-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в bolivarsm

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 06.10.2010
«аписей: 15446
 омментариев: 9921
Ќаписано: 26683

ѕещерные храмы Ёллоры (Ellora Caves). »нди€.

ѕ€тница, 19 ‘еврал€ 2016 г. 20:27 + в цитатник
÷итата сообщени€ ёфан ѕещерные храмы Ёллоры (Ellora Caves)



ѕоказыва€ вам этот объект, очередной раз поражаюсь и очередной раз как то даже не веритьс€, что давным давно могли построить такие величественные сооружени€. —колько же труда, сил и энергии было вложено в эти скалы !

—амый посещаемый древний пам€тник ћахараштры — пещеры ЁЋЋќ–џ, которые наход€тс€ в 29 км на северо-запад от јурангабада, возможно, расположены не в столь впечатл€ющем месте, как их более древние сестры в јджанте, но удивительное богатство их скульптуры полностью компенсирует этот недостаток, и их не в коем случае нельз€ пропустить, если вы держите путь в ћумбаи или из ћумбаи, который находитс€ в 400 км на юго-запад. ¬сего 34 буддистских, индуистских и джайнских пещеры — некоторые из которых создавались одновременно, конкуриру€ друг с другом — опо€сывают подножие, прот€нувшегос€ на два километра утеса „амадири (Chamadiri) в том месте, где он переходит в открытые равнины. √лавна€ достопримечательность этой территории — гаргантюанских размеров храм  айлаша — поднимаетс€ ввысь из огромной, с отвесными стенами впадины в склоне холма. —амый большой монолит мира, этот неверо€тно огромный кусок твердого базальта превращен в живописное скопление взаимопересекающихс€ залов с колоннадами, галерей и св€щенных алтарей. Ќо давайте обо все подробнее ...

’рамы Ёллоры возникли в эпоху государства династии –аштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть »ндии. ¬ средневековье многие считали государство –аштракутов величайшим государством, его сравнивали с такими могучими державами, как јрабский халифат, ¬изанти€ и  итай. —амыми могущественными индийскими правител€ми в то врем€ €вл€лись раштракуты.

 

 





ѕещеры были созданы в период с 6 по 9 столетие нашей эры. ¬сего в Ёллоре существует 34 храма и монастыр€. ¬нутреннее убранство храмов не столь драматично и богато, как в пещерах јджанты. ќднако здесь присутствуют утончЄнные скульптуры более красивой формы, наблюдаетс€ сложный план и размеры самых храмов больше. » все пам€тки гораздо лучше сохранились до наших дней. ¬ скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порою достигала 40х40 метров. —тены искусно декорированы рельефами и каменными скульптурами. ’рамы и монастыри создавались в базальтовых холмах на прот€жении половины тыс€челети€ (6-10 век нашей эры). “акже характерным €вл€етс€ и то, что строительство пещер Ёллоры начали примерно тогда, когда св€тые места јджанты были заброшены и потер€ны из виду.





¬ XIII веке по приказу раджи  ришны был создан пещерный храм  айласантха. ѕо вполне конкретным трактатам о строительстве возводилс€ храм, в них было до мельчайших подробностей изложено все. ћежду небесными и наземными храмами промежуточным должен был стать  айласантха. —воего рода вратами.

–азмеры 61 метр на 33 метра имеет  айласантха. 30 метров высота всего храма.  айласантха создавали постепенно, начали вырубать храм с верхней части. —начала вырыли траншею вокруг глыбы, котора€ со временем превратилась в храм. ¬ ней прорубили отверсти€, позже это будут галереи и залы.





ѕутем выдалбливани€ около 400 000 тонн скалы был создан храм  айласантха в Ёллоре. »з этого можно судить, что те, кто создавали план этого храма, обладали незаур€дной фантазией. „ерты ƒравидского стил€ демонстрирует  айласантха. Ёто можно увидеть и в воротах перед входом Ќандин, и в самом очертании храма, который постепенно сужаетс€ к верху, и по фасаду с миниатюрными скульптурами в виде декора.

¬се индусские постройки расположены вокруг самого выдающегос€ храма  айлаш, который олицетвор€ет св€щенную гору “ибета. ¬ отличие от спокойного и более аскетического убранства буддийских пещер, индуистские храмы отделаны броской и €ркой резьбой, что очень характерно дл€ индийской архитектуры.

ќколо „еннаи в “амилнанде находитс€ храм ћамалллапурама, с его башн€ми имеет сходство башн€ храма  айласантха. »х строили примерно в одно врем€.



¬ построение храма вложены неверо€тные усили€. ¬ колодце 100 метрового в длину и 50 метрового в ширину стоит этот храм. ”  айласанатха основание не только трехъ€русный монумент но и огромный комплекс со двором у храма, портиками, галере€ми, залами, стату€ми.

÷околем в 8 метров заканчиваетс€ нижн€€ часть, фигурами св€щенных животных слонов и львов он опо€сан со всех сторон. ‘игуры охран€ют и в то же врем€ поддерживают храм.




ѕервоначальной причиной, по которой это достаточно удаленное место стало центром такой активной религиозной и художественной де€тельности, стал оживленный караванный путь, который пролегал здесь, соедин€€ цветущие города на севере и порты западного побережь€. ѕрибыль от выгодной торговли поступала на строительство св€тилищ этого выдалбливаемого в камне на прот€жении п€тисот лет комплекса, начатого в середине 6 в. н. э., примерно в то же самое врем€, когда была покинута јджанта, расположенна€ в 100 км на северо-восток. Ёто был период заката буддийской эры в центральной »ндии: к концу 7 в. снова началс€ подъем индуизма. ¬озрождение брахманизма набирало силу в течение трех последующих веков при покровительстве королей „алукь€ (Chalukya) и –аштракута (Rashtrakuta) — двух могущественных династий, благодар€ которым была выполнена больша€ часть работ в Ёллоре, включа€ создание храма  айлаша в 8 в. “реть€ и последн€€ стади€ взлета строительной де€тельности на этой территории пришлась на конец первого тыс€челети€ новой эры, когда местные правители обратились от шиваизма к джайнизму направлени€ дигамбара. Ќебольша€ кучка менее выдающихс€ пещер на севере от основной группы стоит как напоминание об этой эпохе.





¬ отличие от уединенно расположенной јджанты, Ёллора не избежала последствий фанатической борьбы с другими религи€ми, сопровождающей пришествие к власти мусульман в 13 в. ’удшие крайности предпринимались во врем€ правлени€ јурангзеба, который в припадке благочести€ приказал систематически разрушать “€зыческих идолов”. ’от€ Ёллора и поныне носит шрамы того времени, больша€ часть ее скульптуры осталась чудесным образом нетронутой. “от факт, что пещеры были вырублены в твердых скалах, вне зоны воздействи€ муссонных ливней, определил их сохранность в замечательно хорошем состо€нии.





¬се пещеры пронумерованы, приблизительно согласно хронологии их создани€. Ќомера от 1 до 12 в южной части комплекса €вл€ютс€ самыми старыми и датируютс€ начина€ от буддийской эры ¬аджрай€на (Vajrayana) (500—750 гг. н. э.). »ндуистские пещеры под номерами от 17 до 29 строились одновременно с более поздними буддийскими и датируютс€ периодом между 600 и 870 гг. новой эры. –асположенные далее на север джайнские пещеры - номера от 30 до 34 - выдалбливались с 800 г. нашей эры до конца 11 в. »з-за наклонного характера склона холма, больша€ часть входов в пещеры отодвинуто от уровн€ земной поверхности и находитс€ позади открытых двориков и больших веранд с колоннами, или портиков. ¬ход во все пещеры, кроме храма  айлаша, бесплатный.

„тобы сначала увидеть самые старые пещеры, поверните направо от автомобильной парковки, куда прибывают автобусы, и идите вдоль главной дорожки к ѕещере 1. ќтсюда постепенно продвигайтесь далее на север, не поддава€сь соблазну пойти к ѕещере 16 - храму  айлаша, осмотр которого лучше оставить на потом, когда в конце дн€ уедут все туристические группы, а длинные тени, отбрасываемые заход€щим солнцем, ожив€т его поразительную каменную скульптуру.





»скусственные пещеры в скалах, разбросанные по вулканическим холмам северо-западного ƒекана, вход€т в число самых удивительных религиозных монументов јзии, если не всего мира. ¬арьиру€ от крошечных монашеских келий до колоссальных, тщательно выполненных храмов, они замечательны тем, что были вырублены вручную в твердом камне. –анние пещеры 3 в. до н. э., похоже, €вл€лись временными убежищами буддийских монахов, когда проливные муссонные дожди прерывали их странстви€. ќни копировали более ранние дерев€нные постройки и финансировались купцами, дл€ которых бескастова€ нова€ вера €вилась привлекательной альтернативой старому, дискриминационному социальному пор€дку. ѕостепенно, вдохновленные примером императора јшоки ћаурь€, местные прав€щие династии также стали обращатьс€ в буддизм. ѕод их покровительством, в течение 2 в. до н. э., в  арли, Ѕхадже и јджанте были созданы первые крупные пещерные монастыри.





¬ это врем€ в »ндии преобладала аскетична€ буддийстска€ школа тхеравада. «акрытые монашеские общины мало взаимодействовали с внешним миром. ѕещеры, созданные в эту эпоху, представл€ли собой в основном простые “молитвенные залы” (chaityas) — длинные, пр€моугольные апсидальные палаты с цилиндрическими сводчатыми крышами и двум€ низкими проходами с колоннами, м€гко изгибающимис€ вокруг задней части монолитной ступы. Ѕудучи символами просветлени€ Ѕудды, эти полусферические могильные курганы €вл€лись главными центрами поклонени€ и медитации, вокруг которых общины монахов совершали свои ритуальные обходы.

ћетоды, используемые при создании пещер, мало изменились на прот€жении веков. ¬начале на переднюю часть скалы наносили основные размеры декоративного фасада. «атем группы каменщиков вырубали грубую дыру (котора€ впоследствии становилась элегантным окном чайтьи в форме подковы), через которую они врезались дальше в глубину скалы. ѕо мере того, как рабочие добирались до уровн€ пола, использу€ при этом т€желые железные кирки, они оставл€ли куски нетронутой скалы, которые искусные скульпторы затем превращали в колонны, молитвенные фризы и ступы.






  4 в. н. э. школа ’инай€на стала уступать место более склонной к роскоши школе маха€ны, или “¬еликой  олесницы”. Ѕольший акцент этой школы на посто€нно увеличивающийс€ пантеон божеств и бодхисаттв (милостивых св€тых, которые откладывали собственное достижение Ќирваны, чтобы помогать человечеству в его продвижении к ѕросветлению) выразилс€ и в изменении архитектурных стилей. „айтьи были вытеснены богато украшенными монастырскими залами, или вихарами, в которых монахи и жили, и молились, а изображение Ѕудды приобрело большую значимость. «ан€в место, где раньше в конце зала сто€ла ступа, вокруг которого совершались ритуальные обходы, по€вилось колоссальное изображение, которое несло в себе 32 характеристики (lakshanas), включа€ длинные вис€щие мочки ушей, выпуклый череп, завитки волос, отличающие Ѕудду от других существ. »скусство ћахай€ны достигло пика в конце буддийской эпохи. —оздание обширного каталога тем и образов, содержащихс€ в древних рукопис€х, таких как джатаки (легенды о предыдущих воплощени€х Ѕудды), а также представленных на изумительных, вызывающих чувство благоговени€ образцах настенной живописи в јджанте, возможно, частично объ€сн€лось попыткой подогреть интерес к вере, котора€ к тому времени уже начала угасать в этом регионе.






—тремление буддизма соревноватьс€ с возрождающимс€ индуизмом, сформировавшеес€ в 6 в., в конце концов привело к созданию внутри ћаха€ны нового, более эзотерического религиозного движени€. Ќаправление ¬аджрайана, или “√ромова€  олесница”, подчеркива€ и утвержда€ творческий принцип женского начала, шакти; в тайных ритуалах тут использовались заклинани€ и магические формулы. ќднако, в конечном итоге, такие модификации оказались в »ндии бессильными перед лицом возрожденной прит€гательности брахманизма.

ѕоследующий перенос королевского и народного покровительства на новую веру лучше всего очевиден на примере Ёллоры, где на прот€жении 8 в. многие из старых вихар были переделаны в храмы, а в их св€тилищах водворились отполированные шивалинги вместо ступ или статуй Ѕудды. »ндуистска€ пещерна€ архитектура, с ее т€готением к драматической мифологической скульптуре, получила свое высшее выражение в 10 в., когда был создан величественный храм  айлаша - гигантска€ копи€ сооружений на поверхности земли, которые уже стали замен€ть вырубленные в скалах пещеры. »менно индуизм вынес главный удар фанатического средневекового преследовани€ других религий исламом, воцарившимс€ в ƒекане, а буддизм к тому времени уже давно переместилс€ в сравнительно безопасные √ималаи, где процветает и поныне.





Ѕуддийские пещеры расположены по бокам пологой выемки в склоне утеса „амадири. ¬се, кроме ѕещеры 10, €вл€ютс€ вихарами, или монастырскими залами, которые монахи первоначально использовали дл€ обучени€, медитации в уединении и общих молитв, а также дл€ таких мирских зан€тий, как еда и сон. ѕо мере того, как вы будете по ним проходить, залы будут постепенно становитьс€ все более впечатл€ющими по размеру и стилю. ”ченые приписывают это подъему индуизма и необходимости соперничества в стремлении добиватьс€ покровительства властителей с более успешно настраивающими на благоговейный лад шиваитскими пещерными храмами, которые выкапывались так близко по-соседству.





ѕещеры от 1 до 5
ѕещера 1, котора€, возможно, €вл€лась зернохранилищем, так как ее самый большой зал представл€ет собой простую, лишенную украшений вихару, в которой размещаютс€ восемь маленьких келий и почти нет никакой скульптуры. ¬ гораздо более впечатл€ющей ѕещере 2, большую центральную палату поддерживают двенадцать массивных колонн с квадратными основани€ми, а вдоль боковых стен восседают статуи Ѕудды. ѕо бокам ведущего в алтарное помещение входа возвышаютс€ фигуры двух гигантских дварапала, или стражников ворот: необычно мускулистого ѕадмапани, бодхисаттвы сострадани€ с лотосом в руке, слева, и богато украшенного драгоценност€ми ћайтрейи, “Ѕудды √р€дущего”, справа. ќбоих сопровождают супруги. ¬нутри самого св€тилища на троне в виде льва восседает величественный Ѕудда, который выгл€дит более сильным и решительным по сравнению со своими безм€тежными предшественниками в јджанте. ѕещеры 3 и 4, которые немного старше и схожи по дизайну с ѕещерой 2, наход€тс€ в довольно плохом состо€нии.

»звестна€ под названием “ћахарвада” (потому что во врем€ муссонных дождей в ней укрывалось местное плем€ махаров), ѕещера 5 представл€ет собой самую большую в Ёллоре одноэтажную вихару. ≈е огромный, 36 м длиной, пр€моугольный зал дл€ собраний, говор€т, использовалс€ монахами в качестве трапезной, в ней прот€нулись два р€да скамей, вырубленных в камене. ¬ дальнем конце зала, вход в центральное св€тилище охран€ют две прекрасных статуи бодхисаттв - ѕадмапани и ¬аджрапани (“ƒержател€ √рома”). ¬нутри восседает Ѕудда, на этот раз на возвышении; его права€ рука касаетс€ земли дела€ жест, указывающий на “„удо “ыс€чи Ѕудд”, которое ”читель совершил, чтобы смутить группу еретиков.






ѕещера 6
—ледующие четыре пещеры были вырыты приблизительно в одно врем€ в 7 в. и €вл€ютс€ всего лишь повторением своих предшественников. Ќа стенах вестибюл€ в дальнем конце центрального зала в ѕещере 6 наход€тс€ самые знаменитые и прекрасно выполненные статуи. “ара, супруга бодхисаттвы јвалокитешвары, стоит слева, с выразительным, дружелюбным лицом. Ќа противоположной стороне расположилась буддийска€ богин€ учени€ ћахамаюри (Mahamayuri), изображенна€ с символом в виде павлина, перед ней за столом сидит прилежный ученик. ќчевидна параллель между ћахаюри и соответствующей ей индуистской богиней знани€ и мудрости —арасвати (мифологическим средством передвижени€ последней, правда, был гусь), котора€ нагл€дно показывает, до какой степени индийский буддизм 7 в. заимствовал элементы соперничающей с ним религии в попытке возродить свою собственную ослабевшую попул€рность.







ѕещеры 10, 11 и 12
¬ырыта€ в начале 8 в. ѕещера 10 €вл€етс€ одним из последних и наиболее величественных залов чайть€ в пещерах ƒекана. —лева от ее большой веранды начинаютс€ ступеньки, поднимающиес€ к верхнему балкону, откуда на внутренний балкон ведет тройной проход, с лет€щими всадниками, небесными нимфами и фризом, украшенным игривыми карликами. ќтсюда открываетс€ прекрасный вид на зал с его восьмиугольными колоннами и сводчатой крышей. ќт каменных “стропил”, вырезанных на потолке, имитаций балок, которые присутствовали в более ранних дерев€нных сооружени€х, происходит попул€рное название этой пещеры — «—утар ƒжхопади» — “ћастерска€ ѕлотника”. ¬ дальнем конце зала на троне, перед воздвигнутой по обету ступой, восседает Ѕудда — эта группа представл€ет собой центральное место поклонени€.

Ќесмотр€ на открытие в 1876 г. ее прежде скрытого подземного этажа, ѕещеру 11 по-прежнему называют «ƒхо “ал», или “двух€русной” пещерой. ≈е верхний этаж представл€ет собой длинный колонный зал дл€ собраний со св€тилищем Ѕудды, а изображени€ на его задней стене ƒурги и √анеши, сына Ўивы с головой слона, свидетельствуют о том, что пещера была переделана в индуистский храм после того, как была покинута буддистами.

—оседн€€ пещера 12 - «“ин “ал», или “трех€русна€” - €вл€етс€ еще одной трех€русной вихарой, вход в которую ведет через большой открытый дворик. » снова главные достопримечательности наход€тс€ на верхнем этаже, который некогда использовалс€ дл€ обучени€ и медитации. ѕо бокам алтарного помещени€ в конце зала, вдоль стен которого расположились п€ть больших фигур бодхисаттв, сто€т статуи п€ти Ѕудд, кажда€ из которых изображает одно из его предыдущих воплощений ”чител€. ‘игуры слева показаны в состо€нии глубокой медитации, а справа — снова в положении “„удо “ыс€чи Ѕудд”.







—емнадцать индуистских пещер Ёллоры группируютс€ вокруг середины утеса, где расположен величественный храм  айлаша. ¬ырубленные в начале периода возрождени€ брахманизма в ƒекане, во врем€ относительной стабильности, пещерные храмы полны ощущени€ жизни, которого их сдержанные буддийские предшественники были лишены. «десь уже нет р€дов большеглазых, с м€гким выражением лиц Ѕудд и бодхисаттв. ¬место них вдоль стен т€нутс€ огромные барельефы, изображающие динамические сцены из индуистских преданий. Ѕольшинство из них св€зано с именем Ўивы, богом разрушени€ и возрождени€ (и главным божеством всех индуистских пещер комплекса), хот€ вы также встретите многочисленные образы ¬ишну, хранител€ ¬селенной, и его многочисленных воплощений.

—нова и снова повтор€ютс€ те же самые картины, что дало ремесленникам Ёллоры прекрасную возможность оттачивать свою технику веками, венцом и величайшим достижением которой стал храм  айлаша (ѕещера 16). ќписанный отдельно храм €вл€етс€ достопримечательностью, которую надо непременно посетить наход€сь в Ёллоре. ќднако вы сможете лучше оценить его прекрасную скульптуру, если сначала осмотрите более ранние индуистские пещеры. ≈сли у вас не слишком много времени, то учтите, что номера 14 и 15, расположенные пр€мо на юге, €вл€ютс€ самыми интересными в группе.






ѕещера 14
ƒатируема€ началом 7 в., одна из последних пещер раннего периода - ѕещера 14 - €вл€лась буддийской вихарой, переделанной в индуистский храм. ≈е план похож на ѕещеру 8 с алтарным помещением, отделенным от задней стены и окруженным круговым проходом. ¬ход в св€тилище охран€ют две внушительные статуи речных богинь — √анги и ямуны, а в алькове позади и справа, семь богинь плодороди€ «—апта ћатрика» качают на колен€х упитанных младенцев. —ын Ўивы — √анеша с головой слона — восседает справа от них р€дом с двум€ ужасающими образами  алы и  али, богинь смерти. ѕрекрасные фризы украшают длинные стены пещеры. Ќачина€ с передней части, на фризах слева (если сто€ть лицом к алтарю) изображена ƒурга, умерщвл€юща€ демона-буйвола ћахишу; Ћакшми, богин€ богатства, восседает на троне из лотоса, а ее прислужники-слоны поливают ее водой из хоботов; ¬ишну в образе кабана ¬арахи, спасающий богиню земли ѕритхви от потопа; и наконец ¬ишну со своими женами. ѕанели на противоположной стене посв€щены исключительно Ўиве. Ќа второй спереди изображено, как он играет в кости со своей женой ѕарвати; затем он исполн€ет танец творени€ ¬селенной в образе - Ќатараджи; а на четвертом фризе - беспечно игнорирует тщетные попытки демона –аваны сбросить его с супругой с их земного жилища - √оры  айласа.







ѕещера 15
ѕодобно соседней пещере, двухэтажна€ ѕещера 15, ко входу в которую ведет длинна€ лестница, начала свое существование в качестве буддистской вихары, но была зан€та индусами и превратилась в св€тилище Ўивы. ћожно пропустить в целом не особенно интересный первый этаж и сразу подн€тьс€ вверх, где находитс€ несколько образцов самой величественной скульптуры Ёллоры. Ќазвание пещеры - «ƒас јватара» («ƒес€ть јватаров») - происходит от р€да панелей, расположенной вдоль правой стены, на которых представлены п€ть из дес€ти воплощений — аватар — ¬ишну. Ќа ближайшей ко входу панели ¬ишну показан в своем четвертом образе „еловека-Ћьва — Ќарасимхи, который он прин€л, чтобы уничтожить демона, которого не мог убить “ни человек, ни зверь, ни днем, ни ночью, ни внутри дворца, ни снаружи” (¬ишну одолел его, затаившись на рассвете на пороге дворца). ќбратите на безм€тежное выражение лица демона перед смертью, который уверен и спокоен, так как знает, что, будучи убитым богом, получит спасение. Ќа втором от входа фризе ’ранитель изображен в воплощении сп€щего “ѕервобытного ћечтател€”, возлежащего на кольцах јнанды — космического зме€ Ѕесконечности. »з его пупка вот-вот вырастет побег цветка лотоса, а из него выйдет Ѕрахма и начнет творение мира.

Ќа резной панели в углублении справа от вестибюл€ изображен Ўива, по€вл€ющийс€ из лингама. ≈го соперники — Ѕрахма и ¬ишну, сто€т перед его видением униженно и прос€ще, символизиру€ преобладание в этом регионе шиваизма. » наконец, в середине левой стены помещени€, если сто€ть лицом к св€тилищу, сама€ элегантна€ скульптура пещеры изображает Ўиву в образе Ќатараджи, застывшего в танцевальной позе.





ѕещеры от 17 до 29
“олько три индуистских пещеры из всех расположенных на склоне холма на севере от храма  айлаша достойны осмотра. ѕещера 21 - «–амешвара» (Ramesvara) - была создана в конце 6 в. ѕолагают, что она сама€ стара€ индуистска€ пещера в Ёллоре, в ней наход€тс€ несколько изумительно выполненных образцов скульптуры, в том числе пара прекрасных речных богинь по бокам веранды, две чудесных статуи стражей-привратников и несколько чувственных любовных пар (mithunas), украшающих стены балкона. ќбратите внимание также на великолепную панель с изображением Ўивы и ѕарвати. ¬ ѕещере 25, расположенной подальше, находитс€ поразительный образ Ѕога —олнца - —урьи, погон€ющего свою колесницу навстречу рассвету.

ќтсюда тропа ведет мимо еще двух пещер, а затем резко спускаетс€ по поверхности крутой скалы к ее подножию, где расположено маленькое речное ущелье. ѕересека€ сезонную речку с водопадом, тропинка поднимаетс€ вверх по другой стороне расщелины и приводит к ѕещере 29 - «ƒхумар Ћена» (Dhumar Lena). Ёту датируемую концом 6 в. пещеру отличает необычный наземный план в виде креста, похожий на пещеру Ёлефанта в ћумбайской гавани. “ри ее лестницы охран€ют пары вздыбленных львов, а стены внутри украшены огромными фризами. —лева от входа Ўива пронзает демона јндхаку (Andhaka); на соседней панели он отражает попытки многорукого –аваны стр€хнуть его и ѕарвати с вершины горы  айлаша (обратите внимание на толстощекого карлика, дразн€щего злого демона). Ќа южной стороне изображена сцены игры в кости, на которой Ўива поддразнивает ѕарвати, удержива€ ее руку, когда она готовитс€ к броску.







’рам  айлаш (ѕещера 16)
ѕещера 16, колоссальный храм  айлаша (ежедневно с 6.00 до 18.00; 5 рупий) €вл€етс€ шедевром Ёллоры. ¬ данном случае термин “пещера” оказываетс€ ошибочным. ’от€ храм, как и все пещеры, был вырублен в твердой скале, он поразительно похож на обычные сооружени€ на поверхности земли - в ѕаттадакале и  анчипураме в ёжной »ндии, по образцу которых он и был построен. ѕолагают, что этот монолит был задуман правителем –аштракуты  ришной I (756 - 773 гг.). ѕрошла, однако, сотн€ лет и сменилось четыре поколени€ королей, архитекторов и ремесленников, пока этот проект не был закончен. ѕоднимитесь вверх по дорожке, ведущей вдоль выступа северной скалы комплекса, к площадке над приземистой главной башней и вы поймете, почему.

ќдни только размеры сооружени€ потр€сают. –аботы начались с выкапывани€ трех глубоких траншей в верхней части холма с использованием кирк, мотыг и кусков дерева, которые, намоченные в воде и вставленные в узкие трещины, расшир€лись и крошили базальт.  огда таким образом выделилс€ огромный кусок необработанной скалы, к работе приступили королевские скульпторы. ќценивают, что в общей сложности четверть миллиона тонн осколков и крошки было вырублено из склона холма, импровизировать или ошибатьс€ при этом было нельз€. ’рам был задуман как гигантстка€ копи€ гималайского жилища Ўивы и ѕарвати — пирамидальной √оры  айлаш ( айласа) — тибетского пика, который, говор€т, €вл€етс€ “божественной осью” между небом и землей. —егодн€ практически весь толстый слой белой известковой штукатурки, котора€ придавала храму вид снежной вершины горы, отвалилс€, обнажив тщательно обработанные поверхности серо-коричневого камн€. ¬ задней части башни эти выступы подвергались воздействи€м столетий эрозии и выцвели и расплылись, как если бы от жестокого ƒеканского зно€ гигантска€ скульптура медленно та€ла.






√лавный вход в храм ведет через высокую каменную перегородку, котора€ призвана разграничивать переход от мирского к царству св€щенного. ѕройд€ между двум€ охран€ющими вход речными богин€ми √ангой и ямуной, вы оказываетесь в узком проходе, который открываетс€ в главный передний двор, напротив панели с изображением Ћакшми - Ѕогини Ѕогатства - которую поливает душем пара слонов - эта сцена известна индусам под названием “√аджалакшми”. ќбычай требует, чтобы паломники обходили вокруг √оры  айлаш по часовой стрелке, поэтому спуститесь по ступенькам слева и идите через переднюю часть внутреннего дворика к ближайшему углу.

— вершины бетонной лестницы в углу видны все три основные секции комплекса. ѕерва€ - вход со статуей буйвола Ќанди - транспортного средства Ўивы, лежащего перед алтарем; следующа€ - замысловато украшенные, углубленные в камень стены главного зала дл€ собраний, или мандапы, на которой все еще сохранились следы цветной штукатурки, первоначально покрывавшей всю внутреннюю часть сооружени€; и наконец, само св€тилище с короткой и толстой 29-метровой пирамидальной башней, или шикхарой (которую лучше всего рассматривать сверху). Ёти три компонента поко€тс€ на соответствующих размеров приподн€той платформе, которую поддерживают дюжины собирающих лотосы слонов.  роме того, что он символизирует св€щенную гору Ўивы, храм изображает также гигантскую колесницу. “рансепты, выступающие сбоку главного зала, €вл€ютс€ ее колесами, св€тилище Ќанди - хомутом, а два слона без хоботов в натуральную величину в передней части внутреннего двора (изуродованные мародерствующими мусульманами) - т€гловыми животными.





Ѕольшинство основных достопримечательностей самого храма ограничиваетс€ его боковыми стенами, которые покрыты выразительной скульптурой. Ќа расположенной вдоль ведущей к северной части мандапы лестницы длинной панели живо изображены сцены из ћахабхараты. Ќа ней можно увидеть некоторые эпизоды из жизни  ришны, включа€ тот, который представлен в нижнем правом углу, с младенцем-богом, сосущим отравленную грудь кормилицы, присланной его злым д€дей, чтобы убить его.  ришна выжил, но €д окрасил его кожу в характерный синий цвет. ≈сли продолжать осмотр храма по часовой стрелке, вы увидите, что большинство панелей нижних секций храма посв€щены Ўиве. ¬ южной части мандапы, в алькове, вырезанном из наиболее выдающейс€ ее части, вы найдете барельеф, который общепризнанно считаетс€ самым прекрасным образцом скульптуры комплекса. Ќа нем показано, как Ўиву и ѕарвати беспокоит многоголовый демон –авана, который был заключен внутри св€щенной горы и сейчас раскачивает стены своей тюрьмы своими многочисленными руками. Ўива собираетс€ утвердить свое главенство, успокоив землетр€сение движением большого пальца ноги. ѕарвати, между тем, беззаботно наблюдает за ним, опершись на локоть, в то врем€ как одна из ее служанок в панике убегает.





¬ этом месте сделайте небольшой крюк и поднимитесь по лестнице в нижнем (юго-западном) углу внутреннего двора в “«ал ∆ертв” с его поразительным фризом с изображнением семи богинь-матерей, —апта ћатрика, и их ужасающих спутниц  алы и  али (представленных сто€щими поверх горы трупов), или направл€йтесь пр€мо по ступенькам главного зала дл€ собраний, мимо энергичных батальных сцен эффектного фриза –ама€ны, в алтарную комнату. «ал дл€ собраний с шестнадцатью колоннами окутан мрачным полусветом, который призван сфокусировать внимание мол€щихс€ на присутствии внутри божества. — помощью портативного электрического фонарика чоукидар осветит фрагменты росписи потолка, где Ўива в образе Ќатараджи исполн€ет танец рождени€ ¬селенной, а также представлены многочисленные эротические пары митхуна. —амо св€тилище уже не €вл€етс€ больше действующим алтарем, хот€ в нем до сих пор находитс€ большой каменный лингам, установленный на пьедестале йони, символизиру€ двойственный аспект воспроизвод€щей энергии Ўивы.






«амечательно то, что по прошествии стольких лет, на нашей земле запечатлелись навеки культурные, исторические и архитектурные наследи€ планеты. » одно из них - это пещеры Ёллоры. ѕещеры и храмы Ёллоры внесены в список ёЌ≈— ќ, как пам€тники, €вл€ющиес€ всемирным досто€нием человечества.



















































































ќб€зательно посетите виртуальную экскурсию по храму. Ќажимайте на картинку ниже ...

—ери€ сообщений "»нди€":
„асть 1 - янтарный ‘орт (Amber Fort). »нди€.
„асть 2 - —ад  амней в „андигархе
...
„асть 4 -  олодец из лестниц в „анд Ѕаори (Chand Baori)
„асть 5 -  айлашнат Ц скала, ставша€ величественным храмом
„асть 6 - ѕещерные храмы Ёллоры (Ellora Caves)
„асть 7 - “ибетский монастырь-крепость  и √омпа
„асть 8 - ’рам крыс  арни ћата
...
„асть 10 - »нди€ Ц храмы јджанты
„асть 11 - “адж ћахал: истори€ великой Ћюбви
„асть 12 - “ибетский монастырь-крепость  и √омпа
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку