-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Тартарочка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.06.2012
Записей: 4078
Комментариев: 333
Написано: 4696


Буддизм и буддийские практики глазами практикующего буддиста

Пятница, 11 Декабря 2015 г. 06:08 + в цитатник
lossofsoul.com/LIFE_IS/God/buddhism.htm

.


_________________buddha (362x320, 78Kb)

И теперь не верьте всему, что я сказал, потому что я Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом.
Последние слова Будды

Религия будущего будет космической религией. Она выйдет за пределы представлений о Боге как личности, в ней не будет догм и теологии. Охватывая природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из непосредственного переживания единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм.
Альберт Эйнштейн




Когда первые европейцы оказались в буддистских странах, они решили, что Будда - это бог, и по аналогии c "Христос - христианство - христианин" в европейских языках появились слова "Будда - буддизм - буддист". Но то, что европейцы называют словом "буддизм" - на санскрите называется "Дхарма", а на тибетском - "Чё" и буквально означает "вещи как они есть" или "каким всё является на самом деле". Исторический Будда (известный под именем Сиддхартха Гаутама), живший более 2500 лет назад в Индии, не был богом. Он был человеком, который первым в нашу эпоху достиг состояния Просветления, а затем передал методы, позволяющие достичь Просветления, своим ученикам. Будда в переводе с санскрита буквально означает "Пробудившийся". Между санскритом и русским очень много общего - русские слова "будильник", "будить" образованы от того же корня. Будда - это в большей степени не исторический персонаж, а состояние ума, полностью очищенное от всех завес - за более чем две с половиной тысячи лет существования буддизма множество практикующих смогли достичь точно такого же состояния ума и стали Буддами.



Все крупные религии Веры появились на Ближнем Востоке и постепенно распространились по миру – это христианство, ислам и иудаизм. В основе религий Веры лежит вера в Бога, который когда-то сотворил мир, а сейчас творит судьбы людей. Буддизм принадлежит к религиям Опыта, которые, в основном, появились на Дальнем Востоке - если, конечно, буддизм вообще можно назвать религией. Скорее, это «лигия» (от латинского «лигия» - «соединять» + «ре» - «снова»). Буддисты не считают, что им нужно снова с чем-то соединяться, искать и обретать Бога. Мы уже Будды, мы уже совершенны. Единственная причина, почему мы не достигли Просветления и не узнали, "каким все является на самом деле" – это неведение, от которого мы постепенно освобождаемся с помощью практики.



В буддизме нет и никогда не было института миссионерства - Учитель просто рассказывает о Дхарме и дает поучения людям, которые к нему приходят. Если у человека есть связь с буддизмом, то он принимает буддийское прибежище и начинает практиковать, если такой связи нет, и человек уходит, например, в христианство - ему просто желают счастья на его Пути. Вас никто не будет зазывать в буддийский центр. Зачем? "Если есть красивые цветы, то пчелы прилетают сами, если есть прекрасное озеро, то птицы сами садятся на его поверхность".



Христианство очень просто и доступно объясняет, что такое Добро, что такое Зло и что такое Истина. Я не знаю, что такое истина, но знаю, что "истина" - это слово, придуманное людьми, и оно имеет только тот смысл, который они в него вкладывают. Буддизм очень практичен - он не отвечает на вопрос "что такое истина?", он отвечает на вопрос "как можно постичь истину?". Путей к познанию истины очень много. Но все люди разные, и поэтому разнообразие религиозных традиций - это не недостаток, а большой дар для человечества. Это как в хорошем супермаркете с большим ассортиментом, пробниками всех продуктов, подробными аннотациями и отсутствием навязчивых продавцов - каждый может выбрать то, что подходит именно ему. Методы христианства и буддизма подходят для разных людей, и человек, который становится христианином, вряд ли станет буддистом. Это разная логика, разные подходы, разные культуры, разные методы, разная энергия, разные пути, и, конечно же, разный результат. Цель христианина - спасти свою душу. Буддист хочет достичь просветления. Более того - буддист вообще не думает, что у него есть душа. Он вообще мало думает - он практикует.



В христианстве важное место занимает теология, и православные теологи очень хорошо доказывают, почему правы православные, а католики и протестанты (не говоря уже о баптистах, адвентистах и иже с ними) заблуждаются. Естественно, что теологи других традиций придерживаются полностью противоположного взгляда. Христианин говорит: «Я верю», поскольку верит в Бога и учение Церкви. Буддист же говорит совершенно другие слова: «Я знаю» - он не верит концепциям и утверждениям, привнесенным извне, а доверяет только своему опыту. Именно это сказал Будда перед самой смертью: «И теперь не верьте всему, что я сказал, потому что я Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом».

В основе христианства лежат заповеди, которые определяют не только поведение, но и мысли человека - "не возжелай, даже в мыслях". Соответственно, тот, кто придерживается заповедей - считается хорошим христианином, а тот, кто их нарушает - не очень хорошим. Когда я был христианином и совершал какой-то неправильный (ну, то есть не праведный), с точки зрения христианской морали, поступок, то испытывал муки совести. Когда я стал буддистом, чувство вины постепенно покинуло мой ум. Просто, если я нахожусь полностью здесь и сейчас, а поступок был совершен в прошлом, то я все равно не могу его исправить. Тем не менее, если мои действия заставили кого-то страдать - я просто делаю вывод и в следующий раз так не поступаю. И совесть здесь совершенно ни причем. Я не беру на себя чувство вины - я беру ответственность. И это совсем не одно и тоже.

В христианстве большое значение имеет страх перед Богом. И человек, который принимает его в своем сердце, не боится ничего, даже смерти. Чего может бояться имеющий страх Божий - ведь все в руках Бога. Даже смерть. Когда я стал буддистом, то через несколько лет практик я понял иллюзорную природу страха, и после нескольких курсов Пховы (практики осознанного умирания) страх смерти покинул мой ум. Как я могу бояться смерти, если знаю, что самое главное во мне не имеет ни начала, ни конца и не может быть разрушено смертью. Именно знаю, а не верю.

В христианстве есть понятие души, которую называют вечной. Я не силен в христианской теологии, и не совсем понимаю, почему называют вечным то, что имеет начало, но не имеет конца. Получается, что однажды в этом мире появляется душа, которая живет в человеческом теле несколько десятилетий, а потом, уже навечно, попадает в другой мир. В буддизме нет понятия души, но есть другое понятие - ум, который существует и будет существовать всегда, который не был рожден, и потому не может умереть.



Это касается всего, в том числе и отношений с другими людьми - взаимоотношения в этой жизни обусловлены более ранними связями. И в этом смысле слова Иисуса: "Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую", - звучат очень по-буддийски. Если какой-то человек (как мне кажется) без видимых причин испытывает ко мне ненависть, значит, причины этого лежат в предыдущих жизнях, и, ответив ненавистью на его ненависть, я перенесу конфликт в будущее. Это вовсе не означает, что все кому не лень бьют меня по щекам. Я ругаюсь с людьми и могу быть с ними жестким, но я делаю это без ненависти, осознавая, что я делаю. Просто, когда ум не захлестывают отрицательные эмоции, поступки становятся более зрелыми и целесообразными.



В христианстве образ Христа продолжил классическую западную тему страдающих Богов - Осириса, Адониса, Диониса и др. - тема страдания проходит через всю историю христианства, поскольку "жизнь - это юдоль страданий". В христианстве страдание является естественной составляющей жизни, ведь "и Христос страдал", поэтому праведный христианин полностью принимает страдания, выпавшие ему при жизни, и после смерти получает в подарок Вечность. Однажды я услышал от своего Учителя слова: "Высшая истина - это высшая радость", и это было самое высокое поучение. Будда хочет только одного - чтобы люди были счастливы, и буддизм предлагает конкретные методы, позволяющие достичь счастья при жизни. Радость - вот критерий длительных практик. Если буддист практикует несколько лет и не становится счастливее, то, скорее всего, он что-то делает неправильно.



И еще один момент - когда я боролся со страстями по христианским рецептам, это неизбежно приводило к гордыни. То есть, я знаю, что одни поступки христианская мораль считает "хорошими", а другие "плохими". И, если у меня получается совершать "хорошие" поступки, то я думаю, что я хороший, и у меня складывается образ некого "хорошего я". Но в то же время я вижу, что другие люди совершают "плохие" поступки, и, если я начинаю об этом думать, то мне никуда не уйти от оценок и сравнений, поскольку это естественное свойство ума. В результате - я считаю себя выше (или ниже), что приводит к гордыне (или чувству вины). Будучи христианином, я эти мысли отгонял или подавлял, но это мало помогало, поскольку в христианстве (за исключением направлений гностического христианства) нет методов, позволяющих работать с мыслями. Когда я выпустил проект о Жизни, ко мне стали приходить письма от людей, которые говорили, что проект им очень помог, - в результате мое "эго" раздулось, как шар-Монгольфье. Я думал: "О, я помогаю людям, о, я делаю хорошее дело, о, я - головка от часов "Заря". Иногда я выпадал из этого мысленного потока, и тогда у меня возникала мысль: "Блин, так это же гордыня", - и мне становилось стыдно. Ну и что с того? Проходило какое-то время, а потом все повторялось. Когда я стал буддистом - после нескольких лет практик иллюзии по поводу моего "я" рассеялись как дым, и сейчас я не оцениваю свою деятельность как "плохую" или "хорошую". Я просто делаю свое дело, а оценки других для меня безразличны: письма с самой жесткой критикой или сладкой похвалой не могут ничего ни убавить, ни прибавить к моему "я". Конечно, я реагирую на конструктивную критику, но не невротическими эмоциями, а вполне конкретными действиями.

Это кстати, дает повод некоторым людям считать буддистов людьми бесчувственными - ведь избавляясь от совести, чувства вины, страха и (страшно сказать) самой главной характеристики жизни - страдания, буддисты становятся почти что мертвыми. Они правы - в теории это выглядит как бесчувственность, но на практике все происходит с точностью до наоборот. Именно когда уходят мешающие эмоции - начинается жизнь. Когда перестаешь все время думать о жизни, раскладывать ее на всевозможные составляющие, когда перестаешь оценивать свои и чужие поступки, то полностью оказываешься в потоке настоящей Жизни. Ведь жить можно по-разному - можно жить концепциями, а можно просто жить.



Христианские философы считают, что есть некая объективная реальность, однажды сотворенная Богом. Что Бог дал человеку единственную истину. Что в мире есть, как говорил Фома Аквинский, некие базовые понятия (математические аксиомы и пр.), которые созданы самим Богом. Эта точка зрения хорошо стыкуется с принципами классической физики. Ведь отец классической физики, Ньютон, был человеком верующим и считал, что как материальные частицы, так и законы, управляющие их движением, были созданы Богом. Буддизм считает, что человек сам создает внешнюю и внутреннюю реальность представлениями в своем уме. Что для существования некой реальности, которую мы называем объективной, обязательно нужен наблюдатель. Без него говорить о том, что наблюдаемое существует, просто бессмысленно. Что каких-то универсальных законов и правил в мире не существует - они существуют только в умах людей. Пока человек не достиг просветления и не стал Буддой, он подчиняется этим законам, но после просветления он становится полностью свободным, и все ограничения в его уме исчезают (Можно летать. Нет, правда - можно летать:) Мир - это некая договоренность между людьми, и мы видим мир именно таким, потому что смотрим из очень узкой полосочки реальности мира людей. Другие существа видят мир совсем по-другому. Эта точка зрения полностью согласуется с последними открытиями квантовой физики. Кстати, я согласился с буддийской точкой зрения только после того, как переехал из России в Германию, где увидел, что немцы воспринимают мир совсем не так, как мы. Вскоре многое из того, что я считал в России нерушимыми правилами и законами, универсальными для всех людей, - рассеялось как дым. Вообще, жизнь в другой культуре - это замечательное лекарство от иллюзий.



Мое западное сознание продолжало разделять все на Добро и Зло, хорошее и плохое. Но в буддизме нет Бога, который есть Добро, как нет и его вечного антагониста - Дьявола. Ум буддиста не работает в таких понятиях, он не оценивает – «это добро», а «это зло», «это хорошо», а «это плохо». Все можно как-то оценить, чем и занимаются западные моралисты. Но зачем? Это ни к чему не приведет. И потому в буддизме нет запретов и заповедей. Просто у любого действия есть причина и следствие. У многих сразу же возникает вопрос: «Ну, тогда делай все что хочешь, это какая-то анархия получается». Да, человеческие существа полностью свободны, но если я знаю, что любое мое действие, слово и мысль ведут к определенному результату, то я полностью отвечаю за то, что делаю. Поэтому «не убей», «не укради» и многие другие христианских заповеди я соблюдаю не потому, что "это можно", а "это нельзя", а потому что это просто... целесообразно, что ли. Вообще трудно объяснить это словами, которые по природе своей двойственны и полны оценок. Бррр :)



Посмотрите, как это красиво

Когда все Будды сняли свои маски,
Когда их тела стали светом и исчезли,
Я посмотрел вокруг себя и ничего не увидел,
Потому что там ничего и не было
Никогда.

Когда все мантры, голоса и песни стали одним -
Блаженством.
И я посмотрел внутрь себя
И не увидел там ничего
Потому что там ничего не было
Кроме танца пространства
Никогда.

И в зеркале не было моего отражения,
И самого зеркала не было,
Я сам стал зеркалом,
И люди смотрели в него, и их эго дрожало,
Боясь потерять себя навсегда.
О, если бы они знали, что эго нет, и не было
Никогда.

И женщины думали, что любят меня,
И я не мог им ответить – они любили
Не меня, а свои отражения в зеркале
Своего ума.
Так происходило всегда.
Происходило не происходя.

И мужчины думали, что ненавидят меня,
И я не мог драться с ними – они смотрели
На свои отражениями, и вызывали на бой
Самих себя в зеркале
Своего ума.
Так происходило всегда.
Происходило не происходя.

И когда все это происходило в зеркале моего ума,
Я смеялся, я не мог не смеяться,
И пространство смеялось вместе со мной,
И смеясь об одном, мы сливались,
И я не мог понять, где эта грань
Между мной и пространством.
Пока не увидел, что это только ограничение в моем уме
Разницы между мной и пространством
Нет и не было
Никогда.

И все стало возможно,
И к этому не нужно было идти,
Пытаться что-то делать, кем-то быть.
Казалось, что это произошло само собой,
Но, как и все в этом мире, это имело причину.
И я вижу, какой путь прошло мое тело
В пространстве наших умов,
Прежде чем все произошло, и пространство засияло.
Но это не похоже ни на что
И это происходит не происходя.
Прямо сейчас.
В пространстве наших умов.

ПОСМОТРИТЕ, КАК ЭТО КРАСИВО



Вообще, как объяснить словами состояние, когда из ума исчезает двойственность, и он перестает раскладывать мир на "добро" и "зло", "Дьявола" и "Бога". Ведь состояние вне двойственности настолько простое и естественное, что слова только все усложнят. Давайте я лучше расскажу Вам притчу про обычный двойственный ум, наполненный добротными концепциями, сквозь призму которых мир кажется "белым" или "черным".

Один буддист по имени Вовка, устав от медитаций, решил пройтись и увидел пастуха, стоящего посреди стада овец.
— Какие у вас красивые овцы, — сказал Вовка. — Можно мне спросить вас о них?
— Конечно, — ответил пастух.
— Сколько ежедневно проходят ваши овцы?
— Какие, черные или белые?
— Белые.
— Белые овцы проходят около четырех километров в день.
— А черные?
— Столько же.
— А сколько они съедают травы в день?
— Какие, черные или белые?
— Белые.
— Белые овцы съедают около четырех кило травы в день.
— А черные?
— Столько же.
— А сколько они дают шерсти ежегодно?
— Какие, черные или белые?
— Белые.
— Белые овцы дают шерсти около трех килограммов в год, когда мы их стрижем.
— А черные?
— Столько же.
— Ага. - Вовка был заинтригован. — Скажите, а почему вы таким странным образом делите своих овец на белых и черных, отвечая на мои вопросы?
— Понимаете, — ответил пастух, — это вполне естественно. Просто белые овцы принадлежат мне.
— Ага! А черные?
— Тоже мне.


_________________cat (431x350, 94Kb)

Весь текст



.

Серия сообщений "Буддизм":
Часть 1 - Буддизм. Главные уроки.
Часть 2 - ЕДИНСТВЕННАЯ НЕОБХОДИМАЯ ФРАЗА
Часть 3 - "Лекарство для общества"
Часть 4 - Буддизм и буддийские практики глазами практикующего буддиста
Часть 5 - ЧЕЛОВЕК КОТОРЫЙ ПЛЮНУЛ В БУДДУ
Часть 6 - Будда как клинический случай депрессии — Карма и Реинкарнация
...
Часть 12 - БУЖУ ЖИВЫХ
Часть 13 - Как очистить Карму?
Часть 14 - мои любимые притчи (1)

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку