Изначально описание эксперимента Луиджи Гальвани было опубликовано на латыни. Изучали эти опыты исключительно специалисты, но впоследствии, тексты были переведены на разные языки и о них узнали люди, не имеющие отношение к миру науки. Популярность этих опытов была настолько велика, что некоторые из них проводились публично. Мания гальванизма охватила всю Европу. Электричество испытывалось не только на лягушках, а также на расчленённых коровах, собаках и овцах, с целью подтверждения теории Гальвани. Ещё больший интерес люди проявляли к силе, приводящей к движению их собственные тела. И довольно скоро эксперименты стали ставить на представителях рода человеческого.
Новое помешательство на электричестве привело к использованию электрошоков в качестве лечения практически всех типов заболеваний. Электричество очень быстро вошло в моду и не только среди докторов, но и среди общественности. По всему Лондону открылись клиники, в которых практиковалось лечение электричеством и люди устремлялись, туда надеясь исцелиться или повысить свой тонус. Стало таким же популярным времяпрепровождение, как поездки на курорты. В воздухе витало множество смелых теорий и соображений, связанных с применением гальванизма. Его, к примеру, рекомендовали в качестве лечения потенции. Некоторые люди искренне верили, что приличная доза электричества поможет привести в норму износившиеся части организма. Самое главное это электрическая машина, которая состоит из нескольких частей. Во-первых, стеклянный диск, затем металлический проводник. Оператор крутит рукоятку, пока диск вращается, кожаные прокладки давят на диск и электризуют его.
Заряды, которые образуются на поверхности, собираются при помощи проводника. Можно предположить что, по крайней мере, несколько инструментов использовались в медицине. Парализованные конечности можно реанимировать или снова заставить двигаться при помощи электрических разрядов, электрошока или электрического импульса. Благодаря деятельности Гальвани, электричество, заняло важную роль, в жизни общества. Многие искренне верили, что при помощи электрических сил можно достичь бессмертия. Это была революционная идея, которая толкнула учёных на проведение эпатажных показов публике.
Несомненно, труды Гальвани произвели сильное впечатление на Мэри Шелли, когда она начала писать Франкенштейна. Но был ещё один человек, активно распространявший в обществе идеи, связанные с электричеством. Это был племянник Гальвани Джованни Альдини. Некоторые исследователи считают, что этот человек оказал большее влияние на сюжет книги Шелли, чем его знаменитый родственник. -
В нашей истории, Альдини безусловно занимает центральное место. Именно он был человеком, который ввёл моду на гальванизм, сделав его предметом обсуждения среди таких литераторов как Байрон, Шелли. Ему также удалось привлечь внимание обычных людей, которых интересовало наличие связей между смертью и электричеством. Альдини путешествовал по Европе, электризуя на публике тела людей и животных.
Его представления были театрализованными. Самый известный из них состоялся в Англии и сразу же вошло в легенду. Джовани Альдини был достойным наследником Гальвани. Он приехал в королевский хирургический колледж в Лондоне в 1803 году, чтобы произвести эксперимент на трупе повешенного преступника по имени Джордж Фостер. На самом деле подобные представления были для Альдини не в новинку. В Болонье, к примеру, ему неоднократно удавалось использовать тела казнённых, для зловещих псевдонаучных опытов. Альдини брал пару электродов, которые подсоединялись к мощным аккумуляторам, и касался ими разных частей человеческого тела.
Эффект был потрясающим. Прикосновение к ушам или ко рту Фостера заставляла его челюсть дрожать, а соседние мышцы резко сокращаться. Когда учёный подносил провод к прямой кишке, всё тело содрогалось в сильнейших конвульсиях. Газеты того времени писали о зрителях с ужасом ожидающих чудо воскрешения. Демонстрации, проводимые Альдини и Гальвани стали шокирующим открытием для публики 18-19-х веков. Но это был далеко ещё не предел. Далее последовали настолько тошнотворные представления, что даже зрители с крепкими нервами покидали помещение, в которых они проводились. Реальность было сложно отличить от романов ужасов.
Когда Мэри Шелли начала писать Франкенштейн в 1816 году она уже знала о научных экспериментах с электричеством, которые проводились в Европе. Скорее всего, эта информация поступила от мужа, известного поэта. Он был очарован наукой и оккультизмом. Ходят слухи, что он и сам принимал участие в экспериментах с гальванизацией. На семейной кошке, что привело в результате к смерти. Нужно понимать, что на самом деле, что трупы не очень просто доставать и учёным оставалось делать опыты на мелких животных: лягушках, тритонах.
Интерес Перси к электричеству не ослабевал на протяжении нескольких лет. Известно, что он редактировал текст романа Мэри до того как он был опубликован в 1818 году.
Мэри Шелли было 18 лет, когда она начала писать Франкенштейн. В 19 она закончила книгу. Девушке исполнилось 20 когда роман был опубликован и судя по её дневникам муж Шелли время от времени вносил коррективы в её рукопись. Искренне интересуясь наукой в целом и электричеством в частности Перси, подпитывал пытливую Мэри, рассказывая ей о реальных людях, которые стояли у истоков нового радикального направления. В 19-м веке Франкенштейн не был настолько уж фантастическим персонажем. И в реальной жизни существовали учёные, которые занимались тем же, чем занимался герой романа. В Англии начала 19-го века ставить эксперименты разрешалось только над трупами осуждённых на смертную казнь. Но, не смотря на высокий уровень преступности, удовлетворить спрос учёных на тела законным способом не удавалось. Патологоанатомам приходилось использовать сомнительные знакомства, чтобы иметь возможность продолжить практику. Это была довольно рискованная деятельность.
Несмотря на суровые законы того времени учёные были готовы идти на преступление, ради того чтобы получить трупы для своих экспериментов.
В начале 19-го века многие учёные были вовлечены, так или иначе, в теневой бизнес. К примеру, в Глазго была огромная нехватка тел. Что они делали в этом случае? Они договаривались с ребятами из Дублина и тела ирландцев грузились в мешки, и затем этот жуткий груз отправлялся прямо в Глазго. Когда он прибывал туда, шкипер отказывался платить портовый налог, поэтому тела просто снимались с корабля, сваливали на пристани и оставляли там.
Не исключено, что супруги Шелли сами встречали людей, которые проводили похожие сомнительные эксперименты.
В наше время роман о Франкенштейне кажется жуткой готической сказкой. Но в 1818-м году, когда книга была опубликована, события, описанные в ней казались не такими уж абсурдными.
Удивительно, но в том же году один шотландский учёный из Глазго вывел эксперименты с мёртвыми телами на новый уровень. Его звали Эндрю Ур. И он так же увлекался гальванизацией. Эндрю Ур был интересной фигурой. Химик, промышленник, философ, а так же физик. Этот человек очень интересовался электричеством и его возможностями. Для того, чтобы проводить публичную демонстрацию своих открытий в присутствии свидетелей Уру надо было найти свежий труп, который он бы попробовал оживить при помощи электричества. Единственный подходящий способ это дождаться пока не повесят местного жителя. 4-го ноября 1818-го года был казнён убийца по имени Метью Клайдесдэйл. Этого преступника судили за совершённое убийство в пьяной драке 70летнего мужчину. Для начала Ур пустил трупу кровь, ведь если бы ему удалось вернуть труп к жизни, учёному предъявили бы обвинение в неуважении к суду. Не забывайте, суд приговорил Метью к смерти.
На глазах у собравшихся очевидцев Ур начал показывать один из страшных экспериментов, который когда-либо проводился учёными, работающими в данной области. Он сделал небольшие надрезы в стратегических точках тела. Затем ввёл в тело электрические контакты так, чтобы они напрямую касались мышц. И как только по проводам пошёл ток, глазам очевидцам предстало поистине кошмарное зрелище. Конечно, глаза Метью открылись, лицо исказила гримаса, а руки поднялись вверх, его жесты напоминали движение краба. От чего некоторые зрители испугались до смерти. Ур написал детальный отчёт о эксперименте. Подчёркивая, когда он дотронулся электродом до пятки, нога трупа дёрнулась с такой силой, что один из ассистентов отлетел в сторону. Затем, Ур одновременно пустил ток в надбровный нерв и пятку. В результате на лице убийцы отобразились самые невообразимые гримасы. Выражение ужаса, ярости, отчаяния и даже эйфории.
У многих людей эксперименты Ура вызвали ужас, отвращение. А один из скептически настроенных врачей из Глазго при виде этого даже потерял сознание. Тот, кто выдерживал этот спектакль до конца, становился свидетелем впечатляющего зрелища. Когда электрод касался кончика пальца покойника, тот вытягивался и, словно, указывал на одного из зрителей. Некоторые из них думали, что труп ожил. Сам Ур писал, что ему вплотную удалось подойти к чуду воскрешения. Один из его подопытных мертвецов сломал шею, когда упал с виселицы, но учёный утверждал, что если бы позвоночник не был бы повреждён, мужчину можно было бы вернуть к жизни. Ещё одна вещь, которую хотел выяснить Ур, это как будут реагировать на электричество грудная клетка, сердце и лёгкие. И ему удалось заставить лёгкие сжиматься и разжиматься. Грудная клетка тоже задвигалась.
Всё это рассматривалось как очень важный шаг вперёд. Поскольку шансы на оживление человека всё-таки были. Так им казалось. Эксперименты Ура были крайне важны, поскольку они проводились, когда промышленная революция находилась на своей ранней стадии. Такие учёные как Ур, рассматривали человека как своего рода машины, которые можно использовать на фабриках, на ряду, с механическими устройствами. Человек являлся набором мышц и костей, которыми двигала жизненная сила. По мнению Ура, электричество было главным источником этой энергии. Ур использовал электричество для того, чтобы превратить тело человека в марионетку. Он восхищался фабричным производством, он прославлял изобретение машин и тот факт, что человеческие тела на заводах мало чем отличаются от механизмов. Его это просто завораживало.
Монстр Франкенштейна и стал таким роботом, питавшимся от электричества.
Убеждённым атеистам эксперименты Ура казались настоящим прорывом в науке. Его опыты подтверждали, что тело подчиняется силе электричества и следовательно в человеческой душе нет никакой необходимости. В таком случае понятие Бога теряет своё значение. Стремление к духовному развитию рассматривалось как нездоровый импульс, ведущий к расшатыванию социальных связей.
В произведение Мэри Шелли учёный оживляет монстра, который вскоре выходит из под контроля и убивает всех кто дорог его создателю. Этот сюжет, несомненно, связан со страхом, который вызывали эксперименты Эндрю Ура. Многие задумались над тем, к чему могут привести человечество в итоге.
Когда Шелли писала свою книгу, она интересовалась современной наукой и многие идеи тех лет отобразились в книге. Более того в Германии жил и работал учёный, которого считают прототипом героя романа.
Его звали Конрад Диппель. И, как и Франкенштейн, он родился в замке. Германия, эта страна окутанная мифами и мрачными легендами. Именно здесь разворачивалась знаменитая история Франкенштейна. Но как выяснилось, роман был тесно связан с реальностью. В центральной части Германии находится замок, окружённый не проходимыми лесами. Его название Бур-Франкенштейн. Именно это здание хранит зловещую тайну учёного, обитавшего в его тёмных глубоких подвалах. Тайну человека, которого некоторые считали дьяволом во плоти.
Конрад Диппель был очень известным свободомыслящим учёным начала 18-го века. Он также являлся алхимиком и врачом. Считается, что его личность очень интересовала Мэри Шелли. Диппеля очаровал этот замок и его реальная связь с семейством Франкенштейна.
Сегодня эта фамилия вызывает страх, порождённым монстром из голливудских фильмов. Но столетиями ранее ещё до того как Мэри Шелли писала свой роман о Франкенштейнах уже ходили легенды. Всё началось с момента, когда эти люди обосновались на германских землях и построили величественный замок, возвышавшийся над местным ландшафтом. О наследии семьи хорошо помнят в небольшой церкви города Нидербеербах. Это, то самое место, где на протяжении веков хоронили всех представителей рода Франкенштейнов. Внутри церкви, стоящей недалеко от замка, можно увидеть барельеф.
Это изображение Георга Франкенштейна рыцаря 16-го века, который согласно легенде сразил летающего дракона. Но судя по надписи, этот дракон пронзил щит рыцаря своим хвостом. Здесь говорится, что фон Франкенштейн скончался от полученной раны. Этот яркий миф приобрёл широкую известность в Европе. Франкенштейны были одной из известных германских фамилий, обладавший, увлекательной историей.
В начале 15-го века один из представителей семейства был убит в кровавой битве. Их предводителем являлся Влад ІІІ, чья личность вдохновила Брема Стокера на создание романа о графе Дракуле. Одна из самых мрачных тайн замка связана с его жестокими привычками обитателя и явно отсылает нас к истории Виктора Франкенштейна.
Некоторые исследователи считают, что именно человек, родившийся здесь в 17-м веке, был главным прототипом образа одержимого учёного. Его звали Конрад Диппель, и он был увлечён алхимией и оккультизмом. В те времена к оккультным наукам относились куда больше с доверием, чем сегодня. Магия и мистика изучались повсеместно и с большим энтузиазмом. Тем не менее, слухи о кровавых экспериментах Диппеля шокировали его современников. Считается, что многие из них проводились в замке Франкенштейна. Поговаривали так же, что учёный выкапывал тела прямо из могил, где были похоронены представители знаменитого рода.