-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Феликс-51


Любовь Орфея и Эвридики в искусстве.Часть 2.Музыка

Вторник, 14 Февраля 2017 г. 15:15 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Любовь Орфея и Эвридики в искусстве.Часть 2.Музыка

"… Нам говорят, что музыкой Орфей

Деревья, скалы, реки чаровал

Все, что бесчувственно, сурово, бурно, -

Всегда, на миг хоть, музыка смягчает…"

(У. Шекспир, "Венецианский купец", перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник )

Орфей. Джордж де Форест Браш (George de Forest Brush)


Бывает так, что музыка вызывает у нас особые впечатления и необычайный эмоциональный настрой, и если такая музыка рождалась чувствами  любви и верности, то ей суждено навеки остаться в наших  сердцах. Многие композиторы за основу своих произведений брали образы Орфея и Эвридики, и каждый по-своему видел эту историю. Одним из первых, кто прикоснулся к этой теме, был итальянский композитор и певец Якопо Пери (Jacopo Peri).

 Фюгер Генрих Фридрих, Орфей и Эвридика

Своё музыкальное действо "Эвридика" (ок. 1600 г.) он сочинил в честь бракосочетания Марии Медичи с королем Франции Генрихом IV, которое прошло в роскошном дворце во Флоренции. Чтобы не омрачать королевскую свадьбу, трагическая концовка древнегреческого мифа исчезла. Орфей, покорив богов своим искусством, забирает свою Эвридику из подземного царства, и счастливые они благополучно возвращаются на землю.

 Ян Брейгель Старший. Орфей в аду (1594) (Флоренция, Палаццо Питти,

В 1607 году в Мантуе другой композитор Клаудио Монтеверди представил свою оперную версию, но она, как и миф, поведала о трагической судьбе Орфея и Эвридики (Claudio Monteverdi "La Favola d'Orfeo"). История этого композитора очень тесно перекликается с историей античных героев. Дело в том, что у самого Клаудио была своя Эвридика - юная жена, дочь придворного музыканта, и звали её так же, как и его, -  Клаудиа.

Рау Жан, Орфей и Эвридика, Музей Гетти, Лос-Анжелес

В любви и согласии жили молодые супруги, но так случилось, что после рождения долгожданного сына, Клаудиа заболела неизвестной и неизлечимой болезнью. В это время Монтеверди сочинял свою оперу "Сказание об Орфее" и так же, как и его герой, он боролся с отчаянием, верил и надеялся вырвать свою Эвридику-Клаудиу из рук смерти. Но он последовал мифу и сохранил трагическую концовку, в его опере Орфей навсегда теряет Эвридику, Клаудио тоже навсегда потерял свою любимую жену…

Орфей в подземном царстве. Жан Ресту (Jean Restout)

В 1647 году Луиджи Росси (Luigi Rossi) написал музыку к трагикомедии "Орфей" (либретто Франческо Бутти / Francesco Butti). Данная постановка многим отличается от сюжета "Метаморфоз" Овидия, в ней присутствует Аристей  (сын Вакха) - соперник Орфея, который взывает к Венере помочь ему обрести Эвридику и та, обернувшись старухой-сводницей, пытается уговорить юную нимфу оставить Орфея.

Стэнхоуп, Орфей и Эвридика на берегу Стикса

Пораженная Эвридика в гневе отказывается, но судьба её, как и в древнем мифе, предрешена. Участвуя в танцах в саду, она наступает на змею, которая жалит её. На помощь спешит Аристей, но Эвридика верна Орфею… Конец истории трагичен - Орфей, пришедший в подземный мир за Эвридикой нарушает запрет богов не оборачиваться к Эвридике, пока они будут возвращаться на землю. Нарушив этот запрет, Орфей навсегда теряет Эвридику. Примечательно, что в этой опере присутствует образ лиры певца, которая символизирует лилию Франции, лучи славы которой проникают во все страны мира.

~ * ~ * ~ * ~

Лейтон (Leighton Frederick) Фредерик. "Орфей и Эвридика" 1864

Шли годы, менялись музыкальные стили, и классический период в истории музыки принёс нам прекрасную, живую, наполненную чудесными мелодиями оперу Кристофа Виллибальда Глюка "Орфей и Эвридика" (Christoph Willibald Ritter von Gluck, "Orfeo ed Euridice", 1762). Либретто оперы, написанноеРаньери де Кальцабиджи (Ranieri de' Calzabigiи), отличается от известного мифа, но оно так же, как и античная история, наполнено нежностью и безмерной любовью

Делоне Жюль Эли, Орфей и Эвридика

Орфей скорбит по умершей жене, её укусила змея. Печаль и горесть звучавшая в его песне тронула бога любви Амура, который даёт совет Орфею – спуститься в подземное царство, отыскать любимую жену и вернуть её. Но главное, нужно быть осторожным и ни в коем случае нельзя оглядываться и смотреть на Эвридику, пока они будут идти по подземному царству. Орфей сразу отправляется в путь, но дорогу ему преграждают злые фурии.

Рубенс Питер Пауль, Орфей и Эвридика, Прадо

Певец берет свою золотую лиру, ударяет по  струнам и начинает петь. Своей песней и чарующим голосом он завораживает фурий, которые в конце концов под чарами его песни пропускают певца дальше. Затем он попадает в прекрасное царство Элизиум (Елисейские поля) – здесь обитают умершие души. Орфей находит Эвридику, и они начинают свой путь обратно. Идет Орфей, ведет свою Эвридику и помнит, что не должен смотреть на свою любимую.

Себастьян Вранкс. Orpheus and the Beasts - c. 1595

Эвридика этого не знает, она не может понять молчания Орфея и думает, что тот разлюбил её, и чем дальше они уходят из подземного царства, тем настойчивее её упреки. Орфей не может вынести таких мук и оглядывается на неё, и в тот же миг Эвридика безжизненно падает на землю. Ужас, охвативший Орфея не имеет границ, он тоже хочет умереть, уйти в царство мёртвых вслед за возлюбленной. В это время появляется Амур и возвращает Эвридику к жизни. Любовь торжествует над смертью…

Примечательно, что в России с начала XIX века и до нашего времени Орфей появлялся на сцене в основном именно в опере Глюка. На петербургской сцене Мариинского театра этот спектакль был создан великими художниками театрального искусства В. С. Мейерхольдом, М. М. Фокиным и А. Я. Головиным. Опера имела поистине грандиозный размах, в ней участвовало более двухсот человек, на оформление сцены и изготовление костюмов были истрачены огромные суммы денег, и хотя зрители увидели её только девять раз (с 1910 по 1913 гг.), в истории русского театра эта опера осталась необычайным, поразительным и прекрасным событием. Период постановки её совпал с расцветом Серебряного века в России, который характеризовался творческим подъёмом русской культуры и необычайно тонкой чуткостью его к прошлым эпохам.

Плач Орфея. Паскаль Даньян-Бувере (Paskal Dagnan-Bouveret)

Именно в этот период и Головин, и Мейерхольд остановили свой выбор на постановке оперы Глюка "Орфей и Эвридика", в которой античный сюжет не был воссоздан полностью, а было выбрано более изящное его толкование с иным финалом мифа - воскрешением Эвридики и её воссоединением с возлюбленным Орфеем.

Коро Камиль, Орфей, оплакивающий Эвридику

То, что показал в своей постановке Глюк, - неожиданно оказалось востребованным в начале ХХ века. Режиссёрский талант Мейерхольда был неоспорим, "... его работа казалась скрытой, но именно она была остовом, структурой спектакля..." (Хмелева Н., Райское видение // Наше наследие. – 2003.- № 66). Хореографические постановки Фокина имели потрясающую пластику. "Он тонко и талантливо осуществил одну линию замысла Мейерхольда и Головина, а именно античную реальность, где, растворившись в музыке Глюка и под аккомпанемент музыки декораций, создал нежнейшую и поэтичнейшую элегию" (Хмелева Н., Райское видение...).

François Perrier

Гениальный русский певец Л. В. Собинов исполнял партию Орфея и по мнению многих критиков создал один из лучших сценических и вокальных образов во всей истории оперного искусства, хотя и другие не менее талантливые исполнители в разное время пели в этой опере (М. П. Максакова, И. С. Козловский и др.). Собинов в роли Орфея был прекрасен: "классический профиль, тёплая матовая белизна лица; на светло-золотистых волосах, как бы уложенных резцом древнегреческого ваятеля, блестел лавровый венок из листьев тёмного золота... Когда в сцене Аида, на высоких скалах серо-красного цвета появлялся Орфей, он был так сказочно красив, что по всему театру проносилась волна восхищения." (Хмелева Н., Райское видение...)

Jeanne Gerville-Réache (1882-1915) in Gluck's Orfeo ed Euridice


Klementina Kalašová v úloze Orfea z opery Gluckovy. Fotografie Aron, New York, 1882

The Victrola book of the opera - stories of one hundred and twenty operas with seven-hundred illustrations and descriptions of twelve-hundred Victor opera records (1917)

Джон Уильям Уотерхаус. Нимфы находят голову Орфея

Но наиболее значимое место в постановке "Орфея" отдано Головину. Его живописные декорации были не только удивительной красоты, каждый эскиз дополнял и раскрывал ту или иную мизансцену, несколько лет работы уходило на изготовление сложно задуманных и требующих тонкой отделки декораций, костюмов и орнаментальных занавесей. "Он с прошлыми эпохами чувствовал себя на равных и мог сочинить любое время, будучи совершенно свободным от его стилистических требований, но непостижимо сохраняя его дух." (Хмелева Н., Райское видение...). Благодаря этим талантливейшим художникам Мариинского театра, опера Глюка "Орфей и Эвридика" превратилась в необычайно яркий спектакль, который "был создан из тонкой материи", стал "прекрасным видением", но при этом структурен, стилистически многослоен, ювелирно отделан." (Хмелева Н., Райское видение...)

~ * ~ * ~ * ~

Декорация спектакля

Следует отметить, что ещё в начале ХХ столетия, в сезоне 1902-1903 годов в московском театре Эрмитаж была тоже поставлена опера Глюка "Орфей и Эвридика". Эскизы декораций для этого спектакля создал молодой художник "новой волны" Николай Сапунов, впоследствии работавший вместе с В. Мейерхольдом.

Сцена из балета

Опера Глюка  оказала неизгладимое впечатление и на других композиторов. У Людвига Ван Бетховена (Ludwig van Beethoven) есть Четвертый концерт для фортепиано с оркестром. Так вот, сам композитор утверждал, что средняя медленная часть этого сочинения навеяна сценой Орфея с фуриями. Английский художник и скульптор XIX века Фредерик Лейтон изобразил Орфея в мучительной для него позе, он, как и в опере Глюка, из последних сил пытается не смотреть на любимую жену и отворачивается от умоляющей и недоумевающей Эвридики.


Лейтон"Орфей и Эвридика"

Музыкальный театр Станиславского и Немировича–Данченко.ОпераОрфей и Эвридика

Опера Монтеверди «Орфей»

Теме Орфея и Эвридики посвятили свои произведения и другие композиторы.


Йозеф Гайдн (Franz Joseph Haydn) написал оперу "Орфей и Эвридика, или Душа философа" (Orfeo Ed Euridice ossia/or L'Anima Del Filosofo) - написанная в конце ХVIII века, опера увидела свет только спустя 150 лет; Ференц Лист сочинил симфоническую поэму "Орфей" (Ferenc Liszt "Orpheus"); Жак Оффенбах написал оперетту "Орфей в аду" (Jacques Offenbach "Orphée aux Enfers"); в 1923 году австро-американский композитор Эрнст Кшенек совместно с либреттистом Оскаром Кокошко написал оперу "Орфей и Эвридика" в стиле экспрессионизма, а в 1948 году  Игорь Стравинский поставил балет "Орфей" в стиле неоклассицизма, сохранив в неприкосновенности весь сюжет античного мифа.

~ * ~ * ~ * ~

"Орфей полюбил Эвридику,какая старая история..."...Рок -опера Журбина

Представьте себе: двое — он и она — встретились и полюбили друг друга. Но он — певец, гений, жаждущий славы и признания; он покидает возлюбленную и не замечает, как растрачивает, распродает свой дар, становится чуждым ей… Именно эту историю рассказывает современный миф об Орфее, первая отечественная рок-опера — "Орфей и Эвридика".                       

Асадуллин и Левицкая.

Лето 1977 года...Ленинград,так тогда назывался Санкт-Петербург.Я вдвоем с подругой проводим свой большой отпуск в городе нашей мечты,до изнеможения бродим по гулким залам Эрмитажа,наслаждаясь шедеврами полной грудью.Как хотелось охватить необъятное...Каждый день -открытие,каждый день-пребывание в слегка ошарашенном состоянии от всех красот и прикосновения к Великой истории.

                                                   

Совершенно случайно в какой-то кассе  покупаем билеты на "Орфея и Эвридику",с легкой долей скепсиса,уже наполненные стереотипами западной рок-музыки,считая,что удивить нас уж больше нечем...Мы долго добирались до этого  Дома культуры,кажетмя имени Кирова

Все действо,наполненное чудесной музыкой,божественным голосом Альберта Асадуллина,пролетело как одно мгновение,оставив на многие годы восторг и чувство радости,благодарности всем создателям первой отечественной рок оперы,как то не поворачивается язык назвать по-другому.До сих пор дома бережно хранятся пластиковые миньоны с отдельными фрагментами оперы,вырезанные из "Кругозора",помните такой.

               

Ирина Понаровская и Альберт Асадуллин

Память,такая непредсказуемая наша память иногда подсовывает нам совершенно волшебные наши воспоминания о многих,забытых,но очень дорогих моментах прошлого,как вот это..."Орфей и Эвридика...такая старая история".

...Живые голоса,живая музыка..."Поющих гитар" - кумиров ленинградской публики...Предсталенный мной сегодня материал не  самого лучшего качества,но даже он дает возможность понять,что тогда давным-давно..."Орфей и Эвридика" были каким то прорывом в музыкальной культуре тогдашнего СССР...

                   

Летом 1966 года в Ленинграде, из недр известного не только в нашей стране ансамбля «Дружба» родился коллектив, который дал зеленую улицу ВИА.



А назывался он 33 года назад «Поющие гитары». Повальный интерес у молодежи, успех у публики: в репертуаре школьных и дворовых команд конца 60-х годов были песни «The Beatles» и «Поющих гитар». Многие читатели, знающие ВИА «Поющие гитары», пропоют не одну его популярную песню.

Художественный руководитель ВИА "Поющие гитары", Анатолий Васильев, впервые услышав рок-оперу Эндрю Ллойд-Уэббера "Jesus Christ Superstar", по-настоящему влюбился в жанр и решил, что пришла пора для аналогичной постановки и в СССР. Он обратился к композитору Александру Журбину, а тот пригласил либреттиста — Юрия Димитрина.

Эстрада и опера. Совместимы ли эти, казалось бы, совер­шенно чуждые друг другу, а подчас и непримиримые, поня­тия. Оказывается, вполне совместимы. Если только сплав этот не механический, а отмеченный искрой вдохновения, творче­ства, новаторства.

                         

Александр Борисович Журбин

Александр Борисович Журбин — композитор, работающий в разных, даже полярных жанрах, от эстрадных песен до симфоний. 

                          

Юрий Георгиевич Димитрин  — российский драматург, либреттист, писатель, педагог.

Его соавтор — Юрий Георгиевич Димитрин — пожалуй, единственный человек на свете, занимающийся не только практикой, но и теорией либретто: жанра, в котором он работает с 1966 года (хотя по образованию он… химик). Н

                           

28 ноября и 11 декабря 1974 состоялись заседания худсовета "Ленконцерта", на которых авторы представили свое детище: композитор пел и играл на рояле, а либреттист подпевал, где мог, и читал ремарки. Сейчас сложно представить, что нашей истории могло бы не быть по милости очень большой и очень круглой печати какой-нибудь "тройки"…

Но все прошло благополучно: оперу "пропустили". Более того, в протоколе можно найти такие отзывы, как "мне чрезвычайно понравилось", "превосходное произведение"… Заминка произошла в Обкоме партии — не понравилось вынесенное в заглавие слово "рок". Во избежание неприятностей Ю. Димитрин предложил заменить его политически нейтральным словом "зонг", позаимствованным из драматургии Бертольда Брехта,, где в ткань повествования вписываются песни-зонги, которые, подводя итог происшедшего, являются поучением, наставлением.



Сюжет оперы далек от сюжета мифа. Сохранена лишь формальная схема: любовь героев, разлука, попытка Орфея вновь обрести Эвридику, его возвращение к жизни без нее и, наконец, их воссоединение навсегда. В пьесе не так много действующих лиц: четверо главных (Орфей, Эвридика, Фортуна и Харон), трое второго плана — певцы, которые состязаются с Орфеем... И еще один, который царит на сцене на протяжении всего спектакля. Это Вестники — хор, исполняющий пресловутые зонги, рассказывающий историю героев и словно вершащий их судьбу.

                                
В поисках славы Орфей покидает возлюбленную Эвридику, отправляется на состязанье певцов и побеждает в нем. Однако преклонение фанатов, прославление бесчувственной толпы и благосклонность Славы-Фортуны изменяют его сердце, и, когда он приходит к любимой с победой, та не узнает его.

                          

Зонг-опера "Oрфей и Эвридика", Харон - Богдан Вивчаровский

Харон — перевозчик душ в загробное царство — предупреждает Орфея, рассказывая свою судьбу: он и сам некогда был певцом, но, потеряв любовь, потерял свою песню, голос, талант. Его слова заставляют опустошенного Орфея одуматься: он снова отправляется в обратный путь, "в надежде себя ушедшего найти".



                           
Но что может сделать Эвридика? "Ты не любишь, Орфей, твое сердце во льду" — говорит она, и исчезает, сказав лишь на прощанье: "Иди, Орфей, иди и не оглядывайся…" Орфей один. Прошедшее потрясение словно возвращает его решимость. Он оказывается способным снова бросить вызов судьбе. Он кричит Фортуне: "Я потерял все, и ты не страшна мне больше!.." — и тогда в душе его вновь начинает звучать песня Эвридики, нежная и прекрасная, как когда-то. С ней Орфей отправляется на новое состязание — теперь ему не страшен огонь славы: в сердце его живет любовь, и он знает, что жить стоит только ради нее.

                            

Первым исполнителем роли Орфея стал Альберт Асадуллин, по образованию — художник-архитектор. Его прекрасный чистый голос с безграничным диапазоном и уникальные актерские данные позволили ему создать на сцене неповторимый, запоминающийся образ.

          
Партнершей Асадуллина стала Ирина Понаровская, дочь известного джазмена Виталия Понаровского, заканчивавшая ленинградскую Консерваторию по классу фортепиано и певшая в "Поющих гитарах".

Однако большую часть спектаклей эту роль исполняла Алла Кожевникова, игравшая Эвридику и Фортуну и в новой версии спектакля. Фортуна — Ольга Левицкая — тоже была "родом" из "Поющих"; работает в песенной части этой группы и сейчас. И, наконец — Харон. Эту роль получил Богдан Вивчаровский, обладатель удивительно красивого и сильного баритона. Его "оперная" манера словно бы напоминала о том "вчерашнем дне", из которого пришел его персонаж. Будучи не намного старше А.Асадуллина, Б.Вивчаровский тем не менее сумел насытить образ своего героя интонациями и чувствами "осмеянного жизнью старика".


За постановку спектакля взялся Марк Розовский, усиливший заложенную в самом жанре "зонг-оперы" условность: Орфей, распятый на стойках от микрофонов, впрягающийся в тележку Фортуны Певчий Бог (мим О.Сергеев), окруженная микрофонным частоколом Эвридика…



В глубине сцены на длинных нитях красовалось золотое руно, напоминавшее о прошлом мифологического Орфея (он ведь помогал Аргонавтам) и служившее экраном для фантастических движущихся орнаментов, которые создавал на нем художник по свету П.Пчелинцев.

                        
"Орфей" имел головокружительный успех и за десять сезонов был сыгран около 2000 раз. Хотя спектакль и исколесил с неизменным успехом почти весь Союз, за границей он показан не был. Что, однако, не помешало ему получить зарубежный диплом British Musical Award: в 1976 журнал "Musical Week" "за выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки" провозгласил "Орфея" спектаклем 1975 года..

                       Оставшаяся память о спектакле — запись оперы, выпущенная фирмой "Мелодия", лишь частично передает динамизм и накал страстей театрального оригинала: персонажи выглядели на ней более блеклыми; во многих музыкальных номерах ускорили темп, отчего звучать они стали менее естественно.

                          

ул.Лабутина, д.36

Санкт-Петербургский театр «Рок-Опера» 

  Владимир Подгородинский - тот самый человек, который в свое время из умиравшего ансамбля "Поющие гитары" сотворил живой и ныне здравствующий театр "Рок-опера", единственный в России репертуарный театр, работающий в жанре, о котором красноречиво заявляет его название.



                       

Владимир Подгородинский- художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры ″Театр ″Рок-опера″.

В 1999 году театр возвращается к истокам — возникает вторая, новая редакция рок-оперы «Орфей и Эвридика». Несмотря на то, что новая постановка не стала, вопреки ожиданиям многих, восстановленной версией легендарного спектакля 1975 года, в состав исполнителей вновь вошли участники первой постановки: засл. арт. РФ Богдан Вивчаровский (бессменный Харон с 1975 года, обладатель рекорда Гиннесса за исполнение этой роли), засл. арт. РФ Наталья Улейская (исполнительница роли Эвридики в обеих версиях), засл. арт. РФ Владимир Дяденистов (исполнитель роли Орфея в обеих версиях), Алла Кожевникова (исполнительница роли Эвридики в обеих версиях и Фортуны в «Орфее» 1999 года). В 2005 году, к тридцатилетию спектакля, в постановку вновь вернулся первый Орфей — Альберт Асадуллин.

                          
Постановка Подгородинского рассказывает совсем другую историю: не о победе любви, но о непобедимой власти рока, для которой Харон и даже Фортуна — такие же игрушки, как Эвридика и Орфей. И теперь девизом спектакля можно, пожалуй, считать строфу зонга, звучащую из уст Вестников: "Ты прав, скиталец, клятвы глупы, слова раскаянья пусты, и только жертвенный поступок еще бы мог тебя спасти". Мог бы. Но — не спас: оперу завершают, как и в "версии-1975", аккорды, с которых она начиналась, но означают они уже совсем иное. Орфей стал Хароном. И любой на его месте обречен пройти тот же путь.



А это уже Авдеев в роли Орфея,красиво... Антон Авдеев - "Потерял я Эвридику" ( рок-опера "Орфей и Эвридика")

                            
Всего "Орфей" пережил восемь постановок, четыре из которых были… балетами. Под фонограмму "Поющих гитар" с полностью звучащим текстом "Орфея" танцевали на сценах театров оперы и балета Перми, Самарканда, Харькова; ставил балет по "Орфею" и Ленинградский Малый оперный театр. В 1979 г. "Орфей" был поставлен в Музыкальном театре Братиславы (Чехословакия). В декабре 2000 года состаялась премьера версии "Орфея", поставленной Альбертом Асадуллиным.

  

Опера имеет европейский диплом лучшего спектакля года. Но!.. За границей так и не побывала… Такая вот информация к размышлению, дорогой читатель!

                         

А это бонус-Альберт Асадуллин Child In Time Deep Purple cover by Albert Asadullin (Russia),пусть не по теме,просто люблю все его работы в жанре-рок



Источники:

Орфей и Эвридика по кн.: А. И. Немировский. Мифы Древней Эллады

Орфей и Эвридика по поэме Овидия «Метаморфозы» в изложении из кн.: Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции (1989)Rilke Rainer Maria. Die Sonette an Orpheus. Berlin. 1985.


Williams Tennessee. Battle of angels. New York. 1975. 130 p

http://www.romeo-juliet-club.ru/

продолжение следует

Рубрики:  Античный мир

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку