-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Митос

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.10.2011
Записей: 18
Комментариев: 3
Написано: 75


История развития государственного финансового контроля в России.

Воскресенье, 29 Июля 2012 г. 18:02 + в цитатник
История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов - Русской Правде (11век). Именно в этом документе в ст. 35, 36, 37 закреплялось право высшего должностного лица - князя на денежный контроль.
В эту эпоху специальные финансовые учреждения отсутствовали; управление финансов, слабо развитое в то время, сосредоточилось в учреждениях, осуществляющих общее управление государством, а именно в Боярской Думе – постоянном Совете князя, стоявшего во главе управления государством.
До разделения России на удельные княжества Дума состояла из дружинников князя, епископов и “старцев градских” или “людских”.
В XI-ХIII вв. Дума стала односословной и состояла исключительно из служилого сословия – бояр. Прежние “старцы градские” либо слились со служилыми людьми, либо перенесли свою деятельность и влияние из Думы на вече.
Вече было собранием полноправных граждан города, состоящее в большинстве из простого народа, а также и знати. Вече, как правило, не было властью враждебной князю и боярской Думе, но являлась для них политическим противовесом, проводником реализации интересов большинства народа.
Дела решались на вече единогласно, а в случае разногласий перевес брала сторона, превосходившая другую физической силой.
В ХI в. на вече обсуждались почти все важнейшие вопросы, разрешаемые в Думе, включая финансовые. Например, здесь народом устанавливались чрезвычайные налоги для ведения войны, осуществлялся контроль за деятельностью власти.
В этот период существование государства обеспечивали три вида финансовых органов:
– органы, собиравшие подати и наблюдавшие за исполнением повинностей (прямые налоги);
– органы, взимавшие заставные пошлины;
– органы, взимавшие торговые пошлины.
Общее название органов, собиравших подати и наблюдавших за исполнением повинностей было даньщики. Они делились на писцов, если их обязанностью было устанавливать количество земли и число людей, обязанных платить налоги и исполнять повинности; непосредственно даньщиков, если они собирали прямые подати; и черноборцев, если они собирали так называемый “черный бор”, т.е. подать с простого народа.
Органы, взимавшие заставные пошлины носили название мытчиков, когда собирали “мыть”. С середины ХIII в. это была проезжая пошлина, взимавшаяся при провозе товаров через дорожные заставы. Во времена Орды эти органы стали называться заставщиками. Мостовщиками они назывались, если собирали пошлины за проезд и провоз товаров по мостам; перевозчиками – если взимали пошлины на перевозах.
Органы, взимавшие торговые пошлины, носили общее название таможников. Они взимали “гостиную дань” – пошлину, которую в ХII-ХIV столетиях платили иногородцы за право торговли в чужом городе; пошлину за обязательное взвешивание продаваемого товара на казенных весах; пошлину за обязательное клеймение лошадей при их продаже, другие пошлины.
В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (12 век) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (12-14век) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.
В правление Ивана III для управления государством были созданы 25 учреждений - Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну - общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения – «большая соха», тем самым установлена единая налоговая система.
При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган государственного финансового контроля России - Большая Казна - действовал с конца 15 века. Для того чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль, Указом Алексея Михайловича Романова от 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.
В связи с учреждением 10 марта 1656г. Приказа Счета Большой казны (Счетного Приказа), положившего начало государственному финансовому контролю в России, В.В. Путиным было подписано распоряжение о принятии предложения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации о праздновании в 2006г. 350-летия установления государственного финансового контроля в России.
Реформы Петра 1 изменили организацию государственного финансового контроля: упразднив Думу, Петр 1 возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.
В 18 веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь в 19 веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия, а одной из обязанности было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях». Это можно назвать предшественником аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям.
Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет, в том числе и важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.
При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.
Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля - В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению, не все из начинаний увидели свет, однако к концу 19 века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.
Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.
В 1892г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля - Государственный контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.
Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.
Первым шагом в реформировании контроля стало образование в конце октября 1917 г. при старом Государственном контроле Коллегии Государственного контроля и назначение Советом Народных Комиссаров временного заместителя Народного комиссара по государственному контролю. В состав Коллегии вошли лица, избранные Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК).
Правовое регулирование деятельности органов государственного контроля проводилось в законодательном порядке. 5 декабря 1917 г. декретом был образован Народный комиссариат государственного контроля, осуществляющий проверку финансовой деятельности государственных учреждений. В этот же день был принят декрет Совнаркома «Об образовании Коллегии Государственного контроля».
Следующий шаг в направлении слома старого аппарата государственного контроля был сделан 18 января 1918 г. В этот день Совет Народных Комиссаров издал декрет «О Центральной контрольной коллегии и местных учетно-контрольных коллегиях и комиссиях». Этим декретом старые органы Государственного контроля были отстранены от осуществления контроля. Устанавливалась новая система контрольных органов, центральным звеном которой стала Центральная контрольная коллегия, созданная ВЦИК.
8 марта 1918 г. Центральная коллегия государственного контроля издала Временное положение о государственном контроле. Это положение сделало некоторый шаг вперед в конкретизации задач и структуры государственного контроля. Одновременно положение внесло изменения и в структуру центрального аппарата Государственного контроля. Оно предусматривало, в частности, создание Организационной коллегии, которой была поручена работа по дальнейшему совершенствованию организации государственного контроля.
Положение в значительной степени расширяло сферу деятельности контроля и компетенцию его органов. Впервые устанавливалось их право наблюдать не только за законностью и правильностью поступления средств и исполнения расходов, но и за их целесообразностью. Одновременно органам государственного контроля предоставлялось право самостоятельно вводить предварительную и фактическую ревизию подотчетных учреждений.
Работа по созданию государственного контроля с широкими полномочиями была поручена И.В.Сталину. В короткие сроки им был подготовлен проект декрета о реорганизации государственного контроля, который был утвержден ВЦИК 9 апреля 1919 г.
Перед государственным контролем декрет поставил задачу эффективной борьбы с “бюрократизмом, косностью, бесхозяйственностью и расхлябанностью”. В декрете подчеркивалась необходимость обеспечить “действительный фактический контроль”, быстрое, неуклонное и целесообразное осуществление декретов и постановлений. Деятельность контроля, указывалось в декрете, не должна ограничиваться наблюдением за финансовой стороной работы подконтрольных учреждений, а должна распространяться на все области хозяйства.
Декрет предоставил Государственному контролю право осуществлять наблюдение за работой “всех народных комиссариатов, их отделов на местах и всех вообще органов Советской власти”. Это положение в значительной мере определило место государственного контроля в системе органов власти и его властное преимущество.
На Государственный контроль возлагалась обязанность “представлять на рассмотрение центральной власти конкретные предложения, выработанные на основании наблюдений и обследований, об упрощении аппаратов Советской власти, упразднении параллелизма в работе, бесхозяйственности и канцелярской волокиты, а также о преобразовании системы управления в тех или иных областях государственной жизни”.
В качестве организационных мер, обеспечивающих выполнение поставленных перед органами государственного контроля задач, декрет указывал на необходимость слияния всех существующих при отдельных организациях и предприятиях контрольных органов с органами государственного контроля под началом последнего.
Для укрепления Наркомата государственного контроля во главе его в марте 1919 года был поставлен И.В.Сталин.
7 февраля 1920 года Наркомат государственного контроля был преобразован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ), руководителем которого был также назначен И.В. Сталин. На этом посту он оставался до 1922 г.
В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои и не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.
Осознавая, что слабость контроля всегда отрицательно сказывается на уровне управления и в конечном итоге на результатах хозяйствования пятая сессия Верховного Совета СССР 16 мая 1991 г. в числе законов, связанных с переходом к рыночной экономике приняла закон о Контрольной палате СССР. В соответствии с данным законом Контрольная палата СССР получала право контроля за эффективным и производительным использованием государственного бюджета во всех без исключения органах государственной власти и управления. Через контроль за финансами предполагалось получить доступ к информации о принимаемых решениях и лицам, отвечающим за их принятие и исполнение.
Контрольная палата получила высокий парламентский статус. Согласно закону она конституировалась как высший орган финансово-экономического контроля в стране, действующий под руководством Верховного Совета СССР и подотчетный ему. На нее возлагались функции по осуществлению контроля за исполнением союзного бюджета и использованием союзной собственности, находящейся в ведении Союза СССР. При этом в процессе выполнения этой функции Контрольной палате предписано было сосредоточиться на контроле за расходованием средств из союзного бюджета с точки зрения их законности, целесообразности и эффективности путем проведения периодических проверок тех государственных органов, учреждений и организаций, в распоряжение которых эти средства выделялись. На Контрольную палату возлагался контроль за денежной эмиссией, использованием кредитных и валютных ресурсов исполнительными и распорядительными органами Союза ССР и Государственным банком СССР. Не менее важным стало и то, что на Контрольную палату по поручению Верховного Совета СССР стал возлагаться контроль за использованием золотого запаса и алмазного фонда страны с учетом интересов Союза ССР и республик. Такой контроль на ранее действовавшие в стране органы государственного контроля не возлагался.
Контрольной палате также было предоставлено право проверять финансово-хозяйственную деятельность государственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых из союзного бюджета. Кроме этого на нее возлагались весьма серьезные аналитические функции. По поручению Верховного Совета СССР она должна была производить экспертную оценку статей проектов союзного бюджета, финансово-экономической обоснованности проектов государственных программ и правительственных решений, проводить анализ экономического положения в союзных отраслях народного хозяйства, состояния ценообразования и других вопросов.
В декабре 1991 г. в процессе ликвидации органов государственного управления СССР Контрольная палата СССР была упразднена.
Принятая в 1993г. Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.
Вместе с тем, в ст. 101 п. 5 Конституции указано, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом». В соответствии с этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон № 4-Ф3 «О Счетной палате Российской Федерации» и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.
Закон определил для Счетной палаты Российской Федерации сферу ее деятельности, к которой были отнесены:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовые экспертизы проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
По существу, Закон направил деятельность Счетной палаты на реализацию права государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и финансовые интересы граждан России, на приумножение и эффективное использование государственных финансовых средств, средств федеральных внебюджетных фондов, имущества находящегося в федеральной собственности, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.
Конституция определила порядок формирования Счетной палаты.
В соответствии с Основным законом Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава аудиторов, Совет Федерации – заместителя Председателя Счетной палаты и также половину состава ее аудиторов.
Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах РФ.
Практический опыт работы Счетной палаты в 1996-1997 гг. предопределил конкретные особенности ее деятельности в 1998 г.
Важнейшей задачей 1998 г. стало обеспечение устойчивости сложившейся ранее системы осуществления достоверного контроля за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в рамках единого непрерывного трехлетнего цикла. В части контрольных мероприятий, проводимых по поручениям Федерального Собрания Российской Федерации, решалась задача более тесной их увязки с концептуальными, организационными и методическими основами единой системы государственного контроля за исполнением федерального бюджета. При этом ставилась задача придания комплексного, программно-целевого характера мероприятиям, проводимым по инициативе самой Счетной палаты, а также более равномерного охвата проверками субъектов Российской Федерации.
Поиск эффективных методов работы позволил в 1998 г. возродить исторические традиции государственного финансового контроля России, проверить эффективность проводимой Коллегией Счетной палаты единой системы контроля за исполнением федерального бюджета, новых методов контрольной деятельности. В этом же году в рамках единой системы контроля был введен в практику Счетной палаты традиционно действовавший в России предварительный, документальный и последующий контроль.
Такой стиль работы позволил уже в том же 1998 г. всесторонне проанализировать различные группы вопросов, имеющих большую бюджетную, народнохозяйственную, социальную или иную значимость и раскрыть взаимоотношения федерального бюджета с нефтяным, металлургическим или аграрными комплексами в рамках тем: “Нефть и бюджет”, “Металл и бюджет” и другие. Итоги программно-целевых контрольных мероприятий позволили оценить стратегию развития отраслей, определить ориентиры структурной перестройки экономики с точки зрения народнохозяйственной важности и возможностей бюджета, выработать рекомендации по распределению и направлению федеральных бюджетных средств.
По оценке Счетной палаты, проект бюджета не содержал новых концептуальных подходов к преодолению бюджетного кризиса, обострившегося после августа 1998 г., не предусматривал действенных мер для оживления реального сектора экономики и стабилизации экономической ситуации. Проект не решал задачи увеличения обеспеченной денежной массы в обращении, не обеспечивал стимулирования совокупного спроса и даже не ставил цели смягчения спросовых ограничений, вызванных существенным падением реальных доходов населения. Проектом бюджета закреплялись тенденции дальнейшего сокращения производственных инвестиций, и в первую очередь централизованных капитальных вложений. Кроме этого, в заключении отмечалась недостаточная обоснованность основных показателей, использованных в расчетах к проекту федерального бюджета на 1999 г. Расчеты на увеличение доходных статей бюджета за счет как налоговых поступлений, так и доходов от внешнеэкономической деятельности, продажи федерального имущества также во многом были необоснованны.
В 1999 г. цели и задачи, решаемые Счетной палатой Российской Федерации, также определялись действующим законодательством и накопленным практическим опытом организации и проведения контрольных мероприятий.
Важнейшими задачами этого года стали: обеспечение устойчивости и развития сложившейся единой системы контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, исполнение поручений палат Федерального Собрания Российской Федерации, их более тесная увязка с концептуальными, организационными и методическими основами единой системы государственного контроля за исполнением федерального бюджета, придание комплексного, программно-целевого характера мероприятиям, проводимым по инициативе Счетной палаты. Палата продолжала проводить мероприятия предварительного контроля, результатом которых стала подготовка Заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год», вела ежемесячный оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, результаты которого, ежеквартально направлялись палатам Федерального Собрания Российской Федерации, осуществляла комплексную документальную ревизию исполнения федерального бюджета за 1997 г., начала комплексную документальную ревизию исполнения федерального бюджета за 1998 г.
1999 г. завершал пять лет деятельности Счетной палаты. За эти годы Председателем, заместителем Председателя, аудиторами Счетной палаты, сотрудниками ее аппарата была проведена большая организационная, контрольно-ревизионная, аналитическая и методологическая работа, в результате чего Счетная палата заняла не только достойное место в системе государственной власти, но и заслужила авторитет и уважение как контрольного органа, ведущего борьбу с финансовыми злоупотреблениями и коррупцией.
18 апреля 2000 г. коллектив Счетной палаты отметил пять лет со дня ее образования. На торжественном расширенном заседании Коллегии Счетной палаты, в котором, в частности, принял участие Председатель Государственной Думы Российской Федерации Г.Н. Селезнев, Председатель Счетной палаты Х.М.Кармоков подвел итоги пяти лет ее работы.
А уже 1 февраля 2001 года Счетная палата Российской Федерации открыла для всеобщего доступа свой Web-сайт. Таким образом, осуществляя принцип открытости и гласности деятельности государственных органов исполнительной власти. На указанном сайте опубликованы отчеты о контрольно- ревизионной деятельности органа исполнительной власти.
Всего за 2000 - 2010 годы Счетная палата провела 5528 контрольных мероприятий (в 2000 году - 390, в 2010 году - 371).
В ходе контрольных мероприятий выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 1850,5 млрд. рублей (в 2000 году - 63,2 млрд. рублей, в 2010 году - 483,9 млрд. рублей).
По результатам контрольных мероприятий в 2000 - 2010 годах Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям 4498 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 1214 материалов были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные правоохранительные органы, возбуждено более 1170 уголовных дел.
В 2000 - 2010 годах было проведено 571 заседание Коллегии Счетной палаты (в 2000 году - 44, в 2010 году - 64). Рассмотрено 7926 вопросов (в 2000 году - 638, в 2009 году - 891).
Отчеты о результатах всех контрольных мероприятий после утверждения Коллегией Счетной палаты направляются в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания.
Итоги деятельности Счетной палаты в 2000 - 2010 годах свидетельствуют об эффективности ее работы по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет сделать вывод о том, что Счетная палата стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку