-Метки

homo sapiens idée fix a la гувх-2007 neprostoi once upon a time open space paradise lost pollution spring tedium tedium vitae vitae Достоевский алексей михайлович альтернативная служба архипелаг африка продолжает творить бандеровцы басня белые одежды беременность бомбардировки ботанье браконьерство вальс видит бог война и мир воры все сковано и я гляжу украдкой всемирный экономический форум вчера я был счастливым гамлет гитики гитис гостиницы гувх дерьмо диалог с европой дюссельдорф евтушенко заболоцкий иоанн златоуст капица катализ качество образования компании красноармейцы кризис кризис среднего возраста крысы кукольный мальчик кулаки лытдыбр любимое кино мародерство маяковский милошевич мишель рио муки творчества наорал некрасивая девочка о пользе телесных наказаний организация трудового процесса парадокс патриотизм перколяция петербург петр пляжный волейбол полет мухи поллюция прабабка правдивая ложь призрак проблемы со звуком пушкин рациональное питание ревность реликтовое излучение рефлексия рим в огне рискованное росгосстрах рыбный промысел рыболовство сельдь под шубой сергей ваулин синергизм словно мухи сообщество обезьян средняя волга стругатские сумасшедший дом сша такси толстой трофеи убийство фразы черномырдин шеф

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Breadseed

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.04.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 2150


Я – дитя

Воскресенье, 01 Июля 2007 г. 16:13 + в цитатник
Regrets, I’ve had a few;
But then again, too few to mention.
I did what I had to do
And saw it through without exemption.


Я – дитя своего времени. Не могу сказать, что я настолько провидчески мудр, что избежал всевозможных глупостей, нелепостей и подлостей моей великой эпохи больших перемен. Я многого стыжусь, но этот стыд не рвет меня на части, т.к. всё же всё то, за что мне сейчас стыдно – следствие незнания и недопонимания в процессе познания. Я переношу этот стыд так же естественно, как естественно мы переносим стыд за орфографические ошибки в школьных диктантах, за дважды два равно десять на уроках математики, за обкаканные в яслях трусы. Избежать всего этого практически невозможно, главное – стараться сократить процесс обучения, не совершать одну и ту же глупость многажды.

Я думаю, то, что Россия – православная христианская страна, есть факт практически бесспорный. Можно спорить о нюансах, количестве, но совсем не качестве последнего утверждения. И тем не менее, все мы мало что знаем о христианстве.

Я хорошо помню, как во втором или третьем классе школы моя первая, ныне уже покойная, учительница со злостью в голосе заявила, что если хоть кто-нибудь в классе будет отсутствовать в субботу накануне Пасхи, тот получит годовой «неуд» по поведению. Такая оценка поведения фактически означала, что ученик будет оставлен на второй год. И она не шутила. Кстати, я не любил и продолжаю не любить свою первую учительницу и ничего не могу с собой поделать. О мёртвых, конечно, надо говорить только хорошее или – ничего, обычно я стараюсь следовать этому правилу. Но вот узнав о её смерти, я написал стихотворение, состоящее всего из одной строчки:
Обиды умирают вместе с их предметом.
Это та жестокость, в которой я не могу себе отказать даже сейчас.

Я уже забыл, как назывался издававшийся до самого конца Советской власти журнал, но хорошо помню, что это было специальное издание, направленное на атеистическую пропаганду. Кажется, журнал и назывался «Атеист», впрочем, не уверен.

По складу характера, как это сейчас понимаю, я всегда тяготел к служению церкви. Конечно, что такое церковь, я толком (точнее, никак) не представлял, но был какой-то образ, сформированный книгами, фильмами и т.п. Мне очевидно сейчас, что мое представление о церковной службе имело характерный католико-протестантский акцент. Как-то из подросткового желания поглумится над незыблемыми правилами, я заявил в школе при большим скоплении учеников и учителей, что после получения аттестата пойду в духовную семинарию. Классный руководитель испуганно спросила меня, представляю ли я себе, какое это будет пятно на всю школу и на мою семью. Именно в такой последовательности.

Коммунисты очень грамотно вели антирелигиозную работу. В те времена, которые я помню, спора с православной церковью не было в принципе. Т.к. церковь была загнана в фактическое подполье пятьюдесятью предшествующими годами травли, антирелигиозная пропаганда велась на общефилософском уровне. Пропаганда велась с позиций диалектического материализма, причем, это была даже не пропаганда, а именно контрпропаганда, практически всегда against любой формы идеализма и любой формы метафизики. Таким образом, в моем детстве в головах большинства моих сверстников не существовало православного Бога, но существовал просто «бог» как еретически неверная философская категория.

Казалось бы, исторической связи православия и России не стало.

Первое Евангелие, что я прочитал уже в возрасте лет 16-17-ти, был роман «Мастер и Маргарита». Я тогда и не догадывался, что это было Евангелие от Дьявола. Но для меня это был какой-то момент объединения разрозненных в голове впечатлений. Тогда вдруг пословицы, кладбищенские кресты, сюжеты и реминисценции в искусстве, вечернее перед сном бабулино нашептывание молитв, уже лежа в постели, и многое-многое другое объединилось и стало смотреться в совсем другом свете. Вдруг оказалось, что «поток сознания» двухсот миллионов людей, чуждых религии и просто далеких от неё, определяется совершенно религиозными православными мотивами. Я хорошо помню, как этот слабый, почти неуловимый, мотив, тихой сапой всегда звучавший повсюду, очень быстро, за какие-то несколько лет, зазвучал, как серьезный симфонический оркестр, как только позволили на то обстоятельства.

У Есенина есть:
…Стыдно мне, что я в Бога не верил,
Горько мне, что не верю теперь…

Я вот тоже уже никогда, наверное, не стану верующим человеком. В силу обстоятельств времени я никогда не восприму Бога иначе, чем эстетическую категорию. При этом вне этой категории мне уже невозможно судить о Добре и Зле, Красоте и Уродстве.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку