Обещала про кругосветку рассказать. Рассказать своими словами не получается - на работе нет времени, а дома нет сил. Поэтому вставляю папину статью на эту тему, сообщение о фотовыставке (там тоже есть информация о кругосветке) и адрес, где есть много всего про это путешествие. А фотографии отцовские выложить не смогу - потому как фотоаппарат у него не цифровой и, соответственно, фотки на пленке. Одна у меня есть - мы для кабинета директора покупали и я ее сканировала. Потом выложу.
"Надежда" - 200 лет спустя
Иван ЕГОРЧЕВ , борт ПУС "Надежда"
Парусное учебное судно "Надежда"
25 января 2003 года из Владивостока вышел и взял курс на запад учебный парусник "Надежда", принадлежащий Морскому государственному университету имени адмирала Г.И.Невельского.
Рейс этот для "Надежды", отметившей в прошлом году свое 10-летие, совсем не рядовой. Можно с уверенностью сказать, что в истории судна (да и всего Морского университета) его описанию будут отведены самые почетные страницы. Паруснику предстоит пересечь три океана и десятки морей, побывать во многих странах Азии, Африки, Европы и Америки, чтобы через 14 месяцев вернуться в порт приписки Владивосток с востока. Тогда и завершится первое в XXI веке кругосветное плавание российского судна под парусами.
ДОСЬЕ "ДК": "Надежда" была получена Дальневосточным высшим инженерно-морским училищем (предшественником Морского государственного университета) в 1992 году. Трехмачтовое и трехпалубное парусное учебное судно неограниченного района плавания построено в Гданьске (Польша). Длина парусника с бушпритом составляет 108,6 метра, ширина - 14 метров, водоизмещение - около 3000 тонн. Высота мачт достигает 49,5 метра, всего парусов 26, максимальная скорость, достигнутая под парусами, - 17,8 узла. Экипаж - 50 человек, курсантов - до 140.
Обойти вокруг земного шара - заманчиво и почетно для каждого моряка. Но нынешний рейс "Надежды" решает не только сугубо практические задачи в плане обучения курсантов Морского университета и задуман не ради престижа. Его маршрут связывает, образно говоря, прошлое и настоящее российского флота, поскольку рейс совершается в память 200-летия первого кругосветного плавания русских моряков. Оно, как известно, было совершено в 1803-1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева" под командованием И.Ф. КРУЗЕНШТЕРНА и Ю.Ф. ЛИСЯНСКОГО. Мысль о том, что неплохо было бы повторить это плавание, была высказана капитаном современной "Надежды" В.Н. ВАСИЛЕНКО еще пару лет назад. Эту идею поддержала и стала претворять в жизнь инициативная группа сотрудников Морского университета, Дальневосточного отделения Российской Академии наук и Общества изучения Амурского края.
ДОСЬЕ "ДК": Отправить в первое для России кругосветное плавание отряд из двух кораблей было решено в 1802 году. Начальником экспедиции и командиром флагманской "Надежды" был назначен И.Ф. Крузенштерн, "Невы" - Ю.Ф. Лисянский. Корабли покинули Кронштадт 7 августа 1803 года, пересекли Атлантику и в начале марта 1804 года вышли в Тихий океан, где на них были возложены разные задачи. "Надежда" доставила в Нагасаки (Япония) дипломатическую миссию России во главе с Н.П. РЕЗАНОВЫМ. В мае 1805 года она вернулась в Петропавловск, затем исследовала побережья Японии, Сахалина, Курильских островов и взяла курс на Макао. "Нева" сразу направилась к берегам Русской Америки, где с июля 1804-го по август 1805 года силой утверждала права России на освоенные ей земли. Затем "Нева" открыла несколько новых островов в Тихом океане. 3 декабря 1805 года корабли встретились в Макао, откуда вышли в обратный путь 30 января 1806 года. В Атлантике после прохода мыса Доброй Надежды, они разошлись и вернулись в Кронштадт самостоятельно: "Нева" - 22 июля, а "Надежда" - 7 августа 1806 года.
Расчеты затрат на будущую экспедицию давали цифру около двух миллионов долларов. Таких средств у Морского государственного университета, конечно, не было. Но нашлись люди, понявшие историческую значимость новой "кругосветки", и среди них - Президент России В.В. ПУТИН, посетивший "Надежду" во время пребывания во Владивостоке в августе 2002 года. Многое сделал для того, чтобы кругосветное плавание состоялась, ректор Морского университета В.И. СЕДЫХ, лично решавший главные финансовые и организационные проблемы. Основную часть необходимой суммы нашло Министерство транспорта РФ, остальное выделили из собственных средств Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского и Дальневосточное отделение Российской Академии наук - основные организаторы экспедиции.
Роль ДВО РАН, видимо, надо пояснить особо. Дело в том, что "Надежда" совершила уже четыре научные экспедиции, в которых принимали участие ученые различных специальностей. Имеется и опыт работы судна в качестве "Дальневосточного плавучего университета" в рамках федеральной целевой программы "Интеграция". Кругосветка в этом смысле не стала исключением - на борту "Надежды" пошли в рейс 13 научных сотрудников, представляющих Морской государственный университет и два исследовательских института ДВО РАН (Тихоокеанский океанологический и Проблем морских технологий). Среди них - 2 доктора наук, 4 кандидата и 5 аспирантов. Научным руководителем экспедиции является О.А. БУКИН, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий лабораторией лазерной оптики ТОИ ДВО РАН. На судне оборудованы три лаборатории - лазерной флюорометрии, лидарного зондирования атмосферы и акустического мониторинга океана.
"Надежда" находится в кругосветном плавании уже более трех месяцев. На борту парусника 165 человек, из которых 90 -курсанты 3-го курса судоводительского факультета МГУ в возрасте 19-20 лет. Есть еще восемь преподавателей, два ротных командира и двое юнг - 13 и 14 лет. Экипаж составляет 49 человек, капитан судна - В.Н. ВАСИЛЕНКО, руководитель рейса - проректор МГУ В.М. КОНОНОВ. На момент подготовки журнала в печать завершен первый этап длительного маршрута - от Владивостока до Санкт-Петербурга. За кормой осталось более 15 тысяч миль. Все прошло в рамках хорошо продуманного графика. Единственное ЧП - из тех, что невозможно предусмотреть и нельзя запланировать, - произошло уже в Средиземном море. Одному из курсантов стало плохо, судовой врач Т.А. РЫЖЕВА поставила диагноз: аппендицит. Судно срочно зашло в ближайший испанский порт - Альмарию. Больного курсанта спасательным катером переправили на берег, и в ту же ночь ему была сделана успешная операция. Через четыре дня он был доставлен на борт "Надежды" в порт Гибралтар и продолжил рейс.
Итак, о пройденном маршруте. 29 января - 2 февраля 2003 года "Надежда" посетила порт Пусан (Республика Корея). Курсанты и члены экипажа побывали в Корейском морском университете, где встретились с его ректором, кадетами, осмотрели тренажеры, музей флота, посетили учебное судно "Ханнара". 17 февраля пересекли экватор, отпраздновав традиционный День Нептуна. 125 членов экипажа приняли "морское крещение" и в знак этого получили грамоты повелителя морей и океанов. 18-22 февраля 2003 года состоялся заход в порт Сингапур. "Надежда" была поставлена у причала престижного яхт-клуба "Раффлз Марина", состоялись автобусные экскурсии по городу. 4-6 марта - заход в порт Коломбо (Шри-Ланка), 21 марта - в порт Аден (Йемен). 30 марта 2003 года "Надежда" прошла по Суэцкому каналу. 13-17 апреля - стоянка в порту Гибралтар, автобусные экскурсии для экипажа и курсантов.
Выйдя в Атлантику, "Надежда" обошла Британские острова с океанской стороны и с севера. 5-10 мая - стоянка в порту Гданьск (Польша). 20 мая 2003 года - приход в Санкт-Петербург, куда владивостокский парусник приглашен для празднования 300-летнего юбилея города на Неве.
Летом 2003 г. также предполагается участие "Надежды" в парусном фестивале "Делфсейл" в Голландии и в балтийской регате "Катти Сарк" по маршруту Гдыня - Турку - Рига -Травемюнде. Затем предстоит замена курсантов-судоводителей на механиков, ремонт рангоута и пошив новых парусов в Гданьске. С конца сентября 2003 года начнется второй этап кругосветного плавания длительностью около 5,5 месяца. Намечен следующий маршрут: Лондон (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) - Рио-де-Жанейро (Бразилия) - мыс Горн - Папеэте (остров Таити) - Гонконг - Владивосток. В родной порт "Надежда" должна вернуться 14 марта 2004 года.
Первая русская кругосветная экспедиция внесла большой вклад в картографию и навигацию, географию и гидрографию, способствовала расширению масштабов отечественной торговли. Плавание "Надежды" и "Невы" стало успешной, как сказали бы сейчас, презентацией регулярного океанского маршрута, в последующие годы соединившего европейскую Россию с ее тихоокеанскими владениями. На этих кораблях прошли морскую школу люди, ставшие впоследствии весьма известными: первооткрыватель Антарктиды Ф.П. БЕЛЛИНСГАУЗЕН, арктический исследователь О.Е. КОЦЕБУ, историограф российского флота В.Н. БЕРХ и другие. И.Ф. Крузенштерн позже стал директором Морского кадетского корпуса, инициатором создания Морской академии, а в 1845 году - одним из учредителей Русского Географического общества. Подготовленный им на основании материалов экспедиции "Атлас карт и рисунков" представляет научный интерес до сих пор.
Разумеется, от нынешней кругосветки современной "Надежды" не следует ждать географических открытий или вклада в расширение торговли. Но под определение "туристического круиза" этот рейс тоже не подходит. Путь вокруг всего земного шара, от высоких северных до крайних южных широт, через зной тропиков и океанские штормы - нелегкое испытание и для самого судна, и для его экипажа, и для курсантов, которые в кругосветке проходят свой 6-й "плавучий" семестр. Основные цели экспедиции сформулированы так: получение курсантами МГУ практических навыков, осуществление комплекса научных исследований и популяризация России в мировом масштабе.
Будущие судоводители с "Надеждой" уже знакомы - проходили на ней практику, будучи первокурсниками. Но в столь продолжительный рейс все они попали впервые. Две "береговые" роты курсантов здесь поделены на три группы - по числу мачт. При объявлении аврала они вместе с матросами "Надежды" ставят и убирают паруса на "своей" мачте. Курсанты не только выполняют все судовые работы, участвуют в авралах, стоят ходовые вахты на мостике, но и учатся. В рейсе изучается девять основных предметов. Кто-то подбирает "хвосты" за прошлый семестр, иные уже получили зачеты за нынешний, сдали курсовые работы, готовятся к экзаменам. По мнению капитана "Надежды" В.Н. Василенко, задача кругосветного плавания в плане подготовки курсантов состоит в том, чтобы выработать у них понимание реальных масштабов Мирового океана, своеобразное "океанское мышление".
С момента выхода из Владивостока непрерывно велось лазерное и акустическое зондирование морской толщи. На станциях производился отбор проб воды с различных глубин с последующим их анализом. Регулярно выполнялось лазерное зондирование атмосферы - для этого на борту "Надежды" имеется уникальная установка "Лидар". Научная задача "кругосветки" - комплексное исследование процессов, протекающих в атмосфере и в верхнем слое океана и влияющих на биопродуктивность и на формирование погоды и климата. С помощью "Лидара" изучается динамика аэрозоля в высоких слоях атмосферы (20-40 км). Особую ценность представляют данные, полученные в тропической зоне, поскольку там подобные измерения ранее не проводились. Интересные результаты получены при работах на подводной горе Ампер в Атлантическом океане и в Северном море. Конечно, все накопленные в рейсе сведения еще нуждаются в обработке.
Что же касается, выражаясь высокими словами, престижа России... Наверное, сам факт кругосветного плавания, демонстрация российского флага в трех океанах, десятках морей позволяют говорить о некоей представительской миссии "Надежды". Может быть, она не столь велика, а возможно, истинное значение нынешней "кругосветки" станет понятным только через некоторое время. Но в любом случае можно без всякого преувеличения сказать: на наших глазах творится история морского флота России. Потому что первое в XXI веке отечественное кругосветное плавание под парусами так и останется первым (а скорее всего, такое событие уже не повторится или будет очень нескоро). Правда, до его завершения еще почти год. Главное - чтобы нас ждали, нас помнили и в нас верили...
После рейса - фотовыставка
Кругосветная экспозиция 05.07.2004 "Вокруг света с "Надеждой" - так называется фотовыставка Ивана Егорчева , которая открывается 7 июля в 16 часов в Международном выставочном центре музея им. В.К.Арсеньева во Владивостоке (ул. Петра Великого, 6). В экспозиции представлено около 50 снимков, сделанных во время кругосветной экспедиции парусника "Надежда". Иван Егорчев из Владивостока оказался единственным российским журналистом, прошедшим весь маршрут.
Итогом рейса стали 167 отснятых фотопленок - это около 5 тысяч кадров. Напомним, что в январе 2003-го - марте 2004-го года парусное учебное судно "Надежда", принадлежащее Морскому государственному университету имени адмирала Г.И.Невельского (Владивосток), совершило кругосветное плавание. Этот рейс был посвящен 200-летнему юбилею первого плавания "кругом мира" российских шлюпов "Надежда" и "Нева" (1803-1806 гг.).
За 14 месяцев и 3 дня современной "Надеждой" было пройдено более 44 тысяч миль, совершены заходы в 24 порта 18-ти стран мира (не считая российских Санкт-Петербурга и Калининграда). Иван Егорчев около 20 лет ходил в научно-поисковые рейсы, побывал в Беринговом и Охотском морях, на Камчатке и Сахалине, на Шантарских и Курильских островах, в США и Канаде, Панаме и Перу, в Новой Зеландии и Сингапуре, на островах Самоа и Кирибати, в Антарктиде. С фотоаппаратом не расстается последние 30 лет.
Член Творческой ассоциации журналистов России и Союза фотохудожников РФ, действительный член Русского географического общества - Общества изучения Амурского края, член Приморского клуба экожурналистов "Последняя среда"
Здесь много по кругосветке – репортажи с борта и много фотографий
http://www.msun.ru/world/report/