-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в эксперимент_12

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 14


итоги

Понедельник, 24 Января 2005 г. 23:02 + в цитатник
приношу свои извинения за вынужденную задержку (взорвлся блок питания у компа). но тем не менее.... перед вами результаты эксперимента. к сожалению мне не удалось использовать данные из интернета из-за нарушения чистоты эксперимента. но несмотря на это данные полученные на liveinternet в общем соответсвует данным полученным в реалбности.

ещё раз благодарю всех, кто принил участие в эксперименте. большое спасибо за вашу помощь.



Научная проблема: что оказывает большее влияние в построении визуальной семантики форма или цвет данных объектов.

Теоретическая основа исследования:
Данный эксперимент проводится на базе семантических экспериментов Артемьевой, а потому будет целесообразным привести здесь ряд её теоретических предположений.
По мнению Артемьевой, собственно проблема психического должна ставиться как «…проблема построения в сознании индивида многомерного образа реальности» (Леонтьев А.Н., 1983). Комментируя это суждение А.Н. Леонтьева, Артемьева отмечает, что его можно отнести к любой форме психического отражения, не только к восприятию.
Тем более, что в реальном психическом акте частные формы (процессы) слиты и неотделимы. Образ мира позволяет субъекту работать с преобразованной реальностью. «Он позволяет вырваться из гомогенности мира, расставляя акценты значимости и формируя мир предметов. Перебор возможностей в организованной среде много эффективней, чем в гомогенной; так на некотором уровне сложности реакция система не может справиться с гомогенным перебором и наличие дубль-мира является эффективным
Способом существования даже для системы автоматов с распределёнными функциями.
Естественно, что такое интегральное образование как представление мира (Образ мира) не образуется из ничего в каждом психическом акте, а несёт в себе следы всей предыстории психической жизни субъекта. Далее Артемьева отмечает, что должна существовать структура, организующая эти следы, позволяющая им быть реальным регулятором и строительным материалом субъективного образа мира – структура субъективного опыта.
Образ мира, как и субъективный опыт, разделены на уровни.
Так в Образе мира Артемьева выделяет три уровня:
Первый, самый поверхностный, слой соответствует сенсорно-перцептивному и представленческому уровню отражения. Один из модельных конструктов этого слоя – «перцептивный мир». Он задаётся как множество упорядоченных относительно друг друга объектов, среди которых и тело субъекта. Объекты образуют пространство, движутся относительно субъекта или самих себя. Кроме четырёх координат пространства-времени перцептивный мир характеризуется так же значениями и смыслами. Важно, заметить, что «перцептивный мир» более сложное образование чем «образ восприятия»: наиболее близкий к сенсорному отражению и представлениям, он явно регулируется системой значений и смыслов, то есть неотделим от более глубоких слоев субъективного опыта. Специфичность же данного слоя, по мнению Артемьевой, состоит в том, что его «строительный материал», его фактура – модальные.
Следующий слой – семантический. Следы взаимодействия с объектами зафиксированы в этом слое в виде многомерных отношений: следы атрибутированы отношением (хороший - плохой; сильный - слабый и т.д.). Этот слой является переходным между поверхностным и ядерном (самым глубоким) слоями: он не является поверхностной структурой так как помимо представлений о мире, содержит ещё некоторую целостную его свёртку. Но это слой не является и глубинным слоем т.к. сами объекты оцениваются здесь как модально представленные и целостные структуры, которые допускают разъятие. Это слой Артемьева называет Картиной мира.
Самый глубокий слой – слой амодальных структур, образующихся при обработке семантического слоя. «Язык», устройство структуры этого слоя нам неизвестен. Артемьева выделяет разделители первой очереди (адаптационные координаты: опасный – неопасный); разделители второй очереди, по её мнению, могут быть связаны с разбиением элементов на объекты, ситуации, явления.
Связь между семантическим слоем и образом мира можно представить следующим образом: самая глубокая структура – Образ мира – внемодальна и относительно статична, т.к. перестраивается только в результате действия, сдвигающего смыслы после достижения или не достижения цели, если цель признаётся фильтрующими системами достаточно значимой. Семантический слой – Картина мира – являет собой структурированную совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам. Она более подвижна, управляется из глубины Образом мира, а строительный материал ей предоставляет перцептивный мир, и, возможно, непосредственно восприятие. Т.о. Картина мира находится в своеобразном отношении гомоморфизма с образом мира: Образ мира управляет ей отражаясь частью своих отношений, а Картина мира «передаёт» ему синтезированные по «разномодальным» свойствам отношения к объектам, связанным с предметом текущей деятельности. Общим для этих двух образования является то, что их элементы – не образы объектов, а образы отношения к ним.
Образ мира и его структура ( в частности семантический слой) являются предметом экспериментальных исследований. Как уже было сказано выше, именно на основе семантических экспериментов построен данный эксперимент. Следуя предположению, что семантический слой не является амодальным, Артемьева выдвигает гипотезу о существовании модальных семантик. Эксперимент, рассматриваемый здесь, в качестве предмета исследования имеет визуальную семантику форм, регистрирующую отношение к бессюжетным геометрическим изображениям. Стимульным материалом служили 8 карточек с контурными изображениями, являющимися случайными трансформациями круга. (рис 1). Основной экспериментальной методикой было шкалирование изображений по различным модификациям семантического дифференциала (нас интересует 16-шкальный). По итогам эксперимента были выявлены несколько характеристик, характеризующие каждое изображение (эти характеристики (шкалы) были выбраны более чем 90% испытуемых).


Объект исследования: гетерогенная группа в возрасте от 18 до 25 лет.

Предмет исследования: влияние цвета на формирование визуальной семантики, регистрирующей отношение к бессюжетным геометрическим изображениям.

Цель исследования: обнаружить взаимосвязь (взаимовлияние) формы и цвета при формировании визуальной семантики, регистрирующей отношение к бессюжетным геометрическим изображениям.

Гипотеза:
Теоретическая:
1. При формировании визуальной семантики большее влияние оказывает цвет объекта, чем его форма.
2. При формировании визуальной семантики большее влияние оказывает форма объекта, чем его цвет.
3. При формировании визуальной семантики влияние формы и цвета объекта будет варьироваться в зависимости от выбранной характеристики.
Эмпирическая:
1. Окрашивания контура фигур в 1 из 3 произвольно выбранных цветов ранее установленные семантические характеристики фигур будут меняться в зависимости от преобладающего влияния цвета или формы.

Методы: основной экспериментальной методикой, как и в исходном эксперименте Артемьевой, было шкалирование изображений по 16-шкальному семантическому дифференциалу.

лёгкий тяжёлый
добрый злой
чистый грязный
горячий холодный
твёрдый мягкий
старый молодой
глупый умный
громкий тихий
быстрый медленный
сытый голодный
противный приятный
активный пассивный
горький сладкий
смелый трусливый
сильный слабый
несчастный счастливый




Процедура: испытуемым (группа из 20 человек; всего 3 группы) было предъявлены карточки с 8 изображениями, окрашенными в один из трёх произвольно выбранных цветов. После чего, испытуемые оценивали сам цвет. Процедура длилась 20 минут.

Выводы:
При рассмотрении списка актуальных свойств геометрических форм, зарегистрированного в экспериментах по шкалированию изображений в системе СД, Артемьева отмечала особое место эмоционально-оценочных свойств. Так, практически всегда, в списке свойств присутствовали, являлись наиболее устойчивыми и реально участвующими в оценке эмоционально-оценочные шкалы типа приятный – неприятный. Именно по ним изображения описывались всеми испытуемыми практически одинаково.
Таковыми свойствами являются:
1. противный приятный
2. добрый злой
3. старый молодой
4. глупый умный
5. сытый голодный
6. чистый грязный
7. несчастный счастливый
Ниже приведена таблица данных, полученных по этим признакам для окрашенных фигур.

красный цвет синий цвет зелёный цвет

изображение 1 изображение 1 изображение 1

лёгкое 16 лёгкое 14 лёгкое 16
чистое 20 чистое 14 чистое 11
холодное 16 холодное 19 холодное 18
умное 18 умное 10 умное 11
приятное 14 приятное 10 приятное 16
смелое 14 смелое 14 смелое 11

изображение 2 изображение 2 изображение 2

чистое 11 чистое 11 чистое 16
твёрдое 14 твёрдое 11 твёрдое 16
смелое 11 смелое 11 смелое 19
горькое 11 горькое 11 горькое 18

изображение 3 изображение 3 изображение 3

твердый 10 твердый 11 твердый 11
быстрый 16 быстрый 16 быстрый 19
горький 11 горький 16 горький 19

изображение 4 изображение 4 изображение 4

громкий 14 громкий 16 громкий 11
быстрый 10 быстрый 11 быстрый 4
голодный 16 голодный 11 голодный 4
сильный 11 сильный 16 сильный 16

изображение 5 изображение 5 изображение 5

тяжёлое 11 тяжёлое 18 тяжёлое 9
медленное 10 медленное 18 медленное 11
мягкое 11 мягкое 18 мягкое 16
сытое 11 сытое 11 сытое 16

изображение 6 изображение 6 изображение 6

доброе 14 доброе 16 доброе 11
приятное 10 приятное 11 приятное 11
сытое 10 сытое 10 сытое 9
мягкое 16 мягкое 16 мягкое 9

изображение 7 изображение 7 изображение 7

чистым 11 чистым 10 чистым 16
горьким 11 горьким 10 горьким 18
сильным 16 сильным 9 сильным 18

изображение 8 изображение 8 изображение 8

чистым 19 чистым 16 чистым 16
добрым 11 добрым 16 добрым 18
тихое 9 тихое 11 тихое 11
сытое 11 сытое 16 сытое 11
приятное 11 приятное 14 приятное 11
счастливое 11 счастливое 14 счастливое 19


Свойства, приведённые в этой таблице, при предъявлении черно-белых фигур были выбраны более чем 90% испытуемых. И хотя некоторые из свойств сохранили своё первостепенное значение при оценке фигур, мы легко можем увидеть, что некоторые свойства претерпели сильные изменения, в зависимости от того, в какой цвет были окрашены фигуры.
Так фигура 1 изначально оценивающаяся как «приятная», при окрашивании в красный цвет большинством испытуемых была оценена как «противная» (так же был оценен и сам цвет). Та же фигура, окрашенная в синий цвет, так же была половиной испытуемых оценена как «противная». В оценке «синего» цвета испытуемые разделились: 4 испытуемых оценили его как «противный».
Ниже я привожу таблицу, содержащую данные по тем же эмоционально-оценочным свойствам для цвета:
синий цвет красный цвет зелёный цвет

добрый 11 злой 14 злой 4
чистый 11 чистый 11 чистый 19
молодой 19 молодой 10 молодой 19
умный 19 умный 17 умный 19
голодный 11 сытый 6 сытый 11
приятный 11 приятный 9 приятный 20
смелый 10 смелый 14 смелый 20
несчастный 19 счастливый 10 счастливый 20

Имеет значение и индивидуальный выбор цвета испытуемым. Так испытуемый оценив синий цвет как красный цвет как «голодный», оценивал «сытую» фигуру так же как голодную. Но имели место и противоположные результаты. А так же результаты, когда и цвет , и фигура оценивались одинаково, а окрашенная фигура оценивалась по другому. Возможным объяснением этому может служить представления Артемьевой о «предметном цвете» (замещение стимула некоторой предметной реальностью).

дамы и господа

Четверг, 06 Января 2005 г. 02:51 + в цитатник
предлагаю вам принять участие в эксперименте.
для этого вам нужно всего лишь следовать инструкции.

инструкция: вам будет предъявлено 8 фигур. вам нужно будет оценить каждую из них по 16 признакам - из двух противоположных признаков выбрать один. признаки пропускать нельзя. (это значит, что в результате у вас дожно получится 16 слов, описывающих данную фигуру).
выбранные вами признаки оставляйте в комментариях.

оценивать фигуры следует по порядку (т.е начиная с фигуры №1)
после того как вы оцените каждую из фигур, загляните в комментарии к этой записи, чтобы получит дальнейшие (последние))) инструкции и завершить эксперимент.

очень важно, чтобы вы строго следовали инструкции, т.к. от этого зависит чистота эксперимента.

если вы внимательно прочитали инструкцию, то можете преступать.

фигура 8

Четверг, 06 Января 2005 г. 02:28 + в цитатник

1. лёгкий тяжёлый
2. добрый злой
3. чистый грязный
4. горячий холодный
5. твёрдый мягкий
6. старый молодой
7. глупый умный
8. громкий тихий
9. быстрый медленный
10. сытый голодный
11. противный приятный
12. активный пассивный
13. горький сладкий
14. смелый трусливый
15. сильный слабый
16. несчастный счастливый

фигура 7

Четверг, 06 Января 2005 г. 02:26 + в цитатник

1. лёгкий тяжёлый
2. добрый злой
3. чистый грязный
4. горячий холодный
5. твёрдый мягкий
6. старый молодой
7. глупый умный
8. громкий тихий
9. быстрый медленный
10. сытый голодный
11. противный приятный
12. активный пассивный
13. горький сладкий
14. смелый трусливый
15. сильный слабый
16. несчастный счастливый

фигура 6

Четверг, 06 Января 2005 г. 02:24 + в цитатник

1. лёгкий тяжёлый
2. добрый злой
3. чистый грязный
4. горячий холодный
5. твёрдый мягкий
6. старый молодой
7. глупый умный
8. громкий тихий
9. быстрый медленный
10. сытый голодный
11. противный приятный
12. активный пассивный
13. горький сладкий
14. смелый трусливый
15. сильный слабый
16. несчастный счастливый

фигура 5

Четверг, 06 Января 2005 г. 02:23 + в цитатник

1. лёгкий тяжёлый
2. добрый злой
3. чистый грязный
4. горячий холодный
5. твёрдый мягкий
6. старый молодой
7. глупый умный
8. громкий тихий
9. быстрый медленный
10. сытый голодный
11. противный приятный
12. активный пассивный
13. горький сладкий
14. смелый трусливый
15. сильный слабый
16. несчастный счастливый

фигура 4

Четверг, 06 Января 2005 г. 02:22 + в цитатник

1. лёгкий тяжёлый
2. добрый злой
3. чистый грязный
4. горячий холодный
5. твёрдый мягкий
6. старый молодой
7. глупый умный
8. громкий тихий
9. быстрый медленный
10. сытый голодный
11. противный приятный
12. активный пассивный
13. горький сладкий
14. смелый трусливый
15. сильный слабый
16. несчастный счастливый

фигура 3

Четверг, 06 Января 2005 г. 02:18 + в цитатник

1. лёгкий тяжёлый
2. добрый злой
3. чистый грязный
4. горячий холодный
5. твёрдый мягкий
6. старый молодой
7. глупый умный
8. громкий тихий
9. быстрый медленный
10. сытый голодный
11. противный приятный
12. активный пассивный
13. горький сладкий
14. смелый трусливый
15. сильный слабый
16. несчастный счастливый

фигура 2

Четверг, 06 Января 2005 г. 02:15 + в цитатник

1. лёгкий тяжёлый
2. добрый злой
3. чистый грязный
4. горячий холодный
5. твёрдый мягкий
6. старый молодой
7. глупый умный
8. громкий тихий
9. быстрый медленный
10. сытый голодный
11. противный приятный
12. активный пассивный
13. горький сладкий
14. смелый трусливый
15. сильный слабый
16. несчастный счастливый

фигура 1

Четверг, 06 Января 2005 г. 02:12 + в цитатник

1. лёгкий тяжёлый
2. добрый злой
3. чистый грязный
4. горячий холодный
5. твёрдый мягкий
6. старый молодой
7. глупый умный
8. громкий тихий
9. быстрый медленный
10. сытый голодный
11. противный приятный
12. активный пассивный
13. горький сладкий
14. смелый трусливый
15. сильный слабый
16. несчастный счастливый

Дневник эксперимент_12

Четверг, 06 Января 2005 г. 01:42 + в цитатник
эксперимент


Поиск сообщений в эксперимент_12
Страницы: [1] Календарь