Вы поступите разумно, если ещё до школы научить своего ребёнка считать.
Поскольку, кто раньше, кто позже, но практически все родители начинают учить своих детей счёту, то понятно, что будет лучше и, - в первую очередь для малыша, если Вы будете делать это ПРАВИЛЬНО. Ведь можно просто считать (считалка) до какой-то цифры (до 10 или хоть до 100, например), а можно подсчитать количество чего-то или - ещё сложнее, - проделать с этими количествами или числами какие-то арифметические действия!
И хотя даже 3-х- летний малыш часто может показать три пальчика и сказать, что ему уже три годика, это вовсе не означает, что он понимает связь между словом «три» и количеством трёх пальчиков, понимает значение этих слов и тем более значение слова «годик».
Всё это, обозначенное в предыдущем предложении, ребёнок не будет понимать и в 7 лет, если не разобрать с ним эти понятия.
Пример из обычной практики обучения детей умению считать:
абсолютное большинство родителей уверены, что их малыш умеет считать, когда слышат от него: «один, два, три, четыре, …… девяносто девять, сто!». Ещё больше уверенности родителям придаёт то, что ребёнок без запинки умеет пересчитать что-то, например, - бусинки или монетки на столе, колечки на пирамидке или автомобили на стоянке возле дома. И искренне удивляются, когда ребёнок не может ответить на элементарный с ИХ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ вопрос: «Скажи Димочка, а вот если из пяти машин, которые стоят около нашего дома, две красных, одна синяя и одна белая сейчас уедут, а на их место приедет и встанут две другие, то, сколько тогда машин будет стоять на стоянке?». Если ребёнка НЕ научили считать (не пересчитывать, а считать, то есть выполнять вычисления в уме), то он на такой простой вопрос не ответит, даже если ему уже 7 лет и скоро в школу. И если только все эти действия с машинами произойдут у него на глазах, и он снова пересчитает их на стоянке, - тогда ответит. И это самый простой и распространённый пример из жизни. На самом деле не всё так просто для ребёнка, как КАЖЕТСЯ нам взрослым.
Только поэтому очень важно учить ребёнка ПРАВИЛЬНО.
Что означает - учить ПРАВИЛЬНО? Это означает только одно, - Вы делаете правильные ДЕЙСТВИЯ в правильном НАПРАВЛЕНИИ.
Очень и очень многие умственные арифметические действия, и не только «сложение» и «вычитание», а и «умножение», и «деление» «в уме», ребёнок может освоить и усвоить буквально самостоятельно. Но, при одном обязательном условии, - если взрослые ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗУЮТ этот процесс и будут ПРАВИЛЬНО им УПРАВЛЯТЬ.
КАК на практике выглядит эта организация и управление процессом обучения.
Первое условие для обучения дошкольника - это должна быть игра.
Второе условие - эта игра должна быть продумана до мелочей и построена на природных законах обучения и развития, - в обучении и развитии малыша мелочей не бывает - всё имеет значение!
Третье условие - игра может быть очень простой и по замыслу, и по исполнению, но правила игры, действия ребёнка во время игры и сам ход игры должны ставить малыша в условия, когда он САМ должен думать и принимать решение, то есть мышление ребёнка должно работать от первого и до последнего «хода» в игре.
Только соблюдение ЭТИХ условий принесёт желаемый РЕЗУЛЬТАТ, - ребёнок очень легко и без привычных проблем научится считать «в уме».
Разработанная мной настольная игра полностью соответствует этим требованиям.
В эту игру заложены все вышеперечисленные условия и правила обучения. Вам остаётся только разобраться и применять. Это не сложно.
Чтобы и Вам, и ребёнку абсолютно всё было понятно, и в самой игре, и в правилах, нет никаких лишних и заумных математических терминов и теоретических рассуждений из учебников по математике, - только необходимый минимум слов - понятий, которые ребёнок воспринимает и понимает, а всё обучение основано на копировании и на подражании Вашим игровым действиям на каждом новом и незнакомом уровне сложности, а в дальнейшем - на мышлении и личных действиях ребёнка во время игры.
Игра имеет несколько уровней сложности, которые учитывают как возраст, так и текущую подготовку ребёнка. На первом уровне сложности счёт в игре ведётся в пределах первой пятёрки, а на последнем уровне ребёнок уже будет производить вычисления с двузначными числами.
Чему ребёнок научится, когда пройдёт с Вами в игре все уровни сложности и выполнит все задания, которые заложены в игру и задаются правилами игры.
1. Счёт по порядку и обратно.
2. Понятие о количестве.
3. Понятие о составе количества.
4. Понятия «больше на … » и «меньше на … ».
5. Понятие о сохранении - самое главное понятие математики и всех прочих наук. Если упустить из виду образование у ребёнка этого понятия до школы (а идеальный возраст для его усвоения - до 5 лет!), то проблемы с математикой ему обеспечены.
6. Понятие о независимости количества от внешних признаков (форма, размер, вид, цвет и т.п.) и от взаимного расположения составляющих его частей. Это понятие само по себе у ребёнка не образуется и этому надо специально учить, а оно является ключевым для понимания правил действий в математике.
7. Умения и навыки сложения и вычитания любого количества составляющих.
8. Понятия о числах и цифрах.
9. Умения и навыки выполнения «в уме» действий сложения и вычитания с числами и цифрами.
10. Понятие о составе числа - основное понятие и умения для вычислений в математике.
11. Важнейший и трудный для освоения навык устного и письменного счета - «переход через десяток» как при сложении, так и при вычитании.
12. Развитие логического и математического мышления.
И ещё:
• Формирование и развитие способностей к концентрации внимания. Развитие произвольного внимания - обязательное условие нормального обучения.
• Формирование и развитие способности к восприятию как целого, так и разделённого на отдельные составляющие. Правильное восприятие определяет правильное понимание, запоминание и, в итоге, - правильное обучение.
• Классифицировать объекты по величине, форме, цвету, взаимному расположению, выделять главное и второстепенное, разделять целое на части и из частей «в уме» собирать целое - основа развития восприятия, мышления и интеллекта.
• Формирование и развитие способности к восприятию объектов по закону 7+2. Другими словами, количество объектов в пределах до 7 – 9-ти штук и неважно чего, ребёнок научится определять одним взглядом, специально не подсчитывая, - точно так же, как делаем это мы, взрослые.
• Развитие мышления - поиск вариантов наилучшего решения.
• Формирование и развитие кратковременной рабочей памяти. Кратковременная рабочая память - эта та память, на основе которой мы все вообще чему-то обучаемся.
• Развитие памяти.
• Развитие интеллекта - способность применять знания и умения на практике - основа любого образования и развития.
И последнее:
Мало того, что в этих занятиях - играх задействуются и ручки ребёнка (ему можно считать и пальчиком), и слух, и все умственные процессы, отвечающие за наше обучение - внимание, восприятие, мышление, речь и память, - предлагаемые игры и упражнения относятся к визуальному мышлению и обучению, - самому эффективному из всех возможных. При таком обучении в памяти отпечатывается точная картинка - матрица ситуации, проблемы, задачи и своих действий для их решения. Каких – либо ошибок в этой картинке – матрице нет изначально, поэтому и в дальнейшем в подобных ситуациях ребенок не будет делать ошибок.
Не имеет никакого значения, что Вы, возможно, ничего не знаете о том, что прочитали выше (не все же обязательно должны знать психологию), - Ваш ребёнок всё равно в итоге всему этому научится. Просто потому, что всё это заложено в основу и правила данной игры и все необходимые умения и качества будут естественным образом у ребёнка развиваться в процессе игры.