-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в alpinas

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.04.2012
«аписей: 1988
 омментариев: 29
Ќаписано: 2047

Ѕез заголовка

ѕонедельник, 19 »юн€ 2017 г. 18:27 + в цитатник
÷итата сообщени€ TatiRoss ¬се € попалась.÷»јЌќ“ќѕ»я.

 √осподи как ты велик.

ѕонравились  две фактуры: пальто в технике "¬јЋяЌ»я" и вот такой печатью в технике "÷»јЌќ“ќѕ»»"

4026499_10 (381x700, 102Kb)

» вот в этом шикарном коломбуре есть элементы печати -газетна€ ткань .

4026499_FAKTYRA_1 (700x528, 143Kb)

 ј еще мне понравились поиски автора этой замечательного поста.÷ианотипи€ – стала моим хобби :) Ќаверное, нужно в детстве тыс€чу часов просидеть в ванной с фотоувеличителем и красной лампой, что бы проникнутьс€ волшебством ручной фотографии. ј когда это еще применимо дл€ создани€ вещей, то есть практично – вообще замечательно.
—делала сыну немножко одежки. 






ћаксу осталась майка тоже морской тематики: крабик спереди и медуза с рыбой сзади.







ј это дл€ себ€, любимой :) ѕригодилс€ гербарий с хвоинками гинкго.



ƒумаю, это только начало!

 
„итаю дальше . 
 
 ак € уже многим рассказывала, осваиваю технологию солнечного крашени€ тканей.






÷ианотипи€ – достаточно древний способ создани€ и сохранени€ изображений. Ћюбимый как и художниками, так и викторианскими дамами.
ќчень мне нрав€тс€ цвет «прусский синий» и результат – силуэты всего, что найдетс€ под рукой. Ќужно два реатива, солце, фантази€ и терпение!
ѕосле серии экспериментов в домашний услови€х, и загородом, в саду, € наконец-то пон€ла, что могу поделитс€ результатами :)
Ёто конечно не войлок, но ткани, особенно шелковые, которые прекрасно с войлоком сочетаемы. ƒумаю всем пон€тно, что € имею ввиду :)
Ќаверное это будет не мастер-класс, а просто мини-сборище интересующихс€, где € расскажу что получилось и не получилось у мен€, и мы проведем эксперимент :)

Ёто разные картинки, в основном из тырнета.






















¬от эта картинка показывает что синий цвет не конечен. ћожно перекрасить в другие :) Ќ≈ технологи€, а кладезь идей какой-то!!! ѕравда?



 

»—“ќ„Ќ» :мастерска€ · "шерст€на€ · лампочка"

ј может и не ÷»јЌќ“ќѕ»я это ,а друга€ техника.
„то же такое ÷»јЌќ“ќѕ»я?

÷ианотипи€


»сточник: —траница автора на нашем сайте — http://hiero.ru/Trishna
‘ото автора.


÷ианотипи€ – это…

¬ основе процесса цианотипии лежит открыта€ в 1842 году cэром ƒжоном √ершелем светочувствительность комплексных солей железа. —уть процесса в том, что смесь растворов ферроцитрата (III) аммони€ (лимоннокислое железо аммони€ (III) и ферроцианида кали€ (красна€ кров€на€ соль) на свету дает нерастворимое соединение – так называемую «берлинскую лазурь» («турнбулева синь», «прусский голубой»), котора€ и создает изображение на отпечатке. ƒо 70-х годов XIX века цианотипи€ примен€лась главным образом ботаниками дл€ получени€ фотограмм растений, затем – фотографами дл€ получени€ тестовых позитивов, в первой половине XX века она была самым распространенным способом копировани€ чертежей (так называемые «синьки»). ¬ прошлом веке фотографи€ совершенствовалась главным образом в св€зи с развитием проекционной печати, котора€ не применима дл€ цианотипии в силу низкой светочувствительности солей железа (в несколько тыс€ч раз ниже, чем у галогенидов серебра), вот почему этот процесс всегда играл вспомогательную роль. Ќе был он основным и дл€ фотографов-пикториалистов - в начале ’’ века доминировал бромойль.  ак ни странно, именно развитие цифровых технологий создани€ и обработки изображений сделало процесс цианотипии широко доступным, так как позволило создавать «цифровые» негативы дл€ контактной печати. Ќа сегодн€, благодар€ своей простоте и р€ду других преимуществ, цианотипи€ – самый массовый из примен€емых альтернативных фотопроцессов.

—тоит перечислить преимущества процесса:

  • это одноступенный процесс, после экспозиции достаточно просто промыть отпечаток от остатков непрореагировавших реактивов;
  • процесс не требует точных дозировок реактивов;
  • реактивы дешевы, доступны, стабильны, хорошо хран€тс€, сравнительно безопасны;
  • сенсибилизированна€ бумага может хранитьс€ в темном месте до недели;
  • низка€ светочувствительность делает удобным обращение с сенсибилизированной бумагой, ее можно доставать и вставл€ть в рамку дл€ печати даже на слабом дневном свету; кроме того, низка€ светочувствительность делает процесс нетребовательным к точности экспозиции;
  • возможна печать на самых разных материалах: ткани, бумаге, картоне, дереве;
  • полученное изображение весьма устойчиво;
  • естественные тона изображени€ – глубокий голубой и темный серо-синий – весьма благородны;
  • возможно тонирование изображени€ различными способами в зависимости от желаемого цвета.

¬ общем, цианотипи€ – весьма неприхотливый и доступный одноступенный процесс, позвол€ющий получать впечатл€ющие отпечатки.

Ќегативы дл€ контактной печати

≈сли ¬ы €вл€етесь счастливым обладателем форматной камеры Sinar или ей подобной, а то и винтажной «мебели» ‘ -13х18 или даже ‘  18х24, то все, что € могу ¬ам посоветовать – это добиватьс€ получени€ как можно более контрастных негативов. ќднако, подавл€ющее большинство фотографов вр€д ли имеет возможность получать «насто€щие» негативы с помощью форматных камер.  роме того, эти камеры трудно использовать дл€ съемок вне студии, поэтому мы рассмотрим два общедоступных способа получени€ негативов с помощью струйного и лазерного принтеров, позвол€ющие получать негативы формата ј4 и даже ј3. ѕри этом, заметьте, не важно, цифрова€ у ¬ас камера или пленочна€.

¬ общем, дл€ того, чтобы получить негатив, нужно подготовить цифровое изображение к печати и распечатать его на прозрачном носителе.

ќткрываем изображение в Photoshop’e, задаем размеры (Image > Image Size), ориентиру€сь на формат ј4 или ј3 в зависимости от возможностей ¬ашего принтера и размера исходного изображени€, выставл€ем разрешение (300 dpi) дл€ печати, выставл€ем резкость, а если изображение цветное, то переводим его в ч/б (Desaturate), при этом ¬ы можете управл€ть уровн€ми цветовых каналов через меню Channel Mixer, Color Balance или Hue / Saturation, далее инвертируем изображение в негатив (Invert, Ctrl+I) и задаем необходимую €ркость/контраст. ќбычно € выставл€ю €ркость и контракт после того, как изображение переведено в негатив. Ёто св€зано с тем, что дл€ цианотипии нам понадобитс€ высококонтрастное изображение, при этом негатив лучше перетемнить, чтобы света стали отчетливо черными: если делать это на нормальном изображении, то у ¬ас просто не подниметс€ рука задать необходимые контраст и €ркость. ƒл€ каждой картинки, конечно, есть свой предел контрастировани€, поэтому в самом общем случае можно сказать, что нам нужен контраст на грани сол€ризации, а дл€ некоторых «графичных» сюжетов – даже и сол€ризаци€. ѕри печати контраст заметно понизитс€. —тарайтесь сделать негатив плотнее. ѕеред распечаткой отразите изображение по горизонтали (horizontal flip), чтобы потом при печати приложить его стороной с краской, особенно это важно при выводе негатива на кальку.

Ћазерный принтер: доступное, но не лучшее средство, графические файлы распечатываютс€ с растром, который делает изображение довольно грубым и схематичным. ѕри печати цианотипов на гладкой бумаге на отпечатке будет виден растр. ѕо моему опыту, HP LaserJet 5 и 6 дают довольно грубый растр, а большие принтеры / копиры Xerox – более тонкий. ƒл€ печати используетс€ прозрачна€ пленка (Lomond, Herlitz) или калька (например, Lomond или Canson) дл€ лазерных принтеров и ксероксов.  алька предпочтительнее, на нее заметно лучше ложитс€ тонер. –езиновые валики механизма прот€жки бумаги оставл€ют на пленке следы.

—труйный принтер: оптимальное решение. ƒл€ печати берем пленку дл€ струйных принтеров (€ с хорошим результатом пользовалс€ универсальной двусторонней пленкой дл€ копиров / лазерных / струйных принтеров Lomond). Ќегатив хорошо передает детали, только постарайтесь увеличить оптическую плотность негатива, так как чернила полупрозрачны.

–ецептура

ѕредупреждение: используемые реактивы €довиты. Ѕудьте осторожны. »збегайте попадани€ реактивов на кожу и особенно в глаза. –аботайте в защитных очках и перчатках. –еактивы оставл€ют следы на одежде. ’раните реактивы в недоступном дл€ детей месте.

 расна€ кров€на€ соль – вполне конвенциональный фотореактив, найти его нетрудно, ферроцитрат аммони€ – реактив хоть и нехитрый, но редко встречающийс€ в широкой продаже. ¬ы можете заказать и то и другое в фирме, занимающейс€ оптовыми поставками лабораторной химии и оборудовани€. —тоимость обоих реактивов – в пределах 20-30$ за 500 гр. –еактивы должны хранитьс€ в темной стекл€нной таре в сухом прохладном темном месте; при правильном хранении реактивы устойчивы.

‘ерроцитрат аммони€ (III), лимоннокислое железо аммони€, обычно поставл€етс€ в виде крупных неправильной формы кристаллов (точнее сказать, кусков) коричнево-зеленого цвета. ∆елательно получить реактив категорий ’.„. (химически чистый) или „.ƒ.ј. (чистый дл€ анализа). »звестны две разновидности реактива – «зеленый» с содержанием железа 14-18% и «коричневый» с содержанием железа 18-18%. ѕредпочтителен «зеленый» ферроцитрат. ќднако, скорее всего, ¬ы получите нечто среднее – реактив буро-зеленого цвета, ничего страшного в этом нет: этот реактив будет нормально работать. я пользуюсь ферроцитратом аммони€ от «Ќева-реактив» категории „ (чистый) в виде крупных пористых кусков коричневого цвета с зеленым отливом.

‘ерроцианид кали€ (красна€ кров€на€ соль) – поставл€етс€ в виде порошка из небольших правильной формы €рко-оранжевых кристаллов. «аказывайте также ’.„. или „.ƒ.ј.

“акже нам понадобитс€ пищева€ лимонна€ кислота, пищева€ сода, дистиллированна€ вода, танин или чай.

–астворы обоих реактивов готов€тс€ отдельно, на дистиллированной воде.

ќдин из классических рецептов:
25 грамм ферроцитрата аммони€ на 100 мл дист. воды;
10 грамм ферроцианида кали€ на 100 мл дист. воды.
ѕри таком соотношении реактивов на отпечатке получаетс€ насыщенный темно-голубой или синий цвет.

”величение концентрации ферроцитрата аммони€ сдвинет тональность отпечатка к голубому, а преобладание ферроцианида кали€ даст темно-синий тон.

¬от еще один рецепт, дающий темно-синий цвет:
27 грамм ферроцитрата аммони€ на 100 мл дист. воды;
23 грамм ферроцианида кали€ на 100 мл дист. воды.

—уть процесса в восстановлении железа на свету: Fe3+ → Fe2+. ѕервоначально светочувствительность была обнаружена у оксалата железа Fe2(C2O4). ¬ дальнейшем было предложено использовать ферроцитрат аммони€ который существует в двух формах:

«коричнева€» форма – основна€ соль 4FeC6H5O7*2(NH4)3C6H5O7*3Fe(OH) 3

«зелена€» форма – кисла€ соль 5FeC6H5O7*2(NH4)3C6H5O7*(NH4)C6H7O7 *2H2O

Ёти соли обнаруживают светочувствительность как в водных растворах, так и в сухом состо€нии. «елена€ соль более светочувствительна и более предпочтительна дл€ цианотипии.

—пектральна€ зона светочувствительности «зеленой» формы 200-475 нм, «коричневой» - 214-475 нм.

—остав раствора с «зеленой» солью:
30% раствор аммиачного лимоннокислого железа и 12% раствор красной кров€ной соли в соотношении 1:1.

—остав раствора с «коричневой» солью:
25% раствор аммиачного лимоннокислого железа и 20% раствор красной кров€ной соли в соотношении 1:1. 
ѕри добавлении к этому раствору лимонной кислоты светочувствительность повышаетс€.

‘омин ј.¬. ќбщий курс фотографии. – ћ., Ћегка€ индустри€, 1975.

¬ообще, существует множество рецептов. —равнительную таблицу рецептов растворов дл€ ферротипии можно найти на сайтеunblinkingeye.com, посв€щенном традиционным техникам dark room и альтернативным фотопроцессам.

–астворы долгое врем€ могут хранитьс€ в коричневых стекл€нных бутылках в темном прохладном месте. ¬ холодильник растворы ставить не надо – возможно выпадение осадка солей.

ƒл€ сенсибилизации бумаги необходимо смешать оба раствора в равных пропорци€х, получитс€ раствор желто-зеленого цвета. ѕолученна€ смесь светочувствительна, поэтому все операции с ней следует проводить в темном помещении при красном свете. —читаетс€ также, что в помещении допустим слабый рассе€нный желтый свет. –астворы удобно смешивать в мерной конической колбе или аналогичной стекл€нной посуде, после чего часть раствора лучше перелить в чашку ѕетри или блюдце, куда удобнее макать кисть. —мешивать растворы следует на один раз из расчета примерно 5-7 мл на один лист бумаги ј4, не стоит хранить смесь. ƒл€ того, чтобы цвет отпечатка был более интенсивным, можно немного подкислить смесь небольшим количеством слабого (примерно 5%) раствора пищевой лимонной кислоты. ѕосле смешивани€ раствор нанос€т на бумагу при безопасном свете.

—енсибилизаци€ бумаги

Ѕумага дл€ цианотипии должна быть достаточно плотной (150-250 г/м2), выдерживать длительное намокание, ее поверхность должна хорошо впитывать раствор и адсорбировать образующийс€ во врем€ экспозиции пигмент. Ѕумага также должна иметь хорошую текстуру. Ћучше всего подход€т бумаги дл€ акварели – некоторые сорта бумаг Canson, Fabriano и др.; Malin Fabbri составиласравнительную таблицу пригодности бумаг. ¬ –оссии можно найти в продаже бумаги Canson и Fabriano, а если нет, то с меньшим успехом, но подойдут и отечественные.

ќчень хорошие результаты дает бумага дл€ акварельных эскизов Daler-Rowney плотностью 150 г/м2, она обладает тонкой благородной текстурой и прекрасно держит пигмент, есть удобный формат дл€ печати изображений с цифровых камер – 7х10 дюймов.

Ѕумага дл€ акварели производства ќјќ «Ѕеловые товары» (—моленска€ обл.) выпускаетс€ в пачках формата ј4 и ј3, бумага очень плотна€ (не меньше 200 г/м2), прочна€, с ней удобно работать, хорошо впитывает раствор и удерживает пигмент, лицева€ сторона имеет грубую нерегул€рную текстуру, обратна€ сторона гладка€ и тоже подходит дл€ печати, недостатки: груба€ неблагородна€ текстура, местами бумага неравномерно впитывает и может дать п€тнистую картинку. ѕодходит дл€ печати с негативов, сделанных на лазерном принтере, так как груба€ текстура снижает резкость отпечатка и растр становитс€ не виден. ≈сли необходимо сохранить резкость и детализацию, то лучше печатать на ее обратной стороне. Ѕумага дл€ литографии в листах ј2 и аналогичные бумаги имеют плотность около 150 г/м2, регул€рную текстуру. ’орошо впитывают, хорошо удерживают пигмент.

Ѕумага дл€ черчени€ ј3 «√осзнак» плотностью около 150 г/м2 подходит дл€ цианотипии, но она слишком рыхла€ и не очень хорошо удерживает изображение при промывке, кроме того, она не обладает текстурой.

Ќе годитс€ рыхла€ непропитанна€ бумага (дешева€ бумага дл€ черчени€ и «дл€ рисовани€»), а также тиснена€ бумага дл€ акрила и акварели с желатинированным верхним слоем, синтетический холст Lomond дл€ принтеров и т. п., так как пропитка бумаги не удерживает пигмент и при промывке изображение смываетс€.

ѕеред нанесением раствора бумагу можно пару дней вымачивать в воде, чтобы растворилась пропитка, затем высушить и распр€мить – это увеличит впитываемость.

Ќесколько раз € пробовал сделать цианотип на бумаге, предварительно пропитанной 5% гор€чим раствором желатина, изображение на такой бумаге держитс€ хуже, чем на подход€щей непропитанной, но, в крайнем случае, можно рекомендовать и этот метод, хот€ обычно он примен€етс€ дл€ соленой печати (salt prints).

“акже ¬ы можете попробовать сделать отпечатки на ткани (хлопок, холст), на дереве и на других поверхност€х.

–аствор должен быть нанесен на бумагу равномерно в один слой. Ќе стоит прокрашивать бумагу дважды и пытатьс€ нанести слишком «жирный» слой. ƒело в том, что на бумаге останетс€ только тот пигмент, который адсорбировалс€ на волокнах из впитавшегос€ раствора, а бумага может впитать ограниченное количество раствора. Ћишний раствор просто высохнет «лужами» на поверхности бумаги, после чего будет преп€тствовать экспонированию впитавшегос€ раствора, а при промывке просто смоетс€. ќчень важно суметь быстро нанести раствор равномерно и одним слоем, от этого во многом зависит качество отпечатка.

–аствор можно нанести кисточкой, € пользуюсь плоской щетиной дл€ живописи (11 и 12 номер), круглой белкой (9 номер) и плоской синтетикой (веерна€ кисть). ѕодойдет поролонова€ губка, тонка€ мал€рна€ кисть, €понска€ бамбукова€ кисть дл€ заваривани€ ча€ – все зависит от того, какой рисунок ¬ы хотите получить на бумаге.

–авномерно нанести раствор можно стекл€нным прутом, если вылить из шприца на бумагу нужное количество раствора (примерно 5 мл на лист ј4), а потом равномерно распределить его.

ћожно просто осторожно дозировать раствор кисточкой или прутом, а потом оставить ее сохнуть в горизонтальном положении, но лучше нанести раствор и поставить бумагу вертикально в кювету, чтобы дать стечь излишкам. »злишки, как € уже говорил, нам ни к чему - они образуют малопри€тные затеки, которые могут испортить картинку.

Ќаносить раствор на бумагу и сушить ее следует в темноте при неактиничном красном или слабом желтом свете. ѕросушка бумаги занимает около часа. Ќе следует сушить бумагу холодным феном, нужно дать раствору как следует впитатьс€. ѕросушенные листы можно сложить в стопку и положить в темное место и под пресс, если они покоробились. Ѕумагу можно сенсибилизировать про запас, листы с раствором пригодны примерно в течение недели или даже больше.

Ёкспозици€

ƒл€ экспонировани€ нам понадобитс€ рамка дл€ контактной фотопечати. ’орошо, если она есть. » уж совсем хорошо, если ¬ы сумеете сделать ее сами. ћожно купить или заказать в интернете красивую дорогую готовую рамку, но подойдут и более простые приспособлени€. я, например, пользуюсь двум€ листами плексигласа толщиной 10 мм (основа) и 5 мм (кладу сверху), которые сжимаютс€ канцел€рскими зажимами. ”добно иметь два таких листа форматом чуть больше ј3 – между ними помещаетс€ сразу 4 отпечатка, что немаловажно, если учесть продолжительность экспозиции. ¬низ под бумагу на толстый лист плексигласа кладетс€ картон, чтобы защитить листы от засветки сзади, затем сама бумага, а на нее – негативы (краской вниз, к светочувствительному слою), сверху – тонкий лист плексигласа, по периметру зажимаем кра€ зажимами (12 штук на лист ј3) - и можно экспонировать. ћожно просто положить бумагу на стол и накрыть стеклом, в общем, есть множество решений.

—веточувствительность у соединений железа в тыс€чи раз ниже, чем у солей серебра, так что экспозици€ будет продолжительной. —оединени€ железа чувствительны преимущественно к ультрафиолету, поэтому дл€ экспозиции нам нужны ”‘-источники. —амый простой источник – естественный свет. Ќа пр€мом солнечном свету экспозици€ составит от 10 до 20 минут; если свет проходит через оконное стекло, то экспозици€ увеличитс€ до 20 - 40 минут. ћожно выдерживать отпечатки и при рассе€нном свете. ѕри пасмурной погоде экспозици€ оставит 2—4 часа. «имой, в €нваре-феврале, при пасмурной погоде € с утра оставл€л отпечатки у окна на весь световой день, и вечером, приход€ с работы, промывал их - они были нормально экспонированы. Ќе бойтесь переэкспонировать отпечаток, передержку можно будет устранить дополнительной промывкой. Ќедодержка нежелательна.

ѕо мере экспозиции отпечатка освещенные участки мен€ют цвет с желто-зеленого на черно-синий, когда интенсивность цвета в тен€х перестанет увеличиватьс€, экспозицию можно прекратить. ¬ светах (в тен€х негатива) бумага по-прежнему будет окрашена в желто-зеленый цвет.

ƒневной свет - не единственный доступный источник ультрафиолета. ¬ы можете воспользоватьс€ «принтером» из нескольких бытовых люминесцентных ”‘-ламп или попробовать воспользоватьс€ ”‘-лампой ксерокса. —оедините вместе три-четыре ”‘-лампы, поместите под них рамку с отпечатком. я пользовалс€ «принтером» из трех ламп: две ультрафиолетовые и одна – дневного света (попросту примотал три светильника друг к другу изолентой), экспозици€ под таким источником займет 45 мин. - 1,5 часа. ≈сли положить на стекло ксерокса негатив, а сверху - сенсибилизированную бумагу, потом закрыть ксерокс и несколько раз «скопировать» изображение, то бумага равномерно облучитс€ ультрафиолетом, вопрос только в том, сколько раз ¬ам придетс€ повторить эту операцию.

ѕромывка и сушка

ѕосле экспонировани€ отпечаток следует сразу же промыть проточной водой. ѕромывку можно вести на свету. ¬одопроводна€ вода бывает разного качества, часто содержит хлор, все это может привести к потере цветности и ослаблению изображени€. ѕоэтому лучше комбинировать промывку проточной водой и промывку в кювете. ѕоложите экспонированный отпечаток в кювету или таз «лицом» вниз, направьте на него струю водопроводной воды и периодически мен€йте воду – промывайте в проточной воде минут п€ть, в это врем€ из бумаги будут вымыватьс€ остатки непрореагировавших реактивов, которые окрашивают воду в характерный желто-зеленый цвет. «атем слейте водопроводную воду и налейте в кювету слабый 0,3-0,8% раствор лимонной кислоты в очищенной питьевой воде, выдержите отпечаток в растворе минут дес€ть, остатки реактивов диффундируют в воду, а лимонна€ кислота позволит сохранить и усилить цветность. ѕосле этого слейте раствор лимонной кислоты, еще раз промойте под проточной водой, пока стекающа€ вода не перестанет окрашиватьс€ в слабо-желтый цвет, и вновь налейте в кювету слабый раствор лимонной кислоты в чистой воде. ѕодержите отпечаток в кювете еще минут дес€ть, достаньте его, осторожно стр€хните и поставьте кювету с отпечатком на ребро, дайте воде стечь. ƒальше ¬ы можете сушить отпечаток в горизонтальном положении или подвесить его на прищепках.

ѕосле сушки переложите еще чуть влажный отпечаток чистой белой бумагой и положите под пресс досыхать и распр€мл€тьс€.

¬ процессе промывки изображение будет ослабл€тьс€, поэтому если ¬ы переэкспонировали отпечаток, ¬ы можете ослабить его более длительной промывкой.

“онирование

ƒавайте рассмотрим самый простой способ тонировани€ отпечатка чаем. Ћучше всего тонировать только что промытый еще влажный отпечаток, тонирование сухого отпечатка займет больше времени.

 акой чай вз€ть? „ай должен давать насыщенный красно-коричневый цвет. «аварите чай в чистой воде и посмотрите, каков цвет насто€. Ћистовой Lipton дает неплохой цвет, но вполне подойдут и дешевый мелколистовой чай orange pekoe broken или крупнолистовой orange pekoe. «аварите 50 гр ча€ в 1 литре воды, дайте насто€тьс€. ¬ заварку добавьте чайную ложку соды – это усилит цвет и щелочность среды.

ќтпечаток можно обесцветить перед тонированием погружением его на 2 - 4 минуты в гор€чий слабый раствор пищевой соды. —лабощелочна€ среда обесцветит изображение, из синего оно превратитс€ в слабо-желтое. ѕосле этого погрузите отпечаток в гор€чий настой ча€ на 30 - 40 минут. ћожно тонировать и дольше, в зависимости от нужной ¬ам интенсивности тона.

ќбесцвечивание отпечатка перед тонированием ослабит изображение, поэтому стоит попробовать обойтись без него. Ќастой ча€ сам по себе имеет слабощелочную реакцию, а если добавить в него пищевую соду, то она еще лучше обесцветит «берлинскую лазурь» пр€мо в процессе тонировани€, только подержите отпечаток в чае подольше, чтобы полностью исчез синий цвет, но также интересно смотр€тс€ и картинки с сочетанием синего (недотонированна€ «берлинска€ лазурь») в тен€х и коричневого в светах (тонированна€ бумага).

ћожно тонировать в зеленом чае (или смеси черного и зеленого ча€) с содой, тогда изображение будет в тен€х черно-синим, а в светах приобретет слабый зеленовато-желтый тон.

ќтпечатки, тонированные чаем, вполне устойчивы к свету. „ай тонирует как само изображение, так и фон, при этом €ркость отпечатка понижаетс€, но контраст может и увеличитс€ за счет заметного потемнени€ в тен€х.

≈сли ¬ы не добавл€ли пищевую соду в чай или не обесцвечивали предварительно отпечаток, то результаты тонкого тонировани€ чаем будут следующими: 
а) гор€чий черный чай, примерно 15-20 гр/л: цвет отпечатка изменитс€ с насыщенного светлого индиго к фиолетово-черному, бумага приобретет теплые тона; контраст и детализаци€ изображени€ возрастут, а €ркость снизитс€; 
б) гор€чий зеленый чай, примерно 20-25 гр-л: цвет отпечатка изменитс€ с индиго на серо-синий до черного, бумага чуть «потеплеет», снизитс€ €ркость изображени€, контракт немного увеличитс€.

–ецепты тонировани€ ацетатом свинца и танином ¬ы можете прочесть здесь. “акже цианотип можно тонировать сол€ми платины, паллади€ и др.

 лючевые моменты процесса

 ачество отпечатка существенно зависит от следующих условий:

  • чистота реактивов и растворов;
  • качество негатива: плотность, контраст; негатив должен быть плотным и контрастным, но не слишком, чтобы не тер€лась детализаци€;
  • качество бумаги: бумага должна хорошо впитывать раствор и удерживать пигмент;
  • раствор должен быть нанесен одним тонким и равномерным слоем, раствора нужно наносить ровно столько, сколько впитает бумага или лишь чуть-чуть больше;
  • экспозици€ должна быть достаточной, лучше немного передержать;
  • негатив должен быть плотно и равномерно прижат к бумаге;
  • промывать следует осторожно, чтобы не смыть изображение, и только чистой водой: хлорированна€ вода может обесцветить негатив; добавл€йте в воду дл€ промывки лимонную кислоту, котора€ усиливает цвет; общее правило: в щелочной среде цветность «берлинской лазури» падает, в кислой – увеличиваетс€.

ѕри съемке сюжета дл€ цианотипии имейте ввиду, что при печати на текстурированной бумаге через цифровой негатив детализаци€ и полутона будут частично потер€ны, изображение станет гротескным, плакатным, «графичным». Ѕерите крупные планы. ѕродумывайте композицию от переднего плана, стройте его в кадре энергично и выразительно. ÷ианотипи€ «любит» четкий хорошо прочитываемый сюжет. ѕикториалистические техники весьма декоративны, но это еще не повод «пр€тать» слабый, невыразительный снимок за декором «при€тной» текстуры и «ретро» коннотаций.

ѕри съемке пейзажа особенно следите за тем, чтобы передний план был отчетливым, выразительным и хорошо проработанным. Ќа цианотипах хорошо получаютс€ горные пейзажи, деревь€ причудливой формы, цветы. ≈стественные природные формы гармонируют с текстурой бумаги и ее «природным» синим или коричневым тоном. ћожно снимать также архитектуру, скульптуру, ню, портрет, натюрморт.

»нтересно, а что же нельз€ снимать дл€ цианотипии? :)

—сылки

 

—айты, посв€щенные альтернативным процессам:

 

 

–убрики:  ¬ал€ние/ќкрашивание ткани



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку