«Господи, сколько можно?!» - кто из нас не восклицал подобным образом, когда на самом интересном месте наш любимый фильм или интересная передача прерывалась рекламным блоком. «Вот раньше-то было хорошо – никакой рекламы!» - думаем мы и … ошибаемся. Стоит заглянуть в газеты конца XIX – начала XX века и мы убедимся в том, что «двигатель торговли» вполне уютно чувствовал себя на страницах газет и журналов.
Газета для купца.
Тиражи и формат газет XIX века, особенно провинциальных, у нынешних журналистов могут вызвать только улыбку. Хотя в то время большинство регионов уже издавало собственные «Губернские ведомости» (например, самарские, тамбовские или ярославские), но в первые годы своего существования все они выходили размером в четверть современного формата А-1 (594х841) и чаще всего лишь один раз в неделю. Разовый тираж этих газет в 50-60-х годах XIX столетия обычно колебался от 100 до 200 экземпляров, которые расходились через частных торговцев.
И уже тогда в обеих столицах и даже в провинции появились издания, почти полностью специализирующиеся на рекламе. Например, «Самарский справочный лист» хотя и выходил вдвое меньшим объемом по сравнению с «Самарскими губернскими ведомостями», уже в 1875 году смог заполучить целых 400 подписчиков при общем тираже 800 экземпляров. Оказывается, из-за объявлений и рекламы эта газета быстро стала пользоваться успехом у купечества и вообще у зажиточной части населения. Ведь с помощью такой газеты можно было купить или продать нужный товар.
Вот образцы объявлений, которые печатались в провинциальных газетах конца XIX – начала XX веков.
«студент купит сочинения г-на Альфреда Брема «Жизнь животных» на немецком и русском языках в хорошем состоянии, а также другие труды немецких и английских естествоиспытателей. Оплата возможна уроками, даваемыми г-ном студентом на дому. Спросить на Дворянской в магазине г-на Грау студента Фогеля, работающего здесь с 2 до 5 ч. дня».
Кухонный комбайн столетней давности.
Конечно же, газеты пестрели тогда и самой незатейливой рекламой различных продовольственных товаров, например, такой: «Вкусно, дешево, полезно пить настоящее какао из Женевы»; «Свежие гамбургские омары в магазине т-ва И.А.Журавлева и Ко»; «Вино «Сен-Рафаэль» - лучший друг желудка!». И так далее, и тому подобное.
Любопытно, что в те годы рекламировались не только продукты, но и различные технические приспособления для скорейшего и вкуснейшего приготовления блюд. Вот одно из них: «Весьма оригинальный и практичный новоизобретенный прибор, содержащий следующие предметы: 1. Аппарат-кухня с сухою, вечно не портящейся массою, благодаря которой аппарат-кухня моментально зажигается и горит сильным пламенем без копоти и дурного запаха, абсолютно безопасно. 2. Изящная кастрюлька. 3. Такая же сковородка. 4. Ложка, чайник накладного серебра. «Кухня-Чудо», благодаря своему складному прибору, служит настоящей дорожной практичной кухней. Цена всему аппарату с прибором – 3 р. 25 коп.» Оказывается кухонный комбайн существовал еще сто лет назад!
Впрочем, женщинам реклама предлагала заняться не только бытом, но и, например, собственной внешностью: «Я, Анна Чиляг, вырастила свои необычайно длинные (185 сантиметров длиною) волосы, напоминающие волосы Лорелей, благодаря 14-месячному потреблению особой, мною изобретенной помады. Цена банки 3 и 5 рублей». Чем не современная реклама «средств для красивых и здоровых волос»!
А рядом с упомянутым вше объявлением можно прочитать и другое: «Сандарема – полезные гигиенические продукты американской фабрикации». Как видно из прилагаемого рисунка, это нечто, похожее на так надоевшие всем современным телезрителям женские гигиенические прокладки.
Резиновая дама из Брюсселя.
Во времена первой русской революции 1905-1907 годов в России началась история по-настоящему независимой печати. Уже из самого содержания рекламы и объявлений тех лет хорошо видно, насколько свободной от цензуры тогда стала российская пресса. Если еще в 80-х годах XIX столетия считалось верхом непристойности хотя бы упоминание в газете женского нижнего белья, то на страницах СМИ, вышедших в свет после 1905 года, можно было увидеть не только рекламу подобного «интима», но и множество «сексуально-медицинских» объявлений. В частности, здесь в массе рекламировались товары, которые, как мы считали до недавнего времени, были изобретены гораздо позже. Посмотрите: «Средства против беременности – кондомы из Парижу. С разрешения городской управы и с одобрением д-ра мед. М. Гинзбурга. Спрашивать в магазине Багрова. Цена от1 до 3 рублей за баночку»; «Целующаяся резиновая дама с умопомрачительными формами. Кормить и одевать не нужно. Полезно для холостяков. Обозреть и заказать по каталогу из Брюсселя можно в магазине приватных товаров Циммеля. На Дворянской, поворотя в арку».
Знакомство через газетные объявления в те годы тоже уже не шокировало просвещенное общество: «Желаю найти мужа. Подвенечное платье уже готово и очень идет мне. Варвара Ж.»; «Пожилому вдовцу нужна молодая бонна. Обязательно блондинка. Детей нет, но могут быть. Почтамт. Предъявителю квитанции за номером 125463»; «Студент, истомленный изучением Гиппократа и Гарвея, желает скрасить свои вечера общением с возвышенной юной особой, неотвратно понимающей медицину. Платон К.».
Кстати, среди объявлений о знакомствах столетней давности, как и сейчас, порой попадались весьма забавные тексты: «Коля, вернись, я граммофон продала»; «Барышня, назвавшаяся Офелией на показе синематографа, жду вас снова в сегодняшний четверг в 6 ч. вечера. Мне без вас очень плохо. Корнелий А.»; «Антонина Павловна Кондратьева с душевным прискорбием извещает, что муж ея, Семен Иванович Кондратьев, вернулся из поездки в Берлин».