-Рубрики

 -Я - фотограф


0 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в anatolij686767

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Наши_схемы Кино-Видео-На-Лиру

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.05.2012
Записей: 8919
Комментариев: 857
Написано: 10774


Украинская свадьба в живописи.

Воскресенье, 10 Ноября 2013 г. 15:32 + в цитатник
Цитата сообщения гельб Украинская свадьба в живописи

wha пишет
Существует народная поговорка: «Пятница – начинательница, суббота – каравайница, воскресенье – венчальница, в понедельник – есть и пить, в среду – опохмеляться, а в четверг после обеда и домой собираться». Не зря же говорят «сыграли свадьбу», потому что это были не просто застолье и гулянка, а целый комплекс ритуалов. На Украине в свадебных обрядах до сих пор в сельской местности преобладают народные традиции.

Виктория Процив. Остап и Одарка.



Исторические источники свидетельствуют, что в среде украинского крестьянства церковный брак долгое время был для украинцев лишь юридической необходимостью, именно свадьба, а не венчание считалась юридической гарантией семейного союза. После венчания молодые могли еще долгое время жить отдельно, пока не сыграют свадьбу. Священный Синод требовал наказывать таких супругов, якобы за супружескую неверность. Только в XIX веке, когда церковь разрешила венчаться в день свадьбы, церковный и народный брак были объединены.
Свадьбы украинцы справляли по-разному. Даже в обрядах соседних сел могли быть различия в обрядах и традициях. У одних каравай был круглый, у других - квадратный, у одних на стол ставилась ветка ели, у других — сосны. Но везде было весело, сытно и «горько».

Сватанье

Свадебное действо начиналось со сватанья. Этот процесс состоял из нескольких значимых этапов и целого комплекса ритуалов. Узнав о намерении сына обзавестись семьей, родители долго и серьезно обсуждали его выбор, пытались собрать о невесте информацию.
В день сватовства все участники этого обряда одевались в лучшие одежды, а сваты приезжали на новых телегах и даже одалживали лошадей, если не могли себе позволить держать собственных. Этим сваты пытались показать благосостояние и обеспеченность семьи жениха.
Жених сватал невесту не один, а со своими родственниками, выступавшими в роли сватов. Сватами выступали, в основном, уважаемые пожилые люди с "хорошо подвешенными" языками, ведь от их красноречия зависело, уйдет жених с "гарбузом" или с рушниками. Существовал обычай: отправляющихся на сватанье людей для успеха дела хлестали прутьями или забрасывали женскими головными уборами, чтобы поскорей засватать девушку. Позже сватовство стало ремеслом - свахи за вознаграждение искали невесту для жениха, договаривались о приданом. Хорошая сваха пользовалась популярностью и была нарасхват.
Амвросий Ждаха. Сватанье 1900-е гг.

Последний день, когда разрешалось засылать сватов, был праздник святого Дмитрия - 8 ноября.
Существовала поговорка: «До Димитра дiвка хитра, а пiсля Димитра нею хоч лавку витри» (До Дмитрия девушка хитрая, а после – хоть скамью ею вытирай»).
Свататься, кстати, можно было не в любой день и только после захода солнца, нельзя было засылать сватов в среду или пятницу. Не принято было разговаривать по дороге к дому невесты. Если жених не был уверен в согласии невесты, то время выезда не разглашалось, ехали, стараясь оставаться незамеченными, «огородами», хоронясь от дурного глаза.
Для ритуала сватовства необходим был целый список предметов. Кроме рушника и каравая, сваты должны были иметь с собой: деньги мелочью, спиртное и закуски, мед (стакан или баночка), подарок невесте (часы, кольцо, серьги), подарок теще (плитка шоколада), подарок тестю (молоток), посох - палка, украшенная лентами, саженец плодового дерева. Если желают первую девочку, то дарят дерево по названию женского рода, а если мальчика, то - мужского. Дерево украшено цветами, бантами. Высотой деревце должно быть небольшое, чтобы удобно было в комнату внести. Деревце лучше выбирать с мощной корневой системой, чтобы наверняка прижилось при пересадке.

Николай Пимоненко Сваты. 1882 г.

Переступив порог, сваты садились напротив «матки» (или матицы – балки, которой делился потолок), она символизировала идею опоры будущей семьи. В некоторых селах садиться сватам не предлагали – «чтоб невеста в девках не засиделась». Иногда сваха, войдя в дом, ударяла пяткой об порог - «чтобы невеста не попятилась». Хорошей приметой было дотронуться до дверного косяка или деревянной мебели в доме невесты. Обязательно обращались к семейному очагу, сваха непременно грела руки (даже в теплое время года) около печи.

Николай Пимоненко. Засватали. 1896 г.

Разговор начинался с шуток-прибауток, типа: "Ехал охотник, увидел лисицу - красную девицу, она забежала в этот двор. Мы представляем интересы жениха, хотим заполучить эту лисицу".
Невеста обычно стояла у печки, опустив глаза, и ковыряла (на украинском языке это слово звучит смешно – колупала) глину печки пальцем, показывая, какая она скромная. Иногда невеста ждала в соседней комнате. Этот процесс назывался «сговор».
Если девушке жених был мил и родители ее были согласны, тогда она перевязывала сватов рушниками. В знак согласия она разрезала принесенный сватами хлеб со словами: “Режу эту буханку, а вы меня примите как своего ребенка”. Будущему мужу невеста передавала в подарок собственноручно вышитый платок.
В случае отказа девушка преподносила гостям тыкву (по-украински – гарбуз). А хозяева следили, чтобы сваты, уходя, не закрыли дверь спиной, потому что считалось, что в этом случае девица вообще замуж не выйдет. Часто сваты засылались к невесте в позднее время, чтобы в случае отказа, односельчане не смеялись над отвергнутым юношей.

Константин Трутовский. Отказ жениху. 1882 г.

Иван Львов. Отказ в сватовстве. Подношение гарбуза.

Интересный факт, но часто с первого раза отдавать дочь было не принято, принято было раза два отказать, а потом уже «сговориться» со сватами.
«Женихались», как правило, к односельчанкам. Когда жениху отказывали все девушки – невесты в родном селе, сваты отправлялись "на охоту" в соседние села. Поэтому хаты, где жили девушки на выданье, ярко раскрашивались - для заезжих сватов это был прекрасный ориентир.

Этнографы утверждают, что сватались не только парни, но и девушки могли сделать предложение руки и сердца юношам. Случалось это, когда парень ее обесчестил или обманул. Для девушки этот обычай был спасением, она просто приходила с вещами в дом неверного возлюбленного, и считалось большим грехом и позором для семьи юноши выгнать девушку из хаты, то есть «преподнести ей гарбуза».
По народной традиции, брак мог также спасти приговоренного к смерти казака. Таких девушек уважали, ведь стоило им произнести: «Он женится на мне — отпустите его», «жениху» даровалась жизнь. Но бывали случаи, когда казак на эшафоте, увидев свою спасительницу, жаждал скорейшей смерти: "Як вести таку до шлюбу, краще на шибениці дать дуба!" (Как вести такую под венец, лучше на виселице умереть!).

Смотрины

После положительного «сговора» сваты договаривались о смотринах (по – украински - оглядинах), то есть знакомстве с родителями юноши, и помолвке. На смотрины приезжали родители жениха к родителям невесты.
Семья невесты тщательно готовилась к этому обряду – проводила генеральную уборку в доме и во дворе, чтобы показать, какая невеста чистюля, в хате развешивались вышитые рушники и стелились вышитые скатерти, чтобы показать, какая невеста рукодельница.
Во время смотрин обсуждались вопросы приданого невесты, родители невесты демонстрировали «сундук с добром». Невеста должна была обязательно иметь золотые украшения – хотя бы серёжки. Показателем благополучия являлся также «дукач» - золотая пятирублёвая монета, которую носили на шее. Хотя бытует народная присказка: «Не потрiбен i клад, якщо у чоловiка з дружиною лад» (Не нужен и клад, если у мужа с женою лад).
В свою очередь, родителей будущей жены волновало материальное положение жениха и его семьи, их возможность не только оплатить свадьбу, но и обеспечить безбедное существование молодоженов. После смотрин проводился обряд помолвки - связывание рук молодой пары рушником над зерном или хлебом. Родители благословляли молодых, они три раза кланялись перед образами, а невеста дарила всем платки, тканое полотно или сорочки.

Обручение

Следующим этапом помолвленных (засватанных) молодых являлось обручение, когда жених и невеста обменивались кольцами. До него молодожёны ещё имели возможность изменить своё решение по поводу грядущей свадьбы, а после обручения они уже не имели права отказаться от свадьбы. Попытка расстаться считалась бесчестием, за которое возмещали материальные затраты и платили за обиду.
Ритуал обручения часто имел юридическую силу, а в некоторых районах Украины обручение называли «малой свадьбой». Этнографы утверждают, что после обручения жених мог ночевать в доме невесты.
Правда, бытует мнение, что частенько уже на вечерницах «девчата подночевывали» с парнями, и что в то время на Украине существовали даже гражданские браки, которые в народе назывались «пробными». И, тем не менее, девственность девушки была необходимым условием для свадебного обряда (о чем ниже).

Константин Трутовский. На сеновале. 1872 г.

За несколько дней до свадьбы жених с невестой должны обойти всех гостей и лично пригласить их на свадьбу. Они кланялись в пояс приглашенным и говорили: "Казали батько и мати, и мы кажем – приходьте до нас на свадьбу».
Накануне свадьбы жених и невеста традиционно собирали своих друзей и подруг и проводили мальчишник и девичник. Последний на Украине называли "девич-вечор".

Владимир Маковский. Девичник.

Венки и букеты

Считается, что украинская свадьба всегда начиналась с обряда собирания цветов, плетения венков и свадебных букетов отдельно для жениха и невесты.
При этом, букет для невесты, по традиции, начинал собирать жених или его друг. Срезая цветы, принято было приговаривать: «Этот цветок для невесты, а этот - жениху», а на месте, где их срезали, клали кусочки хлеба, что символизировало плодородие и процветание.
Непосредственно в день свадьбы, на головы молодым надевали венки из барвинков.


Елена Кульчицкая. Одевают венок. 1940 г.

Выкуп

Свадебные торжества начинались в доме каждого из молодых.
Утром свадебного дня невеста ходила в баню, когда она как следует попарится, знахарка собирала носовым платком невестин пот и выжимала его в пузырек, чтобы молодая жена потом незаметно влила его в пиво жениху. Это должно было связать молодых нерасторжимыми узами.
Затем невеста наряжалась в свадебное платье: сначала надевалась специальная сорочка, затем вышитая разноцветными нитями юбка, на шею бусы (по-украински – намисто), а на голову - венок с лентами.

Василий Васильев. Одевание невесты на Украине.

Федор Кричевский. Невеста. 1910 г.

Жених наряжался в сорочку, которую должна была вышить молодая, и ехал за ней, чтобы везти на венчание в церковь. По дороге к молодой жениха могли остановить, требуя выкуп за невесту.

Николай Пимоненко. Выкуп невесты. 1908 г.

Таких «свадебных заслонов» могло быть несколько: на въезде в село, на улице, перед воротами дома и при входе в сам дом. Выкуп требовали родственники, дети, соседи и подруги невесты. Жениху приходилось откупаться символической суммой или угощеньем.

Константин Трутовский Свадебный выкуп. 1881 г.
Киевский государственный музей украинского искусства


Елена Кульчицкая. Брат защищает сестру. 1940 г.

Даже ученые-этнографы точно не могут сказать, какой смысл закладывали наши предки, когда просили выкуп за невесту. Скорее всего, это была проверка жениха на выносливость, находчивость, щедрость и смелость.

Иван Ижакевич. Идут! 1896 г.

После того, как все выкупы были заплачены, жених выводил невесту и свадебная процессия отправлялась в церковь.

Иван Ижакевич. К венцу 1893 г.

Проезд свадебного кортежа к церкви, а потом обратно к месту свадебного застолья - это отдельный театрализованный момент, в котором принимали участие местные "музики" - музыканты и практически все гости. Направлен он был на то, чтобы заявить "всему миру" о счастье молодых, и чтобы "мир" этот полюбовался красотой молодоженов.

Tadeusz Rybkowski. Hochzeitszug der Huzulen (Гуцульская свадьба). 1897 г.

Tadeusz Rybkowski. Huculskie Wesele. 1909 г.

Войцех Грабовский. Свадьба на Подолье 1885 г.

Вероника Черниенко. Гуцульская свадьба. 2004 г.

Мария Приймаченко. Свадьба.1972 г

Эрнест Контратович Свадьба на Верховине. 1972 г.

Рушник и каравай

Ни одна свадьба не обходилась без символических атрибутов. Одним из главных является ритуальный свадебный хлеб – каравай. Каравай – это высокий пшеничный корж, украшенный вылепленными из теста цветочками барвинка – символа вечной любви, и листьями калины, символизирующей способность женщины к деторождению, а также колосками, птичками, звездочками и месяцем. Они символизировали прочность будущей супружеской жизни, счастье, благосостояние и согласие. Вдовам и вдовцам, которые вступали во второй брак, караваи не выпекали.
Каравай выпекали специальные женщины-каравайщицы, обязательно замужние, легкие на руку и счастливые в своем браке. Выпекали хлеб традиционно в пятницу. Процесс выпечки не обходился без песнопений и шуток. Существовало поверье: если каравай доставали из печи гладким и ровным - то и семейная жизнь у молодых будет такой же благополучной, если каравай имел трещины, то брак был обречен на неудачу, а если каравай получался недопеченным – кто-то из молодых будет с крутым нравом.

Юлиуш Коссак. Каравай. 1864 г.

Вторым непременным атрибутом всех народных праздников и обрядов являлся рушник - украшенное вышивкой полотенце. Он в прямом смысле сопровождал человека от колыбели до могилы, шились и вышивались рушники к Рождеству, Троице, Пасхе. На свадьбе, по старинному народному обычаю, невеста должна была одарить каждого гостя рушником, вышитым собственноручно. И родители встречали молодоженов свадебным караваем, преподнося его на рушнике. Жених и невеста должны откусить от каравая по кусочку, не касаясь его руками. Считалось, что, кто откусит больший кусок, тот и будет главой семьи.


Войцех Грабовский. Молодожены с околицы Городенки. 1884 г.

Гильце и шишки

Почетное место на столе возле молодых рядом с караваем занимало свадебное дерево «гильце» (от украинского гiлка – ветка), которое символизировало девичью красоту и девственность. Оно стояло на столе молодых в течение всей свадьбы.

Амвросий Ждаха. Установка гильца на столе. 1900-е гг.

Существуют разные название этого дерева – «вильце», «ризка», «тройчатка» и «хвойка».
Для изготовления «гильца» брали густую ветку дерева и во время девичника украшали ее бумажными цветами и лентами.


Елена Кульчицкая. Плетут гирлянды. 1940 г.

На Западной Украине немного другая традиция использования «гильца». На воротах дома, где проходила свадьба, вешалась большая ветка ели, и приходящие гости, должны были ее чем-то украсить: обязательно повесить шишку, подвязать ленточку или игрушку. Когда все гости собирались, гильце снимали и шли с ним процессией по селу. Чем богаче было украшено деревце, тем больше самодовольства это вызывало у родителей жениха и зависти у соседей. Когда же гости расходились, каждый должен был забрать с собой одну из шишек - чем меньше шишек оставалось на елке, тем дольше должны были прожить вместе молодожены.
Со временем, этот обряд переродился в раздачу специально испеченных «шишек» - специально выпеченного фигурного хлебца или булочки, всем гостям, уходящим с праздника, а в некоторых районах шишки вручали всем гостям, когда приглашали их на свадьбу. Еще в некоторых районах есть обычай - всем гостям на прощание отрезать кусок свадебного каравая.

Митрофан Зиновьев. Раздача каравая. 1881 г.

Обряд "Хлеб-соль"

При выходе из церкви молодоженов обсыпали зерном и хмелем, после чего процессия приезжала во двор невесты, где зятя встречала теща. Молодая жена приглашала гостей отведать "чем Бог послал", прежде чем отправиться в дом жениха.

Иван Ижакевич. Встреча зятя тещей 1898 г.

Перед двором молодого мужа свадебный поезд переводили через ритуальный огонь или переливали водой - для очищения. На пороге дома родители встречали молодых хлебом-солью и обсыпали житом.

Лариса Зоряна. Свадьба

Елена Ревуцкая. Жених и невеста 2007 г.

В Украине, как и на Руси, издревле повелось встречать желанных гостей хлебом и солью. Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Молодые должны отломать по кусочку от каравая и, макнув в соль, съесть свои кусочки или накормить друг друга.

Амвросий Ждаха. Встреча молодых. 1890-е гг.

После этого родители приглашали всех гостей к столу. На пороге дома обычно ставили тарелку: кто первым встанет, тот и будет в семье главным. После чего начиналось самое настоящее буйство веселья.

Николай Пимоненко. Украинская свадьба. 1897 г.


Елена Ревуцкая. Счастливая свадьба (Осень). 2007 г.


Анна Хомчик. Веселая свадьба. 2011 г.

Расплетение косы

После праздничного обеда молодой жене расплетали косу, и это являлось волнующим и торжественным обрядом на любой украинской свадьбе. Он обозначал переход в разряд замужней женщины - жены.
Невесту усаживали на противень для выпекания, и «расплетение косы» обычно совершал брат невесты, а если его не было, то члены семьи девушки по очереди.

Амвросий Ждаха. Покрывают невесту. 1900-е гг.

Но на Гуцульщине, например, косу не расплетали, а отрубали топором, а в Волынской области - отрезали ножом, и делал это молодой муж. С этого момента молодая жена (на Украине их называли молодица) должна была прятать голову под платком или чепцом (очипком). Ведь если до замужества девушка могла ходить с непокрытой головой, то теперь она должна собирать волосы в узел и покрывать голову платком. После проведения обряда, к невесте никто не имел права притрагиваться.

Кража невесты и туфельки

Обычай похищения невесты существует у многих народов, а у украинцев и русских он прижился, благодаря крепостному праву. И направлен он был не против жениха, а в помощь ему. Поскольку баре, помещики и иже с ними с радостью переняли шотландские традиции, где право первой брачной ночи принадлежало английскому суверену. Малороссийские женихи, если они были также крепостными, противились этому обычаю, но барские холопы просто воровали невесту прямо в разгар гуляния и привозили ее в спальню хозяина. С отменой крепостного права такое «воровство» стало веселой традицией, и выкуп стали требовать с жениха.
А вот туфельку невесты раньше не воровали. Её незамужние подружки просили прилюдно у невесты померить туфельку, а та девушка, которой туфелька была впору, просила жениха выкупить обувку своей жены за определённую плату. Туфельку обязательно возвращали невесте, но момент очередного выкупа был очень важен для жениха, поскольку прилюдно проверялось, насколько он богат, щедр и находчив. Иногда подружек невесты просто обсыпали конфетами, иногда платили деньги или дарили подарки (хорошим подарком считались ленты, потому что в косах и в венках их носили только незамужние девушки).

Венок

Считается, что бросание свадебного букета - это американский обычай, который был «подсмотрен» на еврейских свадьбах. Но на Украине существовала подобная традиция. Правда, невеста не бросала венок в толпу девчат (этот обычай появился позже), а передавала свой свадебный венок (фата появилась тоже позже) дружке (свидетельнице), которая, по идее, должна была следующей выходить замуж.

Елена Ревуцкая. Тост за молодую семью 2009 г.

Татьяна Яблонская. Свадьба. 1963 г.

Первая брачная ночь

Это сейчас тема первой брачной ночи считается темой анекдотов, но в старые времена эта тема была важна, и являлась целым обрядом. Утром постель молодых подвергали тщательной проверке. Если на простыне не были найдены «следы девичьей невинности», то семья молодой жены была опозорена. Причем, парни деревни в знак девичьего бесчестия на самом высоком дереве возле дома родителей жены вывешивали белое полотнище и следили, чтобы его никто не снял. Но, если всё было в порядке, то с красным "знаменем" процессия проходила по всему селу, после чего свадебные гулянья продолжались еще несколько дней.

Иван Соколов. Свадьба. 1860 г.

Иван Соколов. Утро после свадьбы на Украине 1857 г.

Николай Пимоненко. Свадьба в Киевской губернии.

Например, в понедельник гостей, которые приходили "поправляться", встречала молодая жена, которая умывала всех возле колодца, ритуально очищая водой. В последующие дни устраивались шествия с переодетыми женихом и невестой, цыганами и ряженными, сватов катали по селу в корыте, запряженном свиньей, устраивали игрища, много пели и плясали. Но в этом «свадебных забавах» дети и молодежь участия не принимали.

Амвросий Ждаха. Последние свадебные танцы. 1900-е гг.

Георгий Белащенко. Последний день свадьбы. 1889 г.

Иван Ижакевич. Норовистого соседа везут на свадьбу. 1891 г.


http://what.in.ua/page/ne-karavaem-edinym

Серия сообщений "Разное":
Часть 1 - Как вырастить розу из букета
Часть 2 - КТО КОГО СЧИТАЕТ ЕВРЕЕМ?
...
Часть 10 - Без слов,смотрите сами...
Часть 11 - Dropbox - облачное хранилище файлов.
Часть 12 - Украинская свадьба в живописи.
Часть 13 - Сильная женщина тоже мечтает порой-картинки JPG
Часть 14 - 9 СОВЕТОВ КАК СТАТЬ ДОБРЕЙ»
...
Часть 24 - Без заголовка
Часть 25 - Калькулятор
Часть 26 - Самые редкие и ценные драгоценные камни

Рубрики:  Фото Анимация Картинки и т.п.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку