Более подробное изучение обстоятельств Исхода евреев из Египта рождает все новые свидетельства в пользу египетского происхождения иудаизма. До конца XVIII и начала XIX веков библейские тексты считались точным воспроизведением реальных исторических событий. Но с появлением ученых, критически подошедших к исследованию Библии, достоверность описанных там событий была подвергнута сомнению. Накануне Второй мировой войны Зигмунд Фрейд опубликовал свою последнюю работу «Моисей и монотеизм». В этом произведении Фрейд показывает, что история рождении Моисея в том виде, в каком она преподнесена в Ветхом Завете, основана на смешении ранней мифологии Саргона (2800 год до н. э.) и египетских легенд о рождении Гора: здесь также фигурируют младенцы, спрятанные ради спасения в тростниковых зарослях. По утверждению Фрейда, история скромного происхождения Моисея была сфабрикована во время вавилонского изгнания, дабы скрыть тот факт, что ведущий еврейский пророк был на самом деле членом египетской королевской семьи. Фрейд завершает это исследование заключением о происхождении имени Моисея — оно происходит от обычного египетского имени Mos, или ребенок.
Безусловно, Зигмунд Фрейд был не первым, кто утверждал, будто Моисей был родом из Египта. Подобная гипотеза неоднократно выдвигалась и более ранними учеными: Мането, египетским историком и верховным жрецом (III век до н. э.), иудейским историком Филоном Александрийским (I век до н. э.), историком Иосифом Флавием (I век н. э.), а также Джастином Мартиром, одним из отцов христианской церкви (П-й век н. э.).
После Фрейда эту гипотезу также поддержал и Роберт Фезер, современный английский писатель, который отмечал: «Детальный анализ Торы, Талмуда и Мидраша привел меня к выводу, что Моисей не только вырос в Египте и воспитывался как настоящий египтянин, но был фактически принцем Египта — сыном династии фараонов».
В спорах о дате Исхода евреев из Египта ряд ученых (среди них доктор Зигмунд Фрейд и популярный английский писатель Морис Котрелл) единогласно относят реальную дату этого события к эпохе Эхнатона. По мнению Фрейда, исторический персонаж, ставший впоследствии пророком Моисеем, входил в ближайшее окружение Эхнатона. Его звали Тутмосом, и некоторые специалисты в области египтологии считают его старшим братом фараона. Как известно, Эхнатон — тот самый фараон, который попытался централизовать и сделать египетскую религию менее помпезной, лишив богов привычного великолепия и заменив все предыдущие религиозные практики «еретическим» монотеизмом. Этот фараон настаивал на поклонении единому богу солнца Атону, что полностью отменяло поклонение предыдущему богу Амону. Эти радикальные преобразования внесли хаос в экономику и религию страны и вызвали ряд народных волнений, приведших к свержению Эхнатона. Похоже, что его брат Тутмос довел все-таки дело Эхнатона до конца, правда, на другой территории.
Зигмунд Фрейд указывает на поразительное сходство между атонизмом — религией Эхнатона — и иудаизмом. Он пишет, что Моисей передал атонизм практически без изменений новому народу израильскому. Рискуя настроить против себя своих собратьев евреев, Фрейд утверждает, что известная еврейская молитва «Schema Yisrael Adonai Elohenu Adonai Echod» (Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь — один») была далеко не новой. Она не появилась после исхода евреев из Египта — это лишь модификация египетской молитвы богу Атону. Фрейд пишет, что буква «d» иврита является транслитерацией египетской буквы «t», так же как буква «е» соответствует египетской букве «о», поэтому при воспроизведении этой молитвы на древнеегипетском языке мы получим: «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Атон — один».
Основной закон Моисея зиждется на десяти заповедях. Давайте рассмотрим, откуда они произошли. Согласно Библии, Моисей получил заповеди от Бога на горе Синай. В Писании существует две версии десяти заповедей. Вот что сказано во Второзаконии:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня».
Эта цитата также свидетельствует о связи между иудаизмом и атонизмом, поскольку, согласно профессору Флиндерсу-Питри, основным отличием Атона от других древнеегипетских богов было то, что Атон не был верховным богом в пантеоне богов, — он был одним-единственным богом. Питри писал: «Атон был единственным богом-ревнителем в древнем Египте, и поклонение ему не предполагало иных богов и должно было быть всеобщим».
Современные израильские ученые Месод и Роже Сабах подчеркивают, что при атонизме были истреблены все образы других богов и внедрена революционная по тем временам идея единого бога: абстрактного, невидимого, всемогущего и всезнающего. Эта уникальная и в то же время новейшая концепция безоговорочно предполагала существование Бога, обреченного быть создателем Вселенной, так как это полностью соответствовало древнеегипетской религии.
Одна из основных библейских десяти заповедей — не сотворить себе кумира — является отголоском подобного запрета, распространенного в атонизме. В египетской Книге мертвых перечислены принципы, по которым оцениваются души, попадающие на суд к Осирису после смерти. Например:
«Я не чинил зла,
Я не крал,
Я не убивал».
Если сравнить с десятью заповедями, перечисленными в Исходе, мы найдем аналогичные слова;
«Не убивай.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства
на ближнего твоего».
Иудаизм традиционно преподносит десять заповедей как слово, переданное Богом избранному народу, но приведенное выше сравнение лишь подкрепляет гипотезу, что иудаизм — это перевоплощенная форма религии Эхнатона. В качестве дополнительного довода в пользу предположений о существующей связи между двумя религиями приведем псалом 103 из Ветхого Завета и гимн Эхнатона Атону:
«Как многочисленны дела Твои, Господи! Все сделал ты премудро; земля полна произведений Твоих».
Чрезвычайно схожий текст находим в гимне Эхнатона Атону:
«Сколь многочисленны труды твои,
Но скрыты от глаза людского.
Нет других кроме тебя.
И землю сотворил ты
По желанию сердца своего».