это еще не значит, что он может справится и с другой тоже («научить птенца летать»). Сразу вспоминается изречение «рожденный ползать летать не может», но и рожденный летать не может ползать, это будет тормозить его развитие и в итоге приведет к деградации.

Эта птица не знала, какой птенец в ее гнезде и поэтому не могла ему помочь. Она сама не могла летать и естественно не могла понять какие условия необходимо создать для своего птенца и как он может проявить себя при правильно созданных условиях. Формально ее нельзя обвинить. Так и мать, не имеющая врожденных способностей к созданию ювелирных изделий, например, или к экономике не может создать условия для своего ребенка, чтоб он ярко и активно проявил свои способности. Формально, какие могут быть к ней претензии? Да никаких, и любящий ребенок, конечно, будет рассуждать так же, как и птенец из притчи: «Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени…» Но, спустя время, ребенок, достигнув зрелости, через многие труды и переживания возможно поймет, что прожил жизнь не так, как ему хотелось. Хорошо, если это произойдет в 40 лет, и есть еще силы и здоровье на построение новой жизни.

Очень важно, чтобы родители понимали, что имеют все возможности к осознанию собственных ограничений и пониманию потребностей своих детей. Но, к сожалению, мы почти каждый день наблюдаем возмущение родителей по поводу того, как в их «гнезде оказался летающий птенец». Возмущению так же нет предела, когда мы рекомендуем «выталкивать птенца из гнезда», чтобы он получил собственный практический опыт. Дети проявят свои врожденные способности ярко, если создать условия, т.е. хотя бы «вытолкнуть из гнезда». Но для совершения такого поступка нужно не быть наседкой, необходимо самой подняться на другую ступень развития, а это требует определенных усилий. Но так же нельзя забывать, что в Вашем «гнезде» мог оказаться и «плавающий птенец»! Рождение детей предоставляет родителям пространство для самосовершенствования, воспользуйтесь этим с радостью.

Конечно, это может быть страшно ведь все новое и непонятное пугает. Родители бояться за своих детей, и в большинстве случаев их поведение диктуется именно страхом, но вы боитесь того, что видите вблизи и не задумываетесь о том страшном, что может ждать впереди, если не совершить действие именно сейчас, когда оно будет своевременным.

Страх за жизнь ребенка парализует не только деятельность самих родителей, но и в дальнейшем их ребенка, который рискует так и остаться «сидеть в гнезде», утешая себя размышлениями «…это только вопрос времени или, возможно, все зависит от моих собственных усилий; а может быть, для этого надо обладать какой-то высшей мудростью». Попытки сделать что-нибудь собственными усилиями, когда потеряно столько времени, часто не приводят к успеху, а поиски высшей мудрости могут привести человека в секту.

Вроде на словах все понимают, что врожденные способности у всех разные и вполне могут отличаться у детей и их родителей, но на практике постоянно совершается одна и та же ошибка. Родители преподносят ребенку свое восприятие мира, исходя из своих врожденных данных (типов памяти, мышления и других особенностей), не учитывая (а порой даже не желая узнать) особенности ребенка. Редко когда мамы и папы с радостью воспринимают ребенка не похожего на них, а ведь это шанс для их собственного развития, прекрасная возможность расширить их представление о мире. Не упускайте его, он может и не представиться больше так ярко.

Дети не всегда проявляют интерес именно к тем областям, в которых лежат их врожденные способности, особенно дети с тактильным типом памяти и низким показателем трудолюбия. Они ждут, что им все «принесут на подносе» и они, попробовав и получив свой практический опыт, смогут решить нравится им это или нет. На консультации часто слышим от родителей: «Мой ребенок никогда не говорил, что хочет работать в инновационной промышленности». При этом мало кто задумывается, а имеет ли ребенок реальное представление об этой профессии, т.е. что конкретно он будет делать каждый день на работе и чем будет заполнена его жизнь.

Так почему дети не проявляют свои врожденные способности? Да потому, что каждому ребенку нужны индивидуальные условия, созданные специально для него. И под индивидуальными условиями понимается не только отдельная комната и посуда, одежда и игрушки, а целостный подход по созданию психологического климата в семье, где поведение родителей должно соответствовать особенностям ребенка. И вот тут происходит столкновение интересов. Родители хотят жить, так как им удобно и полагают, что ничего плохого с ребенком не случиться, ведь они тоже выросли в таких же условиях, главное чтоб был сыт и одет. Не редко можно услышать и такое мнение: «Мы сами выбрали профессию, наши родители не знали никаких диагностик, а сколько успешных профессионалов из них получилось, придет время и все проявится». Да, это отчасти правда, но не стоит забывать тот факт, что до начала 20 века подавляющее большинство профессий были просты и понятны, их было в 2500 раз меньше, чем сейчас и по статистике каждые 5 лет появляется около 100 новых специальностей. По всем «старым» профессиям давно разработаны развивающие игры, и познакомиться с ними сравнительно легко, тогда как по современным профессиям зачастую нет даже просто понятной для ребенка информации.

Безусловно, по разным причинам, не все могут пройти диагностику по профориентации. Но задуматься и сделать выводы из этой статьи могут все, лишь бы желание было.

Январь 2005 г.

Авторы: И.В. Лосева, Л.Б. Бычкова



Процитировано 3 раз

Япония

Понедельник, 21 Марта 2011 г. 22:07 + в цитатник
Мы обедаем за общим столом, но каждый приносит что-то свое. В один из первых трагических дней я подсела к обедающим детям, чтобы просто побыть рядом. Заметив, что у меня нет еды, четырехлетняя японская девочка молча положила передо мной половину своей порции риса. Находясь так далеко от родины, ребенок внутренне был абсолютно настроен на взаимопомощь и внимание к ближнему, как будто находился рядом с пострадавшими соотечественниками.
Сегодня пятилетний японский мальчик спросил меня, дома ли моя мама.
- Нет, моя мама умерла несколько лет назад, - пришлось ответить мне.
Он пожалел меня и сразу стал рассказывать об этом другим детям.
- Может быть, не надо рассказывать, они еще маленькие, - забеспокоилась я.
- Надо, чтобы все знали, - ответил мальчик.
Такова, видимо, его потребность в сопереживании.
Невидимые нити связывают детей с их народом, и законы, по которым сейчас живет Япония, действуют в японских детях и в далекой Москве.

Метки:  

Небожители

Вторник, 01 Марта 2011 г. 21:52 + в цитатник
Четырехлетняя Майя, показывая мне свою куклу: "Моя дочка умеет летать. Она ходит по небу." Эта крошка обладает такой внутренней свободой, что в моем сознании тоже исчезают некие барьеры и установки. Хочется просто проживать вместе с детьми день за днем. Весна!

Метки:  

Ментал

Пятница, 28 Января 2011 г. 21:56 + в цитатник
Обсуждали с коллегами изменения в сознании 3-летних детишек. Куда исчезает безмятежность и безграничность из мировосприятия двух-летки? И можно ли продлить это блаженное бытие? Кто-то считает, что всему виной - формирующееся эго. Кто-то уверен - напрасно мы стимулируем ментал, дескать, вальдорфцы - молодцы: всеми силами тормозят выход на ментальный уровень и продлевают детство людям. А по-моему, ментальный уровень изначально ребенку доступен, но взрослые пресекают уверенность ребенка в безграничности познания, как только начинают сравнивать его достижения с усредненными результатами или проверять его знания прямыми вопросами.
Автодидактичность Монтессори-материала как раз помогает избежать этих ошибок и продлевает безмятежное детство, не ограничивая развитие.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Провожая старый год

Воскресенье, 02 Января 2011 г. 19:46 + в цитатник
Мыслями я все еще в 2010-ом. Новый год для меня, наверное, начнется, когда каникулы кончатся. Оглядываясь назад, мне хочется поблагодарить всех, кто был рядом со мной на всех этапах моего Монтессори-пути: детей, коллег, сокурсниц, наших дорогих педагогов AMI-ассоциативного курса, мою семью, подруг и всех читателей моего дневника. Огромное спасибо всем за внимание и поддержку!

Метки:  

Покорители вершин

Среда, 01 Декабря 2010 г. 23:25 + в цитатник
В работе с золотым материалом несколько детей только что освоили переход через десяток. Занимаемся сложением. С какой же безудержной радостью они кричат "Стоп!", когда доходят до 10! Потому что после этого надо идти к полке и менять 10 единиц одного разряда на единицу следующего. И это целое событие - как переход через перевал на пути к вершине. А вершина совсем близко - целая гора тысячных кубов и четырехзначный РЕЗУЛЬТАТ сложения. Не знаю другой методики, которая превращала бы познание в такое приключение!

Метки:  

Коллаж

Четверг, 25 Ноября 2010 г. 21:55 + в цитатник
У нас в программе есть художественное творчество. Коллективные коллажи, на мой взгляд, особенно хорошо соответствуют философии метода М.Монтессори. В детских руках происходит чудесное превращение рекламных страниц и оберточной бумаги в совершенно новые объекты. Формат А2. Четыре дня и десять детей.
 (525x700, 164Kb)

Метки:  


Процитировано 1 раз

Поиск сообщений в childly
Страницы: [4] 3 2 1 Календарь