-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ASTRAHANKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2236


Лошади. Конные карусели.

Понедельник, 03 Марта 2014 г. 18:59 + в цитатник

Традиции проведения конных каруселей уходят корнями в далекое прошлое. Сейчас делаются попытки возрождения подобных представлений. На территории Московского Кремля конные карусели вот уже несколько лет проводятся в теплые апрельские дни. Зрелище восхитительное. Но современные представления мало напоминают знаменитую Петербургскую карусель 1766 года и не менее легендарную Большую французскую карусель 1662 года. Сейчас - это только конный балет.

ы1 (700x462, 423Kb)

А, согласно словарю Брокгауза и Эфрона, настоящая  конная карусель  - в первую очередь, конная военная игра, пришедшая на смену рыцарским турнирам средневековья и  бывшая сначала частью этих турниров. Сбивание на скаку головы манекена, поддевание развешенных колец и прочие подобные упражнения практиковались еще при дворах Карла Лысого (823 - 877) и Людовика Немецкого (8о4/8о5 - 876). 

ы4 (495x700, 563Kb)

Изображение Вальтера фон Клингена на турнире в Манесском кодексе.

В эпоху барокко грозные, часто кровавые ристалища были вытеснены, праздничными, карнавальными играми. Состязательная интрига, соперничество остались, изменилась атмосфера. Выделение конной карусели в "отдельную дисциплину", "задвинувшую" прародителя в историческую тень произошло в продвинутой  Италии. А затем эстафету подхватила Франция, очевидно, не без влияния флорентийки Марии Медичи, жены  Генриха Четвертого.

ы3 (502x700, 638Kb)

Генрих Четвертый.

Покровительствовал любителям конных каруселей и Людовик Тринадцатый. Но  своего расцвета это увлечение  достигло во время царствования Людовика Четырнадцатого. Эпоха барокко требовала блеска, пышности, театральности, скрытых символических намеков и исторических аллюзий. Людовик Четырнадцатый с восторгом "шел ей навстречу". Блистательные конные карусели стали одним из способов выражения барочного мировоззрения "Короля - Солнца".

ы2 (534x638, 414Kb)

Людовик Четырнадцатый в молодые годы.

В теории все было достаточно просто. Участники игры-представления делились на команды - кадрили ("движение четырех по кругу"). Кадрилей было четыре, реже пять. Члены кадрили имели общий для всех аксессуар: бант, перевязь. Иногда они представляли какую-нибудь страну, и тогда были одеты в стилизованные национальные костюмы. Карусель открывалась парадным выездом участников, которые затем "покадрильно" вступали в состязания. Судьями выбиралась лучшая кадриль, и в ней лучший всадник. Все. Но какой фантастической роскошью это окружалось... 

ч3 (541x700, 507Kb)

Антуан Уасс Рене. Людовик Четырнадцатый на коне.

В 1656 году Людовик устраивает большой праздник в честь своей возлюбленной. Именно о нем вспоминает Дюма - отец в своем жизнеописании Людовика Четырнадцатого: "Заметим, что в честь Олимпии Манчини король устроил свою первую «карусель»… Впоследствии этого он набрал из двора три труппы по 8 рыцарей; главой первой он назначил себя, второй — герцога де Кандаля; соответственно, цветами короля были алый и белый, герцога де Гиза — голубой и белый, де Кандаля — зеленый и белый. 
Рыцари были одеты по-римски, с позолоченными касками на головах со множеством перьев. Лошади также были украшены множеством лент, и рыцари выезжали тремя группами под балконами Пале Рояля, переполненными придворными дамами. 
Первым ехал король, предводимый 14 пажами в расшитых серебром одеждах с копьями и девизами рыцарей; за ними следовали 6 трубачей и шталмейстер короля; далее — 12 богато одетых пажей короля в перьях и лентах; два последних пажа несли копье короля и щит с девизом «Ни больший, ни равный»; за ними ехал обер-маршал и, наконец, сам монарх во главе 8 рыцарей, «которых, — как пишет г-жа Моттвиль, — король превосходил столько же своей прекрасной наружностью, своим обаянием и ловкостью, сколько превосходил всех как государь». 
Потом двигалась группа голубых рыцарей, предводительствуемая герцогом де Гизом, романтический облик которого удивительно соответствовал празднествам такого рода. «За ним, — пишет г-жа Моттвиль, — следовала лошадь, которая, казалось, принадлежала какому-нибудь Абенсеррагу, поскольку ее вели два мавра, за которыми следовали медленно и торжественно рыцари». На щите герцога был изображен феникс в огне под солнцем и девиз: «Что нужды, что его убьют, если он воскреснет?» 
Последней двигалась группа рыцарей Кандаля, выделявшегося своей прекрасной белокурой шевелюрой. На щите герцога изображена была буква, намекавшая на подвиги Геракла, и соответствующий девиз: «Она может поместить меня между звездами». 
Разумеется, по причине ли исключительной ловкости короля, или по причине исключительной лести, все почести этого дня были отнесены к Людовику XIV."

Проводилась конная карусель и в 1657 году. Но эти великолепные праздники  были лишь пробой пера перед Большой конной каруселью 1662 года. До 1661 года Людовик был королем лишь номинально, фактическая власть принадлежала первому министру - кардиналу Мазарини, несмотря на то, что монарх был уже достаточно взрослым, женатым и даже ожидающим наследника человеком. В 1661  Мазарини умер. Все переменилось в одночасье. Никто не ожидал радикальных мер от получившего весьма скромное  образование и считавшегося недалеким  Людовика. У него, действительно,  не было блестящего образования, зато он обладал изрядным жизненным опытом, горьким: пережил в детстве и юности войны Фронды, испытал унизительную зависимость от первого министра. Теперь все будет по-другому - он окружит себя дельными советниками, но у него никогда не будет первого министра, и Фронда больше "не поднимет голову". Людовик начнет проводить в жизнь свой основной принцип - принцип  абсолютной монархии и божественного права королей. "Государство - это я",  - и этим все сказано. Свои идеи король транслировал  любимой Франции посредством грандиозного празднества, проводимого в июне  1662 года  в честь рождения сына.  Это был не просто праздник, это был праздник - манифест.



ч1 (700x516, 619Kb)
 

  Анри де Жисси "Большая карусель" ( Копия с работы. XVII . Версаль)

"Итак, карусель. Представление это было столь ярким, что не только дало Людовику имя Короля-Солнца, но и заставило три столетия спустя называть площадь, послужившую ему рамой, площадью Карусели.<…>

ы3 (461x600, 247Kb)

 

Для начала попытаемся оценить размах подобных представлений. Между Лувром и Тюильри сооружали скамьи и трибуны, вмещавшие 15 000 человек. Карусель продолжалась два дня: это составляет, 30000 зрителей. <…> эта цифра соответствует приблизительно десятой части тогдашнего населения Парижа. Прибавим к этому предшествовавшую карусели бесконечную кавалькаду по улицам города, весь Париж у окон (места сдавались за деньги), на крышах и всюду, где только можно.

Что такое карусель? Это праздник человека и коня во времена, когда они были нераздельны. Это наследие средневековых турниров, поднятых Ренессансом на уровень искусства. Вся Европа участвовала в них.

В 1662 году, 5 и 6 июня, чтобы быть точным, карусель приняла совсем иной характер, более ясный и более сложный. Более ясный, ибо проявился спортивный дух праздника. Трубачи и герольды по четырем углам ристалища. Сорок четыре заезда каждый день, по четыре всадника одновременно. В первый день, против всеобщего ожидания, победителем стал не король, а маркиз де Бель-фон, получивший в качестве приза бриллиант в 25 000 ливров и портрет короля, украшенный драгоценными камнями.

Но не в этом важность события. Важны тон подобного празднества, костюмы и символы: их раскрывают нам гравюры Сильвестра и Шово, газетные отчеты и музыка, также помогающая разгадать ребус.

Пять команд, представлявших римлян (которыми командовал король), персов (Месье), турков (Конде), индийцев (Энгиен), американцев (Гиз): смешаны античность и экзотика. «Король одет по-римски, в серебряную парчу, расшитую золотом и с золотой каймой по плечам и по низу камзола, к тому же украшенной серебром, и с вкраплениями бриллиантов, образующих на плаще четыре бриллиантовые розы. Шлем венчают красные и черные перья, талия опоясана золотым поясом, не говоря о конской сбруе, попоне и султане».

ы5 (482x600, 222Kb)

Брат короля Месье  - перс.

ч5 (482x600, 249Kb)

Принц Конде - турок.

ы4 (438x600, 214Kb)

Герцог де Энгиен - индус.

ч4 (496x600, 341Kb)

Герцог де Гиз - индеец.

ч1 (510x600, 273Kb)

 

Интересна и символика. Римский император — это король. Любопытная деталь: его конь зовется Буцефалом. Вокруг него неведомые и дикие народы. Кто во главе их? Старые фрондеры (за исключением Месье, его младшего брата): Конде, Энгиен, Гиз. Золотой король несет на своем щите в виде солнца, девиз: «Ut vidi, vici» («Едва увидел, победил») — небольшая модификация слов Цезаря. (Но каких врагов победил? Конде? Энгиена? Гиза? <...> ) Месье: «Uno frate minor» («Уступающий только брату»). Конде: полумесяц с надписью «Он возрастает, когда тот обращается к нему». (Кто «тот»? Солнце, конечно.) Энгиен: планета, которая получает своей свет от солнца. А каковы девизы меньших персонажей? Виллекьер: «Uni militat astro» («Он сражается для одной звезды»); Лафейад — подсолнух с «Uni» («Только к нему»); Уайи — розовый куст с надписью «Presipce, florebo» («Взгляни на меня, я расцвету»); Вивонн — зеркало с надписью «Я рассыпаю твои дары».

Какой <…> смысл у этой игры в загадки? Громадный. В этом зрелище, исполненном непередаваемого великолепия, все полно значения — вплоть до девизов, которые тогда носили на щитах и чье значение было столь велико <…>

Именно на большой карусели 1662 года в некотором роде родился Король-Солнце. Не в Версале. Не в Лувре. Имя ему дали не политика и не победы его армий, но конный балет…"

                            Филипп Боссан. "Людовик Четырнадцатый - король артист"



ч8 (700x350, 263Kb)



Конная карусель, как составляющая часть,  входила в проведенные в 1664 году празднества "Удовольствия волшебного острова".

Проводились карусели и позже, и не только во Франции.

ц5 (700x549, 456Kb)

А. Менцель. Ночная карусель под предводительством Фредерика Великого в 1750 году. 1854г. 

лустгартен 1750 (700x546, 489Kb)

А. Менцель. Вручение наград победителям ночной карусели 1750 года в Лаустгартене.

Но размаха, подобного конной карусели 1662 года, не наблюдалось нигде. Прошло чуть больше  ста лет прежде чем конная карусель, как Феникс из пепла, возродилась во всем своем пышном великолепии и блеске. Теперь это случилось в мрачно-прекрасном Петербурге. При обстоятельствах, почти зеркально повторяющих события 1662 года во Франции. Екатерина Вторая, как и Людовик Четырнадцатый, дождалась своего часа, правдами и неправдами получила  единоличную власть. Опьянение успехом, красота, молодость, любовь, желание утвердиться на вершине - все это требовало выхода, роскошного, небывалого визуального эквивалента-воплощения. Идея проведения конной карусели родилась еще в 1765 году, но угрюмая питерская погода смешала все планы. Все с нетерпением ждали следующего лета.

Кстати, с механическими  каруселями жители Петербурга уже были знакомы. Благодаря основателю города  - императору Петру в России деревянные кони "обогнали" настоящих. 


ы2 (700x465, 551Kb)


 

"В сих годах, то есть в 1765-м и в  1766-м  году,  были  два  славные  в Петербурге  позорища (зрелища),  учрежденные  императрицею,  сколько  для  увеселения, столько и для славы народа. Первое, великолепный  карусель,  разделенный  на четыре кадрили: на ассирийскую, турецкую, славянскую и римскую, где дамы  на колесницах,  а  кавалеры  на  прекрасных  конях,  в  блистательных   уборах, показывали  свое  проворство  метанием  дротиков  и  стрельбою  в  цель   из пистолетов. Подвигоположником был  украшенный  сединами  фельдмаршал  Миних, возвращенный тогда из ссылки", - так лаконично вспоминал о празднике Г.Р. Державин. Блистательность уборов оценивали петербургские газеты: «Зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных каменьях и всякого рода кавалерских и конных золотых и серебряных уборах. Одеяние кавалеров богато блистало драгоценными каменьями, но на дамских уборах сокровища явились не счетные … на цену многих миллионов». Для зрителей архитектором Ринальди были выстроены великолепные трибуны.

"Пятью уступами возвышались места для зрителей. Поверху шла балюстрада, украшенная вазами, а барьер, обрамлявший арену,был расписан гирляндами, воинскими доспехами, львиными головами. Над живописным обрамлением работали художники Гавриил Козлов и Пьетро Градицци". Ложи 12-летнего наследника и императрицы, располагались на противоположных трибунах. Екатерина, несмотря на то, что была великолепной наездницей, на этот раз отказалась от участие в программе, предпочитая наблюдать за происходящим со стороны. А посмотреть было на что.  Живописными потоками кавалькады участников "вливались" на импровизированную арену. Сияние драгоценных камней, глянец тяжелых узорных шелков,  блеск  переливающейся золотом и серебром парчи, матовое благородство роскошных бархатов, трепетанье легчайших перьев и струящихся газовых шлейфов  - все это придавало зрелищу фантастический характер, напоминая сказки "1000 и одной ночи".

ц3 (437x700, 346Kb)

Графиня  А.П. Шереметева в карусельном костюме. Неизвестный художник. После1766 года.

Славянская и Римская кадрили, ведомые И. Салтыковым и Григорием Орловым, двигались от Летнего дворца по Миллионной улице, Индийская и Турецкая под командованием Петра Репнина, "идеолога" всего мероприятия, и Алексея Орлова шли от Малой Морской.

Главным судьей был назначен "почтенный старец" генерал - фельдмаршал Б.К. Миних. Сигналом к активным действиям  послужил залп адмиралтейских пушек.

Первыми "в атаку пошли" дамы. На золоченных колесницах, управляемых аристократами  - возничими, они летели по арене, поражая дротиками расставленные цели. То ли амазонки, то ли античные богини. Недаром на жетонах и медалях для победителей была отчеканена надпись: "С Алфеевых на Невские брега" (На берегах реки Алфей проводились в эпоху античности олимпийские игры, одной из дисциплин которых были бега парных колесниц). Для участников состязаний, занявших первое, второе и третье места  были изготовлены из золота медали отличавшиеся только размерами.

  ц1 (302x302, 106Kb)                               ц2 (302x302, 102Kb)  

Победительницей среди дам стала графиня Наталья Петровна Чернышова, она же княгиня Голицына в скором замужестве, она  же "Princesse Moustache" ("Усатая княгиня")  -  прототип главной героини повести "Пиковая дама" Пушкина в будущем. Личность легендарная, даже в юные годы эта женщина обладала стальным характером. Неудивительно, что ее возничий - поручик Конной гвардии барон Христофор Ферзен тоже "вырвал" первое место в состязаниях. Очевидно, что у него  не было выбора. 11 июня, когда императрица, вдохновленная итогами первой карусели, потребовала "продолжения банкета", пара Чернышова - Ферзен подтвердила свой класс. Награждение происходило в Летнем дворце, куда после состязаний прибыли судьи и участники. Графиня Чернышова кроме золотой медали получила бриллиантовую розу, а ее возничий - золотую записную книжку с финифтью.

ч1 (531x700, 348Kb)

А. Рослин. Портрет Н.П. Голицыной, урожденной Чернышовой. 1777 год.

У кавалеров была более сложная программ: они на всем скаку срубали головы манекенам, изображающим мавров, пронзали копьями картонных негров и муляжи кабанов. Победивший 16 июня  подполковник Кирасирского полка князь И. А. Шаховской получил из рук императрицы бриллиантовую пуговицу и петлицу на шляпу. 11 июля не было равных равным между собой братьям Орловым. Пришлось даже устраивать дополнительный тур соревнований. Победу присудили Григорию Орлову. Алексею достался "приз зрительских симпатий". Героя  завалили  цветами:  "дамы, имевшие на  уборах своих букеты из натуральных цветов, каждая  по несколько цветков его сиятельству от себя с поспешностию подали."

ц4 (353x388, 280Kb) 

Вигилиус Эриксен.  Портрет графа (позднее князя) Григория Григорьевича Орлова. 1766.

 

На бурном видел я коне
В ристаньи моего героя;
С ним брат его, вся Троя,
Полк витязей явились мне!
Их брони, шлемы позлащенны,
Как лесом, перьем осененны
Мне тмили взор; а с копий их, с мечей,
Сквозь пыль сверкал пожар лучей;
Прекрасных вслед Пентезилее
Строй дев их украшали чин;
Венцы Акилла мой бодрее
Низал на дротик исполин.

                            Г.Р. Державин.

                               

Конные карусели прочно вошли в жизнь Петербурга. При Павле Первом их проводили в любимой императором Гатчине, где был построен стационарный амфитеатр.

Москва с восторгом  переняла у Петербурга новую забаву.

" В конце царствования Екатерины Второй Москва, по свидетельству иностранцев, представляла собой какой-то ленивый, изнеженный, великолепный азиатский город, где как величественные призраки существовали все, кто был некогда в силе, и все те, кто был в немилости или считал себя обойденным на известной лестнице почестей.  В числе таких московских призраков златого прошлого восстает утопающий среди чисто азиатской роскоши генерал адмирал великой царицы граф Алексей Орлов - Чесменский".  Вероятно все-таки, это был самый деятельный из когда-либо существовавших призраков. Достаточно вспомнить, хотя бы его особые заслуги в области коневодства. Неудивительно, что он приветствовал все развлечения, связанные с лошадьми и часто устраивал в своем имении Нескучное конные карусели, на которых блистала его дочь Анна. Компанию ей составляли другие любительницы верховой езды: княгиня Урусова, княжны Гагарины, Щербатова, Е.А. Карамзина, жена Н.М. Карамзина.

ц1 (510x698, 131Kb)

Неизвестный художник. Портрет А.А. Орловой - Чесменской с фрейлинским шифром Елизаветы Алексеевны.

"Графиня Анна и ее подруги были женщинами сильного духа, крепкого закала, возвышенного строя мыслей и незаурядного по тому времени образования". Дамы держали себя в идеальной форме. Остальная Москва  сибаритствовала в свое удовольствие. Встряхнулась  патриархальная  столица  лишь в 1811, грозовом, предвоенном, году.  Встряхнулась и "зашлась" в лихорадочном   "бездны на краю" веселье. Балы, вечера, званые обеды - зимой, а летом конные прогулки, кавалькады и, наконец, по инициативе  генерала от кавалерии, участника крымских походов С.С.Апраксина  -  большая конная карусель.  Причем, если первая карусель 1766 года проводилась за счет государственной казны, то мероприятие 1811 года решено было сделать  частным и благотворительным. Вырученные за билеты деньги предполагалось раздать находящимся в Москве раненым солдатам, бедным офицерам, вдовам.

 Первым  в подписном листе стояло  имя Анны Орловой - Чесменской. А рядом  -   Е.В. Апраксиной, урожденной княгиня Голицыной, дочери победительницы первой карусели 1766 года Н.П. Голицыной.  Кроме дам среди жертвователей литературная элита Москвы: князь И.А.Долгоруков, Ю.А.Нелединский -  Мелецкий, герой Турецкой компании 1806 - 1810 годов А.Н. Бахметев и юный князь П.А.Вяземский. Большой взнос сделал и П. И. Демидов. Все эти деньги пошли на приобретение костюмов, призов и строительство амфитеатра для зрителей. Автором проекта стал Ф.И. Кампорези. Трибуны выросли напротив Александровского дворца и Нескучного сада в окружности до 350 саженей, вместимостью 5000 мест. Именно с этих трибун зрители приветствовали появление четырех кадрилей: военной, галльской, венгерской и рыцарской русской. Всадники в великолепных костюмах на прекрасных лошадях проносились перед публикой, демонстрируя упражнения с копьем, пистолетом и шпагой.

ц2 (546x645, 338Kb)

Виже - Лебрен. Портрет Е.В. Апраксиной. 1796 год.

Искусство управления лошадью и владения оружием оценивала коллегия судей во главе с главнокомандующим И.В. Гудовичем. Среди судей - русский посланник в Париже князь И.С. Барятинский, московский гражданский губернатор Н.В. Обресков, герой битвы при Аустерлице Ф.П. Уваров. Главный церемонимейстер - В.А. Хованский, герольдмейстер - родной дед графа Л.Н. Толстого, И.А.Толстой.

Обе карусели, и 20 и 25 июня, прошли великолепно. Победителем первого дня стал камер- юнкер граф А.Н. Апраксин, получивший в качестве приза пистолет Кухенрейтора, второго - граф А.Н. Апраксин, награжденный золотой медалью.

ч4 (700x700, 279Kb) 

Знаменитые дуэльные пистолеты с маркировкой Kuchenreuter, часто упоминающиеся в художественной и исторической литературе.

Наградами  отмечены князь Д.П. Волконский, А.Л. Демидов, А.И. Шепелев. Спецприз "Отважность в юности - залог доблести зрелых лет" достался "неизвестному рыцарю", оказавшемуся А.В. Всеволожским. 

ч5 (348x411, 110Kb)


Тропинин. Портрет А.В. Всеволожского. 1830 год.

Кстати, доблесть юному рыцарю пришлось проявить не в зрелых летах, а значительно раньше. В 1812 году он уже командовал ополчением, собранным его отцом, участвовал в походах и сражениях 1813 - 1814 годов под Лейпцигом, Данцигом, Парижем.

После войны 1812 года конные карусели возродились, но несколько в ином качестве, утратив свою "боевую", соревновательную часть. Остался "конный балет" с демонстрацией элементов выездки. Это давало фору дамам. На конном небосклоне заблистали новые звезды: фрейлина императорского двора, собеседница А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского Александра Россет, Анна Оленина, дочь президента Петербургской академии художеств, адресатка стихотворных шедевров Пушкина, и, наконец,  Лалли Рурк, Белая Роза. Эти романтичные  прозвища принадлежали   супруге императора Николая Первого императрице Александре Федоровне, отличавшейся необыкновенной грациозностью.  Современники утверждали, что ей не было равных на паркете бальной залы и в конном манеже.

 

 

ц2 (594x700, 164Kb)

Александра Осиповна Россет - Смирнова. Гравюра. Время создания оригинала   - около 1820 года.

ц5 (525x700, 176Kb)

О. Кипренский. Портрет А.А. Олениной.

 

ц3 (545x700, 365Kb)

А.П. Брюллов. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1830-е гг.

13 июля 1829 года в честь Александры Федоровны  большой праздник уже в новом  был устроен в Потсдаме, где императорская чета находилась с визитом по приглашению ее отца, короля Пруссии Фридриха-Вильгельма. Торжество  планировалось трехчастным: рыцарский турнир, "живые картины" и бал. Дамы в средневековых костюмах, украшенные белыми розами, наблюдали за "конной частью" праздника со специально построенной трибуны. В кавалькаде всадников - участников рыцарского турнира принц Фридрих Нидерландский, герцог Карл Мекленбургский. Но сам турнир ограничивался лишь великолепным живописным конным парадом "ввиду всем известной кротости и миролюбия" Александры  Федоровны. "Побряцать оружием" не удалось, зато были показаны чудеса выездки : под звуки труб и цимбал на площадку выезжали сотни всадников.  Они то выстраивались в диагонали, то двигались по кругу, внезапно меняя характер движения и заставляя лошадей переходить с одного аллюра на другой, например -  с шага на рысь, или неожиданно поднимая их в галоп. Резкие остановки сменялись  прыжками  и даже курбетами – прыжками с поворотом в воздухе, больше похожими на цирковые трюки. Все это напоминало фантастический, великолепный конный танец. 

 

 


с1 (700x549, 487Kb)

А. Менцель. Выезд рыцарей на празднике "Волшебство Белой Розы". Рисунок - гуашь, подготовленный к юбилею праздника в 1853-1854 гг.

обнаженные мечи (700x546, 452Kb)

А. Менцель. Рыцари с обнаженными мечами. Рисунок  - гуашь.

 

ч7 (700x418, 378Kb)


Кавалькада участников праздника во главе с кронпринцем Фридрихом - Вильгельмом Прусским.

ы1 (450x614, 187Kb)

К.-Ф. Шинкель, ювелир – Хоссауэр. Потсдамский кубок. Украшен эмалевыми расписными гербами дворянских родов Германии, крышку венчает роза.  Выполнен в память о знаменитом "потешном" рыцарском турнире Белой розы, проходившем в Потсдамском парке Сан-Суси в июле 1829 г. Кубок был заказан отцом Александры Фёдоровны, прусским королём Фридрихом Вильгельмом III придворному ювелиру Хоссауэру. Главным украшением кубка стали эмалевые гербы участников турнира. 

Праздник в Потсдаме был приурочен к дню рождения императрицы, а знаменитая конная карусель 1842 года в Царском Селе посвящалась серебряной свадьбе императорской четы. Этот  праздник стал одновременно и апофеозом конной карусели, как роскошного "рыцарского" представления, и началом конца такого рода увеселений.

Если в Потсдаме Николай и Александра были среди зрителей, то в Царском Селе они стали главными героями, причем  в карусели участвовала не только императорская чета, но и другие члены многочисленной царской фамилии. "Последний рыцарь Европы" воспевал свою Даму.  Праздник тщательно готовился.  Шились "исторические" костюмы, мужчины пропадали в манеже.  Из Арсенала, крупнейшего музея средневекового оружия, были извлечены старинные доспехи. Живописная величественная кавалькада отправилась по Александровскому парку Петергофа в манеж.


Цс карусель(1) (504x700, 548Kb)

О. Верне. Царскосельская карусель. (В центре на белом коне - императрица Александра Федоровна, слева от нее ее рыцарь император Николай Павлович, еще левее Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр Второй, Освободитель, за спиной Александра  - Максималиан Лейхтенбергский, зять Николая, муж старшей дочери Марии Николаевны, за спиной императрицы две тогда еще незамужние девушки: ближняя - Ольга Николаевна, будущая королева Вюртемберга, та, что дальше - Александра, на коне - Великий князь Константин Николаевич, в образе маленьких пажей - юные Великие князья Николай Николаевич, будущий полководец, герой Плевны и Михаил  Николаевич, будущий наместник Кавказа.)

Все дамы имели белые платки, которые должны были послужить призами самым искусным наездникам. Но демонстрация  искусства верховой езды в средневековых доспехах оказалась делом непростым. Душили не совсем подходящие по размеру латы, забрала падали на лица, закрывая обзор, лошади шарахались, пугаясь непривычных звуков.  Величественное, патетическое  действо плавно перетекало в веселый фарс. Дамы хохотали до упаду, наблюдая за происходящим. Императрица признавалась, что никогда так не смеялась, как на Карусели. Смех убил пафос.  "Когда карусель закончился, все поехали к Арсеналу. Мне было ужасно весело", - подытожил в своем дневнике девятилетний Михаил Николаевич.

Мода на конные карусели пошла на убыль. Подобные увеселения становились делом все более и более частным, лишенным какого - либо  "государственного статуса" или общественного звучания.

"В четверг у нас была последняя репетиция “карусели”; она прошла на редкость хорошо (с моей лошадью во главе). В пятницу, в восемь часов, мы с Лизой отправились в манеж. Сердце мое сильно билось: я очень сильно боялась за свою лошадь при ярком освещении, хотя и позаботилась об этом, объезжая ее целых два часа утром, чтобы умерить ее горячность. Там было, я думаю, около двухсот зрителей, которым отвели места за барьером. Манеж был очень красиво освещен, гремела музыка, гусары были в своих красных мундирах; все имело радостный и праздничный вид. Я вскочила на лошадь, вверив себя богу, и он меня не оставил. Тери достойно провела “карусель”, и Пашков был очень доволен тем, как я ему помогала. Сам он верхом выглядит очаровательно, и лошадь у него была прекрасная, и у всех гусаров тоже! Мы удивительно точно выполнили ужасно трудные фигуры – такие, как “восьмерка”, “мельница”, “цепь”. Временами, когда мы галопировали, огни мерцали, будто вот-вот погаснут, и в этом полумраке мы казались какими-то тенями, – и вдруг свечи вспыхивали вновь, и вся эта движущаяся картина ярко освещалась. Все говорят, что было очень красиво. Когда все трудные фигуры были закончены, и нам оставалось исполнить только экосез и котильон, устроили общий перерыв. Дамы остались на лошадях, кавалеры же спешились и поднесли своим дамам чай и пирожные, зрителей тоже ими обносили. Затем к одиннадцати часам вечера мы закончили “карусель”. (Из воспоминаний С.Н. Карамзиной).

20-й век с его революциями, войнами и, наконец, появлением автомобилей едва не поставил жирую точку в развитии коневодства в целом, и проведении конных каруселей, в частности. Но насладившись властью над конем железным, человек потянулся к живому -  непокорному, своенравному и неизменно прекрасному. Сейчас в России настоящий "лошадиный" бум. Конный туризм, конные прогулки, занятия в манеже. И, конечно, конные карусели, дающие возможность "в живую" насладиться  неповторимой грацией великолепных животных.

Использованы материалы Википедии и других сайтов:

http://briansk.ru/world/pages/1355/

http://rufun.net/index.php?newsid=14407

http://www.kdvorik.ru/base.php?id=603

http://zinder.diary.ru/p124214705.htm?oam

http://www.mbykov.ru/job/finam/karusel-i-prochie-ceremonii/

 

 

 



 



 




 







 

 



 

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку