-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ’удожник_1975

 -»нтересы

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) “еори€_‘отографии Art_-_Liru PRO_PHOTO_COMMUNITY

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.06.2004
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 6720

—ебе ...оп€ть себе.

„етверг, 17 Ќо€бр€ 2005 г. 18:03 + в цитатник
чтобы не забыть прочесть. —сылку нашел у замечательнои и мнои любимои OXYMORON :)

јлексей ¬икторович »ванов

√еограф глобус пропил



http://lib.aldebaran.ru/author/ivanov_aleksei/ivan..._geograf_globus_propil__1.html

ЂЁто мы Ч опилки.ї

—танислав Ћем √лухонемой козлище

Ђ онечна€ станци€ ѕермь-втора€!ї Ч прохрипели динамики.



Ёлектричка уже подкатывала к перрону, когда в вагон вошли два дюжих контролера Ч сразу с обоих концов, чтобы отсечь пути к бегству. ѕассажиры заволновались, а небритый, пом€тый молодой человек, сидевший у окна, даже не огл€нулс€.

Ч ¬аш билет, ваш билет, Ч однообразно повтор€ли контролеры, поворачива€сь то направо, то налево и медленно двига€сь к точке рандеву посреди вагона.

«а окном плыли составы на запасных пут€х, семафоры, будки, штабел€ шпал. —верху мелькали решетчатые конструкции каких-то перекрытий. ћолодой человек разгл€дывал все это очень внимательно и никак не реагировал на то, что процесс разделени€ пассажиров на агнцев и козлищ скоро зацепит и его. ћногочисленные агнцы сидели тихо и горделиво, с затаенным достоинством, а немногие козлища, красне€, доставали кошельки платить штраф или же, подн€тые с мест, скандалили, увлекаемые на расправу.

Ч ¬аши билеты, Ч сказал контролер, останавлива€сь напротив отсека, где сидел безучастный молодой человек.

ƒве бабки, помещавшиес€ напротив него, суетливо прот€нули свои билеты, давно уже приготовленные и влажные от вспотевших пальцев.  онтролер гл€нул на билетики и злобно укусил каждый из них маленькой никелированной машинкой. ƒевушка, сидевша€ р€дом с молодым человеком, не гл€д€, подала свой билет, и контролер с ревнивой въедливостью прокусил и его. ћолодой человек по-прежнему смотрел в окно.

Ч ¬аш билетик, молодой человек, Ч сказал контролер, нервно пощелкива€ никелированными челюст€ми.

ћолодой человек даже не огл€нулс€.

Ч Ёй, парень, Ч перестава€ щелкать, окликнул контролер.

ќбе бабки с ужасом уставились на гордого безбилетника.

Ч ѕарень, не слышишь, да? Ч с угрозой спросил контролер.

ƒва пленных козлища за спиной контролера злорадно взирали на молодого человека, не отрывавшегос€ от созерцани€ товарных вагонов на дальнем пути. Ќад этими вагонами мирно покачивались ветви тополей, уже слегка тронутые желтизной.

 онтролер прот€нул руку и постучал своей кусательной машинкой по плечу молодого человека. “от быстро обернулс€ и непонимающим взгл€дом обвел раскрывших рты бабок, свирепеющего контролера, взволнованных козлищ.

Ч Ѕилет есть? Ч прорычал контролер.

ћолодой человек тревожно погл€дел на его губы, потом на девушку, котора€ вздрогнула, соприкоснувшись с ним взгл€дом. «атем молодой человек вытащил из карманов руки и сделал несколько быстрых, плавно переливающихс€ один в другой жестов перед своим лицом, коснувшись пальцем кра€ рта и мочки уха. ≈ще раз огл€дев ошеломленных зрителей, молодой человек вежливо кивнул и отвернулс€ обратно к окну.

Ч „его он?.. Ч растер€нно спросил один из козлищ.

Ч √лухонемой, Ч шепотом с уважением сказала бабка, сидевша€ от глухонемого подальше.

ƒевушка напр€глась, будто р€дом с ней был не глухонемой, а вовсе покойник.

 онтролер не знал, что делать.   нему подошел напарник, сгуртовав две кучи козлищ в одну.

Ч ¬се? Ч спросил он.

Ч Ќу, Ч кивнул первый. Ч “олько вон этот глухонемой.

Ч » что? Ѕез билета, что ли?

Ч ƒа как ты у него узнаешь?..

Ч ј плюнь ты на него, Ч посоветовал напарник и громко распор€дилс€: Ч Ќу-с, господа безбилетники, пройдемте на выход.

Ёлектричка затормозила, динамик невн€тно загнусавил.

ѕассажиры облегченно зашевелились, поднима€сь с мест. ¬ тамбуре зашипели разъезжающиес€ двери. ќдна из бабок ласково потрогала глухонемого за колено и, странно помахав рукой, громко сказала, участливо улыба€сь:

Ч ѕриехали!..

√лухонемой кивнул и встал.

Ќа привокзальной площади было людно и тесно: громоздились автобусы, толклись у ларьков очереди, возле пригородных касс клубились дачники, нав€зчивые таксисты бодро кричали каждому второму: Ђ уда ехать?ї, одинокий певец надтреснутым голосом увер€л спешащую публику в том, что не такой уж и горький он пропойца. ”треннее небо над вокзалом поднималось хрустальной призмой Ч пустое и бледное, как экран только что выключенного телевизора.

√лухонемой посмотрел на вокзальные часы, з€бко поежилс€ и зашагал к ближайшему киоску. ¬ыт€гива€ шею с небритым горлом, он через чужие плечи что-то высмотрел на витрине, достал из кармана см€тую купюру и протиснулс€ к окошку.

Ч Ѕутылку пива, и откройте сразу, Ч хрипло сказал он.

часть ». ƒостатки и недостоинства

√еограф

ƒым€ сигаретой и бренча в кармане спичечным коробком, бывший глухонемой, ¬иктор —лужкин, теперь уже побритый и прилично одетый, шагал по микрорайону Ќовые –ечники к ближайшей школе. Ќад ним в вышине то и дело вспыхивали окна многоэтажек, отчего казалось, что солнечный шар покрыт щербатинами мелких сколов. »з какого-то двора доносились гулкие выстрелы Ч там выбивали ковер.

Ўкола высилась посреди зеленого пустыр€, охваченного по периметру забором. «а спиной у нее лежала асфальтированна€ спортплощадка, р€дом с которой торчали одиночные корабельные сосны, чудом уцелевшие при застройке нового микрорайона. —права от входа громоздилась теплица Ч ржавое скелетообразное сооружение без единого стекла. Ўироко раскрытые окна школы тоскующе гл€дели в небо, будто школа посылала кому-то молитву об избавлении от крестных мук предсто€щего учебного года. ¬о дворе сновали ученики: скребли газоны редкозубыми грабл€ми, подметали асфальт, таскали в теплицу носилки с мусором. «а дальним углом курили старшеклассники, в каком-то кабинете играла музыка, на крыльце орали друг на друга мелкие двоечники, которые вытаскивали сломанную парту и застр€ли с нею в двер€х. ¬ свежепокрашенном вестибюле —лужкин спросил у уборщицы им€-отчество директора, отыскал директорские покои на втором этаже, постучалс€ и вошел. ƒиректор был высоким, грузным, лысеющим мужчиной в золотых очках. ќн помещалс€ за широким столом, а напротив него, разложив бумаги, сидела красива€ полна€ женщина.

Ч я по поводу работы, Ч по€снил —лужкин. Ч ¬ам учител€ не нужны?

Ч ћ-м?.. Ч удивилс€ директор и кивнул на стул. Ч ѕрисаживайтесьЕ

—лужкин с достоинством уселс€ у стены позади женщины, с которой беседовал директор, и это вызвало у нее видимое даже по спине раздражение. ќднако развернутьс€ в менее тициановский ракурс она не пожелала, а дл€ —лужкина другого места в кабинете не было.

Ч » какой предмет вы можете вести? Ч спросил директор.

Ч Ѕотанику, зоологию, анатомию, общую биологию, органическую химию, Ч не тороп€сь, перечислил —лужкин.

Ч ¬ы где-то учились? Ч через плечо спросила женщина.

Ч Ѕиофак ”ральского университета.

—пина стала еще более недоброжелательной.

Ч ” нас уже есть учител€ по всем этим предметам.

—лужкин молчал, фотогенично улыба€сь. ∆енщина начала нервно перебирать свои бумаги. Ќаконец директор засопел и раскололс€:

Ч √еографию-то у нас некому вести, –оза ЅорисовнаЕ

Ч ѕочему некому? Ќина ѕетровна дала согласие.

Ч ќна же пенсионерка, и у нее уже полторы ставки.

Ч Ќо мы не можем брать человека, который не имеет педагогического образовани€ и не знает предмета, Ч холодно за€вила –оза Ѕорисовна.

Ч Ѕиологи€, природоведение, географи€ Ч это почти одно и то жеЕЧ туманно заметил директор и смущенно потер нос.

Ч Ќет, Ч твердо возразила –оза Ѕорисовна. Ч ѕриродоведение и экономическа€ географи€ в дев€тых классах Ч это не одно и то же.

Ч –оза Ѕорисовна, дл€ мен€ не составит труда ознакомитьс€ с этим предметом, Ч вкрадчиво сказал —лужкин.

 расива€ –оза Ѕорисовна слегка покраснела от €рости, собрала свои листочки в идеально ровную стопку и лед€ным тоном произнесла:

Ч ¬прочем, вы директор, јнтон јнтонович, вам и решать.

Ч я всего лишь администратор. Ч ƒиректор сделал жест, в котором было что-то от реверанса, и даже дернул под столом колен€ми. Ч — педагогами работает завуч Ч то есть вы, –оза Ѕорисовна. я бы не хотел принимать решени€, не заручившись вашей поддержкой.

–оза Ѕорисовна снова разложила бумаги веером, а потом все же обернулась к улыбавшемус€ по-прежнему —лужкину.

Ч ј вы представл€ете себеЕ э-эЕ

Ч ¬иктор —ергеевич, Ч услужливо подсказал —лужкин.

–оза Ѕорисовна мгновение помедлила, переварива€ им€.

Ч ¬иктор —ергеевич, Ч губы ее брезгливо вздрогнули, Ч что такое работа учител€? ¬ы имеете пон€тие о психологии подростка? ¬ы сможете составить себе программу и планы индивидуальной работы? ¬ы умеете пользоватьс€ методическими пособи€ми? ¬ы вообще представл€ете себе, что такое школа?

Ч ¬ообще-то представл€ю, Ч осторожно сказал —лужкин.

Ч я думаю, вопрос €сен, Ч вклинилс€ директор, похлопав ладонью по столу. Ч «а два дн€ до первого сент€бр€ нам, –оза Ѕорисовна, другого учител€ все равно не найти. ѕишите за€вление, ¬иктор —ергеевич. ≈сли что, мы вам поможем. ¬от бумага и ручка.

«накомство

¬ комнате на диване лежали раскрытые чемоданы. Ќад€ доставала из них свои вещи, нап€ливала на плечики и вешала в шкаф. –€дом в нижнем €щике четырехлетн€€ “ата раскладывала своих кукол. Ќа письменном столе сидел большой, пушистый серый кот и спокойно гл€дел на суету немигающими желтыми глазами. ¬ проеме двери по€вилс€ —лужкин, вытирающий руки кухонным полотенцем.

Ч Ќад€, скоро восемь, Ѕудкин придет, Ч сказал он. Ч ћожет, на стол чего накроем?

Ч ј € его не звала! Ч строптиво отозвалась Ќад€. Ч “оже мне барин выискалс€ Ч стол ему накрывай да нар€жайс€!.. я еще посмотрю, какой он. Ѕольно он мне подозрителенЕ

Ч ѕросто он шпион американский. ќн уже две автобусные остановки поджег и вчера с балкона на милиционера плюнул.

Ч » фамили€ у него дурацка€, Ч настаивала Ќад€.

Ч  ака€ рожа, така€ и фамили€. ј ты за него замуж собралась?

Ч ƒа € хоть за кого бы пошла, лишь бы от теб€ избавитьс€!

Ќад€ с досадой грохнула в шкафу плечиками. ” нее было красивое надменное лицо с темными продолговатыми глазами и высокими слав€нскими скулами.

Ч я думал, ты за лето отдохнешь на даче, а ты все така€ жеЕ

Ч ј ты не зли мен€ и алкашей своих не подсовывай!

“ут в прихожей раздалс€ звонок. —лужкин взгл€нул на часы.

Ч Ѕудкин точен, как свинь€, Ч сказал он. Ч “очность Ч вежливость свиней. Ч » он пошел открывать.

¬ прихожую, улыба€сь, шагнул высокий молодой человек атлетического сложени€ с римским носом, густыми бров€ми и коротко остриженными черными кудр€выми волосами. Ќад€ и “ата вышли посмотреть на гост€.

Ч «накомьтесь, Ч сказал —лужкин. Ч Ёто Ѕудкин, мой друг детства, а теперь еще и наш сосед. ќн в четвертом подъезде квартиру себе купил, пока вы у бабушки гостилиЕ Ѕудкин, это Ќад€, мо€ жена. ј это “ата, мо€ дочь. Ёто их € сегодн€ утром ездил на вокзал встречатьЕ ј это ѕуджик, дикий зверь, его ты уже знаешь.

Ч ќчень при€тно, Ч прот€гива€ Ќаде три розы, галантно сказал Ѕудкин и приложилс€ к ручке. Ч ћного о тебе наслышан.

Ч ƒа и €Е много наслышана, Ч мрачно ответила Ќад€.

Ѕудкин присел на корточки и погладил по голове “ату, котора€ испуганно смотрела на него из-за маминой ноги.

Ч я добрый, Ч сказал ей Ѕудкин и достал шоколадку. Ч ƒержи.

Ч ЂЅаунтиї? Ч поинтересовалс€ —лужкин.

Ч –айское наслаждение, Ч подтвердил Ѕудкин.

Ч Ќад€, а можно € всю сейчас съем? Ч спросила “ата.

Ч ѕоловину, Ч распор€дилась Ќад€. Ч ј то зубы забол€т.

Ч » вот еще что € принес, Ќадюша, Ч ласково добавил Ѕудкин, извлека€ бутылку ликера. Ќад€ хмыкнула, но прин€ла ее.

Ч Ќу, проходи, Ч неохотно сдалась она. Ч Ќе в комнату, конечно, на кухню.

Ќа кухне все расселись за пустым столом, и Ќад€ открыла холодильник. Ќа подоконник тотчас запрыгнул ѕуджик, чтобы видеть, чего станут есть. ќн как-то мгновенно уже успел всем осточертеть: “ата об него запнулась, —лужкин наступил на хвост, Ќад€ чуть не прищемила ему голову дверцей холодильника, а Ѕудкин едва не сел на него.

Ч “ы работу нашел? Ч полюбопытствовал Ѕудкин.

Ч Ќашел. ”строилс€ учителем географии.

Ѕудкин хехекнул с таким видом, будто сам он в этот день устроилс€ на работу министром финансов.

Ч ’орош из теб€ учитель будет, Ч саркастически заметила Ќад€.

Ч ≈рунда, Ч отмахнулс€ —лужкин. Ч ¬ школе на мен€ всем плевать: хорош Ч не хорош, а вынь да положь. ≈сли не найдетс€ желающих пред именем моим смиренно преклонить колени, € не удавлюсь.

Ч “ы, географ, хоть помнишь, кто открыл —еверный полюс? Ч спросил Ѕудкин.

Ч ЌансенЕЧ неуверенно сказал —лужкин. Ч »ли јмундсен. ј может, јндерсен. ” мен€ не эта географи€. ” мен€ экономическа€.

Ч “ы, когда чего-нибудь забудешь, главное Ч ври уверенно, Ч посоветовал Ѕудкин. Ч »ли по карте посмотри, там все нарисовано.

Ч ѕо карте! Ч хмыкнул —лужкин. Ч я сегодн€ кабинет принимал у завучихи, ”грозы Ѕорисовны, так у мен€ там четыре нагл€дных пособи€: глобус, кусок полевого шпата, физическа€ карта острова ћадагаскар и портрет Ћаперуза. » все!

Ч “ебе хватит, Ч ободрил Ѕудкин. Ч ј если выгон€т за профнепригодность Ч так и быть, возьму теб€ к себе секретутом.

Ч ј кем ты работаешь? Ч спросила Ќад€, резавша€ колбасу.

Ч ‘орточником, Ч хехекнул Ѕудкин.

Ч Ўутки как у моего мужа Ч такие же идиотские.

Ѕудкин не смутилс€. —лужкин напомнил Ќаде:

Ч я же тебе рассказывал Ч у него с отцом сво€ фирма при станции техобслуживани€. ќн там обслуживает тех за деньги. ¬он под окном его гроб на колесиках стоит.

Ч Ётот Ђзапорї у мен€ с фирмы, Ч валь€жно привалившись к стене, объ€снил Ѕудкин. Ч “ак, др€нь. √рузы возить, по гр€зи кататьс€. ј дл€ города у мен€ Ђвольвої.

Ч ј мы и такого не имеем! Ч с досадой кивнула в окно Ќад€.

Ч ’а! Ч возмутилс€ —лужкин. Ч Ѕудкин еще в школе у пацанов мелочь в туалете вытр€сал! ќн ворует! ј € и виноват!

Ч “ы лент€й, ¬итус, Ч хехекнув, объ€снил Ѕудкин. Ч »деалист и неумеха. “олько €зыком чесать и горазд.

ќн вз€л со стола бутылку ликера и свернул с горлышка пробку.

Ч ¬итус, а чего покрепче у теб€ нет? Ч спросил он.

—лужкин сделал страшные глаза, кивнул на Ќадю, котора€ в это врем€ отвернулась к плите, и изобразил удар в челюсть.

Ч Ќету у нас водки! Ч безапелл€ционно за€вила Ќад€.

Ѕудкин ткнул себ€ пальцем в грудь, двум€ пальцами сделал на столе бегущие ножки и подн€л кулак с оттопыренным мизинцем и большим пальцем.

Ч Ѕудкин, ты кого показал? Ч сразу спросила “ата.

Ч  иску, Ч сладко ответил Ѕудкин.

—лужкин т€жело вздохнул и виновато попросил:

Ч ƒавай, Ќад€, достанем нашу бутылкуЕ

Ч ƒоставай, Ч подчеркнуто безразлично ответила Ќад€. Ч “ы же пьешь, а не € Ч чего спрашивать?

Ч ћы в честь знакомства, Ќадюша, Ч поддержал Ѕудкин. Ч ¬ерно, “аточка?

Ч ѕолчаса как познакомились, а уже ЂЌадюшаї, Ђ“аточкаїЕ

—лужкин молча пот€нулс€ к шкафу и достал бутылку водки.

Ч Ќад€, не злись, с€дь, Ч позвал он.

—ердита€ Ќад€ подн€ла “ату, села на ее место и пристроила дочку на колени.

Ч ” нас денег на пь€нку нет, Ч твердо сказала она, гл€д€ в глаза —лужкину, и персонально дл€ Ѕудкина добавила: Ч » не будет!

—лужкин печально погладил бутылку и изрек:

Ч ƒоведет доброта, что пойду стучать в воротаЕ

ѕереселение на диван

¬одку допили, и Ѕудкин ушел. «а окнами уже стемнело. Ќад€ мыла посуду, а —лужкин сидел за чистым столом и пил чай.

Ч “ут у крана ишачу, а ты пальцем не шевельнешь, Ч ворчала Ќад€. Ч ∆ивешь от пь€нки до пь€нки, неизвестно, о чем думаешьЕ

Ч ѕочему не известно? »звестно. ќ тебе с “атой.

Ч ≈сли бы обо мне думал, то вз€л бы да помог.

Ч ƒавай помогу, Ч согласилс€ —лужкин. Ч ќтходи от раковины.

Ч ѕоздно уже, Ч мстительно ответила Ќад€. Ч —разу надо было.

Ч “ак € же “атку спать укладывалЕ

Ч ѕолтора часа? ” мен€ она за п€ть минут засыпает.

Ч я ей книжку читал Ч она слушала.

Ч Ѕаловство все это! Ч упорствовала Ќад€. Ч »зображаешь заботливого папочку, да? Ѕыл бы заботливый, так не таскал бы в дом кого попало, деньги бы не пропивал, сам бы как свинь€ не нажиралс€! ≈сли бы € на Ѕудкина не цыкнула, он бы и сейчас сидел!

Ч ≈му на работу завтра, вот он и ушел, а цыкань€ твоего даже не заметил. ј если и заметил, так, когда он захочет Ч ори не ори, будет пить до зари.

Ч Ќе понравилс€ мне твой Ѕудкин, Ч напр€мик за€вила Ќад€. Ч —амодовольный и ограниченный хам.

Ч ƒа тебе все не нрав€тс€. я Ч шут, ¬етка Ч шлюха, —ашенька Ч дура, Ѕудкин Ч хамЕ

Ч  ак есть, так и есть, Ч отрезала Ќад€. Ч „то € сделаю, если у теб€ все друзь€ с приветом? » где ты их только находишь?

Ч я друзей не ищу, они сами наход€тс€, Ч философски заметил —лужкин. Ч — Ѕудкиным € с третьего класса дружу. «р€ ты на него навалилась. ќн хороший, только его деньги и девки избаловали.

Ч „его в нем найти можно? Ч Ќад€ презрительно сморщилась.

Ч  ак Ч чего?  вартира, машина и хрен в поларшинаЕ

Ч ј что Ч квартира, машина, деньги? Ч тут же взъелась Ќад€. Ч ќни всем нужны! „его в этом такого особенного?

Ч ¬от и € думаю Ч чего ж в них такого особенного?..

Ч ≈сли тебе ничего не надо Ч это твои проблемы! Ч закричала Ќад€. Ч “олько про мен€ с “атой ты подумал?

—лужкин предусмотрительно промолчал.

Ч  ажда€ женщина имеет право пожить по-человечески Ч с квартирой, с машиной, с деньгами! » нет в этом ничего зазорного! ”ж лучше бы € за какого богатого вышла Ч хоть пожила бы в свое удовольствие! ј с тобой за эти п€ть лет € чего видела, кроме работы и кол€ски? «р€ € маму послушала Ч надо было аборт делать! ¬сю жизнь ты мне изломал! „его ты мне дал, кроме своих прибауток и поговорочек? ƒай мне сперва квартиру, машину и деньги Ч а потом € посмотрю, нужно это или нет! ј ха€ть-то все горазды, у кого нет ни хрена!..

Ч Ќу, квартира вроде бы естьЕЧ робко пробормотал —лужкин.

Ч ≈сть? Ч воскликнула Ќад€, разворачива€сь лицом к нему. Ч Ёта конура, что ли? ƒа и она на твоих родителей записана!

Ч ј € что сделаю? Ч развел руками —лужкин.

Ч Ќу сделай что-нибудь! “ы же мужчина!

Ч Ё-эЕ пойду-ка €, пожалуй, на балкон покурить, Ч сказал, встава€, —лужкин. Ч ј ты успокойс€, Ќад€. ¬се будет хорошо.

Ч »ди!  ури! Ч с отча€ньем крикнула Ќад€ и загромыхала посудой.

—лужкин ретировалс€ на балкон и курил там, пока Ќад€ не улеглась в постель. —лужкин на цыпочках прокралс€ в комнату. “ата громко сопела в кроватке, выставив из-под оде€ла пухлую ножку. Ќад€ уткнулась лицом в стену, в старый, потертый ковер, пропахший пылью и ѕуджиком. —лужкин поправил “ате оде€ло, тихонько разделс€, лег к Ќаде и осторожно провел рукой по ее боку.

Ч ќ господиЕЧ сказала Ќад€.

Ч я соскучилс€ЕЧ извин€€сь, прошептал —лужкин.

Ќад€ т€жело вздохнула, не оборачива€сь.

Ч ѕослушай, Ч вдруг произнесла она. Ч ƒавно хотела тебе предложить. ƒавай со всем этим закончим. “ак будет честнее. ћне этого не надо, и € теб€ совсем не хочу.

Ч ј € теб€ хочу.

Ч Ћучше найди себе любовницу, только чтобы € не знала.

Ч я не хочу искатьЕ

Ч “ебе нич-чего, Ч Ќад€ с чувством выделила слово, Ч нич-чего в жизни не хочетс€Е Ќу и мне от теб€ ничего не надо.

Ч “ы ведь говорила, что любишь мен€Е

Ч Ќикогда такой глупости не говорила. » вообще, € устала. я хочу спать. »ди лучше на диван, там просторнее.

Ч Ћадно, Ч поднима€сь с кровати, покорно согласилс€ —лужкин. Ч «автра все образуетс€. ”тро вечера мудренее.

Ч Ќе мудренее, Ч жестко ответила Ќад€.

¬стреча Ќаполеона с красными партизанами

 абинет географии был совершенно гол Ч доска, стол и три р€да парт. —лужкин сто€л у открытого окна и курил, выпуска€ дым на улицу. ƒверь была заперта на шпингалет. «а дверью бушевала перемена.



Е  школьному крыльцу ¬итька выскакивает из тесного куста сирени.  онечно, никто не рассчитывает, что ¬итька прорветс€ сквозь палисад, и в запасе у него остаетс€ еще секунда.  ороткой очередью он срубает американского наемника у входа и через две ступеньки взлетает на крыльцо. ƒвери Ч огромные и тугие, их всегда приходитс€ выт€гивать, как корни сорн€ков. «а двер€ми, естественно, притаились десантники, но ¬итька не дает им и шевельнутьс€. —валив с плеча гранатомет, он шарахает пр€мо в желтые дерев€нные квадраты. ¬оющее облако огн€ уноситс€ в глубь здани€, открыва€ дорогу.

ќдним махом ¬итька оказываетс€ внутри школы. ƒва выстрела по раздевалкам, и за решетками полчищами ворон взлетают пальто и куртки. ѕотом еще три выстрела: по директорскому кабинету, по группе продленного дн€ и по врачихе. «атем ¬итька очередью подметает коридор и мимо сорванных с петель дверей бежит к лестнице.

јмериканца на площадке ¬итька удар€ет ногой в живот. “от кричит и катитс€ вниз по ступенькам. ≈ще один лестничный марш, и по проходу ему навстречу несутс€ солдаты. ¬итька долго строчит из своего верного ј ћ, пока последний из наемников, хрип€, не сползает по стене, цепл€€сь за стенд Ђ омсомольска€ жизньї.

»з коридора с вопл€ми Ђ”ра!їЕ м-м, нетЕ ЂЅанзай!їЕ м-м, ну, просто с вопл€ми выскакивают американцы. ƒвоих ¬итька отключает прикладом автомата, третьего ногой, четвертого башкой в живот, п€тому ребром ладони ломает шею, шестому мечет в грудь саперную лопатку, котора€ вонзаетс€ по самый черенок.

¬ылета€ за угол, ¬итька открывает ураганный огонь и бежит вперед.  лассы, классы, комсомольский уголок, учительска€, лестницаЕ

¬итька стал замедл€тьс€. ƒверь кабинета номер дев€тнадцать, номер двадцать, двадцать один, двадцать дваЕ ¬итька затормозил. ƒвадцать три.  абинет русского €зыка и литературы.

’орошо, что родители уехали в командировку. ƒо школы можно идти без куртки. “ак, галстук заправить, вечно он вылезает на пиджак. ¬олосы пригладить. ƒыхание успокоить. Ѕотинки гр€зные Ч вытереть их мешком со сменной обувью. —ам мешок повесить на портфель чистой стороной наружу так, чтобы закрыть надпись Ђјдидасї, сделанную шариковой ручкой на клапане портфел€. Ќу, вроде все.

¬итька помедлил. ќчень он не любил этого Ч быть виноватым перед „екушкой. Ќу и наплевать. ќн осторожно постучал, открыл дверь кабинета, вошел, цепл€€сь мешком за кос€к, и, ни на чем не останавлива€ взгл€да, уныло сказал:

Ч »рида јнтоновна, извините за опозданиеЕ

„екушка сто€ла у доски, держа в руках портрет √огол€. ќна была похожа на башню: огромна€, высоченна€ женщина с розовым лицом, €рко накрашенными губами и крутыми бров€ми. — плеч у нее свисала желта€ сетчата€ шаль. Ќа голове лежала туга€ коса, свернута€ в корону. „екушка говорила о писател€х всегда, словно от восхищени€, тихо и медленно, и смотрела при этом вверх. ‘амили€ у нее была „екасина.

ѕри по€влении ¬итьки лицо у „екушки стало таким, будто ¬итька в сотый раз допустил ошибку в одном и том же слове.

Ч “ы почему опоздал? Ч спросила она, опуска€ портрет.

¬итька, вздохнув, уставилс€ в окно.

Ч ¬ы не понимаете, как сложно вести урок в таком классе, как ваш! Ч „екушка взгл€дом встр€хнула ¬итьку. Ч ¬ы заставл€ете мен€ делать столько ненужной работы! я как педагог, прежде чем начать объ€снение нового материала, по п€тьЧдес€ть минут трачу на то, чтобы сконцентрировать ваше внимание, а потом €вл€ешьс€ ты, и все мы вынуждены начинать сначала. “ы не мне, не себе Ч своим товарищам вредишь, € вам уже тыс€чу раз это говорила. Ћадно, не нужны тебе ѕушкин, Ћермонтов, √оголь, не нужны они —околову, “ухметдинову, Ћисовскому Ч их и так в ѕ“” возьмут. Ќо ведь есть и умненькие реб€та. » они вам не скажут, но подумают: вот благодар€ кому € подготовлен к поступлению в вуз слабее, хуже, чем мои друзь€.  ороче, —лужкин, садись на место, а дневник мне на стол. » запомните все: если опоздал больше чем на п€ть минут Ч в кабинет даже не стучитесь.

¬итька задом пододвинул по скамейке, как всегда, рассевшегос€ ѕашку —усекина по кличке ‘ундамент, поставил на колени портфель и, затаив дыхание, с превеликой осторожностью открыл замок. „екушка не любила, когда на уроке щелкают замками и шлепают учебниками об стол. ≈ще она не любила, когда портфели кладут на столешницы, окрашенные родительским комитетом, на которых от этого остаютс€ черные следы. ƒостав книги и тетради, ¬итька сунул портфель под ноги. „екушка не разрешала ставить портфели в проход у парт. ќбъ€сн€€, она всегда прогуливалась между р€дов и могла споткнутьс€.

Ч ¬итус, ты геометрию сделал? Ч шепотом спросил ‘ундамент.

Ч ” ѕетрова скатал, Ч ответил ¬итька.

Ч ƒайЕ

Ч —лужкин, —усекин! Ч оборвала их „екушка.

’мыкнув, ¬итька открыл учебник и нашел нужную страницу. “ам была фотографи€ Ђ¬.¬.ћа€ковский на выставке Д20 лет работыУї. «доровенный ћа€ковский, улыба€сь и скрестив руки на стыдном месте, разговаривал с пионерами на фоне плакатов, где были изображены разные уродливые человечки. ¬з€в ручку, ¬итька прин€лс€ разрисовывать фотографию: одел ћа€ковского в камзол и треуголку, а пионеров в папахи, ватники и пулеметные ленты. ¬низу ¬итька подписал: Ђ¬стреча Ќаполеона с красными партизанамиї.

“акими переработками сюжетов ¬итька испакостил весь учебник. ƒаже на чистой белой обложке, где строго синел овал с портретом √орького, ¬итька приделал к голове недостающее тело, поставил по бокам бурлаков в л€мках, а на дальнем плане изобразил барку.

–ису€, ¬итька внимательно слушал „екушку. ≈му было интересно.  огда ‘ундамент отвлекал его, ¬итька не отвечал и лишь пинал ‘ундамента ногой под партой. ќчень не люб€ классную руководительницу, ¬итька тем не менее в душе ее уважал. ѕочему так получалось, он понимал с трудом.  орни ненависти отыскать было проще. ¬идно, ¬итька, как и все, уважал „екушку за то, что она была центром мира. ≈сли он был свободен, то свободен от „екушки. ≈сли т€готилс€ Ч то благодар€ ей. ≈сли кто-нибудь был хорошим человеком Ч то лучше „екушки. ≈сли плохим Ч то хуже. „екушка была точкой отсчета жизни.

” доски ма€лс€ —ерега  люкин. „екушка с каменным лицом сидела за своим столом и не оборачивалась к —ереге. — видом человека, кидающего утопающему соломинку за соломинкой, она задавала ему вопросы. ќтветов  люкин, разумеетс€, не знал. ќн криво улыбалс€, бодрилс€, подавал кому-то какие-то знаки, делал угрожающие гримасы и беззвучно плевал „екушке на голову в корону из кос, прозванную Ђвороньим гнездомї.

Ч ѕон€тно, садись, Ч сказала „екушка —ереге и придвинула его дневник.  люкин посто€л за ее плечом, гл€д€, как она выводит двойку, забрал дневник и, маха€ им, отправилс€ на свое место. ѕо пути он шлепнул дневником по голове отличника —метанина. „екушка тем временем написала что-то в ¬итькином дневнике и перебросила его на первую парту —вете ўегловой.

Ч —лужкину, Ч велела она. Ч ѕосмотрим, как остальные выполнили домашнее задание. –€довые, проверьте тетради.

¬итька отпихнул дневник на край парты, демонстративно не интересу€сь тем, что там написано. –аскрыв перед собой тетрадь, он откинулс€ на спинку скамейки и стал рассматривать стенды на стенах. —лева от доски висел стенд Ђѕарти€ о литературеї, справа Ч Ђ„тение Ч это труд и творчествої. «атем вдоль р€да: Ђ—егодн€ на урокеї, Ђ—оветуем почитатьї, Ђ лассный уголокї, Ђ„итательский дневникї, Ђ¬ вашу записную книжкуї. Ќа задней стене Ч Ђѕоэты родного кра€ї и Ђ¬озвраща€сь к любимым книгамї, а посередине огромный планшет ЂЋитературный клуб ДЅригантинаУї с эмблемой и девизом. ѕод потолок уходили портреты классиков вперемежку с их цитатами. ¬се это было знакомо ¬итьке почти до замыленности. Ќа базе своего класса „екушка организовала литературный клуб ЂЅригантинаї. ќснову его составл€ла так называема€ творческа€ группа. ѕока ¬итька числилс€ в ней, он ежемес€чно мен€л экспозиции на стендах. ј потом в кабинете математики на парте ¬итька нарисовал первый выпуск настольной газеты Ђƒвоечникї, и „екушка на пионерском собрании выгнала его из Ђтворческой группыї. ¬итька этим очень гордилс€.

ћежду тем р€довые уже просмотрели тетради. –€довых назначала лично „екушка. ќни были об€заны каждый на своем р€ду проверить, сделано ли домашнее задание.

Ч ” √оршкова и —усекина нету, Ч сказала —вета ўеглова.

Ч ” “ухметдинова и Ћисовского, Ч сказала Ћена јнфимова.

Ч ” јмировой, Ќазарова и «абуги, Ч сказала Ќаташа —оловьева.

Ч ƒневники на стол, Ч велела „екушка, Ч а сами встаньте к Ђстене позораї.

Ђ—теной позораї называлась в кабинете длинна€ стена, у которой те, кто не выполнил домашнего задани€, проводили врем€ от своего разоблачени€ до звонка.

Ч ѕусти, Ч пихнул ¬итьку ‘ундамент и вылез из-за парты.

Ќа столе у „екушки выросла стопка чистых белых дневников в обложках. ¬се они были подписаны красивым почерком Ћены јлфимовой: так распор€дилась „екушка. ¬ начале каждой четверти она устраивала очень долгие классные часы, когда на всю четверть заполн€лось расписание. ƒни получали свои даты, и страниц уже нельз€ было вырвать.

ƒвоечники привалились к Ђстене позораї, окрашенной в зеленый цвет.  то привычно уставилс€ в окно, кто на картинки, кто в пол. ¬итька огл€нулс€ на них и злорадно сделал неприличный жест. ƒвоечники стали украдкой показывать ему кулаки.

Ч »так, тема сегодн€шнего урока Ч поэма √огол€ Ђћертвые душиї, Ч начала „екушка. Ч ¬ы все уже прочитали ее иЕ

» тут в дверь забарабанилиЕ

¬ коридоре р€дом с кабинетом раздавалс€ топот и гомон, кто-то подергал дверь, послышались шлепки брошенных на пол портфелей.

Ч »знутри закрыто, Ч прозвучало за дверью.

Ч “ам сидит, козел.

Ч Ѕлин, щелка узка€, не посмотретьЕ

Ч Ѕаскакова, ты географа нового видела?  акой он?

Ч ƒа уж побаще теб€Е

 то-то €вно измененным голосом противно закричал в замочную скважину:

Ч √еограф, открывай, хуже будет!..

Ч –ыжий, постучи ручкой, как завучиха стучит.

Ч —ам стучи. „его, шестого нашел, да?

Ч “ы, блин, скотина, чего мою ручку-то берешь?..

¬ дверь резко и четко отстучали ручкой. «атем настала тишина Ч школьники ждали. ј затем гр€нул звонок на урок.

ƒверь распахнулась, едва только —лужкин сдвинул шпингалет. ¬ класс с ревом, вопл€ми и грохотом ринулась толпа дев€тиклассников. ¬переди прорывались пацаны, пиха€ друг друга и выдергива€ из давки портфели. —лужкин молча сел за свой стол. ƒевицы, проплывавшие мимо него вслед за пацанами, с интересом огл€дывали нового учител€. ƒев€тиклассницы в основном были крупные, а пацаны мелковаты, как ранн€€ картошка, но среди них попадались редкие экземпл€ры величиной со —лужкина.

—лужкин ждал, пока все расс€дутс€. Ўкольники орали, дел€ парты. Ќаконец сплошной гвалт перешел в сдержанный гомон, и весь класс ожидающе уставилс€ на учител€. —лужкин подн€лс€.

Ч „то ж, здравствуйте, дев€тый Ђвэї, Ч сказал он.

Ч ѕривет! Ч запищали с задних парт.

Ч я вижу, класс у вас развеселый, Ч заметил —лужкин. Ч ƒавайте знакомитьс€. ћен€ зовут ¬иктор —ергеевич. я буду вести у вас географию весь годЕ

Ч ј че не —ушка? Ч крикнули с задних парт. Ч —ушка баще!..

Ч  омментарии оставьте при себе, Ч предупредил —лужкин. Ч »наче комментаторы вылет€т за дверь.

Ќа комментаторов угроза не произвела никакого впечатлени€.

Ч ƒл€ уроков вам будет необходима обща€ тетрадьЕ

Ч “етра-адь?.. Ч дружно возмутились девицы с передних парт.

Ч ƒа, обща€ тетрадь, Ч подтвердил —лужкин. Ч ƒл€ того, чтобы записывать свои умные мысли. »ли глупые.  акие есть, в общем.

Ч ј у нас никаких нет!..

Ч –аньше тетрадей не нужно было!..

Ч я, на фиг, не буду заводить, и все дела! Ч за€вил маленький, рыжий, носатый парень с хриплым пиратским голосом.

√олос этот звучал в общем хоре с первой секунды урока и не умолкал ни на миг.



–убрики:  ÷енные ссылки



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку