-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Она_уже_не_та

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.07.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 29

3485107.gif (500x61, 7Kb)Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Таетар оперы и балета

Четверг, 10 Мая 2007 г. 19:49 + в цитатник
Рубрики:  Наши дни

Одна из последних понорамных фоток

Понедельник, 07 Мая 2007 г. 14:29 + в цитатник
Рубрики:  Наши дни

Маркучай или парк Пушкина

Понедельник, 07 Мая 2007 г. 14:18 + в цитатник
В южной части Вильнюса расположены довольно интересные районы Расос и Маркучай.

В Маркучай сохранилась усадьба сына А. С. Пушкина - Григория, в которой разместился мемориальный музей поэта.

Музей А.С. Пушкина, первый литературный музей в Вильнюсе

Пруды в дубовой роще

Часовня имении Пушкиных

ну и разумеется памятник поэту
Рубрики:  История
Наши дни

КОСТЕЛ СВ. КАЗИМИРА. Sv. Kazimiero baznycia. ул. Диджёйи, 24

Пятница, 06 Апреля 2007 г. 18:15 + в цитатник

Костел Св. Казимира и иезуитский монастырь основаны в 1596 г. Костел был заложен в 1604 г, но начатое строительство не было завершено. В 1610 г. костел горел, а окончательно он был достроен в 1616 г. Работами руководил архитектор Йонас Франкявичюс. Костел Св. Казимира - это первый образец стиля барокко в Вильнюсе. Архитектурный план храма отражает план первого иезуитского костела в Риме: продольный и поперечный нефы образуют латинский крест, а над местом их пересечения возвышается высокий купол. Боковые нефы превращены в отдельные часовни, над которыми сооружены открытые галереи. Двубашенный фасад костела возведен в традиции литовского костёльного строительства. Во время пожара 1749 г. был уничтожен интерьер костела, рухнули перекрытия купола.
В 1750-1755 гг. произведена капитальная реконструкция храма: восстановлен многоступенчатый купол в стиле барокко, построено 13 алтарей под мрамор с множеством скульптур, изображающих святых, и роскошная костёльная кафедра. Стиль остальных элементов реконструкции указывает на то, что костел восстанавливал именно архитектор Й.К.Глаубицас.

Во время реконструкции храма в боковых стенах были замурованы галереи, а на их месте помещены шесть сюжетных картин из жизни Св. Казимира. Автор картин – иезуит Фридрих Обст.

С упразднением иезуитского ордена, в 1773 г. костел перешел в ведение ксендзов-эмеритов, а в 1799 г. он стал приходским. В 1812 г. французы превратили его в кладовую зерна, нанеся этим значительный ущерб храму. В 1815 г. костёл под своё попечительство взяли миссионеры и обновили его. В 1832 г. царским указом костел был закрыт и превращен в собор Св. Николая. По проекту академика А. Рязанова во время реконструкции 1834-1837 гг. были разрушены 10 алтарей и замечательная костёльная кафедра работы Й. К. Глаубица.

В 1867 г. архитектор Н.Чагин переделал костел в собор: были снижены угловые башни фасада, на них помещены луковицеобразные купола, великокняжья митра на центральном куполе заменена маковкой. Все купола были покрыты позолоченной жестью. К храму пристроен притвор с подобным куполом, фасад храма искусно отделан. В костеле были снесены хоры, разрушена фигура возлегающего рыцаря из белого мрамора - надгробный памятник полевого гетмана Великого Княжества Литовского Винцента Госиевскиса, погибшего во время восстания армии 1662 г. До реконструкции XIX в. костел представлял собой величественную, монументальную композицию простых массивных форм. Пристроенный в 1755 г. притвор в стиле барокко внес разнообразие в суровые и лаконичные формы храма.

В 1917 г. костел был возвращен католикам. Во время немецкой оккупации в храме проводились богослужения для солдат-протестантов. В 1922-1925 гг. были отстроены хоры, но уже в ином виде, интерьер коостела обновлен, а изменения, сделанные русскими архитекторами и художниками, по возможности, устранены. В межвоенное время костел и монастырь принадлежал польским иезуитам, а с 1940 – литовским. При костеле, в монастырском помещении, все время была гимназия. Начиная с 1942 г. здесь действовала первая гимназия мальчиков (бывшая гимназия им. Витаутаса Великого), позже переименованная в среднюю школу им. А. Виенуолиса, ныне – иезуитская..

В костеле служили литовские ксендзы Паукштис, Гаруцкас, Блажис, Петронис и др. Во время Второй мировой войны снарядом снесло центральную и среднюю башни фасада. В 1942-1944 гг. центральная башня - корона с крестом, была восстановлена по проекту архитектора Й. Мулокаса, а фасад с крестом так и не был отстроен. Костел Св. Казимира был закрыт в 1948 г., а позже здесь был открыт Музей атеизма.

Первого марта 1991 года костел был отреставрирован и заново освящен в качестве костела католической молодежи и студентов. Первым настоятелем назначен ксендз Й. Борута.

Vytautas Šiaudinis

http://vilnius.atspace.com

Рубрики:  История

Метки:  

КОСТЕЛ СВ. ФРАНЦИСКА И БЕРНАРДИНА. ул. Майронё 10

Пятница, 06 Апреля 2007 г. 18:11 + в цитатник

Первый костел стоял на месте бывшего литовского святилища. Пригласив монахов францисканцев в 1469 г., Казимиерас Иогайлайтис выделил им земельный участок под строительство монастыря и костела. Деревянные здания сгорели во время пожара. Каменный костел был построен рядом с костелом Св. Анны. В 1500 г. из-за слабых укреплений рухнула часть стен и сводов уже почти завершенного храма. В 1512-1513 гг. монастырь и костел были выстроены практически заново. Однако, во второй половине XVI в. костел был значительно увеличен. В 1594 г. он был освящен. В 1655 г. монастырь и костел подверглись разграблению, монахи и жители, скрывавшиеся в монастыре, были убиты. Затем костел был сожжен. В 1677 г. костел восстановлен.

Несмотря на то, что костел много раз перестраивался, он сохранил признаки средневекового строительства. В храме было 14 алтарей, построенных в XVIII в. в стиле рококо. Сохранился главный алтарь, построенный в 1710 г. За алтарем находятся хоры для монахов, с украшенными сиденьями. Слева – алтарь с картиной Божьей Матери, которую в 1598 г. из Рима прислал папа Клемент VIII . В храме две часовни. Одна из них часовня Св. Николая, построенная в 1600 г., другая, построенная в 1632 г. – освящена в честь Трех Королей.

Внутри находятся памятники Пятрасу Веселовкису и его внукам, поставленный в 1634г., Владиславу Тишкевичу, а также гроб Симона Кирялиса, убитого в 1592 г., и памятник маршалу Великого Княжества Литовского Станиславу Радвиле, умершему по пути в Рим в 1599г. Есть также несколько меньших памятников. Достойна внимания церковная кафедра 1690г. В 1864 г. указом русских властей монастырь был закрыт, а в здании устроены казармы. После того, как был надстроен второй этаж, монастырь утратил свой древний облик.

По правую сторону костела стоит колокольня – сооружение 1874 г., имитирующее готические формы. Два ряда ступеней, перегороженных стеной, соединяют колокольню с построенной в 1617 г. часовней: слева - мраморные ступени с реликвиями, а справа – простая лестница. Их в 1746 г. заложили Йонас и Марийона Милкевичюсы, захороненные позже под этой часовней. В 1812 г. французы часовню разрушили, но в 1920 г. она была заново восстановлена. После Второй мировой войны костел был закрыт, а в храмовом помещении оборудован склад, которым пользовался Художественный институт. Сейчас здесь ведутся восстановительные работы. В 1992 г. костел вернули монахам бернардинцам, в 1994 г. он был освящен.

Vytautas Šiaudinis

http://vilnius.atspace.com

Рубрики:  История

Метки:  

КОСТЕЛ СВ. АННЫ. ул. Майронё, 8

Пятница, 06 Апреля 2007 г. 18:03 + в цитатник

Начиная с 1819 г. среди авторов закрепилось единое суждение, что костел Св. Анны – это памятник готической архитектуры мирового значения. Первые сведения о деревянном костеле Св. Анны датируются 1394 г.

Полагают, что каменный костел Св. Анны построен в 1495-1500 гг. и освящен 22 05 1501 г. Когда в 1502 г. рухнул костел Бернардинцев, монахи проводили богослужения в костеле Св. Анны, но на протяжении всего времени он оставался приходским. Меценатом костела был Великий князь Литовский Александр (1460-1506). Хотя настоящий автор костела неизвестен, предполагают, что это творение архитектора Николая Энкингера, восстановившего в 1501-1507 г. ансамбль костела и монастыря Бернардинцев.

Николай Энкингер был гражданином г. Гданьска. Он плотник - мастер, долго работал в Вильнюсе, позже в Гданьске, Мариенбурге, Караляучюсе . В Гданьске он большей частью он служил чиновником. После пожара 1564 г. костел Св. Анны пришел в запустение. Микалоюс Радвила его восстановил и заново освятил только в 1581 г.

По мнению профессора Вильнюсского университета Моравскиса, в архитектурном смысле костел Св. Анны – это произведение позднего готического стиля Франции и Фламандии, широко распространившегося в Нидерландах в XVI в. В современной Бельгии можно найти множество примеров подобного готического стиля. Форма костела удлиненная, это здание длиной 22 м и шириной 10 м. Композиция фронтона – величайший шедевр архитектуры. Три его грациозные башни изящной формы устремлены в небо, а в целом ансамбль являет собой очаровательную гармонию. В строительстве храма было использовано 33 типа желтого фасонного кирпича. Только после пожара 1761 г. закоптелые внутренние стены были заштукатурены, а внешние - покрашены в красный цвет. Деревянные кровельные перекрытия были заменены каменными сводами.

Несмотря на то что Наполеон был восхищён изяществом костела Св. Анны, французы в 1812 г. сожгли всю деревянную утварь храма. В 1848-1859 гг. костел Св. Анны заново отреставрировали. На внешнем покрытии храма была создана имитация красного кирпича. 10 05 1867 г. снова вспыхнул пожар, в результате которого пришлось обновлять крышу, окна и двери. При прокладке улицы, в 1872 г., была снесена колокольня Шульца, а рядом построена новая, имитирующая готику колоколня, сохранившаяся до наших дней.

В 1902-1909 гг. костел из опасений его обвала вновь реставрировали. Варшавский реставратор Й. П. Дзенконский укрепил основания, дренировал и осушил территорию, стены укрепил металлическими конструкциями, заново перестроил своды, восстановил раскрошившийся кирпич, счистил внешний слой штукатурки. На этот раз была использована красная глина. Отметим, что каменные своды слишком тяжелы для этой архитектурной конструкции, а металлические укрепления стен – это бомба замедленного действия, так как металл ржавеет и однажды придет в негодность.

Следующий ремонт был произведен под руководством литовских архитекторов Й. Барткунаса и Н. Киткаускаса в 1969-1972 гг. Были отреставрированы костёльные башни, к тому времени сильно разрушенные. После Второй мировой войны костел не был закрыт.

Искусствовед нашего времени Кристина Маковска отрицает тот факт, что М. Энкингер был архитектором костела Св. Анны, так как он строил костел Бернардинцев, а конструкции этих двух храмов слишком отличаются. Следовательно, костел Св. Анны не его творение. Согласно гипотезе К. Маковской, костел, как и Пражский кафедральный собор и Краковский Вавель, скорее всего построил архитектор Владислава Иогайлайтиса Бенедикт Рид. Сохранились свидетельства о том, что Бенедикт Рид был послан Владиславом Иогайлайтисом в Вильнюс вместе с мастером Иаковом, имя которого написано на кирпичах костела Св. Анны. Архитектор скончался около 1531-1534гг. Владислав Иогайлайтис заказал написать его портрет, который теперь находится в Пражском кафедральном соборе.

Vytautas Šiaudinis

http://vilnius.atspace.com

Рубрики:  История

Метки:  

КОСТЕЛ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА. Ул. Антакальнё, 1

Пятница, 06 Апреля 2007 г. 18:01 + в цитатник

После того, как Миколасу Казимерасу Пацасу удалось спастись от восставшей армии, он поклялся построить красивый костел в живописном месте, на горе, некогда именуемой Горой Тауро. Во времена Альгирдаса на том месте уже стоял небольшой деревянный костел. Во времена Витаутаса он был тоже деревянным. В конце XV в. вильнюсский епископ Таборас обновил уже разваливающийся храм, но в 1594 г. костел сгорел. В 1609-1616 гг. был построен новый деревянный костел. Он был отдан Латеранским каноникам, а в 1655-1661 был разрушен царскими войсками.

В 1668 г. М. К. Пацас начал строительство нового каменного костела по проекту итальянского архитектора Яна Заоро и плану Г. Фредиани. В 1676 г. строительные работы были завершены.
Внутренней отделкой храма занялись скульпторы Джованни Галли из Рима и Петро Перти из Милана. Перти работал над фигурами и головами, а Галли – над цветами и орнаментом. Вместе они создали 2000 фигур. Кисти итальянского художника Мартина де Альто Монти принадлежат фрески. Костел освящен в 1701 г. Основатель костела отдал его в ведение Латеранских каноников, которые в 1676-1682 гг. основали при костеле большой монастырь. В 1864 г. в монастырском помещении были устроены казармы, и каноникам пришлось отсюда удалиться. М. К. Пацас, скончавшийся в 1682 г., согласно его завещанию был захоронен под самым порогом костела. На плите было высечено: «Hic iacet peccator» («Здесь покоится грешник»). Когда в XVIII в. ударом молнии плита была рассечена, ее замуровали в стену у входа в храм. В 1803 г. скульпторы Никола Пиано и Джовани Беретти из Милана взялись за обновление костела. Они начали строительство главного алтаря, но, по истечении средств финансирования, строительство алтаря прекратили, и завершили лишь костёльную кафедру, построенную в форме корабля. Хотя костел много раз реставрировали, он сохранился без каких-либо существенных изменений. Во время Второй мировой войны, в 1942 г., костел был заметно поврежден. В 1944-1946 гг. восстановлен его центральный купол. В 1954 г. кзёндз Миколас Тарвидас перекрыл кровлю. В 1968 г. в храме проведено отопление. В 1964-1974 гг. отреставрирована внешняя сторона костела, в 1984 г. и его внутренняя часть. Костел Свв. Апостолов Петра и Павла является жемчужиной барокко не только в Литве но и во всей Прибалтике.

В главном алтаре костела находится картина Смуглявичюса. В левой части пресбитерии в алтаре стоит чудотворная фигура Иисуса «Ecce homo» («Вот человек»), перенесенная сюда из костела Господа Иисуса (на ул. Антакальнё), после превращения его в церковь. Эту фигуру вильнюсским триниторам в 1700 г. прислал из Рима папа Иннокентий XII. С правой стороны находится картина с изображением Христа называемго <<тёмным>>. В 1902 г. она была размещена над портретом Пацаса, а на ее месте поставлена фигура Св. Франциска.

В левой нефе находится алтарь с картиной Милостивой Божьей Матери, это копия картины, оригинал которой находится в Италии . Эту картину привез Юргис Тишкевичюс и подаренной костелу во время эпидемии чумы 1653 г. Костел входит в число немногих, которые не были закрыты. Здесь некоторое время покоились мощи Св. Казимераса, из Архикафедры Базлики . В часовню Св. Казимираса они были возвращены только в 1989 г.

Часовни:

Левая сторона:

  1. Часовня Св. Августина .
  2. Королевская часовня .
  3. Крещальня (у входа) .

Правая сторона:

  1. Часовня Св.Уршулы.
  2. Рыцарская часовня .
  3. Малая часовня Ротонды (у входа) .

Vytautas Šiaudinis

http://vilnius.atspace.com

Рубрики:  История

Метки:  

ЧАСОВНЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ, МИЛОСЕРДНОЙ МАТЕРИ. Ул. Аушрос Варту 14

Пятница, 06 Апреля 2007 г. 17:58 + в цитатник
По средневековым обычаям городские ворота украшались картинами святых. Этот же обычай можно было наблюдать в Вильнюсе. Мядининкские ворота такими картинами были украшены с обеих сторон. В средней нише фасада ворот со стороны предместья находилась фреска Христа Спасителя, следы которой были недавно обнаружены в стене. Позже, здесь была размещена живописная картина, написанная на дубовой доске. В настоящее время эта картина хранится в Картинной галерее. В ниша ворот с городской стороны висела картина Марии, написанная в XVI веке на соединенных дубовых досках. На этом же месте она находится по сей день. Картина была переписана в конце XVII - начале XVIII вв. В конце XVIII в. она была украшена серебряным позолоченным окладом. Около 1840 г. художник Канутас Русецкас заделал трещины в картине. В 1927 г. картину реставрировал проф. Й. Рутковскис. 1927 07 02 на картину был торжественно возложен венец.

 

Долгое время вратные картины не представляли собой особого интереса. Лишь с 1668 г. монахи (босые кармелиты), обосновавшиеся возле Мядининкских ворот в XVII в., взяли картину Марии под свое покровительство. В 1671 г. возле ворот была построена небольшая часовенка. Картина начала славиться чудесами. В 1713 г. часовня сгорела, на ее месте в 1729 г. была воздвигнута новая каменная часовня в стиле барокко, к которой в 1789 г. по проекту архитектора П. Росси были пристроены ступени и крытая галерея. В 1828-1829 гг. К. Подчашинскис часовню и галерею реконструировал в классическом стиле, сохранившемся до наших дней.

Надпись «Mater Miseriacordiae, sub tuum praesidium confugimus» («Матерь Милосердная, прибегаем к твоему покровительству») после захвата Вильнюса поляками в 1920г. Была снята и записана по-польски. После возвращения Вильнюса в 1939 г. запись была восстановлена, а по другую сторону вместо польского герба был вставлен красивый крест.

Vytautas Šiaudinis

http://vilnius.atspace.com

Рубрики:  История

Метки:  

КОСТЕЛ СВ. ТЕРЕCЫ. Ул. Аушрос Варту 14

Пятница, 06 Апреля 2007 г. 17:55 + в цитатник

В 1624 г. член Вильнюсского городского правления Игнас Дубавичюс построил монастырь Босых кармелитов. В 1627 г. рядом с монастырем был построен небольшой деревянный костел. Каменный костел построил литовский канцлер Стяпонас Пацас в 1633-1654 гг. по проекту и под личным руководством архитектора дворца Радвил Й. Ульриха. В 1652 г. епископ Юргис Тишкявичюс освятил этот костел в честь Св. Тереcы. В 1844 г. русские власти закрыли монастырь кармелитов, а помещение отдали монахам православного монастыря Свято-Духова. Костел и часовня отошли в ведение властей всемирного католического духовенства. Фасад костела построен из благородного строительного материала: мрамора, гранита, песчаника.

В 1748 и 1749 гг. костел горел. После пожара 1764 г. весь его внутренний интерьер был заново восстановлен по проекту К. Глаубица. Мотеюс Слущанскис расписал фресками своды и стены храма. Алтари украшены гипсовые фигурами и статуями святых. В главном алтаре находится изображение Св. Тересы с кровоточащим сердцем, а в боковых алтарях размещены картины Св. Петра, Св. Иоанна и Св. Николая, написанные художниками С. Чехавичюсом и К. Русецкасом. Костел построен в стиле барокко, типа базилики с тремя нефами.

После опустошительной войны 1812 г. К. Русецкас обновил внутренний вид костёла. Однако, после ремонта во второй половине XIX в. костел был сильно поврежден. Храм был восстановлен только в 1927-1929 гг. В костеле было две часовни: часовня Божьей Матери Благой Советницы и Распятого Спасителя, или Папская часовня. Под этой часовней находится гробница династии Поцеев. В ризнице помещены портреты основателей костела – Пацев, Дубавичуса, Поцея и др. Сейчас действует только часовня Божьей Матери Благой Советницы. В костеле семь алтарей.

Vytautas Šiaudinis

http://vilnius.atspace.com

Рубрики:  История

Метки:  

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР БАЗИЛИКА

Пятница, 06 Апреля 2007 г. 17:53 + в цитатник

В XIII в. у подножья Замковой горы, с западной стороны, на мысе, окруженном руслом реки Вильняле, стоял храм (предположительно, кафедральный собор Миндаугаса). Существует мнение, что после смерти Миндаугаса (1363 г.) первый кафедральный собор был превращен в языческое капище. Позже квадратное здание было разрушено и на его основании воздвигнуты новые готические стены толщиной 1,4 м. и выложен повышенный на 60 см. пол. Это новое готическое здание построил великий князь Литовский Иогайла, в 1387 г после введения христианства в Литве. Престолы Кафедрального собора были освящены в честь Св. Троицы, Св. Марии и Св. Станислава, Св. Владислава.
Собор Иогайлы – здание 22,6 x 22,6 м с массивными угловыми контрфорсами, узким пресбитерием и деревянной пристройкой с одной стороны , сгорел в 1419 г. Вскоре великий князь Витаутас полностью восстановил расширенный, высокий, уже каменный костел готического стиля. Позже к храму были пристроены часовни. Их строили литовские вельможи В. Монтвидас, М. Гоштаутас, М. Кясгайла, К. Иогайлайтис и другие. Спустя 100 лет Кафедральному собору потребовался ремонт, поэтому было решено его перестроить. В 1522 г. под руководством архитектора Аннуса были начаты строительные работы. Однако пожар 1530 г. уничтожил еще незаконченное здание. В 1534 г. началась новая реконструкция Кафедрального собора по проекту и под личным руководством римского архитектора Бернардо Заноби. Но 1539 г. костел вновь сгорел незавершённым. После этого пожара реставрация храма была доверена архитектору Джовани Цини из Сиены, который в 1545 г. успешно возвел новые своды. Кафедральный собор был построен в стиле ренессанса и закончен лишь к 1557 г. Фундамент, как и готического, был недостаточно углублен, поэтому уже в 1596 г. фронтонную стену было необходимо заново перестроить. После сильного пожара 1610 г. Кафедральный собор пришлось перестроить в третий раз. Работы по реконструкции затянулись более чем на 20 лет. Совместно с Кафедральным собором строилась часовня Св. Казимира, в которой в 1636 г. были погребены мощи Св. Казимира, канонизированного в 1603 г. В 1639 г. Кафедральный собор вновь горел, но был вскоре восстановлен. В 1655 г. Вильнюс был занят русскими и оставался в их владении до 1660 г. Тем временем, город и замок были разрушены, а костелы опустошены. Реликвии Св. Казимира были вывезены, а останки жён великих князей Литовских Александра и Зигмонта Августа Эльжбиеты и Барборы были замурованы в подземельях Кафедрального собора.


Предполагают, что в это время гробница князя Великого Витаутаса подверглась разграблению, а останки князя были сожжены. По окончании войн в 1666 г. начались восстановительные работы, которыми руководил архитектор Джовани Сальватори. Мощи Св. Казимира были возвращены, а храм отстроен в стиле барокко. По проектам Глаубица в 1752-1754 гг. Кафедральный собор и его колокольня были реконструированы. Башни над угловыми часовнями с ажурными верхушками сужались кверху и становились короче. Так выглядел Кафедральный собор до 1769 г., пока не рухнула его южная башня.


Благодаря усилиям Вильнюсского епископа Игнаса Масальскиса, в 1777 г. начались восстановительные работы Кафедрального собора по проекту Лауринаса Гуцявичюса, которые продлились до 1792 г. Собор из стиля барокко был реконструирован в классический. Гуцявичюс удлинил и расширил здание, но оставил неизмененными его основание и стены, а также сохранил внутреннюю высоту храма и структуру его перекрытий. Исходным элементом послужила часовня Св. Казимира, габариты плана которой были задействованы в реконструкции остальных трех углов здания. С восточной стороны храма архитектор пристроил идентичную купольную ризницу с западной – еще большие по размеру овальные часовни, но без куполов а фасад украсил монументальным портиком. Таким образом Гуцявичюс создал внешне совершенно новое симметричное и гармоничное здание классического стиля, но при этом аутентичные стены оставил нетронутыми. После смерти Гуцявичюса работу продолжил проф. Вильнюсского университета Миколас Шульцас и, несколько изменив изначальному плану, завершил строительство храма. В 1801 г. епископ Косаковскис храм освятил. Таким Кафедральный собор сохранился до наших дней. В 1921 г. папа Бенедикт XV присвоил собору титул Базилики. Кровля Кафедрального собора была первоначально покрыта медной жестью, но в 1917 г. немцы ее сорвали и заменили толем (позже цинковой жестью). С боковых сторон костела находятся галереи с шестью колоннами дорического стиля. В нишах расположены скульптуры: с южной стороны – скульптуры князей Великого Княжества Литовского, а с северной – скульптуры 5 святых Иезуитского ордена, перенесенные сюда в 1832 г. из алтарей костела Св. Казимира. На внешней стене часовни Св. Казимира помещена мраморная плита с латинскими надписями, украшена бывшим государственным гербом. Портик Кафедрального собора, выполнен в дорическом стиле, в верхней части содержит фигурную композицию итальянского скульптора Риджи и изображает жертвоприношение спасшегося Ноя. С двух сторон фасадной части находятся массивные фигуры Авраама и Моисея того же скульптора, а при входе с обеих сторон – меньшие по размеру фигуры четырех евангелистов: Марка с ангелом, Матвея со львом, Луки с агнцем и Иоанна с орлом. Ранее, над дверьми храма, было пять барельефных сцен из жизни апостолов. Над фронтоном возвышаются три монументальные скульптурные фигуры: Св. Елены по центру с большим позолоченным крестом, слева – Св. Станислава и справа – Св. Казимира. Их в 1790-1793 гг. по эскизу П. Смуглявичюса и указанным размерам Л. Гуцявичюса создали литовские скульпторы Каролис и Казимир Ельскисы.


Наводнение 1931 г. залило кафедральную площадь и подвальные помещения собора. После этого события в Кафедральном соборе производился капитальный ремонт. После окончания Второй мировой войны, в 1949 г. Кафедральный собор был закрыт. В 1950 г. с согласия городского архитектора того времени были ликвидированы скульптуры, украшавшие собор. Храмовое имущество было разграблено. Около 4000 экз. книг было передано в Дом книги . В 1952 г. мощи Св. Казимира были перенесены в костел Свв. Петра и Павла. Кафедральный собор был передан Художественному музею, который организовал косметический ремонт храма и провел отопление. В 1956 г. здесь была оборудована Картинная галерея, повешены новые светильники, так как старые пропали.


В 1956 г. потсдамская фирма имени Г. Шубе отреставрировала орган.


В 1980 г. кровля была вновь перекрыта медной жестью, скульптуры фасада реставрированы и перекрашены, а в 1981 г. был реставрирован внутренний интерьер храма. В собор были возвращены картины. Рядом с колонной была вырыта шахта, открывшая срез исторических почв, который можно наблюдать и сегодня. Художественный музей сохранил неповрежденную церковную утварь: табернакулы и прочее, за что архиепископ Й.Степонавичюс благодарил руководство музея.


В 1988 г. Кафедральный собор был возвращен верующим. 5 февраля 1989 г. Кафедральный собор был заново освящен, а 4 марта того же года из костела Свв. Петра и Павла были возвращены мощи Св. Казимира. Скульптор С.Кузьма заново восстановил гипсовые фигуры. Осенью 1996 г. все три скульптуры были воздвигнуты над фронтоном собора. По левую сторону алтаря находится мемориальная доска Витаутаса Великого. Над ней висит его потрет, перенесенный сюда из монастыря Св. Августина. Настоящий титул Кафедрального собора – Архикафедральный собор Базилика Свв. Станислава и Владислава.


Vytautas Šiaudinis


http://vilnius.atspace.com

Рубрики:  История

Метки:  

Вильна 1814 год

Пятница, 06 Апреля 2007 г. 17:42 + в цитатник

Всегда очень интересно читать старые описания своего города, а если писал приезжий – это вдвойне интересней. Ведь, уж очень часто горожане, описывая свой город, многое полагали само собой разумеющимся, и не стоящим упоминания. Недавно наткнулся на дневник Фёдора Николаевича Глинки - адъютанта Милорадовича, поэта, прозаика, декабриста, брата писателя Сергея Глинки. Он в своей книге "Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год" – довольно интересно описал наш город.


Читать далее...
Рубрики:  История


Поиск сообщений в Она_уже_не_та
Страницы: [1] Календарь