-÷итатник

Ќаставлени€ по восхождению на горные вершины - (0)

Ќаставлени€ по восхождению на горные вершины ¬ыберите подход€щую горную вершину. ѕ...

ƒревнеегипетска€ архитектура 100 лет назад и сейчас - (0)

ƒревнеегипетска€ архитектура 100 лет назад и сейчас   —равнение старых и новых фотогра...

Ёнергетические картины - (0)

Julia Watkins \ Ёнергетические картины Ћ”ЌЌјя “јЌ÷ќ¬ў»÷ј Ёнергетическа€ картина "Moon...

ј“ЋјЌ“»ƒј. ¬елика€ цивилизаци€ прошлого - (0)

ћатериал вз€т, в основном, из ченнелингов јрхангела ћетатрона через ƒжеймса “иберонна.  омпоновка...

ѕервые экспедиции в ≈гипет, 1849 год - (0)

‘отографии из первых экспедиций в ≈гипет. –етро фото. ≈гипет в 1849 году. “уристов там пока не...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Al_Roy

 -ѕодписка по e-mail

 

¬озрастные этапы и их потенциальные дары

—реда, 16 ƒекабр€ 2009 г. 18:02 + в цитатник

¬озрастные этапы и их потенциальные дары.

 

∆изнь взрослого человека отнюдь не €вл€етс€ ровной дорогой. »зменени€ в нашей жизни посто€нны и предсказуемы, и это непреложный факт, который часто выпадает из внимани€ в захватывающей нас повседневной текучке. » тогда люба€ закономерна€ перемена воспринимаетс€ как непри€тна€ неожиданность, а иногда и как катастрофа…

ј если человек воспринимает свою личность не как механизм, сформировавшийс€ по окончании детства, а как процесс развити€, то жизнь в 25 или 30 лет или при переходе в средний возраст будет интригующей, обещающей сюрпризы и радости открыти€.

ќсобенно хорошо это понимают мистики и поэты. Ўекспир писал о том, что человек при жизни проходит 7 ступеней (монолог “¬се ступени мира” в пьесе “ ак вам это понравитс€”). «а много веков до Ўекспира в индуистских трактатах были описаны 4 определенных состо€ни€ человека, 4 ступени жизни, кажда€ из которых вызывает последующую: 1) обучающийс€; 2) владелец дома; 3) уединенна€ жизнь; 4) завершающа€ ступень, на которой “человек равнодушен ко всему и ничего уже не хочет”.

≈стественно и многие другие исследователи, которых интересовала человеческа€ жизнь, – психологи, философы, социологи, культурологи, духовные учител€ – отследили эти закономерные этапы. ¬ данном случае, € обрисую некую ретроспективу, представлю мозаику из их наблюдений, концепций с опорой на свой жизненный опыт и свои наблюдени€. ¬ чем-то эти концепции могут расходитьс€, в чем-то будут похожи, в чем-то очень дополн€ют друг друга.

 

»з современных исследований на эту тему более всего известна концепци€ жизненного цикла Ё. Ёриксона. ќн создал схему, показывающую, как последовательно разворачиваетс€ жизнь.  ажда€ ступень заканчиваетс€ кризисом. ѕричем “кризис” он рассматривает не как катастрофу, а как переломный момент, период, св€занный с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом. Ёриксон осторожно отметил, что не рассматривает всЄ развитие человека как серию кризисов.

ќднако он считал, что развитие личности происходит в процессе прохождени€ через критические точки, так называемые точки бифуркации на €зыке системного подхода, иначе говор€, это точки ветвлени€ вариантов развити€, как в песне у ј. ћакаревича: «ѕерекресток семи дорог, вот и €…». ¬ этих “критических точках” происходит выбор пути, они характеризуют моменты прин€ти€ прогрессивных или регрессивных решений, т.е. решений, вывод€щих на новый уровень, в новое качество, или отбрасывающих назад, ведущих к деградации. ¬ этих точках человек добиваетс€ достижений или терпит неудачу, получа€ будущее несколько лучше или несколько хуже, но в любом случае измененное.

—ледует также отметить, что в переходные моменты наш образ жизни подвергаетс€ внезапным изменени€м в 4-х измерени€х. 1-е измерение: внутреннее ощущение себ€ по отношению к другим. 2-е измерение: чувство безопасности и опасности. 3-е измерение: наше воспри€тие времени — достаточно ли у нас времени, или мы начинаем чувствовать его нехватку. 4-е измерение: ощущение физиологических изменений. ¬се эти ощущени€ задают основной тон жизни и подталкивают нас к тем или иным решени€м.

Ёриксон описал 4 ступени зрелости. ќн определил центральный вопрос развити€ в каждый период как основу, которую личность может обрести или потер€ть. Ќа первой ступени зрелости в подростково-юношеском возрасте, где-то от 12 до 19 лет, главным вопросом €вл€етс€ жизненное самоопределение – «кем быть?», «каким быть?», активное экспериментирование, формирование мировоззрени€, пробование себ€ в различных рол€х. ј альтернативой решени€ этих вопросов может стать неопределенность в себе и в жизни, путаница в моральных и мировоззренческих установках, рол€х… ¬ случае успешного прохождени€ этого этапа у человека формируетс€ такое качество как ¬ерность, в первую очередь себе… √лавным вопросом на второй ступени зрелости в возрасте от 20 до 25 лет €вл€етс€ интимность (близость), удовлетворенность личной жизнью, а альтернативой этому – избегание людей, близких, интимных отношений, неразборчивость в отношени€х. ќп€ть же в случае успешного прохождени€ этапа формируетс€ такое качество как Ћюбовь.  лючевым вопросом на третьей ступени зрелости (возраст от 26 до 64 лет) €вл€етс€ продуктивность, производительность, творчество, процесс, при котором индивидуум становитс€ творческой личностью в новом смысле, принима€ на себ€ определенные добровольные об€зательства. ƒругой вариант проживани€ этого этапа – застой, непродуктивность, эгоцентризм. ѕри успешном же прохождении этапа формируютс€ такие качества как ќтветственность и «абота. », наконец, на четвертой ступени зрелости (от 65 лет и до конца жизни) главным вопросом €вл€етс€ цельность, ощущение полноты и полезности прожитой жизни, понимание, что смерть не страшна. јльтернатива этому – отча€ние, ощущение, что жизнь прожита зр€, страх смерти. ”спешное прохождение этого этапа также подразумевает формирование такого качества как ћудрость.

„еловек продвигаетс€ с одного этапа на следующий лишь в том случае, если начинает работать над решением новой задачи развити€ и создает новую структуру своей жизни.

—огласно наблюдени€м, ни одна структура не может оставатьс€ неизменной больше 7-8 лет.

 

ƒругой исследователь, €вл€ющийс€ в то же врем€ ћастером духовной традиции, »горь  алинаускас говорит о трЄх наиболее типичных кризисах смысла жизни у человека: подростковом - в 13-14 лет, личностном - в 25-27 лет, сущностном - в 37- 40 лет.

ѕочему именно эти периоды? ¬ подростковом возрасте происходит перестройка всего организма и психики, выключаетс€ механизм жизни за счет поглощени€, и человек начинает жить на своей энергии, реализу€ свою индивидуальность, свои телесные потребности. Ѕазальна€ программа периода – реализаци€ биологической программы, поиск партнера и продолжение рода. ¬ этом возрасте больше всего внимани€ удел€етс€ утверждению своей неповторимости, уникальности.

¬ 25-27 лет механизм индивидуальности выключаетс€, и источником энергии становитс€ личность, т.е. начинают доминировать сознание и социальные потребности. Ѕазальна€ программа - обеспечить социальную территорию, добитьс€ определенного социального положени€, профессиональной реализации.

¬ 37-40 лет личность как источник энергии выключаетс€, таким образом источником ее становитс€ сущность человека или душа. ¬ этот период постепенно угасает мотиваци€ достижени€, и человек переориентируетс€ на смысл, на духовные ценности, возникает так называемое «томление духа». Ёто период реализации высших потребностей, то, что ј.ћаслоу назвал самоактуализацией. Ќедаром же во многих духовных школах начинали серьезно обучать с 35 лет.

 

»нтересными также €вл€ютс€ наблюдени€ многих социальных психологов и социологов о некоторых заметных возрастах в нашей жизни. ѕозволю себе привести здесь эти описани€ с включением и своих наблюдений.

„то € хочу в двадцать лет.

¬ этот период мы сталкиваемс€ с вопросом, как удержатьс€ во взрослом мире. Ќаше внимание полностью переключаетс€ на исследование внешней ситуации и себ€ в ней: “ то € здесь? √де правда?”. «атухает внутренн€€ борьба юношеских противоречий: “ ак мне воплотить мои мечты?  акой путь выбрать дл€ начала? ¬ какую сторону пойти?  то может мне помочь?  ак добитьс€ цели?”

¬ этот наиболее продолжительный и стабильный (по сравнению с переходом к нему) период перед человеком встают большие и трудные задачи. ѕредставление об осуществлении мечты наполн€ет жизненной энергией и надеждой, дает возможность подготовитьс€ к основному делу жизни, найти наставника, создать интимные отношени€, и все это происходит в определенной последовательности. ѕерва€ пробна€ структура, которую мы создали, испытываетс€ жизнью.

ќдно из типичных заблуждений двадцатилетних – внутреннее убеждение в том, что выбор, который они сделали, €вл€етс€ окончательным. Ёто в большинстве случаев неверно. »зменени€ в выборе не только возможны, но, зачастую, и неизбежны.

«десь может сработать один из двух импульсов. ѕод воздействием первого импульса возникает желание построить прочную безопасную структуру на будущее и готовность прин€ть на себ€ высокие об€зательства. ќднако люди, прин€вшие уже готовую форму, не анализиру€ ситуацию, веро€тно, чувствуют себ€ словно взаперти.

¬торой импульс побуждает изучать и экспериментировать, сохран€€ динамичную, легко мен€ющуюс€ структуру. ќн охватывает людей, которые в экстремальных услови€х, столкнувшись с трудност€ми, мечутс€ с одной работы на другую, растрачива€ свои двадцать лет в зат€нувшемс€ переходном периоде.

’от€ выбор двадцатилетних не окончателен, он все равно включает ту или иную жизненные модели. Ќекоторые ведут скрытный образ жизни, другие живут одним днем, третьи забот€тс€ о ком-то, и так далее.  аждый человек, проход€ все жизненные периоды, сталкиваетс€ с отдельными элементами различных моделей жизни и испытывает их вли€ние.

ќдолеваемые иллюзи€ми и верой в силу воли, мы в двадцать лет часто полагаем, что наш выбор есть единственно правильный курс в жизни. ћы хмуримс€ и выражаем недовольство при малейшем намеке на то, что похожи на своих родителей. ћы готовы согласитьс€ с тем, что двадцать лет родительского воспитани€ наход€т отражение в наших реальных действи€х и отношени€х. Ќо наш девиз гласит: “я не такой. я совсем другой”.

 огда «стукнуло» тридцать.

ѕриближа€сь к тридцатилетию, мы начинаем ощущать в себе новые жизненные силы. ћногие обвин€ют всех и вс€ в том, что выбор, сделанный ими в двадцать лет, был неудачен, и все свод€т к росту карьеры. ћожет быть, на самом деле в тот момент выбор был прекрасен, но сейчас он уже не удовлетвор€ет человека.  акой-то внутренний аспект, оставленный без внимани€, сейчас пытаетс€ про€витьс€. » человек оп€ть поставлен перед необходимостью выбора. “ребовани€ к личности изменились и ужесточились. ¬ работе происход€т большие перемены, путаница и часто кризис, и человек, жела€ выплеснуть отрицательные эмоции, в то же врем€ мечтает обрести опору в жизни.

ѕо€вл€етс€ стремление зачеркнуть пройденный этап жизни и начать все сначала в тридцать лет. Ёто может означать выход на иную дорогу или превращение мечты “стать президентом” в более реальную цель. ќдинокий человек чувствует толчок, побуждающий его искать партнера. ∆енщина, котора€ раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремитс€ выйти в свет. Ѕездетные супруги стрем€тс€ завести детей. » почти каждый, кто уже семь лет живет в супружестве, чувствует недовольство.

≈сли это не приведет к разводу, то вызовет серьезный пересмотр брачного союза и стремлений партнеров. —уть этого состо€ни€ может быть выражена следующими словами: “я собираюсь уйти с этой работы. я здесь уже четыре года. ” мен€ хороший заработок, но нет перспективы. я чувствую неудовлетворенность. ≈сли € подожду еще немного, то будет слишком поздно принимать решение. я хочу добитьс€ успеха. Ќо мысль о том, что € доработаю до шестидес€ти лет и мен€ засосет монотонна€ однообразна€ работа, приводит мен€ то в депрессию, то в бешенство. Ёто мен€ стимулирует. ѕри этом семьдес€т процентов времени, которое € провожу на работе, € удовлетворен ею. Ќо получив сумасбродное задание, € говорю себе: “„то € здесь делаю?” ѕо€вл€етс€ внутреннее ощущение, что € попусту тер€ю врем€. я прилагаю усили€ дл€ того, чтобы найти способ принести больше пользы в общее дело. я говорю: “¬от еще вариант дл€ мен€”.

¬месте со стремлением к профессиональному росту у человека возникает и желание изменить что-то в личной жизни. ќн хочет еще одного или двух детей. “ћысль о доме стала очень значимой дл€ мен€. ƒом – это место, где можно скрытьс€ от проблем и отдохнуть. я не ожидал, что буду так любить свою дочку. я никогда не смогу жить один”.

ћужчина поглощен мысл€ми о выработке ключевых решений в жизни, и это доказывает, что в нем происход€т изменени€, характерные дл€ этого возраста, стремление сосредоточитьс€ на себе. ¬ результате самоанализа он открывает новые грани собственной личности.

— проблемами, присущими этому возрастному периоду, столкнулась и его жена. ќна думает получить второе высшее образование, но в то же врем€ хочет иметь еще детей. ≈сли она останетс€ дома, то ей бы хотелось, чтобы муж больше времени удел€л семье, а не работе. ј вот как он представл€ет себе отношени€ с женой: “я бы не хотел, чтобы мен€ беспокоили. Ёто звучит жестко, однако € не хочу думать о том, что она собираетс€ делать на следующей неделе. ѕоэтому € ей не раз говорил, чтобы она зан€лась чем-нибудь, предлагал вернутьс€ на прежнюю ее работу и получить более высокую должность или найти новую работу или еще что-нибудь. Ќадеюсь, она чем-нибудь займетс€ и мне не придетс€ думать о ее проблемах. я хочу, чтобы она сама принимала решени€”.

¬с€ проблема состоит в том, что он рассматривает это так, как удобно ему, а не ей. ќна сразу подмечает, что он, с одной стороны, дает ей право выбора, а с другой – не желает вникать в ее проблемы. ¬ то же врем€ он отказывает ей в праве “быть эгоистичной” и самосто€тельно принимать решени€ дл€ собственного совершенствовани€. ќбоим не хватает взаимности. ¬от что период “мне уже тридцать” несет дл€ семьи.

ѕериод после 30-ти.

ѕосле тридцати жизнь освобождаетс€ от многих условностей, становитс€ более рациональной и упор€доченной. ћы начинаем обосновыватьс€ в жизни в полном смысле этого слова. Ѕольшинство из нас отбрасывают свои старые корни и начинают растить новые. Ћюди покупают квартиры, дома и всерьез занимаютс€ продвижением по служебной лестнице. ќсобенно этим озабочены мужчины. ”довлетворение брачным союзом (дл€ тех, кто его сохран€ет) несколько снижаетс€ по сравнению с высокой ценностью его и представлени€ми о нем в двадцать лет. Ёто совпадает с расширением контактов и св€зей супружеской пары и с более внимательным отношением к своим дет€м.

¬озраст между тридцатью п€тью и сорока п€тью годами.

¬ тридцать п€ть лет мы оказываемс€ на перепутье. ƒостигнув середины жизненного пути, мы видим, где он заканчиваетс€. ¬рем€ начинает сокращатьс€.

”трата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей – любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. ¬озраст между тридцатью п€тью и сорока п€тью годами — это врем€ опасностей и больших возможностей. ћы можем переосмыслить ориентиры, по которым оценивали собственную личность в первой половине жизни, и те из нас, кто воспользуютс€ этой возможностью, будут искать истину.

„тобы успешно пройти этот кризис, мы должны повторно проанализировать свои цели и произвести переоценку наших мотивов и ценностей, начина€ с сегодн€шнего дн€. “ѕочему € все это делаю? ¬о что € реально верю? „его € действительно хочу в данный момент? „то дл€ мен€ сейчас важно?” Ќезависимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавл€ли, и сейчас оно рветс€ наружу.  ак хорошие, так и “плохие” чувства попытаютс€ осуществить свое право на существование.

ќчень опасно вступать на ненадежный “пешеходный мостик”, ведущий ко второй половине жизни. ћы не можем никого вз€ть с собой в это путешествие в неопределенность. ћы должны преодолеть этот путь одни. Ќам больше не нужно ни у кого спрашивать разрешени€, потому что мы сами обеспечиваем свою безопасность. ћы сталкиваемс€ с особенност€ми нашей натуры, которые до той поры были скрыты.

—ледует, наверное, горевать о том, что старое “€” умирает. ѕринима€ наши подавленные и даже нежеланные качества, мы готовимс€ к внутренней реинтеграции личности, котора€ €вл€етс€ нашей и только нашей — это не кака€-то искусственна€ форма, составленна€ дл€ того, чтобы ублажить культурные традиции или наших партнеров и друзей. ¬начале это темный переход. Ќо анализиру€ свои действи€, мы вдруг замечаем лучик света и начинаем собирать все заново.

∆енщины сталкиваютс€ с этими проблемами раньше, чем мужчины. ¬рем€ заставл€ет женщину внезапно остановитьс€ в возрасте тридцати п€ти лет и провести детальное исследование по всем направлени€м. ќна чувствует, что выбор, который ей предстоит сделать, может оказатьс€ ее “последним шансом”, и поэтому хочет просчитать все возможные варианты. ѕостепенно ее муки и раздумь€, с чего же начать подготовку к новому будущему, смен€ютс€ при€тным чувством свободы. Ќачинает расти убежденность в том, что еще многое предстоит сделать.

ћужчины в этом возрасте тоже чувствуют, что врем€ начинает их подгон€ть. Ѕольшинство из них при этом начинают больше заботитьс€ о своей карьере или создают свое дело. Ёто “мой последний шанс” вырватьс€ вперед. “еперь мужчине уже недостаточно быть простым ведущим менеджером, многообещающим художником, дизайнером или писателем, юристом или экономистом, который имеет стабильный средний доход за хорошую работу. ќн хочет руководить, добитьс€ признани€, стать активным политиком со своей законодательной программой. ¬ период этой интенсивной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменени€, которые двигают его вперед. —амоанализ, которым человек пренебрег в тридцать п€ть лет, €вл€етс€ решающим в сорок.  аковы бы ни были его достижени€, мужчина в этом возрасте обычно испытывает спад, беспокойство, от€гощенность заботами и считает, что он недостаточно успешен. ќн беспокоитс€ о своем здоровье, удивл€етс€: “» это все?” ќн может отказатьс€ от хорошо налаженных структур, включа€ и брак. ¬се больше мужчин ищут в середине жизни новое дело. Ќекоторые ломаютс€. ћногие чувствуют, что произошли изменени€ в направленности энергии, котора€ до сих пор расходовалась лишь на достижение успеха. ¬ мужчинах про€вл€етс€ более нежна€, чувственна€ сторона. ” них про€вл€етс€ потребность в развитии этической грани личности.

ѕериод после 45-ти: завершение обновлени€ и нова€ стабильность или спад и покорность.

ѕримерно к сорока п€ти годам равновесие восстанавливаетс€, по€вл€етс€ чувство стабильности, которое может принести удовлетворение.

≈сли человек отказалс€ про€вить активность в середине жизни, чувство спада перерастет в чувство покорности. „ерез некоторое врем€ человек, остановившийс€ в развитии, лишитс€ поддержки и безопасности. –одители станов€тс€ детьми. ƒети станут отстраненными и отчужденными. ƒруг уйдет вперед.  арьера превратитс€ просто в работу. » каждое из этих событий будет ощущатьс€ как несосто€вшеес€.  ризисное состо€ние вернетс€ где-то к п€тидес€ти годам. » хот€ его удар будет еще мощней, он может подтолкнуть покорного человека среднего возраста к восстановлению жизненных сил.

— другой стороны… ≈сли в эти годы мы найдем новую цель, вокруг которой решим построить подлинную структуру жизни, то они смогут стать лучшими в нашей жизни. Ћичное счастье помогает тем партнерам, которые принимают себ€ и другого такими, каковы они есть: “я не знаю никого, кто бы пон€л мен€ лучше”. –одители могут быть прощены за то, что они выполн€ли свою родительскую функцию как умели и как могли. ƒети могут быть отпущены без сожалений. ¬ п€тьдес€т лет приходит нова€ теплота и умудренность опытом. ƒрузь€ и лична€ жизнь станов€тс€ важны как никогда. Ћюди, которые преодолели середину жизни, чаще всего за€вл€ют, что их девиз сейчас: “Ќе заниматьс€ ерундой”.

 

» на завершение хотелось бы поговорить о так называемых 7-летних циклах, которые отследили и описали психофизиологи и некоторые психологи.  аждые 7 лет тело и ум претерпевают кризис и мен€ютс€.  аждые 7 лет все клетки тела мен€ютс€, полностью обновл€ютс€. ‘актически, если человек живет 70 лет, среднюю продолжительность жизни, его тело умирает и полностью обновл€етс€ 10 раз. «а семьдес€т лет цикл завершаетс€, и если жизнь продолжаетс€, то начинаетс€ новый… ¬от как эти циклы описывает известный мистик ќшо, оп€ть же с моими включени€ми.

»так, в первые семь лет ребенок €вл€етс€ центром всего мира. ¬с€ семь€ движетс€ вокруг него. Ћюба€ его потребность удовлетвор€етс€, в противном случае он капризничает, болеет, ноет, ведет себ€ агрессивно. —емь лет ребенок остаетс€ абсолютно эгоистичным, центрированным в себе. ќн чувствует себ€ самодостаточным.

„ерез семь лет – прорыв. –ебенок больше не центрирован в себе, он движетс€ к другим. ƒругой становитс€ важным €влением – друзь€, компании... “еперь он не настолько погружен в самого себ€; его интересует другой, больший мир. ќн входит в приключение узнавани€, кто такой «другой». Ќачинаетс€ исследование. ќн задает много вопросов и подвергает сомнению все, он надоедает этим своим родител€м. ќн убивает бабочку, чтобы посмотреть, что у нее внутри, он ломает игрушку, чтобы увидеть, как она устроена, разбивает часы, чтобы посмотреть, что в них тикает и стучит – что происходит внутри? ≈го начинают интересовать другие дети, но того же пола.

ѕосле четырнадцати лет открываетс€ треть€ дверь. ≈го больше не интересуют мальчики, девочек больше не интересуют девочки. »менно поэтому люба€ дружба, случающа€с€ между семью и четырнадцатью годами, глубже всего. “акие друзь€ часто остаютс€ друзь€ми на всю жизнь. Ќо после четырнадцати лет мальчик не интересуетс€ мальчиками. ≈сли все идет нормально, если он нигде не застр€л, он заинтересуетс€ девочками. „етырнадцать лет – это революционный возраст. —екс становитс€ зрелым, человек начинает думать в терминах секса, сексуальные фантазии выход€т на первый план во снах.

  двадцати одному году – если все идет нормально, нар€ду с любовью, молодых людей начинают интересовать амбиции – как преуспеть, как победить в соревновании, как победить в борьбе. “еперь они вход€т не только в мир природы, но и в мир социума, в рыночную сферу и интересуютс€ всем, что к ней относитс€ – деньгами, статусом, престижем, властью.

“аким образом, с двадцати одного до двадцати восьми лет молодые люди живут  достижени€ми и приключени€ми.

  двадцати восьми годам, оп€ть же, если все идет правильно (что бывает очень редко, всегда что-то вторгаетс€ в естественный ход жизни), люди осознают тот факт, что все желани€ невозможно удовлетворить. ћногих в этот период начинает интересовать больше безопасность и комфорт, чем приключени€ и амбиции. ќни начинают склон€тьс€ к оседлой жизни, ищут комфорта, стрем€тс€ иметь небольшой счет в банке. ќни хот€т небольшой, но устроенный дом или квартиру, уютное место жизни, безопасность.

  тридцати п€ти годам жизненна€ энерги€ достигает критической точки.  руг наполовину завершен, и энерги€ начинает идти на спад. “еперь человека интересуют только безопасность и комфорт. “еперь он против любых перемен, он – конформист. ќн хочет сохранить статус-кво, потому что он устроилс€, и если что-то изменитс€, все расстроитс€. 

¬ этом возрасте человек становитс€ частью традиционного мира. ќн против перемен, потому что люба€ перемена означает, что его собственна€ жизнь будет потревожена – теперь ему есть что тер€ть. » одновременно с этим у многих возникает смутное чувство, тоска по чему-то возвышенному…

  сорока двум годам, если человек после 35-ти лет вел малоактивный образ жизни, потакал своим слабост€м, накопил много вредных привычек, то случаютс€ всевозможные болезни: высокое кров€ное давление, излишний вес, сердечные приступы, бессонница, €зва желудка… —орок один год – это одна из самых опасных точек. ¬ возрасте 42-х становитс€ актуальной и важной тема духовности.  . ёнг писал, что всю жизнь он наблюдал, как люди, приходившие к нему в возрасте сорока лет, всегда нуждались в религии, в высших ценност€х  и смыслах. ≈сли они имели психологические проблемы, страдали неврозом или психозом, им нельз€ было помочь, если они не обращались к духовности, ¬ысшей —иле, к религии. » если человек никогда не интересовалс€ религиозными и духовными учени€ми до этого возраста, никогда не занималс€ медитацией или чем-либо подобным, то с ним случаетс€ величайша€ трудность, потому что социум, традиционные общественные установки и ценности не дают никакого дальнейшего пространства, никакой двери, никакого нового измерени€.

¬ сорок два года происходит прорыв. „еловеку кажетс€, что прежней жизни с него довольно, и времени остаетс€ не так много.  ак теперь достичь Ѕога, нирваны, просветлени€? ќстаетс€ всего двадцать восемь лет… ‘актически, многие в этом возрасте станов€тс€ детьми в мире духовности и религии. » кажетс€, что оставшегос€ времени слишком мало, недостаточно, чтобы достичь таких великих высот – абсолютной свободы от всех прошлых карм. „еловек начинает искать гуру, кого-то, кто послужил бы ему проводником. ќн принимает посв€щение, начинает учить мантру, иногда повтор€ет ее, снова забывает на несколько дней, снова повтор€ет... туманный поиск, нащупывание.

  сорока дев€ти годам поиск становитс€ €снее. —емь лет требуетс€ на то, чтобы поиск стал €сным. “еперь возникает решительность. „еловека все меньше и меньше интересуют другие, и если все пошло правильно (а правильно практически никогда не бывает) – в возрасте сорока дев€ти лет мужчину перестают интересовать женщины. ћужчине не хочетс€ быть сексуальным. ∆енщину перестают интересовать мужчины – менопауза, сорок дев€тый год.  ак в четырнадцать лет секс возникает, в сорок дев€ть лет он естественно убывает.

„еловек естественно поворачиваетс€ спиной к активной социальной жизни, амбици€м, желани€м и всему остальному. ќн начинает двигатьс€ к одиночеству, к тому, чтобы быть самим собой.

¬ п€тьдес€т шесть лет снова происходит перемена, революци€. „еловек должен совсем потер€ть интерес к другим, к обществу, к социальным формальност€м. 

¬ этом возрасте человек должен быть таким зрелым, чтобы высвободитьс€ из всех социальных хитросплетений и св€зей. ќн жил достаточно среди людей, дл€ людей, достаточно многому научилс€. “еперь он благодарит каждого и уходит из этого.

  шестидес€ти трем годам человек снова становитс€ как ребенок, которого интересует только он сам… конечно, очень обогащенным жизнью, очень зрелым, понимающим, с великим разумом. “еперь он снова становитс€ невинным и начинает двигатьс€ все глубже вовнутрь. ќсталось только семь лет, он должен подготовитьс€ к смерти и должен быть готов умереть. ”мереть в готовности – значит умереть празднично. ”мереть счастливо, радостно, умереть с энтузиазмом, приветству€ это. “еперь хочетс€ отдохнуть, хочетс€ прийти домой. Ёто было просто временным пребыванием. ќн бродил в незнакомой стране, жил с незнакомыми людьми, любил незнакомцев и многому научилс€. “еперь пришло врем€… Ўестьдес€т три года это возраст, когда человек становитс€ совершенно погруженным в себ€. ¬с€ энерги€ движетс€ вовнутрь и снова вовнутрь, обращаетс€ вовнутрь. ќн становитс€ кругом энергии, никуда не идущей. ¬се более молчаливый, все более станов€сь самим собой, остава€сь совершенно независимым от всего, что его окружает. Ёнерги€ мало-помалу убывает.

  семидес€ти годам человек должен быть готов. » если он следовал естественному ритму, как раз перед смертью – за дев€ть мес€цев до смерти – он осознает, что смерть приближаетс€.  ак ребенок должен пройти дев€ть мес€цев в утробе матери, полностью, неизменно повтор€етс€ тот же цикл. “еперь он снова входит в утробу, только эта утроба не в матери, эта утроба – внутри него. ¬ этой последней фазе – дев€ть мес€цев – человек входит в себ€, его собственное тело становитс€ утробой. ќн движетс€ глубоко внутрь себ€, к своему внутреннему свету, где находитс€ его храм, где всегда жил бог. » это естественный процесс… » он будет наслаждатьс€ и праздновать, и он скажет люд€м: «ћой корабль приходит, и € останусь на этом берегу лишь ненадолго. ¬скоре € отправлюсь домой. Ёта жизнь была красивым, странным опытом. я любил, училс€, многое прожил, € обогащен. я пришел сюда без ничего, а ухожу с большим опытом, с большой зрелостью».

»з историй про јнаами Ѕабу:

јнаами Ѕаба умер посреди улицы. ќн весь день играл с детьми, а когда стемнело, стали раздаватьс€ крики матерей, зовущих своих чад домой, и дети один за другим покинули улицу.  огда Ѕаба осталс€ один, его глаза заблестели. "ќ, мен€ тоже зовут домой" – прошептал он и оставил тело.

 

¬о всех этих переходах есть нечто общее, каждой такой переход обещает нечто новое – новые возможности, новый опыт, и некий дар в результате этого опыта.

ѕри этом если ребенок не прожил хорошо детство, это непрожитое детство войдет в молодость – потому что куда оно денетс€? ќно должно быть прожито. ≈сли он полностью проживает детство, то становитс€ молодым человеком, красивым, свежим. ќн сбросит детство, как зме€ сбрасывает кожу. ” него будет разум молодого человека, он не будет выгл€деть инфантильным. ѕравильно прожита€ молодость приводит к укорененной, спокойной и наполненной жизни. Ќаполненна€ и спокойна€ жизнь приводит к духовному исследованию: что такое жизнь, в чем ее смысл? ѕросто проживать врем€ жизни недостаточно, человек должен проникнуть в тайну. “иха€ жизнь в старости приводит к медитативным мгновени€м. ћедитаци€ приводит к отречению от всего, что теперь стало бесполезным, отжившим. » остаетс€ лишь одно, всегда и вечно ценное – и это тво€ осознанность…

ѕоэтому… проживите свои детство и молодость полностью. ѕроживите секс в нужное дл€ этого врем€ и забудьте о нем, когда это врем€ ушло. —лушайте свою природу – когда природа говорит, что врем€ любить, любите.  огда природа говорит, что врем€ отречьс€, отрекайтесь. ¬се, что приходит, должно уйти. ¬се, что возникает, должно пасть.  ажда€ волна, котора€ поднимаетс€, должна исчезнуть.

» тогда вы будете благодарны всему, что случилось, – плохому и хорошему, правильному и неправильному, потому что вы учились из всего. Ќе только из правильного, но и из неправильного – учились у св€тых, с которыми сталкивались, учились и у грешников, да, и у них. ¬се они помогли. Ћюди, которые грабили вас, тоже помогли, люди, которые помогали, конечно же помогли. ѕомогли люди, которые были друзь€ми, помогли люди, которые были врагами, – все помогло. «има и лето, довольство и голод – помогло все. „еловек может быть благодарным всему.

 

јлександр –ой,

 

www.visioner.com.ua

 

–убрики:  ћудрость, духовное пробуждение
ћетки:  

ѕроцитировано 8 раз



svet_ot_dalekoi_zvezdy   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 03 январ€ 2010 г. 03:02 (ссылка)
јлександр!
ѕоздравл€ю вас с Ќовым 2010 годом!)
ѕусть он принесет вам все самое лучшее: здоровье, любовь, счастье, успех и удачу!
¬еселого настроени€ в праздничные дни!
6ccd8861be03 (370x287, 445Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
svet_ot_dalekoi_zvezdy   обратитьс€ по имени ¬торник, 23 ‘еврал€ 2010 г. 21:23 (ссылка)
¬от, зашла снова ¬ас проведать.
«аметьте, мой каждый приход это - ѕраздник!)) в пр€мом и переносном смысле слова)) шучу;)

ћилый, јлександр!
ѕозвольте поздравить ¬ас с праздником, а так же все мужчин, читающих ¬аш дневник!

Ќе знаю, все ли из вас имели отношение к армии,
но от этого вы же не перестали быть насто€щими ћужчинами..)

„тобы рванутьс€ в схватку, у мужчины
≈сть только две достойные причины.
» перва€: родной страны защита,
√раница чь€ пред недругом закрыта.

¬тора€ Ч долг, что предками завещан,
ћужчинам всем повелевает он:
—обой риску€, защищайте женщин,
 ак на дуэл€х пушкинских времЄн.

„тоб песню спеть, от века у мужчины
≈сть только две достойные причины.
» перва€: любовь к земле родимой,
 отора€ вошла нам в плоть и в кровь
» сделалась звездой неугасимой.
¬тора€ Ч это к женщине любовь!

(с) –асул √амзатов

 то б нежными дарил нас именами?
» нас берег, когда бы не они?
 то б воспевал?  то б разжигал в нас плам€,
¬ котором мы сгораем от любви?
 то заслонил бы крепкими плечами?
 то в битвах кровью заплатил своей,
„тоб наши колыбельные звучали
ѕод шум дождей, под шепоты ветвей?!
ѕри них светильники светлее свет€т!
» €ств на праздничном столе не перечесть.
ќни - отрада нам и нашим дет€м.
—пасибо вам, ћужчины, что вы есть!
203 (367x384, 258 Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку