-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео виолончель гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мифология мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы новый год опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей: 3195
Комментариев: 31111
Написано: 51955

 

Tantum possumus, quantum scimus.

Tantum scimus, quantum memoria tenemus.


Почему супруги русских великих князей получали отчество Фёдоровна

Воскресенье, 26 Марта 2017 г. 10:11 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

Решила немного отвлечься от музыки, поскольку очень активно и горячо идёт обсуждение 100-летия революции 1917 года. И вот в ходе одного из таких обсуждений и был задан этот вопрос.

С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Эта традиция восходит ещё к XVII веку, когда «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.

Получали они это отчество в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

Fedorovskaya3 (350x528, 53Kb)

общий вид иконы без оклада

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 11 раз
Понравилось: 13 пользователям

Прокофьев. Балет «Сказ о каменном цветке»

Вторник, 21 Марта 2017 г. 11:21 + в цитатник

Балет на музыку Сергея Прокофьева в четырех актах, девяти картинах с прологом и эпилогом. Либретто Л. Лавровского и М. Мендельсон-Прокофьевой.

Действующие лица:

Данила
Катерина
Хозяйка Медной горы
Прокопьич, старый мастер
Северьян, приказчик
Огневушка-Поскакушка
Друзья Данилы, подруги Катерины, рабочие, мастера, обережные, цыгане, лавочники, приказчики, купцы, самоцветы

Действие происходит на Урале в начале XIX века.

stone (350x233, 46Kb)

История создания

Идею балета на сюжет уральских сказов П. Бажова (1879—1950) «Малахитовая шкатулка» (1939) Прокофьеву предложил балетмейстер Л. Лавровский (Леонид Михайлович Иванов, 1905—1967). Окончивший Петроградское хореографическое училище, Лавровский с 1922 года танцевал в ГАТОБе (Мариинский театр), в течение 1935—1938 годов руководил балетной труппой Малого оперного театра, а в 1938 году был приглашен на тот же пост в Кировский (Мариинский) театр. Во время Великой Отечественной войны Лавровский работал в Ереване, а с 1944 года занял должность главного балетмейстера Большого театра. С Прокофьевым он уже встречался во время работы над «Ромео и Джульеттой», балетом, ставшим их общим шедевром.

 Композитор, которого давно привлекал богатый и прекрасный Урал, увлекся мыслью воплотить в музыке его красоту, его своеобразные предания, с большой поэтической силой воплощенные Бажовым в «Малахитовой шкатулке». «Вы знаете, меня уже скоро начнет мучить тема Хозяйки Медной горы, — говорил он Лавровскому. — Какая она будет, еще не знаю...» Работа над балетом началась в 1948 году (по другим источникам — летом 1949-го). Либретто было написано Лавровским совместно со второй женой композитора, Мирой Мендельсон-Прокофьевой (1915—1968). Сочинение шло увлеченно, в тесном содружестве с Лавровским. Через год клавир был закончен, началась работа над партитурой. Однако в театре на прослушиваниях начали раздаваться голоса о нетанцевальности музыки, ее мрачности, несоответствии образам Бажова.

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 7 раз
Понравилось: 13 пользователям

Иван Иванович Дзержинский. Опера "Тихий Дон"

Понедельник, 06 Марта 2017 г. 17:13 + в цитатник

dzerzhinsky (363x500, 28Kb)

barucaba.livejournal.com

Родился в 1909 году в Тамбове. Приехав в Москву, поступил в Первый государственный музыкальный техникум, в котором обучался по классу фортепиано и композиции у Б. Л. Яворского. С 1929 года Дзержинский учится в техникуме им. Гнесиных в классе М. Ф. Гнесина. В 1930 году переехал в Ленинград, где до 1932 года обучался в Центральном музыкальном техникуме, а с 1932 по 1934 год в Ленинградской консерватории (класс композиции П. Б. Рязанова). В консерватории Дзержинский пишет первые крупные произведения — «Поэму о Днепре», «Весеннюю сюиту» для фортепиано, «Северные песни» и первый фортепианный концерт.


В 1935–1937 годах Дзержинский создает наиболее значительные произведения — оперы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» — по одноименным романам М. Шолохова. Поставленные впервые Ленинградским Малым оперным театром, они с успехом обошли сцены почти всех оперных театров страны.

Дзержинским написаны также оперы: «Гроза», по одноименной драме А. Н. Островского (1940), «Волочаевские дни» (1941), «Кровь народа» (1941), «Надежда Светлова» (1942), «Князь-Озеро» (по мотивам повести П. Вершигоры «Люди с чистой совестью»), комическая опера «Метель» (по Пушкину — 1946).

Кроме того композитору принадлежат три фортепианных концерта, фортепианные циклы «Весенняя сюита» и «Русские художники», навеянные впечатлениями от картин Серова, Сурикова, Левитана, Крамского, Шишкина, а также песенные циклы «Первая любовь» (1943), «Залетная птица» (1945), «Земля» (1949), «Женщине-другу» (1950). За лирический цикл песен на стихи А. Чуркина «Новое село» Дзержинский удостоен Сталинской премии.

В 1954 году была поставлена опера «Далеко от Москвы» (по роману В. Н. Ажаева), а в 1962 году на крупнейших оперных сценах страны увидела свет «Судьба человека» (по рассказу М. А. Шолохова).

0_6bb10_6c705502_XL (286x99, 33Kb)

Опера Дзержинского «Тихий Дон»



Читать далее...

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям

О РАЗНИЦЕ МЕЖДУ АНТИЧНОЙ ДРАМОЙ И СОВРЕМЕННОЙ

Четверг, 02 Марта 2017 г. 09:39 + в цитатник
     В европейской опере, начиная с Монтеверди и Люлли, основной темой всегда является любовь. На нашей музыкальной сцене любовь занимает такое же место, как и в наших романах.
     Греки не только не знают любви в том смысле, как её понимают новейшие поэты, но - что весьма замечательно - везде, где по нашим понятиям нужно бы написать любовную сцену, они пренебрегают ею. Примеры тому многочисленны; мы встречаем это, например, в "Орестее" Эсхила.
 
16-1200x776 (700x452, 81Kb)
Читать далее...

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 7 пользователям

Уроки музыки. Скрипка: как она устроена

Вторник, 28 Февраля 2017 г. 12:27 + в цитатник

Скрипка  — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e2 («соль» малой октавы, «ре», «ля» первой октавы, «ми» второй октавы), диапазон от g («соль» малой октавы) до a4 («ля» четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. 

Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны.

Violin_VL100 (515x700, 255Kb)

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 5 раз
Понравилось: 13 пользователям

***

Вторник, 14 Февраля 2017 г. 14:01 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

Выступление дочери в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Жюль Массне "Размышление" 




Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 20 пользователям

И.С. Бах. Концерт для скрипки, гобоя и струнных

Вторник, 14 Февраля 2017 г. 13:35 + в цитатник

0_7c2c4_58164005_XL (233x58, 4Kb)

Концерт для скрипки, гобоя и струнных (ре минор) BWV 1060R 

Считается утерянным оригиналом концерта BWV 1060. Состав окончательно не выяснен: возможно две скрипки или скрипка и гобой.
Восстановлен из концерта для двух клавиров №1 до минор (BWV 1060).



1. "Allegro"
2. "Adagio"
3. "Allegro"

Otto Büchner, violin
Edgar Shann, oboe
Münchener Bach-Orchester
Karl Richter, conductor
München, 1963

Концерт для двух клавиров с оркестром № 1 до минор, BWV 1060 представляет собой переложение утерянного концерта для двух скрипок или для гобоя и скрипки (для последнего инструментального состава осуществлена «обратная» транскрипция, пользующаяся широкой популярностью).

Сдержанным мужественным драматизмом пронизана первая часть. Суровый пафос основной темы с её мерной поступью «задает тон» всему Allegro. Сольные эпизоды выделяются интенсивностью развития мотивов ритурнеля, словно предвосхищая приёмы сонатной разработки.

 Музыка второй части, Adagio окрашена в лирические тона. На фоне аккомпанирующего pizzicato струнных звучит имитационно-полифонический дуэт солистов, передающих друг другу напевную мелодию. Приглушенная звучность, мелькающие минорные «полутени» местами создают своеобразный, таинственный колорит.

Третья часть, Allegro, вновь возвращает к исходным образам произведения. 

0_7c2c4_58164005_XL (233x58, 4Kb)


Метки:  


Процитировано 6 раз
Понравилось: 12 пользователям

Пифагор и его время. Часть III (2). Наука и философия. Анаксимандр и Анаксимен

Суббота, 11 Февраля 2017 г. 14:09 + в цитатник

Анаксимандр Милетский (610 — 547/540 до н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).

Anaximander (282x526, 62Kb)

Анаксимандр
Ἀναξίμανδρος

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 5 раз
Понравилось: 8 пользователям

Палитра симфоний Иоганна Баптиста Ванхаля

Суббота, 11 Февраля 2017 г. 11:10 + в цитатник

Иоганн Баптист Ванхаль (Ян Крштител Ваньгал) - чешский композитор. Родился в 1739 году в Неханице (Богемия), близ города Градец-Кралове, в крестьянской семье и музыке учился у деревенского музыканта. К 20 годам он получил отличную подготовку у прекрасных учителей в нескольких городах и деревнях  Богемии, став опытным скрипачом, виолончелистом, а также органистом и хормейстером в храмах небольших городков своей родины. Сочинял инструментальную и церковную музыку. Однако мечтал переехать в Вену. Его привлекательные личные качества: жизнерадостность, скромность, честность, душевная теплота, красота и глубокая религиозность в сочетании с прагматичным и независимым духом предсказали ему дальнейший успех.

iogann_baptist_vangal_1739_1813_klassitsizm_kontsert_dlja_violoncheli_s_orkestrom_lja_mazhor (572x700, 69Kb)

Он уехал в Вену, где совершенствовал своё исполнительское мастерство и учился композиции под руководством известного композитора и музыкального педагога Карла Диттерса фон Диттерсдорфа, побывал в Италии, некоторое время жил в Венгрии и Хорватии, будучи придворным музыкантом князя Эрдёди. В XVIII-XIX вв. Эрдёди прославились как крупнейшие, не считая Эстергази, покровители музыки в среде венгерских аристократов. В Леопольдове они содержали частный оперный театр. Йозеф Гайдн написал квартеты Эрдёди для одного из графов, также по их заказам работали Игнац Плейель и Виснер-Моргенштерн. Сам Бетховен посвятил ряд сонат графине Анне-Мари Эрдёди (1779—1837), в доме которой на Крюгерштрассе он жил в 1808 году.

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 6 пользователям

Пифагор и его время. Часть III. Наука и философия. Фалес Милетский

Четверг, 09 Февраля 2017 г. 09:26 + в цитатник

Пифагор, конечно же, не был первым греческим философом и ученым. Наука и философия в древней Греции появились до него. Кто были эти первые мыслители и что им было известно? 

Фалес Милетский

Фале́с (др.-греч. Θαλῆς ὁ Μιλήσιος) родился в  640 либо в 624 году до н.э. (напомню - Пифагор родился в 570 году до н.э., на 60 - 70 лет позже Фалеса) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки)он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности.

800px-Illustrerad_Verldshistoria_band_I_Ill_107 (460x700, 107Kb)

Фалес Милетский
Θαλῆς ὁ Μιλήσιος

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 8 раз
Понравилось: 10 пользователям

Опера "Клятва" (Il Giuramento) Саверио Рафаэле Меркаданте

Среда, 08 Февраля 2017 г. 10:48 + в цитатник

Среди опер Меркаданте особенно выделяется «Il Giuramento» ("Клятва"), написанная в 1837 году. Премьера состоялась 11 марта 1837 года и в Ла Скала, Милан, ставилась также в Риме, в Вене (1838), а затем во многих европейских городах, включая Лондон (1840), в 1858 г. на сцене Итальянской оперы в Париже, в 1848 году в Нью-Йорке.

0187_William_G_Mackenzie__1890-1924_Rytzary_i_ego_dama_b (421x700, 131Kb)

Опера в трёх актах. Либретто Гаэтано Росси, основанное на пьесе Виктора Гюго "Анджело, тиран Падуанский" (1835). Этот же источник использовал Арриго Бойто под псевдонимом Tobia Gorrio для либретто оперы «Джоконда» Амилькаре Понкьелли, премьера которой состоялась в 1876 году. В нем главная героиня Тисбе переименована в Джоконду, а действие из Падуи перенесено в Венецию, но основные сюжетные ходы оставлены неизменными. Опера имела большой успех, и Понкиелли даже провозгласили "наследником Верди". Также в 1876 году русский композитор Цезарь Антонович Кюи написал оперу «Анджело» на сюжет этой драмы Гюго.

Некоторые особенности этого произведения открыли для итальянской оперы новое направление. Напряженные драматические структуры и яркие музыкальные сцены-картины отличают его от опер своего времени. В его музыке не только слышится истинно итальянский лиризм, но Меркаданте также одним из первых отходит от различного рода украшательств, использующихся ради них же самих. Саверио Меркаданте использует оркестр не как бледное сопровождение к драматическому действию, а в качестве полноправного партнёра в драме.

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям

Андреас Ромберг. Скрипка и душа

Понедельник, 30 Января 2017 г. 10:49 + в цитатник

Наконец я дождалась, когда запись этого концерта появится на YouTube. Правда, пока это только одна часть - III - Rondo Allegretto в исполнении замечательного молодого, но уже всемирно известного скрипача Юрия Ревича. 

Концерт для скрипки с оркестром № 3 ре минор, Op. 46



Андреас Якоб Ромберг (27 апреля 1767 — 10 ноября 1821) - немецкий скрипач и композитор.

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 13 пользователям

Пифагор и его время. Часть II. Государственные деятели

Пятница, 23 Декабря 2016 г. 11:33 + в цитатник

Уже в VI веке до н. э. разворачивается борьба демоса против аристократии, в руках которой была сосредоточена земля. В Афинах архонт Солон ввел ряд реформ, в том числе отменил долговое рабство, что заложило основы афинской демократии. Однако сопротивление аристократии было настолько упорным, что обуздать его могло только оружие. Так в греческих городах сформировалась особая форма тирании, которая имела целью защиту крестьян и ремесленников: в Коринфе — тирания Кипсела и Периандра; в Афинах — тирания Писистрата и дальнейшие реформы Клисфена, на Самосе (родине Пифагора)— тирания Поликрата, а также тирании городов Сикиона, Милета, Эфеса и т. д.

В конце архаического периода во многих полисах распространяется рабство, независимо от формы организации полиса, в том числе демократических Афинах. В то же время в олигархической Спарте, на Крите и в Аргосе сохранились определенные черты родового строя, а в общинах Этолии, Акарнании и Фокиде — натуральное хозяйство. На фоне такого многообразия и по политическим, и по экономическим показателям греческие города начинают соперничество, возникает Пелопоннесский союз, возглавляемый Спартой — военный союз городов Пелопоннеса для совместного ведения войн и подавления восстаний илотов.

Подробнее расскажу о тиране Поликрате, поскольку его правление связано с жизнью Пифагора.

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 5 раз
Понравилось: 9 пользователям

Пифагор и его время. Часть I. Обычаи

Четверг, 22 Декабря 2016 г. 15:55 + в цитатник

О самом Пифагоре было уже много сказано здесь: Мысли великих людей о музыке: Пифагор, Формула гармонии, Мудрость Пифагора, Диета Пифагора, Пифагор: музыкотерапия и искусство музыки, Всё есть число, Тайна клятвы пифагорейцев.

Сейчас речь пойдёт о времени, в котором он жил. Годы жизни древнегреческого философа - 570—490 гг. до н.э.. Какой была тогда Греция?

Наступление железного века имело огромное значение — металл стал дешёвым и доступным, что способствовало постепенному росту хозяйственной самостоятельности отдельной семьи и ослаблению её зависимости от родовой организации. Отделение ремесел от земледелия обозначило переход к обмену, производству не только для собственных нужд, но и для рынка, в результате чего активно развиваются города. Поэтому в период VIII—VI веков до н. э. происходит становление полисов — разрозненных мелких суверенных городов-государств, объединённых только общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей. Экономически необходимым становится создание новых колоний и увеличение числа рабов в качестве основной рабочей силы.

 На VII—VI века до н. э. приходится расцвет греческой колонизации в Средиземноморье и Северном Причерноморье. Только выходцы из Милета основали 70 колоний на побережье Чёрного моря. В то же время в самой Греции приобретают большое значение Дельфы с оракулом Аполлона. 

1280px-Amphitheatre_at_Delphi (700x357, 72Kb)

Руины в Дельфах

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 5 раз
Понравилось: 8 пользователям

«В.П. Задерацкий: возвращение в историю»

Суббота, 17 Декабря 2016 г. 11:31 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

Удивительный композитор ХХ в. Всеволод Задерацкий (1891-1953), сочинения которого никогда не исполнялись при его жизни, да и сейчас мы ничего не знаем о нем, а между тем он одним из первых в ХХ веке написал цикл "24 прелюдии и фуги" для ф-но (1937-1938), поражающие степенью концентрации мысли и чувства. Никакой другой композитор подобного масштаба не подвергался в течение всей своей жизни столь последовательному политическому подавлению. Ему не могли простить, что он был учителем музыки у наследника престола, а потом воевал за белых. Он никогда не получал возможности представить свою музыку общественности. Ни одно его произведение никогда не было напечатано. Мировая премьера 24 прелюдий и фуг Задерацкого осуществилась только 14 декабря 2014 года, спустя 75 лет после создания. Голос из прошлого

Передача "Абсолютный слух" о Всеволоде Задерацком



18 декабря в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится Авторский вечер к 125-летию со дня рождения композитора.

148015new (465x700, 102Kb)

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 5 раз
Понравилось: 8 пользователям

Симфония "Меркурий". Йозеф Гайдн

Пятница, 16 Декабря 2016 г. 15:13 + в цитатник

разделитель (600x244, 14Kb)

Симфоническая музыка Гайдна одновременно и проста, поднимаясь от земли, от жизненных образов, и возвышенна, поскольку воплощает и развивает эти образы в большой, обобщающей концепции. По своему духовному облику Гайдн — художник переломного времени, представитель новой, молодой культуры эпохи Просвещения, стесненный, однако, старыми общественными условиями. Простой, прямой, цельный, без особой рефлексии, он не походит на таких деятелей, как Гендель или Глюк, отстаивающих свои принципы на широкой общественной арене. Живущий большой внутренней творческой жизнью, он, в отличие от Баха, уже не так углублен в свой душевный мир и гораздо менее связан со сферой духовной музыки. Всегда обращенный к внешнему миру, просто и оптимистически воспринимающий его, он — казалось бы, такой простодушный и насквозь «земной», — сам того не сознавая, может по существу выступать философом в своих творческих концепциях, как свидетельствует об этом его оратория «Времена года», как убеждают в этом итоги его симфонизма. Его философия много проще баховской, она более свободна от религиозных идей, прочно связана с бытом, трезва, как сама обыденность, но в то же время утверждает собственные идеалы, выведенные из жизни и потому чрезвычайно стойкие. Народный быт в гармонии с природой, труд как единственная подлинная добродетель человека, любовь к жизни, какой она есть, поэзия родной природы со всем ее годовым кругооборотом — это лучшая «картина жизни» для Гайдна, это его художественное обобщение и одновременно путь к его идеалу.

Гайдн не склонен был давать программные заголовки частям симфоний или в какой-либо другой форме обнаруживать их программный замысел. Вместе с тем постепенная индивидуализация каждого произведения, связанная и с характером образов, и с особенностями композиции, нередко приводила к тому, что его симфонии получали свои «имена», образный смысл симфоний воспринимался как яркий и конкретный: им были даны названия (не авторские!) — «Меркурий» (№ 43), «Мария Терезия» (№ 48), «Величественная» (№ 53), «Школьный учитель» (№ 55), «Пламя» (или «Огненная» симфония, № 59), «Рассеянный» (№ 60) и другие. (Т. Ливанова)

разделитель (600x244, 14Kb)

Симфония № 43 ми-бемоль мажор "Меркурий"



1. Allegro (0:00)
2. Adagio (10:24)
3. Menuetto (21:55)
4. Finale: Allegro (25:50)

В древнегреческом пантеоне Меркурию соответствует Гермес

разделитель (600x244, 14Kb)


Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям

Тайна клятвы пифагорейцев

Воскресенье, 11 Декабря 2016 г. 11:33 + в цитатник

"Клянусь передавшим моей душе тетрактис, содержащий источник и основу вечной природы". Эта клятва зарегистрирована многими античными свидетельствами. "Передавшим" называют Пифагора, поскольку считается, что учение о тетрактисе - его открытие. 

Так именовался ряд первых четырёх целых чисел, действие которого, по убеждению пифагорейцев, заложено во всех явлениях природы и жизни человека. Значит, тетрактис руководит также многими "событиями" в арифметике, геометрии, музыке и астрономии.  

Греч. Τετρακτύς — треугольная фигура, составленная десятью точками в форме пирамиды. Знаменитый мистический символ пифагорейцев.

220px-Tetractys.svg (220x184, 7Kb)

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 9 пользователям

Всё есть число

Пятница, 09 Декабря 2016 г. 13:45 + в цитатник

Рождение и судьба Пифагора (Πυθαγόρας) были предсказаны жрицей храма Аполлона в Дельфах Пифией. Она предрекла, что он превзойдет всех других в красоте и мудрости и принесёт столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесёт в будущем никто другой. Имя Пифагор возникло неслучайно, оно как будто повторяет имя жрицы («тот, о ком объявила Пифия»). Правда, бытует еще одна версия, что Пифагором его звали за то, что он вещал истину так же непогрешимо, как жрица-прорицательница Дельфийского оракула.

Scuola_di_atene_16_pitagora (475x552, 238Kb)

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 10 раз
Понравилось: 12 пользователям

Белокаменное чудо - Церковь Покрова на Нерли

Понедельник, 28 Ноября 2016 г. 13:23 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

IMG_9708.JPG

Совсем недавно посчастливилось побывать в удивительном месте... "Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Водная гладь, заливные луга и, словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот легкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всем своем бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконической красоте."  (Любимов Л.Д.)

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 6 раз
Понравилось: 14 пользователям

Антон Враницкий. Концерт для скрипки с оркестром

Суббота, 26 Ноября 2016 г. 13:13 + в цитатник

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

Антон Враницкий (1761 — 1820) — чешско-австрийский композитор, дирижёр и скрипач, представитель венской классической школы. Младший брат известного композитора Пауля Враницкого.

vranitskiiy_a (498x600, 54Kb)

Поначалу изучал философию в Оломоуце, а затем — право и музыку в Брно. В 1783 году переехал в Вену, где учился у таких композиторов, как Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн и Иоганн Георг Альбрехтсбергер. В 1797 году стал капельмейстером князя Лобковица, с 1807 г. руководил оркестром Венского придворного театра. С 1814 года директор театра Ан дер Вин. Был дружен с K. M. Вебером. Известными музыкантами были его дети: Антонин Враницкий (виолончелист), Фридрих Враницкий (скрипач), певицы Каролина Зайдлер-Враницкая (1794-1872; первая исполнительница партии Агаты в "Вольном стрелке" К. М. Вебера) и Анна Катарина Краус-Враницкая (1801-51). Неопубликованные сочинения Враницкого хранятся в архиве Лобковица в Роуднице, среди них - 15 скрипичных концертов, 16 симфоний, танцы, марши.

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

Концерт для скрипки с оркестром До мажор



1. Allegro giusto
2. Adagio. Romanza. Andante cantebile
3. Finale. Alla Pollacca. Allegretto
Gabriela Demeterová, Violin
Prague Chamber Orchestra
   Milan Lajcik Conductor

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)


Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 13 пользователям

Уроки музыки: сонатная форма

Вторник, 22 Ноября 2016 г. 13:59 + в цитатник

Как композитор пишет музыкальное произведение? Наверное, у всех этот процесс протекает по-разному, ведь и сами произведения, даже у одного и того же композитора всегда разные. И тем не менее... Что бы там ни возникало в уме автора, как бы стихийно он не вдохновлялся, как бы далеко и свободно не простиралась его фантазия, в классической музыке при воплощении замысла существуют  довольно жесткие рамки, в которые ему нужно уложить своё творение.

music-279332_1280 (700x522, 70Kb)

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 7 раз
Понравилось: 20 пользователям

"О радости, печали и мудрости". Георг Фридрих Гендель

Вторник, 15 Ноября 2016 г. 13:55 + в цитатник

66603919_1983fb44f02c (322x38, 2Kb)

"L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato" ("Радостный, Задумчивый и Умеренный") занимает особое место среди ораторий Генделя. Это обусловлено оригинальностью поэтической идеи, нашедшей здесь совершенное музыкальное воплощение.

В основу либретто положены стихотворения Джона Мильтона "L'Allegro" ("Весёлый") и  "il Penseroso" ("Задумчивый"). Они складывают своеобразный философско-лирический диптих, в котором раскрываются два противоположных мироощущения - радостное и элегическое. В "L'Allegro" весёлый юноша с восторгом отдаётся радостям сельской и городской жизни. Улыбчиво открытый окружающему миру, он жаждет ощутить счастливую полноту бытия. "il Penseroso" рисует образ серьёзного, склонного к тишине уединения и размышлению человека, который воспевает меланхолию, дарящую ему вдохновение. Особенности душевных состояний, краски восприятия окружающей действительности и образ жизни героев стихотворений ярко контрастируют друг с другом. Каждая сторона любит красоту своего мира. Автор же словно стоит на перепутье, размышляя, чьё отношение ему ближе.

WOA_IMAGE_1 (517x700, 45Kb)

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 12 пользователям

Освещаем глубину своего сердца

Вторник, 25 Октября 2016 г. 14:10 + в цитатник

e3145072f97df692282cef177df2af53 (300x48, 15Kb)

Слова Шумана "освещать глубину человеческого сердца - вот назначение художника" - прямой путь к познанию его искусства. Мало кто может сравниться с Шуманом в проникновенности, с которой он звуками передаёт тончайшие нюансы жизни человеческой души. Мир чувств - неиссякаемый родник его музыкально-поэтических образов. 

Романтическая необычность музыкальных образов и композиций, страстность, которую Шуман вносил во всю свою деятельность, тревожила сонный покой обывателей. Новизна шумановского мышления выразилась в музыкальном языке - своеобразном и оригинальном. Мелодия, гармония, ритм словно повинуются малейшему движению причудливых образов, изменчивости настроений. Необычно гибким, эластичным становится ритм, наделяющий музыкальную ткань произведений неповторимо острой характерностью. Углублённое "вслушивание" в "таинственные процессы духовной жизни" рождает особо пристальное внимание к гармонии. "В музыке, как в шахматах, королева (мелодия) имеет наибольшее значение, но решает дело король (гармония)". (Шуман Роберт. Избранные статьи о музыке. С. 263)

Концерт для виолончели с оркестром относится к последним годам жизни  композитора. В 1850 году Шуман переехал в Дюссельдорф, где он принял на себя обязанность городского капельмейстера и руководителя певческого общества. На первых порах Шуман активно включился в музыкальную жизнь города, но это был лишь временный и обманчивый подъём. Поначалу он чувствовал себя счастливым и испытал прилив вдохновения, о чем выразительно свидетельствует обаятельный Концерт для виолончели с оркестром. Чувствуя, как ослабевает здоровье, Шуман хватается за каждый уходящий день, судорожно, в каком-то исступлении отдаваясь творчеству. 

e3145072f97df692282cef177df2af53 (300x48, 15Kb)

Концерт для виолончели с оркестром ля минор (1850), Op.129



1. Nicht zu schnell - Etwas zurückhaltend
2. Langsam - Etwas lebhafter - Tempo I - Schneller - Schneller und schneller
3. Sehr lebhaft - Im Tempo - Schneller

Heinrich Schiff- Cello
Christoph Eschenbach- Conductor

Метки:  


Процитировано 6 раз
Понравилось: 14 пользователям

Поиск сообщений в Barucaba
Страницы: [73] 72 71 ..
.. 1 Календарь