Посреди леса горит фонарь, символизирующий границу чудесной страны. Возле него Люси знакомится с фавном по имени Тумнус. Отсюда начинаются приключения, здесь рождается сказка. Наткнувшись на тот же фонарь много лет спустя, выросшие дети вспомнят о том, что когда-то у них была и другая жизнь…
Фильм «Хроники Нарнии. Лев, колдунья и платяной шкаф» — тот редкий случай, когда кино по книге получается лучше первоисточника. Сказка Клайва Льюиса (да простят меня его поклонники!) все же чересчур слащава и нудновата местами изрядно. Экранизация счастливо пропускает длинные нравоучения доброго христианина Льюиса, оставляя нам лишь волшебную историю, которой с запасом хватает на 2 с лишним часа.
Главное отличие Нарнии от прочих стран чудес — ее безусловное существование. Не во сне кэрроловской Алисы, не в мифологизированном пространстве толкиеновского Средиземья и не за горами и пустынями Канзаса, где, очевидно, нет ни страны Оз, ни волшебной страны Волкова, а в параллельном мире, дверью в который становится старинный платяной шкаф. А почему бы и нет? Особенно если учесть, что, согласно известной поговорке, многие поколения англичан хранили и хранят в шкафу скелеты.
Сказочная страна обязана поражать красотой, даже если она находится под гнетом злой колдуньи, устроившей в Нарнии столетнюю зиму. Снег, лежащий на деревьях, — привычная взору любого якутянина картина, поэтому зимний волшебный лес, куда прямо из шкафа выпадает маленькая Люси, нашего воображения не поражает. Но тут надо вспомнить, как приезжие иностранцы (и центророссияне) при виде наших заснеженных деревьев восторженно пищат: «Как в сказке!» У них такого не бывает — то ли ветер мешает, то ли еще что, но это факт: обычный для нашей Мерзлотки пейзаж, безусловно, переносит в сказку любого уроженца не наших мест, из коих главным образом и состоит аудитория картины. Так что внезапное появление козлоногого фавна мистера Тумнуса в этом антураже уже не должно никого удивлять.
А после знакомства с полузверем фавном как-то само собой воспринимается то, что звери в Нарнии, как и положено в волшебной стране, говорящие. Особенно болтливы бобры («В Бобруйск, животное!» — радостно завопил сидящий сзади интернетчик при появлении на экране этого зверя).
Нарния, как поведал болтливый бобер, ждала своих героев — Люси, ее сестру и братьев, всех четверых. Стало быть, они будут королями и королевами. Каждая девочка мечтает стать принцессой, но не каждая становится королевой Нарнии Люси Отважной. Но прежде малышка должна пройти огонь (волшебный, разумеется, в камине фавна), воду (лежавшая сто лет подо льдом и наконец взбунтовавшаяся река) и медные трубы, зовущие на помощь друзей.
Это сказка о дружбе и предательстве, самопожертвовании и предназначении, при этом динамичная, веселая и местами страшноватая — как раз такая, каким должно быть хорошее детское кино, которому все возрасты покорны. А еще в «Хрониках Нарнии» есть батальные сцены, показанные с высоты полета грифона, неземной красоты узурпаторша-колдунья, похожая на Снежную королеву, веселый Санта-Клаус, снабжающий героев волшебным оружием, злые минотавры и добрые кентавры, полярные волки, сильно смахивающие на лаек, мудрый король-лев Аслан...
Словом, сказка чудесная. И почему-то на ум приходят сравнения не с «Гарри Поттером» или «Властелином колец», а с фильмами Роу из программы «В гостях у сказки». Наверное, оттого, что такие сказки бывают только в детстве.
Если кто не помнит, Клайв Льюис написал о Нарнии 7 или 8 книжек. Так что продолжение следует…