Ну вот, наконец, и настал тот долгожданный момент, когда я могу выложить на этих страницах очерк о поездке автобусом на фьорды, из которой я вернулась четыре недели назад.
Автобусом на фьорды
Под шорох шин, под рокот ветра
Послать последнее "прости",
Менять часы на километры
В пропорции один к пяти.
И твердь земную переспорив,
Достичь прибрежной полосы,
И утопить в пучине моря
Свои японские часы!
«Ах, время, время!»
«Иваси», А.Иващенко и Г.Васильев
1. Вагон № 00.
Поездку на фьорды я планировала давно. Но наблюдая за процессом ежегодного улучшения туров по Норвегии моей любимой компании «Туртранс-Вояж» с посещением все большего количества фьордов, я решила, что время играет исключительно мне на пользу, и осваивала иные города и страны.
Но вот, наконец, один из маршрутов компании улучшился до такой степени, что, казалось бы, дальше некуда…
Из самого его названия «8ф+Три фьорда» следовало, что мы посетим, по крайней мере, три самых известных туристам норвежских «длинных, узких, далеко врезанных в скалистый берег заливов»: Лисефьорд, Неройфьорд и Герангерфьорд.
Вообще я предпочитаю использовать для путешествий по Европе на автобусах не летний период, а более комфортные в плане нежаркой погоды майские праздники и бархатный сезон. К тому же, практически все выходные лета у меня расписаны для посещения многочисленных фестивалей и слетов авторской песни.
Однако ко времени тура я уже должна была вернуться с самого значимого из них – Грушинского фестиваля. Да и суровый климат Норвегии убедил меня в том, что там я вряд ли выгорю на солнышке даже в июле. В общем, я решилась!
Сборы, как всегда, проходили в «цейт-ноте». Босс заваливал меня делами и кричал, что мой отпуск в данный момент совсем «не во время». Но беда в том, что, трудясь уже пятый год на благо родной конторы, я так и не смогла выяснить ту волшебную, тщательно скрываемую от сотрудников дату, когда наступает то самое время, в которое в отпуск можно уйти совершенно безболезненно для функционирования компании.
Итак, в редкие моменты свободных от работы, как правило, ночных часов я собирала чемодан.
В пятницу, практически накануне отъезда, в одиннадцать часов вечера покинув пределы родного офиса, я решила заглянуть в Интернет на предмет погоды в Норвегии. Лучше бы я этого не делала…
Вся Скандинавия была затянута тучами, а дневная температура в некоторых уголках этой северной страны, которые нам предстояло посетить, днем едва должна была достигнуть 12-14 градусов выше нуля.
Мало сказать, что я была шокирована! Список вещей срочно подлежал корректировке. Легкие маечки и бриджи в спешном порядке заменялись теплой и непромокаемой одеждой. Я готовилась к встрече с непредсказуемым в погодном плане Севером.
На вокзале выяснилось, что наш плацкартный вагон в Питер имеет нумерацию «00».
«Почти как у Задорнова» – прокомментировала сей факт наш веселый гид Наталья. Действительно, и как тут не вспомнить его знаменитый фельетон про «два девятых вагона»!
Получив необходимые документы, я отправилась в этот таинственный вагон, про себя думая, что обычно подобную нумерацию имеют заведения иного функционального назначения.
В моем отсеке плацкарта ехали туристы нашей группы – Сергей и две Елены.
Одна из Елен тут же поставила нас перед фактом, что нам никуда не деться от распития вина по случаю ее сегодняшнего Дня рождения. Собственно, мы никуда и не хотели деваться и с радостью восприняли это предложение.
Позже к нам пришла Наталья с кучей полезных материалов по предстоящему туру. Нам были представлены планы городов, чтобы мы не зашли, куда не нужно, а также схемы маршрутов по фьордам (видимо, чтобы мы не заплыли, куда не следует).
Сразу возникла мысль о том, что в свободное от основной эскурсии время нам выдадут весла и лодки и предложат самим путешествовать по фьордам, руководствуясь картой. А что, было бы здорово, и внесло бы элемент разнообразия и даже экстрима в наш и без того экзотический тур!
Утром в Питере, по словам Натальи, нас должен был ожидать желтый автобус, на котором нам предстоит покорять Норвегию и заодно лежащие к ней на пути страны.
Однако, когда мы отыскали на Московском вокзале наш автобус, я подумала, что вчерашнее вино пошло мне явно не на пользу. Он был совсем не желтого цвета, а малиново-вишневого. “Ему купили синий-синий, зеленовато-красный шар”.
Но оказалось, что вино здесь не при чем, а желтый автобус сломался и будет догонять нас уже в Европе.
Я мысленно пожелала ему удачи в этом и загрузилась на свой привычный 8 ряд галерки.
2. Затерянные на скандинавском пароме
Российско-финскую границу миновали довольно быстро.
В Хельсинки мы прежде всего полюбовались на монумент Яна Сибелиуса. При этом гид настоятельно рекомендовала не пугать обитающих в окрестностях многочисленных зайцев, опасаясь негативной реакции по этому поводу со стороны местного “Гринписа”. Однако в этот день количество туристов явно превышало популяцию зайцев, и последних мы так и не смогли напугать, поскольку попросту не нашли.
Однако на соседнем озере с многочисленными белыми яхтами были обнаружены красивые большие птицы, напоминающие гусей, что компенсировало расстройство от неувиденных зайцев.
Потом мы посетили церковь в скале, название которой все пыталась вложить в наши головы Наталья. Но «даром преподаватели время со мною тратили, даром со мною мучился…» самый искусный гид .
Впрочем, название церкви Темпелиаукио я, разумеется, помню. Но вот выговорить его, не ломая язык, не представляется возможным. Современное здание церкви больше напоминает концертный зал. В нем и впрямь всегда играет орган.
На снимке - церковь Темпелиаукио.