-÷итатник

 ак сшить снуд,¬ыкройка башлыка, ћ . - (0)

 ак сшить снуд,¬ыкройка башлыка, ћ .   √лавна€ » ¬се статьи » ¬...

Ѕез заголовка - (0)

Ўарф-трансформер Five-Way! Ўарф-трансформер Five-Way! — помощью пуговиц шарф трансформируетс€ ...

Ѕез заголовка - (0)

¬€жем дублЄнку! ћатериалы: - нитки CASTEL (65% акрил, 25% шерсть, 10% хлорофибра, ...

Ѕез заголовка - (0)

јвторские фарфоровые куклы мастера Kolombina ќчень понравились куклы ќльги ѕауэлл, она же Kolombi...

—в€точные гадани€ в русской живописи - (0)

—в€точные гадани€ в русской живописи http://tradiciay.ru/svyatochnye-gadaniya.html

 -ѕриложени€

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ar_56

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

ћезенска€ роспись

—реда, 04 Ќо€бр€ 2009 г. 20:35 + в цитатник

 ћезенска€ роспись. ћетодические рекомендации.

 

ћезенска€            роспись

 

ƒанное методическое пособие выпускаетс€ в рамках серии рабочих тетрадей «»зобразительное искусство. ќсновы народного и декоративно-прикладного искусства». —ери€ предназначена дл€ групповых и индивидуальных зан€тий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках труда и изобразительного искусства. ¬ тетради даны некоторые приемы мезенской росписи по дереву. ћатериал изложен по принципу от простого к сложному, от изучени€ основных элементов росписи и упражнений на повтор до зан€тий на импровизацию.
“етрадь с успехом может быть использована учител€ми, воспитател€ми дошкольных образовательных учреждений, педагогами художественных школ, руководител€ми кружков и различных студий, а также родител€ми на домашних зан€ти€х с детьми.
–аботу с тетрадью необходимо сопровождать показом предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Ёто не только сделает зан€тие более доступным и интересным дет€м, но и позволит непосредственно прикоснутьс€ к живому источнику родной культуры.
ƒл€ работы необходимо иметь: черную тушь; гуашевые краски темно-красного и черного цвета; перь€ чертежные (можно заменить гелиевой ручкой); кисти беличьи є 1, є3, є6; банку с водой; м€гкую сал¬фетку дл€ сн€ти€ лишней краски с кисти.
«ан€тие 1. ћезенские прописи
÷ель. «накомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи — пр€мых и волнистых линий.
ќрганизаци€ зан€ти€. ѕеред тем как дети приступ€т к практическому зан€тию, необходимо рассказать им о промысле, его истории, географии, показать образцы, выполненные народными мастерами, или их изображени€.
¬ыполнение задани€. ƒети стараютс€ воспроизвести представленные образцы. ƒл€ облегчени€ задачи задание даетс€ в квадратных формах.
«ан€тие 2. ”зоры в пр€мой клетке
÷ель. «накомство с простым геометрическим орнаментом.
ќрганизаци€ зан€ти€. √еометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. ќсобенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. ќснову орнамента составл€ют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображени€. –омбо-точечный орнамент у земледельческих   народов  €вл€етс€   символом   плодороди€.
¬ыполнение задани€. ƒети повтор€ют предложенные узоры в квадратах.

ћезенска€ роспись

«ан€тие 3. ѕростые элементы

÷ель. ќсвоение простых элементов мезенской росписи — спиралек и зигзагов.
ќрганизаци€ зан€ти€. Ќи одна роспись не обходитс€ без изображени€ всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. ќсобенно часто они встречаютс€ при изображении мирового дерева, или «древа жизни». »сследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
¬ыполнение задани€. ƒети выполн€ют упражнени€ на повтор представленных на образцах элементов росписи. ¬се спиралевидные элементы воспроизвод€тс€ без отрыва руки.
ћезенска€ роспись.            ћетодические рекомендации.

«ан€тие 4. ”зоры в косой клетке
÷ель.   ќсвоение   традиционных   мезенских   орнаментов.
ќрганизаци€ зан€ти€. –ассмотреть с детьми построение орнаментов в косой клетке. ќбратить внимание на ритмическое чередование элементов узора.
¬ыполнение задани€. ѕо намеченным лини€м дети копируют элементы узора и заполн€ют ленту до конца страницы.
ћезенска€ роспись.            ћетодические рекомендации.

«ан€тие 5. Ћенточный орнамент

÷ель. «накомство с ленточным орнаментом.
ќрганизаци€ зан€ти€. —ледует обратить внимание детей на то, что при €вной простоте геометрического узора он, благодар€ различным сочетани€м и изменению масштаба (размера), дает широкий простор дл€ построени€ разнообразных орнаментов.
¬ыполнение задани€. ƒети вначале кистью нанос€т границу полосы, а затем при помощи пера (или кисти) воспроизвод€т орнамент черной краской.
ћезенска€ роспись. ћетодические            рекомендации.
ћезенска€ роспись. ћетодические            рекомендации.

«ан€тие 6. –оспись поставка
÷ель. ƒекоративное оформление поставка геометрическим орнаментом.
ќрганизаци€ зан€ти€. Ќеобходимо заострить внимание детей на том, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. –асположение и характер орнамента определ€ютс€ формой вещи. ƒети рассматривают в тетради рисунок коробухи, называют элементы геометрического орнамента, из которого построен декор. ј начать зан€тие можно с по€снени€ хоз€йственного предназначени€ различных предметов кресть€нской жизни — поставок, коробух, солонок, туесов и т. п.
¬ыполнение задани€. ƒети самосто€тельно составл€ют геометрический орнамент и расписывают поставок.
ћезенска€ роспись. ћетодические рекомендации.

«ан€тие 7. ”точки и лебеди
÷ель. «накомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи.
ќрганизаци€ зан€ти€. ћотив птицы, принос€щей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. ѕтицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берест€ных туесах. ѕтица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров.  роме того, у северных кресть€н в обычае вешать дерев€нных птиц из щепы в красном углу избы. Ёто пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома св€зывали почитаемое дерево.
¬ыполнение задани€. ƒети копируют предложенные варианты изображени€ птиц. ¬ альбоме показана последовательность исполнени€ росписи наиболее распространенных образов — уточек и лебедей.  аждое последующее изображение птицы отличаетс€ от предыдущего по€влением дополнительных деталей.
ћезенска€ роспись. ћетодические рекомендации.

«ан€тие 8. –оспись коробухи (крышка)
÷ель. ƒекоративное оформление крышки коробухи орнаментом с изображением птиц.
ќрганизаци€ зан€ти€. ƒети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи на круговой форме. ’орошо, если есть возможность продемонстрировать другие узоры, сделанные на круге.
¬ыполнение задани€. ƒети самосто€тельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на круглой форме. «атем по опорным лини€м производ€т роспись крышки коробухи.
ћезенска€ роспись. ћетодические            рекомендации.

«ан€тие 9. ÷веты и деревь€
÷ель. «накомство с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи.
ќрганизаци€ зан€ти€. ƒовольно часто встречаетс€ на мезенских пр€лках изображение нескольких деревьев или одиноко сто€щего дерева, нередко ели. ќсобый интерес представл€ет композици€ из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаютс€ симметрично по отношению к центральному дереву, выдел€ющемус€ относительно большим размером. ќ том, что подобный сюжет не случаен на мезенских пр€лках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
¬ыполнение задани€. ƒети копируют предложенные варианты изображени€ цветов и деревьев.
ћезенска€ роспись.            ћетодические рекомендации.

«ан€тие 10. –оспись утицы
÷ель. ƒекоративное оформление утицы узором с мотивом дерева (цветка).
ќрганизаци€ зан€ти€. ƒети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи ковша. ’орошо, если есть возможность продемонстрировать другие предметы с изображением цветов и деревьев.
¬ыполнение задани€. ƒети самосто€тельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на ковше другой формы. «атем по опорным лини€м производ€т роспись ковша.
ћезенска€ роспись.            ћетодические рекомендации.

«ан€тие 11. ќлени и кони
÷ель. «накомство с декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи.
ќрганизаци€ зан€ти€.   числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей.  они мезенских росписей в большей мере, чем изображени€ коней в других кресть€нских роспис€х,  отсто€т от реального прототипа. Ѕольшинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошад€м. “уловище черного кон€ нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. ѕротивоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением  перьев,   подобных  тем,   которые  рисовались  у  птиц.
„асто кони изображались не следующими друг за другом, а противосто€щими друг другу. »ногда на вздыбленных лошад€х были нарисованы борющиес€ друг с другом всадники. ќ том, что изображаемые на пр€лках кони неземного происхождени€, свидетельствуют также многочисленные сол€рные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
¬ыполнение задани€. »зображени€ фигур животных очень схожи между собой. ¬се отличие оленей от лошадей заключаетс€ в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуютс€ разветвленные рога. ƒети копируют предложенное изображение олен€ или кон€.  аждое последующее изображение животного отличаетс€ от предыдущего по€влением дополнительных деталей.
ћезенска€ роспись. ћетодические рекомендации.

«ан€тие 12. –оспись доски
÷ель. ƒекоративное оформление доски зооморфным орнаментом.
ќрганизаци€ зан€ти€. ƒети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи туеса с изображением оленей; кроме того, на последней странице есть рисунок мезенской пр€лки. ’орошо, если есть возможность показать и другие образцы росписи с изображением животных.
¬ыполнение задани€. ƒети самосто€тельно расписывают доску. ѕри необходимости можно предварительно произвести разметку карандашом. ќднако было бы очень хорошо завершить данный цикл обучени€ росписи декорированием реальной разделочной доски, которую можно изготовить в школьных мастерских или же купить на рынке, вернисаже.
ћезенска€ роспись.            ћетодические рекомендации.

—≈¬≈–Ќјя √–ј‘» ј ћ≈«≈Ќ»

ћезенска€ роспись.            ћетодические рекомендации.
Ќа –усском —евере с незапам€тных времен получили широкое распространение разнообразные кресть€нские ремесла, св€занные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, пр€лок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью. ќпытный глаз кресть€нина сразу мог определить, из каких мест попала на €рмарку та или ина€ вещь. ¬от эта пр€лка расписана на берегах —еверной ƒвины, а эта мастерами с ѕинеги, а эту красавицу, самую маленькую по размеру и необычную по росписи, сделали в селе ѕалащелье, что стоит на высоком берегу ћезени. ”же позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название — мезенска€ роспись. Ёто самобытна€ манера росписи по дереву, выполненна€ в оригинальной графической технике, — по первоначальному красному замалевку, черным цветом навод€тс€ контуры и прописываютс€   дополнительные   элементы.   ѕроисхождение мезенской росписи до сих пор остаетс€ загадкой.  Ќеобычность росписи, графичность, примитивно условна€ трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов —редней јзии, »ндокита€ или даже в доисторических наскальных рисунках. —равнива€ стили народных росписей по дереву в различных област€х –оссии, один известный ученый назвал мезенскую роспись «таинственной   и   крайне   любопытной»,   указав   на   ее   св€зи   с древними греческими стил€ми.
ћезенска€ роспись.            ћетодические рекомендации.Ќаиболее интересным объектом исследовани€ и, пожалуй, самым емким €вл€етс€ обычна€ кресть€нска€ пр€лка, котора€ при глубоком изучении раскрывает такие глубины русской и мировой культуры, что буквально захватывает дух.
ќсновными образами мезенских пр€лок €вл€ютс€ птицы, кони и олени, которые вход€т в крут древнейших образов русского фольклора, получивших наибольшее отражение в обр€довой поэзии и хорошо знакомых дет€м по волшебным сказкам.
’арактерна€ особенность мезенской росписи — наличие полос или €русов. ѕочти на каждой мезенской пр€лке выдел€ютс€ три таких €руса, причем в нижнем и среднем главными фигурами €вл€ютс€ кони или олени, а в верхнем — птицы.  ак правило, в среднем €русе к изображени€м животных присоедин€ютс€ изображени€ птиц, тогда как в верхнем €русе присутствуют одни только птицы. ѕо всей веро€тности, выделенные на пр€лках €русы соответствовали трем мирам — подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих нардов мира.  ак известно, герои русских волшебных сказок также путешествуют по разным мирам, ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльных сторонах пр€лок раздел€ютс€ горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором. Ќесмотр€ на то, что геометрические узоры составл€ютс€ из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой пр€лке такой узор выгл€дит необычным, придающим оригинальность всей пр€лке. Ёффект  достигаетс€ тем, что каждый раз мастер сочетает элементы геометрического орнамента по-разному.
ћезенска€ роспись. ћетодические рекомендации.»зображени€, помещаемые на внутренней стороне пр€лок (так называемые «бытовые сцены»), чаще всего €вл€ютс€  вариантами  широко  распространенных  мировых сюжетов. ¬ сценах охоты на птицу, восседающую обычно на верхушке дерева, прогл€дывает мировое дерево, или   «древо  жизни»,   которое  обычно  изображалось  с двум€, трем€ или п€тью птицами на ветв€х.  Ќередко можно встретить на пр€лках еще один сюжет — «выезд в сан€х» или на повозках,  запр€женных одной или парой лошадей. ѕримечательно, что зачастую из двух лошадей одна имеет темную, а друга€ светлую окраску, нередко лошади следуют друг за другом, олицетвор€€, по всей видимости, потусторонний и существующий миры. »нтересно, что подобные образы несложно отыскать у многих народов мира, в том числе и у слав€нских. ≈ще один мотив мезенских пр€лок — «всадник на черном  коне».  ѕо  мнению некоторых исследователей народного творчества, этот мотив также уходит глубоко корн€ми  и отображает различные  мифологические сюжеты, изображающие бога-всадника. ћожно с большой долей уверенности утверждать, что рассматриваемые сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а скорее как религиозные и €зыческие в своей основе.
“аким образом, мезенска€ пр€лка и традиционна€ народна€ роспись — это жива€ нить, увод€ща€ нас в глубину веков. »зучение сюжетов, мотивов и приемов росписи — весьма захватывающее и увлекательное зан€тие, которое позволит дет€м непосредственно прикоснутьс€ к живой  истории  ќтечества,  познакомитьс€ с мировым культурным наследием.
ћезенска€ роспись.            ћетодические рекомендации.

ё.√.ƒорожин.
–убрики:  др.рукоделие, hand made
ћетки:  

ѕроцитировано 9 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку