-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в alexis7

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.07.2007
Записей: 460
Комментариев: 3672
Написано: 7416


Охота: Картины Н.Е.Сверчкова

Понедельник, 06 Октября 2008 г. 20:38 + в цитатник
Этот рассказ можно считать своеобразным продолжением моего предыдущего поста "Псовая охота"
14 мая 1896 года — чудный солнечный день в Первопрестольной. В Успенском соборе древнего Кремля только что закончилась церемония венчания на царство последнего русского Императора. На 3 часа дня назначен торжественный обед в Грановитой Палате по случаю коронации. Вовремя собрался весь разодетый высший свет Российской Империи и именитые иностранные гости.
Приближался момент, когда обер-шенк должен был подать Государю большой золотой кубок с вином и возгласить: «Его Величество изволит пить!». На этот раз традиция была нарушена: тост провозглашен не был, хотя как и полагалось, «чужеземцев» попросили удалиться в другие залы. На пиршестве в Грановитой Палате могли присутствовать только верноподданные Государя Императора. Престарелый Министр Двора граф Воронцов-Дашков и устроитель всех торжественных коронаций генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергеи Александрович неотступно следовали за царем, и оба были на высоте положения. Изысканно составленное меню поражало самых тонких и искушенных ценителей русской и европейской кухни.
«Ваше превосходительство! — обратился совсем юный гость к сидевшему справа от него пожилому действительному тайному советнику. — Не находите ли вы несколько странным вкус и вид этого рябчика?» — «Вовсе нет, сударь. Весь секрет заключается в необычном рецепте его приготовления, и я вам его раскрою, — последовал ответ.— Извольте: рябчиков покупают уже в разложившемся виде. Затем их во всем оперении зарывают в землю и извлекают оттуда лишь тогда, когда в них заведутся черви. Потом их запекают обмазанными в глине. Перья отлетают вместе с глиной, и получается рябчий студень — шедевр кулинарии. А называется это блюдо «рябчик по-сверчковски», в честь его изобретателя — художника Сверчкова, ныне здравствующего»,— закончил свой лукавый рассказ важный сановник. Видимо, не понаслышке он знал о гастрономических увлечениях прославленного живописца. Лишь одно было неизвестно рассказчику: на тот момент Сверчкову оставалось прожить всего два нелегких года. Полуслепой, с почти не владеющей правой рукой, он доживал свой век в Царском Селе, практически не работая.
О придуманном им экстравагантном блюде скоро забудут, а память о художнике Сверчкове жива и поныне. В 2008 году исполняется 110 лет со дня его смерти. Эта дата возможно останется незамеченной, как и в свое время 100-летняя годовщина. Можно еще раз напомнить, в первую очередь охотникам, основные вехи жизненного и творческого пути замечательного мастера.

Вся жизнь Николая Егоровича Сверчкова (1817-1898 гг.) была связана с Петербургом.

 (407x452, 84Kb)
Н. Е. Сверчков. Фотография с гравюры


Здесь он в возрасте 10 лет поступил в Воспитательную школу при Императорской Академии художеств, которую из-за болезни был вынужден оставить. Доучивался в общеобразовательном Петропавловском училище. А в 16 лет по желанию отца был определен на службу в Министерство внутренних дел. С детства, однако, страсть к искусству и лошадям отличала его, и он не переставал в основном самостоятельно заниматься рисунком и живописью. Значительное место в его художественном творчестве и увлечениях занимает и охота, где, наряду с лошадями, центральное место занимает образы собак, верных помощников охотника.

 (699x487, 68Kb)
Н.Е.Сверчков. Лошади и борзые


Постепенно он развил заложенные в нем природные способности до такой степени, что в 1839 году осмелился выставить свои картины («Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сверчковой») на академической выставке. Успех был настолько очевиден, что Академия художеств удостоила его звания свободного художника. Убедившись в несомненном таланте сына, отец разрешил ему на следующий год оставить службу. С этого времени Сверчков всецело отдается любимому увлечению, зарисовывая животных...

 (699x481, 67Kb)
Н.Е.Сверчков. Собака и заяц. Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко, Херсон


За «Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона» в 1852 г. Сверчков получил звание академика живописи, а еще через три года - титул профессора.
Известность и популярность Николая Егоровича росли вместе с его мастерством. Император Александр ІІ подарил Сверчкову участок земли в Царском Селе, на котором тот построил дом с большой мастерской в нижнем этаже и рядом - конюшней.
Картины художника наполнены глубокими чувствами. Например, сколько сочувствия и сопереживания вызывает, например, «Охотник, застигнутый зимней вьюгой» (1872). На картинах этой серии невзгоды охотника, как правило, разделяют его вечные спутники и верные друзья — конь и собака.

 (512x699, 78Kb)
Н.Е.Сверчков. Охотник,застигнутый вьюгой. 1872. Тульский областной художественный музей, Тула


Сверчкова увлекает охота.

 (699x560, 68Kb)
Н.Е.Сверчков. Охотники. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород


Поэтому неудивительно, что охотничья тема в его творчестве занимала почетное место.

 (699x495, 64Kb)
Охота в Ропше. 1857. Ульяновский художественный музей, Ульяновск


Он посвятил ей и свои большие многофигурные картины, и множество рисунков и акварелей.

 (699x522, 95Kb)
Н.Е.Сверчков. Охотник. Привал на охоте. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород


Художник особенно хорошо знал тонкости псовой охоты, чисто русского национального увлечения.

 (700x496, 79Kb)
Н.Е.Сверчков. Охота на волка. 1873. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск


А будучи к тому же умелым рисовальщиком диких животных, собак и лошадей, Сверчков добивался в своих охотничьих произведениях такой достоверности, что они не оставляли равнодушными ни искушенных знатоков живописи, ни опытных охотников, ни обыкновенных зрителей.

 (699x481, 75Kb)
Отдых охотника. 1865. Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова, Красноярск


Одна из таких работ — «Преследуют волка» — посвящена травле хищника из-под борзых.

 (650x321, 90Kb)
Н.Е. Сверчков. Преследуют волка

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
к сожалению, в лучшем качестве фоторепродукции этого картины художника у меня нет

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Запечатлен тот миг, когда лихие борзые, спеющие за зверем, совсем уже близко от него. Через мгновенье правая, скамьистая борзая сделает бросок и возьмет его по месту. Другая борзая почти не отстает от первой - они вместе накроют волка. Сверчков совершенно точно подметил момент, когда в предчувствии броска собаки борзятник уже осаживает разгоряченного коня, чтобы стремглав соскочить на землю и заколоть или сострунить серого.

В картине «Псовая охота» (1863) на первый взгляд трудно понять, что же хотел изобразить художник. Двое выжлятников и доезжачий показаны верхом с поднятыми в правой руке арапниками, рядом — англо-русские гончие.
Наверно, Сверчков сознательно избегал здесь введения конкретного зверя, давая шанс зрителю самому решить, о какой охоте идет речь. Знавшим о существовании пантомимных сигналов псовой охоты специалистам несложно было определить смысл этой композиции, означавшей травлю лисицы.

 (524x699, 105Kb)
Н.Е.Сверчков. Охота с борзыми. 1889. Частное собрание

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
фоторепродукции картины "Псовая охота" (1863) у меня нет, поэтому поместил другую, которая близка по теме к выше названной

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
На другом полотне — «Затравили» — дана сцена окончания сборной охоты. Затравленный зверь уже принят от собак спешившимся борзятником, который держит его за уши и приготовил палку для сострунивания хищника. Его напарник подносит ему для этой цели веревку. К английскому седлу стоящего в стороне коня приторочен лисовин. Двое товарищей во весь опор спешат к месту действия.

 (477x698, 76Kb)
Н.Е.Сверчков. Охота. 1881. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
Опять-таки фоторепродукции картины "Затравили" у меня нет, поэтому поместил выше другую, которая близка по характеру к выше названной

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Николай Егорович дружил со многими знатными и состоятельными современниками. Совместное с ними участие в охотах в богатых раздольных угодьях давало ему неоценимый художественный материал. Он работал без устали по 10 —12 часов в день. Только в 1854 г. им было написано 50 картин маслом.

 (700x476, 84Kb)
С охоты. 1860. Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Оренбург


Отсутствие специального образования заметно сказывалось на его ранних произведениях, в которых видны преобладание рисунка над колоритом, определенная скупость красок, однообразие цвета и т. п.

 (699x482, 68Kb)
Н.Е.Сверчков. В бурю зимой.


Однако постепенно Сверчков избавляется от первоначальных недостатков и уже в 1850-е г проявляет себя как вполне тонкий колорист, в живописи которого исчезают локальность и сдержанность красок. Многие картины его наполнены лиризмом, светлым и радостным настроением, цветовая гамма их ласкова и нежна.

 (700x436, 87Kb)
Н.Е.Сверчков. Охотники в степи. 1873. Частное собрание


Рисунок художника с годами приобретает уверенность и легкость, а вместе с тем и динамическую выразительность, что особенно заметно в большинстве сюжетов, посвященных псовой охоте.

 (463x699, 77Kb)
Н.Е.Сверчков. Возвращение с охоты. 1870. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси


Николай Егорович близко сошелся с Н. А. Некрасовым и подолгу гостил в его ярославском имении Карабиха. Вместе ездили на крестьянские праздники, участвовали в литературных вечерах. Ну и, конечно, охотились.

 (700x396, 69Kb)
Н.Е.Сверчков. Отдых на охоте. Ярославский художественный музей, Ярославль


Дружбе с "кающимся помещиком" обязаны несколько картин и рисунков к его произведениям: «Мороз, Красный нос», «Мужичок с ноготок»...

 (700x418, 44Kb)
Н.Е.Сверчков. Откуда дровишки. Частное собрание

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
выше представленная фоторепродукция картины Н.Е.Сверчкова - в качестве отдыха от темы "Охоты"

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Последний тоже не терял время даром и гусиным пером прославлял любимое занятие:

Варом варит закипевшая стая,
Внемлет помещик, восторженно тая...

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
фрагмент из поэтического произведения «Псовая охота»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
 (699x441, 56Kb)
Н.Е.Сверчков. Псарь. 1860-1870-е. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Приобщение Сверчкова к медвежьим охотам помогло ему в создании целого ряда живописных и графических работ на эту тему.

 (468x698, 65Kb)
Н.Е.Свечков. На медведя


Очень динамично и экспрессивно представлены усилия лошадей и охотников в картине «Везут убитого медведя». Никакая пурга не остановит «победителей». Редкая удача удесятеряет их силы. Так же профессионально выполнена «Охота на медведя» (1885). Хорош и пейзаж: от запорошенного снегом хвойного леса, слабо освещенного вечерним закатным солнцем, веет величавым спокойствием русской зимы.

 (699x372, 41Kb)
Н.Е.Сверчков. Охота на медведя. 1885. Витебский художественный музей, Витебск


В аналогичном произведении «Облава» (1889) автор показал медвежью охоту, которую мог позволить себе только состоятельный барин: с привлечением многочисленных кричан и опытных загонщиков.
Как раз «Возвращение с медвежьей охоты» и покорило французского Императора Наполеона III, купившего представленную на Всемирной выставке в Париже в 1863 г. картину Сверчкова. Счастливый художник, о мастерстве которого с похвалой отзывались в парижских салонах, был ко всему прочему награжден орденом Почетного легиона. Позже на Всемирной выставке в Лондоне были куплены его 8 картин и 32 акварели.

 (699x582, 95Kb)
Н.Е.Сверчков. Охотники. 1882. Тульский областной художественный музей, Тула


Николай Егорович слыл добрым, отзывчивым и общительным человеком. Но далеко не все в его жизни было светло и радостно, были утраты, размоловки (об этом можно немного рассказать в последующих постах).
И все же Н. Е. Сверчкова не постигла судьба многих его соотечественников: С. С. Ворошилова, К. С. Высотского, В. Л Муравьева и многих других. Большая часть того, что он создал, сохранилась, украсив личные коллекции, многочисленные музеи и галереи необъятной России.
Завершить этот пост можно суждением корифея охотничьей живописи - Н. С. Самокиша, утверждавшего, что «Сверчков вписал свое имя в летопись русской культуры многими блестящими произведениями своего таланта, и его имя займет место наряду с самыми видными представителями нашего родного искусства». С тех пор прошел целый век, и время подтвердило, что он прав.

Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы (699x436, 77Kb)
Н.Е.Сверчков. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Продолжение о живописи и жизни Н.Е.Сверчкова ожидается
Рубрики:  живопись и иллюстрации
Животные
Фото и иллюстрации
традиции и культура народов мира
Метки:  

Процитировано 10 раз

Парашутов   обратиться по имени Вторник, 24 Марта 2009 г. 00:22 (ссылка)
Замечательный подробный интересный пост! Спасибо огромное! Сейчас осваиваю в своем Дневнике тему охоты, и Ваша информация о Сверчкове - просто уникальная находка! С радостью заберу ее себе в Цитатник!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 25 Ноября 2010 г. 18:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Парашутов

как бы ты по цитатнику не огреб..
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Kittyblanka   обратиться по имени Четверг, 03 Февраля 2011 г. 00:43 (ссылка)
Благодарю Вас!!! Это великолепие!!!:heart:
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку