-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Benita_Dreger

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 5152


Французский фильм "Старое ружье"

Понедельник, 11 Мая 2015 г. 11:24 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Право на жестокость.Фильм "Старое ружье"

   Отгремели залпы праздничных салютов.Мы вспомнили своих дорогих родных,которые воевали,самоотверженно работали в тылу,которые выжили в этом страшном аду под названием "война".Этот праздник ,думаю,запомнится всем и надолго,праздник со слезами на глазах...

Оставляет горький осадок недальновидность многих лидеров стран,которые оставили своих ветеранов,участников партизанского,освободительного движения без СОпричастности к этому  Великому Дню-Победы над фашизмом в Европе,без чувства гордости за эту Победу.Пострадала вся Европа...Многих,а таковых действительно очень много,лишили права на Благодарность народу -освободителю,независимо от его национальной принадлежности...Посмотрите этот фильм.Месть жестока или справедлива?

                         

Эта французская картина вышла к 30-летию окончания второй мировой войны и пользовалась широким признанием критиков и зрителей, заслужив «Сезар» за лучший фильм года, а спустя 10 лет даже удостоившись «Сезара десятилетия» (подобная премия, к сожалению, потом почему-то не вручалась). «Старое ружьё» как раз относится к тому моменту в постижении мировым кинематографом военной темы, когда после увлечения в 60-е годы масштабными батальными кинополотнами или же военно-приключенческими лентами стал формироваться иной интерес — к психологическому, а порой и к психопатологическому подходу в анализе судеб людей, которые испытали на себе воздействие войны ...

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Идеей сюжета послужила резня в Орадур-сюр-Глан, когда батальон панцер-гренадёр Ваффен-СС «Фюрер» дивизии «Дас Райх» вырезал население одноимённой деревни: мужчин, женщин и детей (всего 642 жертвы), что стало самым массовым убийством гражданских, совершённым немецкими войсками на французской территории за всю историю Франции.
Фильм снимался в деревне Брюникель, департамента Тарн и Гаронна, и в городе Монтобан.

Хотя тут возникали другие опасности при решительной смене оптики: с широкоформатной и всеохватывающей панорамы величественного экранного зрелища — на более камерное воспроизведение частной жизни, увиденной словно под микроскопом. Рассмотрение отдельной человеческой судьбы вообще вне связи с судьбами Истории, как и излишнее осовременивание прошлого, которое оценивалось с сегодняшних новомодных позиций, могли привести к вольному или невольному искажению реально происходившего.

«Старое ружьё» Робера Энрико через два года не встретило какого-либо раздражения в обществе, несмотря на очевидную полемичность в трактовке идеи личной мести за расправу над мирными жителями деревни Монтобан в 1944 году (а в основе данной истории — известная трагедия Орадура). Человек, который мстит немцам за смерть своей жены и дочери, делает это в одиночку, помимо всех — пусть и можно психологически оправдать стремление того, чьё горе столь велико, самостоятельно расквитаться за гибель близких

.Орадур не восстанавливали.оставили как память,как назидание потомкам...

«Аз отмщение воздам». Библейское изречение точно характеризует такую месть. Слово «воздам» схоже со словом «создам». Что было создано, то и будет воздано. Каково преступление, таково и отмщение. Они отличаются только по знакам «+» и «-». Но должны ли быть равны по жестокости?! Здесь возникает неожиданное: палач и мститель практически уравниваются. Разница лишь в том, что решившийся на отмщение имеет право на ответную жестокость, а первоначальный «сеятель зла» — нет.

                

В какой-то момент авторы «Старого ружья», вероятно, переступают грань психологической правды, когда их герой, провинциальный доктор Жюльен Дандьё, начинает мстить как бы по инерции. Сознание продолжает привычно воспроизводить воспоминания о жене Кларе и дочери Флоранс, но они словно проходят мимо, не задевая его. То, что осталось в памяти из прежнего существования, становится своего рода реальностью. Жюльен забывает, что уже нет ни Клары, ни Флоранс. В финале он едет с другом Франсуа в машине и приглашает к себе домой, говоря, что жена будет рада. И только после этого вспоминает обо всём случившемся — слёзы застилают глаза.

А в это время из глубины кадра медленно выезжают на велосипедах трое: счастливые родители вместе с девочкой. Повторяется начало фильма, причём без заключительного стоп-кадра. Можно интерпретировать так: Клара и Флоранс отнюдь не умерли в представлениях Жюльена, всё ещё живы в его памяти, и теперь это является единственной реальностью для человека, лишившегося смысла бытия. К тому же воспоминания в картине расположены так, что мы движемся в глубину лет. И последнее из них раскрывает обстоятельства знакомства Жюльена с Кларой. А уходящий в затемнение финал, весь наполненный радостью жизни, будто предполагает новое начало. Что было бы со всеми героями, если бы не война…

«Старое ружье» — фильм, построенный на контрастах. Не зря на главную роль взяли Филиппа Нуаре — добродушного медведя-увальня, не зря по сюжету он — врач, человек, чья миссия на этой земле — лечить, спасать. Ведь особенно страшно, когда тот, кто, по идее, должен возвращать с того света, берется за ружье и идет убивать — расчетливо, целенаправленно. Люди в кирзовых сапогах прошлись по его душе, растоптали его мир, его счастье.

                      

Роми Шнайдер здесь в самом зените славы, прекрасная, зрелая, умудренная женщина, уже пережившая и разрыв с Делоном, и с отцом первого ребенка, но еще не сломленная гибелью сына.Как раз истинным наслаждением является возможность любоваться вместе с главным персонажем этой восхитительной женщиной. Роми Шнайдер, которая, увы, была обойдена вниманием французских киноакадемиков, поистине великолепна в роли жены, полна очарования и на редкость открыта, можно сказать, распахнута вовне — навстречу жизни, излучая радостный свет, щедро даря улыбки и смотря на мир весёлыми, искрящимися глазами. Её лицо просто озарено любовью — к мужу и дочери, к той счастливой довоенной поре, когда всё казалось преисполненным удивительного покоя и умиротворения. Но уже в эпизоде праздника в замке Жюльен застаёт Клару плачущей в подвале — предчувствие тревоги и неясное беспокойство как будто нечаянно коснулись её своими крылами, позволив ощутить дуновение близкой трагической кончины.

По сюжету герои Шнайдер и Нуаре — гармоничная пара: она — красивая и умная, которая одним своим присутствием освещает дом, он — жизнерадостный и добрый, который согревает этот дом своим теплом. Они такие забавные, юморные, трогательные… «Эх, война, что ж ты сделала, подлая?!»

Основное действие происходит во Франции времен ее оккупации фашистской Германией. Утративший смысл жизни, но не сломленный до конца, собравший силы для финального рывка, главный герой черпает вдохновение для мести в воспоминаниях: солнечный летний день, где все они — доктор, его жена, дочь, их собака — еще живы и безмерно счастливы, беззаботно катятся на велосипедах по лесной дороге. Звучит легкая, прелестная мелодия…

Периодически нам демонстрируют кадры из прошлого — история встречи Жюльена и Клары — женщины с лучистыми глазами и смехом, подобным переливам серебряного колокольчика, история их любви и довоенной жизни.

                   

Одним словом, картина Робера Энрико для меня — иллюстрация утверждения о том, что жестокость — это черта характера добрых людей, она возникает, когда о твою доброту начинают вытирать ноги. Для меня это кино о том, как большая война вторгается в жизнь маленького человека и заставляет его — более мирного и спокойного трудно даже представить! — открыть свою личную партизанскую войну с убийцами, насильниками, разрушителями.

Очень сильная сцена гибели его жены. Эта хрупкая, солнечная, безоружная женщина смотрит в дуло огнемета гордо и холодно, как львица, а они — вооруженные до зубов, напоминают стайку гиен.

Это фильм о жуткой сути явления под названием «фашизм», о его бесчеловечной природе и методах. Он снят практически по горячим следам, когда раны от национальной трагедии едва-едва затянулись в душе французов. Велик соблазн наполнить картину пафосом, пиететом, гордыней победителя, но этого нет.

Есть подлинное величие духа, но есть и четкое осознание того, что месть не способна ни вылечить душу, ни удовлетворить, ни успокоить, ни облегчить страдания — только разрушить человека изнутри. В данном случае даже не разрушить, а довершить разрушение. И несмотря на то, что действия героя находят оправдания даже в умах самых ярых сторонников христианской концепции «непротивления злу насилием», после просмотра в душе уверенно прорастает семя пацифизма. Мне кажется, в этом и есть великая миссия фильмов о войне.\

Смотреть фильм здесь:           http://france-films.net/staroe-ryje/

Рубрики:  Ах,война, что ты сделала....
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку