30 сентября этого года в Париже открывается очередной автосалон. Я не буду перечислять здесь новинки представленные на обозрение публики, для этого будет отдельная статья, просто познакомимся вкратце с историей этого автосалона, проводящегося в Париже уже более века.
Международный Парижский автосалон по праву претендует на звание самого старейшего автосалона в мире – в июне далёкого 1898 года первая выставка тогда ещё немногочисленного семейства автомобилей в саду Тюильри в самом центре французской столицы собрала на площади в 2,5 тыс. кв.м. более 200 моделей автомобилей и привлекла около 140 тысяч посетителей.
При этом обязательным условием участия в выставке был пробег каждого автомобиля от Тюильри до Версаля.
Основателем Парижского автосалона был один из первых в мире производителей автомобилей - маркиз Альбер де Дион.
Три года спустя, в 1901 году автосалон переместился в Grand Palais, построенный для Всемирной выставки. К 1919 году число участников автосалона достигло 664, в том же году экспозиция компании Citroen была особенно масштабной – 50 автомобилей, впервые свои модели для массового покупателя представили автопроизводители из за океана.
В дальнейшем международный автосалон в Париже проводился каждый год, с перерывами во время двух мировых войн. Однако с 1976 года осенние европейские автомобильные выставки разделились, и Парижский автосалон стал чередоваться с Франкфуртским, проходящим по нечетным годам.
Традиционно, на «домашнем» Парижском салоне сильны французские автопроизводители. Среди автомобилей, в разные годы представленных публике – революционные Citroen Traction Avant и DS, а также настоящий бестселер послевоенного времени – сверхдешевый автомобиль Citroen 2CV.
В 1929 году Peugeot показала в Париже модель 201, с которой началась традиция обозначать автомобили французской компании трехзначным индексом с нулем посередине.
В связи с исключительным правом Peugeot на такую нумерацию, в частности, пришлось переименовать Porsche 901 в 911, а советскому «Автоэкспорту» - продавать «Москвич-408» на французском и других экспортных рынках под названием «Moskvitch Elite»
В 1934 году компания Citroen показала в Париже революционную модель Traction Avant с несущим кузовом и передним приводом. Автомобиль, разработанный под руководством дизайнера Фламинио Бертони и инженера Андре Лефевра, стал последним проектом, реализованным под руководством основателя компании Андре Ситроена. Уже в 1935 году фирма Citroen обанкротилась и перешла под контроль основного кредитора – шинного концерна Michelin, а сам Андре Ситроен умер.
Citroen Traction Avant производился почти 20 лет, с перерывом во время Второй мировой войны, с четырехцилиндровыми и шестицилиндровыми двигателями и разными типами кузова, включая кабриолет. С 1954 года на Traction Avant устанавливалась фирменная гидропневматическая подвеска, которая стала одной из отличительных черт пришедшего ему на смену Citroen DS – легендарная «богиня» (фр. «deesse») также дебютировала на Парижском автосалоне в 1955 году.
Ранее, в 1949 году, во французской столице был представлен первый «дорожный» автомобиль Ferrari – до этого компания производила гоночные машины.
Купе Ferrari 166 Inter с кузовом работы миланского ателье Carrozzeria Touring оборудовалось 1,5-литровым двигателем V12 с тремя карбюраторами. Мотор развивал мощность от 110 до 140 л.с. при 6000 об/мин.
В 1966 году на Парижском автосалоне показали серийный Lamborghini Miura, а два года спустя – концепт Alfa Romeo Carabo работы дизайнера Марчелло Гандини (ателье Bertone). Там же в 1968 году дебютировал первый переднеприводный Fiat – модель Fiat 128, в 1970 году признанная в Европе автомобилем года. Кроме того, в 1968 году число посетителей Парижского автосалона перевалило за миллион человек.
Porsche 911 был представлен немецкой компанией на автосалоне во Франкфурте 1963 года, но турбированная версия спорткара через 11 лет предстала перед публикой в Париже. Шестицилиндровый оппозитный мотор Porsche 911 Turbo образца 1974 года развивал 260 л.с. при 5500 об/мин, автомобиль ускорялся до 100 км/ч за 6 секунд и развивал максимальную скорость в 250 км/ч.
Среди новинок Парижа разных лет – концептуальный родстер Renault Laguna, представленный в эру биодизайна начала 1990-х – его имя которого французская компания использует для среднеразмерных седанов и универсалов.
В 2002 году в Париже в качестве прототипа была показана Mazda 6, а через два года – серийный Ford Focus второго поколения, производство которого планируется завершить в 2011 году. А среди дебютантов 2006-го – Audi R8, заднеприводное купе Alfa Romeo 8C Competizione с 4,7-литровым мотором мощностью 450 л.с. и роботизированной шестиступенчатой трансмиссией, а также взорвавший рынок компактных кроссоверов Nissan Qashqai. Там же показан концепт Volkswagen Iroc, созданный под руководством шеф-дизайнера концерна Мюрата Гюнака. К тому времени, когда из него «вырос» серийный Scirocco, шеф-дизайнер сменился и автомобиль получил иную внешность, в стиле нынешнего главного дизайнера VW Вальтера де Сильвы.
Всего в нынешнем году автопроизводители демонстрируют во французской столице порядка 50 мировых премьер, включая рестайлинговые модели, а также концепт-кары.
Компания Land Rover представляет компактный кроссовер Range Rover Evoque, Mazda презентует новый дизайн-стиль компании в концепте Shinari, Volkswagen обновляет седан Volkswagen Passat. Chevrolet представляет новое поколение компакта Aveo, а также дополняет линейку Cruze автомобилем в кузове хетчбэк и компактвэном под собственным именем Orlando. Парижский показ двух поколений Citroen С4 разделяют шесть лет. В отличие от экстравагантного дебютанта 2004 года, второе поколение хетчбэка, стартующее в 2010-м, стало более спокойным. Однако за это время Citroen успел разделить модельный ряд на две линейки – и дизайнерскими изысками теперь блещет DS4.
В 2010 году Парижский международный автосалон, история которого насчитывает более века, открывается для прессы 30 сентября и продлится до 17 октября. Прошлую выставку, в октябре 2008 года, посетили около 1,5 млн. человек.