-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в AllaStudy

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.06.2011
Записей: 10
Комментариев: 15
Написано: 45


полит 26-47

Понедельник, 09 Января 2012 г. 01:25 + в цитатник
26. Политические режимы: понятие и классификация.
Определение. ПР- упорядоченное взаимодействие институтов в рамках ПС,а так же совокупность методов осуществления власти и методов достижения политических целей. ПР фиксируется конституцией.
различные формы ПР:
-диктатура – это власть одного или небольшой группы лиц, практически неограниченная и идея диктатутры и само название идет от древнего Рима- диктатор- правитель назначенный сенатом на высшую должность, на короткий срок.
-тирания(от греков) – афиняне боялись ее. Тирания чаще всего возникала в смутные времена, власть захватывал удачливый жестокий правитель. Процедура астрахизма???ввели афиняне. Астрафон-черепок и на черепке раз в два года афиняне собирались и писали имя гражданина, который мог бы стать тираном и после этого, человека изгоняли из афин на 10 лет- не выгодно для них. - олигархи и диспотия - в Азии. Власть деспота ограничены религиозными нормами, окружен олигархами.
ПР опр полит климат, который сложился в обществе.При определении ПР необходимо видеть:- какие полит группировки господствующего класса находятся у власти; - каким методам господства и управления отдается предпочтение (прямым, насильственным или косвенным, демократическим);- какие партии выступают в кач-ве руководящей силы;- допускается и в какой степени деят-ть оппозиционных партий, профсоюзов и др полит организаций;- каково положение л-ти в гос-ве.
демократические и антидемократические. Тоталитаризм (от лат. весь, целый, полный) – это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в 20 веке – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого либо контроля со стороны управляемых.Термин тоталитарный ввел в политических лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини /1883-1945/. Признаки тоталитаризма 1.Единственная массовая партия 2. Монопольно существующая признанная всеми идеология 3. Монополия на средства массовой информации 4.террористический контроль со стороны политической полиции 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию.Авторитаризм - занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности – они построены больше на принуждении чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции. Автократия от греч. (autokrateia) – самодержавие самовластие т.е. неограниченная власть одного лица, не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения к принятию решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.
Демократия – самый сложный тип политического режима. Demos – народ и kratos – власть. С гр. - власть народа. Современные демократии, а они существуют примерно в 35 странах, обладают рядом общих характеристик. К ним относят 1. Общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и в том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. 2. Конкурирующая политика. Главным при демократии является честная и всеобъемлющая конкуренция / соревновательные выборы / и процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее последующее исполнение; 3. Политические партии. Они служат основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние на правительство; 4. Гражданские, политические и социальные права. Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных: плюралистических обществах.

27. Кризисы политических систем: причины возникновении и пути разрешения.
1 кризис- идентичности по Хантингтону, связан с появлением новых норм национального самосознания- проблема русского или не русского. Проблема территория- Киев родина России, мать России и т.д. история- что считать своим исторический прошлым.2 кризис легитимности – из-за отсутствия признания за правительством принимать и осуществлять наиболее важные решения. Острая борьба в рамках полит элиты, в рамках борьбы за лидерство, чаще всего такую борьбу наблюдают после выборов- сомнение- фальсификация.3 кризис – кризис участия, когда политические действия, становится таким массовым, что сущ. полит институты не могут его воспринять. ПС предлагает набор институтов, ограничивает участие людей в политике и вдруг политика- всплеск.4 кризис - проникновения. Кризис вертикали власти, несрабатывание механизма исполнения решений на низовых уровнях. В основе конфликт между центр. и региональной элитой.5 кризис – распределения. Связан с несогласием общества относительно принципов и характеров распределения благ в обществе.6 кризис- разрешения конфликтов- основная функция политики, если не решает конфликтов, то кризис. Тупиковая модернизация- не способно государство найти решения, общество на грани распада. Это квазимодернизация, тип общественного развития когда внешние модели заимствуются, но функции имитируются.
Причины обусловливаются особенностями самой политической системы, ее внутренними противоречиями, спецификой заложенных в ней политических конфликтов. Кризис политической системы может быть вызван взаимодействием внутренних и внешних факторов (войны внешние и внутренние – гражданские, стихийные бедствия).
Политические кризисы чаще всего связаны со сме¬ной политической элиты. Такие кризисы не всегда приводят к полному изменению состава элит, прави¬тельственных кабинетов, правящих партий и т.д. и, как правило, разрешаются по результатам корректи¬ровки прежнего политического курса.
Целостные или тотальные политические кризи¬сы почти всегда влекут за собой появление новых элит либо кардинальные изменения всей социально-политической жизни, например в случаях осуществ¬ления революции, как это было в России в 1917 г. Развитие исторических событий приводит к появле¬нию кризисов, и задача политической элиты состоит в том, чтобы такие кризисы разрешать без каких-либо серьезных последствий для социально-политической структуры государства. Если политическая элита не справляется с задача¬ми по социально-политическому развитию в услови¬ях преодоления кризиса, она сменяется другой эли¬той, более подготовленной к действиям в жестких условиях. Неспособность политической элиты дать ответ на вопрос о путях выхода из кризиса, ее нежелание рас¬ставаться с властью приводят к появлению тотали¬тарных форм правления — режимов усиленного иде¬ологического и государственного подавления реакции населения страны на нестабильность и дефектность сложившейся политической ситуации

28. Сущность и основные характеристики тоталитаризма.
Самый простой это тоталитарный режим- 20 век, до и после этого века такого режима не было. Термин «Тоталитаризм» впервые – один из сенаторов Мусолини, обозначил государство как тоталитарное, а чуть попозже после прихода власти Гитлера, «тоталитаризм» стали распространять в англоязычной публицистике. После войны – к режиму Сталина, стали говорить что тож тоталитаризм у русских.Теория тотал. Режимов появляется в 60 годы 20 века, автор- Хана Арэн, Карл Фридрих, Фридрих Хайек, Бзержинский- антисоветчик,антироссийский.
Признаки тоталитарного режима: 1. офицальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок,граждан для строительства нового общества. Идеология ориентирована на совершенно определенное сознание и настроение граждан. Такого типа идеология- холистические- Муссолини, коммунизм, идеология соврем северной Кореи, араб социализм Кадафи, Садами Хусейна.
2. Черты- монополия на полит деятельность одной партии, выстроенной по олигархическому принципу и возглавляемой харизматическим лидером, жесткое соподчинение сверху донизу.- Сталин, Брежнев,Ельцин, Путин. Партия правящая практически поглощает и подавляет государство и его функции, населению роль- поддержки генеральной линии партии. 3. система террористического полицейского контроля, осуществляется не за врагами общества, а за всем обществом. следят за тем что думают люди. 4. монополия на СМИ, цензура –дозированная информация, активная работа с искусствами разного рода. 5. монополия на вооруженные средства борьбы- особенно, конечно, важную роль играет армия, инструмент формир-я тотал. режима 6. централизованное руководство экономикой и бюрократическая система управления экон деятельностью.
три вида ТР : 1. Правый ТР, в основе которого лежит национальный (расовый) критерий, - фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии. 2. Левый ТР, в основу которого положен классовый (социальный) критерий, - сталинизм в СССР, КНР при Мао Цзедуне, КНДР, Куба. 3.Религиозный ТР, в основу который положены религиозные критерии организации общества, - исламский фундаментализм в Иране периода Хомейни

29. Проблемы и предпосылки перехода от тоталитаризма к демократическому режиму.
В 70-х годах ученые Фридрихс и Бжезинский сделали вывод, что тоталитарный режим не способен меняться, что его можно уничтожить лишь извне. Они доказывали, что все тоталитарные государства обречены на гибель. Например, погиб тоталитарный режим в Германии: развязав вторую мировую войну, он проиграл ее.
В различных странах процесс перехода к демократии специфичен, целесообразно выявить некоторые общие черты. желание перемен, воля большинства к преобразованиям в обществе; способность членов общества к соглашению, к договоренности. в Испании накануне краха франкистского режима свидетельствовали о глубоком кризисе, существовавшем в стране. особенности: это был кризис государственных институтов (институциональный) и кризис легитимности. В обществе созрело массовое недовольство режимом; в Испании был самый высокий в Европе уровень забастовочного движения. Развертывалось национальное движение (в стране басков, в Каталонии, Галисии). В ситуации кризиса и формировалось желание большинства к политическим переменам, выкристаллизовывалась воля большинства к изменениям в направлении к демократии. В то же время складывалась новая политическая элита, приобретавшая большую поддержку общества. Теряли свое значение и роль старые политические и идеологические ценности, и развертывался поиск иных опорных ценностей – гражданских и политических.
Таким образом, начало в обществе политического кризиса – одна из существенных общих черт процесса перехода к демократии. Кризисная ситуация, как показывает испанский опыт, является предшественником перехода к демократии при наличии у населения данной страны определенной политической культуры и способности к соответствующим переменам. наличие культурно-политических предпосылок, обеспечивающих способность большинства общества, его элит к социально-политическим изменениям в направлении демократии, и ответственность за судьбы прогресса, выступает другим общим признаком переходного процесса.

30. Политические, экономические и социальные предпосылки трансформации авторитарных режимов в демократические.
Наиболее приемлимой формой сущ-ия ч-ого общ-ва явл-ся дем режим. В середине XIX века был сформулирован закон политического развития. Токвилль и другие мыслители полагали, что для страны со слабой и зарождающейся демократией нет ничего опаснее, чем слишком быстрые реформы и изменения. Не в одной стране переход от абсолютистских (авторитарных) систем к демократии не был безболезненным. В Англии 5 веков шла борьба за установление демократических условий. Переход Франции к демократической системе осуществлялся за 2 столетия, сопровождаясь революциями и волнениями. 3 пути перехода к демократии: 1. Эволюционный путь 2. Революционный путь 3. Военный путь, путем завоевания. Этапы перехода: 1. Кризис авторитарного режима – может быть вызван обстоятельствами как внутреннего, так и внешнего характера. Снижением легитимности на всех уровнях, возникновением разнополярных течения и т.п. 2. Установление демократии 3. Консолидация демократии. модели перехода к демократии: 1. Линейная модель (является классической). Она подразумевает постепенное ограничение прав власти, и расширение прав и свобод личности, утрату избирательных цензов и т.п. 2. Циклическая модель – характеризуется чередованием авторитарных и демократических форм правления по определенным циклам. Правители либо свергаются военными хунтами, либо сами теряют власть. 3. Диалектическая модель – характерна нестабильность переходов политических режимов, но переход к демократии при такой модели всегда осуществляется только под давлением созревших предпосылок. 4. Кооперативная модель – обладает сущностным потенциалом демократии, переход к ней осуществляется в ходе постепенной либерализации политического режима. 5. Конкурентная модель – характеризуется резкой либерализацией, распадом прежней системы и попытками внедрения новых политических институтов любой ценой. Такая модель перехода может сопровождаться насилием и гражданской войной.

31. Сравнительные характеристики тоталитарных и авторитарных режимов.
В ТР государство контроль всех сфер. одна партия, стоит над правительством, нет оппозиции.харизматического лидера. При АР контроль над обществом ослабевает, влияние общества на принятие решений минимально. Существует одна или несколько партий, привилегир не является столь сильной и дисциплинированной. лидера не обладает харизматическими качествами.2. ТР И АР деятельность государственного аппарата и правящей партии неподконтрольна гражданам, они никак не влияют на принятие политических решений и политический процесс.4.
ТР - контроль над экономической жизнью необходим для укрепления собственной материальной базы, для свободного распоряжения сырьём и ресурсами; наличие официальной идеологии, направленной на поддержку режима и мобилизацию масс; контроль над политической сферой. При АР контроль над обществом перестаёт быть тотальным, нет чётко сформулированной идеологии, что ведёт к отчуждению от режима определённых социальных групп. 5.ТР -Отсутствует легальная оппозиция, терпимость к политическому инакомыслию, жесткое преследование любого сопротивления и даже личных мнений и оправдание, учитывая это, любых форм насилия. При АР возможно существование нескольких партий, Существует ограничение или запрещение деятельности оппозиционных к режиму объединений граждан.7. При ТР отсутствует правовое государство и ГО, права и свободы человека носят формальный характер, полностью отсутствуют гарантии их реализации. Игнорируются личные цели и интересы ради общих целей режима. Существует система тотального полицейского контроля, предназначенная для всеобщего устрашения и подавления населения- органы безопасности, милиции, полиции и др. (КГБ, НКВД, гестапо), способные обеспечить надзор за людьми и использующие насильственные методы морального и физического принуждения. АР - права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются, ограничены их юридические гарантии. Власть опирается на силу, однако режим не прибегает к массовым репрессиям. Допускается наличие ограниченного плюрализма. Влияние граждан на политический процесс и принятие политических решений в частности минимально.

32. Отличия авторитарных режимов от либерально-демократических режимов.
Признаками демократического, или, вернее, либерально-демократического, режима признаются:
1) свободная деятельность различных партий, объединении, движений, функционирующих в рамках Конституции;
2) идеологический плюрализм, т.е. наличие в обществе различных идеологических течений, концепций, и отсутствие господствующей идеологии; 3) формирование органов государственной власти выборным путем; 4) наличие в обществе демократических прав и свобод, их реальная гарантированность.
Признаками недемократических, АР и ТР признаются: 1) запрет на деятельность демократических партий и организаций; 2) отсутствие идеологического плюрализма, господство одной идеологии в государстве; 3) отсутствие органов власти, формируемых выборным путем; 4) отсутствие демократических прав и свобод; 5) массовый террор и власть беззакония в государстве.
"правильных" форма-демократия, монархия и правление аристократии. "неправильных" форм (тирании, олигархий, охлократии) - действуют во имя своих эгоистических интересов, нисколько не заботясь о нуждах общества.
При авторитарных режимах возможны как "правильные", так и "неправильные" формы власти. При либерально-демократических режимах возможны только "неправильные" формы власти.
Стремление навязать определенный стереотип мышления для негативного восприятия авторитаризма характерно и для либерально-демократического режима, которые солидарны в неприятии реальности религиозной основы самобытности того или иного общества. Либерально-демократический режим основан на принципе гуманизма. Это тоже искажение религиозной основы общественного бытия, поскольку на щит поднимаются “права человека", за человеком признаются безграничные возможности, имеет место любование "человеком", потребности которого подлежат немедленному удовлетворению, приветствуется его “естественное” самовыражение, подчеркивается его творческая мощь.
В ранг либерально-демократических принципов возводятся индивидуализм, служение идолу земного богатства, уравнивание всех религий, приравнение безбожия особой форме религии (религиозный плюрализм и свобода атеистической пропаганды). Но эгоцентризм, культ "золотого тельца", признание отсутствия истинной религии (равенство всех религий) являются выражением отпадения человека от Бога, его глубокой поврежденности и болезненного состояния. При авторитарном политическом режиме религиозная нетерпимость не приобретает характер государственной политики. Хотя в отношении иноверцев проводится определенная дискриминация, а также политика привлечения их в лоно господствующей религии, задача охвата всего населения или большей его части господствующей идеологией не ставится.

33. Основные черты политического режима современной России.
1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России -власть еще больше отделилась от народа, неже¬ли при тоталитаризме.. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти.. 2. черты де¬мократии: строятся основы правовой государственности и созда¬ются устои гражданского общества; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует систе¬ма разделения властей в государстве (хотя существует опреде¬ленный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдает¬ся, особенно на местах);Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъ¬являет свою волю.
В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечива¬ется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. .Но мно¬гие демократические понятия, на которые опираются конститу¬ционные нормы, являются символами и метафорами и в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами полити¬ческого процесса в своих корпоративных интересах. Однако в настоящее время минимальный размер оплаты труда является чистым символом, распределительным фанто¬мом, который никакого отношения к реалиям не имеет. Практическое состояние дел свидетельствует о том, что демо¬кратия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии, в Р.следующие особенности:неэффективность государства как основного социаль¬ного института, непосредственно управляющего об¬ществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности.

34. Политическое сознание: содержание, структура и функции.
Полит сознание – восприятие суб-ом той части реальности, кот связана с п-кой, его суб образ полит сист.
Стр-ра: 1. Полит идеология и пс-я. ПИ связана в осн с рациональной, теорит стороной ПС, а ППС – с эмоц, обыденной стороной ПС. ПИ – ядро ПС – систематизированная [ть взглядов, отлич чать кот – функцион связь с интересами и стремлениями властвующей элиты. 2. Спциализир ПС. Присуще полит партиям. Осн – выработка и внедрение в сознание людей, соц групп соотв идеологии. 3. Массовое ПС, ПС отдельных слоев. МПС отражает Ур-нь и содержание потребностей масс, а также хар-р их знаний о полит реал-ти. 4. Полит самосознание, полит знание и оценки суб-ом к-ки соц групп (классов), осознание суб-м полит требований и интересов. 5. Полит теории, идеи, стереотипы мышления, традиции, убеждения, установки, эмоции, чувства, мнения.Уровни: 1. Гос С, связано с разраб-ой и обоснованием офиц п-ки прав элиты (со своими интересами), регулирует полит отн-я, осущ посредством разраб законов. Осн направленность – сохранение сущ-его статус-кво в общ-ве, ориентации правящ кругов на удержание власти. 2. Научно-теорит С. Сост-т основу для идеологии, напрвлено на укрепление власти партийной номенклатуры и насаждение полит концепций в массы. 3. Обыденное С. Вкл-т здравый смысл, мораль оценки, заложено биологически. В его Func глав Эл-ом выступают эмоции, чувства инд-да. Позволяют людям легче понять те процессы и явл-я, кот не треб науч знаний.Менталитет – приобрет инд-ом в процессе социализации знания, ценнтости, представления, установки в своем единстве. Форм-ся на основе массового ПС. Ментальность – это сов-ть традиционных, основополагающих установок людей.Политическое сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейшие функции:когнитивную, т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов;
коммуникативную, т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти;идейную, т.е. функцию осознания заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира.Политическое сознание выполняет еще целый ряд функций.
1. Регулятивная функция. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений.2. Познавательно-информационная функция. Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Даже если они не желают ею заниматься – политика «займется» ими все равно. Она влияет на жизнь и судьбы людей через государство, законы, партии, общественные организации и др. Она «проникает» в людей в виде политической информации. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации. 3. Прогностическая функция создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях.4. Оценочная функция. Политическое сознание предназначено не только для осознания (отражения) социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам.5. Интегрирующая функция содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок.6. Мобилизующая функция. Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами, которые не только «обязаны» обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами.

35. Политическая идеология: функции и виды.
ПИ – интелликтуальные, духовные основа полит деят-ти, {мА взглядов, идеалов, убеждений, имеющих полит направленность. Взаимодействие п-ки и ПИ: 1. И показывает, проявл-м на полит арене силам, общую картину мира, указывает ср-ва реализации опр целей и т.д. И уст-т связь м/у мировоззрением и нормами поведения людей, объясняет происх в общ-ве процессы. 2. И – ср-во, объедин начало в полит партиях, движениях. 3. И – как {к-то идей, кот обеспеч активизацию действий людей.Func: 1. Ориентации 2. оправдания действий тех, кто входит в состав { 3. позноват 4. прагматич – ориентация полит действий в опро направлении и оправдание этого действия перед его участниками. Функции идеологии:-Функция объяснительная- позволяет понять причины и суть происходящего.-Функция мобилизующая- объединяет людей для достижения поставленных целей. -Целеполагающая функция.
Виды идеологий: Либерализм зарождается в Англии. В это время происходила буржуазная революция. главное – люди, их свободы и права, а гос-во должно обеспечивать эти права),свободный рынок, частная свобода и собственность. Локк считал, что незаконное отнятие у человека его частной собственности, тяжелее чем отнятие жизни. Государство должно служить народу, верховенство закона. объединяет сторонников буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти. Эл-ты: инд свобода, достоинство чел л-ти, терпимость, полит и идол плюрализм, парламент демократизм и разделение властей. Консерватизм –антитезис либерализма, реакция на идеи просвещения-стабильность , традиционные формы правления, абсолютную монархию, права дворян, ограничения свобод индивидов, за религиозность и роль церкви. сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, главным образом морально-правовых её оснований, воплощённых в нации, религии, браке, семье, собственности. Власть рассматривается как фактор, без которого общество слабеет, деградирует, распадается19 век – борьба либерализма и консерватизма во всех странах Европы. В 19 в.социолизм, Жана Жака Руссо. Он выступал за права коллектива, благо общества важнее блага отдельных людей. После Руссо были утопические социолисты (Оуэн). антипод консерватизма, в отличие от Марксизма, ориентируется не на насильное преобразование общества, а на реформы и компромиссы,Свобода от политического принуждения, Справедливость, отсутствие дискриминации личности, Равенство всех людей. Всё это очень круто, так как учтены и свобода (чего не было у коммунистов) и равество, справедливость и солидарность (чего не было у консервов и либералов) Классический социализм начал расслаиваться на комунизм. Карл Марк и Энгельс выпускают манифест, где изложена их идеология (четкая теория по поводу изменения общества). Идеологией свое учение он не считал, признавая ее наукой. В основу учения положил диалектику Гегеля, английскую экономическую науку. Диалектику Гегеля сделал матеориалистической. Законы диалектики: -закон единства противоположностей-превращение количества в качество-отрицание отрицанияСмена формаций. Базис (экономика, производительные силы и средства) и надстройка (культура, политика, религия). Выступали за :-классовую борьбу (пролитариат и буржуазия). Когда пролетариат совершит революцию, тогда он берет гос машину в свои руки и устанавливает свою диктатуру. Нет сословного деления, частной собственности, все коллективное. Анархизм- левый анархизм и правый анархизм. Левый анархизм (анархокомунизм) – учение отрицающее любую диктатуру и гос власть (Бакунин). Правый анархизм считает, что «Человек человеку волк». Либертарианцы. Полное отрицание гос-ва и каких-либо ограничений. В начале 20х годов начали формироваться крайне правые (фашизм и нацизм). Фашизм Муссолини начал как анархист, но пережив кризисы и проблемы Италии, решил, что для общества необходимо максимально сильное гос-во. Считал, что общество должно служить гос-ву. Муссолини никогда не подчеркивал рассовый аспект, хотел привлекать другие народы (африканцев). Мечтал воссоздать Римскую Империю. В обществе не допускается никаких различий и разногласий, в экономике также. Предполагается иерархия (высшая элита, есть люди низшие, подчиняющиеся первым). В экономике есть классы, но они не должны бороться – вертикальные профсоюзы (объединение и работников, и работодателей). Нацизм уходит корнями в акультные общества 19(как минимум) века, с другой стороны уходит в немарксистский социолизм. Основные компоненты:-человечество делится на высшие и низшие рассы-государство должно быть подчинено рассам-идея господства насильственным путем (сила есть право)создание народного фронта-частная собственность не отрицаласьНацизм индивидуалистичен, чем фашизм.

36. Формы политического сознания.
«массовое сознание». ПС- статичные (типа ценностей и «общих ориентации») и динамичные (типа массовых настроений) компоненты; это социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.). быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций. обобщенное сознание тех или иных более определенных и организованных, конкретных больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, «правительственная военная хунта», политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа «групп давления» и т. п.) групп, связанное с политикой. совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. Индивид созн - как свойство и качество личности, «политического человека», способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом - мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения) слагаемые.
Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: размытостью, «смутностью», спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью образующих его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках так называемого «житейского здравого смысла». формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение, как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества. теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, представляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющее окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенной экспликации идеологии на подлежащие осознанию сферы жизни.

37. Общественное мнение и методы его изучения.
важнейший партнер государства, СМИ и других политических субъектов, заинтересованных в расширении своей политической поддержки, важнейший источник информации об интересах граждан, механизм выражения их отношения к власти и ее конкретным действиям. общественное мнение представляет собой состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностейВ развитом демократическом обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, прямое участие масс в управлении, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и прочее.
Методы изучения -опросы общественного мнения, анонимное анкетирование, быстрая и автоматическая обработка ответов компьютером. Этот метод для выявления намерений избирателей накануне выборов. по просьбе высокопоставленных лиц, а чаще всего важнейших органов прессы институты опроса общественного мнения проводят опросы с целью определения, как «общественное мнение», то есть мнение большинства, относится к чрезвычайно разным и сложным вопросам, таким, как вопросы международной и экономической политики, на которые у большинства опрошенных нет определенного мнения и они даже не задумывались над ними. Опубликование этих результатов в «общественных газетах», которые очень часто и заказывали опрос, в большинстве случаев является политическим шагом. Институты опроса общественного мнения теперь вмешиваются в политическую жизнь на всех уровнях: они проводят конфиденциальные опросы для политических группировок с целью выяснения, придерживаясь логики маркетинга, самых плодотворных тем избирательной кампании, оценки самых перспективных для выдвижения кандидатов; они также находятся в центре передач, которыми средства массовой информации, посвящая их политике, стараются превратить телезрителей в судей «клятвенных обещаний» политиков; национальная пресса регулярно заказывает проведение опросов об актуальных вопросах политики с целью опубликования их результатов. Таким образом, опрос общественного мнения позволяет выдать за решенный любой важнейший вопрос политической акции, используя технику навязывания проблематики и подтасовки отдельных ответов, считая за таковые как личные мнения, так и выраженные посредством представителей коллективные мнения.

38. Политическая социализация и ее проблемы в современной России.
Социализация – этосовокупность процессов становления полит сознания и повед-я личности, принятие и исполнение ей полит ролей, проявление полит активности. Институты социализации: семья, детские учереждения, учебные заведения, трудовые коллективы, политические организации, СМИ. механизмы социализации: социальный уровень (ухудшение материального положения, безработица, подкуп избирателей, и прочее) социально-психологический уровень (политические ценности передаются в процессе общения – семья, трудовой коллектив) Внутриличностный уровень (управляющие поведением потребности и интересы)
Политическое воспитание, в отличие от стихийного процесса социализации, всегда имеет ту или иную направленность и нацелено на конкретный результат. В тех случаях когда система заинтересована в мобилизации новых поколений на политическое участие, образ политической системы складывается в политическом сознании молодых людей более адекватным.
В российской политической жизни последних десятилетий происходит переориентация школы на новые официальные политические ценности. Так, согласно нашим исследованиям, молодые люди, прошедшие социализацию уже в годы перестройки, на вербальном уровне вполне усвоили новые ценности либерального спектра19. Для них стали значимыми ценности прав человека, свободы, личной независимости. В то же время говорить о системе политического воспитания в духе демократии и после десяти лет демократической трансформации не приходится. Во-первых, нет разработанной и адаптированной для детей системы новых политических ценностей, что отражается в противоречивом их наборе в учебной литературе. Во-вторых, учителя поставлены перед необходимостью быть ретрансляторами ценностей, которые они либо не разделяют, поскольку они воспитаны в старой системе политических координат, либо не понимают сами, так как система с ними специально не работает, не обеспечивает их методически. Не только в России, но и в более стабильных политических системах цели политического воспитания нередко оказываются не реализованными, так как требуется для поддержания системы в равновесии. Результатом является сохранение политического инфантилизма не только в детском и подростковом возрасте, но и в более зрелые годы. Это означает, что у личности не сформированы автономные, не зависимые от ситуации политические убеждения. По данным политических психологов, люди с такими связными политическими представлениями составляют не более четверти взрослого населения. Остальные подвержены внушающим воздействиям со стороны лидеров популистского типа. Их политические взгляды и поступки меняются в зависимости от того, какая политическая погода за окном. Именно это политическое «болото» является наиболее отзывчивым на манипулятивные технологии во время выборов.
Сложность формирования зрелого и адекватного политического сознания в современной России дополняется помимо общих проблем, характерных в целом для этого процесса, еще и тем, что сейчас в стране отсутствуют выраженные идеологические схемы (принадлежащие не только официальной власти, но и оппозиции). Привычка с определенным скепсисом относиться к официальным целям и ценностям, оставшаяся со времен застоя, сочетается с разрушением стабильной картины мира и политической пассивностью. Это создает у молодых граждан неустойчивый и противоречивый тип политического сознания, который не способствует достижению гражданской зрелости и делает личность легкой добычей манипуляторов.

39. Роль мифов в формировании политического сознания. Утопия и миф как компоненты политического сознания.
ПМиф- совокупность существующих представлений, базирующихся в основном на эмоциях, это регулятор политических отношений, Св-ва: основываются на вере, опираются на об¬щественные авторитеты, навязываются группой, необоснованны (иррациональны), их нельзя проверить на опыте, они существенно воздействуют на жизнь людей. ПМ создаются по заказу правящей верхушки, призваны оправдывать ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в пра¬вильности осуществляемых политических акций. нашей стране в свое время были внедрены мифы о Ленине, о развитом социализме, о советском на¬роде как единой исторической общности, о мудрой политике прави¬тельства, о возможных переменах к лучшему, о рыночной экономи¬ке, частной собственности, о суверенитете России, призванном сплотить все политические силы России под эгидой Б. Ельцина и т. п., они использовались и используются как важный аргумент в пользу легитимизации власти. с помощью мифов воздей¬ствовать на массовое сознание граждан, отвлекая их от назревших и трудноразрешимых противоречий. В зрелой форме политический миф всегда соответствует достаточно разработанной идеологии. Самый распространен¬ный миф - о «естественной» политике, которая может дать обществу под¬линную справедливость. Этот миф сейчас очень глубоко укоренен в рос¬сийском политическом сознании. Основными моментами этого мифа является стереотип о всеобщей отрицательности тоталитарного государства и уни¬версальном преимуществе демократии в любой форме. Этот миф пришел на смену мифу, связанному с абсолютизацией идеи обобществления средств производства и государства диктатуры пролетариата. Политические мифы позволяют, с одной стороны, снизить уровень поли¬тического насилия в непосредственной форме (миф - форма духовного на¬силия), а с другой стороны, выступает идеологическим основанием для разгула насилия, террора. Например, мифы: «образ врага», «классового врага», «врага демократии» - служат средством алибизации и являются основой для санкционированного насилия.

Рационализированной формой мифа являются утопии – произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства. Утопическими эти образы называются потому, что их практическая реализация невозможна (слово «утопия» в буквальном переводе означает «место, которого нет»). Но утопия вдохновляет и направляет людей на борьбу за изменение существующей реальности, препятствует процессу догматизации мышления. Однако не следует и преувеличивать необходимость утопий. В больших количествах утопии дезорганизуют общество, ведут к бессмысленной трате сил и энергии.


40. Политическая символика как инструмент формирования политического сознания.
политическая символика является инструментом осуществления политической власти – мощным средством психологического воздействия– любому обществу в определенный период времени присущи свои особенные символы – но переменить данную временность довольно сложно. Например, эмблема серпа и молота всегда будут ассоциироваться с СССР [8].Среди элементов политической культуры выделяются политические символы, которые способствуют сплочению людей и ориентации их политического поведения. Политическая символика служит основным фактором социализации и делает акцент на ценностях более значимых для политической системы. Кроме этого символы в политике выступают средством пропаганды и утверждения, зримое выражение приверженности их носителя к определённой позиции в политике. Именно такую смысловую нагрузку несут на себе гербы государств, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена и многое другое. Возникновение символов может происходить по-разному, хаотично в процессе жизни общества, либо целенаправленно и навязывается властью. Политические лидеры всегда создают национальные символы как основу для их политического курса. Классификацию политической символики можно представить следующим образом:• Национально-государственная политическая символика (герб, гимн, флаг).• Архитектурные комплексы (здания, сооружения - Верховная Рада, Кремль и проч.). Московский Кремль, китайская стена, Белый Дом, и т.п.).• Знаки отличия (регалии высших лиц государства, форма одежды, ордена, медали, значки и пр.).• Денежные знаки (на них часто нанесены символы, имеющие отношение к стране). • Политическая топонимика (наименования улиц, городов, стран и т.д.).• Наглядно-агитационная символика (наглядная агитация, относящаяся к политической рекламе).• Политико-музыкальная символика (народные и революционные песни, популярные мелодии).• Предметно-объектная политическая символика (предметы, объекты значимые для нации - Царь-пушка и Царь-колокол в России).• Люди как политические символы (политические лидеры – Леди Ю (Юлия Тимошенко), герои - Илья Муромец, вымышленные персонажи - дядя Сэм в США).• Условно-графическая символика (геральдические знаки, звезды, кресты, львы, грифоны – Герб Крыма).• Политический язык (специальная терминология, языковые конструкции – «Нас багато, нас не подолати», «ТАК»). • Политическая мода и стиль (пристрастия сторонников партии, движения, выраженные в одежде и поведении).• Символы места и времени (границы, столицы, национальные праздники, нередко привязывают к этой символике – «Оранжевая революция») задачей политических символов есть объединение народа страны. Они выполняют объединяющую и мобилизирующую роль, являются средством агитации. Приверженность политическим символам выявляет обозначение политической позиции, с помощью системы политических символов формирование, органзация и регулирование политической жизни.

41. Основные разновидности политической идеологии.-ВОПРОС 35
42. Трансформация политической культуры при переходе от тоталитаризма к демократии.
43. Особенности политического сознания современного российского общества.
На современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей либо трансформировались, либо исчезли. С распадом СССР некогда могущественная коммунистическая идеология, имевшая статус государственной, перестала определять приоритеты в массовом сознании. Так, в длительном кризисе находятся чрезвычайно важные и традиционные для российского сознания представления о патриотизме. Государственнический патриотизм советского образца сегодня имеет мало приверженцев из-за того, что в нем доминировал диктат государства, а не идеал свободы, самостоятельности и ответственности граждан. Одна из важных особенностей политического сознания россиян состоит в том, что им предлагается соединить государственность и идеи патриотизма с идеями индивидуальной свободы и гражданственности. Изучение массового политического сознания в России свидетельствует о том, что в нем есть ряд идей, которые принимаются большинством населения. Это - "идеи самоценности человеческой жизни, личного достоинства, свободы, равенства всех граждан перед законом, священности и неприкосновенности собственности" (Т. Кутковец, И. Клямкин). Установки тоталитарного общества "подчинять личное общественному", по мнению некоторых исследователей, начинают уступать свое место новым жизненным ценностям. Но это еще не означает, что сегодняшний россиянин становится на позиции убежденного антигосударственника, не принимающего государственной опеки, патронажа, в первую очередь в социально-экономической сфере. В сознании постсоветского человека сильна позиция традиционности. В закрытом советском обществе планово-командной экономики с исторически сложившимся антисобственническим, антирыночным менталитетом населения, с социально-иждивенческой, уравнительной психологией бедность рассматривалась как добродетель, а эгалитаризм - как ключевое звено в построении справедливого общества. Эгалитаризм исходит из естественного стремления людей к равенству и социальной справедливости. Однако проблема равенства в политическом контексте решается по-разному. Существо этих различий показал А. де Токвиль, дав либеральное понимание равенства как "равенства условий существования" в противоположность "равенству в результатах" в его социалистической трактовке. В российском массовом политическом сознании такие ценности, как коллективизм, справедливость, духовность, терпеливость воспринимаются в качестве основных проявлений духовной самобытности России, как ее главное достояние.

44. Особенности процесса формирования национально-государственной идеи в современной России.
национальная идея способна гармонизировать весь спектр политических отношений и в ряде случаев придать им смысл или даже изменить их. В.В.Путин на одной из встреч в 2004 г. заявил, что национальной идеей для страны должна стать ее конкурентоспособность. «Национальная идея в политическом дискурсе России». Суть ее заключается в том, что «первая составляющая понятия – “национальная” – определяет его сущностные основания, вторая – “идея” – функциональное наполнение». Понятие «идея» тесно связано понятием «идеал», то есть, национальная идея – это социокультурная целостность, возникающая благодаря продуцированию системы базовых идеалов базовой национальной культуры.
Сегодня зачастую определение национальной идеи сводится к оптимальному поведению человека на пользу себе и обществу. В России же национальная идея всегда была чем-то метафизическим, имевшим связь с Небесами, и фактическое выражение при этом было излишним, как излишни для православного человека попытки раскрытия тайны Святой Троицы, например. Русская национальная идея существовала в свое время в известной концепции «Москва – Третий Рим» и получила свое выражение в формуле «Православие – Самодержавие – Народность».
Особая роль отводится государственной идеологии, своеобразному «фильтру», который в идеале должен регулировать все то многообразие тенденций, которые поступают из внешнего, по отношению к нации, мира, и адаптировать национальную идею к современным реалиям.В современной России речь не идет о признании религии государственной, а о принятии ее основ за базовые постулаты национальной идеи. В своих попытках интеграции в мировое сообщество Российская Федерация следует основным принципам, которые принимаются за основу западными государствами в современном мире.Разумеется, религиозная свобода для них – это одна из основных свобод человека, и ссылка на идеалы любой религии в национальной идее многоконфессиональной России будет означать, по представлению Запада, очередное нарушение прав человека.

45. Политический менталитет: факторы формирования и проблема единства и устойчивости.
единая, синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется в результате осмысления политического опыта индивидуальным и коллективным политическим сознанием и выражает актуальные для данного политического коллектива ценности.Ментальное осознание, в отличие от рационального, не имеет четко выраженных границ; способ его формирования, зачастую, погружен в бессознательное. Создателем его можно считать народ, представление которого осуществляется анонимно в мифологическом сознании, и элиту, осмысливающую политический опыт в форме идеалов, символов, ценностей, стереотипов, и других феноменов политического сознания. Актуальное ментальное сознание возвращается в <народ>, приобретая догматическую укорененность.ПМ-т всегда прост и доступен для понимания, если он вырастает на фундаменте естественной культуры. Он погружен в традиции, естествен для понимания, постоянно реализуется в политической практике. Ментальное сознание складывается начиная с рождения человека и формируется всю жизнь. Воспитание, образование, политическая и общественная социализация, политические культура и участие, электоральное поведение, политическая элитаризация - все эти моменты воздействуют на формирование политического менталитета. Входят в менталитет и заимствования из иных политических культур. Подобные заимствования по-разному модифицируют господствующую ментальность.В этом отношении можно говорить о дифференциации ментальности, которая в своей реальности воспроизводит структуру политической культуры. Элитные субкультуры могут иметь ментальность, далекую от материковой. В этом случае политическая ментальность будет основана на заимствованиях. Превращенная ментальность свойственна и для политических маргиналов, ее особенность может быть самой удивительной, воспроизводя социокультурную феноменологию той или иной маргинальности. В обществе, где осуществляется политическое и социальное конструирование, в особенности в эпоху кризисного воспроизводства, менталитет неустойчив, носит внешний характер, дезориентирует людей. Старые привычные ценности разрушаются, новые ценности находятся либо в стадии становления, либо иллюзорны.Состояние российского менталитета к концу XX в. можно считать трагичным, парадоксальным и кризисным. За семьдесят лет Советской власти возникла новая ментальность, затем она была разрушена. Новые ценности являются предметом спекуляции. Народ дезориентирован. Ясность внесет реальная жизнь.Полученные знания, ориентации, ценности и установки в совокупности образуют политический менталитет

46. Неоконсерватизм: как результат развития либеральных идей. Его история и современное состояние.
Существуют две трактовки неоконсерватизма: 1) как современното консерватизма, приспосабливающего традиционные для него ценности и представления к реалиям постиндустриальной (позднеиндустриальной) эпохи, и 2) как идеологического течения, обогащающегося и развивающегося в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом. И в первом, и во втором случаях возникновение неоконсерватизма связывается с рубежом 60—70-х гг., когда ускорение темпов общественной жизни, нарушение в ней равновесия духовного и экологического начал, появление разнообразных проблем глобального масштаба поставили под сомнение приемлемость некоторых первичных ценностей индустриальной цивилизации, когда под непрестанным напором ускоряющт•ся перемен возник серьезный кризис в ориентациях, выразившийся в осложнении процессов социальной адаптации человека. приоритеты семьи и религии, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение к закону, предпочтение крепкого государственного порядка и стабильности, сохранение универсальных нравственных установок, препятствующих духовному опустошению людских душ, и т. д.
неоконсерватизм сегодня выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям стабильности и преемственности. Права человека рассматриваются при этом с точки зрения их естественного и социального обоснования;
— в этнокультурной сфере Неоконсерватизм исходит из убеждения, что под любым универсализмом скрывается тот или иной этноцеНтризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание, что каждый народ имеет Собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, обычаи, и только все они в совокупности составляют то, что принято считать человечеством.
Неоконсерватизм представляет собой многослойное и сложное образование, в котором соседствуют порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы. Как отмечал Л. Аллисон в 1984, консерваторы являются одновременно “индивидуалистами и Коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми”. Разнородные и противоречивые идеи и рецепты решения возникающих ь современном мире проблем, выдвигаемые разными течениями неоконсервативного движения, делают Нелегкой задачу различения Соответствующих идейно-политических групп и течений. Достаточно сказать, что в западной литературе существует серьезный разнобой в причислении к одному из указанных направлений Р. Рейгана, М. Тэтчер и Г. Коля, которых одни авторы называют неоконсерваторами, Другие — новыми Правыми, а первых двух нередко причисляют к консерваторам-радикалистам. Расхождения между известными разновидностями современного консерватизма коренятся не столько в исходных принципиальных установках, сколько в степени концентрации внимания на тех или иных аспектах. Это относится и к консерваторам-традиционалистам в их национальных вариантах — голлизму во Франции, торизму в Англии или социал-консерватизму в ФРГ. SO-e гт нашего столетия ознаменовались активизацией деятельности и усилением позиций консервативных сил в ведущих странах Запада. В 1983 был создан Международный демократический союз, объединивший консервативные партии Западной Европы, Республиканскую партию США, Либерально-демократическую партию Японии и австралийских консерваторов. М. Тэтчер приветствовала новый “консервативный интернационал как великое средоточие мысли и духа”.

47. История идеи социал-демократии в современной мире и России. (Соц. интернационал).
До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии — как марксистов, так и последователей Лассаля. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров — Владимира Ильича Ленина и Розу Люксембург, и умеренных эволюционистов — Карла Каутского или Эдуарда Бернштейна. Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия в то же время делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность в принципах свободы.
Истоки социал-демократии коренятся в эпохе ранней промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Когда стало ясно, что необходимо предпринять некоторые изменения, чтобы успокоить недовольство масс, правительства, до недавнего времени полностью поощрявшие буржуазию, начали делать уступки, чтобы предотвратить народные волнения, способные перерасти в социальную революцию. Среди этих уступок основными были: 5-дневная рабочая неделя и 8-часовой рабочий день, сверхурочная плата и улучшенные условия труда.
Со временем, многие страны развили систему государства всеобщего благосостояния, само название которой свидетельствует о том, что она предусматривала повышение благосостояния каждого отдельно взятого гражданина. Такая концепция чаще всего снабжает население базисными потребностями типа всеобщего образования, здравоохранения и пособия по безработице.в годы «Великой депрессии» многие государства обратились за помощью к социал-демократическим партиям, которые с помощью государственного регулирования быстро справлялись с кризисной ситуацией. Примером тому является Швеция, где первое полностью социалистическое правительство Ханссона смогло стабилизировать ситуацию всего за два года, и после этого шведские избиратели в большинстве своём голосуют за Социал-демократическую партию Швеции практически на всех выборах.
Недавний крах восточноевропейских социалистических государств привёл социалистов во всём мире к пересмотру части их доктрин, включая централизованное планирование и национализацию промышленности. Политика некоторых социал-демократических лидеров, например, «третий путь» Тони Блэра или Герхарда Шрёдера, подобно либерализму делающий опору на «средний класс», подвергалась острой критике левого крыла их партий, поскольку она поддерживает интересы скорее не трудящихся, а средней буржуазии.
Несмотря на определенную потерю политического влияния и кризис в социал-демократическом движении, идеи демократического социализма продолжают быть весьма популярными
В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства.
1)Защиту прав человека.Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).Политический и идеологический плюрализм.Социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку.Ограниченное государственное регулирование экономики.Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.Принцип справедливой торговли.Равноправие и защиту всех форм собственности.Создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным.Национализацию стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеообрабатывающей промышленности и энергетике.Социальное партнерство между трудящимися и работодателямиСотрудничество с профсоюзами.Сокращение разрыва между богатыми и бедными.Поддержку неимущих слоев населения Создание «государства всеобщего благосостояния».Систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую: Ограничение рабочей недели (до 35-40 часов)Улучшение условий труда рабочих.Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую: Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны.Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны.Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице.Государственную помощь для ухода за детьми.
2)Средний или высокий уровень налогообложения, необходимый для финансирования государственных затрат.
3)Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не настолько радикальных, как проекты «Зелёных»).Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций.


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку